Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Статья 276. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта
1. Нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, а также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи 'Связи, если это создало опасность для жизни людей или наступления Иных тяжких последствий, - наказываются исправительнымы работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяния, если они причинили потерпевшему средней тяжести либо тяжкие телесные повреждения или причинили крупный материальный ущерб, - наказываются лишение свободы на срок от двух до семи лет.
3. Деяния, предусмотренны частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекло гибель людей, - наказываются лишение свободы на срок от 'пяти до десяти лет.
Комментарий
1. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации РАЗЛИчНЫХ видов транспорта дифференцирована в зависимости от вида транспорта, а также субъектов 'объекта преступления. В ст. 276 установлена железнодорожного, водного или воздушного транспорта работниками ЭТИХ видов транспорта, а также за недоброкачественный ремонт объект объектов, принадлежащим к указанным видам транспорта. Ответственность за нарушение правил безопасности полетов воздушных судов лицами, Которые НЕ являются работниками воздушного транспорта, предусмотрена ст. 281, нарушение правил безопасности автомототранспорта лицом, управляющим транспортным средством, - ст. 286, а ст. 291 охватывается нарушение действующих на транспорте всех видов правил безопасности движения, совершенное другими лицами. Во вторых статьях раздела XI особенной части УК предусмотрена ответственность за иные посягательства на безопасность движения и эксплуатации транспорта.
2. Основным непосредственным объект объектом преступления, предусмотренном ст. 276, является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта. Его дополнительным факультативным в 'объектом могут выступать жизнь и здоровье' я лица, собственность, окружающую среду, другие блага.
Под безопасностью движения или эксплуатации понимают отсутствие опасности, такое положение, по которого причиняется и быть не может быть причинен вред жизни и здоровью 'ю людей, собственности, вторым социальным ценностям вследствие движения или эксплуатации источников повышенной опасности транспортных средств соответствующих видов, а также функционирование материальной инфраструктуры объект объектов транспорта.
3. Уголовная ответственность по ст. 276 наступает тогда, когда нарушение эт 'связано с функционированием одного из видов транспорта, названных в диспозиции этой статьи, - железнодорожного, водного или воздушного. Каждый из видов транспорта включает в себя определенную инфраструктуру - Транспортные средства, пути сообщения и места базирования, средства управления движением. В зависимости от характера нарушения они выступают как предметы преступления или орудия его совершения.
К железнодорожного транспорта отнесены реечные магистральные и под 'въездные пути и Надлежащее к ним оборудования (переезды, шлагбаумы), подвижной состав (локомотивы и вагоны, дрезины), средства управления, сигнализации и связи 'связи. При этом не имеют значение ведомственная принадлежность объект объектов транспорта и формы собственности на них. То есть, уголовная ответственность по ст. 276 наступает при нарушениях, допущенных на железнодорожном транспорте, принадлежащим как Министерство транспорта Украины, так и Отдельным субъект ведения хозяйства, включая метрополитен, во 'подъездные пути предприятий, железнодорожные ветки, проложенные в карьере 'эрах, на лесосеки и т.д.. Вместе с Тем не относятся к железнодорожному транспорту в 'объекты рельсового технологического транспорта (цеховый, шахтные), городской рельсовый транспорт (трамваи, фуникулеры, монорельсовые дороги), а также канатные подъемники, Эскалаторы и т.д..
Водный транспорт включает в себя плавучие самоходные и несамоходные средства, маяки и бакены, причальные сооружения, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров, рыболовства. К нему относятся военные корабли, нарушение правил вождения которых квалифицируется по ст. 417.
Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (Аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, которое обеспечивает взлет и посадку летательных аппаратов средства связи 'связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.д. (В понятии воздушных судов см.. Комментарий к ст. 269). НЕ относятся к объ объектов воздушного транспорта аппараты на воздушной подушке (содержащихся над землей или водой благодаря избыточного давлению воздуха под корпусом), воздушные шары без двигателей, парашюты. Нарушение правил полетов или подготовки к ним на военных летательных аппаратах квалифицируется по ст. 416.
