Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 286. Порушення правил безпеки дорожнього руху або експлуатації транспорту особами, які керують транспортними засобами

1. Порушення правил безпеки дорожнього руху або експлуатації транспорту особою, яка управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести телесное повреждение, - наказывается штрафом от двухсот до п ' пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжелое телесное повреждение, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, - наказываются лишением свободы на срок от ' пяти до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет.

Примечание. Под транспортными средствами в настоящей статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

Комментарий

1. Основным непосредственным об ' объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации автомобильного других видов транспорта, перечень которых приведен в примечании к ст. 286, а его дополнительным обязанности ' заполнить о ' объектом - жизнь и здоровье ' я лица.

2. Транспортными средствами, в связи ' связи с управлением которыми наступает ответственность по ст. 286 (а также которые являются признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 287, 289, 290), выступают все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства, приводимые в движение с помощью двигателя с рабочим ' объемом 50 куб. см и больше или электродвигателя мощностью свыше 3 кВт.

Не являются транспортными средствами мопеды, велосипеды с двигателем с рабочим об ' объемом до 50 куб. см, подвижной состав метрополитена, фуникулера и других видов железных дорог (пассажирские и грузовые поезда, локомотивы, дрезины и т.п.). Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена и других видов железных дорог предусмотрена ст. 276, а велосипедов (в т.ч. с мотором), самоходных средств с маломощными электрическими или другими двигателями) - ст. 291.

3. Об ' объективная сторона преступления включает такие обязанности ' обязательные признаки: 1) деяния, 2) обстановку, 3) последствия и 4) причинная связь ' связь между деянием и последствиями.

Деяния заключается в нарушении правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта. Оно может совершаться путем действия или бездействия и заключаться в: 1) совершении действий, которые запрещены правилами (проезд на запрещающий сигнал светофора, эксплуатация автомобиля с определенными техническими неисправностями и т.д.) 2) невыполнении действий, которые лицо может и обязательства ' связана поступить в соответствии с требованиями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (неснижения скорости движения в соответствии с дорожной обстановки или предписаний дорожных знаков, неправильное пользование внешними световыми приборами). О понятии вождения и эксплуатации машин см.. комментарий к ст. 415.

Деяния при совершении этого преступления всегда эт ' связано с несоблюдением требований соответствующих нормативных актов - правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Такие правила установлены в законах и других нормативно-правовых актах, прежде Правилах дорожного движения.

Ответственность по ст. 286 наступает независимо от места, где были нарушены правила безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта (на магистрали, шоссе, улице, железнодорожном переезде, поле, территории предприятия, во дворе и т.п.). Если же во время движения или эксплуатации машины лицо нарушила не эти, а другие правила (например, правила охраны труда, в частности правила техники безопасности), его действия, при наличии к тому оснований, подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за несоблюдение именно других правил, а в соответствующих случаях - за преступления против жизни и здоровья ' я лица или уничтожения или повреждения имущества. Поэтому охватывается ст. 286 причинения вреда при ремонте транспортных средств или в ходе выполнения ими определенных специальных (Не транспортных) операций (например, при перемещении грунта бульдозером, сбор урожая самоходным комбайном).

Уголовная ответственность за ст. 286 наступает при условии причинения последствий в виде физического вреда, которая не менее опасна, чем средней тяжести телесное повреждение. О понятии средней тяжести повреждение см.. комментарий к ст. 122. Причинение в результате нарушения правил безопасности дорожного движения легких телесных повреждений исключает применение ст. 286.

Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее легкое телесное повреждение потерпевшему или имущественный вред (повреждение транспортного средства, груза, дорожных сооружений или другого имущества), является административным правонарушением.

причинной связи ' связь между деянием и последствиями должна место тогда, когда нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, допущенное виновным, закономерно, с необходимостью влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 286. В случаях, когда предусмотренные ст. 286 последствия наступили из-за нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта двумя или более ТС, нужно с ' выяснять характер нарушений, которые допустил каждый из них, а также не было причиной нарушения указанных правил одним водителем их несоблюдения другим и имел первый избежать дорожно-транспортного происшествия и его последствий. При этом надо иметь в виду, что при определенных условиях исключается уголовная ответственность лица, которая нарушила правила дорожного движения вынужденно, через создание аварийной ситуации другим лицом, управляющим транспортным средством.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 последствий.

4. Сб ' объектом преступления, предусмотренного ст. 286, признают лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеет ли она на это право. Лицом, которое управляет транспортным средством, считаются: водитель; инструктор или мастер производственного обучения, который руководит учебным вождением; должностное лицо, которая дает водителю обязанности ' обязательные для исполнения указания. При этом не имеют значения наличие или отсутствие у лица права владения или пользования этим транспортным средством, права на право управления транспортным средством. Военнослужащие за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины отвечают, при наличии необходимых оснований, по ст. 415.

5. Сб ' объективная сторона преступления определяется отношением виновного к последствиям и в целом характеризуется неосторожной виной. При умышленном отношении к последствиям содеянное квалифицируется по статьям Особенной части УК, предусматривающие соответствующие умышленные преступления.

6. Квалифицирующими признаками преступления является причинение в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта: 1) смерти потерпевшего или причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим (Ч. 2 ст. 286). Если во время дорожного происшествия причинены телесные повреждения различной степени тяжести, то содеянное квалифицируется по части статьи, предусматривающей наиболее тяжелый вид повреждений 2) гибель нескольких лиц (ч. 3 ст. 286).

по ч. 3 ст. 286 нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта квалифицируется тогда, когда смерть нескольких человек была результатом одной дорожного происшествия. Две или более событий, в результате каждой из которых наступила смерть одного человека, нельзя оценивать как следствие - гибель нескольких лиц.

* **

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года (ст. 121 - 140).

Закон Украины " О дорожном движении & quot, от 30 июня 1993

Закон Украины " О транспорте " от 10 ноября 1994

Закон Украины " Об автомобильном транспорте " в редакции от 23 февраля 2006

Закон Украины " О городском электрическом транспорте " от 29 июня 2004

Правила дорожного движения. Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины N 1306 от 10 октября 2001

Правила эксплуатации трамвая и троллейбуса. Утверждены приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству N 103 от 10 декабря 1996

Правила пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины. Утверждены приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины N 22 от 18 ноября 1997

Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 23 декабря 2005 N 14 " О практике применения судами Украины законодательства по делам о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также административные правонарушения на транспорте " (пункты 2 - 10).