Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 340. Незаконне перешкоджання організації або проведенню зборів, мітингів, походів і демонстрацій
Незаконное препятствование организации или проведению собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, если это деяние было совершено должностным лицом или с применением физического насилия, -
наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Комментарий
1. Конституция Украины предоставляет гражданам "право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления ". Собрание, митинги, уличные походы и демонстрации являются формами непосредственной демократии, которые должны поддерживаться суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, которым пытается стать Украина. В соответствии со статьей 315 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 физические лица имеют право свободно собираться на мирные собрания, конференции, заседания, фестивали и т.д., а ограничение относительно реализации права на мирные собрания может устанавливаться судом в соответствии с законом.
2. Основным непосредственным объектом преступления является внутренний и международный авторитет нашего государства. Его альтернативным дополнительным обязательным объектом могут быть жизнь и здоровье, свобода, честь и достоинство личности или установленный порядок выполнения должностными лицами своих полномочий.
3. С объективной стороны преступление проявляется в незаконном препятствовании организации или проведению собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, и может быть совершено:
1) должностным лицом - с применением насилия или без такового;
2) должностным или иным лицом - с применением насилия.
Під зборами слід розуміти спільну присутність групи громадян, які зібралися у порядку, передбаченому законом, в одном месте, определенном их организаторами, с возможным использованием звукоусиливающей аппаратуры, для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям органов государственной власти и местного самоуправления, органов самоорганизации населения, их должностных и служебных лиц, руководителей политических партий, профсоюзных, общественных организаций и учреждений, предприятий, независимо от формы собственности, событий в политической, экономической, социальной, духовной жизни страны, обществе и мире в целом.
Митинг - организованное, мирное массовое собрание граждан с возможным использованием как государственного, так и другой запрещенной законами Украины символики, плакатов, транспарантов, портретов, а также звукоусилительной аппаратуры, в случаях, предусмотренных законом, в определенном его организаторами месте для публичного обсуждения отдельных событий или вопросов политического, экономического, социальной жизни, выражение протеста или поддержки действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей политических партий, профсоюзных, общественных организаций, учреждений, предприятий, независимо от формы собственности, политических, профсоюзных, общественных организаций, должностных лиц, а также с целью решения проблем и вопросов, относящихся к сфере политических, экономических, партийных, религиозных, национальных и других интересов участников мирных мероприятий и акций.
Уличный поход - организованный, с возможными перерывами для проведения митингов, пикетирований, мирное массовое движение граждан, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, по заранее разработанным его организаторами городским, районным в городе, поселковым или сельским маршрутам с целью привлечения внимания органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей политических партий, профсоюзных, общественных организаций, предприятий, независимо от формы собственности, к важным, на взгляд организаторов, проблем, проблем местной территориальной общины, а также с целью публичного выражения своих политических, экономических, социальных, партийных, религиозных, национальных и других взглядов, поддержки или протеста.
Демонстрация - это организованное, мирное массовое прохождение граждан по возможным использованием как государственного, так и другой запрещенной законами Украины символики, плакатов, транспарантов, портретов, а также звукоусилительной аппаратуры по тротуару или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади по определенному ее организаторами маршруту с целью привлечение внимания органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей политических партий, профсоюзных, общественных организаций, учреждений, предприятий, независимо от формы собственности, общественности к решению насущных политических, экономических, социальных и других проблем и вопросов государства, общества, местной территориальной общины или для публичного протеста против решений, мероприятий, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также против отдельных событий жизни в государстве или мире в целом, или наоборот - их поддержки.
не создают преступления, предусмотренного ст. 340, незаконное препятствование организации или проведению мероприятий, не перечисленных в ст. 340, которыми могут быть:
а) похід, який не належить до вуличних - організований, довготривалий, з можливими перервами на проїзд транспортом и проведения митингов, пикетирований и отдыха, мирное массовое движение граждан, в случаях, предусмотренных законом, по заранее разработанным его организаторами на территории Украина, нескольких областей или местными маршрутами с целью привлечения внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей политических партий и т.п., к важным, по мнению организаторов, проблем, а также с целью публичного выражения своих политических, экономических, социальных, партийных, религиозных, национальных и других взглядов, поддержки или протеста
б) пикетирование - публичное выявление гражданами личных, групповых, политических, экономических, социальных, партийных, религиозных, национальных или протеста (без демонстраций, митингов, шествий), в т. ч. путем голодание, у и вокруг административных зданий органов государственной власти и т.д. с использованием или без использования призывов, плакатов, транспарантов, портретов;
в) другие мирные мероприятия протестного характера (голодание, палаточный городок, факельное уличный поход или другая подобная акция)
г) другие мирные меры не протестного характера (автомотовелопробиг, фестиваль благотворительный культурное мероприятие, выставка, другая акция коммерческого характера, конференция, семинар и т.д.)
