З А К О Н У К Р А И Н Ы
О системе гарантирования вкладов физических лиц
Выплата возмещения осуществляется с учетом сумм, уплаченных вкладчику в течение действия временной администрации в банке. Гарантии Фонда не распространяются на возмещение средств по вкладам в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 2. Вкладчик приобретает право на получение гарантированной суммы возмещения средств по вкладам за счет средств Фонда в пределах предельного размера возмещения средств по вкладам после принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 3. Фонд гарантирует возмещение средств по вкладу, который вкладчик имеет в банке, в дальнейшем реорганизовался путем преобразования, на тех же условиях, что и до реорганизации. 4. Фонд не возмещает средства: 1) переданные банку в доверительное управление 2) по вкладу в размере менее 10 гривен 3) по вкладу, подтвержденным сберегательным (депозитным) сертификатом на предъявителя 4) размещены на вклад в банке лицом, была членом наблюдательного (надзорного) совета, правления (совета директоров), ревизионной комиссии банка, если со дня его освобождения от должности до дня принятия Национальным банком Украины решения об отнесении такого банка в категорию неплатежеспособным не прошел один год 5) размещены на вклад в банке лицом, которая предоставляла банка профессиональные услуги как аудитор, юридический советник, субъект оценочной деятельности, если эти услуги имели непосредственное влияние на возникновение признаков неплатежеспособности банка и если со дня прекращения предоставления услуг до дня принятия Национальным банком Украины решение об отнесении такого банка в категорию неплатежеспособных не прошел один год 6) размещены на вклад владельцем существенного участия банка 7) размещены на вклад лицом, на индивидуальной основе получает от банка проценты по вкладу в более благоприятных договорных условиях, обычных или имеет другие финансовые привилегии от банка 8) по вкладу в банке, являющихся предметом залога и обеспечивает выполнение обязательств вкладчика перед этим банком, в объеме таких обязательств 9) по вкладам в филиалах иностранных банков. 5. Возмещение средств по вкладу в иностранной валюте происходит в национальной валюте Украины после перечисления суммы вклада по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день принятия решения Национальным банком Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных и начала процедуры вывода Фондом банка с рынка и осуществления временной администрации в соответствии с статьи 36 настоящего Закона. 6. Фонд завершает выплату гарантированных сумм возмещения средств по вкладам в день внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации банка как юридического лица. Статья 27. Порядок определения вкладчиков, имеющих право на возмещение средств по вкладам 1. Уполномоченное лицо Фонда составляет перечень вкладчиков и определяет расчетные суммы возмещения средств по вкладам за счет Фонда в соответствии с требованиями настоящего Закона и нормативно-правовых актов Фонда по состоянию на день принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 2. Уполномоченное лицо Фонда в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка формирует полный перечень вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств по вкладам за счет Фонда, с определением сумм, подлежащих возмещению. 3. Уполномоченное лицо Фонда отмечает в списке вкладчиков сумму возмещения для каждого вкладчика, которая рассчитывается исходя из совокупного объема всех его вкладов в банке и начисленных процентов. Начисление процентов по вкладам прекращается со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 4. Информация о вкладчика в перечне вкладчиков должен обеспечивать его идентификацию соответствии с законодательством. 5. В течение шести дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка исполнительная дирекция Фонда утверждает реестр вкладчиков для осуществления выплат в соответствии с предоставленным уполномоченным лицом Фонда перечня вкладчиков. Фонд публикует объявление о возмещении средств вкладчикам в газетах "Урядовый курьер", "Голос Украины" и на своей официальной странице в сети Интернет не позднее чем через семь дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 6. Уполномоченное лицо Фонда в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации формирует перечень вкладчиков, средства которых не подлежат возмещению Фондом согласно части четвертой статьи 26 настоящего Закона . Статья 28. Расчеты с вкладчиками 1. Фонд начинает выплату возмещения средств вкладчикам, их представителям и наследникам в национальной валюте Украины в наличной или безналичной форме не позднее семи дней со дня принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 2. Фонд осуществляет выплату гарантированных сумм возмещения через банки-агенты. 3. Фонд не позднее чем за 30 дней до окончания определенного настоящим Законом срока ликвидации банка публикует объявления в газетах "Урядовый курьер", "Голос Украины" и на своей официальной странице в сети Интернет о завершении Фондом выплат гарантированной суммы возмещения. Статья 29. Приобретение Фондом права кредитора банка 1. Фонд приобретает право кредитора банка на всю сумму, подлежащую возмещению вкладчикам такого банка в соответствии с настоящим Законом на момент принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных и перевода банка в Фонд для осуществления временной администрации. 2. Фонд также приобретает права кредитора на сумму уплаченных Фондом расходов, связанных с процедурой вывода неплатежеспособного банка с рынка, а также на сумму целевого займа, предоставленного банку в течение действия временной администрации. Раздел VI регулятивной деятельностью ФОНДА Статья 30. Регулирование Фондом деятельности банков 1. Фонд осуществляет регулирование деятельности банков путем: 1) принятие в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению банками 2) осуществление контроля за выполнением обязательств банков в связи с их участием в системе гарантирования вкладов физических лиц 3) выведение неплатежеспособных банков с рынка 4) в других формах, предусмотренных настоящим Законом. 