Стаття 8. Участие государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности
1. Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.
2. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по финансовым вопросам, возникающим в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, а также из административных и иных отношений управления, кроме организационно-хозяйственных, в которых орган государственной власти или орган местного самоуправления является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, принимаются от имени этого органа и в пределах его властных полномочий.
3. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины.
Комментарий
1. Положення статті спрямовані на реалізацію основних принципів державотворення, закріплених в Конституції Украина. Согласно им государство является политико-территориальной организацией общества. Единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти выполняют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Органом законодательной власти Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым. Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Органами местного самоуправления, представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, являются районные и областные советы. Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов. Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать, по инициативе жителей, создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения.
Признавая то, что государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут участвовать в хозяйственной деятельности, статьей отрицается возможность приобретать ими статуса предприятия.
Итак, участие государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования характеризуется следующим:
- органы государственной власти и местного самоуправления могут иметь хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей)
- органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, признаются участниками отношений в сфере хозяйствования в соответствии со ст. 2 этого Кодекса
- органы государственной власти и местного самоуправления выполняют властно политические функции, поэтому их участие в хозяйственно-правовых отношениях носит неосновной характер
- органы государственной власти и местного самоуправления не осуществляют непосредственно хозяйственная деятельность, поэтому не являются субъектами хозяйствования.
2. Выполняя властно-политические функции, органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством принимают различного рода решения: организационно-правовые, административные, финансовые и другие. Принятие таких решений, в частности, предусмотрено ст. 91, 92, 96, 117, 143, 144 Конституции Украины.
Указывая на возможность принятия органами государственной власти и местного самоуправления решений по финансовым вопросам, законодатель регулирует соответствующим нормой права одну из форм государственного руководства экономики - управление.
В части 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых должны приниматься решения органов государственной власти и местного самоуправления по финансовым вопросам, а именно:
а) правосубъектность - для принятия решения орган государственной власти или местного самоуправления должен быть наделен соответствующим правом
б) предмет решения - содержание решения должно направляться на финансовые вопросы, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, на административные и другие отношения управления, кроме организационно-хозяйственных;
в) способ принятия решения - решение принимается от имени органа государственной власти или местного самоуправления и обязательно в пределах его властных полномочий.
3. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления - это совокупность хозяйственных прав и обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, определяют их статус именно как участников отношений в сфере хозяйствования в соответствии со ст. 2 Кодекса. Этот признак в юридической литературе называют еще хозяйственной правосубъектностью, т.е. определяют как совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных отношениях прав и обязанностей.
хозяйственную компетенцию органы государственной власти и местного самоуправления реализуют в связи с осуществлением государственного руководства экономикой.
В комментируемой статье речь идет о два возможных способа реализации хозяйственной компетенции органами государственной власти и местного самоуправления: непосредственное и опосредованное участие государства в хозяйственной обороте.
Непосредственное участие государства в хозяйственном обороте предполагает представительство ее интересов соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления
Так, в частности, анализ положений Конституции Украины позволяет определить, что от имени государства в хозяйственном обороте могут выступать: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства и т.д., а от имени территориальной общины - органы местного самоуправления.
Непосредственное участие государства в хозяйственном обороте в соответствии с положениями комментируемой статьи, может осуществляться только если такое участие не противоречит определенным Конституцией Украины и законами:
- основаниям такого участия
- полномочиями, определяющих характер участия
- способам, при которых она возможна.
Так, например, управление объектами государственной собственности согласно ст. 116 Конституции Украины отнесено к полномочиям Кабинета Министров Украины. О других органы, уполномоченные на осуществление такого управления, об их полномочиях и способ управления говорится в других нормативно-правовых актах (см. Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности ", Положением о Фонде государственного имущества Украины и др.).. К тому же законодательством не исключается определение государства как владельца/эмитента ценных бумаг, участника отношений по государственным закупкам (см. Законы Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 N 921). В связи с этим следует отметить, что статус многих органов государственной власти на сегодня сводится к определению их юридическими лицами (например, Госкомпредпринимательства, Минпромполитики), поэтому речь должна идти не только об органе представителя государства, но и одновременно о юридическом лице, что имеет на это соответствующую компетенцию.
Опосредованное участие государства в хозяйственной обороте предполагает определение круга субъектов, которые могут выступать от имени государства в хозяйственном обороте.
К таким, согласно комментируемой статье, относятся государственные/муниципальные учреждения - то есть специально созданные для этого субъекты государственной или коммунальной формы собственности. Правовой статус таких субъектов определен в разд. II настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 73, 74, 75, 76, 77, 78) и в других нормативно-правовых актах. Опосредованное участие государства в этом случае объясняется тем, что созданы субъекты являются самостоятельными субъектами права.
Кроме того, в хозяйственном обороте от имени государства могут выступать и другие юридические и в определенных случаях физические лица (например, представительство интересов государства-акционера в национальных акционерных компаниях может осуществляться уполномоченным на это согласно договору физическим лицом).