Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 31. Добровільна відмова співучасників
1. В случае добровольного отказа от совершения преступления исполнитель (соисполнитель) не подлежит уголовной ответственности при наличии условий, предусмотренных статьей 17 настоящего Кодекса. В этом случае другие соучастники подлежат уголовной ответственности за приготовление к тому преступлению или покушение на то преступление, совершения которого добровольно отказался исполнитель.
2. Не подлежат уголовной ответственности при добровольном отказе организатор, подстрекатель или пособник, если они предотвратили совершение преступления или своевременно уведомили соответствующие органы государственной власти о преступлении или совершается. Добровольным отказом пособника является также непредоставление им средств или орудий совершения преступления или неустранение препятствий совершению преступления.
3. При добровольном отказе кого-либо из соучастников исполнитель подлежит уголовной ответственности за приготовление к преступлению или за покушение на преступление, в зависимости от того, на какой из этих стадий его деяние было прекращено.
Комментарий :
1. Особенности добровольного отказа (О ее понятия см.. Ст. 17 и комментарий к ней) соучастников обусловлены фактом совместного совершения преступления, а специфика правовой оценки их действий при обстоятельствах добровольной отказа определяется характером и степенью участия каждого из них в преступлении, которое готовится или совершается. Условия освобождения от уголовной ответственности исполнителя при таких обстоятельствах существенно отличаются от условий такого освобождения других соучастников - организатора, подстрекателя, пособника. При этом добровольный отказ одних соучастников имеет определенное юридическое значение для оценки действий других. Так, добровольный отказ исполнителя не освобождает от уголовной ответственности организатора, подстрекателя, пособника, а добровольный отказ последних, в свою очередь, не является основанием для освобождения от уголовной ответственности исполнителя. При добровольном отказе исполнителя другие соучастники подлежат ответственности за приготовление или покушение на то преступление, от совершения которого добровольно отказался исполнитель (ч. 1 ст. 31). В случае добровольной отказа кого-либо из соучастников исполнитель подлежит ответственности за приготовление к преступлению или покушение на преступление в зависимости от того, на какой из этих стадий его деяния было прекращено (ч. 3 ст. 31).
2. Условия, при которых исполнитель (соисполнитель) не подлежит уголовной ответственности при добровольном отказе, аналогичные сформулированным в ст. 17.
3. Требования, которые закон предъявляет к добровольному отказу организатора, подстрекателя или пособника, являются более жесткими. Такие соучастники не подлежат ответственности при добровольном отказе, если они выполнили одно из двух условий: 1) отвлекли совершения преступления, 2) своевременно уведомили соответствующие органы государственной власти о преступлении или совершается.
Предотвращение совершения преступления означает недопущение организатором, подстрекателем или пособником совершения преступления исполнителем вообще (предотвращение на стадии приготовления) или недопущения ими доведения преступления исполнителем до конца (предотвращение на стадии покушения). Оно может быть осуществлено путем увещевания, психического или физического принуждения, предупреждение потерпевшего, нейтрализации средств преступления или приведения в негодность орудия преступления и других действий, не позволили исполнителю реализовать преступный умысел.
Если принятыми организатором, подстрекателем или пособником мерами удалось предотвратить совершение преступления исполнителем, то указанные лица подлежат ответственности как соучастники совершенного исполнителем преступления. Факт принятия ими определенных мер может быть учтен судом при назначении наказания (ч. 2 ст. 66).
Сообщение о преступлении предусматривает информирование о месте, времени, способе совершения преступления, причастных к нему лиц, личность потерпевшего и другие обстоятельства, которые имеют существенное значение для его предотвращения. Оно должно быть своевременным и сделано соответствующим государственным органом. Своевременность уведомления определяется в каждом конкретном случае, но при любых обстоятельствах оно должно быть сделано так, чтобы в соответствующих государственных органов оставалась реальная возможность прекратить совершение преступления, не допустить наступления преступного результата (задержать исполнителя, обеспечить безопасность потерпевшего, изъять орудия и средства совершения преступления и т.п.).
Соответствующими органами государственной власти, к которым следует обратиться соучастники сообщению о преступлении или совершается, являются государственные органы, к компетенции которых отнесены обязанности ' связь предупреждать и пресекать преступления. Такими органами являются органы дознания, досудебного следствия, подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, прокуратура и суд.
Закон не выдвигает требований относительно формы и способа сообщения соучастником соответствующего органа государственной власти о преступлении или совершается. Такое сообщение может быть устным или письменным, сделанным лично или через посредников, непосредственно руководителю указанного органа или представителю этого органа, находящегося при выполнении служебных обязанностей ' связей (дежурному по отделу милиции, участковому инспектору милиции, следователю налоговой милиции, оперуполномоченному Службы безопасности Украины и др.).
В случае если соучастник обращается с указанным сообщением в другие органы государственной власти, кроме тех, к обязанности ' связи которых входит предупреждение и пресечение преступлений, или в органы местного самоуправления, средств массовой информации, о ' объединений граждан и т.д., такое сообщение должно юридическое значение, предусмотренное ч. 2 ст. 31 только в случае, если соответствующие должностные лица перечисленных органов, учреждений и организаций выполняли роль посредников в сообщении о преступлении должным органам и при этом не была нарушена требование своевременности сообщения о преступлении или совершается.
Если обращение организатора, подстрекателя или пособника в соответствующие органы государственной власти с уведомлением о преступлении или совершается, не было своевременным, оно не освобождает их от уголовной ответственности, но может быть признано судом обстоятельством, что ум ' смягчает наказание (см. п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 66).
4. Особенностью добровольного отказа пособника является то, что она может проявляться не только в активной, но и в пассивной его поведении: в непредоставлении им средств или орудий совершения преступления или неустранение препятствий совершению преступления. Отказываясь от совершения определенных действий, пособник тем самым не способствует совершению преступления исполнителем и этим избегает общей с другими соучастниками (прежде всего, с исполнителем) деятельности.
***
Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28 декабря 1960 (статьи 97, 101, 102 - 106, 112 - 115, 227).
Закон Украины " Об оперативно-розыскной деятельности " от 18 февраля 1992 (статьи 1, 5, 8, 9).