2. Регулятивные полномочия Фонда, определенные настоящим Законом, распространяются на все банки в Украине. Банки обязаны соблюдать нормативно-правовых актов Фонда и выполнять требования, установленные Фондом в пределах его полномочий. Статья 31. Отчетность банков перед Фондом 1. Банк обязан представлять в Фонд балансовые отчеты, аудиторские заключения, регулярную отчетность относительно привлеченных им вкладов и уплаты сборов в Фонд в сроки, форме и в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Фонда. 2. Фонд имеет право требовать от банка предоставления информации по отдельным вопросам деятельности. Банк обязан представить такую ??информацию в Фонд в сроки и форме, определенных соответствующим требованием Фонда. Банки предоставляют информацию, содержащую банковскую тайну, в порядке, установленном Законом Украины "О банках и банковской деятельности" . Статья 32. Проверки банков 1. Фонд имеет право осуществлять проверку банка по контролю за выполнением им обязательств в связи с участием в системе гарантирования вкладов физических лиц на предмет: 1) достоверности предоставленной Фонда отчетности 2) полноты и своевременности расчетов с Фондом по сборам в Фонд и начисленной пеней 3) полноты и достоверности ведения базы данных о вкладчиках 4) соблюдение требований по информированию вкладчиков об участии банка в Фонде 5) соблюдение других требований настоящего Закона и нормативно-правовых актов Фонда. 2. Проверка банка осуществляется работниками Фонда в соответствии с утвержденным исполнительной дирекцией Фонда плана проверки. 3. Фонд имеет право осуществлять плановую проверку банка не чаще одного раза в год. В отдельных случаях Фонд имеет право осуществлять внеплановую проверку банка на основании решения исполнительной дирекции Фонда. 4. Фонд обязан уведомить банк о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 дней до начала проверки. 5. Банк обязан обеспечить работникам Фонда 1) свободный и бесплатный доступ к документам и информации, в том числе информации, содержащей банковскую тайну, необходимых для проведения проверки 2) предоставление объяснений по отдельным вопросам по требованию работников Фонда 3) свободный доступ в рабочее время к помещениям, где происходит привлечения средств от физических лиц и до выделенного помещения для размещения членов инспекционной группы при проведении проверки. 6. По ходатайству Фонда работники Фонда должны быть привлечены Национальным банком Украины к проведению инспекционных проверок банков, отнесенных Национальным банком Украины к категории проблемных. Исполнительная дирекция Фонда утверждает для работника Фонда в составе инспекционной группы Национального банка Украины отдельный план проверки. 7. Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, не распространяются на работников Фонда, в пределах предоставленных настоящим Законом полномочий осуществляют проверки. 8. Фонда запрещается предоставлять материалы проверки третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом, а также разглашать информацию о деятельности банка, которая стала известна Фонда при осуществлении им его полномочий, за исключением случаев, предусмотренных законом. Статья 33. Административно-хозяйственные санкции в отношении банков за нарушение законодательства о гарантировании вкладов физических лиц 1. Непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений банком Фонда, если представление таких сведений требуется этим законом и / или нормативно-правовыми актами Фонда, влечет наложение на банк штрафа от 0,05 до 0,1 процента от размера зарегистрированного уставного капитала банка. 2. Нарушение банком порядка ведения базы данных о вкладчиках влечет наложение на банк штрафа от 0,05 до 0,1 процента от размера зарегистрированного уставного капитала банка. 3. За нарушение банком требований законодательства о гарантировании вкладов физических лиц Фонд может применять к такого банка административно-хозяйственная санкция в виде распоряжения об устранении нарушения. Невыполнение или несвоевременное выполнение банком решений и / или нормативно-правовых актов Фонда или распоряжений об устранении нарушений влечет наложение на банк штрафа в размере от 0,04 до 0,1 процента размера зарегистрированного уставного капитала банка. {Часть третья статьи 33 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10. 2012 } 4. Административно-хозяйственные санкции, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, рассматриваются и накладываются директором - распорядителем Фонда, его заместителями в порядке , установленном нормативно-правовыми актами Фонда. По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. Штраф может быть наложен на банк в течение шести месяцев со дня выявления правонарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения. В случае совершения банком двух или более правонарушений штрафы налагаются за каждое совершенное правонарушение отдельно. Основанием для рассмотрения дела о правонарушении в сфере гарантирования вкладов физических лиц является протокол. Протоколы о правонарушениях в сфере гарантирования вкладов физических лиц имеют право составлять уполномоченные работники Фонда. Дело о правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения Фондом протокола о правонарушении в сфере гарантирования вкладов физических лиц. Штраф уплачивается не позднее 15 дней со дня вручения или получения банком направленной копии постановления Фонда о наложении штрафа. Копия заверенного банком платежного документа, удостоверяющего факт уплаты штрафа в полном объеме, направляется в Фонд. В случае если штраф не уплачен в установленные сроки, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется государственной исполнительной службой в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве ". Суммы штрафов зачисляются в средств Фонда. Постановление по делу о правонарушении в сфере гарантирования вкладов физических лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. Раздел VII ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Статья 34. Введение временной администрации 1. Фонд начинает процедуру вывода неплатежеспособного банка с рынка и осуществления временной администрации в банке на следующий рабочий день после официального получения решения Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных. 2. Не позднее следующего рабочего дня после начала временной администрации Фонд размещает информацию о введении временной администрации в банке на своей официальной странице в сети Интернет и не позднее чем через 10 дней публикует ее в газетах "Урядовый курьер" и "Голос Украины". 