З А К О Н У К Р А И Н Ы
О системе гарантирования вкладов физических лиц (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2012, № 50, ст.564) {С изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет и цель Закона 1. Настоящим Законом устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц, полномочия Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд), порядок выплаты Фондом возмещения по вкладам, а также регулируются отношения между Фондом, банками, Национальным банком Украины, определяются полномочия и функции Фонда по выводу неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков. 2. Целью настоящего Закона является защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе Украины, стимулирование привлечения средств в банковскую систему Украины, обеспечения эффективной процедуры вывода неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков. 3. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы гарантирования вкладов физических лиц, выводом неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков, регулируются настоящим Законом, другими законами Украины, нормативно-правовыми актами Фонда и Национального банка Украины. Статья 2. Определение терминов 1. В этом Законе нижеприведенные термины употребляются в таком значении: 1) банк-агент - банк, через который Фонд осуществляет выплату гарантированной суммы возмещения по вкладам в соответствии с настоящим Законом; 2) выведение неплатежеспособного банка с рынка - мероприятия, которые осуществляет Фонд по банку, отнесенного к категории неплатежеспособных, по передаче его активов и обязательств, продажи неплатежеспособного банка и / или переходного банка способом, определенный этим Законом, по его ликвидации; 3) вклад - денежные средства в наличной или безналичной форме в валюте Украины или в иностранной валюте, привлеченные банком от вкладчика (или поступившие для вкладчика) на условиях договора банковского вклада (депозита), банковского счета или путем выдачи именного депозитного сертификата, включая начисленные проценты на такие средства 4) вкладчик - физическое лицо (кроме физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности), заключившее или в пользу которого заключен договор банковского вклада (депозита), банковского счета или которая является владельцем именного депозитного сертификата 5) инвестор - лицо, обнаружившее намерение и предоставила Фонду письменное обязательство о приобретении акций (паев) неплатежеспособного банка или переходного банка в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка 6) ликвидация банка - процедура прекращения банка как юридического лица согласно законодательству 7) недоступность вкладов - невозможность получения вкладчиком при выводе неплатежеспособного банка с рынка вклада, включая проценты по ним, в течение семи рабочих дней со дня окончания срока действия договора или со дня требования (по вкладам на требования, по текущим или карточным счетам) 8) неплатежеспособный банк - банк, по которому Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории неплатежеспособных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности " 9) переходный банк - банк, созданный в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка, номинальным держателем и управляющим акций которого является Фонд до дня продажи этого банка инвестору 10) план урегулирования - решение Фонда, определяет способ, экономическое, сроки и условия вывода неплатежеспособного банка с рынка 11) принимающий банк - банк, который не относится к категории проблемного или неплатежеспособного и который в процессе вывода неплатежеспособного банка с рынка принимает от неплатежеспособного банка активы и обязательства 12) проблемный банк - банк, по которому Национальный банк Украины принял решение об отнесении к категории проблемных в порядке, предусмотренном Законом Украины "О банках и банковской деятельности " и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины 13) продажа банка - продажа всех акций переходного банка или контрольного пакета акций (паев) неплатежеспособного банка 14) реестр участников Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее - реестр участников Фонда) - реестр, который ведется Фондом и содержит сведения об участии банка в системе обязательного гарантирования вкладов физических лиц 15) система гарантирования вкладов физических лиц - совокупность отношений, регулируемых настоящим Законом, субъектами которых являются Фонд, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, банки и вкладчики 16) временная администрация - процедура выведения банка с рынка, что вводится Фондом по неплатежеспособного банка в порядке, установленном настоящим Законом 17) уполномоченное лицо фонда - работник Фонда, от имени Фонда и в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом, выполняет действия по обеспечению выведения банка с рынка во время осуществления временной администрации неплатежеспособного банка и / или ликвидации банка. Раздел ИI ПРАВОВОЙ СТАТУС ФОНДА И ЕГО РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ Статья 3. Правовой статус Фонда 1. Фонд является учреждением, которое выполняет специальные функции в сфере гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка. 2. Фонд является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его хозяйственном ведении. 3. Фонд является экономически самостоятельным учреждением, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в Национальном банке Украины. Фонд является учреждением, не имеет целью получение прибыли. 4. Фонд печати с изображением Государственного герба Украины со своим наименованием, ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством. 5. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Украины и законодательством Украины. 6. Местонахождение Фонда - город Киев. 7. Органы государственной власти и Национальный банк Украины не имеют права вмешиваться в деятельность Фонда по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. Взаимодействие Фонда с Национальным банком Украины и органами государственной власти осуществляется в пределах, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства. 8. Руководящими органами Фонда являются административный совет и исполнительная дирекция. 9. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляются на основании отдельного закона. Статья 4. Функции Фонда 1. Основной задачей Фонда является обеспечение функционирования системы гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка. 2. На выполнение своей основной задачи Фонд в порядке, предусмотренном настоящим Законом, осуществляет следующие функции: 1) ведет реестр участников Фонда 2) аккумулирует средства, полученные из источников, определенных статьей 19 настоящего Закона, осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления сборов каждым участником Фонда 3) инвестирует средства Фонда в государственные ценные бумаги Украины 4) осуществляет меры по организации выплат возмещений по вкладам в случае принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 5) осуществляет регулирование участия банков в системе гарантирования вкладов физических лиц 6) принимает участие в инспекционных проверках проблемных банков по предложению Национального банка Украины 7) применяет к банкам и их руководителей в соответствии финансовые санкции и накладывает административные штрафы 8) осуществляет процедуру вывода неплатежеспособных банков с рынка, в том числе путем осуществления временной администрации и ликвидации банков, организует отчуждение активов и обязательств неплатежеспособного банка, продажа неплатежеспособного банка или создание и продажа переходного банка 9) осуществляет проверки банков относительно соблюдения законодательства о системе гарантирования вкладов физических лиц 10) оказывает финансовую поддержку принимающем банка 11) осуществляет прогнозирование потенциальных расходов Фонда на вывод неплатежеспособных банков с рынка и возмещение средств вкладчикам. 3. Фонд осуществляет другие функции в пределах своих полномочий, определенных настоящим Законом, другими актами законодательства. Статья 5. Подотчетность Фонда 1. Фонд подотчетен Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины. Подотчетность Фонда означает: 1) делегирования и отзыва Кабинетом Министров Украины своего представителя в административный совет Фонда 2) делегирования и отзыва Национальным банком Украины своих представителей в административный совет Фонда. Фонд до 1 июля следующего за отчетным года представляет Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины годовой отчет вместе с аудиторским заключением. Статья 6. Нормативно-правовые акты Фонда 1. В своих функций и полномочий Фонд осуществляет нормативное регулирование системы гарантирования вкладов физических лиц и вывода неплатежеспособных банков с рынка. 2. Фонд принимает нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям, которые являются обязательными к выполнению банками, юридическими и физическими лицами. 3. Фонд издает нормативно-правовые акты в форме инструкций, положений, правил. 4. Нормативно-правовые акты Фонда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Статья 7. Отчетность Фонда 1. Ежегодно Фонд составляет годовой отчет, включающий отчет о деятельности Фонда за отчетный год и финансовую отчетность. 2. Достоверность финансовой отчетности Фонда подтверждается независимым аудитором, который определяется административным советом Фонда. 3. Финансовая отчетность Фонда публикуется в газетах "Урядовый курьер", "Голос Украины" не позднее 1 июля следующего за отчетным года. 4. Годовой отчет публикуется на официальной странице Фонда в сети Интернет не позднее 1 июля следующего за отчетным года. Статья 8. Состав и порядок формирования административного совета Фонда 1. Административный совет Фонда состоит из пяти человек - один представитель Кабинета Министров Украины, два представителя Национального банка Украины, один представитель профильного комитета Верховной Рады Украины и директор - распорядитель Фонда (по должности). 2. Административный совет Фонда возглавляет председатель, который ежегодно избирается административным советом Фонда из числа ее членов. Председателем административного совета Фонда не может быть избран директор - распорядитель Фонда. 3. Членом административного совета Фонда может быть лицо, являющееся гражданином Украины, постоянно проживает в Украине, имеет полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную деловую репутацию и не непогашенных судимостей за совершение корыстных преступлений. Член административного совета Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка. 4. Срок полномочий члена административного совета Фонда, кроме директора - распорядителя Фонда, составляет четыре года и может быть продлен, но не более чем на один срок. 5. В случае окончания срока полномочий члена административного совета Фонда соответствующий орган или организация, которые его делегировали, в месячный срок делегирует в состав административного совета Фонда нового представителя или принимает решение о продлении срока полномочий члена административного совета Фонда. 