Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 276. Особливості встановлення ставок земельного налога
276.1. Податок за земельні ділянки (в межах населених пунктів), зайняті житловим фондом, автостоянками для зберігання особистих транспортних засобів громадян, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садовыми обществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3 процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 настоящего Кодекса.
276.2. Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и о ' объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не пол ' связано с функциональным назначением этих территорий и ' объектов, взимается в п ' пятикратном размере налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 настоящего Кодекса.
276.3. Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и о ' объектах историко-культурного назначения, использование которых эт ' связано с функциональным назначением этих территорий и ' объектов, взимается в размере, вычисленному согласно статьям 274 и 275 настоящего Кодекса с применением следующих коэффициентов:
276.3.1. международного значения - 7,5
276.3.2. общегосударственного значения - 3,75
276.3.3. местного значения - 1,5.
Действие этого пункта не применяется к земельным участкам, на которых расположены дипломатические представительства, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями), согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины, пользуются помещениями и прилегающими к ним земельными участками на платной основе.
276.4. Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), относящихся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются на общих основаниях), предоставленные горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, и земельные участки, на которых расположены аэродромы, взимается в размере 25 процентов налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.
276.5. В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанными в пунктах 276.1 и 276.4 этой статьи, другим суб ' объектам, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора, и статьи 275 настоящего Кодекса.
276.6. Налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения о ' объектов энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25 процентов налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278, 279 и 280 настоящего Кодекса.
Комментарий
пункту 276.1 статьи 276 Налогового кодекса Украины
П. 276.1 комментируемой статьи закрепляет правило определения ставки земельного налога за земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для указанных в данном пункте потребностей. Об определении основы для расчета ставки земельного налога норма отсылает к ст. ст. 274, 275 НКУ (1% " суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 настоящего Кодекса " ). Отсылочный характер нормы касается правил исчисления суммы, от которой в дальнейшем необходимо взять 3%, что и будет составлять ставку налогообложения.
Выбор для применения ст. 274 или ст. 275 объясняется тем, проведена ли денежная оценка соответствующих земель (ведь именно этим отличаются данные статьи, если принять во внимание, что нахождение земельных участков в пределах населенного пункта является неизменным условием при выборе нормы для применения).
В случае, если денежная оценка соответствующих земель проведена, возникает вопрос о возможности применения ст. 274 для расчета суммы налога. Так, диспозиция ст. 274 НКУ предусматривает, что ставка налога устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в ст. 276 НКУ. По нашему мнению, ссылка на ст. 274 используется только для использования правила вычисления суммы: " в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки ". Таким образом, окончательный расчет выглядит так: сумма налога = 3% от суммы, что составляет 1% от нормативной денежной оценки земель.
В случае отсутствия нормативной денежной оценки соответствующих земель применению подлежит ст. 275 НКУ (см. комментарий).
Отдельного комментария требуют положения относительно цели использования соответствующих участков.
Так, занятыми жилищным фондом участками являются такие земельные участки, на которых размещены здания и помещения в них, что в соответствии ст. 4 ЖК РСФСР отнесены к жилому фонда.
Следующая категория землевладельцев (пользователей) некоторое время вызвала толкованиях, что было обусловлено низкой юридической техникой формулировки нормы и отсутствием в предложении необходимых знаков препинания, а следовательно - искажало содержание нормы. Ситуацию исправлено Законом от 07.07.2011 N 3609-VI - Добавлена безприбутковости использования соответствующих земельных участков, очевидно, должен корреспондировать статус владельца (пользователя) земельного участка как лица, деятельность которой не направлена налогом следует понимать только специально отведенную для этой цели техническое сооружение или открытая площадка, предназначенные для хранения автотранспорта.
отношении земельных участков, предоставленных для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, которые заняты производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, дополнительно см.. соответственно комментарий к ст. ст. 272, 280, 273 НКУ.
