З А К О Н У К Р А И Н Ы
О курортах (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 50, ст.435) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 3370-IV ( 3370 -15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 5460-VI ( 5460 - 17 ) от 16.10.2012} {в тексте Закона слова "центральным органом исполнительной власти по здравоохранению" заменены словами "центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения "; слова" специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам деятельности курортов "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, реализующий государственной политику в сфере курортов "в соответствующем падеже по закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012 }
Этот Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы развития курортов в Украине и направлен на обеспечения использования с целью лечения и оздоровления людей природных лечебных ресурсов , природных территорий курортов, являются достоянием народа Украины, и их охраны. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе термины употребляются в таком значении: курорт - освоенная природная территория на землях оздоровительного назначения, имеющий природные лечебные ресурсы, необходимые для их эксплуатации здания и сооружения с объектами инфраструктуры, используется для лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и для рекреации и подлежит особой охране; лечебно-оздоровительная местность - природная территория, имеющая минеральные и термальные воды, лечебные грязи, озокерит, рассол лиманов и озер, климатические и другие природные условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний; ценные и уникальные природные лечебные ресурсы - ресурсы, которые редко (не часто) встречаются на территории Украины, имеют ограниченное распространение или небольшие запасы в месторождениях и есть < br> особенно благоприятными и эффективными для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний; общераспространенные природные лечебные ресурсы - ресурсы, которые встречаются в разных регионах Украины, имеют значительные запасы и пригодны для использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний; медицинский (бальнеологический) вывод - это вывод, сделанный на основании медико-биологических и других специальных исследований состава и свойств природных лечебных ресурсов о возможность их использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний; курортное дело - совокупность всех видов научно-практической и хозяйственной деятельности, направленных на организацию и обеспечение лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний с использованием природных лечебных ресурсов. Статья 2. Законодательство о курортах и ??его задача Законодательство о курортах базируется на положениях Конституции Украине ( 254к/96-ВР ) и состоит из настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов. Задачей законодательства о курортах является регулирование общественных отношений в сфере организации и развития курортов, выявления и учета природных лечебных ресурсов, обеспечения их рационального добычи, использования и охраны с целью создания благоприятных условий для лечения, профилактики заболеваний и отдыха людей. Статья 3. Принципы государственной политики в сфере курортной дела Государственная политика Украины в сфере курортного дела определяется Верховной Радой Украины и строится на принципах: законодательного определения условий и порядка организации деятельности курортов; обеспечение доступности санаторно-курортного лечения для всех граждан, в первую очередь для инвалидов, ветеранов войны и труда, участников боевых действий, граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, детей, женщин репродуктивного возраста, страдающих гинекологическими заболеваниями, больных туберкулезом и больных с травмами и заболеваниями спинного мозга и позвоночника; учета спроса населения на конкретные виды санаторно-курортных услуг при разработке и утверждении общегосударственных и местных программ развития курортов; экономного и рационального использования природных лечебных ресурсов и обеспечения их надлежащей охраны; содействие превращению санаторно-курортного комплекса Украины в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики. Статья 4. Виды курортов По характеру природных лечебных ресурсов курорты Украины делятся на курорты государственного и местного значения. В курортов государственного значения относятся природные территории, имеющих особо ценные и уникальные природные лечебные ресурсы и используются с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В курортов местного значения относятся природные территории, имеющих общераспространенные природные лечебные ресурсы и используются с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Статья 5. Медицинский профиль (специализация) курортов Медицинский профиль (специализация) курортов определяется с учетом свойств природных лечебных ресурсов. По своей специализацией курорты подразделяются на курорты общего назначения и специализированные курорты для лечения конкретных заболеваний. Медицинский профиль (специализация) курортов устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Статья 6. Природные лечебные ресурсы В природных лечебных ресурсов относятся минеральные и термальные воды, лечебные грязи и озокерит, рапа лиманов и озер, морская вода, природные объекты и комплексы с благоприятными < br> для лечения климатическими условиями, пригодные для использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Раздел II СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ Статья 7. Основание для создания курорта Основанием для принятия решения об объявлении природного территории курортной является наличие на ней природных лечебных ресурсов, необходимой инфраструктуры для их эксплуатации и организации лечения людей. Статья 8. Ходатайство об объявлении природных территорий курортными Подготовка и представление ходатайств об объявлении природных территорий курортными могут осуществлять центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации и граждане. Ходатайство об объявлении природных территорий курортными должны содержать обоснование необходимости объявления природных территорий курортными; характеристику природных лечебных ресурсов, их