6. Полномочия члена административного совета Фонда могут быть досрочно прекращены по представлению органа, который его делегировал. Полномочия члена административного совета Фонда также прекращаются по инициативе административного совета Фонда в случае: {Абзац первый части шестой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 1) подачи заявления о прекращении полномочий по собственному желанию 2) невозможности выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по состоянию здоровья 3) прекращения трудовых отношений с органом, который его делегировал 4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда относительно него 5) смерти или на основании решения суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; {Пункт 5 части шестой статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 6) потери гражданства Украины {Часть шестая статьи 8 дополнена пунктом 6 согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 7) отсутствия без уважительных причин на трех и более заседаниях административного совета Фонда подряд. {Часть шестая статьи 8 дополнена пунктом 7 согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 7. Орган, который делегировал члена административного совета Фонда, полномочия которого досрочно прекращены в соответствии с частью шестой настоящей статьи, обязан делегировать в состав административного совета Фонда нового представителя в месячный срок после досрочного прекращения полномочий предыдущего представителя. 8. Полномочия директора - распорядителя Фонда как члена административного совета Фонда прекращаются в связи с увольнением его с должности директора - распорядителя Фонда. 9. Члены административного совета Фонда осуществляют свои функции на общественных началах. Членам административного совета Фонда возмещаются расходы, понесенные в связи с выполнением ими полномочий в соответствии с настоящим Законом и регламентом административного совета Фонда. 10. Вопросы организации деятельности административного совета Фонда и порядок делопроизводства определяются регламентом, который утверждается на его заседании. 11. Размещение и организационно-материальное обеспечение административного совета Фонда осуществляется Фондом за счет его сметных расходов. Статья 9. Полномочия административного совета Фонда и председателя административного совета Фонда 1. Административный совет Фонда осуществляет следующие полномочия: 1) утверждает регламент административного совета Фонда 2) утверждает смету расходов Фонда 3) утверждает стратегию развития Фонда и годовой план его деятельности 4) утверждает принципы инвестиционной политики Фонда и ежегодный инвестиционный план Фонда 5) назначает на должность и освобождает от должности директора - распорядителя Фонда 6) утверждает персональный состав исполнительной дирекции Фонда по представлению директора - распорядителя Фонда 7) согласовывает решения исполнительной дирекции об участии Фонда в международных организациях в сфере гарантирования (страхования) депозитов 8) утверждает решения исполнительной дирекции Фонда об установлении специального сбора в Фонд или дифференцированных сборов в Фонд зависимости от рисков банков 9) утверждает решения исполнительной дирекции Фонда о привлечении кредита или безвозвратной финансовой помощи 10) ежегодно определяет аудитора для проведения аудиторской проверки Фонда 11) утверждает годовой отчет Фонда 12) принимает решение о проведении внеочередной аудиторской проверки Фонда и определяет аудитора для ее проведения 13) утверждает положения о службе внутреннего аудита Фонда, назначает и освобождает руководителя службы внутреннего аудита, заслушивает и утверждает отчеты службы внутреннего аудита 14) утверждает требования к раскрытию информации о деятельности Фонда 15) утверждает порядок и условия оплаты труда членов исполнительной дирекции Фонда 16) утверждает перечень должностей работников Фонда, на которые распространяются требования части второй статьи 16 настоящего Закона, определяет условия предоставления Фондом займов таким работникам 17) принимает решение об увеличении предельного размера возмещения средств по вкладам. {Пункт 17 части первой статьи 9 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } 2. Председатель административного совета Фонда осуществляет следующие полномочия: 1) организует заседание административного совета Фонда и председательствует на них 2) подписывает протоколы заседаний административного совета Фонда 3) распределяет обязанности между членами административного совета Фонда 4) осуществляет иные полномочия и функции в соответствии с регламентом административного совета Фонда. Статья 10. Порядок работы административного совета Фонда 1. Порядок работы административного совета Фонда определяется ее регламентом. 2. Административный совет Фонда проводит очередные заседания не реже одного раза в квартал. 3. Административный совет Фонда может проводить внеочередные заседания по инициативе ее председателя или по требованию не менее трех ее членов или по требованию исполнительной дирекции Фонда. 4. Решение административного совета Фонда принимаются на заседаниях простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее четырех ее членов. В случае равного распределения голосов голос председателя административного совета является решающим. 5. Решение административного совета Фонда могут приниматься путем опроса ее членов согласно регламенту административного совета Фонда. 6. При рассмотрении административным советом Фонда вопрос назначения, освобождения от должности директора - распорядителя Фонда директор - распорядитель Фонда участия в голосовании не участвует. Статья 11. Исполнительная дирекция Фонда 1. Исполнительная дирекция Фонда осуществляет управление текущей деятельностью Фонда. 