пункту 276.2 статьи 276 Налогового кодекса Украины
П. 276.2 устанавливает повышенные ставки земельного налога за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и о ' объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, используются не по назначению. Заметим, что в контексте комментируемого положения срок " функциональное назначение " тождественно понятию " целевое назначение ".
Следовательно, понятие и правовой режим упомянутых земельных участков нуждающимся детализации.
О территорий и ' объектов природоохранного назначения, то такими со всей очевидностью считаются территории и об ' объекты природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения (по классификации ЗКУ), что следует из содержания посвященной им гл. 7 ЗКУ.
соответствии со ст. 43 ЗКУ и ч. 1 ст. 7 ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины " земли природно-заповедного фонда - это участки суши и водного пространства с природными комплексами и о ' объектами, имеющие особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и ' объектов природно-заповедного фонда.
Определяющим в понятии земель природно-заповедного фонда является формальный критерий: какими бы ценными ни были участки суши и водного пространства с природоохранного, экологического, научного, эстетического, рекреационного стороны и т.п., только те из них об ' объектами природно-заповедного фонда, которым предоставлено соответствующего статуса. И наоборот, участки, которые явно не имеют существенного ценности, однако объявленные об ' объектами природно-заповедного фонда, соответствующий статус имеют.
Порядок создания и объявления территорий и ' объектов природно-заповедного фонда определяется разделом VII ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины ".
Следует обратить внимание на то, что земли природно-заповедного фонда одновременно могут быть землями историко-культурного (см. ч. 2 ст. 7 ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины "), лесного фонда (см. ст. ст. 70, 85, 100 ЛКУ), водного фонда (см. . ст. ст. 5, 8, 9, 94 ВКУ) и другие.
Правовой режим каждого из о ' объектов природно-заповедного фонда, требования по их зонирования и т.д. определяются разделом III (ст. ст. 15 - 38) ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины ", а также положением о соответствующем о ' объект или проектом организации его территории, принимаемые в соответствии с приказом Минприроды от 06.07.2005 N 245 " Об утверждении Положения о Проекты организации территорий учреждений природно-заповедного фонда Украины " приказа Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерства культуры Украины от 20.02.98 N 21/46 " Об утверждении Положения о зоологический парк общегосударственного значение ".
Непосредственно из целевого назначения земель природно-заповедного фонда следует запрет осуществления на землях природно-заповедного фонда любой деятельности, противоречит целевому назначению или может негативно влиять на состояние о ' объектов природно-заповедного фонда: в большинстве случаев земельные участки изымаются из хозяйственного использования, или такая деятельность строго ограничивается (в частности, см.. ст. ст. 7, 9 и др.. ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины ").
Ч. 1 ст. 46 ЗКУ определяет земли " другого природоохранного назначения " очень нечетко, не давая четкого ответа, какие именно земельные участки следует относить к этому разновидности земель. Однако проблемы это не порождает, поскольку никаких особенностей правового режима из принадлежности земельного участка к землям " другого природоохранного назначения " не вытекает - ч. 3 ст. 46 ЗКУ, которая касается порядка использования (режима) этих земель, отсылает в пустоту: закона, который определял бы режим земель именно " другой природоохранного назначения " , нет.
К упомянутым в диспозиции статьи землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей (ст. 47 ЗКУ).
С ' выяснения содержания термина " природные лечебные свойства " содержит ст. 1 ЗУ " О курортах ". К таким свойствам относится " минеральные и термальные воды, лечебные грязи, озокерит, рапу лиманов и озер, климатические и другие природные условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний " . Приведенное определение следует понимать сужено, ведь " природные лечебные свойства, которые используются для профилактики заболеваний и лечения людей " , в той или иной степени имеет подавляющее большинство земель, однако особенности в правовом режиме имеют лишь те земельные участки, в отношении которых приняты формальные решения - об объявлении их курортами или отнесения к категории лечебных (для водных ' объектов).
