З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1997, N 50, ст. 302) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2680-III ( 2680 -14 ) от 13.09.2001, ВВР, 2002, N 2, ст.5 N 3056-III ( 3056 - 14 ) от 07.02.2002, ВВР, 2002, N 29, ст.200 N 214-IV ( 214-15 ) от 24.10.2002, ВВР, 2002, N 50, ст.368 N 676-IV ( 676-15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 28, ст.214} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 6-рп/2004 ( v006p710-04 ) от 16.03.2004} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV ( 2505 -15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.18} {Дополнительно см.. Закон N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10 - 11, ст.96} {Дополнительно см.. ст.97, 98 Закона N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66} {С изменениями, внесенными Законом N 1000-V ( 1000 -16 ) от 03.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.441} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 6-рп/2007 ( v0a6p710-07 ) от 09.07.2007} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2856-VI ( 2856 -17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 5463-VI ( 5463 - 17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические, организационные основы государственной поддержке средств массовой информации и социальной защиты журналистов. Как составная часть законодательства Украины о свободе слова и информационную деятельность этот Закон усиливает систему правового регулирования в информационной сфере. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия и термины Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, имеют следующее значение: государственная поддержка средств массовой информации - совокупность правовых, экономических, социальных, организационных и других мероприятий государственного содействия укреплению и развитию информационной отрасли, ее инфраструктуры; < br> государственное средство массовой информации: а) государственная теле-и радиовещательная организация (статья 12 Закона Украины "О телевидении и радиовещании") ( 3759-12 ); б) государственное информационное агентство (статьи 7 и 8 Закона Украины "Об информационных агентствах") ( 74/95-ВР ); в) печатное средство массовой информации, учредителем (соучредителем) которого является орган государственной власти, а издание осуществляется на базе или при участии государственной собственности и соответствующего финансирования из Государственного бюджета Украины или бюджета Автономной Республики Крым и уставом (программными целями) редакции которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельность этого органа и вышестоящих органов государственной власти; коммунальное средство массовой информации - аудиовизуальное или печатное средство массовой информации, созданное органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с местной государственной администрацией как учредителем (соучредителем ) на базе или при участии коммунальной собственности и соответствующего финансирования из местного бюджета и уставом (программными целями, программной концепцией) редакции (юридического лица) которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельности < br> этого органа и вышестоящих органов государственной власти; районная, городская газета - коммунальная или другая местная газета, которая выдается и распространяется соответственно на территории района (кроме района в городе) или города; общая для района и города, где размещается районный центр, - горрайонная; районное, городское, горрайонное телерадиовещание - теле-и радиовещания, осуществляемое коммунальными районными, городскими или районными (общими для района и города) теле-и радиовещательными организациями; журналист - творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается подготовкой информации для средств массовой информации, выполняет редакционно-должностные служебные обязанности в средстве массовой информации (в штате или на внештатных началах) соответствии с профессиональными названиями должностей (работы) журналиста, указываются в государственном классификаторе профессий Украины ( v0257217-95 , va257217-95 , vb257217-95 ); средство массовой информации рекламного характера - средство массовой информации, в котором реклама превышает: 40 процентов объема одного номера печатного издания, 15 процентов - общего объема речи теле-и радиоорганизации; средство массовой информации эротического характера - средство массовой информации, в котором систематически эксплуатируется интерес к сексу, а сексуальная тематика является ведущей; себестоимость изготовления одного экземпляра подписного издания - любые прямые материальные и общепроизводственные расходы, связанные с созданием печатных периодических средств массовой информации (изданий) , без учета цветности печати издания и расходов на оформление подписки, доставку подписчикам печатных периодических изданий или любых других расходов распространителя. (Часть первая статьи 1 дополнена абзацем Закону N 214-IV ( 214-15 ) от 24.10.2002) < br> Другие понятия и термины употребляются в настоящем Законе в значениях, определенных законодательством Украины. Статья 2. Сфера действия Закона Определенные