Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 46. Податкова декларація (розрахунок)
46.1. Налоговая декларация, расчет (далее - Налоговая декларация) - документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства ' Обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (Выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога.
Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств ' язань.
Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой ' частью.
46.2. Плательщик налога на прибыль представляет вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таким соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
В составе финансовой отчетности налогоплательщик указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
46.3. Если согласно правилам, определенным настоящим Кодексом, налоговая отчетность по отдельному налогу составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации. В таком случае годовая налоговая декларация не подается.
46.4. Если налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства ' Обязательства, вопреки нормам этого Кодекса по такому налогу или сбору, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.
При необходимости плательщик налогов может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, считаться неотъемлемой ' частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления.
46.5. Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, обязанности ' Обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами).
Форма декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации) устанавливается с учетом особенностей, определенных пунктом 179.9 статьи 179 этого Кодекса.
Форма упрощенной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 49.2 статьи 49 настоящего Кодекса, и порядок перехода налогоплательщиков на представление такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Форма, порядок и сроки представления таможенной декларации, а также порядок принятия таможенным органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины.
Государственные органы, устанавливают в соответствии этому пункту формы налоговых деклараций, обязательства ' связанные обнародовать такие формы для использования налогоплательщиками.
46.6. Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, который утвердил такие формы, обязательства ' связан обнародовать новые формы отчетности.
До определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения.
После внесения изменений в нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, должен принять меры, эт ' связанные с обнародованием таких изменений, а центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, - Мероприятия, эт ' связанные с применением таких изменений.
Требования статей 46 - 50 настоящего Кодекса не распространяются на декларирование товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Украина или вывезенных из нее согласно таможенному законодательству Украины (кроме случаев, определенных в этих статьях), а также на декларирование отчислений в социальные фондов и прочее информационное декларирование, которое содержит экономические сведения о суб ' объектов налогообложения, не касающиеся исчисления налогов.
Комментарий :
Согласно п. 16.1.3 ст. 16 НКУ одним из основных обязанности ' связей налогоплательщиков является представление в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетности и других документов, эт ' связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Согласно п. 14.1.180 ст. 14 НКУ обязанность ' связь с представления налоговой отчетности налоговым органам возложена также на налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц. Указанной норме корреспондирует положение п. 18.2 ст. 18 НКУ, согласно которому налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам и имеют права и выполняют обязанности ' связки, установленные настоящим Кодексом для налогоплательщиков, в том числе и обязанность ' Связь по представлению необходимой налоговой отчетности.
соответствии со ст. 44 для целей налогообложения налогоплательщики обязательства ' связанные вести учет доходов, расходов и других показателей, эт ' связанных с определением о ' объектов налогообложения и/или налоговых обязательств ' язань, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, эт ' связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных указанными выше документами.
В случаях, предусмотренных статьей 216 Гражданского кодекса Украины, плательщики налогов имеют право вносить соответствующие изменения в налоговую отчетность в порядке, определенном статьей 50 этого Кодекса.
Статьей 216 ГКУ определено правовые наследные признания сделки недействительной. Согласно этой статье недействительная сделка не создает юридических последствий, кроме тех, что связано ' связанные с его недействительностью.
В случае недействительности сделки каждая из сторон обязательства ' связана возвратить другой стороне в натуре все, что она получила во исполнение этой сделки, а в случае невозможности такого возврата, в частности тогда, когда полученное заключается в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге, - возместить стоимость полученного по ценам, которые существуют на момент возмещения.
Если н ' связи с совершением недействительной сделки второй стороне или третьему лицу нанесен ущерб и моральный вред, они подлежат возмещению виновной стороной.
Правовые последствия, предусмотренные частями первой и второй ст. 216 ГКУ, применяются, если законом не установлены особые условия их применения или особые правовые последствия отдельных видов недействительных сделок.
Правовые последствия недействительности ничтожной сделки, установленные законом, не могут изменяться по договоренности сторон.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено ' явлена применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе.
Налоговая декларация является одной из основных форм налоговой отчетности. Согласно комментируемой статьей налоговой декларации является документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующему орган в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства ' Обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Из приведенного нормативного определения можно сделать, в частности, следующие выводы:
1) Срок " налоговая декларация " включает как собственно налоговую декларацию, так и расчет
2) Налоговая декларация может быть двух видов:
• налоговая декларация, составляется и подается в контролирующий орган налогоплательщиком, и является основанием для начисления и/или уплаты налогового обязательства ' Обязательства
• налоговая декларация, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммы удержанного и/или уплаченного налога. Указанная налоговая декларация подается налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц в порядке, определенном НКУ.
целях начисления и/или уплаты налоговых обязательств ' язань в налоговые декларации приравниваются таможенные декларации.