Так, землями оздоровительного назначения на сегодня принято считать те, которые в установленном порядке объявлены курортами (это следует из определения курорта, помещенного в ст. 1 ЗУ " О курортах "). Ст. 4 ЗУ " О курортах " предусматривает разделение курортов на курорты государственного и местного значение, влияет на правовой режим соответствующих земель.
На наш взгляд, к землям оздоровительного назначения можно отнести земли, занятые водными ' объектами, отнесенными к категории лечебных , находящихся вне курортов. Перечень лечебных водных ' объектов на основании ст. 62 ВКУ утв. ПКМ от 11.12.96 N 1499 " О утверждении перечня водных ' объектов, относящихся к категории лечебных ". Согласно ст. 63 ВКУ такие об ' объекты " используются исключительно в лечебных и оздоровительных целях " . Между тем, вопрос о режиме земель под упомянутыми о ' объектами пока не получило однозначного законодательного и даже доктринального решения.
Общая запрет осуществлять на землях оздоровительного назначения " деятельность, противоречащая их целевому назначению или может негативно повлиять на природные лечебные свойства этих земель " , детализированная в действующем законодательстве путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Прежде всего, следует иметь в виду, что границы курортов одновременно являются границами округа санитарной охраны курорта (ч. 1 ст. 28 ЗУ " О курортах "). В пределах округа " запрещаются любые работы, приводят к загрязнению почвы, воздуха, воды, причиняющих вред лесу, другим зеленым насаждениям, способствуют развитию эрозионных процессов и отрицательно влияют на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние природных территорий курортов " (ч. 1 ст. 28). Округа горно-санитарной охраны устанавливаются для курортов, " которые используют месторождения полезных ископаемых, принадлежащих к природным лечебным ресурсам (подземные минеральные воды, лечебные грязи и др.) " (ч. 2 ст. 28 Закона).
Правовой режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны наполняется конкретным содержанием посредством деления округов на зоны (ст. 30 ЗУ " О курортах ") первую (строгого режима) , вторую (ограничений) и третью (наблюдений) . Правовой режим территории конкретного курорта определяется актами об утверждении положения о нем или актом об объявлении курорта.
К землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий (ст. 50 ЗКУ). Учитывая то обстоятельство, что для организации отдыха населения могут использоваться самые разнообразные земельные участки, считаем, данное положение ЗКУ следует понимать сужено, истолковав его в совокупности со ст. 51 ЗКУ, определяющий состав земель рекреационного назначения.
Понятие " туризма " раскрывается в ЗУ " О туризме " (ст. 1). Другие упомянутые в ст. 50 ЗКУ понятия (" отдых населения ", " проведения спортивных мероприятий ") употребляются в общеязыковой смысле.
Непосредственно из целевого назначения данной категории земель следует запрет деятельности, " которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель " (ч. 2 ст. 52 ЗКУ, ч. 2 ст. 63 ЗУ " Об охране окружающей природной среды "), запрет изменения природного ландшафта и проведение других действий, противоречит использованию этих зон по целевому назначению (ч. 2 ст. 63 ЗУ " Об охране окружающей среды "). Данный запрет, к сожалению, носит очень общий характер.
При определении правового режима земель рекреационного назначения следует руководствоваться также положениями законодательства о те территории в составе земель рекреационного назначения, входящих в состав других категорий земель.
Так, правовой режим земельных участков рекреационного назначения в пределах населенных пунктов определяется главным образом разного рода нормативных документов в области строительства (прежде всего, ДБН 360-92 ** " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений ") и санитарными нормами (см., например, раздел 6 " Требования к организации ландшафтно-рекреационных территорий " Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов, утв. приказом МЗ Украины от 19.06.96 N 173), а на их основании - градостроительной документацией (См. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней).