настоящим Законом нормы государственной поддержки применяются ко всем средствам массовой информации, которые действуют соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), независимо от их идеологического и политического направления и от форм собственности, кроме средств массовой информации, указанных в части третьей настоящей статьи. Нормы настоящего Закона распространяются также на телерадиоцентры и предприятия полиграфии и связи в той мере, насколько они обеспечивают деятельность этих средств массовой информации. (Часть второй статьи 2 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001) Не применяются нормы государственной поддержки к средствам массовой информации: рекламного характера; эротического характера; основанных при участии юридических или физических лиц, в сферу деятельности которых входят производство и поставка бумаги, полиграфического оборудования, технических средств вещания; основанных в Украине международными организациями или при участии юридических или физических лиц других государств, лиц без гражданства; в которых более 50 процентов общего объема выпуска составляют материалы зарубежных средств массовой информации. Нормы социальной защиты в соответствии с настоящим Законом применяются к журналистам и, в пределах, определенных его отдельными статьями, приравненных к ним других творческих работников указанных средств массовой информации. Обеспечение реализации норм этого Закона, включая определение порядка регулирования и предоставления государственной поддержки средствам массовой информации, введение с этой целью соответствующих тарифов и создания благоприятных условий развития , методики и порядка регулирования заработной платы, охраны труда и социальной защиты журналистов, осуществления других мероприятий возлагается на Кабинет Министров Украины.
Р а з д е л II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 3. Основания и условия предоставления государственной адресной поддержки средствам массовой информации Государственная адресная поддержка предоставляется исключительно средствам массовой информации для детей и юношества, для инвалидов, специализированным научным изданием, которые издаются научными учреждениями и учебными заведениями не ниже третьего уровня аккредитации, и средствам массовой информации, которые целенаправленно способствуют развитию языков и культур национальных меньшинств Украины, а также периодическим изданием литературно-художественного направления. {Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005, N 1000-V ( 1000-16 ) от 03.05.2007} Государственная поддержка средства массовой информации прекращается в случае установления судом нарушений средством массовой информации требований Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), фактов злоупотребления свободой деятельности средств массовой информации, наносит материальный и морального вреда юридическим и физическим лицам. Восстановление государственной поддержки возможно только после исполнения судебного решения в полном объеме и не ранее чем через год после ее прекращения. (Статья 3 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 a >) от 13.09.2001) Статья 4. Организация финансово-экономической и иной государственной поддержке средств массовой информации Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется путем протекционистской политики снижения потребительской стоимости информационной продукции, включая налоговое, тарифное, таможенное, валютное и хозяйственное регулирование, возмещение убытков , оказания финансовой помощи. Необходимые для финансовой помощи средства определяются в Государственном бюджете Украины отдельной строкой и обслуживаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств . {Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Определенные для финансовой помощи средства используются прежде всего для возмещения разницы между расчетным (за себестоимости) и фиксированным (статья 9 данного Закона) тарифом на доставку печатных средств массовой информации подписчикам. Средства, остающиеся после этого, используются для предоставления: дополнительной экономической поддержки (дотации) районным, городским и городским газетам, районном, городском и районном телерадиовещанию; финансовой помощи средствам массовой информации для детей и юношества и специализированным научным изданием, выдаваемых научными учреждениями и учебными заведениями не ниже третьего уровня аккредитации, а также периодическим изданием литературно-художественного направления; (Абзац третий части третьей статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005) экономической поддержки телерадиоцентра и полиграфическим предприятиям и предприятиям связи в соответствии с требованиями статьи 2 настоящего Закона. Распределение средств, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, осуществляется Кабинетом Министров Украины. (Статья 4 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 a >) от 13.09.2001) Статья 5. Налоговое, таможенное, валютное, тарифное регулирование От налога на добавленную стоимость освобождаются согласно Налогового кодекса Украины ( 2755-17 ) операции по продаже (подписки) и доставки (на всех