Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 395. Порушення правил адміністративного нагляду

Самовольное оставление лицом места жительства с целью уклонения от административного надзора, а также неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев.

Комментарий :

1 . Объектом преступления являются интересы правосудия в части обеспечения административного надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц.

2. С объективной стороны преступление может быть совершено в форме:

1) самовольного оставления лицом, в отношении которого установлен административный надзор, места жительства

2) неприбуття без поважних причин у визначений строк до обраного місця проживання особи, щодо якої встановлено административный надзор, в случае освобождения из мест лишения свободы.

Административный надзор - Это система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляемых органами внутренних дел. Он устанавливается судом с целью предупреждения совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и осуществления воспитательного воздействия на них. Административный надзор осуществляется милицией. Правила административного надзора - это совокупность установленных законом обязанностей и ограничений действий лиц, по которым установлен административный надзор (поднадзорных). Каждому поднадзорному определяется конкретная совокупность таких обязанностей и ограничений. Статья 395 устанавливает ответственность за нарушение не всех правил административного надзора, а только тех, которые регламентируют пребывание поднадзорного по месту проживания и прибытия его до такого места после освобождения из мест лишения свободы. Нарушение других правил административного надзора влечет административную ответственность по ст. 187 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Нарушение правил административного надзора является уголовно наказуемым лишь при условии, что такой надзор был установлен в отношении лица при наличии предусмотренных законом оснований и в установленном им порядке. При этом следует учитывать, что поднадзорный может быть привлечен к ответственности по ст. 395 только за нарушения, допущенные после объявления ему постановления об установлении или продолжение административного надзора. Следует также иметь в виду, что при осуществлении административного надзора суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может изменять (уменьшать или увеличивать) объем установленных в отношении него ограничений.

Під самовільним залишенням особою місця проживання з метою ухилення від адміністративного нагляду розуміються изменение наблюдаемым без уважительных причин и сообщения работников милиции, осуществляющих надзор, места жительства в пределах одного населенного пункта или выезд без разрешения органов внутренних дел в другой населенный пункт. Это действия на практике проявляется в таких нарушениях наблюдаемым правил административного надзора: а) оставление им дома (квартиры) в определенное время, в которое ему запрещено из них выходить б) выезд без разрешения милиции в личных делах за пределы района (города), с которого ему запрещено выезжать вообще в определенное время, в) выезд за пределы указанного района (города) по служебным делам без уведомления милиции.

Оставление наблюдаемым места жительства, под которым понимаются дом (квартира), в котором живет поднадзорный, а также район (город), в котором он проживает и в территориальном органе внутренних дел которого он зарегистрирован как поднадзорный, с разрешения (по сообщению) милиции или хотя и без такого разрешения (сообщения), но по уважительным причинам, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 395. Не образует состава данного преступления также нарушение запрета выхода из дома (квартиры) в определенное время (который по закону не может превышать восьми часов в сутки), если оно не имело целью уклонения от административного надзора.

Неуведомление работников органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор, об изменении места жительства или о выезде за пределы района (города) в служебных целях, если оно не выступало формой самовольного оставления лицом места жительства с целью уклонения от административного надзора, влечет за собой административную ответственность по ст. 187.

Неприбытие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, является нарушением указанным лицом обязанности прибыть в определенный учреждением исполнения наказания срок в избранное ней место жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел. Уважительными причинами, исключающие ответственность такого лица за совершение указанных действий по ст. 395, могут быть любые жизненные обстоятельства, природные явления и т.п., которые не дали ей возможности своевременно прибыть в избранное ней место жительства (отсутствие средств на проезд; болезнь; задержания милицией за совершение правонарушения; стихийное бедствие и т.п.). Нерегистрация в органе внутренних дел лица, прибыла в определенный срок к избранному месту жительства, не охваченную содержанием этой формы нарушения правил административного надзора и не образует состава преступления, предусмотренного ст. 395.

Обязательным признаком объективной стороны преступления есть время его совершения. Это преступление может быть совершено только в течение срока, на который установлен административный надзор. Административный надзор устанавливается на срок от одного до двух лет и не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости. Этот срок может быть продлен в установленном законом порядке.

Оконченным это преступление является: в первой форме - с момента оставления виновным местожительства; во второй форме - с момента его неприбытия в определенный срок к избранному месту жительства. Это преступление является длящимся.

3. Субъект преступления специальный. Им является лицо, достигшее 18-летнего возраста (административный надзор может быть установлен только в отношении совершеннолетнего лица) и в отношении которого установлен административный надзор.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, а при самовольном оставлении наблюдаемым места проживания - еще и специальной целью - уклонение от административного надзора.

***

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 (ст. 187).

Закон Украины из мест лишения свободы "от 1 декабря 1994

Постановление Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами Украины законодательства по делам о нарушении правил административного надзора" N 3 от 28 марта 1986