Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 128. Неподання або подання з порушенням строку банками чи іншими фінансовими установами податкової інформації органам государственной налоговой службы

128.1. Непредставление или представление налоговой информации банками или другими финансовыми учреждениями с нарушением срока, определенного этим Кодексом, органам государственной налоговой службы, - влекут наложение штрафа в размере 170 гривен.

Те же действия, совершенные в течение года после применения штрафа, - влекут наложение штрафа в размере 340 гривен.

Комментарий :

1. Об ' объектом правонарушения, определенного статьей 128 Кодекса, являются правоотношения по представлению банками или другими финансовыми учреждениями налоговой информации органам государственной налоговой службы.

2. Сб ' объектами этого правонарушения могут быть банки в соответствии с Законом Украины " О банках и банковской деятельности " и финансовые учреждения по закону Украины " О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ".

Данное правонарушение может быть совершено путем бездействия - непредставление соответствующей информации, или непредставление ее в пределах установленных Кодексом сроков.

Для анализа о ' объективной стороны этого правонарушения очень важно понятие и объемы налоговой информации, которую банки должны предоставлять налоговым органам. Определяя такую и определяет ее в статье 25 1 как " совокупность сведений и данных, созданные или полученные субъектами ' объектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций ". Часть вторая этой статьи гласит, что защита налоговой информации гарантируется государством. А часть третья, в свою очередь, отсылает к Налоговому кодексу Украины и других нормативно-правовых актов по определению системы налоговой информации, ее источников и режима. Статья 37 действующего Закона Украины " Об информации " среди официальных документов, не подлежащих обязанности ' обязательному предоставлению для ознакомления, по информационным запросами определяет и информацию финансовых учреждений, подготовленную для контролирующих органов, кроме случаев, когда такая информация требуется по письменному запросу контролирующего органа для осуществления налогового, таможенного, бюджетного и валютного контроля. Статья 30 фактически запрещает самостоятельно определять режим доступа к информации, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливать для нее систему (способы) защиты лицам, владеющим информацией коммерческого и банковского характера, а также информации, правовой режим которой установлен Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины (по вопросам статистики, экологии, банковских операций, налогов и т.д.).

Однако 09.05.2011 вступит в силу новая редакция этого Закона, утвержденная Верховной Радой Украины 13.01.2011 за N 2938-VI. В этой редакции определения налоговой информации почти не изменилось: " Налоговая информация - совокупность сведений и данных, созданные или полученные субъектами ' объектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины " Кроме этого определения статья 16 Закона содержит традиционное отсылки к НК Украины: " правовой режим налоговой информации определяется Налоговым кодексом Украины и другими законами ". Однако, других норм по налоговой информации новая редакция Закона не закрепляет.

Право налоговых органов получать безвозмездно от учреждений Национального банка Украина, коммерческих банков и других финансовых учреждений справки в порядке, установленном Законом Украины " О банках и банковской деятельности " и НКУ, справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда - информацию об объеме и обращении средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов ' объектов предпринимательской деятельности, устанавливает пункт 20.1.3 Кодекса.

Порядок получения налоговыми органами такой информации, в том числе и от банков и других финансовых учреждений, устанавливается статьей 72 Кодекса. В частности, п. 72.1.3 этой статьи определяет право таких органов получать от банков, других финансовых учреждений информацию о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика. Вместе с тем, этой статьей определены основания такого обращения и порядок получения и объем информации, которую налоговый орган непосредственно может получить от банка, определяются Законом Украины " О банках и банковской деятельности ". Статья 60 этого Закона определяет, какая информация является банковской тайной, в которую, в частности, относятся: операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки; финансово-экономическое состояние клиентов, информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности, сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация, сведения о банковских счета клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины и т.. При этом, п. 73.4 Кодекса устанавливает, что для получения информации о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика предоставляется в объемах больших, чем предусмотренные выше, контролирующий орган обращается в суд, по решению которого такая информация может быть предоставлена.

Статья 62 Закона, определяя порядок раскрытия банковской тайны, устанавливает, что такая информация может быть предоставлена налоговой службы Украины по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица - субъектов ' объекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени. Указанной статьей Закона устанавливаются также требования и ограничения относительно предоставления такой информации. Так, например, банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

Пункт 73.3 устанавливает, что срок для подачи информации налоговым органам составляет один месяц со дня, следующего за днем Запрос считается врученным, если он направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку налогоплательщику или другому суб ' объекта информационных отношений или его должностному лицу.

В случае если запрос составлен с нарушением требований относительно содержания, реквизитов, оснований предоставления и объема информации, изложенных в абзацах первом и втором п. 73.3, налогоплательщик освобождается от обязанности ' связи предоставлять ответ на такой запрос и ответственность, предусмотренная статьей 128 Кодекса, к такому правонарушителя применена быть не может.

Необходимо заметить, что Закон Украины " О банках и банковской деятельности " и Кодекс, устанавливая указанные требования, используют разную терминологию, например, " запрос " в Кодексе и " требование " в Законе; по-разному определяют требования к реквизитам запроса и т.. Однако, поскольку Закон устанавливает более специальные нормы, чем Кодекс, и при том Кодекс в п. 73.3 отсылает к нормам Закона, следует, что в случае таких различий следует применять нормы Закона.

Анализируя о ' объективную сторону данного правонарушения, необходимо отметить, что ответственность по данной статье наступает в случаях нарушения определенных статьей 69 НКУ срока и порядка представления информации об открытии или закрытии банковских счетов, ответственность за которое наступает в порядке статьи 118 Кодекса.

Штраф за это правонарушение устанавливается в размере 170 гривен.

2. Вторая часть пункта 128.1 устанавливает ответственность за совершение такого правонарушения в течение года после применения штрафа. В этом случае сумма штрафа удваивается.