ее этапах - от редакции к подписчика) периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства. {Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} Льготное налогообложение редакций (юридических лиц) средств массовой информации применяется согласно Налоговому кодекса Украины ( 2755-17 ). {Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} Редакции (юридические лица) средств массовой информации освобождаются от: обязательной продажи валютной выручки, полученной от экспорта информационной продукции, при использовании этой выручки на приобретение оборудования и материалов, необходимых для дальнейшего производства новой информационной продукции; уплаты пошлины за экспорт информационной продукции. Не подлежат обложению ввозной пошлиной оборудование и материалы, предназначенные для собственной информационной деятельности средств массовой информации, производства и распространения их информационной продукции, если такое оборудование и материалы не производятся в Украине. В случае невозможности установить назначение товара при его перемещении через таможенную границу Украины взысканное за него пошлину возмещается средствам массовой информации, телерадиоцентра и предприятиям полиграфии после документального подтверждение в специально определенном порядке использования его для собственной информационной деятельности, распространения телевизионных и радиопрограмм. Размер платы за землю государственными предприятиями связи, занимаются распространением печатной продукции, теле-и радиопрограмм, не может превышать размера платы за землю заведениями культуры. (Часть пятая статьи 5 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001) < br> Редакции (юридические лица) средств массовой информации, соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона, имеют право на льготные кредиты для развития этих средств массовой информации и решения " Обязательства социальных проблем их трудовых коллективов. Статья 6. Регулирование финансово-хозяйственной деятельности Средствам массовой информации в установленном порядке передаются в бессрочную аренду помещения общегосударственной и коммунальной собственности, которыми они пользуются для осуществления производственной деятельности. За неуплату редакцией государственного или коммунального печатного средства массовой информации арендной платы и платы за коммунальные услуги ответственность берет на себя орган государственной власти или местного самоуправления - основатель (соучредитель) этого средства массовой информации, которое может: оплатить задолженность самостоятельно или совместно с другими соучредителями и редакцией; передать соответствии с определенным законодательством порядке приватизации в собственность трудового коллектива редакции по его согласия занимаемые ею помещения, имеющееся оборудование и технические средства. Государственные и коммунальные телерадиоорганизации, редакции государственных и коммунальных периодических изданий и периодических изданий, основанных объединениями граждан, государственными научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями , трудовыми и журналистскими коллективами, предприятия связи, которые распространяют, пользуются арендой и услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи в порядке и по тарифам, установленным для бюджетных организаций. (Часть третья статьи 6 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001) Статья 7. Дополнительная государственная экономическая поддержка районных, городских и горрайонных газет, районного, городского, районного телерадиовещания Дополнительная государственная экономическая поддержка (дотация) районных, городских и горрайонных газет и районного, городского и горрайонного телерадиовещания осуществляется согласно статье 4 этого Закона и по счет средств и протекционистских мер органов местного самоуправления и местных государственных администраций на основании учредительных договоров или конкретных соглашений соответствии с законодательством. Средства на дотацию направляются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по делам прессы и информации и областным государственным администрациям для распределения согласно количества средств массовой информации, которым эта дотация назначается. {Часть вторая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 5463-VI ( 5463-17 ) от 16.10.2012} Дотация ежегодно распространяется на местные газеты в каждом районе и городе и коммунальные районные, городские и горрайонные телерадиоорганизации. Дотация выделяется в зависимости от финансовых возможностей государства, органов местного самоуправления и местных государственных администраций. Использование дотации редакциями газет и телерадиоорганизациями не по целевому назначению влечет сокращение финансирования на соответствующую сумму в текущем финансовом году или лишение права на дополнительную экономическую помощь в следующем финансовом году. Статья 8. Другие формы поддержки районных, городских и горрайонных газет, районного, городского, районного телерадиовещания Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в соответствии с законодательством обеспечивают: полное выполнение собственных финансовых