3. Исполнительная дирекция Фонда не позднее следующего рабочего дня после официального получения решения Национального банка Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных назначает из числа работников Фонда уполномоченное лицо Фонда. Уполномоченное лицо Фонда должна соответствовать требованиям, установленным Фондом. Решение о назначении уполномоченного лица Фонда приходится Фондом в головной офис банка и в каждого обособленного подразделения банка немедленно. 4. Временная администрация вводится на срок, не превышающий три месяца, а для системообразующих банков - шесть месяцев. Временная администрация прекращается после выполнения плана урегулирования или в других случаях по решению исполнительной дирекции Фонда. 5. При временной администрации Фонд имеет полное и исключительное право управлять банком в соответствии с настоящим Законом, нормативно-правовых актов Фонда и предпринимать действия, предусмотренные планом урегулирования. Статья 35. Требования к уполномоченного лица Фонда 1. Временным администратором неплатежеспособного банка и ликвидатором банка (кроме ликвидации банка по решению собственников) является Фонд. Осуществления временной администрации и ликвидации банков Фонд осуществляет через предназначенную исполнительной дирекцией уполномоченное лицо Фонда, имеет высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, полное высшее образование в области экономики, финансов или права (не ниже квалификационного уровня "специалист") и профессиональный опыт , необходимый для выполнения мероприятий в рамках осуществления временной администрации. {Часть первая статьи 35 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 2. Уполномоченным лицом Фонда не может быть лицо, которое: 1) является кредитором, связанным лицом или участником банка, в отношении которого осуществляется временная администрация 2) имеет судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или является обвиняемым по уголовному делу 3) не выполнила своих обязательств перед любым банком 4) имеет конфликт интересов с банком, по которому осуществляется временная администрация. 3. Конфликтом интересов является наличие у соответствующего работника Фонда или его / ее близких родственников личных или деловых интересов в соответствующем банке, а именно: 1) задолженности перед банком, задолженности банка, владение любыми имущественными правами в отношении имущества банка 2) отношений за предыдущие пять лет с банком как его связанным лицом 3) невыполнение каких-либо обязательств по отношению к любого банка за последние пять лет 4) владение имуществом, которое конкурирует с имуществом банка 5) пребывание в трудовых отношениях с банком за последние пять лет 6) других интересов, которые могут повредить непредвзятому выполнению функций в рамках осуществления временной администрации. 4. Исполнительная дирекция Фонда обязано убедиться в отсутствии конфликта интересов работника Фонда, который назначается уполномоченным лицом Фонда, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда. В случае выявления обстоятельств, составляющих конфликт интересов, после начала временной администрации Фонд обязан немедленно отстранить соответствующего работника от исполнения обязанностей уполномоченного лица Фонда. 5. Уполномоченное лицо Фонда не имеет права: 1) принимать прямо или косвенно какие-либо услуги, подарки и другие ценности от лиц, заинтересованных в осуществлении любых действий, связанных с деятельностью банка, в отношении которого осуществляется временная администрация 2) использовать или разрешать использовать имущество банка, в отношении которого осуществляется временная администрация, в своих интересах или в интересах третьих лиц 3) давать обещания или принимать обязательства от имени Фонда без предварительного письменного разрешения 4) пользоваться любыми услугами банка, в отношении которого осуществляется временная администрация 5) разглашать банковскую тайну, информацию, составляющую коммерческую тайну, и другую служебную информацию, если это не связано с осуществлением временной администрации. 6. Оплата труда уполномоченного лица Фонда осуществляется Фондом в пределах утвержденного штатного расписания. Исполнительная дирекция Фонда имеет право устанавливать дополнительное вознаграждение уполномоченному лицу Фонда в пределах сметы расходов Фонда на осуществление временной администрации. 7. Финансовая ответственность, жизнь и здоровье уполномоченного лица Фонда должны быть застрахованы в ее интересах за счет Фонда в соответствии с действующим законодательством Украины. 8. Уполномоченное лицо Фонда в своей деятельности подотчетна Фонда, который несет ответственность за действия уполномоченного лица Фонда по процедуре вывода неплатежеспособного банка с рынка. Статья 36. Последствия введения временной администрации 1. Со дня назначения уполномоченного лица Фонда приостанавливаются все полномочия органов управления банка (общего собрания, наблюдательного совета и правления (совета директоров) и органов контроля (ревизионной комиссии и внутреннего аудита). Уполномоченное лицо Фонда от имени Фонда приобретает все полномочия органов управления банка и органов контроля со дня начала временной администрации и к ее прекращению. Течение одного дня после назначения уполномоченного лица Фонда руководители банка обеспечивают передачу уполномоченному лицу Фонда печатей и штампов, материальных и других ценностей банка, а также в течение трех дней - передачу бухгалтерской и иной документации банка. В случае уклонения от исполнения указанных обязанностей виновные лица несут ответственность согласно закону. {Абзац второй части первой статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 2. На период временной администрации все структурные подразделения, органы и должностные лица банка подчиняются в своей деятельности уполномоченному лицу Фонда и действуют в определенных ею пределах и порядке. 