Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 278. Ставки податку за земельні ділянки, надані підприємствам промисловості, транспорту, зв'язку, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов
278.1. Ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта за исключением земельных участков железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения), н ' связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
278.2. Ставка налога за земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях), предоставленные военным формированием, созданным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счет государственного или местных бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Украины, которые осуществляют хозяйственной деятельности, а также за земельные участки, на которых расположены аэродромы, устанавливается в размере 0,02 процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
278.3. Ставка налога за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, занятые землями временной консервации (Деградированные земли), устанавливается в размере 0,03 процента от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
Комментарий :
к пункта 278.1 статьи 278 Налогового кодекса Украины
Все указанные в пункте 278.1 земельные участки по классификации ЗКУ относятся к одной категории земель - земли промышленности, транспорта, связи ' связи, энергетики, обороны и другого назначения (ст. 65 ЗКУ). Определяющим в выделении данной категории земель является факт их предоставления для определенных нужд. В силу буквального понимания приведенной нормы, если земельный участок не предоставлена, но только предназначена для этих самых потребностей планировочной документацией, этого недостаточно. Кроме того, отнесение земель к данной категории во многих случаях осуществляется исходя не столько из целевого назначения земельного участка, сколько из специфического статуса субъектов ' объекта, которому она предоставлена о предоставлении земельных участков соответствующего назначения только " предприятиям " и " организациям ". В этой ' связи с этим в практике иногда возникают спорные ситуации 1 . Считаем, что комментируемое положение нельзя понимать буквально, поскольку отдельных положений по налогообложению земельных участков данной категории физических лиц в НКУ нет. Поэтому к субъектам ' объектного состава можно отнести и различные виды физических лиц, в отношении которых ЗКУ не установлены прямые ограничения по поводу приобретения в собственность или в пользование земельных участков для указанных нужд.
____________
1 Презентации. информацию Главного управления Госземагентства в Луганской обл.//Www.loga.gov.ua/oda/ter/zemres/press/news/2010/11/18/news_19146.html
Землями промышленности есть участки, которые подпадают под определение ст. 66 ЗКУ, морского транспорта - ст. 69 ЗКУ, речного транспорта - ст. 70 ЗКУ.
Правовой режим земельных участков дорожного хозяйства определяется ЗУ " Об автомобильных дорогах ". Данным Законом подробно определяется также состав земель дорожного хозяйства (через составляющие дорог) в отношении каждой разновидности дорог: общего пользования (ст. 9), улиц и дорог городов и других населенных пунктов (ст. 18), ведомственных (технологических) автомобильных дорог (ст. 23), автомобильных дорог на частных территориях (ч. 2 ст. 25).
Состав земель авиационного транспорта определены в ст. 33 ЗУ " О транспорте " и ст. 72 ЗКУ, трубопроводного транспорта - ч. 1 ст. 11 ЗУ " О трубопроводном транспорте " и ст. 73 ЗКУ, структура и режим земельных участков городского электротранспорта определяются на основании ДБН В.2.3-5-2001, а также Правил эксплуатации трамвая и троллейбуса, утв. приказом Государственного комитета Украины по жилищному хозяйству от 10.12.96 N 103.
Землями н ' связи, исходя из содержания термина " телекоммуникации " (" передачи, излучения и/или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, проводным, оптическим или другим электромагнитным системам ") , определенного ст. 1 ЗУ " О телекоммуникациях ", является " земли телекоммуникаций ", а также земли почтовой связи ' связи.
Ч. 1 ст. 10 ЗУ " О телекоммуникациях " определяет понятие земель телекоммуникаций - составной земель н ' связи - следующим образом: " к землям телекоммуникаций как составной части земель связи ' связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность или передаются их собственниками в постоянное или временное пользование, в том числе в аренду, физическим лицам - субъектов ' субъектам предпринимательской деятельности и юридическим лицам для размещения линейных, станционных сооружений, антенн, башен, других технических средств телекоммуникаций ".
Размеры и конфигурация земельных участков для нужд связи ' связи определяются СН 461-74 " Нормы отвода земель для линий связи ", а также ДБН Д.2.2-34-99 " Сооружения связи ' связи, телевидения и радиовещания ", косвенно регулирующие вопрос предоставления земельных участков для ' объектов связи ' связи. Значительная часть об ' объектов связи ' связи не требует отвода для них отдельных земельных участков.
Земли энергетической системы определяются в ст. 76 ЗКУ. Земли энергетической системы делятся, таким образом, на две составляющих: (1) земли под электрогенерирующими о ' объектами и (2) под об ' объектами транспортировки электроэнергии . Итак, формально не признаются землями энергетической системы земли под ' объектами, обеспечивающие " централизованное диспетчерское (Оперативно-технологическое) управление об ' объединенной энергетической системой Украины " (ст. 1 и др.. ЗУ " Об электроэнергетике "). Такой подход представляется верным, ведь земли под такими об ' объектами не требуют столь специфического правового режима, как земли под генерирующими и передающими о ' объектами. Состав земель энергетики детализируется в разделе II ЗУ " О землях энергетики и правовом режиме специальных зон энергетических о ' объектов ".
