З А К О Н У К Р А И Н Ы
З А К О Н У К Р А И Н И О космической деятельности (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1997, N 1, ст. 2) {Вводится в действие Постановлением ВР N 503/96-ВР от 15.11.96, ВВР, 1997, N 1, ст. 3} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1559-III ( 1559 -14 ) от 16.03.2000, ВВР, 2000, N 22, ст.172 N 3370-IV ( 3370 - 15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010, ВВР, 2010, N 30, ст.393 N 4102-VI ( 4102-17 ) от 09.12.2011, ВВР, 2012, N 28, ст.308 N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "Общегосударственная (Национальная) космическая программа Украины" во всех падежах заменены словами "Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины "в соответствующем падеже согласно Закону N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} {В тексте Закона слова "Национальное космическое агентство Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти по вопросам космической деятельности" в соответствующем < br> падеже согласно закону N 4102-VI ( 4102-17 ) от 09.12.2011}
Этот Закон определяет общие правовые основы осуществления космической деятельности в Украине и под юрисдикцией Украины за ее пределами. Положения настоящего Закона распространяются на все виды деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства.
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов и понятий В этом Законе приведенные ниже термины и понятия употребляются в таком значении: космическая деятельность - научные космические исследования, создание и применения космической техники, использование космического пространства; объекты космической деятельности (космическая техника) - материальные предметы искусственного происхождения, которые проектируются, изготавливаются и эксплуатируются как в космическом пространстве (космический сегмент, космическая инфраструктура), так и на поверхности Земли (наземный сегмент, наземная инфраструктура) с целью исследования и использования космического пространства; субъекты космической деятельности - предприятия, учреждения и организации, в том числе международные и иностранные, осуществляющие космической деятельности; космический аппарат - летательный техническое средство для полетов в космос и в космосе с целью его исследования и использования; {Статья 1 дополнена новым абзацем согласно Закону N 2186 - VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} космические технологии и услуги - результаты научных разработок, методы, средства и услуги, необходимые для осуществления космической деятельности и для получения и использования результатов этой деятельности; инцидент - связана с космической деятельностью событие, привела к созданию угрозы жизни и здоровью людей, а также к повреждения или уничтожения имущества граждан, предприятий , учреждений и организаций или причинения вреда окружающей среде; ЧП - связана с космической деятельностью событие, повлекшей гибель людей или причинение им тяжких телесных повреждений, а также к уничтожению имущества граждан, предприятий, учреждений и организаций или причинения значительного ущерба окружающей среде; правила космической деятельности - специальные правила, технические нормы, стандарты, регламентирующие космическую деятельность и ее безопасность; персонал объектов космической деятельности - работники предприятий, учреждений и организаций, участвующих в изготовлении, испытании, эксплуатации объектов космической деятельности и ликвидации последствий инцидентов и чрезвычайных событий, а также специалисты предприятий, учреждений, организаций и личный состав воинских частей, привлеченные к выполнению этой работы; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта космической деятельности требованиям эксплуатационной годности космической техники, регламентированным нормативными документами, действующими в Украине; уникальные объекты космической деятельности - сложные научно-технические комплексы и системы, испытательная и специальная аппаратура, с уникальными параметрами, которые используются для реализации Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины, которые по своим эксплуатационным характеристикам не имеют аналогов в мире или соответствующих мировому уровню аналогичной техники (средства управления и контроля за космическими аппаратами, средства приема и обработки служебной и научной информации; экспериментальная и научно-технологическая база для изготовления и испытаний космической техники с моделированием факторов космического пространства; наземные средства контроля за космическими объектами искусственного и внеземного происхождения; наземный сегмент средств мониторинга земной поверхности, систем предупреждения техногенных и природных катастроф; наземные средства космических телекоммуникаций). {Статья 1 дополнена абзацем по закону N 1559-III ( 1559-14 ) от 16.03.2000} Статья 2. Законодательство о космической деятельности в Украине Отношения в сфере космической деятельности регулируются этим Законом и другими актами законодательства Украины, принимаемых соответствии с ним. Статья 3. Цель космической деятельности Космическая деятельность имеет целью: содействие социально-экономическому и научному прогрессу государства, росту благосостояния граждан; участие в решении общих проблем человечества; развитие космической науки и техники, космических услуг и технологий, обуславливающих стабильное развитие национальной экономики; создание мощного экспортного потенциала космической отрасли; обеспечение доступа в космос, осуществление научных исследований Земли и космического пространства; создание и поддержка космическими средствами современного информационного пространства; обеспечение долгосрочных интересов государства в сфере национальной безопасности и обороноспособности; содействие совершенствованию образования; участие в контроле за выполнением соглашений, участницей которых является Украины, касающихся международной безопасности. Статья 4. Основы космической деятельности Основными принципами