З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Гражданской обороне Украины
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, N 14, ст.124) (Вводится в действие Постановлением ВР N 2975-XII ( 2975-12 ) от 03.02.93, ВВР, 1993, N 14, ст.125) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 555-XIV ( 555 -14 ) от 24.03.99, ВВР, 1999, N 19, ст.171 N 2470-III ( 2470 - 14 ) от 29.05.2001, ВВР, 2001, N 32, ст.172 N 1419-IV ( 1419-15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.259 N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.442}
{В тексте Закона слова "поисково-спасательные формирования", "защите населения и местностей", "центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы "во всех падежах заменены соответственно словами " аварийно-спасательные службы (формирования) "," защита населения и территорий "и" центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера "в соответствующих падежах согласно Закону N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001, ВВР, 2001, N 32, ст.172}
Каждый имеет право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и на требование гарантий обеспечения реализации этого права от Кабинета < br> Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения. (Часть первая преамбулы в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, которая имеет своей целью защиту населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера.
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Гражданская оборона Украины является государственной системой органов управления, сил и средств, создается для организации и обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций * техногенного, экологического, природного и военного характера. Систему гражданской обороны составляют: органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях; (Абзац второй части второй статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) органы повседневного управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения; (Абзац третий части второй статьи 1 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренные на случай чрезвычайных ситуаций; системы связи, оповещения и информационного обеспечения; специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны; (Часть вторую статьи 1 дополнена абзацем по закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99, в редакции Закона N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны; (Часть вторая статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) службы гражданской обороны. (Часть вторая статьи 1 дополнена абзацем согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) < br> _________________ * Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим пожаром, применением средств поражения, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям. Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий к компетенции органов управления и сил гражданской обороны не входят.
Статья 2. Мероприятия гражданской обороны распространяются на всю территорию Украины, все слои населения, а распределение по объему и ответственностью за их выполнение осуществляется территориально-производственному принципу. Задачами Гражданской обороны Украины: предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидация их последствий; (Абзац второй части второй статьи 2 в редакции Закона N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) оповещения населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и постоянное информирование его о имеющейся обстановке; защита населения от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийного бедствия и применения средств поражения; организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийных бедствий и в военное время; (Абзац шестой части второй статьи 2 исключено из Закона N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) создание систем анализа и прогнозирования управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности для устойчивого функционирования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времен; подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях. Статья 3. Руководство Гражданской обороной Украины согласно к ее построению возлагается на Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения. Начальником Гражданской обороны Украины является Премьер-министр Украине. (Часть вторая статьи 3 в редакции Закона N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) Непосредственное выполнение заданий гражданской обороны осуществляется постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны, в том числе созданными в составе предприятий, учреждений и организаций силами и службами гражданской обороны. Задачи, функции и полномочия органов управления в делам гражданской обороны определяются этим Законом и Положением об органах управления по делам гражданской обороны, утверждается Кабинетом Министров Украины . Органы управления по делам гражданской обороны, входящие в состав местных государственных администраций, являются подразделениями двойного подчинения. (Статья 3 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 a >) от 24.03.99)
Р а з д е л II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (Название раздела II в редакции Закона N 555-XIV ( 555 - 14 ) от 24.03.99)
Статья 4. Кабинет Министров Украины: обеспечивает осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; распределяет города и территории по группам, а юридических лиц - по категориям по реализации мероприятий по гражданской обороне; создает резервы средств индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны, материально-технических и других фондов на случай чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также определяет их объем и порядок использования; принимает меры по обеспечению готовности органов управления по делам гражданской обороны, сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; создает единую систему подготовки органов управления по делам гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; определяет порядок создания специализированных профессиональных и невоенизированных аварийно-спасательных служб (формирований); определяет порядок подготовки и проведения потенциально опасных мероприятий в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и военной техники; (Статья 4 дополнена абзацем восьмым согласно Законом N 1419-IV ( 1419-15 ) от 03.02.2004) удовлетворяет мобилизационные потребности войск, органов управления по делам гражданской обороны и учреждений гражданской обороны; координирует деятельность аварийно-спасательных служб; (Статья 4 дополнен абзацем согласно Закону N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) привлекает аварийно-спасательные службы к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Украины. (Статья 4 дополнена абзацем согласно Закону N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) (Статья 4 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 a >) от 24.03.99) Статья 5. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах своих полномочий обеспечивают решение вопросов гражданской обороны, осуществление мероприятий по защите населения и территорий под время чрезвычайных ситуаций и проведения потенциально опасных мероприятий в условиях присутствия гражданского населения, способствуют < br> органам управления по делам гражданской обороны в исполнении возложенных на них задач. (Статья 5 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99, с изменениями, внесенными Закону N 1419-IV ( 1419-15 ) от 03.02.2004)
Статья 6. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны: участвует в реализации государственной политики в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предупреждения этих ситуаций ; организует разработку и осуществление соответствующих мероприятий по гражданской обороны; руководит деятельностью подчиненных ему органов управления в делам гражданской обороны и специализированных формирований, войсками гражданской обороны; осуществляет контроль за выполнением требований гражданской обороны, состоянием готовности сил и средств гражданской обороны для проведения неотложных работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; осуществляет координацию деятельности центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов и юридических лиц по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; осуществляет оповещение населения об угрозе возникновения или происшествия, обеспечивает надлежащее функционирования ведомственных территориальных и локальных систем оповещения; осуществляет обучение населения, представителей органов управления и сил гражданской обороны по вопросам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; организует финансовое и материально-техническое обеспечение войск гражданской обороны; создает в соответствии с законодательством Украины предприятия по производства специальной техники, средств защиты населения и контроля и т.п.. (Статья 6 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 a >) от 24.03.99, N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001) (Статья 7 исключен на основании Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Статья 8. Руководство предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения обеспечивает своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, < br> организует осуществление евакозаходив, создает силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их готовность к практических действий, выполняет другие мероприятия по гражданской обороне и несет связанные с этим материальные и финансовые расходы в порядке и объемах, предусмотренных законодательством. (Часть первая статьи 8 редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Радиационные, химические и взрывоопасные предприятия дополнительно создают локальные системы выявления угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и оповещения персонала и населения, проживающего в зонах возможного поражения; вводят инженерно-технические мероприятия, которые уменьшают степень риска возникновения аварий, пожаров и взрывов, и несут расходы по их осуществлению в объемах, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами. (Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Владельцы потенциально опасных объектов отвечают за защите населения, проживающего в зонах возможного поражения, от последствий аварий на этих объектах. (Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Р а з д е л III СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 9. Силами гражданской обороны являются ее войска, специализированные и невоенизированные формирования. Войска гражданской обороны подчиняются руководителю специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, к полномочия которого отнесены вопросы гражданской обороны. Войска гражданской обороны выполняют задачи по предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законами Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера "( 1809-14 )," О аварийно-спасательных службах "( 1281-14 )," О зоне чрезвычайной экологической ситуации "( 1908-14 ), "О правовом режиме чрезвычайного положения" ( 1550-14 ), "О Вооруженных Силах Украины" < br> ( 1934-12 ). Условия привлечения частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украине, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера определяются Президентом Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законов Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" ( 1550-14 ) и " О Вооруженных Силах Украины "( 1934-12 ). Количество и численность частей и подразделений этих войск определяются с учетом потребностей и особенностей региона назначения. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется на основании Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" ( 2232 -12 ), а также по контракту. {Часть пятая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V ( 1014-16 ) от < br> 11.05.2007} (Статья 9 в редакции Закона N 2470-III ( 2470-14 a >) от 29.05.2001) Статья 10. Для выполнения специфических работ, связанных с радиационной и химической опасностью, значительными разрушениями в результате землетрясения, аварийными ситуациями на нефтегазодобывающих промыслах, проведение профилактических и восстановительных работ, в том числе и за пределами Украины, в установленном законодательством порядке могут создаваться специализированные формирования, подчиняются центральному органу исполнительной власти, в полномочия которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. (Часть первая статьи 10 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Применение специализированных формирований для действий по назначению осуществляется согласно Положению о Гражданской обороне Украины, утверждает Кабинет Министров Украины. (Часть вторая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Комплектование специализированных формирований гражданской обороны осуществляется по контракту из числа специалистов, имеющих опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Статья 11. Невоенизированные формирования гражданской обороны создаются в областях, районах, городах Киеве и Севастополе, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. (Часть первая статьи 11 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) В невоенизированных формирований гражданской обороны зачисляются работоспособные граждане Украины, за исключением женщин, имеющих детей возрасте до 8 лет, женщин со средним и высшим медицинским образованием, < br> имеют детей в возрасте до 3 лет, и лиц, имеющих мобилизационные распоряжения. Статья 12. Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и проведения специальных работ в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения создаются специализированные службы гражданской обороны: энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, оповещения и связи, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения и другие. Для проведения эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций на базе местных государственных администраций создаются эвакуационные комиссии. Организационные основы создания служб гражданской обороны и эвакуационных органов, их задачи, функции и полномочия определяются в Положении о Гражданской обороне Украины. (статьи 12 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 a >) от 24.03.99) Статья 12-1. Контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам гражданской обороны органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения осуществляется центральным органом исполнительной власти, к полномочиям которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. (Закон дополнен статьей 12-1 согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Р а з д е л IV СОДЕРЖАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Статья 13. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется за счет соответственно государственного и местных бюджетов, а также средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения согласно законодательством Украины. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации, органы местного самоуправления отчисляют средства на проведение мероприятий по обучению и защиты населения и территорий, включая расходы на содержание и подготовку территориальных органов управления по делам гражданской обороны и формирований гражданской обороны, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Украины. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, требующих капитальных вложений (включая строительство защитных сооружений, складов для хранения техники и имущества гражданской обороны, создания пунктов управления, систем связи и оповещения), осуществляется в соответствии с общим порядком финансирования капитального строительства. (Статья 13 в редакции Закона N 555-XIV ( 555-14 a >) от 24.03.99) Статья 14. Потребности гражданской обороны в военной технике, приборах и специальном имуществе удовлетворяются центральными органами исполнительной власти, уполномоченными по вопросам материальных < br> ресурсов и экономики с оплатой заказчиком производителям стоимости выделенных материальных ресурсов. (Часть первая статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Продукция для нужд гражданской обороны производится на условиях государственного заказа. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны, является государственным заказчиком продукции, услуг и работ для обеспечения потребностей гражданской обороны в соответствии в Закон Украины "О поставки продукции для государственных нужд" ( 493/95-ВР a >). (Статья 14 дополнена частью третьей согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99 , в редакции Закона N 2470-III ( 2470-14 ) от 29.05.2001)
Статья 15. Войска гражданской обороны содержатся за счет государственного бюджета. Военнослужащие гражданской обороны в вопросах денежного и других видов обеспечения пользуются всеми правами и льготами соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей "( 2011-12 ) и других нормативно-правовых актов. (Часть вторая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99 ) Органы управления Гражданской обороны Украины, Автономной Республики Крым, областей, городов, районов, министерств и других органов исполнительной власти содержатся в соответствии с установленным порядке за счет государственного и местных бюджетов, а также средств, предполагаемых на содержание министерств. (Часть третья статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99) Оплата труда работников органов управления гражданской обороны осуществляется на условиях оплаты труда работников органов исполнительной власти. (Часть четвертая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99 ) Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти обеспечивают органы управления по делам гражданской обороны транспортными средствами, служебными, хозяйственными и подсобными помещениями, складскими площадями. (Часть пятая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03 .99) Статья 16. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Украины по вопросам гражданской обороны, несут ответственность согласно законодательству Украины.
Р а з д е л V МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Статья 17. Сотрудничество с другими государствами в области гражданской обороны осуществляют Кабинет Министров Украины центральный орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесено вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в пределах прав и полномочий, предусмотренных законодательством. (Часть первая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 555-XIV ( 555-14 ) от 24.03.99 ) Сотрудничество осуществляется по вопросам обмена опытом гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создания и оснащения сил гражданской обороны, совместных действий в случае чрезвычайных ситуаций. Кабинет Министров Украины принимает решение об участии Украины в Международной организации гражданской обороны и в операциях европейских государств по оказанию помощи в случае стихийных бедствий.
Президент Украины Л.КРАВЧУК г. Киев, 3 февраля 1993 N 2974-XII
|
|