г) собрания трудовых коллективов, политических партий, профессиональных союзов, общественных организаций, проводимых в закрытых помещениях или вне их в соответствии законам Украины, их уставами и положениями
д) мирные мероприятия и акции, которые проводятся органами государственной власти и органами местного самоуправления
е) публичные богослужения, церемонии, паломничества, процессии или иные религиозные обряды
есть) мирные мероприятия и акции граждан с целью отдыха, свадебные процессии, народные праздники, похороны и т.д..
Незаконное воспрепятствование организации или проведению таких мер, совершенное должностным лицом, при соответствующих оснований может быть квалифицировано по ст. 364 (423) или 365 (424), а совершенное другим лицом с применением насилия - Как соответствующее преступление против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против собственности и т.п..
Незаконное воспрепятствование осуществлению публичного богослужения, церемонии, шествия или иного религиозного обряда квалифицируется по ч. 1 ст. 180.
Воспрепятствование означает создание препятствий, недопущение организации или проведения указанных мирных мероприятий. Способами его могут быть вынесения решения о запрещении проведения, угроза применения к их организаторов или участников насилия или фактическое его применения, попытка подкупа организаторов соответствующего мероприятия или их обман и т.п.. Если такие действия были связаны с совершением другого преступления, это требует самостоятельной правовой оценки и квалификации по совокупности ст. 340.
Однако понятием физическое насилие, предусмотренным ст. 340, полностью охватывается нанесение побоев, истязания, причинение легких или средней тяжести телесных повреждений. Умышленное причинение лицу телесных повреждений средней тяжести, совершенное с целью запугивания потерпевшего или его родственников или для принуждения к отказу от организации соответствующего мирного мероприятия или участия в нем, а так же причинение ему тяжкого телесного повреждения или его убийство квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 340 и, соответственно, ч. 2 ст. 122, ст. 121 или 115.
Відповідно до ст. 39 Конституції України у нашій державі встановлено реєстраційний, а не дозвільний порядок проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, а их проведение может быть ограничено только по решению суда и только в случаях, определенных непосредственно Основным Законом. Такие ограничения могут устанавливаться судом в соответствии с законом и в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью: а) предотвращения беспорядков или преступлений, б) для охраны здоровья населения, в) для защиты прав и свобод других людей. Кроме того, само содержание рассматриваемого права содержит определенные ограничения, ведь Конституция позволяет собираться только мирно, без оружия. Определенные временные ограничения права граждан на мирные собрания могут устанавливаться в условиях военного или чрезвычайного положения.
Таким образом, собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации осуществляются на законных основаниях, когда они соответствуют совокупности следующих условий: а) место собраний и митингов, маршрут следования демонстраций и шествий были определены их организаторами, о чем последние своевременно сообщили исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, б) указанные меры являются мирными и осуществляются без оружия, в) они производятся вне военного или чрезвычайного положения, либо хотя и в условиях военного или чрезвычайного положения, но соответствующие ограничения на их проведение установлены не были г) их организация и проведение не запрещенные судебным решением, вступившим в силу и не отменено.
Воспрепятствование организации или проведению этих мер, которые осуществляются на законных основаниях, является незаконным. Кроме того, такое препятствие является незаконным и в случаях, когда оно совершается: 1) Не должностным лицом и связано с применением физического насилия к организаторам или участников мирных мероприятий, даже если о них не были своевременно извещены исполнительные органы местных советов или их проведение было запрещено судом, или они проводились в условиях военного или чрезвычайного положения, 2) должностным лицом, действует не на основании закона не в пределах своих полномочий либо не способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины (например, должностное лицо применяет к участникам митинга оружие или специальное средство, которые по закону в данных условиях применены быть не могут, или, не дожидаясь решения суда по своему усмотрению определив, что митинг противоречит интересам национальной безопасности, отдает приказ о вытеснении митингующих с площади и т.д.).
4. Субъектом преступления, если он не связан с насилием, может быть только должностное лицо. Незаконное воспрепятствование организации или проведению собраний, митингов, шествий и демонстраций, совершенное судьей путем вынесения заведомо неправосудного решения, определения или постановления, квалифицируется по ст. 375. Такие же действия, если они были совершены другим должностным лицом, кроме судьи, путем злоупотребления властью или служебным положением и повлекшие тяжкие последствия, квалифицируются по ч. 2 ст. 364 (ч. 2 ст. 423), если этим должностным лицом является работник правоохранительного органа - по ч. 3 ст. 364.
О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и общие положения к разделу XVII Особенной части УК.
Субъект преступления, если это преступление связано с насилием, - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в т. ч. и должностное лицо. Если предусмотренные ст. 340 действия совершены должностным лицом, кроме судьи, путем превышение власти или служебных полномочий, они квалифицируются по частям 1, 2 или 3 ст. 365 (частями 1 или 3 ст. 424).
5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
***
Конституція України (статті 1, 39, 64).
Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. (ст. 315).
Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине "от 21 мая 1997 г. (ст. 8, п." б "ч. 1 ст. 38).
Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях "от 23 апреля 1991 (ст. 21).
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР" от 28 июля 1988