3. Сделки, совершенные органами управления и руководителями банка после назначения уполномоченного лица Фонда, являются ничтожными. 4. Начало временной администрации не является основанием для прекращения, расторжения или неисполнения договоров о предоставлении услуг (выполнение работ), которые обеспечивают операционную деятельность банка, в том числе договоров об аренде недвижимого имущества, предоставления коммунальных услуг, услуг связи, охраны. В случае прекращения, расторжения или нарушения условий таких договоров со стороны контрагентов банка Фонд имеет право требовать возмещения убытков в порядке, установленном законодательством Украины. 5. При временной администрации не осуществляется: 1) удовлетворение требований вкладчиков и других кредиторов банка 2) принудительное взыскание средств и имущества банка, обращение взыскания на имущество банка, наложение ареста на средства и имущество банка 3) начисление неустойки (штрафов, пени), других финансовых (экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредиторами и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) 4) зачисление встречных однородных требований, если это может привести к нарушению порядка погашения требований кредиторов, установленного настоящим Законом. 6. Ограничение, установленное пунктом 1 части пятой этой статьи, не распространяется на обязательства банка по {Абзац первый части шестой статьи 36 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } 1) выплаты средств по вкладам вкладчиков по договорам, срок которых закончился, и по договорам банковского счета вкладчиков. Указанные выплаты осуществляются в пределах суммы возмещения, которая гарантируется Фондом 2) расходов, связанных с обеспечением его операционной деятельности в соответствии с частью четвертой настоящей статьи 3) выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников банка. Обязательства банка, предусмотренные пунктами 2 и 3 части шестой этой статьи, выполняются банком в рамках его финансовых возможностей в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда. С целью обеспечения выполнения обязательств банка, предусмотренных пунктом 1 части шестой этой статьи, Фонд имеет право предоставить банку целевую ссуду. 7. Действие Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" на банки не распространяется. Статья 37. Полномочия уполномоченного лица Фонда 1. Уполномоченное лицо Фонда действует от имени Фонда в соответствии с настоящим Законом и нормативно-правовых актов Фонда. 2. Уполномоченное лицо Фонда имеет право: 1) совершать любые действия и принимать решения, принадлежавших к полномочиям органов управления и органов контроля банка 2) заключать от имени банка любые договоры (совершать сделки), необходимые для обеспечения операционной деятельности банка, осуществления им банковских и других хозяйственных операций, с учетом требований, установленных настоящим Законом 3) продолжать, ограничивать или прекращать осуществление банком каких-либо операций 4) отказываться от выполнения или разрывать в порядке, установленном законодательством Украины, любые договоры (сделки) с участием банка, которые являются убыточными или ненужными для банка или выполнение которых имеет негативное влияние на финансовое состояние банка 5) заявлять от имени банка иски имущественного и неимущественного характера в суд, в том числе иски о вынесении решения, согласно которому должник банка должен предоставить информацию о своих активах 6) обращаться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовных дел в установленном законодательством Украины порядке в случае выявления фактов мошенничества и других противоправных действий работников банка или других лиц относительно банка 7) привлекать к работе в процессе осуществления временной администрации за счет банка любого служащего, эксперта, консультанта в пределах сметы расходов, утвержденной исполнительной дирекцией Фонда. Такие лица могут быть отстранены от исполнения обязанностей в любое время 8) назначать проведение аудиторских проверок и юридических экспертиз по вопросам деятельности банка за счет банка в пределах сметы расходов, утвержденной исполнительной дирекцией Фонда 9) увольнять или переводить на другую должность любого из руководителей или работников банка, просматривать их служебные обязанности, изменять размер оплаты их труда с соблюдением требований законодательства Украины о труде 10) останавливать распределение капитала банка или выплату дивидендов в любой форме 11) совершать действия, направленные на выполнение плана урегулирования, согласно настоящего Закона и нормативно-правовых актов Фонда. 3. Для выполнения своих полномочий уполномоченное лицо Фонда: 1) действует без доверенности от имени банка, имеет право подписи любых договоров (сделок), других документов от имени банка 2) издает приказы и распоряжения, дает поручения, обязательные для выполнения работниками банка 3) отчитывается по результатам осуществления временной администрации банка перед исполнительной дирекцией Фонда. 4. Любое лицо, которое умышленно препятствующее доступу уполномоченного лица Фонда в банк, его помещений, средств связи, операционных систем, активов, книг, записей, документов, несет ответственность за такие противоправные действия согласно законодательству Украины. Правоохранительные органы обязаны оказывать помощь Фонда в процессе осуществления временной администрации банка на основании письменного обращения уполномоченного лица Фонда. 