обязательств как учредителей (соучредителей) средств массовой информации перед их редакциями (юридическими лицами); проведение мероприятий, направленных на полное выполнение финансовых обязательств другими учредителями (соучредителями) районных, городских и горрайонных средств массовой информации. Невыполнение финансовых обязательств кем-либо из основателей (соучредителей) является основанием для судебного разбирательства. При любых условиях структурной перестройки экономики и в процессе приватизации помещения и имущество типографий, телерадиообладнання, другая материально-техническая база районных, городских и горрайонных газет и телерадиоорганизаций, действующих информационно-производственных комплексов (центров) используются исключительно по прямому назначению. Перепрофилирование этих объектов информационной деятельности запрещается. Статья 9. Распространение информационной продукции Распространением печатной и аудиовизуальной информационной продукции занимаются государственные, коммунальные, частные и других форм собственности организации, которые имеют для этого надлежащую материально-техническую базу и другие возможности и зарегистрированы соответствии с законодательством. (Положения части второй статьи 9 признано конституционным согласно решению Конституционного Суда N 6-рп/2004 ( v006p710-04 ) от 16.03.2004) Тариф на оформление подписки и доставку подписчикам печатных периодических изданий должен составлять не более 40 процентов себестоимости изготовления одного экземпляра подписного издания. (Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3056-III ( 3056-14 ) от 07.02.2002, N 214-IV ( 214-15 ) от 24.10.2002) Ответственность за некачественное и несвоевременное доведение до потребителей аудиовизуальной информации, некачественную и несвоевременную доставку подписных изданий, их повреждения и непоступления за подписной адресу, другие недостатки в процессе распространения информационной продукции несут организации-распространители.
Р а з д е л III ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 10. Государственная и негосударственная собственность в сфере информационной деятельности В Украине в информационной сфере функционируют субъекты всех форм собственности. Экономической основой и гарантом направления информационной деятельности на содействие развитию общества и государства, защиты национальных интересов Украины, решению социально-экономических проблем, духовно- культурному обогащению народа есть государственная и коммунальная собственность. Средства массовой информации и предприятия различных форм собственности, которые обеспечивают информационную деятельность, является равноправными. Монополизация рынков в сфере информационной деятельности не допускается. Негосударственная собственность в сфере информационной деятельности образуется и развивается путем создания новых организаций, строительства новой материально-технической базы и приобретение необходимого оборудования и оборудования за счет негосударственного финансирования, а также путем приватизации отдельных объектов. Допускается долевое участие, финансовая поддержка негосударственных организаций, физических лиц в создании новых объектов с участием государственного финансирования на основании соглашений, заключенных с государственными органами , при сохранении этих объектов под государственным управлением и обеспечении имущественных и организационно-творческих прав дольщиков. Статья 11. Особенности приватизации в сфере информационной деятельности Не подлежат приватизации СМИ и предприятия, которые обеспечивают информационную деятельность, если они признаются Верховной Радой Украины ведущими в сфере информационной деятельности. Не могут быть приватизированы имущество редакций печатных периодических изданий органов государственной власти, теле-и радиоорганизаций, информационных агентств, объекты материально-технического обеспечения связи 'связи, передачи электронной информации и полиграфические предприятия общегосударственного значение. Органам местного самоуправления (владельцам) разрешается в процессе приватизации с учетом конкретных обстоятельств и позиции трудовых коллективов коммунальных средств массовой информации и полиграфических предприятий, их общих интересов и фактического вклада в создание объектов, которые приватизируются, применять нормы как Закона Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)" ( 2171-12 ), так и Закона Украины " О приватизации имущества государственных предприятий "( 2163 - 12 ) с допущением продажи трудовым коллективам имущества предприятий по их балансовой стоимости, продажи акций и создание открытых акционерных обществ, других благоприятных для информационной сферы форм и условий приватизации.
