Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 53. Перевыполнение поступлений Государственного бюджета Украины
1. Факт перевыполнения поступлений государственного бюджета признается на основании официальных выводов Министерства финансов Украины относительно выполнения Государственного бюджета Украины по итогам трех кварталов в случае превышения показателей поступлений государственного бюджета, учтенных в росписи государственного бюджета на соответствующий период, более на 15 процентов. Такие выводы подаются Верховной Раде Украины до 15 октября текущего года.
2. Кабинет Министров Украины в течение двух недель со дня объявления указанных официальных заключений обязан подать Верховной Раде Украины соответствующий проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины. При этом поступления государственного бюджета, которые превышают учтенные в законе о Государственном бюджете Украины соответствующие показатели, направляются на реализацию приоритетных инвестиционных программ (проектов), одобренных в установленном законодательством порядке, и осуществления мероприятий, связанных с проведением социальных реформ.
Комментарий
1. Поступления государственного бюджета можно понимать как денежные поступления, получаемые за счет различных источников, виды которых определены в ДК Украина, а размеры установлены ежегодными законами о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, и которые необходимы для обеспечения выполнения задач, реализации функций государства и удовлетворения потребностей населения. Доходы государственного бюджета как один из основных источников поступлений государственного бюджета - это часть государственных доходов, то есть денежных поступлений в основной государственного централизованного фонда денежных средств, который необходим для планомерного развития всех отраслей народного хозяйства, повышения материального благоустройства, культурного уровня населения, обеспечение обороноспособности страны, обеспечение ее территориальной целостности и суверенитета, содержание органов государственной власти и т.д..
Ежегодно доходы планируются в Законе Украины о Государственном бюджет Украины на основе прогнозирования всех налоговых, неналоговых и других поступлений, предусмотренных законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты). Такой прогноз определяется на основе различных макропоказателей, отчетов о выполнении Государственного бюджета Украины (как правило, месячных и квартальных отчетов), с учетом динамики выполнения доходной части государственного бюджета (по отдельным видам доходов) за несколько предыдущих лет. Определяется, каким доходам свойственно перевыполнения, т.е. отклонения от прогнозных показателей, а какие, наоборот, регулярно сокращаются. Однако следует иметь в виду, что все прогнозы приблизительным, это своего рода определенные ориентиры, которые должны быть достигнуты, однако нет гарантий, что так и будет. В худшем случае будет недовыполнение доходной части, а в лучшем - перевыполнение.
Перевыполнения доходной части Государственного бюджета Украины, о котором говорится в ст. 53 БК Украины, возможно, например, в случае увеличения количества операций, подпадающих под налогообложение теми или другими налогами и сборами (это особенно касается НДС, акцизного сбора, а также налога на прибыль предприятий). Однако перевыполнение доходной части бюджета далеко не всегда означает возникновение профицита (профицит бюджета (в соответствии с п. 44 ст. 2 БК Украины) - это превышение доходов бюджета над его расходами с учетом разницы между возвратом кредитов в бюджет и предоставлением кредитов из бюджета). При перевыполнении возможно существование бюджетного дефицита, то есть превышение расходов бюджета над его доходами.
В случае перевыполнения доходной части Государственного бюджета Украины в закон о Государственном бюджете Украины вносятся изменения, согласно которым распределяются доходы, превышающие учтенные в законе о Государственном бюджете Украины показатели.
2. В ч. 1 комментируемой статьи определяют условия, когда именно может быть признан факт перевыполнения доходной части Государственного бюджета Украины. Во-первых, должно быть заключение Счетной палаты и Министерства финансов Украины относительно выполнения Государственного бюджета Украины по итогам трех кварталов. Во-вторых, превышение показателей доходов, учтенных в росписи государственного бюджета на соответствующий период, должно быть больше чем на 15%.
Указанные выводы подаются в Верховную Раду Украины до 15 октября текущего года. Изменения в закон о Государственном бюджете Украины, касающиеся распределения доходов, превышающих учтены в этом законе показатели, могут быть внесены, как правило, не ранее осени текущего года (поскольку полученные Верховной Радой Украины выводы должны быть рассмотрены и проанализированы профильным комитетом по вопросам бюджета, а затем начинается процедура разработки, представления, рассмотрения проекта закона и утверждения соответствующего закона о внесении изменений и т.д.).
Почему необходимы соответствующие выводы именно Счетной палаты и Министерства финансов Украины?
Счетная палата. Согласно ст. 98 Конституции Украины контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата (до внесения изменений в Конституцию Украина в 2004 году Счетная палата осуществляла контроль только за использованием средств Государственного бюджета Украины).