5. Принятие любым лицом действий, препятствующих доступу уполномоченного лица Фонда в банк и / или невозможным осуществление временной администрации, является основанием для обращения Фонда в Национальный банк Украины с предложением об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. Статья 38. Мероприятия по обеспечению сохранности активов банка, предотвращения потери имущества и убытков банка 1. Уполномоченное лицо Фонда обязана обеспечить сохранность активов и документации банка. 2. В течение 30 дней со дня начала временной администрации уполномоченное лицо Фонда обязана обеспечить проверку договоров (других сделок), заключенных банком в течение одного года до дня введения временной администрации банка, на предмет выявления договоров (сделок), выполнение которых привело или может привести к ухудшению финансового состояния банка и которые соответствуют одному из таких критериев: 1) договоры, по которым было или должно быть осуществлено отчуждение (или передача в пользование) имущества банка на условиях, значительно худших обычных рыночные условия осуществления соответствующих операций 2) договоры об осуществлении кредитных операций, которые предусматривают предоставление клиенту льгот и которые банк не заключил бы при обычных рыночных условиях 3) договоры об осуществлении кредитных операций и другие хозяйственные договоры, имеющие целью искусственное выведение активов банка путем мошенничества и вредоносных намерений 4) договоры, предусматривающие платеж или операция с имуществом с целью предоставления льгот отдельным кредиторам банка 5) договоры (сделки) с связанным лицом банка, если такая операция не соответствует требованиям законодательства Украины или угрожает интересам вкладчиков и кредиторов банка 6) хозяйственные операции, где оплата значительно превышает реальную стоимость товаров, услуг, иного имущества, полученного банком. 3. Договоры, указанные в части второй настоящей статьи, являются ничтожными. Уполномоченное лицо Фонда обязано принять меры для истребования (возврата) имущества (средств) банка, переданного по таким договорам, а также имеет право требовать возмещения убытков, вызванных их заключением. В случае обращения в суд уполномоченного лица Фонда государственная пошлина не уплачивается. 4. Уполномоченное лицо Фонда принимает предусмотренные законодательством меры по взысканию просроченной задолженности заемщиков и других должников банка. 5. В течение 30 дней со дня начала временной администрации уполномоченное лицо Фонда обязана провести инвентаризацию банковских активов и обязательств. Статья 39. План урегулирования 1. В течение 30 дней со дня начала временной администрации исполнительная дирекция Фонда утверждает план урегулирования с обязательным соблюдением принципа наименьших затрат для Фонда. По решению исполнительной дирекции Фонда этот срок может быть продлен до 30 дней. 2. План урегулирования составляется в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Фонда. В плане урегулирования на основании оценки финансового и имущественного состояния банка определяются меры по выводу неплатежеспособного банка с рынка в один из следующих способов: 1) ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда средств по вкладам физических лиц в порядке, установленном настоящим Законом 2) ликвидация банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка 3) отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и последующей его ликвидацией 4) создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка 5) продажа неплатежеспособного банка инвестору. 3. План урегулирования должен, в частности, содержать: 1) сравнительный анализ и обоснование затрат, связанных с осуществлением мер, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с точки зрения избрания наименее затратного для Фонда способа вывода неплатежеспособного банка с рынка. Такой анализ проводится по методике, определенной исполнительной дирекцией Фонда 2) способ, порядок и сроки урегулирования отношений с участниками, вкладчиками и другими кредиторами банка 3) условия конкурса (аукциона) по определению принимающего банка и / или инвестора 4) условия и сроки ликвидации банка. 4. После утверждения плана урегулирования временная администрация и / или ликвидация банка осуществляется на основании и во исполнение плана урегулирования. Исполнительная дирекция Фонда в любое время имеет право вносить изменения и дополнения к плану урегулирования. Исполнительная дирекция Фонда обязана внести изменения в план урегулирования в части изменения способа вывода неплатежеспособного банка с рынка, если реализация выбранного способа выведения банка с рынка оказалась невозможной в течение сроков, определенных планом урегулирования. 5. Фонд обязан представить план урегулирования и изменения к нему в Национальный банк Украины не позднее семи дней с даты утверждения. 6. Фонд принимает любые меры во исполнение плана урегулирования без уведомления и получения согласия участников, должников, кредиторов (вкладчиков) банка. Участники, кредиторы (вкладчики) банка не имеют права требовать прекращения или досрочного выполнения обязательств банка и / или возмещения им убытков, понесенных в результате выполнения плана урегулирования. 7. Уполномоченное лицо Фонда подает исполнительной дирекции Фонда письменный отчет о выполнении плана урегулирования за период временной администрации не позднее окончания срока, на который была введена временная администрация. Статья 40. Особенности передачи активов и обязательств неплатежеспособного банка 1. Фонд соответствии с планом урегулирования обеспечивает осуществление отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка согласно условиям, определенным этой статьей и нормативно-правовыми актами Фонда, на основании положительного заключения Национального банка Украины о финансовом состоянии принимающего банка и его способности выполнить обязательства перед вкладчиками и кредиторами. Национальный банк Украины дает заключение, указанный в этой части, не позднее чем через три дня со дня получения представления Фонда, подготовленного в соответствии с требованиями Национального банка Украины. 