Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Статья 114. Шпионаж
1. Передача або збирання з метою передачі іноземній государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну, если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства, -
наказываются лишение свободы на срок от восьми до' пятнадцати лет.
2. Освобождается от уголовное ответственности лицо, которое прекратили деятельность, предусмотренную частью первой настоящей статьи, и добровольно сообщило органы государственной власти в совершенном, если вследствие этого и принятых мер было предотвращен причинение вреда интересам Украины.
Комментарий
1. Непосредственным в 'объектом преступления является национальная безопасность Украины в информационной, а также политической, экономической, военной и научно-технологической сферах.
2. Предметом шпионажа являются сведения, составляющие Государственную тайну, Которые материализованные в соответствующих документе или изделии.
Сведения, составляющие Государственную тайну, - это информация в области обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, гос безопасности и охраны правопорядка, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности Украины и Которые решением государственных экспертов по вопросам тайн признан гос тайной и включены в Свод сведений, составляющих Государственную тайну (ССГТ). С момента опубликования указанного Свода (изменений к нему) эти сведения подлежат охране со стороны государства как таковые, составляющих Государственную тайну, хотя бы на это время они еще НЕ были материализованные.
внешних (материальной) признаком Отнесение документа, изделия или второго материального носителя информации в предметов, содержащих сведения, составляющие Государственную тайну, является предоставленный ему гриф секретности - реквизит материального носителя секретной информации, Удостоверяющий степень ее секретности (" особой важности ", " совершенно секретно ", " тайно "). Срок, в течение которого действует решение об Отнесение информации к гос тайне, устанавливаемой экспертом по вопросам тайн, но быть не может превышать для указанных видов информации соответственно 30 10 и 5 лет. Однако по истечение указанного срока он может быть продлен.
Конкретные виды информации, относящейся к гос тайны, Перечисленные в Законе Украины " О гос тайне ". Ими являются информация: 1) в сфере обороны, 2) в сфере экономики, науки и техники, 3) в сфере внешних отношений, 4) в сфере гос безопасности и охраны правопорядка.
Согласно прямым указаниям законов Украина " О контрразведывательной деятельности " и " О разведывательных органах Украины " Государственную тайну составляют сведения: а) о организации, планы, содержание, формы, методы, средства, финансирование и материально-техническое обеспечение, результаты контрразведывательной деятельности, научных и научно-технических разработок по обеспечения гос сохранности, а также в лицах, сотрудничающими или ранее сотрудничавший на конфиденциальной основе с органами и подразделениями Службы безопасности Украина, осуществляющий контрразведывательную деятельность, обобщающие сведения о личном составе ЭТИХ органов и подразделений б) сведения о личном составе, осуществляющего разведывательную деятельность, средства, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах разведывательной деятельности, а также в лицах, сотрудничающими или ранее сотрудничавший на конфиденциальной основе с разведывательнымы органами.
Конкретные сведения могут быть отнесены к гос тайне по степени секретности " особой важности ", & quot; совершенно секретно & quot; и " тайно " только при условии, что они принадлежат к указанным четырем категориям и их разглашение будет Причин ущерб интересам национальной безопасности Украины.
Запрещается Отнесение к гос тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наносится вред здоровью "и и безопасности населения.
не относится к гос тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, Которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, в состоянии здоровья "я населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также в социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; в фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина, в незаконных действиях органов гос власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; другая информация, которое в согласовании с законами и международными договорами, согласие на обязательное 'Язковисть которых предоставлено верховной Радой Украины, быть не может быть засекречена. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям такой информации быть не может квалифицироваться как шпионаж.
Сведения в РАЗЛИчНЫХ сферах, Которые признаны гос тайной, конкретизируются в своде сведений, составляющих Государственную тайну. Вопрос о том, представляют ли то или иные сведения Государственную тайну, по каждому уголовному делу должен решаться на основании заключения экспертизы.
Кроме непосредственно сведений, составляющих Государственную тайну Украины, Украина приняла обязательства ' Обязательства перед странами СНГ обеспечивать сохранность государственных секретов стран СНГ, переданных ими в рамках осуществления политического, экономического, научно-технического и военного сотрудничества, а также секретов, создаваемых в процессе Совместных работ. Однако передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, являются межгосударственнымы секретами, но при этом НЕ представляют гос тайны Украины, не создают оснований для квалификации ЭТИХ действий как шпионажа.