лечебных факторов, климатических, инженерно-геологических и других условий, благоприятных для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний, других ценностей природных территорий, предлагаемых для объявления, сведения о местонахождение, размеры, характер использования и о владельцах и пользователей природных территорий, а также соответствующий картографический материал. Ходатайство об объявлении природных территорий курортными подаются в соответствующие органы исполнительной власти, уполномоченных настоящим Законом осуществлять их предварительное рассмотрение. Статья 9. Рассмотрение ходатайств об объявлении природных территорий курортными Ходатайство об объявлении природных территорий курортными в месячный срок рассматривается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, с учетом предложений Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов. В случае одобрения ходатайства центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, согласовывает это ходатайство с владельцами или пользователями земельных участков. На основании результатов согласования ходатайств центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов, обеспечивает разработку проектов объявлении природных территорий курортными. {Статья 9 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 a >) от 16.10.2012} Статья 10. Экспертиза проектов объявлении природных территорий курортными Проекты объявлении природных территорий курортными подлежат государственной экологической и санитарно-гигиенической экспертизам, которые проводятся в соответствии с законами Украины "О государственной экологической экспертизе" ( 45/95-ВР ) и "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (< a"/laws/show/4004-12" target = _blank> 4004-12 ). Статья 11. Принятие решений об объявлении природных территорий курортными В случае положительного заключения государственной экологической и санитарно-гигиеническую экспертизу по проектам объявлении природных территорий курортными материалы передаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов: {Абзац первый части первой статьи 11 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} о курортов государственного значения - в центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в указанной сфере, для внесения в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украина {Абзац второй части первой статьи 11 в редакции Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012 } о курортов местного значения - местными органами исполнительной власти соответственно в Совет министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. {Абзац третий части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от < br> 16.10.2012} Решение об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значения принимает Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Решение об объявлении природных территорий курортными территориями местного значения принимают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы по представлению соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Статья 12. Застройка курортов Застройка курортов осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке генеральных планов курортов, другой градостроительной документации. Строительство на курортах новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с удовлетворением потребностей отдыхающих и местного населения, потребностей курортного и жилищного строительства, или таких, которые могут негативно влиять на природные лечебные факторы, запрещается. Статья 13. Предоставление земельных участков для создания или расширения курорта Предоставление земельных участков для создания или расширения курорта осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Украине, на основании разработки технико-экономических обоснований использования земли и проектов отвода земельных участков с учетом утвержденных округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны, схем медицинского зонирования. Земельные участки курортов используются в порядке, определенном проектом организации использования территории и генеральным планом застройки курорта, с соблюдением требований статей 31, 32 и 33 настоящего Закона . Статья 14. Развитие курортов Развитие курортов осуществляется согласно долгосрочным комплексными и целевыми государственными и местными программами. Программы развития курортов разрабатываются на основе данных кадастров природных лечебных ресурсов, объективных показателей эффективности лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний, результатов специальных научных исследований и проектных работ, финансово-экономических показателей деятельности курортов. При этом определяются параметры и режим использования природных лечебных ресурсов с учетом экологических и санитарно-гигиенических ограничений и тому подобное. Градостроительная документация, регламентирующая все виды строительства на территории курортов, разрабатывается в соответствии с законов Украины "Об основах градостроительства" ( 2780-12 )," О основах социальной защищенности инвалидов в Украине "( 875 -12 ) и других нормативно-правовых актов и подлежит обязательной государственной экологической и санитарно-гигиенической экспертизам. Раздел III ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ лечебных РЕСУРСОВ Статья 15. Использование природных территорий для деятельности курортов С целью организации деятельности курортов юридические и физические лица используют специально определенные природные территории, имеют минеральные и термальные воды, лечебные грязи и озокерит, рапу лиманов и озер, акваторию моря, климатические, ландшафтные и другие условия, благоприятные для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Статья 16. Выявление и учет природных лечебных ресурсов Обнаружение природных лечебных ресурсов осуществляется путем проведения комплексных медико-биологических, климатологических, геолого-гидрологических, курортологической и других исследовательских работ. Медико-биологическая оценка качества и ценности природных лечебных ресурсов, определения методов их использования осуществляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения "я на основании данных исследовательских работ, указанных в части первой настоящей статьи. {Часть