Р а з д е л IV ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ журналистов и особенности трудовых отношений Статья 12. Особенности социальной защиты журналистов с учетом специфики журналистской деятельности Основаниями применения отдельных и особых норм социального защиты журналистов есть такие специфические черты и условия журналистской деятельности: творческий характер, интенсивность интеллектуального труда, ее нерегулируемая продолжительность в условиях жесткой регламентации редакционного и технологического цикла подготовки и выпуска изданий и программ; общественно влиятельное по результатам значение работы, высокая социальная ответственность за свой труд и его результаты; постоянно значительное морально-психологическую нагрузку и напряженность, выполнение служебных обязанностей и реализация творческих планов в стрессовых ситуациях; систематическое пребывание в командировках и разъездах, включая командировки в места чрезвычайных событий, профессиональная творческая деятельность в экстремальных условиях, выполнения специальных задач с риском для здоровья и жизни; необходимость осуществлять собственный творческий поиск новой нужной информации и ее источников, наличие объективных и субъективных трудностей и препятствий в добывании информации; проявления морально-психологического давления, угрозы и непосредственные угрожающие действия против журналиста в связи с выполнением им служебных обязанностей. Профессиональные названия служебных должностей (работы) журналистов включаются в государственный классификатор профессий Украины, тарифно-квалификационные характеристики этих должностей (работы) - до нормативного акта, который предназначен для регулирования оплаты и охраны труда. Стаж работы журналиста в государственных и коммунальных средствах массовой информации засчитывается в стаж государственной службы, а стаж государственной службы засчитывается в стаж работы журналиста в государственном или коммунальном средстве массовой информации. (Статью 12 дополнена частью третьей согласно Закону N 3056-III ( 3056-14 ) от 07.02.2002 ) Статья 13. Охрана труда Охрана труда журналистов осуществляется по определенным законодательством Украины правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими, санитарно-гигиеническими и лечебно-профилактическими нормами. Журналистам гарантируются права на охрану труда, льготы и компенсации за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, на медицинские осмотры, социальное страхование, на всестороннее расследование несчастных случаев, смерти и вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, и права на соответствующие возмещения на основании и по нормам Закона Украины "Об охране труда" ( 2694-12 ) при обязательном учете в коллективных договорах особых и специфических черт журналистской деятельности и введении соответствующих мер. Журналисты имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 36 календарных дней и санаторно-курортное лечение за счет собственников (учредителей, соучредителей) средств массовой информации. Возмещение, поощрения и льготы журналистам, которые выполняют (выполняли) служебные обязанности в опасных для жизни и здоровья условиях, обеспечиваются владельцами (учредителями, < br> соучредителями) средства массовой информации. Статья 14. Зарплата Заработная плата журналистов регулируется законодательством Украины с учетом специфических черт и условий журналистской деятельности, определенных статьей 12 этого Закона. К заработной плате журналиста включаются должностной оклад, установленные нормативными актами надбавки, доплаты, авторский гонорар, премии. Размер заработной платы журналиста определяется отраслевыми и региональными соглашениями с профсоюзами, коллективными договорами с учетом источников финансирования на основании законов, других нормативно-правовых актов Украины. Журналисты государственных и коммунальных средств массовой информации получают надбавки, пользуются льготами, предусмотренными для государственных служащих соответствующих категорий должностей. (Часть четвертая статьи 14 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001, N 3056 - III ( 3056-14 ) от 07.02.2002) Заработная плата руководителя редакции печатного средства массовой информации, руководителя телерадиоорганизации не может быть ниже заработной платы заместителя руководителя органа государственной власти, является учредителем (соучредителем ) этого средства массовой информации. В случаях, когда учредителем (соучредителем) средства массовой информации является орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, заработная плата руководителя редакции печатного средства массовой информации, руководителя телерадиоорганизации не может быть ниже от заработной платы заместителя руководителя секретариата (аппарата) соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. В случае отсутствия должности заместителя руководителя секретариата (аппарата) соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления заработная плата руководителя редакции печатного средства массовой информации, руководителя телерадиоорганизации не может быть ниже заработной платы руководителя секретариата (аппарата) органа государственной власти, который является учредителем (соучредителем) средства массовой информации. (Часть пятая статьи 14 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09. 