космической деятельности в Украине являются: государственное регулирование; государственная поддержка коммерциализации космической деятельности и привлечения инвестиций в космическую отрасль Украины; (Статья 4 дополнен абзацем третьим согласно Закону N 1559-III ( 1559-14 ) от 16.03.2000) эволюционность развития и последовательность реформирования государственной политики в области исследования и использования космического пространства; эффективное использование научно-технического потенциала Украины, возможностей, которые предоставляет космическая деятельность, в интересах национальной экономики, науки, безопасности государства и в коммерческих целях; содействие международному сотрудничеству, сохранение и развитие существующих международных связей в космической отрасли с учетом национальных интересов. Р а з д е л II ОРГАНИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Государственное регулирование и управление в сфере космической деятельности Государственное регулирование и управление в сфере космической деятельности в Украине осуществляются путем: законодательного установления основных принципов, норм и правил космической деятельности; разработки концептуальных основ государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах безопасности государства; формирование Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины; планирование и финансирование космической деятельности за счет средств Государственного бюджета Украины, а также содействие привлечению других источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством Украины; целевой подготовки кадров за счет Государственного бюджета Украины; введение лицензирования такой деятельности {Абзац седьмой части первой статьи 5 в редакции Закона N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности субъектами космической деятельности. {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем восьмым согласно Закону N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05 .2010} {Часть вторая статьи 5 исключен на основании Закона N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012}
Статья 6. Компетенция центральных органов исполнительной власти в сфере космической деятельности Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере космической деятельности, в пределах своей компетенции: разрабатывает концептуальные основы государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах безопасности государства; обеспечивает организацию космической деятельности в Украине и под юрисдикцией Украины за ее пределами; разрабатывает совместно с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и Национальной академией наук Украины Общегосударственной целевой научно-техническую космическую программу Украины и обеспечивает ее выполнение; < br> осуществляет руководство в сфере управления и координации деятельности предприятий, учреждений и организаций космической и смежных отраслей; является государственным генеральным заказчиком научно-исследовательских работ по исследования и использования космического пространства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию, изготовлению и испытания космической техники, в том числе международных космических проектов; обеспечивает субъекты космической деятельности в Украине необходимой нормативной документацией осуществляет координацию и контроль внешнеэкономической деятельности в космической отрасли Украины на соответствие законодательству и международным договорам Украины; оказывает поддержку в подготовке и реализации международных проектов в сфере исследования и использования космического пространства; организует сотрудничество Украины с другими государствами и международными организациями в космической отрасли, а также обеспечивает сохранение и развитие существующих международных связей в сфере космической деятельности; принимает меры, направленные на совершенствование внешнеэкономических отношений Украины с другими государствами в области космической деятельности; участвует в подготовке международных договоров Украины; утверждает порядок деятельности представительств генерального заказчика - центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере космической деятельности, по контролю качества и принятия космической техники и другой продукции; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него актами Президента Украины. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности, в пределах своей компетенции: обеспечивает создание и эксплуатацию наземного и космического сегментов спутниковых систем связи, вещания и дистанционного зондирования Земли, контроля и анализа космической обстановки, координатно-временного и навигационного обеспечения; обеспечивает совместно с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины эксплуатацию, поддержку и совершенствование объектов космической деятельности; осуществляет лицензирование космической деятельности в Украине и лицензирования этой деятельности под юрисдикцией Украины за ее пределами; организует разработку и функционирование Системы сертификации космической техники Украины (УкрССКТ) осуществляет регистрацию космической техники; ведет Государственный реестр уникальных объектов космической деятельности, осуществляет государственный надзор за их состоянием и использованием, принимает меры для их поддержки; при осуществлении внешнеэкономической деятельности открывает свои представительства на территории других государств согласно законам этих государств; осуществляет мониторинг и ведет банк данных геофизических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с Национальным центром данных системы сейсмических наблюдений и повышения безопасности проживания населения в сейсмоопасных регионах; < br> контролирует соблюдение требований международных договоров Украины о ограничение и запрет испытаний ядерного оружия, испытаний ядерного оружия на иностранных испытательных полигонах и осуществления ядерных взрывов в мирных целях; осуществляет функции национального