Видимо отношение к использованию земель рекреационного назначения имеет также ст. 12 " Экскурсионное посещение памятников ' города " ЗУ " Об охране культурного наследия " от 08.06.2000.
Земли рекреационного назначения могут также принадлежать к землям водного фонда. В этом случае их правовой режим определяется ст. ст. 58 - 64 ЗКУ, соответствующими положениям ВКУ, другими актами водного законодательства - в т.ч. и ГОСТ 17.1.5.02-80 " Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов ", утв. постановлением Госстандарта СССР от 25.12.80 N 5976.
пункту 276.3 статьи 276 Налогового кодекса Украины
П. 276.3 предусматривает возможность применения повышенных ставок налога на территориях и о ' объектах историко-культурного назначения в случае их использования не по целевому назначению соответствующих территорий.
К землям историко-культурного назначения относятся земли, на которых расположены памяти ' палатки культурного наследия, их комплексы (ансамбли), историко-культурные заповедники, историко-культурные заповедные территории, охраняемые археологические территории, музеи просто небом, мемориальные музеи-усадьбы. Более подробная классификация земель историко-культурного назначения может быть проведена в соответствии с классификацией об ' объектов культурного наследия, приведенной в ст. 2 ЗУ " Об охране культурного наследия ".
Земли историко-культурного назначения могут принадлежать одновременно и к другим категориям земель, прежде всего, земель природно-заповедного фонда и жилищной и общественной застройки (см. комментарий к ст. 54 ЗКУ).
Определение режима использования земель историко-культурного назначения осуществляется, прежде всего, ЗУ " Об охране культурного наследия ", на выполнение которого выдана целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Также режим земель историко-культурного назначения определяют положения ЗУ " Об охране археологического наследия ", " О природно-заповедном фонде Украины ", " О погребении и похоронном деле ", " О музеях и музейном деле ". Режим земель конкретных памятников ' города определяется актами об их объявления, положениями о них и соответствующей проектной документации.
Статус территорий и ' объектов историко-культурного назначения по их значению (общегосударственным, местным) зафиксировано в Государственном реестре недвижимых памятников ' города Украины соответственно уровню органа, принявшего решение об объявлении памятников ' палатки об ' объектом охраны (ст. 14 ЗУ " Об охране культурного наследия "). Об ' объекты международного значения определяются актами межгосударственного характера.
пункту 276.4 статьи 276 Налогового кодекса Украины
В пункте 276.4 говорится полосы отвода для дорог. Ч. 2 ст. 6 Закона " О железнодорожном транспорте ", ч. 1 ст. 23 ЗУ " О транспорте " к землям железнодорожного транспорта относятся " земли, предоставленные в пользование предприятиям и организациям железнодорожного транспорта соответствии с действующим законодательством Украины ".
Размеры, внутренняя структура и правовой режим земельных участков линейной части железнодорожного транспорта определяются в соответствии со специальными нормами отвода - СН 468-74 " Нормы отвода земель для железных дорог " , утв. Госстроем СССР 19.12.74. Нормы устанавливают ширину полос земель, отводимых для железных дорог колеи 1520 мм общей сети и колеи 1520 и 750 мм внешних под ' подъездных путей промышленных сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий. Ширина полос отвода определяется в зависимости от высоты насыпи для железных дорог колеи 1520 мм и 750 мм. Размеры и внутренняя структура земельных участков площадных о ' объектов железнодорожного транспорта определяется в соответствии с проектной документацией.
Земельные участки, на которых располагаются отдельно стоящие здания культурно-бытового назначения и другие сооружения, с 01.01.2012 исключаются из перечня участков, облагаемых согласно комментируемой нормы (Закон от 07.07.2011 N 3609-VI). Такой подход согласуется с распространенным в законодательстве подходом к дифференциации ставок налогообложения земельных участков отдельных категорий в соответствии с основной цели их использования в противовес целевому назначению, определяемому категорией земель (например, налогообложение земель водного фонда, лесного фонда во о ' объектами социального назначения - п. 280.2 ст. 280 НКУ).