вторая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Определены по результатам геолого-разведочных работ эксплуатационные запасы месторождений лечебных подземных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов, утверждаются и вносятся в Государственный фонд месторождений, полезных ископаемых Украины и передаются для использования по назначению в соответствии с законодательством Украине. Статья 17. Предоставление природных лечебных ресурсов в пользования Месторождения полезных ископаемых, принадлежащих к природным лечебных ресурсов, предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам для использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний . Подземные лечебные минеральные воды могут использоваться для промышленного розлива. Порядок предоставления в пользование таких месторождений определяется Кодексом Украины о недрах и другими актами законодательства. Государственный надзор и контроль за соблюдением правил и норм использования природных лечебных ресурсов осуществляют центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере здравоохранения , по осуществлению государственного надзора (контроля) в сферах охраны труда, геологического изучения и рационального использования недр, охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в соответствии с законом. {Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 18. Плата за специальное использование природных лечебных ресурсов Специальное использование природных лечебных ресурсов осуществляется за плату в соответствии с Кодексом Украины о недрах. Нормативы платы за пользование природными лечебными ресурсами и порядок ее взимания устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Статья 19. Разработка месторождений подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов Разработка месторождений подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов, осуществляется по специальному разрешением на пользование недрами в порядке, определенном законодательством Украины. (Часть первая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006 ) Минеральные воды, лечебные грязи, принадлежащих к природным лечебных ресурсов, добываемых в объемах, лимит которых утверждается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальным медицинским (бальнеологическим) заключением, который определяет кондиционный состав полезных и вредных для человека компонентов. {Часть вторая статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Медицинский (бальнеологический) заключение предоставляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения. {Часть третья статьи 19 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Добыча, подготовка, переработка и использование подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов, осуществляются согласно утвержденными проектами и установленным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр квотами. {Часть четвертая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Ответственность за несоблюдение утвержденными проектами условий и установленных квот возлагается на субъект предпринимательской деятельности, получивший в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр специальное разрешение на использование недр с целью эксплуатации месторождений полезных ископаемых. {Часть пятая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Раздел IV ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕНИЯ И обслуживания на курортах Статья 20. Организация лечения на курортах Организация лечения на курортах направляется на обеспечения граждан природными лечебными ресурсами и осуществляется в соответствии с научно обоснованных методик, что разрабатываются для каждого вида (типа) природных лечебных ресурсов и утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Направление больных на лечение в санаторно-курортные учреждения, независимо от их формы собственности и ведомственного подчинения, проводится в соответствии с медицинскими показаниями. Статья 21. Организация обслуживания на курортах Организация обслуживания на курортах осуществляется санаторно-курортными учреждениями различных форм собственности, созданными в установленном законодательством Украины порядке, и направляется на обеспечение условий для полноценного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний путем принятия гражданами лечебных процедур, а также обеспечение надлежащих условий их проживания, питания, получения культурно-бытовых услуг. В случае возникновения у граждан, прибывших на курорт, острых инфекционных и других заболеваний, а также резкого ухудшения здоровья амбулаторная и стационарная медицинская помощь им оказывается < br> учреждениями здравоохранения по месту расположения курорта в порядке, установленном законодательством Украины. Порядок госпитализации граждан, которые находятся на курортах, устанавливается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения. Статья 22. Санаторно-курортные учреждения Санаторно-курортные учреждения - это учреждения здравоохранения, расположенные на территориях курортов и обеспечивают представление гражданам услуг лечебного, профилактического и реабилитационного характера с использованием природных лечебных ресурсов. Санаторно-курортные учреждения создаются в порядке, предусмотренном статьей 16 Основ законодательства Украины об охране здоровья ( 2801-12 ) и другими нормативно-правовыми актами. Перечень видов санаторно-курортных учреждений утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Направления специализации санаторно-курортных учреждений определяются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения с учетом лечебных свойств природных лечебных ресурсов курортов. Типовое положение о санаторно-курортное учреждение утверждается Кабинетом Министров Украины. Раздел V ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУРОРТОВ Статья 23. Экономические меры обеспечения организации и функционирования курортов Экономические меры обеспечения организации и функционирования курортов предусматривают: ведения Государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украине, осуществления их экономической оценки; разработку и осуществление программ сохранения и развития курортной отрасли Украины и обеспечения ее государственной поддержки; налоговые, таможенные, кредитные льготы, предоставляемые