2. Исполнительная дирекция Фонда состоит из пяти членов. Директор - распорядитель Фонда и его заместители входят в состав исполнительной дирекции Фонда по должности. 3. Членами исполнительной дирекции Фонда могут быть граждане Украины, которые постоянно проживают в Украине, имеют полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную деловую репутацию, не имеют непогашенных судимостей за совершение корыстных преступлений и работают в Фонде на постоянной основе. Член исполнительной дирекции Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка. 4. Директор - распорядитель Фонда имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются им по согласованию с административным советом Фонда. Количество заместителей директора - распорядителя Фонда определяется штатным расписанием, но не может превышать четыре человека. 5. Решение исполнительной дирекции Фонда принимаются на заседаниях простым большинством голосов при условии участия в заседании не менее четырех членов исполнительной дирекции. В случае равного распределения голосов голос директора - распорядителя Фонда является решающим. 6. Порядок организации работы и проведения заседаний исполнительной дирекции Фонда определяется ее регламентом. Статья 12. Полномочия исполнительной дирекции Фонда 1. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере обеспечения деятельности Фонда: 1) принимает решение об исключении банка из числа участников Фонда 2) составляет проект сметы расходов Фонда и представляет его на утверждение административному совету Фонда 3) представляет на утверждение административному совету Фонда годовой отчет Фонда 4) созывает внеочередные заседания административного совета Фонда 5) ежегодно представляет на рассмотрение административного совета Фонда предложения по определению аудитора для проведения аудиторской проверки Фонда 6) определяет структуру Фонда, утверждает положения о его структурных подразделениях 7) утверждает штатное расписание Фонда, условия и формы оплаты труда работников Фонда, кроме членов исполнительной дирекции Фонда 8) принимает решение об участии Фонда в международных организациях в сфере гарантирования (страхования) депозитов с последующим согласованием этого решения административным советом Фонда 9) принимает решение о материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности Фонда в пределах сметы расходов Фонда, утвержденной административным советом Фонда 10) принимает нормативно-правовые акты Фонда 11) утверждает регламент исполнительной дирекции Фонда 12) представляет на утверждение административному совету Фонда положения о службе внутреннего аудита и предложения по кандидатуре руководителя службы внутреннего аудита. 2. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия относительно источников формирования средств Фонда 1) принимает решение об установлении специального сбора в Фонд или дифференцированных сборов в Фонд зависимости от рисков банков 2) принимает решение о необходимости привлечения кредитов Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины и / или безвозвратной финансовой помощи за счет Государственного бюджета Украины 3) представляет на утверждение административному совету Фонда инвестиционный план Фонда 4) принимает решения об инвестировании средств Фонда в соответствии с инвестиционного плана 5) принимает решение о начислении и взыскании пени за несвоевременное перечисление банком сборов в Фонд. 3. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере обеспечения возмещения средств по вкладам 1) определяет порядок ведения реестра участников Фонда 2) определяет порядок возмещения Фондом средств по вкладам в соответствии с раздела V настоящего Закона 3) определяет порядке ведения банками базы данных о вкладчиках и ведени соответствующей обобщенной базы данных p > 4) принимает решение о возмещении средств по вкладам в случае принятия Национальным банком Украины решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 5) утверждает порядок определения банков-агентов и определяет на основании этого порядка банков-агентов 6) принимает решение об оплате Фондом расходов, связанных с процедурой вывода неплатежеспособного банка с рынка, в пределах сметы расходов Фонда, утвержденной административным советом Фонда. 4. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере регуляторной деятельности: 1) утверждает порядок проведения проверок банков Фондом и участия работников Фонда в инспекционных проверках, осуществляемых Национальным банком Украины в проблемных банках 2) принимает решение об осуществлении плановых или внеплановых проверок банков Фондом или об участии работников Фонда в инспекционных проверках, осуществляемых Национальным банком Украины в проблемных банках 3) утверждает планы проверок и результаты их осуществления 4) утверждает порядок и формы представления банками отчетности в Фонд 5) принимает решение о представлении банком информации, исключая отчетность, согласно этому Закону. 