Во горным предприятием в соответствии со ст. 1 Горного закона Украины подразумевается " ... целостный технически и организационно обособленный имущественный комплекс средств и ресурсов для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации об ' объектов с применением горных технологий (шахты, рудники, копи, кар ' еры, разрезы, обогатительные фабрики и т.д.) ... " .
Согласно ДСТУ 3517-97 " Гидрология суши. Термины и определения основных понятий " 1 водоем - это " водный о ' объект в углублении на суше, для которого характерно замедленное перемещение воды или полное отсутствие & quot . Водоемы принято разделять на природные (озера, моря) и искусственные (водохранилища, пруды), пресные и соленые т.д. 2 . Водным о ' объектом в понимание ВКУ является лишь такой объект ' объект, где сосредоточены воды, включены " в состав природных звеньев круговорота воды " . Поэтому даже маленький ставок водным об ' объектом, а очень большой бассейн - нет.
____________
1 ДСТУ 3517-97. Гидрология суши. Термины и определения основных понятий. - М.: Госстандарт Украины, 1997. - 108 с.
2 Украинская Советская Энциклопедия. Т. II. - М.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1978. - С. 349.
Следует отметить, что даже временное отсутствие воды в водном об ' объекте (вследствие пересыхания, спуска воды и т.п.) не приводит к его исчезновению 3 .
____________
3 Колбасов О.С. , Корзун В.Н., Каверин А.М. Новое в водном законодательстве. - М.: Юрид. лит., 1972. - С. 18.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о соотношении понятий " водный о ' объект " и " земельный участок под водным об ' объектом & ; quot;. Ч. 2 ст. 79 ЗК, ч. 3 ст. 373 ГК Украины предусматривают, что " [п] раво собственности на земельный участок распространяется в его пределах на ... водные ' объекты ..., которые на ней находятся " . На первый взгляд, это свидетельствует о том, что понятие " земля " и " земельный участок " охватывают и соответствующие воды (водные & # 39; объекты). Однако, по нашему мнению, поскольку воды является отдельным природным ресурсом, имеют отличный от земли правовой режим, для их использования закон требует получать специальные разрешения независимо от наличия у пользователя прав на земельный участок, считаем, что следует разграничивать земли, земельные участки, с одной стороны, и воды, с другой. Следует отметить, что подход, согласно которому к понятию водных о ' объектов (вод) не могут включаться соответствующие земельные участки, является традиционным для отечественной и советской доктрины 4 . Вместе с тем, системное толкование норм НКУ говорит о том, что в комментируемой норме под понятием " водоем " подразумевается именно земельный участок, на котором расположен водный о ' объект.
____________
4 Колбасов А. С. Водное законодательство в СССР. - М.: Юрид. лит., 1972. - С. 105.
С 01.01.2012 в перечень ' объектов, должны облагаться налогом по правилам комментируемой нормы, будут отнесены также земельные участки, на которых располагаются аэродромы (Закон от 07.07.2011 N 3609-VI). Такие земельные участки определяются генеральным планом и включают в себя территорию под соответствующими зданиями, сооружениями, оборудованием и участки, необходимые для обеспечения работы аэродрома (ст. 1 Воздушного кодекса Украины).
пунктам 276.5 и 276.6 статьи 276 Налогового кодекса Украина
Во об ' объектами энергетики, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, следует понимать о ' объекты для производства энергии из неископаемых возобновляемых источников энергии экологически рациональным способом: ветровая, солнечная, геотермальная энергия, энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, болотного газа, газа канализационно-очистных станций и биогазовых (ст. 3 Устава Международного агентства по возобновляемой энергии, в. 2 Директивы 2001/77/ЕС Европейского Парламента и Совета " О создании благоприятных условий продажи электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, на внутреннем рынке электрической энергии " т.д.).