в порядке, установленном законом, и направлены на содействие сохранению и развития курортов; применение специальных платежей и сборов, обеспечения в установленном законодательством порядке компенсации убытков, причиненных вследствие нарушения законодательства о курортах; материальное и финансовое обеспечение курортной отрасли. Статья 24. Экономическое обоснование развития курорта и экономическая оценка его природных лечебных ресурсов Экономическое обоснование развития курорта и экономическая оценка его природных лечебных ресурсов осуществляются в соответствии до Государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украины на основе специальных методик, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Статья 25. Финансовое обеспечение курортов Финансирование курортов государственного и местного значения, включая развитие транспорта, систем водоснабжения и канализации, телерадиовещания и связи, энергообеспечения, проведение природоохранных мероприятий, осуществляется согласно государственных и местных программ за счет источников, предусмотренных законом Украины. Для этой цели могут также привлекаться средства внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан. Статья 26. Приватизация санаторно-курортных учреждений Приватизация санаторно-курортных учреждений, находящихся на территориях курортов государственного значения, используют природные лечебные ресурсы указанных территорий и на момент принятия настоящего Закона находятся в государственной или коммунальной собственности, запрещается. Приватизация специальных санаторно-курортных учреждений (детских, кардиологических, пульмонологических, гинекологических, для лечение граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, для лечения больных туберкулез, больных с травмами и болезнями спинного мозга и позвоночника), находящихся на территориях курортов местного значения, используют природные лечебные ресурсы указанных территорий и на момент принятия этого Закона находятся в государственной или коммунальной собственности, запрещается. Приватизация других санаторно-курортных учреждений, находятся или создаются на территориях курортов местного значение и используют природные лечебные ресурсы указанных территорий, может осуществляться в порядке, установленном законами по вопросам приватизации, при условии сохранения профиля объектов приватизируются. Раздел VI санитарной охраны курорта Статья 27. Цель санитарной охраны курортов Целью санитарной охраны курортов является сохранение естественных свойств имеющихся лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, повреждения и преждевременное истощение этих ресурсов. С этой целью в пределах курорта устанавливается округ санитарной (горно-санитарной) охраны. Статья 28. Понятие округа санитарной охраны Округ санитарной охраны - это территория земной поверхности, внешний контур которой совпадает с границей курорта. В рамках этой территории запрещаются любые работы, приводящие к загрязнения почвы, воздуха, воды, причиняющих вред лесу, другим зеленым насаждениям, способствуют развитию эрозионных процессов и негативно влияют на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние природных территорий курортов. Для курортов, которые используют месторождения полезных ископаемых, относящихся к природных лечебных ресурсов (подземные минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно- санитарной охраны. При использовании связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных ресурсов несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны . Статья 29. Порядок установления границ и режима округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Границы округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения утверждаются Верховной Радой Украине одновременно с принятием решения об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значение. Границы округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов местного значения утверждаются соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольским городскими советами одновременно с принятием решения об объявлении природных территорий курортными территориями местного значения. Режимы округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения ( 1092-2010-п , 898-2012-п ) утверждаются Кабинетом Министров Украины, а курортов местного значения - Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями соответствии со статьями 31, 32 и 33 настоящего Закона. Статья 30. Зоны округа санитарной охраны Округ санитарной охраны делится на три зоны: первая зона (зона строгого режима) вторая зона (зона ограничений); третья зона (зона наблюдений). Установление границ зон санитарной охраны осуществляется в порядка разработки проектов землеустройства. Статья 31. Первая зона (зона строгого режима) Первая зона (зона строгого режима) охватывает места выхода на поверхность минеральных вод, территории, на которых расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, лиманы, вода которых < br> используется для лечения, пляжи, а также прибрежную полосу моря и прилегающую к пляжам территорию шириной не менее 100 метров. На территории первой зоны (зоны строгого режима) запрещается: пользование недрами, не связанное с использованием природных лечебных ресурсов, распашка земель, осуществление любой хозяйственной деятельности, а также другие действия, которые влияют или < br> могут повлиять на развитие опасных геологических процессов, на природные лечебные факторы курорта и его экологический баланс; прокладки кабелей, в том числе подземных кабелей высокого напряжения, трубопроводов, других коммуникаций; сооружение любых зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта; сброс дренажно-сбросных и сточных вод; устройство стоянок автомобилей, пунктов их обслуживания (ремонт, мойка и т.