Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 283. Самовільне без нагальної потреби остановка поезда

1. Самовольная без крайней необходимости остановка поезда стоп-краном или путем раз ' единения воздушной тормозной магистрали или другим способом, если это создало угрозу гибели людей или наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью ' й потерпевшего, - наказывается штрафом до ' пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Те же действия, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от ' пяти до десяти лет.

Комментарий

1. Основным непосредственным об ' объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Его дополнительным факультативным о ' объектом могут выступать жизнь и здоровье ' я лица, собственность, другие блага.

2. Предметом преступления могут быть любые поезда, независимо от их назначения и количества вагонов - пассажирских дальнего следования, пассажирские пригородные, грузовые, почтово-багажные, пожарные, ремонтные, движущихся железнодорожными обычными или узкими путями или путями метро. При этом поездом признаются как сформированы и сцепленные между собой вагоны с одним или несколькими локомотивами, так и отдельные самоходные единицы - локомотивы без вагонов, колиеукладникы, мотовозы, дрезины, самоходные краны, экскаваторы, снегоуборочные и ремонтные машины на железнодорожном ходу и т.д.. Вместе с тем не выступают предметом преступления, предусмотренного ст. 283, транспортные машины и механизмы, которые не относятся к подвижному составу железнодорожного транспорта (трамваи и троллейбусы, вагонетки и локомотивы технологического путевого подвижного состава, вагоны фуникулеров и монорельсовых дорог, канатные подъемники и т. п.).

3. Об ' объективная сторона рассматриваемого преступления включает такие обязанности ' обязательные признаки: 1) деяния, 2) способ его совершения, 3) последствия 4) причинная связь ' связь между деянием и последствиями.

Самовольная без крайней необходимости остановка поезда выполняется путем воздействия и заключается в прекращении движения поезда до полной остановки. Его обязанности ' Обязательными признаками являются:

а) самовильнисть, которая означает, что такие действия совершены без распоряжения работника железной дороги, который вправе принимать решения о приостановлении поезда

б) отсутствие необходимости, т.е. обстановки, при которой немедленной остановке поезда является единственной возможностью избежать причинения вреда жизни или здоровье ' ю людей или большой материальный ущерб. При этом лицо не действует в условиях крайней необходимости: создавая угрозу безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта, она не устраняет еще большую опасность.

К способам совершения этого преступления закон относит остановка поезда:

1) стоп-краном

2) путем раз ' единения воздушной тормозной магистрали

3) другим способом.

Остановка поезда стоп-краном означает применение рычагов тормозной системы, расположенных в вагонах. Роз ' единения воздушной тормозной магистрали предусматривает падение давления в этой магистрали, которое ведет к срабатыванию тормозов и полной остановки поезда. Другой способ может состоять в использовании возможностей тормозной системы подвижного состава или других технических средств, в результате чего исключается движение, - выключение двигателя, отключение электроэнергии на тяговых подстанциях, подача сигналов об остановке поезда, в т. ч. путем использования сигнализации, семафоров и тому подобное. В то же время остановки поезда путем повреждения путей сообщения и транспортных средств, блокирование транспортных коммуникаций, принуждение к этому работнику транспорта квалифицируются по статьям 277, 279, 280.

Последствиями основного состава данного преступления (Ч. 1 ст. 283) могут быть: 1) создание угрозы гибели людей или другим тяжелым последствиям (см. комментарий к ст. 276), 2) реальное причинение вреда здоровью ' й потерпевшего (ею охватывается, в частности, причинение легких телесных повреждений одному или нескольким лицам или средней тяжести одном лице).

Преступление считается оконченным с момента самовольного без необходимости остановки поезда и причинение вреда здоровью ' й хотя бы одного лица или создание угрозы наступления тяжких последствий.

4. Сб ' объект преступления общий. Работники железнодорожного транспорта за самовольную без необходимости остановку поезда несут ответственность по ст. 276.

5. Сб ' объективная сторона преступления определяется психическим отношением виновного к последствиям и в целом характеризуется неосторожной виной. При этом действия в виде самовольного без необходимости остановки поезда могут характеризоваться умыслом (при этом лицо руководствуется, как правило, собственным желанием сойти с поезда в удобном для нее месте, хулиганским или иным мотивом).

6. Квалифицирующими признаками преступления является причинение им: 1) гибели людей, 2) иные тяжкие последствия. О содержании этих признаков см.. комментарий к ст. 276.

***

Правила поведения граждан на железнодорожном транспорте. Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины N 903 от 10 ноября 1995