НЕ влечет ответственности по УК Украины и совершенные на территории Украины передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну другой страны. Отсутствие соответствующей нормы дает возможность использовать территорию Украины как плацдарм для осуществления Шпионский действий в отношении других стран.
Передача или собирание иностранцем или лицом без гражданства с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям любых других сведений, кроме тех, Которые составляют Государственную тайну, в т.ч. в получении которых заинтересована иностранная разведка (скажем, сведений о емкости того или иного аэродрома гражданской авиации, в пропускной способности того или иного направления железной дороги, в потребности определенной отрасли народного хозяйства в драгоценных металлах и природных алмазах, в номенклатуре, объем и финансирование конкретной операции по экспорту, импорту определенных видов сырья и продукции в научно-техническом сотрудничество Украины с Отдельной иностранным государством, сведений о специалистах в области военных наук, в системе охраны конкретного военного арсенала, в производственную мощность конкретного предприятия по ремонту вооружения и т.д.), и, на ее взгляд, могут быть пригодны для использования в ущерб интересам Украины (для совершение диверсий или иного использования в условиях военного положения или в другой особый период, или для выполнения перспективных вербовочных задач и т.п.), не содержит состава преступления, предусмотренном ст. 114.
Передача или собирание с целью передачи иностранным организациям, предприятиям, учреждениям или их представителям экономических, научно-технических или Иных сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, в т.ч. совершенные иностранцем или лицом без гражданства, Которым эти сведения были доверены или стали известны в связи 'связи с выполнением служебных обязанностей 'Связей, квалифицируется по ст. 330, а передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту, совершенные, например, лицом, осуществляющего эти меры, при определенных обстоятельствах, - по ст. 381. Сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих коммерческую тайну, если это повлекло Существенный вред субъект объекта хозяйственной деятельности, квалифицируется по ст. 231.
3. С о 'Объективной стороны шпионаж заключается в таких действиях:
1) передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну
2) сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну.
Инициатива сбора или передачи соответствующих сведений может принадлежать как исполнителю, так и адресату шпионажа. Для квалификации преступления это значения не имеет.
Передача сведений - это их Устное сообщение (Непосредственно, по радио, по телефону) иностранному государству, иностранной организации, их представителям, вручение определенных документов, изделий или других материальных носителей информации (непосредственно, через посредников, с внедрением тайниковых и т.п.) или их пересылки (с внедрением почтовой, электронной связи 'Связи, с помощью животных и т.д.).
Если Указанные сведения были переданы втором государству на основании международных соглашений и в порядке, предусмотренном законодательством Украины, Это не является преступлением. В течение 1998 - 2006 гг Украины заключено и ратифицировано соглашение о взаимной защите (охране) тайной (секретной) информации и материалов с: НАТО Германией, Словакией, Францией, Китаем, Турцией, Россией, Туркменистаном, Италией, Польшей, Грузией, Арменией, Индией, Литвой, Таджикистаном, Латвией, Эстонией, Болгарией, Молдовой, Азербайджаном, Хорватия, Республикой Кореей, Чехии, США.
Сбор указанных сведений заключается в их поиске и извлечении (путем расспросе определенных лиц, визуального наблюдения и подслушивания, снятие информации с каналов связи 'связи, проникновение в компьютер' компьютерных систем, изготовление копий документов и т.п.), приобретении любым способом (тайное или открытое похищение, покупка, обмен документов или образцов оружия, боеприпасов, макетов секретного объект объекта и т.д.) с последующим сосредоточения их в одном или нескольких местах.
В отдельных случаях способами сбора сведений, составляющих Государственную тайну, могут быть " благотворительные " акции, направленные Якобы на выявление талантливых молодых ученых и на определение возможных объ объектов инвестиций (опрос, анкетирование, конкурсы и др.) .. НЕ исключается и таким образом, как использование Специальных космических (Спутниковых), воздушных, морских и наземных технических средств.