контактного пункта по вопросам соблюдения положений Гаагского кодекса поведения против распространения баллистических ракет; обеспечивает эффективное использование научно-технического и производственного потенциала предприятий и учреждений, относящихся к сфере его управления, и создает условия для внедрения космических технологий в производство конкурентоспособной продукции для нужд внутреннего и внешнего рынков; принимает меры по оперативному выявлению источников опасностей, содействие в пределах своих полномочий достижению надлежащего уровня надежности и эффективности систем государственного управления в период; осуществляет другие полномочия, определенные законами и положены на него актами Президента Украины. {Статья 6 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1559-III ( 1559-14 ) от 16.03.2000, N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010, N 4102-VI ( 4102-17 ) от 09.12.2011, в редакции Закона N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Статья 7. Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины Космическая деятельность в Украине осуществляется на основе Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украине, которая разрабатывается на пять лет и утверждается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Формирование Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины осуществляет центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере космической деятельности вместе с соответствующими центральными органами исполнительной власти и Национальной академией наук Украины исходя из цели и основных принципов космической деятельности в Украине. {Часть вторая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} На основе Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины осуществляется: определение потребностей в космической технике гражданского, оборонного и двойного назначения, а также заключение контрактов по действующим законодательством на проведение научно-исследовательских работ (далее - заказ на космическую технику) и производство космической техники на текущий год, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины; выделение средств из Государственного бюджета Украины для финансирование космической деятельности по государственным заказам; подготовка кадров за счет средств Государственного бюджета Украине и принятия мер по социальной защите персонала объектов космической деятельности; обеспечение поддержки и совершенствования объектов космической деятельности наземной инфраструктуры, а также необходимого уровня безопасности космической деятельности; обеспечение международного сотрудничества в космической сфере, в том числе участия Украины в международных космических проектах. Статья 8. Правила космической деятельности в Украине К правилам космической деятельности в Украине относятся нормы эксплуатационной пригодности объектов космической деятельности, стандарты и нормативные документы, которыми регулируется порядок: лицензирования космической деятельности; сертификации и регистрации объектов космической деятельности; организации, выполнения и обеспечения космических запусков и полетов; надзора и контроля за безопасностью космических запусков и полетов и эксплуатации космической техники; охраны окружающей среды в процессе космической деятельности; проведения поисковых, аварийно-спасательных работ в космической отрасли; проведения служебного расследования инцидентов и чрезвычайных событий; строительства, эксплуатации, содержания и ремонта сооружений и оборудования объектов наземной инфраструктуры; обучения персонала объектов космической деятельности; реализации мероприятий по защите космической деятельности от незаконного вмешательства в эту деятельность. К правилам космической деятельности относятся также другие нормативные акты, регламентирующие деятельность в космической отрасли и ее безопасность, а также соблюдение требований по охране прав интеллектуальной собственности , государственной, военной и коммерческой тайны. Правила космической деятельности устанавливаются соответствующими государственными органами Украины согласно их компетенции и является обязательными для выполнения всеми субъектами космической деятельности. Статья 9. Запрет и ограничения в космической деятельности При осуществлении космической деятельности в Украине запрещаются: вывод на орбиту или размещения в космосе каким-либо образом ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения или испытания такого оружия; использования космической техники как средства воздействия на окружающую среду для военных или других опасных для человечества целей; использование Луны и других небесных тел для военных целей; создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде; нарушение международных норм и стандартов загрязнения космического пространства; другие действия, связанные с космической деятельностью, не допускаемых международным правом. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта, которая привела к человеческих жертв, значительных материальных убытков или нанесла значительный вреда окружающей среде, может быть ограничена или запрещена в соответствии с действующим законодательством Украины. Статья 10. Лицензирование космической деятельности Любые субъекты космической деятельности, которые осуществляют или намерены осуществлять эту деятельность в Украине или под юрисдикцией Украины за ее пределами, должны получить в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности лицензию на право осуществления этой деятельности. {Часть первая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Перечень видов космической деятельности, подлежащих лицензированию, определяется законом. Лицензии на осуществление такой деятельности выдаются в порядке, установленном законодательством. (Часть вторая в редакции Закона N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006) Статья 11. Финансирование космической деятельности Финансирование космической деятельности с научной и хозяйственной целью в тех случаях, когда заказчиком работ является государство, осуществляется на основании Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины и предусматривается в Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Финансирование космической деятельности в целях обороны и безопасности Украине осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины по государственному оборонному заказу. {Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Финансирование осуществляется через государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и распределяется между исполнителями в соответствии с государственного контракта. Расходы на осуществление международной космической деятельности (в том числе финансирование участия Украины в международных космических форумах, представительства в международных организациях и т.