2. Фонд составляет реестр активов и обязательств, подлежащих отчуждению. При отчуждении обязательств Фонд должен обеспечить беспристрастное отношение ко всем кредиторам неплатежеспособного банка, следуя очередности, предусмотренной статьей 52 этого закона, при этом обязательства банка по вкладам физических лиц, гарантированными Фондом, имеют наивысший приоритет и не могут быть отчуждены частично. В случае отсутствия надлежащего объема активов для отчуждения в полном объеме обязательств банка по вкладам физических лиц, гарантированными Фондом, Фонд может оказать финансовую поддержку принимающем банка в пределах и порядке, предусмотренных статьей 43 настоящего Закона. 3. Принимающий банк, определенный по результатам проведения конкурса (аукциона) в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда, предоставляет письменное обязательство о принятии в его пользу активов и обязательств. 4. При выводе неплатежеспособного банка с рынка соответствии с настоящим Законом активы и обязательства неплатежеспособного банка передаются принимающему банка по цене, определенной Фондом по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда, с соблюдением принципа вывода неплатежеспособного банка с рынка наименее затратным способом . При подготовке к проведению открытого конкурса Фонд может проводить оценку активов неплатежеспособного банка по методике, установленной нормативно-правовыми актами Фонда. Перечень активов, для которых проведение независимой оценки является обязательным, определяется нормативно-правовыми актами Фонда. 5. Обязательства неплатежеспособного банка передаются принимающему банка по их балансовой стоимости (с возможностью выплаты премии со стороны покупателя) на основании договора о переводе долга по реестру договоров с соответствующими кредиторами (вкладчиками). Договор о переводе долга заключается без необходимости получения согласия кредиторов (вкладчиков). При этом внесение изменений в договоры с кредиторами (вкладчиками) не требуется. Принимающий банк приобретает все права и обязанности должника перед соответствующими кредиторами (вкладчиками) неплатежеспособного банка. 6. Передача активов осуществляется на основании договора об уступке права требования по реестру договоров об осуществлении активных операций и договоров обеспечения. При этом согласие соответствующих должников не требуется. Принимающий банк приобретает все права и обязанности кредитора в отношении должников, требования к которым переданы согласно договору об уступке права требования, вместе с правами по договорам обеспечения таких требований. Внесение изменений в договоры с соответствующими должниками не требуется. 7. Договоры, определенные частями пятой и шестой настоящей статьи, могут быть заключены в виде одного документа (смешанного договора) и не подлежат нотариальному удостоверению, независимо от того, заключались договоры, права и обязанности по которым передаются в нотариальной форме. 8. Принимающий банк освобождается от уплаты любых платежей (налогов, сборов, государственной пошлины), связанных с получением активов и обязательств, платы за внесение изменений в государственные реестры, платы за услуги, предоставляемые государственными органами в связи с таким отчуждением. 9. Фонд обязан сообщить должников и кредиторов о передаче активов и обязательств другому банку. 10. Фонд следующий день после завершения отчуждения активов и обязательств представляет Национальному банку Украины предложение об отзыве банковской лицензии и ликвидации неплатежеспособного банка. 11. Фонд имеет право требовать от принимающего банка возмещения убытков за необоснованный отказ от обязательства относительно принятия в его пользу активов и обязательств неплатежеспособного банка. Статья 41. Особенности продажи неплатежеспособного банка 1. Уполномоченное лицо Фонда в соответствии с планом урегулирования осуществляет продажу неплатежеспособного банка инвестору согласно условиям, определенным этой статьей и нормативно-правовыми актами Фонда. {Часть первая статьи 41 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 2. Инвестор должен соответствовать требованиям, установленным Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и Фонда . 3. Со дня утверждения плана урегулирования, предусматривающий продажу неплатежеспособного банка инвестору: 1) уполномоченное лицо Фонда согласно закону приобретает право распоряжения акциями (паями) банка от имени любого лица, являющегося участником банка, без необходимости дополнительного оформления полномочий на продажу акций (паев) 2) уполномоченное лицо Фонда обязано принять решение об уменьшении размера уставного капитала, определение новой номинальной стоимости акций банка и / или о деноминации акций банка в случае, если размер регулятивного капитала банка меньше размера уставного капитала банка. В случае отрицательного размера регулятивного капитала уставный капитал банка считается равным 1 гривны {Пункт 2 части третьей статьи 41 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 3) участнику банку запрещается распоряжаться акциями (паями) банка в любой способ, в том числе путем их отчуждения, передачи в обеспечение или управления. Сведения о таком обременения акций по требованию уполномоченного лица Фонда должны быть внесены в систему учета прав собственности на акции в депозитарной системе 4) любые сделки, совершенные участниками банка вопреки требованиям настоящей статьи, являются ничтожными. 4. Уполномоченное лицо Фонда осуществляет продажу неплатежеспособного банка инвестору, определенного по результатам проведения конкурса (аукциона) в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда. {Часть четвертая статьи 41 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 5. Продажа банка осуществляется на основании договора купли-продажи акций (паев) банка. В договоре должно быть предусмотрено: 1) обязанность инвестора в определенные сроки принять меры по приведению деятельности неплатежеспособного банка в соответствие с требованиями законодательства Украины 2) условие о расторжении договора в случае невыполнения инвестором обязанности осуществить капитализацию банка и / или принять другие меры для восстановления платежеспособности и стабилизации деятельности банка 3) штрафные санкции за ненадлежащее выполнение инвестором условий договора. 