5. Исполнительная дирекция Фонда имеет следующие полномочия в сфере вывода неплатежеспособных банков с рынка 1) определяет условия и порядок осуществления временной администрации и ликвидации банков в соответствии с настоящим Законом; 2) назначает и отстраняет от исполнения обязанностей уполномоченное лицо Фонда 3) определяет дополнительные требования к уполномоченного лица Фонда, правила контроля за предотвращением конфликта интересов 4) утверждает смету расходов Фонда на осуществление временной администрации и / или ликвидации банка в пределах сметы расходов Фонда, утвержденного административным советом Фонда 5) утверждает смету расходов банка, связанных с осуществлением временной администрации и / или ликвидации банка 6) определяет в пределах сметы расходов Фонда, утвержденного административным советом Фонда, дополнительные виды материального поощрения уполномоченного лица Фонда 7) утверждает план урегулирования и изменения к нему 8) согласовывает условия отчуждения активов и обязательств от неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка, условия продажи неплатежеспособного банка инвестору или создание переходного банка и его продажи инвестору 9) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки принимающей банка 10) утверждает отчет уполномоченного лица Фонда о выполнении плана урегулирования и принимает решение о прекращении временной администрации банка 11) обращается в Национальный банк Украины с предложением об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка 12) определяет порядок составления и утверждает реестр акцептованных требований кредиторов 13) утверждает результаты инвентаризации имущества банка и формирования его ликвидационной массы 14) определяет порядок и способы реализации имущества ликвидируемого банка 15) утверждает ликвидационный баланс и отчет уполномоченного лица Фонда о завершении ликвидационной процедуры 16) при условии недоступности вкладов в банке принимает решение о предоставлении целевого займа банка с целью обеспечения выплат согласно пункта 1 части шестой статьи 36 настоящего Закона. Сумма осуществленных выплат вычитается из суммы обязательств Фонда перед вкладчиками в случае ликвидации банка и возмещается Фонда за счет активов банка 17) при условии недостаточности средств в банке для оплаты расходов, связанных с осуществлением деятельности, проведением мероприятий и привлечением к работе лиц в соответствии с пункта 2 части шестой статьи 36 , пунктов 7 и 8 части второй статьи 37 и части четвертой статьи 47 настоящего Закона, исполнительная дирекция Фонда принимает решение об оплате таких расходов банка за счет средств Фонда. {Часть пятая статьи 12 дополнена пунктом 17 согласно Закону № 5411 -VI от 02.10.2012 } 6. Исполнительная дирекция Фонда принимает решения по другим вопросам, вытекающим из настоящего Закона, цели деятельности Фонда, которые не относятся к компетенции административного совета Фонда. Статья 13. Назначение на должность и освобождение от должности директора - распорядителя Фонда 1. Директор - распорядитель Фонда назначается на должность и освобождается от должности административным советом Фонда большинством от ее состава. 2. Директором - распорядителем Фонда может быть гражданин Украины, который постоянно проживает в Украине, имеет полное высшее образование в области экономики, финансов или права, стаж работы по специальности не менее пяти лет, безупречную репутацию и не имеет непогашенных судимостей за совершение корыстных преступлений. Директор - распорядитель Фонда не может быть руководителем, участником или связанным лицом банка. 3. Директор - распорядитель Фонда назначается на должность сроком на пять лет с возможностью повторного назначения не более чем на один срок. 4. Директор - распорядитель Фонда может быть досрочно освобожден от должности административным советом Фонда в случае: 1) подачи заявления о прекращении полномочий по собственному желанию 2) невозможности выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по состоянию здоровья, что подтверждается соответствующим медицинским заключением 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда относительно него 4) смерти или на основании решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) выявление обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии директора - распорядителя Фонда требованиям, определенным частью второй настоящей статьи. Статья 14. Полномочия директора - распорядителя Фонда 1. Директор - распорядитель Фонда осуществляет следующие полномочия: 1) руководит текущей деятельностью Фонда 2) действует от имени Фонда и представляет его интересы без доверенности в отношениях с государственными органами, Национальным банком Украины, банками, международными организациями, другими юридическими и физическими лицами 3) председательствует на заседаниях и руководит деятельностью исполнительной дирекции Фонда 4) подписывает протоколы заседаний, решения исполнительной дирекции Фонда, а также договоры, заключаемые Фондом 5) распределяет обязанности между заместителями директора - распорядителя Фонда 6) издает распорядительные акты (приказы, распоряжения, поручения), обязательные к исполнению всеми работниками Фонда 7) назначает на должности и освобождает от должностей работников Фонда в соответствии с законодательством Украины о труде. 2. Директор - распорядитель Фонда имеет право делегировать выполнение отдельных своих полномочий другим работникам Фонда в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Фонда. 3. Директор - распорядитель Фонда несет персональную ответственность за деятельность Фонда и выполнения возложенных на него задач. Статья 15. Внутренний аудит 1. В Фонде создается служба внутреннего аудита, действует на основании положения, утвержденного административным советом Фонда по представлению исполнительной дирекции Фонда. Служба внутреннего аудита в своей деятельности подотчетна административном совете Фонда. Руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от должности административным советом Фонда. 2. Служба внутреннего аудита выполняет следующие функции: 1) осуществляет периодические проверки деятельности Фонда на предмет соблюдения требований законодательства, нормативно-правовых актов Фонда и решений органов управления Фонда 2) проверяет результаты финансовой и инвестиционной деятельности Фонда 3) осуществляет иные функции в соответствии с положением о службе внутреннего аудита. 