Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 42. Листування з платником податків

42.1. Налоговые уведомления - решения, налоговые требования или другие документы, адресованные контролирующим органом налогоплательщику, должны быть составлены в письменной форме, соответствующим образом подписаны и в случаях, предусмотренных законодательством, заверенные печатью такого контролирующего органа.

42.2. Документы считаются должным образом врученными, если они отправлены по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручены налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю.

42.3. Если налогоплательщик в порядке и в сроки, определенные статьей 66 настоящего Кодекса, сообщил контролирующий орган об изменении налогового адреса, он на период со дня государственной регистрации изменения налогового адреса до дня внесения изменений в учетные данные такого налогоплательщика освобождается от требований документов, направленных ему контролирующим органом по предварительному налоговому адресу и в дальнейшем возвращенных как таковых, не нашли адресата.

42.4. С налогоплательщиками, подают отчетность в электронной форме, переписка с органами государственной налоговой службы может осуществляться средствами электронной связи ' связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

По требованию налогоплательщика, получившего документ в электронной форме, орган государственной налоговой службы предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в письменной или электронной форме) налогоплательщика.

Комментарий :

Важное значение в администрировании налогов и сборов имеет взаимодействие соответствующих субъектов ' объектов, которая обеспечивает результативность, действенность, эффективность реализации предоставленных прав (полномочий) или исполнения обязанностей ' связей. В статье 42 говорится о переписке, которое является одной из форм взаимоотношений контролирующих органов, которым в данном случае выступают органы государственной налоговой службы и таможенные органы, с подконтрольными субъектами ' объектами, т.е. с налогоплательщиками. Такая переписка проводится в форме документов, имеющих письменную форму, или осуществляется средствами электронной связи ' связи, то есть в электронной форме. В Законе Украины " Об информации " (в редакции Закона от 13.10.2011) документ определяется как материальный носитель, содержащий информацию, основными функциями которого являются ее сохранения и передачи во времени и пространстве.

К видов документов, которые являются формой передачи информации именно от контролирующего субъекта ' объекта к налогоплательщику, а не наоборот, что следует из содержания комментируемой статьи, относятся: 1) налоговые уведомления-решения, 2) налоговые требования 3) другие документы. В статье не перечисляются все возможные документы, то есть она не содержит исчерпывающего перечня этих документов, поскольку налоговым и таможенным законодательством могут устанавливаться другие документы. Но имеется уточнение, что это не любые документы, а именно те, что адресованные контролирующим органом налогоплательщику, так что можно предположить, что они содержат информацию, которая касается взимания налогов, сборов и т.д.. Даже в раз ' объяснения Государственной налоговой службы (письмо от 15.06.2011 г. N 16601/7/28-0916) к сожалению не уточняется перечень таких документов. Так, в указанном письме " О предоставлении раз ' объяснения " фактически повторяется текст статьи 42 и научно-практического комментария к ней (научно-практический комментарий к Налоговому кодексу Украины: в 3 - х томах/кол. авторов [под общ. ред Н.Я.Азарова]. - М.: Министерство финансов Украины, 2010 г., С. 113): " В комментариях к статье 42 указано что Налоговым кодексом не установлено исчерпывающего перечня налоговых сообщений могут направляться налогоплательщику. Среди таких налоговых сообщений чаще направляются налогоплательщикам, являются налоговые требования, решение контролирующего органа и другие документы ". Непонятна позиция разработчиков письмо и зачем такое раз ' объяснения если оно не раскрывает сущность других документов, а лишь констатирует нормы Кодекса, а кроме этого не точно указывает название документа " налоговое уведомление ", которое официально называется " налоговое уведомление - решение ".

Учитывая положения Закона Украины " Об информации " (статья 16), который определяет такой вид информации как налоговая информация - совокупность сведений и данных, созданных или полученные суб ' объектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимые для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины, можно констатировать, что документы, которыми осуществляется переписка с налогоплательщиком содержат именно налоговую информацию.

Каждый документ имеет определенные свойства, которые отличают его от других о ' объектов и выполняет возложенные на него функции, основной из которых является информационная, поскольку он содержит определенную информацию которая имеет важное значение как для контролирующего органа так и для налогоплательщика.