По поводу первого вида налоговых деклараций, а именно налоговых деклараций, которые составляются и представляются налогоплательщиками и является основанием для определения налоговых обязательств ' язань, то согласно п. 54.1 статьи 54 НКУ кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства ' Обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, который подается контролирующему органу в сроки, установленные настоящим Кодексом. При этом такая сумма денежного обязательства ' Обязательства и/или пени считается согласованной.
касается второго вида налоговых деклараций, то согласно п. 54.2 ст. 54 НКУ денежное обязательства ' Обязательства по сумме налоговых обязательств ' язань по налогу, подлежащая удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу налогоплательщика - физического лица, считается согласованным налоговым агентом или налогоплательщиком, который получает доходы не от налогового агента, в момент возникновения налогового обязательства ' Обязательства, который определяется по календарной дате, установленной разделом IV этого Кодекса для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет.
Согласно комментируемой статье плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таким соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для подачи налоговой декларации.
Согласно ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами ' объектами малого предпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица - предприниматели, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины
юридические лица - субъектов ' ведения хозяйства любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Таким образом, комментируемой статьей предусмотрено, что малые предприятия, в отличие от других компаний, подают годовую налоговую декларацию и годовую финансовую отчетность.
Такая особенность обусловлена актов. В частности, согласно ч. 2 ст. 48 Хозяйственного кодекса Украины государство содействует развитию малого предпринимательства, создает необходимые условия для этого.
Кроме того, в Украине действует специальный законодательный акт, посвященный вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства - Закон Украины " О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине ". Согласно ч. 1 ст. 4 этого Закона основными направлениями государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Украине:
1) совершенствование и упрощение порядка ведения учета в целях налогообложения
2) введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов ' малого предпринимательства, соответствующие критериям, установленным в налоговом законодательстве.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности устанавливается Налоговым кодексом Украины.
В составе финансовой отчетности налогоплательщик указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Министерством финансов Украины.
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий утверждена приказом Министерства финансов Украины N 1213 от 28.09.2011 г.
Если согласно правилам, определенным настоящим Кодексом, налоговая отчетность по отдельному налогу составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации. В таком случае годовая налоговая декларация не подается. Примером является налоговая декларация, яка подається платниками єдиного податку. Так, згідно з п. 296.7 ст. 296 ПКУ податкова декларація складається наростаючим підсумком.
Якщо платник податків вважає, що форма налоговой декларации, определенная центральным контролирующим органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства ' Обязательства, вопреки нормам этого Кодекса с такого налога или сбора, он имеет право указать этот факт в специально отведенном месте в налоговой декларации.
При необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, считаться неотъемлемой ' частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления.
Согласно комментируемой статье форма налоговой декларации устанавливается центральным органом государственной налоговой службы по согласованию с Министерством финансов Украины. В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, что является обязательным ' Обязательными для применения их плательщиками (налоговыми агентами). Согласно п. 12.3.6 статьи 12 НКУ центральный орган государственной налоговой службы утверждает формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, а в случае необходимости предоставляет методические рекомендации по их заполнению.
Таким образом, согласно Налоговому кодексу Украины именно Государственная налоговая служба Украины устанавливать формы налоговых деклараций, кроме случаев, когда полномочия по установлению некоторых форм налоговых деклараций отнесено к компетенции других органов государства. В частности, согласно п. 179.9 ст. 179 НКУ к полномочиям Министерства финансов согласно Налоговому кодексу Украины отнесено установление формы декларации об имущественном состоянии и доходах. Указанной нормой также определены особые требования к форме указанной налоговой декларации. Кроме того, Минфин наделен полномочиями по утверждению форм налоговой отчетности по единому налогу. В частности, Минфин утверждает форму книги учета доходов (п. 296.1.1 ст. 296 НКУ), книги учета доходов и расходов (п. 296.1.2), форма расчета дохода за предыдущий календарный год, предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения (п. 298.1.4 ст. 298 НКУ), форму заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (п. 298.7 ст. 298 НКУ), форма свидетельства плательщика единого налога (п. 299.10 ст. 299 НКУ).
Однако, сегодня и некоторые другие формы налоговых деклараций утверждены Министерством финансов Украина, хотя по Налоговому кодексу Украины они подлежат утверждению ГНС по согласованию с Минфином. В частности, приказом Министерства финансов N 1213 от 28.09.2011 г. утвержден форма налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия; приказом Министерства финансов Украины N 1352 от 28.10.2011 г. - форма Налоговой декларации о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица. Государственная налоговая служба Украины в письме N 1389/7/15-1516 от 17.01.2012 г. " О налоговых декларациях " раз ' яснила, что указанные формы налоговых деклараций были унифицированы Государственной налоговой службой Украины совместно с Министерством финансов Украины, а утвержденные они были соответствующими приказами Министерства финансов Украины в соответствии с Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. N 446.
Согласно пп. 64 п. 4 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Указом Президента Украины N 446/2011 от 08.04.2011 г., Минфин осуществляет нормативно-правовое регулирование, в том числе, в налоговой сфере.