п.); устройство выгребов (накопителей) сточных вод, полигонов жидких и твердых отходов, полей фильтрации и других сооружений для приема и обезвреживания сточных вод и жидких отходов, а также < br> кладбищ и скотомогильников; проезд автотранспорта, не связан с обслуживанием этой территории, использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью; постоянное и временное проживание граждан (кроме лиц, которые непосредственно обеспечивают использование лечебных факторов). На территории первой зоны (зоны строгого режима) разрешается осуществлять деятельность, связанную с использованием природных лечебных факторов, на основании научно обоснованных выводов и результатов государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертиз выполнять берегоукрепительные, противооползневые, противообвальные, протикарстови и противоэрозионные работы, строить волнорезы, буны и другие гидротехнические сооружения, а также устраивать причалы. Застройка этой территории (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и благоустройство объектов градостроительства) осуществляется в соответствии с законодательством, государственных стандартов и норм , утвержденной градостроительной документации. Статья 32. Вторая зона (зона ограничений) Вторая зона (зона ограничений) включает: территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месту выхода на поверхность минеральных вод или в месторождения лечебных грязей, к минеральных озер и лиманов, мест неглубокой циркуляции минеральных и пресных вод, которые формируют минеральные источники; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой находятся санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и предназначенная для строительства таких заведений; парки, леса и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения требований природоохранного законодательства и правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести < br> к ухудшению природных лечебных факторов курорта. На территории второй зоны (зоны ограничений) запрещается: строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, прибывающих на курорт; проведения горных и других видов работ, не связанных с непосредственным благоустройством территории; сооружения поглощающих колодцев, создание полей подземной фильтрации; загрязнение поверхностных водоемов при осуществлении любых видов работ; устройство свалок, навозохранилищ, кладбищ, скотомогильников, а также накопителей жидких и твердых отходов производства, других отходов, приводящих к загрязнению водоемов, почвы, грунтовых вод, воздуха; размещение складов пестицидов и минеральных удобрений; осуществление промышленной вырубки зеленых насаждений, а также любое другое использование земельных участков и водоемов, может привести к ухудшению их природных лечебных факторов; сброс в водные объекты мусора, сточных, подсланевых и балластных вод, утечки таких вод и других веществ из транспортных (плавучих) средств и трубопроводов. Все многоквартирные дома в пределах второй зоны (зоны ограничений) должны иметь водопровод и канализацию. Туалеты в частных домах в обязательном порядке должны быть оборудованы водонепроницаемыми выгребами. Территории животноводческих ферм асфальтируются и по периметру ограждаются и оборудуются водоотводными канавами с водонепроницаемыми отстойниками для поверхностных вод. При въезде на территорию ферм строятся капитальные санпропускники с дезинфицирующими барьерами. В случае массового распространения опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесах и других зеленых насаждениях по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой допускается использование нетоксичных для человека и таких, быстро разлагающиеся в окружающей среде, пестицидов. Статья 33. Третья зона (зона наблюдений) Третья зона (зона наблюдений) охватывает всю сферу формирования и потребления гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения вокруг курорта, а также территории, хозяйственное использование которых без соблюдения установленных для округа санитарной охраны курорта правил может неблагоприятно влиять на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, ландшафтно-климатические условия курорта, на его естественные и лечебные факторы. На территории третьей зоны (зоны наблюдений) запрещается: строительство предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых может негативно влиять на ландшафтно-климатические условия, состояние воздуха, почвы и вод курорта; спуск на рельеф неочищенных промышленных и бытовых сточных вод, проведения рубок зеленых насаждений (кроме санитарных рубок). Третья зона (зона наблюдений) является одновременно границей округа санитарной охраны курорта и на ее территории разрешается проведения видов работ, которые не влияют отрицательно на лечебные и природные факторы курорта, не ухудшать его ландшафтно-климатических, экологических и санитарно-гигиенических условий. Статья 34. Санитарная охрана водопроводов и источников водоснабжения населенных пунктов Санитарная охрана водопроводов и источников водоснабжения населенных пунктов в пределах округа санитарной охраны курорта осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины. Раздел VII мониторинг и кадастр ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КУРОРТОВ Статья 35. Мониторинг природных территорий курортов С целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей среды и природных лечебных ресурсов, прогнозирование их изменений под влиянием хозяйственной деятельности, а также разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений создается система государственного мониторинга природных территорий курортов. Мониторинг природных территорий курортов является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украине. Статья 36. Государственный кадастр природных территорий курортов Украины Государственный кадастр природных территорий курортов Украины является системой сведений о правовом статусе, принадлежности, режим, географическое положение, площадь, запасы природных лечебных ресурсов, качественные характеристики этих территорий, их лечебное, профилактическую, реабилитационную, природоохранную, научную, рекреационную и иную ценность. Государственный кадастр природных территорий курортов Украины создается и ведется центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере курортов в порядке ( 562-2001-п ), установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере деятельности курортов . {Часть вторая статьи 36 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 37. Государственный кадастр природных лечебных ресурсов Украины Государственный кадастр природных лечебных ресурсов Украины является системой сведений о количестве, качестве и другие важные с точки зрения лечения и профилактики