З А К О Н У К Р А И Н Ы
О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2001, N 1, ст.1) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 623-V ( 623 -16 ) от 08.02.2007, ВВР, 2007, N 16, ст.214 N 1718-VI ( 1718 - 17 ) от 17.11.2009, ВВР, 2010, N 6, ст.48 N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон является составной частью ядерного законодательства Украины и определяет основные принципы деятельности физических и юридических лиц с физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения. Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения направлен на защиту интересов национальной безопасности, предупреждения и прекращения диверсий, кражи или любого другого незаконного изъятия ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также укрепление режима нераспространении ядерного оружия. {Абзац второй преамбулы с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11 .2009} Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: 1) диверсия - любые умышленные действия отдельного лица или группы лиц относительно ядерных установок, ядерных материалов, других источников ионизирующего излучения в процессе их использования, хранения < br> или перевозки и радиоактивных отходов в процессе обращения с ними, прямо или косвенно могут создать угрозу для здоровья и безопасности персонала, населения и окружающей среды в результате влияния ионизирующего излучения или выброса радиоактивных веществ; 2) жизненно важные места - определены в проектной документации места, где непосредственно расположены особо важные технические элементы и основное оборудование ядерных установок, ядерных материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения, диверсия в отношении которых может привести к облучению людей или выбросу радиоактивных материалов в объеме, превышающем установленные законодательством допустимые уровни; 3) защищенность ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - соответствие уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов , других источников ионизирующего излучения законодательству; 4) зоны ограничения доступа - определены в проектной документации на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения , земельные участки и полосы, здания, сооружения, их части, свободное передвижение которыми ограничивается и контролируется соответствующими подразделениями охраны; 5) категория ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - показатель уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов , других источников ионизирующего излучения в зависимости от их потенциальной опасности; 6) культура защищенности - характеристика деятельности организаций и поведения отдельных лиц, которая гласит, что защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения уделяется внимание с учетом значимости такой защищенности для обеспечения ядерной и радиационной безопасности; 7) границы ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения - физические барьеры и внешняя поверхность зданий, сооружений, расположенных по периметру ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения; 8) основное оборудование ядерных установок - предусмотрено в проектной документации на ядерные установки оборудования используется в их основном технологическом цикле; 9) особо важные технические элементы ядерных установок - предусмотренные в проектной документации на ядерные установки важные для безопасности приборы, устройства, оборудование, технические системы, повреждения которых (нескольких из них одновременно) может привести прямо или косвенно к облучению людей или выбросу радиоактивных материалов в объеме, превышающем установленные законодательством допустимые уровни; 10) особые работы - все работы в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, допуск к выполнению которых предоставляется при условии проведения специальной проверки сведений о физических лиц - исполнителей таких работ; 11) подразделение по охране - военное подразделение Министерства внутренних дел Украины или субъект охранной деятельности, согласно законодательству выполняет задачи по охране ядерных установок , ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; 12) проектная угроза - свойства и характеристики потенциальных правонарушителей, действия которых могут быть направлены на совершения диверсии, кражи или любое другое неправомерное изъятия радиоактивных материалов, для противодействия которым создается система физической защиты; 13) режим физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - установленный законодательством порядок обеспечения физической защиты; 14) система управления качеством физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - комплекс мероприятий, планируются и систематически осуществляются с целью подтверждения того, что деятельность в сфере использования ядерной энергии осуществляется соответствии с законодательством; 15) специальная проверка - проверка достоверности всех сведений, которые подают о себе физические лица, желающие выполнять особые работы, и выяснения обстоятельств, на основании < br> которых согласно законодательству принимается решение о предоставлении допуска к таким работам; 16) система физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения - совокупность организационно-правовых и инженерно-технических мероприятий, осуществляемых в целях создания условий, направленных на минимизацию возможности совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и укрепление режима нераспространения ядерного оружия; 17) физический барьер - инженерные сооружения, предназначенные для препятствия перемещению правонарушителя; 18) физическая защита - деятельность в сфере использования ядерной энергии, направленная на обеспечение защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и на укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Термин "ядерная установка" употребляется в настоящем Законе в значении, определенном в Конвенции о физической защите ядерного материала ( 995_024 ). {Статья 1 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 a >) от 17.11.2009} Статья 2. Цели физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения Целями физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения (далее - физическая защита) являются: создание условий, направленных