Если шпионаж совершенное путем незаконного вмешательства в работу автоматизированных электронно-вычислительных машин, их систем или комп компьютерных сетей, это требует дополнительной квалификации по ст. 361, а путем похищения, присвоение, вымогательство комп ютерной информации или Завладение ею путем мошенничества или злоупотребления должностного лица своим служебным положением, - по ст. 362.
Если лицом похищены с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям предметы, сведения о которых составляют Государственную тайну (образцы военного оружия, специальной техники, криптографической или второго оборудования, радиоактивные материалы и т.д.), или официальные документы, находящиеся на государственных предприятиях и содержащих Государственную тайну, эти действия, в зависимости от их конкретного способа, а также от особенностей предмета и субъектов 'объекта, следует дополнительно квалифициров 185 - 191, 262, 357, 410.
Шпионаж, сопряженное с незаконным внедрением Специальных технических средств негласного получения информации, при наличии оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 114 (111) и ч. 2 ст. 359.
В случаях, когда определенные сведения были доверены лицу или стали известны ему во время службы, работы, общения с носителями таких сведений, Которые незаконно провозгласившим их, или когда лицо случайно нашла или иначе получила Соответствующие документы, изделия и т.п., потребности в их уборке Фактически не существует. Таким образом, шпионаж может заключаться как в сборе указанных сведений с последующей их передачей соответствующих адресатам, так и только в сборе их с целью такой передачи или только в их передаче. В случае, если шпионаж совершается группой лиц с распределением ролей между ними, оконченный состав преступления иметь место и в действиях лица, только добывает Необходимую информацию, и в действиях лица, только сохраняет ее с целью передачи, и в действиях лица, только передает ее адресату. Если же действия группы прервано на стадии передачи информации адресату шпионажа, третья из указанных членов группы лицо должно нести ответственность за покушение на шпионаж, а первые две - по законченное шпионаж.
Иностранное государство в данном случае понятие собирательное. Передача иностранному государству определенных сведений предусматривает передачу их не государству как субстанции, а официально Государственному органу, в т.ч. разведывательно. О понятии иностранная организация, представитель иностранного государства или иностранной организации см.. комментарий к ст. 111.
Шпионаж является законченным, если оно совершено в виде передачи определенных сведений, - с момента их фактического сообщение (вручения материалов, их содержащих), отправки адресату или посреднику, закладки в тайник, передачи предмета, Который открывает доступ к ним, - согласно обусловленности с адресатом, а в виде сбора - с момента сосредоточения в любом месте (при особе, в ее жилище, в тайниках) хотя бы части соответствующей информации при наличии цели передать ее соответствующей иностранного государстве, иностранной организации или их представителям.
Незаконное изготовление или приобретение Специальных технических средств негласного получения информации (различных преобразователей, аппаратных, программно-аппаратных средств и т.д.) с целью их использования для сбора соответствующей информации в зависимости от конкретной направленности умысла лица должно квалифицироваться по статьям 14 и 114, 14 и 231 или 14 и 330 (как приготовление, соответственно, к шпионажу, к коммерческим шпионажу или к сбору с целью передачи иностранным организациям или их представителям сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства).
4. Сб 'объектом преступления, предусмотренном ст. 114, есть только иностранец или лицо без гражданства (в содержании соответствующих понятий см.. Комментарий к статьям 7 и 8). Шпионаж, совершенное гражданином Украины, квалифицируется по ст. 111.
Согласно международным соглашениями Украины в условиях военного конфликта лицо из состава ВООРУЖЕННЫХ сил стороны, находящейся в конфликте, не считается занимается шпионаж, и быть не может быть привлечено к уголовное ответственности по ст. 114, если она: а) от имени этой стороны собирает информацию на территории, контролируемое противной стороной, но, действуя таким образом, носит форменную одежду своих ВООРУЖЕННЫХ сил (лазутчик) б) проживают на территории, оккупированной противной стороной, от имени стороны, от которой она зависит, собирает на этой территории информацию, имеющую военное значение, но при этом НЕ действует обманным путем или преднамеренно НЕ прибегает к тайным действий в) не проживает на территории, оккупированной противной стороной, Фактически занимается шпионаж на этой территории, но ее захвачено до того, как она снова присоединилась к вооруженным силам, к Которым она относится.