заболеваний человека характеристики всех природных лечебных ресурсов , что выявлены и подсчитаны на территории Украины, а также возможные объемы, способы и режимы их использования. Государственный кадастр природных лечебных ресурсов Украины создается и ведется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения . {Часть вторая статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Раздел VIII ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ В сфере деятельности курортов, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ Статья 38. Органы, осуществляющие управление в сфере деятельности курортов Управление в сфере деятельности курортов осуществляют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере деятельности курортов, центральный орган исполнительной власти , который реализует государственную политику в сфере курортов, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. {Статья 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 39. Полномочия Кабинета Министров Украины К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности курортов относятся: 1) реализация государственной политики в сфере деятельности курортов; 2) обеспечение разработки и выполнения государственных программ и прогнозов развития курортов; 3) установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами; {Пункт 4 исключен на основании Закона N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 5) утверждение режима округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов государственного значения; 6) проведение государственной экспертизы государственных программ развития курортов и генеральных планов курортов, имеющих государственное значение, и их утверждение; 7) утверждение порядка ведения мониторинга природных территорий курортов; {Пункт 7 статьи 39 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} 8) утверждение типового положения о санаторно-курортном заведение; 9) решение других вопросов в сфере деятельности курортов соответствии с законами Украины. Статья 40. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере курортов и других центральных органов исполнительной власти К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере курортов относятся: 1) реализация государственной политики в сфере деятельности курортов; 2) разработка проектов общегосударственных программ и прогнозов развития курортов; 3) координация деятельности курортных учреждений (независимо от форм собственности), связанной с использованием лечебных ресурсов, а также деятельности предприятий, учреждений и организаций, которые < br> обслуживают курорты; 4) участие в создании Государственного кадастра природных лечебных ресурсов Украины; 5) организация научных исследований с целью расширения курортного потенциала государства и повышения эффективности его использования; 6) осуществление контроля за соблюдением государственных стандартов в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха; 7) ведения Государственного кадастра природных территорий курортов Украины; 8) решение других вопросов в сфере деятельности курортов соответствии с законами Украины. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в формировании и реализации государственной политики Украины в сфере деятельности курортов в пределах своей компетенции, определенной законами. {Часть вторая статьи 40 с изменениями, внесенными Законом N 5460-VI ( 5460-17 ) от 16.10.2012} Статья 41. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности курортов К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности курортов соответственно принадлежат: 1) реализация общегосударственных и местных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов; 2) осуществление контроля за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, природных территорий курортов и прилегающих к ним округов санитарной охраны; 3) утверждение режима округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов местного значения; 4) решение других вопросов в сфере деятельности курортов соответствии с законами Украины. Статья 42. Полномочия органов местного самоуправления в сфере деятельности курортов К полномочиям органов местного самоуправления в сфере деятельности курортов относятся: 1) утверждение местных программ развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов; 2) управление курортами местного значения в соответствии с закона; 3) согласование выдачи разрешений на пользование природными лечебными ресурсами государственного значения; 4) выдача разрешений на пользование природными лечебными ресурсами местного значения; 5) осуществление контроля за использованием природных лечебных ресурсов; 6) внесение в соответствующие органы исполнительной власти ходатайств об объявлении природных территорий курортными; 7) объявления природных территорий курортными территориями местного значения; 8) решение других вопросов в сфере деятельности курортов соответствии с законами Украины. Раздел IX ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУРОРТЫ Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства о курорты Лица, виновные в нарушении требований законодательства о курортах, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность согласно законам Украины. Раздел X МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 44. Участие Украины в международном сотрудничестве Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, природных территорий курортов соответствии с нормами международного права. Статья 45. Международные договоры Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, содержащиеся в законодательстве Украины о природных лечебных ресурсы и природные территории курортов, применяются правила международного договора. Раздел XI Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. До приведения законов, других нормативно-правовых актов в соответствие с нормами настоящего Закона они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 3. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по внесении изменений в законы Украины, вытекающие из настоящего Закона; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины принятых ими нормативно-правовых актов, не соответствующих требованиям этого Закона.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 5 октября 2000 N 2026-III
|
|