В ч. 1 ст. 161 Регламента Верховной Рады Украины отмечается, что контроль за выполнением Государственного бюджета Украины осуществляет Верховная Рада как непосредственно, так и через Счетную палату.
соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона "О Счетной палате" от 11 июля 1996 Счетная палата, осуществляя свою деятельность, обязана по поручению Верховной Рады Украины проводить экспертизу и давать заключения, в частности, отдельных направлений бюджетно-финансовой, денежно-кредитной политики, а также отдельных вопросов бюджетного процесса по прямым поручениям Верховной Рады Украины. Согласно ст. 2 этого же Закона к задачам Счетной палаты отнесено анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений о их устранения, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом.
Министерство финансов Украина. Согласно Положению о Министерстве финансов Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 N 1837, основными задачами Минфина являются, в частности: 1) обеспечение реализации единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, таможенной политики, политики в сфере государственного внутреннего финансового контроля и контроля за ее проведением Государственной налоговой администрацией, Государственной таможенной службой, Главным контрольно-ревизионным управлением, Государственным казначейством 2) обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины, 3) осуществление мер по повышению эффективности управления государственными финансами, 4) проведение совместно с другими органами исполнительной власти анализа финансово-экономического положения государства, перспектив дальнейшего развития, 5) разработка в установленном порядке проекта Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, прогнозных показателей сводного бюджета Украина, организация работы, связанной с составлением и выполнением Государственного бюджета Украины, координация деятельности участников бюджетного процесса; 6) совершенствование межбюджетных отношений, 7) осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением бюджетного законодательства, 8) разработка стратегии финансирования государственного бюджета. Минфин в соответствии с возложенными на него задачами: 1) участвует в разработке прогнозных показателей и программ экономического и социального развития Украины, 2) определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, общий уровень доходов и расходов бюджета, объем его финансирования для подготовки предложений к проекту Государственного бюджета Украины, 3) готовит и представляет Кабинету Министров Украины предложения относительно внесения изменений в Государственный бюджет Украины; 4) осуществляет в пределах своих полномочий контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного, так и местных бюджетов, если иное не предусмотрено законодательством; 5) осуществляет методическое руководство по вопросам составления и исполнения бюджета; 6) прогнозирует на текущий период и на перспективу налоговые поступления в бюджет, готовит предложения по эффективному распределению финансовых ресурсов для обеспечения государственных расходов, 7) готовит экспертные заключения относительно определения стоимостной величины влияния законопроектов на доходную или расходную часть бюджетов и предложения относительно целесообразности их принятия, возможности и срока вступления в силу.
есть, Министерство финансов Украины является центральным органом исполнительной власти в области бюджетного контроля; Счетная палата также является органом бюджетного контроля, но уже со стороны законодательной власти - Верховной Рады Украины.
3. В ч. 2 ст. 53 БК Украины говорится о разработке и представлении проекта закона о внесении изменений в Закон Украины о Государственном бюджете Украины на текущий год. Согласно п. 6 ст. 116 Конституции Украины Кабинет министров Украины разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его выполнении. Это конституционное положение детализированное в ст. 21 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины" от 21 декабря 2006 г., где указано, что к основным полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере экономики и финансов относится, в частности, разработка проектов законов о Государственном бюджете Украины и о внесении изменений в Государственный бюджет Украины, обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представления Верховной Раде Украины отчета о его выполнении.
соответствии ст. 160 Регламента Верховой Рады Украины в течение бюджетного года в закон о Государственном бюджете Украины могут быть внесены изменения по представлению субъектов права законодательной инициативы (т.е. такие представления имеют право делать Президент Украины, народные депутаты Украины и Кабинет Министров Украины) с соблюдением требований Бюджетного кодекса и Регламента Верховной Рады.
Не допускается внесение изменений в закон о Государственном бюджет Украины, непосредственно предусматривающих внесение изменений в другие законодательные акты Украины. В таком случае сначала вносятся изменения в соответствующий закон и только после того рассматриваются предложения об изменениях в закон о Государственном бюджете Украины. Проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины рассматривается комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, который готовит проект соответствующего заключения (таким комитетом является Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета). Предложения о внесении изменений в проект закона о Государственном бюджете Украины рассматриваются в порядке, определенном разделом IV Регламента Верховной Рады Украины (этот раздел посвящен законодательной процедуре). Следует помнить, что любой закон, влияющий на уменьшение доходов и/или увеличение расходов бюджетов текущего года, не может быть принят в целом Верховной Радой Украины, если одновременно с его принятием не будут внесены соответствующие изменения в закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.