3. Служба внутреннего аудита регулярно (на первое число каждого квартала) предоставляет отчеты административном совете Фонда с выводами и предложениями по вопросам, отнесенным к ее полномочиям. Отчеты службы внутреннего аудита подлежат утверждению административным советом Фонда. Выводы и предложения службы внутреннего аудита являются обязательными для учета в деятельности Фонда. {Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } Статья 16. Сотрудники Фонда 1. Для целей настоящего Закона работниками Фонда считаются лица, непосредственно участвующие в выполнении функций Фонда и занимают должности, предусмотренные штатным расписанием. Положения настоящей статьи не распространяются на лиц, которые находятся с Фондом в трудовых отношениях, однако при этом не участвуют в выполнении функций Фонда (в частности технический персонал). 2. Работникам Фонда по перечню должностей, утверждаемому административным советом Фонда, запрещается: 1) быть руководителем, участником или связанным лицом банка (кроме переходного банка) 2) получать займы, в том числе кредиты от банков, кроме займов от Фонда 3) находиться в трудовых отношениях с банками 4) заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу по совместительству, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. {Часть вторая статьи 16 дополнена пунктом 4 согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } 3. Работники Фонда обязаны соблюдать требования законодательства о сохранении банковской и коммерческой тайны в отношении любых документов и информации, полученных ими о деятельности банков в связи с исполнением должностных обязанностей и обеспечением выполнения функций Фонда. 4. Должностные лица Фонда, в том числе члены административного совета Фонда, члены исполнительной дирекции Фонда, работники Фонда, определенные частью первой настоящей статьи, при выполнении возложенных на Фонд функций находятся под защитой закона: 1) должностные лица Фонда не несут личной ответственности за любые действия или бездействие, если они действовали добросовестно и на законных основаниях. Иски, поданные против должностных лиц Фонда, считаются исками, поданными против Фонда 2) финансовая ответственность, в том числе за ущерб, причиненный в результате профессиональной ошибки, жизни и здоровья должностных лиц Фонда должны быть застрахованы в соответствии с законодательством и нормативно-правовых актов Фонда 3) вред, причиненный вследствие профессиональной ошибки должностного лица Фонда, возмещается согласно законодательству, нормативно-правовыми актами Фонда и договорам страхования 4) образа должностного лица Фонда, сопротивление, угроза, насилие и другие действия, препятствующие исполнению возложенных на должностное лицо функций, влекут установленную законом ответственность. 5. Работникам Фонда запрещено разглашать информацию, составляющую государственную тайну, банковскую тайну или другую конфиденциальную и / или служебную информацию, которая стала известна им в связи с исполнением ими своих должностных (служебных) обязанностей, в том числе и в случае прекращения трудовых отношений с Фондом, кроме случаев, установленных законом. {Статья 16 дополнена новой частью по закону № 5411-VI от 02.10 .2012 } 6. Положения частей четвертой и пятой настоящей статьи распространяются на консультантов и других лиц, привлеченных Фондом для выполнения его функций. {Часть шестая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } Раздел ИИI УЧАСТИЕ В ФОНДЕ Статья 17. Участники Фонда 1. Участниками Фонда являются банки. Участие банков в Фонде является обязательным. Особенности участия переходного банка в Фонде определяются этим Законом и нормативно-правовыми актами Фонда. 2. Банк приобретает статус участника Фонда в день получения им банковской лицензии. 3. Банк обязан уплачивать в Фонд сборы, определенные настоящим Законом, соблюдать другие требования настоящего Закона и нормативно-правовых актов Фонда. 4. Фонд имеет право бесплатно получать от банка информацию о его деятельности, объяснение по отдельным вопросам, любые документы, необходимые для осуществления проверки и выполнения Фондом других функций, предусмотренных настоящим Законом. Банк обязан предоставлять Фонду по его требованию или в соответствии с требованиями законодательства документы и другую информацию, необходимые для выполнения Фондом функций, предусмотренных настоящим Законом. Банки предоставляют информацию, содержащую банковскую тайну, в порядке, установленном Законом Украины "О банках и банковской деятельности" . 5. Фонд исключает банк из числа участников Фонда в случае принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. 6. Фонд ведет реестр участников Фонда в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами Фонда. Статья 18. Информация для вкладчиков 1. Банк обязан: 1) размещать во всех помещениях банка, где вкладчикам предоставляются банковские услуги, информацию о системе обязательного гарантирования вкладов физических лиц и об участии банка в Фонде 2) выполнять другие меры по информированию вкладчиков, предусмотренные настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Фонда. 2. Участник Фонда в случае ссылки в своей рекламе на участие в Фонде обязан указывать информацию о предельный размер возмещения средств по вкладам, номер и дату выдачи свидетельства участника Фонда. 