5. Часть 2 ст. 114 предусматривает специальное основание освобождения от уголовное ответственности лица, уже передал или собрала для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну.
Таким основанием является совокупность трех условий, из которых только две полностью зависят от воли указанного лица: а) лицо прекратили ранее начатую шпионскую деятельность б) она добровольно сообщила органы государственной власти Украины в совершенном ней в ущерб интересам Украины в) вследствие выполнения лицом первых двух условий и принятых органами государственной власти Украины (возможно, с участием этого же лица) меры были предотвращен вред интересам Украины.
В случае, если лицо собрала для передачи иностранной государству, иностранной организации или их представителям определенные сведения, но добровольно передала их компетентным органам Украины, она может быть освобождена от ответственности на основании ч. 2 ст. 114.
В случае же, когда она уже передала хотя бы часть указанных сведений указанным адресатам, после чего прекратил свою шпионскую деятельность и добровольно сообщило органы Украины в содеянного, основан для освобождения ее от уголовное ответственности по ч. 2 ст. 114 имеется, поскольку ущерб интересам Украины уже причинен самим фактом получения указанных сведений их адресатом и отвлечь ее практически невозможно (фактор несвоевременносты). В отдельных случаях, когда, скажем, на время передачи сведений, составляющих Государственную тайну, почти истек Установленный законодательством срок их засекречивания или объем ЭТИХ сведений был Чрезвычайно малым, тем более, если компетентны органы с определенной долей вероятности удалось убедить иностранную организацию, полученные ею сведения являются дезинформация, речь может идти о том, что Соответствующие действия лица в силу малозначительносты НЕ представляют общественной опасности (ч. 2 ст. 11).
В понятии добровольность и органы государственной власти см.. комментарий к ст. 111.
Следует иметь в виду, что шпионаж является оконченным преступлением не сп момента установления связи' связи с иностранной государством, иностранной организацией или их представителями или получения задания от иностранной разведки, а с момента совершения определенных конкретных действий в ущерб Украине. Если лицо, получив задание иностранной разведки, а не совершила никаких действий и добровольно и окончательно отказалась от его выполнения, то независимо от того, заявила она органам гос власти в своей связи 'связь с иностранной разведкой или не сделала этого, - она
Конституция Украины (ст. 4).
Дополнительный протокол I к Женевского конвенциям от 12 августа 1949, касающийся защиты жертв международных ВООРУЖЕННЫХ конфликтов. Ратифицирован СССР 18 марта 1989 (ст. 46 style="text-align: justify"> Венская конвенция о дипломатического сношениях от 18 апреля 1961 (пункты 1 и 2 ст. 32). Ратифицирована СССР 11 февраля 1964
Хельсинский договор по открытом небу от 24 марта 1992 Ратифицирован Украиной 2 марта 2000 года
Соглашение в безопасности между Правительством Украины и Организацией североатлантическими договора от 13 марта 1995 Ратифицирована Украиной 12 сентября 2002
Закон Украины " О правовом статусе иностранцев " от 4 февраля 1994 года (ст. 1).
Закон " О гражданстве Украины " в редакции от 18 января 2001 г. (ст. 1).
Закон Украины " О гос тайне " в редакции от 21 сентября 1999 (статьи 1, 3, 6, 8, 10 - 14, 22, 27, 28, 32, 39).
Закон Украины " В разведывательные органы Украины " 22 марта 2001 (ст. 14).
Закон Украины " В контрразведывательной деятельность " от 26 декабря 2002 г. (ст. 9).
Соглашение о взаимно обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 г. (Минск). Утверждена постановлением Кабинет министров Украины N 2292 от 13 декабря 1999
Положение о дипломатического представительствах и консульские учреждениях иностранных государств в Украине. Утверждено Указом Президента Украины N 198/93 от 10 июня 1993 года (пункты 13, 25).
Указ Президента Украины N 1483 от 14 декабря 2004 г. " О Некоторых вопросах передачи гос тайны иностранному государству или международной организации ".
Свод сведений, составляющих Государственную тайну. Утвержден приказом Службы безопасности Украины N 440 от 12 августа 2005