Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 159. Порушення таємниці голосування
1. Умышленное нарушение тайны голосования при проведении выборов или референдума, оказалось в разглашения содержания волеизъявления гражданина, Принял участие в выборах или референдуме, - наказывается штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Так же деяние, совершенное членом избирательное комиссии или комиссии по референдуму или вторым служебным лицом с внедрением своего служебного положения, -
наказывается штрафом от трехсот до 'пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет.
Комментарий
1. Об 'Объектом преступления является активное избирательное право гражданин и их право на участие в референдуме в части обеспечения тайны волеизъявления. Принцип тайны голосования обеспечивает гражданину полную свободу волеизъявления во время голосования. Его реализация направлена комиссий, вторым лицам совершать любые действия или разглашать сведения, Которые дают возможность установить содержание волеизъявления конкретного избирателя.
2. Потерпевший от этого преступления являются граждане, принявшие участие в выборах или референдуме. Во выборами понимаются выборы Президента Украины, народных депутатов Украины, депутатов верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, а под референдумом - всеукраинский или местный референдум. Гражданином, Который Принял участие в выборах или референдуме, признается лицо, которое воспользовалось своим активным избирательными правом или правом на участие в референдуме и осуществившего голосования (в установленном законом порядке получила бюллетень для голосования, заполнила его и опустила в урну для голосования).
2. Объ объективная сторона преступления проявляется в действиях или бездействии, направленных на разглашение сведений о содержании волеизъявления (голосования) гражданина на выборах или референдуме.
разглашения содержания волеизъявления гражданина на выборах или референдуме означает, что лицо, которому стало известно содержание такого волеизъявления, знакомит с ним посторонних лиц или своим поведением создает условия, Которые предоставляют третьим лицам возможность Ознакомиться с содержанием волеизъявления гражданина.
Способы разглашения содержания волеизъявления гражданина могут быть различными и на квалификацию содеянного по ст. 159 не влияют: пост в разговорах с другими лицами, обнародования в СМИ, демонстрация бюллетеня, Который заполнил конкретный гражданин, демонстрация видеозаписи или фотоснимки заполнения гражданином бюллетеня т.п..
Сообщение о содержании голосования самом гражданину, Принял участие в выборах или референдуме, НЕ образует состава данного преступления, поскольку в таком случае отсутствует факт разглашения содержания его волеизъявления - Доведение его до сведения всех лиц.
Для квалификации деяния по ст. 159 не имеет значения, каким образом виновному лицу удалось узнать содержание волеизъявления гражданина на выборах или референдуме. Преимущественно сведения о содержании такого волеизъявления Получаемые ею в нарушение законодательных норм, обеспечивающих тайну голосования. При этом такие сведения могут быть получены как непосредственно виновным лицом, так и от других лиц (например, от членов Избирательное комиссии или комиссии по референдуму).
Винный или другие лица могут совершать определенные действия, направленные на противоправное получение сведений о содержании волеизъявления конкретного гражданина на выборах или референдуме. Это могут быть: просьба или выдвижения требования к гражданину показывать заполнен бюллетень перед опускания его в ящик для голосования; притязания сообщить о при котором конкретно кандидата, партию (блок партий) избиратель отдал свой голос или как гражданин заполнил бюллетень для голосования на референдуме; принуждение гражданина к соответствующее волеизъявления и фиксации его в бюллетене определенной отметкой, по которой затем можно идентифицировать его волеизъявления; сознательное необеспечением достаточного количества кабин или комнат для тайного голосования, существенно усложняет или делает невозможным обеспечение тайны голосования, определение места выдачи ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме и установки ящиков для голосования таким образом, что граждане при подходе к ним могут и не проходит через кабины или комнаты для тайного голосования, создание препятствий для тайного голосования в кабинах или комнатах для тайного голосования; пребывания в таких помещениях посторонних лиц, выдача избирателей замеченных бюллетеней для голосования, позволяет установить, кто из избирателей Который бюллетень заполнял, установление Специальных устройств (оборудования), которые позволяют контролировать волеизъявление избирателей при заполнении ими ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ бюллетеней и т.д.. Такие действия представляют приготовления к разглашению тайны голосования и в случае их совершения членом избирательное комиссии или комиссии по референдуму или вторым служебным лицом с внедрением своего служебного положения (без последующего разглашения тайны голосования) требуют квалификации по ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 159 (приготовление к преступлению, предусмотренном ч. 1 ст. 159, согласно ст. 12 и ч. 2 ст. 14 не может влечет за собой уголовное ответственности). Если способ получения сведений о содержании голосования образует самостоятельный состав преступления (например, если это было сопряжено с применением насилия к гражданину или незаконным внедрением Специальных технических средств негласного получения информации), совершенное требует дополнительной квалификации по соответствующей статье особенной части УК.