6. Цена продажи неплатежеспособного банка определяется по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда. Результаты конкурса должны соответствовать принципу вывода неплатежеспособного банка с рынка наименее затратным способом. Средства от продажи неплатежеспособного банка направляются на пополнение средств Фонда. 7. Договор купли-продажи акций (паев), заключен уполномоченным лицом Фонда и инвестором, является основанием для регистрации права собственности инвестора на акции (паи) или осуществления учетных операций с акциями банка в депозитарной системе. {Часть седьмая статьи 41 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 8. Продажа банка согласно этой статьи осуществляется без необходимости получения согласия участников или любого другого согласования условий и порядка продажи акций (паев) банка инвестору. Уполномоченное лицо Фонда, Фонд и инвестор освобождаются от требования о возмещении убытков, связанных с продажей неплатежеспособного банка. {Часть восьмая статьи 41 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 9. Фонд следующего дня после осуществления инвестором в соответствии с условиями договора меры по приведению неплатежеспособного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины сообщает Национальный банк Украины о необходимости проведения инспекционной проверки банка. Уполномоченное лицо Фонда предоставляет Национальному банку Украины необходимую информацию и документы для проведения инспекционной проверки и подготовки обоснованных выводов. Фонд принимает решение о прекращении временной администрации неплатежеспособного банка на следующий день после получения результатов инспекционной проверки Национального банка Украины, которая подтвердила приведения деятельности неплатежеспособного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины, и сообщает о принятом решении Национальный банк Украины. {Часть девятая статьи 41 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } Статья 42. Особенности образования и продажи переходного банка 1. Фонд на основании плана урегулирования принимает решение об образовании переходного банка путем выделения части активов и обязательств неплатежеспособного банка. Переходный банк создается в форме публичного акционерного общества. 2. Уставный капитал переходного банка образуется в размере, соответствующем минимальным требованиям в уставный капитал акционерного общества. Переходный банк осуществляет свою деятельность в рамках требований, установленных для этого банка нормативно-правовыми актами Фонда. На переходный банк не распространяются требования, установленные Национальным банком Украины по обязательных экономических нормативов, лимитов валютной позиции, нормативов обязательного резервирования средств на корреспондентском счете банка в Национальном банке Украины, формирование резервов на покрытие убытков от активов. 3. Создание, регистрация выпуска акций, государственная регистрация юридического лица и выдача банковской лицензии переходном банка осуществляются по упрощенной процедуре, которая определяется совместно Фондом, Национальным банком Украины и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. 4. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку осуществляет регистрацию выпуска акций переходного банка в течение одного дня, включая нерабочие и праздничные дни, со дня подачи письменного ходатайства Фонда о регистрации выпуска акций переходного банка вместе с комплектом регистрационных и учредительных документов переходного банка. 5. Национальный банк Украины выдает переходном банка банковскую лицензию после государственной регистрации юридического лица в течение одного дня, включая нерабочие и праздничные дни, со дня получения полного пакета документов, определенных законом. 6. Фонд освобождается от уплаты налогов, сборов, государственной пошлины, платежей за услуги государственных органов в связи с образованием переходного банка. 7. Фонд осуществляет продажу переходного банка инвестору, определенного по результатам проведения конкурса (аукциона) в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда. 8. Победителем конкурса (аукциона) есть инвестор, который предложил лучшую цену и который взял на себя обязательства принять меры по приведению деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины или осуществить присоединения (слияния) переходного банка к существующему платежеспособного банка. P > 9. Цена продажи переходного банка определяется по результатам конкурса, проведенного в соответствии с нормативно-правовых актов Фонда. Результаты конкурса должны соответствовать принципу вывода неплатежеспособного банка с рынка наименее затратным способом. Начальная цена продажи банка определяется Фондом по методике, установленной нормативно-правовыми актами Фонда. Средства от продажи переходного банка направляются на пополнение средств Фонда. 10. Образование переходного банка осуществляется после получения письменного обязательства инвестора по приобретению переходного банка. За нарушение обязательства инвестор платит Фонду штраф в размере, определенном условиями конкурса (аукциона). 11. Инвестор должен соответствовать требованиям, установленным Законом Украины "О банках и банковской деятельности" и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и Фонда . 12. Переходном банка передаются все или определенная в соответствии с планом урегулирования часть активов и обязательств неплатежеспособного банка. При передаче обязательств Фонд должен обеспечить беспристрастное отношение ко всем кредиторам неплатежеспособного банка, следуя очередности, предусмотренной статьей 52 этого закона, при этом обязательства банка по вкладам физических лиц, гарантированными Фондом, имеют наивысший приоритет и не могут быть переданы частично. Размер уставного капитала переходного банка не влияет на объем активов и обязательств, которые могут быть ему переданы. 