Этому положению корреспондирует пп. 5 п. 4 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины N 584/2011 от 12.05.2011 г., согласно которому ГНС Украины разрабатывает и вносит Министру проекты нормативно-правовых актов Министерства финансов Украины, которые принадлежат к сфере деятельности ГНС Украины. В соответствии с пп. 6 п. 4 Положения о Государственной налоговой службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины N 584/2011 от 12.05.2011 г., ГНС Украины в соответствии с возложенными на нее задачами, разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов и обеспечивает их утверждения в установленном порядке.
Заметим, что такие полномочия Минфина и ГНС, определенные вышеуказанными положениями об указанных органах, основываются на нормах Закона Украины " О центральных органах исполнительной власти " N 3166-VI от 17.03.2011 г. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Закона к основным задачам министерства как органа, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в одной или нескольких сферах, отнесено обеспечение нормативно-правового регулирования. Нормотворческие полномочия служб как центральных органов власти в указанном Закона отсутствуют.
Однако полномочия ГНС Украины относительно принятия нормативно-правовых актов предусмотрены, кроме Налогового кодекса Украины, также и в Законе Украины " О государственной налоговой службе в Украине ", который действует сегодня. Так, в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 2 указанного Закона с задачами органов государственной налоговой службы отнесено принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 указанного Закона Государственная налоговая администрация Украины выдает в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения, подлежат обязанности ' обязательному налогообложению. В случае если указанные акты являются регуляторными, они разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины " Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности ". Согласно же п. 3 ч. 1 указанной статьи Государственная налоговая администрация Украина утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, эт ' связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица - налогоплательщика и других обязанности ' обязательным платежей, форму сообщения об открытии или закрытии юридическими лицами, физическими лицами - ' субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы. Государственная налоговая администрация Украины была реорганизована в соответствии с Указом Президента Украины " Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти " N 1085/2010 от 09.12.2010 г. В результате реорганизации ГНАУ и было образовано Государственную налоговую службу Украины.
Таким образом, в законодательстве Украины существует коллизия относительно нормативных полномочий ГНС Украины, и в частности, относительно полномочий утверждать формы налоговых деклараций. Указанная коллизия на практике решается путем применения норм законодательного акта, принятого позднее - Закона Украины " О центральных органах исполнительной власти ". Однако, считаем необходимым согласовать положения НКУ и Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине " нормам Закона Украины " О центральных органах исполнительной власти " в части полномочий Минфина и ГНС по нормативному регулированию налоговой сферы в целом и утверждении форм налоговой отчетности в том числе путем внесения соответствующих изменений в НКУ и Закона Украина " О государственной налоговой службе в Украине ". В этом контексте обращаем внимание, что полномочия по утверждению форм налоговой отчетности плательщиков единого налога Минфин получил на основании Закона Украины " О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности " N 4014-VI от 04.11.2011 г., который был принят уже после вступления в силу Закона Украины " О центральных органах исполнительной власти ".
Согласно комментируемой статьей форма упрощенной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 49.2 статьи 49 настоящего Кодекса, и порядок перехода налогоплательщиков на представление такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины (см. комментарий к ст. 49).
Согласно комментируемой статье форма, порядок и сроки представления таможенной декларации, а также порядок принятия таможенным органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Украины таможенная декларация - письменное заявление установленной формы, которое подается таможенному органу и содержит сведения относительно товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, необходимые для их таможенного оформления или переоформления. Согласно ч. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Украины условия и порядок применения форм декларирования, перечень сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, определяются Кабинетом Министров Украины, а порядок заполнения таможенных деклараций и других документов, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела. Положение о грузовой таможенной декларации утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины N 574 от 09.06.97 г. Однако, как и в случае с налоговой отчетностью, нормотворческие полномочия Гостаможслужбы Украины, предусмотренные Таможенным кодексом Украины, на сегодня осуществляет Минфин. Приказом Министерства финансов Украины N 246 от 22.02.2012 г. утверждены образцы бланков единого административного документа, дополнительных листов, дополнений и спецификации и их Технического описания.
Комментируемым статьей предусмотрена обязанность ' связь государственных органов, устанавливают в соответствии с этим пунктом формы налоговых деклараций, обнародовать такие формы для использования их налогоплательщиками.
Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган государственной налоговой службы, утвердивший такие формы, обязательства ' связан обнародовать новые формы отчетности.
До определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения.
После внесения изменений в нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения центральный орган государственной налоговой службы должен осуществить меры, эт ' связанные с обнародованием и применением таких изменений.
Требования статей 46 - 50 настоящего Кодекса не распространяются на декларирование товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Украины или вывезенных из нее согласно таможенному законодательству Украины (кроме случаев, определенных в этих статьях), а также на декларирование отчислений в фонды и прочее информационное декларирование, которое содержит экономические сведения о суб ' объектов налогообложения, не касающиеся исчисления налогов.