3. Фонд обязан дважды в год, по состоянию на 1 января и 1 июля, публиковать в газетах "Урядовый курьер" и "Голос Украины" перечень участников Фонда не позднее чем через один месяц после наступления соответствующих сроков. Фонд обязан дополнительно публиковать в указанных газетах информацию об изменениях в перечне участников Фонда не позднее чем через 14 дней после внесения соответствующих изменений в реестр участников Фонда. Список участников Фонда также размещается на официальной странице Фонда в сети Интернет. Раздел IV ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА Статья 19. Источники формирования средств Фонда 1. Источниками формирования средств Фонда являются: 1) начальные сборы с участников Фонда 2) регулярные сборы с участников Фонда 3) специальный сбор в Фонд 4) доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины 5) доходы, полученные в виде процентов, начисленных Национальным банком Украины по остаткам средств на счетах Фонда, открытых в Национальном банке Украины 6) кредиты, привлеченные от Национального банка Украины 7) неустойка (штрафы, пеня), взимаемый согласно этому Закону 8) средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 миллионов гривен в день создания Фонда 9) средства из Государственного бюджета Украины 10) доходы от предоставления финансовой поддержки принимающей банка 11) благотворительные взносы, гранты, техническая помощь, в том числе от иностранных лиц 12) средства, полученные от выполнения мероприятий, предусмотренных планом урегулирования, в частности от продажи неплатежеспособного банка или переходного банка, ликвидации банка. 2. Средства Фонда могут формироваться из других источников, не запрещенных законодательством Украины. 3. Минимальный объем средств Фонда не может быть ниже 2,5 процента от суммы гарантированных Фондом средств вкладчиков в пределах суммы возмещения с учетом суммы сборов с участников Фонда, которые должны поступить в течение следующего квартала. При условии достижения минимального предела или риска существенного уменьшения объема средств Фонда Фонд имеет право принять меры для пополнения средств Фонда за счет источников, определенных частью первой настоящей статьи. Статья 20. Распоряжение средствами Фонда 1. Фонд является единственным распорядителем средств, аккумулированных в процессе его деятельности. 2. Средства Фонда не включаются в Государственный бюджет Украины, не подлежат изъятию и могут использоваться Фондом исключительно для: 1) выплаты гарантированной суммы возмещения вкладчикам средств по вкладам в соответствии с настоящим Законом; 2) покрытие расходов, связанных с выполнением возложенных на Фонд функций и полномочий, в частности, связанных с процедурой вывода неплатежеспособного банка с рынка, в пределах сметы расходов Фонда, утвержденной административным советом Фонда, в том числе расходов Фонда, предусмотренных пунктом 17 части пятой статьи 12 настоящего Закона {Пункт 2 части второй статьи 20 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } 3) обеспечение текущей деятельности Фонда, содержание его аппарата, развития его материально-технической базы в пределах сметы расходов, утвержденной административным советом Фонда 4) предоставление финансовой поддержки принимающей банка 5) предоставление займов работникам Фонда в пределах сметы расходов, утвержденной административным советом Фонда, и в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами Фонда 6) предоставление целевого займа для авансирования выплат вкладчикам банка согласно пункта 1 части шестой статьи 36 настоящего Закона в течение действия временной администрации . 3. Фонд имеет право инвестировать средства в государственные ценные бумаги Украины. 4. Фонд осуществляет инвестиционную деятельность на принципах утвержденного административным советом Фонда инвестиционного плана исходя из потребностей обеспечения выполнения функций Фонда. Статья 21. Начальный сбор в Фонд 1. Банк - участник Фонда в течение 30 календарных дней со дня получения банковской лицензии обязан уплатить в Фонд начальный сбор в размере 1 процента своего уставного капитала, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. 2. Банк - участник Фонда, созданный в результате реорганизации, освобождается от уплаты начального сбора в случае уплаты начального сбора в Фонд банками, которые реорганизовались, и приобретает все права и обязанности по участию в Фонде. 3. Переходный банк освобождается от уплаты первоначального взноса в Фонд. Статья 22. Регулярный сбор в Фонд 1. Участник Фонда обязан состоянию на последний рабочий день каждого квартала осуществлять начисление регулярного сбора в Фонд. Размер базовой годовой ставки сбора составляет 0,5 процента базы начисления в национальной валюте и 0,8 процента базы начисления в иностранной валюте. В случае принятия Национальным банком Украины решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка такой банк обязан в день принятия указанного решения начислить регулярный сбор в Фонд за период со дня, следующего за днем ??окончания последнего расчетного периода до дня, предшествующего принятию такого решения, и оплатить его в Фонд в течение 15 дней. Базой начисления является среднеарифметическая за расчетный период сумма ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов и процентов по ним. {Абзац третий части первой статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411-VI от 02.10.2012 } Фонд имеет право устанавливать своим нормативно-правовым актом порядок расчета размера регулярных сборов в Фонд в форме дифференцированных сборов. Расчет размера дифференцированного сбора производится путем взвешивания базовой годовой ставки сбора за степенью риска. Размер дифференцированного сбора должен быть не меньше размера базовой годовой ставки. Методика оценки степени рисков банка для расчета дифференцированных пошлин устанавливается нормативно-правовым актом Фонда, подлежит согласованию с Национальным банком Украины. 