п.) и расходы на финансирование мероприятий по содержанию и сохранения уникальных объектов космической деятельности, которые включены в Государственного реестра уникальных объектов космической деятельности, предусматриваются в Государственном бюджете Украины отдельными строками. (Статья 11 дополнена частью четвертой по закону N 1559-III ( 1559-14 ) от 16.03.2000 ) Иностранные кредиты и инвестиции в космическую деятельность, связанную с выполнением Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины, гарантируются государством в соответствии с действующим законодательством Украины . Статья 11-1. Контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины: {Абзац первый части первой статьи 11 - 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} выдает разрешения субъектам космической деятельности Украины на проведение переговоров с иностранными субъектами хозяйственной деятельности по вопросам исследования и использования космического пространства, производства и эксплуатации космической техники, осуществления экспорта, импорта и реэкспорта космической техники и космических технологий, их временного вывоза за пределы Украины или временного ввоза на ее территорию, транзита территорией Украины; регистрирует заключенные договоры (контракты) субъектов космической деятельности Украины с иностранными субъектами космической деятельности с вопросам исследования и использования космического пространства, производства и эксплуатации, купли-продажи космической техники и космических технологий. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности осуществляет выдачу разрешений и регистрации договоров (контрактов) на безвозмездной основе. {Часть вторая статьи 11-1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Получение соответствующих разрешений субъектами космической деятельности Украины для осуществления внешнеэкономической деятельности обязательна. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности принимает решение: {Абзац первый части четвертой статьи 11-1 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} о выдаче разрешения на проведение переговоров или об отказе в выдаче разрешения на их проведение - в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления; о регистрации договора (контракта) или отказе в его регистрации - в течение 10 рабочих дней со дня поступления материалов договора (контракта). В выдаче разрешения на проведение переговоров может быть отказано, регистрации договора (контракта) может быть отменено или разрешение, регистрация могут быть аннулированы, если представлены не все необходимые документы или поданные документы не отвечают требованиям законодательства. Субъект космической деятельности Украины имеет право обжаловать в порядке, определенном законодательством, решение об отказе в выдаче разрешения на проведение переговоров по вопросам исследования и использования космического пространства, производства и эксплуатации космической техники, об отказе в регистрации договоров (контрактов), предметом которых является космическая деятельность, а также договоров купли-продажи космической техники и космических технологий. {Раздел II дополнен статьей 11-1 согласно Закону N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Р а з д е л III ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 12. Сертификация объектов космической деятельности Любой объект космической деятельности в Украине подлежит сертификации на соответствие требованиям эксплуатационной пригодности, установленным действующими в Украине нормативными документами, с оформлением сертификата соответствия . Порядок сертификации космической техники в Украине определяется Системой сертификации космической техники Украины, которая действует в рамках Государственной системы сертификации (УкрСЕПРО). Порядок испытания и сертификации импортируемого объекта космической деятельности или объекта космической деятельности, экспортируется из Украины, а также оформление соответствующих сертификационных документов устанавливается Правилами сертификации космической техники в Украине, утверждает Кабинет Министров Украине. Статья 13. Регистрация космических аппаратов и уникальных объектов космической деятельности {Название статьи 13 в редакции Закона N 4102-VI ( 4102-17 ) от 09.12.2011} Космические аппараты подлежат обязательной государственной регистрации в Государственном реестре космических аппаратов Украины согласно Правилам регистрации космических аппаратов в Украине, утверждает Кабинет Министров Украины. Если космический аппарат создается совместно с юридическими лицами других государств или международными организациями, то вопрос его регистрации решается согласно заключенным международными договорами (контрактами). {Часть первая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} На космический аппарат, внесен в Государственный реестр космических аппаратов Украине, выдается регистрационное удостоверение. {Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} После внесения космического аппарата в Государственный реестр космических аппаратов Украине все записи относительно этого объекта, сделанные ранее в реестрах космических аппаратов других государств, не признаются Украина. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Внесение космического аппарата в реестр космических аппаратов другого государства, если этот объект не исключено из Государственного реестра космических аппаратов Украины, не признается Украины. {Часть четвертая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} С целью обеспечения функционирования, сохранения и дальнейшего развития уникальных объектов космической деятельности вводится Государственный реестр уникальных объектов космической деятельности, а также устанавливается государственный надзор за их состоянием, использованием и осуществляются соответствующие меры поддержки целевого финансирования этих объектов в порядке, установленным Кабинетом Министров Украине. {Статья 13 дополнена частью пятой по закону N 1559-III ( 1559-14 ) от 16.03.2000} Статья 14. Удаление космических аппаратов из Государственного реестра {Название статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Космический аппарат изымается из Государственного реестра космических аппаратов Украины центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности в случае: {Абзац первый части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} < br> {Абзац второй части первой статьи 14 исключен на основании Закона N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} физического уничтожения (гибели); передачи в установленном порядке другому государству, международному или иностранному предприятию, учреждению или организации. В случае изъятия космического аппарата из Государственного реестра космических аппаратов Украины регистрационное удостоверение теряет силу. {Текст статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Статья 15. Допуск, ограничения и запрет эксплуатации объектов космической деятельности Объект космической деятельности допускается к эксплуатации, если он имеет сертификат соответствия. {Часть первая статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 2186-VI ( 2186-17 ) от 13.05.2010} Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности может ограничить или запретить эксплуатацию объектов космической деятельности в случае: {Абзац первый части второй статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} просрочки или отсутствия сертификата соответствия; эксплуатации объекта космической деятельности с нарушением действующего законодательства Украины; эксплуатации объекта космической деятельности с нарушением требований, установленных эксплуатационно-технической документацией на этот объект. Статья 16. Передача объекта космической деятельности в аренду Порядок и правила передачи объекта космической деятельности в аренду международном или иностранному субъекту космической деятельности регулируются действующим законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами Украина, заключение которых состоялось в форме закона. Р а з д е л IV УЧАСТИЕ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ в космической сфере Статья 17. Украина как субъект международного космического права Украина как субъект международного космического права осуществляет свою космическую деятельность на принципах равноправия с другими государствами с учетом своих национальных интересов. Украина обеспечивает выполнение взятых на себя международных обязательств в области космической деятельности и несет ответственность согласно с общепризнанными нормами международного права и положениями международных договоров Украины. Статья 18. Основы международной космической деятельности Основными принципами международной космической деятельности в Украине являются: укрепление национального суверенитета; соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; сохранение и дальнейшее развитие существующих международных связей; содействие интеграции страны в мировую экономику; свобода внешнеэкономического предпринимательства; юридическое равенство субъектов космической деятельности; защита интересов субъектов космической деятельности на территории Украине и за ее пределами. Статья 19. Разрешение споров Споры, возникающие в процессе международного сотрудничества в космосе, подлежат рассмотрению в судах Украины, если иное не определен международными договорами Украины. Р а з д е л V ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 20. Государственный надзор за безопасностью космической деятельности Государственный надзор за соблюдением требований безопасности космической деятельности, а также обучение и аттестация лиц, которые контролируют соблюдение космических правил и наличие необходимого уровня безопасности космической деятельности, а также лиц, которые расследуют инциденты и чрезвычайные происшествия, возлагается на центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности, Министерство обороны Украины и другие органы исполнительной власти соответствии с их компетенции. {Статья 20 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Статья 21. Безопасность населения и охрана окружающей среды В процессе космической деятельности субъекты космической деятельности должны соблюдать требования безопасности в отношении жизни и здоровья населения, имущества граждан, предприятий, учреждений, организаций и окружающей среды. Субъекты космической деятельности обеспечивают принятие необходимых мероприятий по предотвращению экологического ущерба от космической деятельности согласно действующему законодательству Украины. Статья 22. Охрана космической техники и имущества субъектов космической деятельности Охрана космической техники во время производства, испытания, транспортировки и эксплуатации на поверхности Земли и имущества субъектов космической деятельности обеспечивается по законодательством. При транспортировке космической техники, представляет угрозу для жизни и здоровья людей или окружающей среды, используется специальный транспорт под охраной в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере космической деятельности по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта и Министерством внутренних дел Украины. {Часть вторая статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} На предприятиях, относящихся к сфере управления центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере космической деятельности, по согласованию с Министерством внутренних дел Украина могут образовываться подразделения ведомственной военизированной охраны, работники которых при исполнении служебных обязанностей имеют право пользоваться огнестрельным оружием и специальными средствами в порядке и соответствии с требованиями, установленными законодательством. {Часть третья статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере космической деятельности по согласованию с Министерством внутренних дел Украины утверждает положение о ведомственной военизированной охране и осуществляет контроль за деятельностью ее подразделений. {Часть четвертая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} {Статья 22 в редакции Закона N 4102-VI ( 4102 - 17 ) от 09.12.2011} Статья 23. Оповещения об инцидентах и ??происшествиях Субъекты космической деятельности в обязательном порядке должны подавать полную информацию органам исполнительной власти о любых инциденты и чрезвычайные происшествия. Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сфере космической деятельности, министерства и другие центральные органы исполнительной власти должны оказывать своевременную и достоверную информацию о опасность, возникающая при осуществлении космической деятельности, а также о мерах по созданию необходимых условий безопасности для населения, имущества и окружающей среды уполномоченному государственному органу, предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам на их требованию. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} В случае возникновения угрозы при осуществлении космической деятельности для населения и окружающей среды Украины или иностранных государств центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере космической деятельности немедленно информирует об этом соответствующие государственные органы Украины согласно действующему законодательству, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности населения, имущества граждан, предприятий, учреждений и организаций и окружающей среды. {Часть третья статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Статья 24. Обязательное страхование при осуществлении космической деятельности в Украине Перечень видов обязательного страхования при осуществлении космической деятельности устанавливается действующим законодательством Украины. Порядок обязательного страхования ( 1033-2010-п ) устанавливается Кабинетом Министров Украины. Статья 25. Ответственность за вред, причиненный при космической деятельности, и возмещение ущерба Ответственность за вред, причиненный при космической деятельности, а также порядок определения размеров этого ущерба, что подлежит возмещению, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Украины. Р а з д е л VI КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ Статья 26. Осуществление космической деятельности в сфере обороны и национальной безопасности Космическая деятельность в сфере обороны и национальной безопасности осуществляется Министерством обороны Украины, на которое вместе с соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти возлагается ответственность за выполнение Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины в части, касающейся создания и использования космической техники военного и двойного назначения. Статья 27. Взаимодействие Министерства обороны Украины с центральным органом исполнительной власти по вопросам космической деятельности в сфере космической деятельности Порядок взаимодействия Министерства обороны Украины и центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализуют государственную политику в сфере космической деятельности при осуществлении космической деятельности определяется Положением, утверждаемым Президентом Украины. {Статья 27 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} Статья 28. Компетенция Министерства обороны Украины в сфере космической деятельности Министерство обороны Украины в пределах своей компетенции: разрабатывает концептуальные основы государственной космической политики и Общегосударственной целевой научно-техническую космическую программу Украины в части, связанной с созданием и использованием космической техники военного назначения , а также вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере космической деятельности - космической техники двойного назначения {Абзац второй статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} формирует и организует выполнение заказов на работы, связанные с созданием и использованием космической техники военного, а также вместе с центральным органом исполнительной власти , что реализует государственную политику в сфере космической деятельности - космической техники двойного назначения на основе Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украине {Абзац третий статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5461 - VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012} осуществляет использование космической техники в сфере обороны Украины; обеспечивает совместно с центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере космической деятельности функционирование и развитие объектов наземной и космической инфраструктуры {Абзац пятый статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5461-VI ( 5461-17 ) от 16.10.2012 } участвует в осуществлении сертификации космической техники военного назначения. Р а з д е л VII Заключительные положения Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о космической деятельности в Украине Нарушение законодательства о космической деятельности в Украине имеет последствием дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Украины.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 15 ноября 1996 N 502/96-ВР
|
|