Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 351. Воспрепятствование деятельности народного депутата Украины и депутата местного совета
1. Невиконання службовою лицом законных требований народного депутата Украины, депутата местного совета, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление им заведомо ложной информации -
караються штрафом від ста до однієї тисячі неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або арештом на строк до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
2. Невыполнение должностным лицом законных требований комитетов Верховной Рады Украины либо временных следственных комиссий Верховной Рады Украины, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление недостоверной информации -
наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий :
1. Объектом преступления является нормальная деятельность народных депутатов Украины, депутатов местных советов, парламентских комитетов и временных следственных комиссий, а также их авторитет.
2. Пострадавшим от этого преступления может быть: 1) народный депутат Украины, 2) депутат местного совета.
Народный депутат Украины - это выбранный в соответствии с законом представитель украинского народа в Верховной Раде Украины и уполномоченный им в течение определенного срока осуществлять депутатские полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины.
Депутат местного совета - представитель интересов территориальной общины, избранный в порядке, установленном Конституцией и законами Украины в областной, районной, городской, районной в городе, сельского или поселкового совета, полномочия которого признаны, начались и не прекращены в установленном законом порядке.
Согласно ст. 89 Конституции Украины комитеты Верховной Рады Украины осуществляют законопроектной работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады Украины. Временные следственные комиссии создаются Верховной Радой Украины для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес.
3. Объективная сторона преступления может быть выражена в следующих формах:
1) невиконання законних вимог народного депутата України, депутата місцевої ради, комітету Верховної Ради Украина или временной следственной комиссии Верховной Рады Украины
2) создание искусственных препятствий в их работе
3) предоставление заведомо ложной информации народному депутату Украины, депутату местного совета
4) предоставление недостоверной информации комитета Верховной Рады Украины или временной следственной комиссии Верховной Рады Украины.
Законными являются следующие требования народных депутатов Украины, депутатов местных советов, комитетов Верховной Рады Украины или временных следственных комиссий Верховной Рады Украины, сделанные ими в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией и законами Украины. В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо выяснить, имели ли право указанные лица и органы по закону предъявлять требования, не выполнила определенная должностное лицо.
Невыполнением законных требований народного депутата Украины или парламентского комитета будет, например, игнорирование депутатского обращения или запроса, направленного виновному лицу, отказ руководителя соответствующего периодического печатного издания, выходящей в избирательном округе депутата, или местного радио дать объявление о встрече депутата с избирателями, или нарушения права законодательной инициативы народного депутата.
Создание искусственных помех указанных лиц (органов) заключается в совершении действий, препятствующих реализации ими своих полномочий.
Понятие ложной (ч. 1 ст. 351) и недостоверной (Ч. 2 ст. 351) информации являются синонимами. Ответственность за предоставление ложной (недостоверной) информации наступает только в случае, когда виновное лицо в соответствии с законом обязана была предоставлять ее депутату, парламентскому комитету или временной следственной комиссии в ответ на депутатское обращение, запрос и т.п. или когда она по собственной инициативе, с целью ввести депутата, парламентский комитет или временную следственную комиссию в заблуждение, направила им письмо с определенной информацией.
Преступление считается оконченным с момента совершения описанных в ст. 351 действий или бездействия.
Не образует состава рассматриваемого преступления невыполнение законных требований временных специальных комиссий, которые могут создаваться Верховной Радой Украины, а также препятствования их деятельности и предоставления ложной (недостоверной) информации. При наличии оснований такие действия могут быть квалифицированы по статьям о преступления в сфере служебной деятельности, а последнее из названных деяний - как правонарушение, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 5 Закона Украины "О борьбе с коррупцией".
4. Суб'єкт злочину спеціальний. Ним є службова особа, на яку покладено обов'язок виконувати вимоги народного депутата Украины или депутата местного совета, комитетов Верховной Рады Украины либо временных следственных комиссий Верховной Рады Украины предоставлять им определенную информацию, обеспечивать деятельность этих лиц и органов. О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и общие положения к разделу XVII Особенной части УК.
Должностное лицо, которое в соответствии с законом не обязательства 'связана выполнять те или иные требования лиц и органов, указанных в диспозициях частей 1 или 2 ст. 351 (например, судья по поводу решения им конкретного дела), предоставлять им определенную информацию или обеспечивать деятельность этих лиц, субъектом преступлений, рассматриваемых не выступает.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. При этом предоставление заведомо ложной информации народному депутату Украины или депутату местного совета может быть совершено только с прямым умыслом.
* * *
Конституція України (ст. 89).
Закон Украины "О статусе народного депутата Украины" в редакции от 22 марта 2001
Закон Украины "О статусе депутатов местных советов" от 11 июля 2002
Закон України "Про комітети Верховної Ради України" від 4 квітня 1995 р.
Решение Конституционного Суда Украины по делу о запросах народных депутатов Украины N 4-рп/99 от 19 мая 1999
Рішення Конституційного Суду України у справі про запити народних депутатів України до прокуратури N 4-рп/2000 от 11 апреля 2000
Решение Конституционного Суда Украины по делу о статусе народного депутата Украины N 8-рп/2000 от 10 мая 2000
Решение Конституционного Суда Украины в деле о запросы и обращения народных депутатов Украины в органы дознания и досудебного следствия N 4-рп/2002 от 20 марта 2002
Решение Конституционного Суда Украины по делу об обращении народных депутатов Украины в Национальный банк Украины N 5-рп/2003 от 5 марта 2003
Решение Конституционного Суда Украины по делу о гарантиях деятельности народного депутата Украины N 7-рп/2003 от 10 апреля 2003
Решение Конституционного Суда Украины в деле о направлении запроса к Президенту Украины N 16-рп/2003 от 14 октября 2003