4. Объ объективная сторона преступления, предусмотренном ст. 276, включает в себя: 1) деяние в двух формах: а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, б) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи 'связи 2) последствия, в зависимости от которых дифференцирована ответственность в разных частях ст. 276, 3) причинная связь "связь между деянием и наступившими им причиненные.
Под правилами безопасности движения или эксплуатации транспорта следует понимать любой нормативно-правовой акт (Который может называться Не только " правила ", но и " инструкция ", " положение ", " приказ ", " установка " и, конечно же, " закон ", & ; quot; постановление "), в котором регламентируются требования по обеспечению безопасности движения и эксплуатации соответствующих видов транспорта. Правила безопасности движения - это правила, регламентирующие поведение лиц, непосредственно управляющими транспортными средствами от момента начала движения (плавание, полета) до его окончания, а также дают обязанности 'обязательные указания по движению. Правила же эксплуатации к использованию как самих транспортных средств, так и их экипажей, а также систем и агрегатов, обеспечивающих Безаварийное функционирование транспорта и в процессе движения, и при подготовке к поездки, плавание, полета.
Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта заключается в совершении действий, запрещенных таким правилам, или, наоборот, в невыполнении действий, Которые необходимо совершить в согласовании с нормативно закрепленных требований. Относительно железнодорожного транспорта - это, в частности, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, начало движения без разрешения; непредставлением установленных сигналов; допуск к поездке лиц, не имеют надлежаще подготовки, НЕ прошедших медицинский осмотр или достаточно НЕ отдохнули между поездку. На водном транспорте нарушение может заключаться, в частности, в допуске к Судовождение посторонних или должным образом НЕ подготовленных лиц; отсутствии контроля за выполнением распоряжений; неудовлетворительной организации наблюдения за окружающей обстановкой; невыполнении маршрутов движения или указанный лиц, управляющих передвижение судов; непринятиы мэр к предотвращению опасности. На воздушном транспорте Наиболее распространены такие нарушения, как перегрузка летающих средств; несоблюдение техники пилотирования; невыполнение команд лиц, управляющих воздушным движением; неправильные указания экипажа воздушных судов; разрешение на вылет или посадку в неблагоприятных (запрещенных) метеорологических условиях и т.п..
Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи 'связи заключается в нарушении технологии работ, использовании в ходе ремонта ненадлежаще инструментов, приспособлений, запасных частей и расходных материалов, отсутствии испытаний после ремонта или проведении его по полной программе и т.д..
В диспозиции ст. 276 прямо не сказано, что недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи 'связи также эт' связан с нарушением соответствующих правил. Однако факт недоброкачественносты ремонта практически можно подтвердить при условии, что констатировано несоблюдение нормативных требований, Которые установлены для выполнения таких работ. Это могут быть требования как общего характера, так и специальные, касающиеся отдельных видов транспортных средств, определенных ремонтных операций.
Последствия в виде создания угрозы для жизни или здоровья" я человек или наступления других тяжелых последствий (ч. 1 ст. 276) - это такие изменения в окружающем мире, в первую очередь в техническом состоянии транспортных средств и других объ объектов транспортной инфраструктуры, в обстановке движения (В частности, взаимного расположении транспортных средств), в состоянии, в котором находятся лица, управляющие транспортными средствами, при которых создается высокая степень вероятности причинения реального вреда - наступление железнодорожных, воднотранспортных или авиационных аварий или катастроф. Создание угрозы, как следствие преступления, предполагает возникновение НЕ абстрактное, а реальной возможности причинения вреда. В реальности угрозы могут свидетельствовать, например, такие данные, как расстояние, на которое сблизились в процессе движения транспортные средства, размер превышения разрешенной в данных условиях скорости и т.д..