Документы, направляемые контролирующими органами плательщикам налогов должны иметь или письменной форме (подпункт 42.1), или электронную форму (подпункт 42.4). В статье говорится об утверждении письменных документов, в частности о необходимости их подписания, заверения печатью. Наличие таких реквизитов как подпись, включает личную подпись, фамилия и инициалы должностного лица, и печать придает документу юридической силы и подтверждает ответственность должностного лица контролирующего органа за его содержание. Право подписи имеют должностные лица контролирующих органов, на которые согласно нормативно-правовых актов возложена такая обязанность ' долг - это руководитель или заместитель руководителя службы, или в соответствии с внутренними документами служб - руководитель соответствующего структурного подразделения, его заместитель, или другие лица, в соответствии с должностными обязанности ' связями.

Электронный документ должен содержать данные - информацию, представлена форме, но с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи, то есть Закона Украины " Об электронных документах и документооборот ", согласно которому электронный документ - документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязанности ' обязательные реквизиты документа. Электронная подпись является обязательным ' заполнить реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора и/или подписанта электронного документа другими субъектами ' объектами электронного документооборота. Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

соответствии с Законом Украина " Об электронных документах и средствами в визуальную форму. Визуальной формой представления электронного документа является отображение данных, которые он содержит, электронными средствами или на бумаге в форме, пригодной для восприятия его содержания человеком. Учитывая такую орган государственной налоговой службы предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в письменной или электронной форме) налогоплательщика.

Нормативными актами, принимаемыми государственной налоговой службой и таможенными органами детализируются требования и определяются особенности документов, направляются контролирующим органом налогоплательщику Так, в Порядке направления органами государственной налоговой службы налоговых требований налогоплательщикам (утвержден приказом ГНА Украины от 24.12.2010 N 1037) и Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам (утвержден приказом ГНА Украины от 22.12.2010 N 985) определен порядок составления органами государственной налоговой службы соответствующих документов (налоговых требований или налоговых уведомлений - решений), порядок их направления (вручения налогоплательщикам,), порядок учета их в органах государственной налоговой службы и т.п.. Ознакомление с указанными документами дает основание констатировать, что подписываются эти документы руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы. В то же время на налоговом требовании должна быть еще и подпись и телефон исполнителя.

Важное значение имеет факт получения документов налогоплательщиком, поскольку с этим моментом эт ' связывает законодательство отсчет определенных сроков. Считается, что документы правильно вручены если они отправлены по адресу налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении, или лично вручены налогоплательщику или его законному или уполномоченному представителю. Во адресу плательщика следует понимать его местонахождение, или налоговый адрес.

В Порядке направления органами государственной налоговой службы налоговых требований налогоплательщикам более подробно определяется порядок вручения органами государственной налоговой службы налоговых требований налогоплательщикам. Так, при формировании налоговых требований им автоматически присваивается порядковый номер за определенный год и заносится в соответствующий реестр налоговых требований. После формирования налогового требования и внесения данных в соответствующий реестр в тот же день налоговое требование передается структурному подразделению, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, для вручения налогоплательщику. Реестры налоговых требований ведутся органами государственной налоговой службы в электронном виде. Структурное подразделение, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа государственной налоговой службы, в день получения налогового требования от структурного подразделения погашения просроченных налоговых обязательства ' язань направляет (вручает) налоговое требование налогоплательщику, при этом корешок налогового требования остается в органе государственной налоговой службы. Налоговая требование считается направленным (врученным): юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении; физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю или направлено письмом в его адрес по месту жительства или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении. В случае если почта не может вручить налогоплательщику налоговое требование в этой ' связи с: отсутствием по местонахождению должностных лиц, отказом должностных лиц принять налоговое требование, ненахождением фактического местоположения (местонахождения) плательщика налогов или по другим причинам, налоговое требование считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения. Работник структурного подразделения, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, получив сообщение о вручении (С указанием причин невручения при их наличии), сообщает о невозможности вручения налогового требования подразделение погашения просроченных налоговых обязательств ' язань.

В Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений - решений налогоплательщикам отмечается, что после сборки не позднее следующего рабочего дня налоговое уведомление-решение передается структурному подразделению, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа государственной налоговой службы. Один экземпляр налогового уведомления-решения направляется (вручается) налогоплательщику. В структурном подразделении, составившее налоговое уведомление-решение, остается второй экземпляр налогового уведомления-решения, который приобщается к материалам проверки или непосредственно к делу налогоплательщика. Структурный подразделение, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции органа государственной налоговой службы, или ответственное лицо, определенное руководителем органа государственной налоговой службы для выполнения таких функций, в день получения налогового уведомления-решения от структурного подразделения, составившего его направляет (Вручает) налоговое уведомление-решение налогоплательщику. При этом корешок налогового уведомления-решения остается в органе государственной налоговой службы и приобщается к материалам проверки или непосредственно к делу налогоплательщика. Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) налогоплательщику - Юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или направлено письмом с уведомлением о вручении. Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) налогоплательщику - физическому лицу, если оно вручено ему лично или его законному представителю или направлено в адрес по месту жительства или последнему известному его местонахождения с уведомлением о вручении. Дата отправления (вручения) проставляется на корешке налогового уведомления-решения: а) должностным лицом налогоплательщика - юридического лица (физическим лицом - налогоплательщиком) или его законным представителем - в случае вручения налогового уведомления-решения под расписку б) работником структурного подразделения, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, или ответственным лицом, определенным руководителем органа государственной налоговой службы для выполнения таких функций, в случае направления письмом с уведомлением о вручении. При этом уведомление о вручении прикрепляется к корешку налогового уведомления-решения. Если почта (почтовая служба) не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказ принять налоговое уведомление-решение, не нахождения фактического местоположения (местонахождения) плательщика налогов или по другим причинам, налоговое уведомление-решение считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

В статье отмечается, что если налогоплательщик в порядке и в сроки, определенные статьей 66 настоящего Кодекса, сообщил контролирующий орган об изменении налогового адреса, он на период со дня государственной регистрации изменения налогового адреса до дня внесения изменений в учетные данные такого налогоплательщика освобождается от выполнения требований документов, направленных ему контролирующим органом по предварительному налоговому адресу и в дальнейшем возвращения как таких, которые не нашли адресата.

Нормы комментируемой статьи не детализируют порядок отправки, передачи и получения электронных документов, следовательно в данном случае действуют правила определены в Законе Украины " Об электронных документах и налогов или посредником в электронной форме с помощью средств информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем или путем отправки электронных носителей, на которых записан этот документ. Если налогоплательщик и орган государственной налоговой службы в письменной форме предварительно не договорились об ином, датой и временем отправки электронного документа считаются дата и время, когда отправка электронного документа не может быть отменено лицом, его отправила. В случае отправки электронного документа путем пересылки его на электронном носителе, на котором записан этот документ, датой и временем отправки считаются дата и время сдачи его для пересылки. Требования подтверждения факта получения документа, установленные законодательством в случаях отправки документов заказным письмом или передачи их под расписку, не распространяются на электронные документы. В таких случаях подтверждение факта получения электронных документов осуществляется согласно с требованиями настоящего Закона. Электронный документ считается полученным органом государственной налоговой службы по времени поступления налогоплательщику уведомление в электронной форме от адресата о получении этого электронного документа плательщика, если иное не предусмотрено законодательством или предварительной договоренностью между субъектами ' объектами электронного документооборота. Если предварительной договоренности между субъектами ' объектами электронного документооборота не определен порядок подтверждения факта получения электронного документа, такое подтверждение может быть осуществлено в любом порядке автоматизированным или иным способом в электронной форме или в форме документа на бумаге. Указанное подтверждение должно содержать данные о факте и времени получения электронного документа и об отправителе этого подтверждения. В случае непоступления в налогоплательщика подтверждения о факте получения этого электронного документа считается, что электронный документ не получен органом государственной налоговой службы. Если налогоплательщик и орган государственной налоговой службы в письменной форме предварительно не договорились об ином, электронный документ считается отправленным плательщиком и полученным органом государственной налоговой службы по их местонахождению (для физических лиц - место жительства), в том числе если информационная, телекоммуникационная, информационно-телекоммуникационная система, с помощью которой получен документ, находится в другом месте. Местонахождение (местожительство) сторон определяется в соответствии с законодательством.