С 01.01.2012 г. к землям, облагаемых по ставкам комментируемой нормы, будут отнесены и земельные участки железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые и другие сооружения. Положение, которым дополняется комментируемая норма Закона от 07.07.2011 N 3609-VI, не совсем удачным с технико-юридической точки зрения, хотя замысел законодателя более или менее очевидным. Имеется подразумевает установление отдельной ставки налога за земельные участки, на которых расположены здания и сооружения другие, чем непосредственно для движения железнодорожного транспорта и обслуживания этой деятельности в узком смысле слова в соответствии со ст. 6 Закона " О железнодорожном транспорте ". Предложить другое толкование довольно трудно, ведь если анализировать положение буквально, то к " других сооружений " можно было бы отнести и железнодорожные пути как комплексные технические системы.
пункту 278.2 статьи 278 Налогового кодекса Украины
Упомянутые в пункте 278.2 комментируемой статьи земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, в соответствии со ст. 77 ЗКУ признаются землями обороны.
Размеры отдельных земельных участков из состава земель обороны " определяются согласно с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации " (ч. 3 ст. 2 ЗУ " Об использовании земель обороны "). Названный Закон хотя и принят, но практически не имеет регулятивного значения, поскольку является механическим воспроизведением положений ст. 77 ЗКУ и изложением бланкетных норм.
целом следует согласиться с А. М. Пащенко в том, что правовое регулирование правового режима большинства разновидностей земель обороны на сегодня отсутствует, а ЗУ " Об использовании земель обороны " не соответствует своему названию 1 . Данный факт следует оценить особенно негативно, учитывая то, что ч. 5 ст. 20 ЗКУ отсылает именно к указанному закону в части определения особенностей правового режима земель обороны.
____________
1 Пащенко А. М. Особенности правового режима земель обороны//Земельное право Украины: теория и практика. - 2007. - N 1. - С. 34, 36.
С 01.01.2012 по правилам комментируемого пункта облагаются также земельные участки за пределами населенных пунктов, на которых располагаются аэродромы (Закон от 07.07.2011 N 3609-VI). К таким участкам можно отнести территорию под соответствующими зданиями, сооружениями, оборудованием и участки, необходимые для обеспечения работы аэродрома (ст. 1 Воздушного кодекса Украины). О налогообложении земельных участков аэродромов в пределах населенных пунктов - см.. п. 276.4 ст. 276 НКУ.
пункту 278.3 статьи 278 Налогового кодекса Украины
Классификация упомянутых в комментируемой норме деградированных земель осуществляется законодателем по критерию содержания факторов, которые привели к деградации. Первую группу составляют земельные участки, поверхность которых подверглась вредных изменений и физически не позволяет осуществлять эффективную хозяйственную деятельность вследствие образования оврагов, провалов, трещин, карст и т.п.. Перечень вредных изменений не является исчерпывающим и может быть дополнен по изложенным выше критериям. Ко второй группе отнесены земельные участки, почвы которых по своей содержательной характеристикой не могут быть эффективно использованы.
Консервация земель - " прекращения хозяйственного использования на определенный срок и лугов или облесение деградированных и малопродуктивных земель, хозяйственное использование которых экологически и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненных земельных участков, на которых невозможно получать экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках является опасным для их здоровья ' я " (ст. 1 ЗУ " Об охране земель ").
соответствии ст. 172 ЗКУ консервации подлежат деградированные, малопродуктивные и техногенно загрязненные земли. Приведенные положения практически дословно воспроизведены в ст. 51 ЗУ " Об охране земель ", их детализация осуществлена приказе Госкомзема от 17.10.2002 N 175 " О Порядок консервации земель ". Легальные понятия техногенно загрязненных земель приводятся в ст. 169, а деградированных и малопродуктивных земель - в ст. 171 ЗКУ.
В землеустроительной науке различают т.. консервацию-реабилитацию и консервацию-трансформацию . В первом случае пашня после определенного периода отдыха вновь привлекается в производство (после восстановления показателей почвы), при трансформации деградированные и малоплодородных почв изымаются из пашни безвозвратно 1 .
____________
1 Шквира М.И., Осипчук С. А., Погурельський С.П., Савенко Л. Ф. Осуществление экономико-экологической оптимизации агроландшафтов Каневского района черкасской области //Землеустроительный вестник. - 1999. - N 2. - С. 34.
Консервация осуществляется на основании договора с собственником земельного участка, распоряжение (принятого решения) соответствующего органа, проекта консервации земель (рассматривается, проходит экспертизу и утверждается как землеустроительный проект - см.. п. " д " ч. 1 ст. 20, ст. 30 ЗУ " О землеустройстве ", ЗУ " О государственной экспертизе землеустроительной документации "). Именно на основании наличия указанных документов земельный участок может считаться такой, что находится в состоянии консервации, а следовательно, подпадает под особый режим налогообложения.
Всего в контексте налогообложения следует отличать земли, находящиеся в состоянии консервации, но предоставленные для предприятий промышленности, от земель, на которых консервация проведена, и которые не используются в течение соответствующего периода.
Стоит также заметить, что в специальной литературе обоснованно отмечается, что налогообложение многих разновидностей земель, особенно земель промышленности, в процентах от денежной оценки площади пашни по области наряду с положительными, на первый взгляд, особенностями (стабильность, простота вычисления) имеет отрицательные (на наш взгляд, они существенно преобладают): одинаковый налог для всех земель в границах области не создает предпосылок для развития периферийных районов без развитой инфраструктуры. Высказывается дельное предложение перейти на налогообложение таких земель также в процентах от их денежной оценки 2 .
____________
2 Манцевич Ю. М. Изменения в нормативной денежной оценке земель актуально//Землеустроительный вестник. - 2004. - N 4. - С. 83.