Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 281. Порушення правил повітряних польотів
1. Нарушение правил безопасности полетов воздушных судов лицами, которые не являются работниками воздушного транспорта, если это создало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий, - наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, если они причинили потерпевшему средней тяжести телесные повреждения или причинили крупный материальный ущерб, - наказываются лишением свободы на срок от двух до ' пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы срок от ' пяти до двенадцати лет.
Комментарий
1. Основным непосредственным об ' объектом преступления является безопасность движения на воздушном транспорте. Его дополнительным факультативным о ' объектом могут выступать жизнь и здоровье ' я лица, собственность, окружающую среду, другие блага.
2. Об ' объективная сторона преступления может быть выполнена путем действия или бездействия и заключается в нарушении правил безопасности полетов, которое создало опасность для жизни людей или опасность наступления иных тяжких последствий.
Нарушение правил воздушных полетов предполагает совершение действий, которые запрещены этими правилами (например, курение на борту воздушного судна, перевозки легковоспламеняющихся веществ, самовольное открывание двери), или в невыполнении тех предписаний, которые лицо могло и должно было выполнить (отказ от использования ремней безопасности и т.д.). Под правилами безопасности полетов воздушных судов следует понимать нормативно-правовые акты, регламентирующие полет воздушных судов, а также указания командира и членов экипажа воздушного судна, вытекающие из них и является обязательным ' Обязательными для лиц, находящихся на нем во время полета. Полетом есть время от момента закрытия двери перед началом рейса и до момента дачи разрешения пассажирам выходить из воздушного судна после прилета.
О понятии воздушного судна см.. комментарий к ст. 276. Нарушение правил безопасности полетов военных воздушных судов (летательных аппаратов) квалифицируется при наличии оснований по ст. 416.
Последствия этого преступления, в т. ч., образующих его квалифицированные виды (части 2 и 3 ст. 281), по своему содержанием в целом совпадают с последствиями, указанными в ст. 276. Исключением является то, что ч. 2 ст. 281 не охватывает причинение тяжких телесных повреждений, а в ч. 3 предусмотрено наступления иных тяжелым последствиям. Учитывая, что гибель людей, как преступное последствие, охватывает смерть двух и более лиц, и то, что другие тяжелые последствия должны быть однородными с прямо названными в диспозиции статьи УК, к другим тяжелым последствиям в ч. 3 ст. 281 следует относить причинение смерти по крайней мере одному лицу или тяжких телесных повреждений одному или нескольким потерпевшим.
Преступление является оконченным с момента нарушения правил безопасности полетов, которое создало опасность наступления тяжелых последствий.
3. Сб ' объект преступления специальный. Им является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и не является работником воздушного транспорта. Работники транспорта за нарушение правил безопасности полетов воздушных судов несут ответственность по ст. 276.
4. Сб ' объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 281, характеризуется умышленным или неосторожным отношением виновного лица к нарушению правил воздушных полетов и создаваемой им опасности для жизни людей либо наступления иных тяжких последствий. При умышленном причинении вреда, предусмотренной частями 2 или 3 ст. 281, ответственность наступает по другим статьям Особенной части УК.