13. Переходный банк освобождается от уплаты каких-либо платежей (налогов, сборов, государственной пошлины), связанных с получением активов и обязательств, платы за внесение изменений в государственные реестры, платы за услуги, предоставляемые государственными органами в связи с такой передачей. 14. Переходный банк в порядке правопреемства приобретает все права по переданным ему активами (включая права по договорам обеспечения), а также приобретает обязанностей должника по требованиям кредиторов (вкладчиков) по переданным обязательствам без необходимости внесения изменений в соответствующих договоров. 15. После завершения процедуры создания переходного банка, выдачи банковской лицензии и передачи ему активов и обязательств Фонд заключает с инвестором договор купли-продажи всех акций переходного банка. Этот договор является основанием для регистрации права собственности инвестора на акции переходного банка и осуществления других учетных операций с акциями банка в депозитарной системе. 16. Условием договора купли-продажи акций переходного банка есть обязательства инвестора в определенные договором сроки (но в любом случае в срок, не превышающий трех месяцев) осуществить меры по приведению деятельности переходного банка в соответствие с требованиями банковского законодательства Украины или осуществить присоединение (слияния) переходного банка к существующему платежеспособного банка. Договору должны предусматриваться штрафные санкции за ненадлежащее выполнение инвестором этого условия. Ее невыполнение является основанием для расторжения договора купли-продажи акций переходного банка по требованию Фонда. 17. Банк теряет статус переходного после выполнения инвестором всех условий договора купли-продажи акций переходного банка. Национальный банк Украины в течение шести месяцев со дня утраты банком статуса переходного осуществляет за ним банковский надзор с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. 18. Фонд представляет Национальному банку Украины предложение о ликвидации неплатежеспособного банка не позднее дня, следующего за днем передачи активов и обязательств переходном банка. 19. Переходный банк освобождается от уплаты первоначального взноса и регулярных взносов в Фонд. После продажи переходного банка инвестору этот банк платит регулярные взносы в Фонд на общих основаниях. Вклады, переданные переходном банка, гарантируются Фондом на тех же условиях, которые существовали до дня их передачи. 20. Фонд обязан осуществить продажу переходного банка в течение трех месяцев со дня его создания. Фонд обязан обеспечить контроль за деятельностью переходного банка до дня утраты им статуса переходного. Фонд обязан обеспечить соответствующее корпоративное управление, отчетность и контроль, а также бесперебойную операционную деятельность и выполнение всех действующих обязательств переходного банка до дня его продажи. 21. Если в течение трех месяцев со дня его образования переходный банк не продано инвестору, Фонд не позднее дня, следующего за днем ??истечения установленного срока, вносит Национальном банке Украины предложение о ликвидации переходного банка. Национальный банк Украины принимает решение, указанные в настоящей статье, не позднее чем через три дня со дня получения представления Фонда, подготовленного в соответствии с требованиями Национального банка Украины. Статья 43. Финансовая поддержка со стороны Фонда 1. По решению исполнительной дирекции Фонд может предоставить принимающему банку финансовую поддержку в форме компенсации за принятые обязательства. Способ, размер и условия предоставления финансовой поддержки определяются согласно нормативно-правовых актов Фонда. 2. Размер компенсации принимающем банка должна основываться на анализе наименее затратного для Фонда способа выведения банка с рынка, определенного планом урегулирования неплатежеспособного банка, и не может превышать суммы переданных принимающем банка обязательств перед вкладчиками в пределах сумм гарантированного возмещения средств по вкладам, уменьшенной на стоимость переданных принимающем банка активов. 3. Финансовая поддержка не может предоставляться любом проблемном или неплатежеспособному банку или в пользу участников таких банков. {Статья 43 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } Раздел VIII ЛИКВИДАЦИЯ БАНКОВ Статья 44. Ликвидация банка и назначения уполномоченного лица Фонда 1. Национальный банк Украины принимает решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка по предложению Фонда и из других оснований, предусмотренных Законом Украины "О банках и банковской деятельности ". 2. Фонд вносит Национальном банке Украины предложение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 1) в соответствии с планом урегулирования 2) в случае окончания срока временной администрации банка и / или невыполнение плана урегулирования 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Законом. 3. Национальный банк Украины обязан принять решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка в течение пяти дней со дня получения предложения Фонда о ликвидации банка. Национальный банк Украины информирует Фонд о принятии решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка не позднее дня, следующего за днем ??принятия такого решения. 4. Фонд назначает уполномоченное лицо Фонда и начинает процедуру ликвидации банка в день получения решения Национального банка Украины об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, за исключением случая, когда ликвидация осуществляется по инициативе собственников банка. 5. Ликвидация банка должна быть завершена не позднее одного года со дня принятия решения о ликвидации банка. Фонд имеет право принять решение о продлении ликвидации банка на срок до одного года, а системообразующих банков - на срок до двух лет. |