на минимизацию возможности совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и укрепление режима нераспространения ядерного оружия {Абзац второй статьи 2 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} содействие осуществлению мероприятий по розыску и возвращению исчезнувших ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и сведения к минимуму радиологических последствий диверсии. {Абзац третий статьи 2 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 3. Основы государственной политики по физической защите Государственная политика по физической защиты осуществляется на принципах: признание физической защиты одним из элементов обеспечения национальной безопасности Украины; ответственности за внедрение и поддержание режима физической защиты {Статья 3 дополнена абзацем согласно Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} наличии государственной системы физической защиты; определение основных требований физической защиты в законах Украины, других нормативно-правовых актах и ??внедрение их в действие; материального и социального обеспечения лиц, осуществляющих государственный надзор, проверку состояния систем физической защиты и обеспечивают функционирование этих систем, на уровне, компенсирует риск вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровья во время выполнения ими служебных обязанностей; признание деятельности физических лиц по регулированию и реализации мер физической защиты профессии в сфере использовании ядерной энергии и радиационной безопасности; признание научного обеспечения вопросов нормирования физического защиты и создание современных технических средств идентификации физических лиц, обнаружения несанкционированных перемещений физических лиц, оружия, взрывчатки одним из приоритетных направлений развития науки и техники; создание государственной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физическому защиты; признание приоритета культуры защищенности {Статья 3 дополнена абзацем согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} обеспечение непрерывного функционирования систем физической защиты ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения со времени выбора площадки под строительство до прекращения существования; {Абзац одиннадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} обеспечение непрерывного функционирования систем физической защиты ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения согласно категории ядерного материала, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего < br> излучения во всех местах их обитания; установление и введение в действие порядка персональной ответственности за создание условий для достижения целей физического защиты {Абзац тринадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} применение всеми заинтересованными органами государственной власти и юридическими лицами единой, заранее созданной системы противодействия актам ядерного терроризма создание и использование единой системы надежной защитой связи между органами государственной власти и юридическими лицами, в компетенции которых относятся учет, контроль, физическая защита ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, противодействия нападению на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другие источники ионизирующего излучения, транспортные средства с радиоактивными материалам {Абзац пятнадцатый статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} применения юридическими лицами, осуществляющими деятельность (в том числе перевозки) в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности, регулирующих и обеспечивающих физическую защиту, взаимосогласованных перечней информации по физической защите, доступ которой должно быть ограниченным, установления единого порядка защиты и допуска к такой информации заинтересованных должностных и должностных лиц, иностранцев и лиц без гражданства {Абзац шестнадцатый части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} < br> целевого государственного финансирования системы физической защиты и надежного контроля за использованием средств, предназначенных для финансирования физической защиты; установление ответственности граждан и должностных лиц за нарушение требований физической защиты. Все органы государственной власти и юридические лица обязаны следовать основ государственной политики по физической защите. Статья 4. Сфера действия Закона Этот Закон регулирует отношения между государством в лице государственных органов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, осуществляющими меры физической защиты. {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Порядок соблюдения требований физической защиты согласно конкретных видов деятельности устанавливается Кабинетом Министров Украине. Статья 5. Условия достижения целей физической защиты на государственном уровне Достижение целей физической защиты на государственном уровне возможно при условии: определение и внедрение принципов государственной политики по физической защиты; создание, внедрения и поддержки государственной системы физической защиты; определение юридических лиц, обеспечивающих защищенность ядерных установок ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения {Абзац четвертый статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} соблюдение требований физической защиты в соответствии с конкретными видов деятельности и категории ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; осуществление функции государственного регулирования (нормирования, лицензирования, надзора) физической защиты; соблюдение требований законодательства о специальной проверки; осуществление профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по физической защите; создание условий достижения целей физической защиты конкретных ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения и перевозок. Статья 5-1. Проектная угроза Проектная угроза определяется на основании результатов оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов. Организация работы по определению проектной угрозы обеспечивается в соответствии с законодательством уполномоченным на это органом государственной власти с привлечением других органов государственной власти. {Закон дополнен статьей 5-1 по закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 5-2. Государственная система физической защиты Государственная система физической защиты создается для достижения целей физической защиты на государственном уровне. Функционирование государственной системы физической защиты основывается на результатах оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов. Задачами государственной системы физической защиты являются: нормативно-правовое регулирование вопросов физической защиты; обеспечение защищенности ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения с учетом проектной угрозы; создание и обеспечение функционирования единой системы защищенной связи между органами государственной власти и юридическими лицами, к полномочиям которых относится осуществление функций учета, контроля, физического защиты и противодействия нападению на ядерные установки, объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, транспортные средства, перевозящие радиоактивные материалы; осуществление государственного надзора и контроля за состоянием физического защиты; организация работы по обмену информацией о состоянии физического защиты и ее сохранения. К субъектам государственной системы физической защиты относятся: орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности; {Абзац второй части четвертой статьи 5-2 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} центральные органы исполнительной власти, осуществляющих государственное управления, Национальная академия наук Украины относительно физического защиты; Служба безопасности Украины; внутренние войска Министерства внутренних дел Украины; центральные органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность. Другие центральные и местные органы исполнительной власти, а также лицензиаты участвуют в обеспечении физической защиты в пределах своих полномочий, определенных настоящим Законом и другими актами законодательства . Порядок функционирования государственной системы физической защиты ( 1337-2011-п ) устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Закон дополнен статьей 5-2 по закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 6. Достижение целей физической защиты конкретных ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения Цели физической защиты конкретных ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, других источников ионизирующего излучения считаются достигнутыми при условии, если выполнены основные требования физической защиты согласно этому Законом, обеспечивается персональная ответственность за функционирования систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения. Статья 7. Достижение целей физической защиты конкретного перевозки Цели физической защиты конкретной перевозки считаются достигнутыми при условии, если согласно законодательству выполнено основные требования физической защиты, обеспечивается персональная ответственность за охрану транспортного средства и за состояние приборов, устройств, оборудования в подвижном составе транспортного средства, а также функционируют предусмотренные нормативно-правовыми актами системы: мер безопасности перевозчика; физической защиты. Статья 8. Охрана и оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения Функции охраны ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения выполняются в порядке, установленном законодательством Украины. Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения имеет целью не допустить их захвата (разрушение) и отразить наступление превосходящих сил противника. Она организуется и ведется в системе территориальной обороны. Оборона должна быть устойчивой, активной, способной отразить нападение противника с любого направления. Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения от нападения снаружи и освобождения их от нападавших осуществляют внутренние войска Министерства внутренних дел Украины и силы помощи извне (соответствующие правоохранительные органы, подразделения специального назначения, другие образованные в соответствии с законами Украины военных формирования) согласно законодательству. {Часть четвертая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Период времени, необходимый для прибытия сил помощи извне, течение которого подразделение охраны должен не допустить нападающих к жизненно важных мест, а также порядок взаимодействия подразделения охраны с силами помощи извне определяются в соответствующих государственных, региональных, объектовых планах взаимодействия. Оборона ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения от угрозы, проектную угрозу, регулируется другим законодательством Украине. {Часть шестая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Раздел II ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ, свободы человека, ГРАЖДАНИНА, должностных и служебных лиц , ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Статья 9. Ограничения, которые вводятся в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности Украина В связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности Украины в пределах ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, транспортных средств и санитарно-защитных зон ограничивается свободное передвижение с ядерными материалами, радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, оружием, патронами, взрывчаткой, другими материалами, предметами, веществами, которые могут вызвать отравление, взрыв , пожар, а также ограничивается доступ: выполнению особых работ; информации с ограниченным доступом; зон ограничения доступа. {Абзац четвертый статьи 9 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Список особых работ и порядок предоставления допуска к их выполнения определяются Кабинетом Министров Украины. {Статья 9 дополнена частью второй согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 10. Информация, доступ к которой ограничивается Отнесение информации по физической защите информации из ограниченным доступом и обращения с ним осуществляются в соответствии с законодательством Украины. Статья 11. Получение иностранцами и лицами без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, допусков и разрешений к местам и работ , где действуют ограничения Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, получают допуск к выполнению особых работ, к информации