Опасность должна угрожать НЕ любым ценностям, а прямо названным в диспозиции ч. 1 ст. 276. То есть, нарушение должно быть таким, в результате которого могут произойти гибель людей или наступит иные тяжкие последствия (в частности, тяжелые телесные повреждения, крупный материальный ущерб, перерыв в работе транспорта).
Поскольку причинение легкого телесного повреждения по неосторожности по общему правилу не является уголовно наказуемым, то реальное причинение такого вреда в результате аварии на транспорте НЕ влечет уголовное ответственности.
Причинная связь 'связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, а также недоброкачественным ремонтом и предусмотренным ст. 276 последствиями являются тогда, когда действие или бездействие закономерно, с необходимостью повлекшие за собой наступление последствий. Это имеет место тогда, когда: одно действие одного лица влечет последствия, несколько действий одного лица вызывают наступления последствий; поведение лица в совокупности с поведением второго лица порождает последствия.
причинной н 'связь между деянием конкретного лица и причиненным вредом отсутствует, если без этого деяния, Лишь под влиянием других факторов, последствия не наступили бы.
5. Сб "объект преступления специальный. Это вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста и является работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта (согласно Действующим правилам движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного транспорта и ремонта его объект объектов в Соответствующие видов работ допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста). Последний признак означает, что такое лицо: а) находится в трудовых отношениях с соответствующей транспортным предприятием б) действия совершены в связи 'связи с выполнением трудовых обязанности 'Связей по страхования движения или эксплуатации или проведением ремонта транспорта.
Лицо, не обладает вышеуказаннымы признаками субъектов 'объекта преступления, действия, в результате которых произошли транспортная авария или катастрофа и, соответственно, наступили Указанные в ст. 276 последствия, подлежит ответственности по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья "я лица, против собственности.
6. Сб "объективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.
7. Квалифицирующими признаками преступления является причинение им: 1) пострадавшему средней тяжести или тяжелых телесных повреждений, 2) большой материальный ущерб (ч. 2 ст. 276), а особо квалифицирующими признаком - гибель людей (ч. 3 ст. 276).
Большую материальный ущерб составляют стоимость уничтоженных транспортных средств или затраты на ремонт поврежденных, стоимость вторых уничтоженных или поврежденных материальных ценностей, расходы на восстановление движения, расходы на компенсацию за нарушение невыполнение условий договоров перевозки пассажиров и грузов, возмещения лицам, пострадавшим в результате аварии или катастрофы, экологический вред т.д.. Содержанием этого признака охватывается только прямой действительный ущерб. Большая материальный ущерб - понятие оценочное. Однако вред для признания ее большой должна быть по крайней мере не менее, чем вред, определенная большой в УК в отношении преступлений против собственности, критерии которой закреплено в примечании 3 к ст. 185 (жаль, превышающем в 250 и более раз Необлагаемый минимум доходов граждан на момент совершения преступления).
О понятии средней тяжести и тяжелого телесного повреждения см.. комментарий к статьям 121 и 122.
Во гибелью людей понимается смерть двух или более людей. Поскольку в других частях ст. 276 не предусмотрены последствия, Которые охватывалы смерти одного человека, то в случае причинения смерти одном пострадавшему в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта содеянное следует квалифициров гибель одного человека оценивается аналогично тому, как это может иметь место в отношении гибели нескольких человек).
***
Воздушный кодекс Украины от 23 мая 1995 (Ст. 1).
Закон Украины " В транспорте & quot, от 10 ноября 1994
Закон Украины " О железнодорожном транспорте " от 4 июля 1996
Устав железных дорог Украины. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 457 от 6 апреля 1998
Правила технической эксплуатации железных дорог Украины . Утверждены приказом Министерства транспорта Украина N 411 от 20 декабря 1996
Правила безопасной эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава. Утверждены приказом Государственному комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора N 54 от 24 марта 2008