2. Участник Фонда определяет остатки по вкладам в иностранной валюте, национальной валюте Украины по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день такого определения. 3. Участник Фонда обязан осуществлять оплату регулярного сбора в Фонд ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за кварталом, за который осуществляется оплата. {Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } Статья 23. Специальный сбор в Фонд 1. Фонд имеет право принять решение об установлении специального сбора в Фонд в случае, если текущие доходы Фонда являются недостаточными для выполнения им в полном объеме своих обязательств по выплате возмещения по вкладам и / или по обслуживанию и погашению привлеченных кредитов. 2. Участник Фонда обязан осуществить уплату специального сбора в Фонд в сроки и согласно условиям, установленным нормативно-правовыми актами Фонда. 3. Общий размер специального сбора, уплаченного участниками Фонда в течение года, не должна превышать размера регулярного сбора с участника Фонда, уплаченного участником Фонда за предыдущий год. Статья 24. Пеня за неуплату и несвоевременную уплату сборов в Фонд, штрафы за административные нарушения 1. Банк за несвоевременную или неполную уплату сборов в Фонд уплачивает пеню в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины от размера неперечисленной суммы за каждый день просрочки (включая день уплаты). 2. Фонд имеет право обратиться в: 1) Национального банка Украины с требованием о бесспорном списании своевременно не уплаченных сумм сборов в Фонд и начисленной пени в случае неуплаты участником соответствующих сумм в течение одного месяца со дня уплаты, установленного настоящим Законом; 2) суд с иском о взыскании с участника Фонда своевременно не уплаченных сумм сборов в Фонд и начисленной пени. 3. Фонд накладывает административные штрафы на руководителей банков согласно Кодекса Украины об административных правонарушениях . {Абзац первый части третьей статьи 24 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } {Абзац второй части третьей статьи 24 исключен на основании Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } Протоколы о совершении правонарушения складываются работниками Фонда. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях. Статья 25. Кредитование Фонда и внесение государством средств на безвозвратной основе 1. Для выполнения возложенных на него функций Фонд вправе привлекать кредиты от Кабинета Министров Украины или получить вклад государства на безвозвратной основе на соответствующий год в случае, если с начала года объем средств Фонда, которые могут быть использованы Фондом на цели, предусмотренные пунктами 1 и 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, уменьшается более чем на 70 процентов. 2. Фонд подает Министерству финансов Украины заявку на определение размера кредита (взноса) на текущий бюджетный год, а если до окончания бюджетного года осталось меньше трех месяцев - на следующий год, с указанием формы такого кредита (вклада) и его размера. {Часть вторая статьи 25 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10. 2012 } 3. Министерство финансов Украины в месячный срок со дня получения заявки от Фонда разрабатывает и включает в проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предложения относительно соответствующих бюджетных назначений. {Часть третья статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону № 5411 - VI от 02.10.2012 } 4. Министерство финансов Украины на основании решения Кабинета Министров Украины предоставляет Фонду средства из Государственного бюджета Украины в пределах соответствующих бюджетных назначений. 5. В случае возникновения временного дефицита ликвидности Фонд вправе обратиться в Национальный банк Украины за получением краткосрочного кредита. Национальный банк Украины имеет право предоставить кредит Фонду на условиях , определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Раздел V ГАРАНТИИ ФОНДА И возмещения средств по вкладам Статья 26. Гарантии по вкладу 1. Фонд гарантирует каждому вкладчику банка возмещение средств по его вкладу. Фонд возмещает средства в размере вклада, включая проценты, начисленные на день принятия решения Национальным банком Украины об отнесении банка к категории неплатежеспособных и начала процедуры вывода Фондом банка с рынка, но не более суммы предельного размера возмещения средств по вкладам, установленного на дату принятия такого решения , независимо от количества вкладов в одном банке. Сумма предельного размера возмещения средств по вкладам не может быть меньше 200000 гривен. Административный совет Фонда не вправе принимать решение об уменьшении предельной суммы возмещения средств по вкладам. Обязательства по выплате процентов по вкладам, начисленных во время осуществления временной администрации, удовлетворяются согласно очередности, установленной пунктом 4 части первой статьи 52 настоящего Закона. {Абзац первый части первой статьи 26 в редакции Закона № 5411-VI от 02.10.2012 } Выполнение обязательств Фонда перед вкладчиками осуществляется Фондом с соблюдением требований относительно наименьших затрат Фонда и убытков для вкладчиков способом, определенным настоящим Законом, в том числе путем передачи активов и обязательств банка принимающем банка, продажи банка, создание переходного банка в течение действия временной администрации или выплаты возмещения вкладчикам после принятия решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка. |