с ограниченным доступом и разрешение на передвижение к местам, где действуют ограничения, если: в соответствующем международном договоре, заключенном согласно требованиями настоящего Закона и иного законодательства, изложены цели и перечень особых работ, для выполнения которых специалистам, представляют иностранную сторону договора, необходимо иметь указанный допуск или разрешение; иностранной стороной договора определены ее юридических лиц, несут ответственность за соблюдение условий обеспечения сохранности информации с ограниченным доступом, которая является собственностью Украине, и указано, что полномочия специалистов иностранной стороны договора (иностранцев или лиц без гражданства), которым необходимо предоставить указанный допуск или разрешение, будет подтверждено письменно; иностранная сторона договора и определенные им юридические лица взяли письменное обязательство о том, что информация с ограниченным доступом, которая является собственностью Украины и станет известной специалистам иностранной стороны договора, будет использоваться только для целей, указанных в договоре, без каких-либо отклонений, не будет утрачена или скопирована и не будет передана кому-либо без письменного согласия украинской стороны договора; получено письменное подтверждение полномочий специалистов иностранной стороны договора и определены должностное лицо - гражданина Украины, их сопровождает. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в установленном порядке получили допуск к выполнению особых работ и разрешение на передвижение к местам, где < br> действуют ограничения, имеют право доступа к таким местам без сопровождения должностного лица - гражданина Украины на основании соответствующего распоряжения центрального органа исполнительной власти, к сфере управления которого относятся предприятия, где ведутся особые работы . {Статья 11 дополнена частью по закону N 623-V ( 623-16 ) от 08.02.2007} Допуск иностранцев и лиц без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, к информации по физической защите, содержащий сведения, составляющие государственную тайну Украины, < br> в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной тайне" ( 3855-12 ). Статья 12. Статус лиц, осуществляющих физическую защиту Лица, осуществляющие физическую защиту, по своему статусу приравниваются к персоналу, осуществляющего деятельность в сфере использования ядерной энергии. Раздел III ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Статья 13. Нормирование физической защиты Нормирование физической защиты осуществляется на основании научно-технических разработок. Основными вопросами нормирования физической защиты являются: определение проектной угрозы {Абзац второй части первой статьи 13 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} определение категорий ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и перевозок в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности; определение уровня физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и перевозок в сфере использования ядерной энергии; установление порядка проведения специальной проверки и предоставления допусков к выполнению особых работ {Абзац пятый части первой статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} установление требований физической защиты при проектировании ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и других источников ионизирующего излучения; установление требований по обеспечению физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, в том числе при их перевозки { Абзац седьмой части первой статьи 13 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009}
{Абзац восьмой части первой статьи 13 исключен на основании Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009}
установление требований лицензирования, надзора, экспертизы физической защиты в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности; установление требований по использованию вооруженной охраны в системе физической защиты. Основные вопросы нормативного регулирования физической защиты являются основой для формирования государственных научно-технических программ по физической защиты и должны учитывать требования правоохранительных органов относительно уровня физической защиты. Проекты нормативно-правовых актов по вопросам физической защиты разрабатываются с учетом проектной угрозы. {Статья 13 дополнена новой частью согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Нормативно-правовые акты по вопросам физической защиты подлежат экспертизе и согласованию в порядке, установленном законодательством Украине. Статья 14. Отдельные вопросы разрешительной деятельности Условия и правила осуществления деятельности в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности определяются с учетом требований физической защиты, предусмотренных настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами . Статья 15. Государственная экспертиза физической защиты Государственная экспертиза физической защиты - экспертно-аналитическая и научно-техническая деятельность, которая проводится органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности с привлечением Службы безопасности Украины и центральных органов исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность в пределах их полномочий с целью установления соответствия мероприятий по физической защите законодательству в этой сфере. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Обязательной государственной экспертизе физической защиты подлежат проекты создания, модернизации и реконструкции систем физической защиты ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения и перевозок радиоактивных материалов. Государственная экспертиза физической защиты является обязательной частью государственной экспертизы ядерной и радиационной безопасности, проводится в соответствии с законодательством. {Статья 15 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 a >) от 17.11.2009} Статья 16. Государственная проверка систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения < br> Порядок проведения государственной проверки систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения и планов взаимодействия в случае совершения диверсий определяет Кабинет министров Украине. Проверка планов взаимодействия, разработанных на случай совершения диверсий, осуществляется путем проведения соответствующих совместных учений в срок, согласованный со всеми органами государственной власти и юридическими лицами, указанными в этих планах. {Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 17. Профессиональная подготовка по физической защите Органы государственной власти, эксплуатирующие организации и лицензиаты обеспечивают плановую профессиональную переподготовку и повышения квалификации собственных специалистов по физической защите, персонала подразделений охраны, персонала, обеспечивающего эксплуатацию ядерных установок, использования, хранения ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения. Статья 18. Первоочередные требования физической защиты В первоочередных требований физической защиты относятся: установление и осуществление соответствующими центральными органами исполнительной власти эксплуатирующими организациями и другими лицензиатами порядка финансирования создания и обеспечения функционирования систем физической защиты {Абзац второй статьи 18 < br> с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} создание условий для защиты информации с ограниченным доступом; требований специальной проверки и допуска к выполнению особых работ, проведение профессиональной переподготовки физического защиты специалистов, на которых возлагается осуществление функций физической защиты и выполнения других особых работ {Абзац четвертый статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 1718-VI ( 1718-17 a >) от 17.11.2009} назначения ответственным за организацию выполнения требований и мер физической защиты заместителя руководителя центрального органа исполнительной власти, одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации {Абзац пятый статьи 18 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} назначения приказом одного из заместителей руководителя предприятия ответственным за состояние системы физической защиты этого объекта; разработка и выполнение планов обеспечения физической защиты и планов взаимодействия лицензиатов, органов государственной власти и сил помощи извне в случае совершения диверсии {Статья 18 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} создание и обеспечение функционирования системы управления качеством физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения. {Статья 18 дополнена абзацем восьмым согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009 } Статья 19. Уровень физической защиты Порядок определения лицензиатом уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения согласно их категории устанавливается Кабинетом Министров Украины. Требования к уровню физической защиты определяются нормативно-правовыми актами по вопросам физической защиты. {Статья 19 дополнена частью второй согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Ядерные материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения, категория которых не определяется, подлежат защите с учетом практической целесообразности и согласно требований ядерной и радиационной безопасности. {Статья 19 дополнена частью третьей согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} {Статья 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 20. Основные требования к системе физической защиты Система физической защиты ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, действует исключительно в их пределах и должна {Абзац первый части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} определяться после выбора места строительства ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами вводиться с начала ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, каждой отдельной его очереди; меняться в случае необходимости в процессе строительства ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, каждой отдельной его очереди;
{Абзац пятый части первой статьи 20 исключен на основании Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009}
оценивать и учитывать обстановку в окружении ядерной установки и объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения {Абзац шестой части первой статьи 20 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} < br> создаваться с учетом проектной угрозы, принципов дифференцированного подхода и глубокоэшелонированной защиты {Абзац седьмой части первой статьи 20 в редакции Закона N 1718-VI (< a"/laws/show/1718-17" target = _blank> 1718-17 ) от 17.11.2009} обеспечивать противодействие незаконному проникновению извне и несанкционированным действиям лиц, находящихся в зонах ограничения доступа, характеристики которых определены проектной угрозой. {Абзац части первой статьи 20 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009 } Система физической защиты перевозок ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения действует исключительно в пределах маршрутов перевозок и транспортных средств и должна: обеспечивать возможность противодействия нападению извне; учитывать обстановку на маршруте перевозки; создаваться заранее и вводиться на период подготовки и осуществления каждой конкретной перевозки. Статья 21. Основные требования физической защиты к деятельности в сфере использования ядерной энергии При осуществлении деятельности в сфере использования ядерной энергии должны соблюдаться следующие основные требования физической защиты: деятельность начинается с соблюдением первоочередных требований физической защиты, определенных настоящим Законом; маршруты перевозки ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения выбираются из учетом требований физической защиты и их категорий в зонах ограничения доступа не могут находиться любые дома, здания, сооружения и т.п., а также рабочие места, непосредственно не связанные с основным технологическим процессом, что осуществляется в этих зонах; перевозку или перемещение ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения осуществляется только при наличии соответствующей системы физической защиты перевозку или перемещение и жизненно важного места, они размещаться; перевозке ядерных материалов осуществляется при условии непрерывной на этот период взаимодействия представителей перевозчика, органов государственной власти, ответственных за обеспечение ядерной и радиационной безопасности и охраны; < br> проектирование, создание и ввод в действие систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения осуществляются с соблюдением требований соответствующих нормативно правовых актов и могут происходить по этапам; планирование маршрутов перемещения любых летательных аппаратов в воздушном пространстве над ядерными установками осуществляется согласованию с эксплуатирующей организацией. Раздел IV ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 22. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере физической защиты Кабинет Министров Украины: обеспечивает проведение государственной политики по физической защите на принципах, определенных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами; обеспечивает разработку и реализацию общегосударственных научно-технических программ по физической защиты; организует разработку и утверждает государственный план взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти на случай совершения диверсий, обеспечивает тренировку (обучение) по этому плану. {Абзац четвертый статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 23. Полномочия правоохранительных органов в сфере физической защиты {Название статьи 23 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Правоохранительные органы: {Абзац первый статьи 23 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460 -17 ) от 16.10.2012} {Абзац второй статьи 23 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} участвуют в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и в определении проектной угрозы; {Статья 23 дополнена абзацем согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} участвуют в определении уровня физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, а также в разработке, создании и внедрении в действие соответствующих систем физической защиты; информируют орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, о необходимости корректировки установленного уровня физической защиты {Абзац пятый статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} принимают меры в соответствии с компетенцией и действующего законодательства в случае выявления нарушений установленного уровня физической защиты; обеспечивают профессиональную подготовку должностных и служебных лиц подразделений, осуществляющих функции физической защиты; в пределах своей компетенции осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию соответствующих правонарушений в сфере физической защиты, предусмотренных этим Законом, и по возвращению исчезнувших ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; {Абзац восьмой статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} участвуют в проведении специальной проверки граждан в связи с предоставлением им допуска к особым работам. {Абзац девятый статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} Статья 24. Полномочия центральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, и Национальной академии наук Украины по физической защиты Центральные органы исполнительной власти, осуществляющих государственное управления, Национальная академия наук Украины согласно своей компетенции: создают условия для достижения целей физической защиты на государственном уровне обеспечивают реализацию государственной политики по физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, относящиеся к сфере их управления, а также перевозок и контроль за ее осуществлением; выполняют требования физической защиты; участвуют в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и в определении проектной угрозы; {Абзац п ' пятый статьи 24 в редакции Закона N 1718-VI ( 1718-17 ) от 17.11.2009} разрабатывают и реализуют государственные программы, планы и мероприятия по физической защите ядерных установок на каждом этапе их жизненного цикла разрабатывают и утверждают ведомственные и отраслевые нормативно-правовые акты по физической защите и внедряют их в действие; организуют и финансируют научно-технический и научно-исследовательский сопровождение физической защиты на предприятиях, принадлежат к сфере их управления; организуют деятельность по определению, создания, обеспечение функционирования систем физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения, в том числе и при осуществлении перевозок; контролируют обеспечение физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения и перевозок; организуют проведение специальной проверки для предоставления допусков к особым работам, периодический контроль порядка оформления допусков; организуют взаимодействие органов исполнительной власти по вопросам физической защиты; организуют и финансируют проведение проверок планов взаимодействия подразделений охраны с силами помощи извне; разрабатывают ведомственные перечни сведений по физической защите, содержащих государственную тайну и другую информацию с ограниченным доступом, обеспечивают ее защиту; участвуют в международном сотрудничестве по физическому защиты; выполняют функции заказчика и органа управления государственными научно-техническими программами по физической защите; подают ежегодные отчеты по вопросам физической защиты органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. {Абзац семнадцатый статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 25. Полномочия органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности {Название статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности: {Абзац первый статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере физической защиты {Абзац второй статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} участвует в проведении оценки угрозы совершения диверсии, кражи или любого другого неправомерного изъятия радиоактивных материалов и определении проектной угрозы {Абзац статьи 25 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} организует в установленном законодательством порядке работу по подготовки и выполнения общегосударственных, других программ физического защиты, проведение научных и научно-технических исследований в этой сфере; < br> разрабатывает и осуществляет меры по формированию культуры защищенности; разрабатывает и утверждает нормы и правила физической защиты; устанавливает требования к системам управления качеством физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения; div > |