Состав преступления, предусмотренном ст. 159, образует также разглашение содержания голосования, Который лицо узнала случайно (например, присутствовало при заполнении гражданином бюллетеня в помещении для голосования, но вне кабины или комнатой для тайного голосования; увидела как заполненные бюллетень при опускания его в прозрачную урну для голосования или переносной ящик). Зато не содержит состава этого преступления разглашение сведений о содержании волеизъявления гражданина, в котором этот гражданин сам добровольно сообщил того, кто его предал огласку, или других лиц, так в данном случае тайна голосования специально раскрыта самым субъект объектом голосования - Избирательные законы и закон о референдумах НЕ содержат запрета на разглашение содержания голосования лицом, осуществившими голосования на выборах или референдуме. Однако это не касается случаев, когда лицо узнал в выборе (содержание голосования) конкретного избирателя в результате предоставления ему в установленном законом порядке помощи при заполнении избирательно бюллетеня. Избирательный закон предусматривает, что избиратель, Который вследствие физических недостатков быть не может самостоятельно заполнить Избирательный бюллетень, вправе с согласия голови или второго члена участковое избирательное комиссии воспользоваться помощью второго избирателя для заполнения избирательно бюллетеня в кабине для тайного голосования. Если последний, предоставляя такую сообщение гражданином в содержании совершенного им голосования лицам, Которые проводят так называемые экзит-пол, поскольку, во-первых, сообщение о содержании своего голосования гражданин осуществляет по инициативе посторонних лиц, во-вторых, такое сообщение имеет четко определенное назначение и может быть Использовано только для обобщенного показателя (в абсолютных цифрах или процентах) результатов голосования.
Закон не устанавливает как обязанность" обязательно признак объект Объективной стороны этого преступления при его совершении. Вместе с тем, Исходя из его характера, нарушение тайны голосования путем разглашения содержания голосования может быть совершено после осуществления голосования - после заполнения бюллетеня для голосования и опускания его в урну для голосования. То есть, это преступление может быть совершено как в день голосования, так и позже.
Преступление Считается оконченным с момента разглашения тайны голосования.
3. Сб "объект преступления общий.
4. Сб 'объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что нарушает тайну голосования, пренебрегая установленными законом требованиями для обеспечения тайны голосования, и желает совершить такие действия.
5. Квалифицирующими признаками нарушения тайны голосования является совершение его: 1) членом Избирательное комиссии или комиссии по референдуму, 2) вторым должностным лицом с внедрением своего служебного положения (ч. 2 ст. 159).
О понятии члена Избирательное комиссии см.. комментарий к ст. 157. Членом комиссии по референдуму признается лицо, которое в согласовании с законодательством о референдумах включена в состав такой комиссии: Центральной комиссии по Всеукраинский референдума (ее функции выполняет Центральная Избирательная комиссия Украины) комиссии Автономной Республики Крым референдума областного, районного, Городского, районного в городе, поселковой, сельского комиссии по референдуму; участковое комиссии по референдуму. Во втором должностным лицом следует понимать любую другую, кроме члена Избирательное комиссии и комиссии по референдуму, служебную лицо. О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и комментарий, Изложенный в общих положениях к разделу XVII особенной части УК.
Обязанность "Обязательным условием квалификации этого преступления по признаку совершения его членом Избирательное комиссии, членом комиссии по референдуму или вторым служебным лицом является нарушение тайны голосования такими лицами с внедрением власти или служебного положения.
Если такие действия совершены работником правоохранительного органа или эт 'связанные с превышения власти или служебного положения, совершенного по квалифицирующими обстоятельств, и повлекшие за собой тяжелые последствия, они нуждаются в дополнительной квалификации по статьям, предусматривающих ответственность за Соответствующие преступления в сфере служебной деятельности (части 2 или 3 статьи 364, 365, 423, 424).
***
Конституция Украины (статьи 38, 69, 71, 76, 103, 141).
Закон Украины " О выборах Президента Украины " в редакции от 18 марта 2004 года (ст. 1, 7, 25 - 36).
Закон Украины & quot; О выборах народных депутатов Украины " в редакции от 7 июля 2005 (Статьи 1, 7, 24 - 38, 83).
Закон Украины " В Центральную избирательную комиссию " от 30 июня 2004 года (ст. 6, 8, 20, 26 - 29).
Закон Украины " О выборах депутатов Верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов " от 6 апреля 2004 года (ст. 7, 19 - 28).
Закон Украина " О всеукраинский и местных референдумах " от 3 июля 1991 (статьи 1, 2, 7, 10, 24 - 30, 36, 38 - 40).
Конституция Автономной Республики Крым (статьи 1, 6). Утверждена Законом Украины " Об утверждение Конституции Автономной Республики Крым " от 23 декабря 1998