Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям



Статья 111. Виды ответственности за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложенных на контролирующие органы

111.1. По нарушение законов по вопросам налогообложения и второго законодательства, контроль за соблюдением которого возложенных на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности:

111.1.1. финансовая

111.1.2. административная

111.1.3. уголовное.

111.2. Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и второго законодательства устанавливается и применяется согласно этим Кодексом и другими законами. Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

Комментарий

1. Эта статья Кодекса определяет виды юридической ответственности, применяемые за нарушение законов по вопросам налогообложения и второго законодательства, контроль за соблюдением которого возложенных на контролирующие органы. Очевидно, что под термином " нарушение законов по вопросам налогообложения и второго законодательства, контроль за соблюдением которого возложенных на контролирующие органы " законодатель подразумевает именно налоговое правонарушение, определенное в статье 109 Кодекса. Однако, Указанное формулировки отличается от определения налогового правонарушения. Основным отличием является ссылка на уровень законодательного урегулирования контрольных полномочий. Если в этой статье Кодекса определяется, что эти полномочия Должны устанавливаться только законами, то согласно статье 109 такие полномочия могут определяться и подзаконнымы актами. Трудно объяснить такое очевидное противоречие.

Кроме того, требует на дополнительное обоснование такой подход, при котором законодатель изначально определяет налоговое правонарушение, а затем применяет НЕ этот срок, а другие формулировки, Которые к тому же отличаются от определения. Можно предположить, что создатели Кодекса имели в виду в статье 111 Кодекса другие действия, чем налоговые правонарушения, определенные статьей 109. Однако, анализ признаков ЭТИХ деяний, определенных и ст. 109 и ст. 111 НКУ, не позволяет сделать вывод о достоверности такого предположения.

2. В правоприменительной практике очень часто встречаются случаи, когда противоправное деяние одновременно содержит признаки нескольких видов правонарушений. Такое деяние Считается одновременно правонарушением нескольких видов. И юридическая ответственность РАЗЛИчНЫХ видов наступает за каждое правонарушение в отдельности. Исключением согласовании статье 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях есть ситуации, когда правонарушение содержит признаки преступления и админпроступку. В этом случае такое деяние Считается преступлением и применяется уголовная ответственность (ч. 2 КУоАП), а административная ответственность не применяется. Вторыми словам, только административная и уголовная ответственность не могут применяться вместе за одно правонарушение.

Во втором такие коллизии предлагает решать Налоговый кодекс. Ведь в статье 111 законодатель определяет, что за налоговое правонарушение может быть применена финансовая, административная и уголовная ответственность. Представляется, что такое введение административной и уголовное ответственности за налоговые правонарушения противоречит принципам и нормам как административного, так и уголовного права.

Так, статья 2 УК определяет, что основанием уголовное ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления. Согласно Кодекса Украины об административных правонарушениях основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения. Понятно, что некоторые налоговые правонарушения могут иметь признаки как преступлений, так и админпроступкив, однако, ни в коем случае и УК, и КоАП НЕ определяют налоговое правонарушение основанием уголовного или административной ответственности. Таким образом, введение административной и уголовное ответственности за налоговые правонарушения должно происходить путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях. Однако Соответствующие изменения Внесены НЕ были.

3. Кроме того, представляется необоснованным определение Кодексом правонарушения как налогового, а ответственности по его совершение - как финансовой. Если авторы Кодекса Пытались создать правовые основы формирования нового вида юридической ответственности в Украине, логичнее было бы применять один и тот же термин для определения таких принципиальных категорий как правонарушение и ответственность, например, налоговые и правонарушения и ответственность.

4. Статья 111 Кодекса определяет формы, внешнее проявление финансовой ответственности, другими словами - виды финансовых взысканий за нарушение законов по вопросам налогообложения и второго законодательства. Следовательно, финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени. НЕ критикуя определение ЭТИХ санкций как основных форм финансовой ответственности, отметим, что в этом случае законодатель предлагает еще одно противоречивой нововведение. При этом, это нововведение определенными образом поражает теоретические основы, общие принципы и всю систему юридической ответственности вообще. Статья 61 Конституции Украины провозглашает, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение. Зато данная статья НКУ устанавливает, что за одно налоговое правонарушение можно применять и штрафные (финансовые) санкции (Штрафы), и пеню. При этом ни один из ЭТИХ видов взысканий не определяется как дополнительный, что позволило бы применять их одновременно.

Вызывает также определенные предостережения и использования в этой статье сложного формулировки для определения ЭТИХ санкций: " штрафные (финансовые) санкции (штрафы) ". Это же сложное и неудобной формулировка используется и в статьях, устанавливающий общие положения и правила применения финансовых взысканий. Использование термина " штраф ", Которым по сути и есть эти санкции, Значительно упростило бы правоприменения. Тем более, что в статьях Кодекса, устанавливающие эти санкции за определенные правонарушения, используется именно термин " штраф ".

5. Если законодатель в этом Кодексе пытался заложить правовые основы формирования нового вида юридической ответственности, совершенно противоречивыми выглядят случаи установления штрафов вне Главы 11 Кодекса, как, например, в пункте 50.1. В этом случае остаются открытыми многие вопросы: есть ли такие штрафы взыскания финансовой ответственности; если да, то почему их правовое регулирование Выведен за пределы Главы 11: если они таковыми НЕ являются, то санкциями какому виду ответственности они. Эти и многие другие вопросы требуют ответы в установленном порядке.