Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям
Статья 111 (15). Право на обращение о пересмотре судебных решений хозяйственных судов
Стороны по делу и Генеральный прокурор Украины имеют право подать заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов после их пересмотра в кассационном порядке.
Заявление о пересмотре судебного решения в хозяйственных делах по мотивам, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 111 16 настоящего Кодекса, может быть подано лицом, в пользу которого принято решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной.
Не может быть подано заявление о пересмотре определений суда кассационной инстанции, не препятствующих производству по деле. Возражения против таких определений могут быть включены в заявление о пересмотре судебного решения, принятого по результатам кассационного производства.
Комментарий :
Исключительность стадии повторной кассации эт ' связана с исчерпывающим перечнем оснований для осуществления в Верховном Суде Украины по обжалованию постановлений или постановлений Высшего хозяйственного суда Украины. Итак, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Ук ны пересматривает в кассационном порядке постановления или определения Высшего хозяйственного суда Украины в случаях, когда они обжалованы:
1) по мотивам применения Высшим хозяйственным судом Украины по кону или другого нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины. В этом случае кассационная жалоба в Верховный Суд Украи ни обязанности ' обязательно должен содержать ссылку на то, что Высшим хозяйственным судом Украины при принятии постановления или определения было применено законодательство (закон или иной нормативно-правовой акт), не соответствует Основному Закону Украины. Это обусловлено тем, что согласно ст. 8 Конституции Украины именно Конституция Украина имеет самую высокую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.
Соответствующим доказательством того, что закон или иной нормативно-право ный акт противоречит Конституции Украины, есть решение Конституционного Суда Украины о признании того или иного закона (Другой норматив но-правового акта) таким, что не соответствует нормам и положениям Основного Закона Украины.
Следует заметить, что Конституционный Суд Украины принадлежит к системе судоустройства Украины и имеет исключительные полномочия опреде чить соответствие, конституционность определенных норм, положений закона. Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на основании Закона Украины от 16 октября 1996 " О Конституционном Суде Украины ", которым определены основания (круг субъектов ' объектов обращения) обра ния в суд по определению соответствия Конституции Украины (конституционности) нормативных актов
2) в случае их несоответствия решениям Верховного Суда Украины или Высшего суда другой специализации по вопросам применения норм материального права. В кассационной жалобе, подаваемой на этом основании, должно быть указано риипення Верховного Суда Украины или Высшего суда другой специализации, которому постановление или определение, которое обжалуется, не отвечает.
же время существует ограничение. Несоответствие имеет касаться только применение норм материального права. Это может заключаться в том, что при принятии постановления не был применен закон, надо было применить, или применен ошибочно другой, или тот, который не вступил в силу или отменен, судом было неправильно истолковано материальная норма права, т.е. неправильно с ' выяснена ее суть
3) в связи ' связи с выявлением разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта в аналогичных делах, то есть когда кассационная жалоба содержит ссылки на наличие неодинакового применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же нормы права или положения закона (другого нормативно-правового акта).
Это основание обусловлено действием принципа верховенства права, закрепленный ст. 8 Конституции Украина. Согласно Закону Украины " О судоустройстве Украины " задачей суда является осуществление правосудия на началах верховенства права, в целях обеспечения защиты гарантий тованих Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Итак, суды должны в своей деятельности соблю формироваться судебной практики, равно применяя нормы права при рассмотрении аналогичных дел (споров). Верховный Суд Украины как высший судебный орган в соответствии со ст. 47 Закона Украины " О судоустройстве Украины " обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Именно пересмотр дел по основаниям неодинакового применения судом (судами) одной и той же нормы права или положения закона (другого нормативно-правового акта) обеспечивает реализацию этого полномочия Верховного Суда Украины путем возможности дополнительной проверки судебных актов
3-1) по мотивам несоответствия постановлений или постановлений международным договорам, согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины. Кассационная жалоба, которая подается на этом основании, должно содержать ссылку на ст. 9 Конституции Украина, согласно которой действующие международ природные договоры, согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Вместе должен быть указан международный договор, которому противоречит приня нята постановление или определение, а также соответствующий закон Украины, которым дано согласие на обязательное ' язковисть международного договора
4) на основании признания постановлений или определений международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, что время смешивают международные обязательства ' Обязательства Украины. Право лица на обращение за защитой своих прав и свобод в международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина, закреплено в ч. 4 ст. 55 Конституции Украины. Так, международными судебными учреждениями, юрисдикция которых опре нана Украине, является Европейский Суд по правам человека, Международный суд ООН, Экономический суд СНГ.
Европейский Суд по правам человека (EuropeanCourtonHumanRights) был образован в 1959 p. соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. как орган, призванный рассматривать индивидуальные жалобы граждан и неправительственных организаций против государств-участников, которые нарушили их права. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) является международным договором, действующим в рамках Совета Европы и имеет сегодня 41 государство-участник. Украина, ратифи кувавшы Конвенцию (Закон Украины от 17 июля 1997 " О ратифи кацию Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Первого протокола и протоколов № 2, 4, 7 и 11 к Конвенции "), также признала положения этого международного договора частью нацио национального законодательства и вместе с другими державами приняла на себя обязательства ' Обязательства выполнять решения Европейского Суда по правам человека в любом деле, в котором она (ст. 46 Конвенции).
Право на обращение в Европейского Суд по правам человека может быть реализовано лицом при определенных обстоятельствах. Конвенцией установлена срока представления, формы и содержания жалобы, условий использования всех национальных средств защиты). Подача жалобы в Европейский Суд по правам человека не требует оплаты судебных расходов. Вместе с тем нужно заметить, что Европейский Суд по правам человека не является апелляционной или кассационной инстанцией для судов Украины и не имеет полномочий отменять их решения. Европейский Суд по правам человека принимает решение, в которых имело место нарушение прав заявителя или установления ет, что нарушения прав не имело места.
Также Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 29 октября 2001 " О выполнении решений Европейского Суда по правам человека ", на который Президентом Украины было наложено вето. Относительно Международного суда ООН и Экономического суда СНГ, то подведомственность этих международных судебных учреждений ограничивается рассмотрением споров между государствами как суб ' объектами международного публичного права. Это основание обжалования обусловлена договором, согласие на обязательное ' язковисть которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем установленные законом Укра ни, то применяются правила международного договора. Вместе с этим основаниям обеспечивается право лица на выполнение на территории Украины решений международного судебного учреждения. Следует заметить, что перечень исключительных обстоятельств, то есть оснований для пересмотра административных дел в порядке повторной кассации в Верховном Суде Украины, является исчерпывающим.