2001, N 3056-III ( 3056-14 ) от 07.02.2002) приравнивание размера заработной платы журналиста государственного или коммунального средства массовой информации к средней заработной платы работника соответствующей квалификации и должностного уровня органа государственной власти или органа местного самоуправления, который является учредителем (соучредителем) средства массовой информации, осуществляется по методике и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины. (Часть шестая статьи 14 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001, N 3056 - III ( 3056-14 ) от 07.02.2002) Статья 15. Порядок командировки журналистов в места чрезвычайных происшествий и условия их деятельности в этих командировках Редакции (юридические лица) средств массовой информации могут отправлять журналистов для выполнения профессиональных задач в места происшествий при условии гарантирования возмещения, обязательных выплат и льгот, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, других возмещений и выплат в соответствии с законодательством об охране труда и социальную защиту граждан. К журналистам по условиям и нормам этой статьи, статей 12 и 13 настоящего Закона приравниваются кино-и телеоператоры, режиссеры и другие работники средств массовой информации, если они по необходимости входят в состав командированных творческих групп. В случае невозможности обеспечения определенных в таких случаях гарантий средства массовой информации не имеют права отправлять работников в места чрезвычайных событий без их согласия. Средства массовой информации обязаны обеспечивать командированных журналистов и других работников надлежащими документами, знаковыми, сигнальными и другими средствами обозначения лица представителя прессы. Работая в местах вооруженных конфликтов, совершения террористических актов, при ликвидации опасных преступных групп, журналист (участник творческой группы) обязан соблюдать требования по неразглашении планов специальных подразделений, сведений, составляющих тайной следствия, не допускать фактической пропаганды действий террористов и других преступных групп, их поступков и заявлений, специально инспирированных для средств массовой информации, не выступать в роли арбитра, не вмешиваться в инцидент, не создавать искусственной психологического напряжения в обществе. За нарушение этих требований журналист (участник творческой группы) несет ответственность согласно законодательству Украины. Статья 16. Пенсионное обеспечение {Установить, что в 2007 году работающим пенсионерам, на которых распространяется действие настоящего Закона, досрочно назначена пенсия по возрасту (с учетом подпункта "г" пункта 1 статьи 26 Закона Украины "О занятости населения" ( 803-12 ), пункту "в" части второй статьи 12 Закона Украины "Об общих принципах дальнейшей эксплуатации и снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразования разрушенного четвертого энергоблока этой АЭС в экологически безопасную систему" ( 309-14 ) и статьи 21 Закона Украины ( 3721-12 ) "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине") в до достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством для соответствующей категории лиц, не выплачивается согласно Закону N 489 -V ( 489-16 ) от 19.12.2006 дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 6-рп/2007 ( v0a6p710-07 ) от 09.07.2007} {Установить, что в 2007 году пенсия по возрасту в соответствии с настоящим Законом назначается только при достижении пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ( 1058-15 ) согласно Закону N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006} {Установить, что с 1 января 2007 года максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи < br> и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсий, установленных законодательством), назначенных (перечисленных) в одах в соответствии с настоящим Законом не может превышать 12 минимальных размеров пенсии по возрасту , установленной абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "О общеобязательном государственном пенсионном страховании" ( 1058-15 a >), а по другим категориям пенсионеров размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных (перечисленных) в 2007 году, не может превышать 10 тысяч гривен в месяц согласно Законом N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006} (Установить, что размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за < br> особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством), назначенных в 2006 году в соответствии с настоящим Законом, не может превышать 12 минимальных пенсий по возрасту, установленной абзацем первым части первой статьи 28 закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ( 1058-15 ), согласно Закону N 3235 -IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005) (Установить, что в 2006 году досрочно назначена пенсия по возрасту с учетом подпункта "г" пункта 1 статьи 26 Закона Украины "О занятости населения" ( 803-12 a >) в период до достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством для соответствующей категории лиц, работающим пенсионерам, на которых распространяется действие этого Закона, не выплачивается согласно Закону N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005) Пенсионное обеспечение работников средств массовой информации осуществляется в соответствии с принципами и нормами, установленными пенсионным законодательством Украины. При начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются нормы, методика и порядок начисления пенсии государственному служащему. (Часть вторая статьи 16 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001, N 3056-III ( 3056-14 ) от 07.02.2002) (Часть третья статьи 16 исключен на основании Закона N 3056-III ( 3056-14 ) от 07.02.2002) В случае ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в местах чрезвычайных событий, журналист или приравненный к нему работник имеет право на назначение досрочной пенсии по возрасту в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ( 1058-15 a >), но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), за наличии страхового стажа не менее 25 лет - для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. (Часть четвертая статьи 16 в редакции Закона N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005) Статья 17. Ответственность за посягательство на жизнь и здоровье журналиста, другие действия против него и ответственность журналиста за нанесенный им моральный (неимущественный) вред Ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствование его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительного органа. Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе. В случае возмещения, согласно Гражданскому кодексу Украины ( 1540-06 ) журналистом и средством массовой информации причиненного ими морального (неимущественного) вреда на них возлагается солидарная ответственность с учетом степени вины каждого. В случае рассмотрения судом спора относительно нанесенного морального (неимущественного) ущерба между журналистом или средством массовой информации как ответчиком и политической партией, избирательным блоком, должностным лицом (должностными лицами) как истцом суд вправе назначить компенсации морального (неимущественного) вреда только при наличии умысла журналиста или служебных лиц средства массовой информации. Суд учитывает последствия использования истцом возможностей внесудебного, частности досудебного, опровержения неправдивых сведений, отстаивания его чести и достоинства, деловой репутации и урегулирования спора в целом. С учетом указанных обстоятельств суд вправе отказать в возмещении морального вреда. (Часть четвертая статьи 17 в редакции Закона N 2680-III ( 2680-14 ) от 13.09.2001, N 676-IV ( 676-15 ) от 03.04.2003) Умыслом журналиста и / или должностного лица средства массовой информации является такое их / ее отношение к распространению информации, когда журналист и / или должностное лицо средства массовой информации осознавали недостоверность информации и предвидели ее общественно опасные последствия. (Статья 17 дополнена частью пятой по закону N 676-IV ( 676-15 ) от 03.04.2003) Журналист и / или средство массовой информации освобождаются от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, если суд установит, что журналист действовал добросовестно и осуществлял ее проверку. (Статья 17 дополнена частью шестой согласно Закону N 676-IV ( 676-15 ) от 03.04.2003) Статья 18. Другие нормы социальной поддержки и защиты журналистов С целью создания благоприятных условий для плодотворной творческой деятельности членам всеукраинских профессиональных творческих объединений журналистов предоставляется право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров сверх нормы жилой площади в государственном и коммунальном жилищном фонде. Учредители (соучредители) государственных и коммунальных средств массовой информации для выполнения журналистами служебных обязанностей обеспечивают за свой счет их бесплатный проезд городским и пригородным транспортом ( кроме такси). Журналисты, которые живут и работают в сельской местности, поселках городского типа, бесплатно пользуются жильем, отоплением и освещением в соответствии с законодательством - через систему государственных субсидий на содержание этого жилья и оплату указанных коммунальных услуг. Владельцем (учредителем, соучредителями) средства массовой информации в случае смерти журналиста его семьи подается материальная помощь и помощь в организации похорон. Расходы на похороны журналиста, погибшего при исполнении служебных обязанностей, ритуальные услуги, сооружения надгробия полностью осуществляются за счет собственника (учредителя, соучредителей) средства массовой информации.
Р а з д е л V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТОГО ЗАКОНА Статья 19. Основания ответственности Основаниями ответственности за нарушение настоящего Закона является непосредственное невыполнение и нарушение его норм, создание препятствий для их реализации, а также невыполнение и нарушение норм, предусмотренных другими законодательными актами, указанными в этом Законе. Основаниями ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления является также их вмешательство в профессиональную организационно-творческую деятельность средств массовой информации и в индивидуальную профессиональную творческую деятельность журналистов, иные посягательства на свободу информационной деятельности, односторонние решения относительно средств массовой информации и их работников при наличии других соучредителей. Статья 20. Обжалование неправомерных действий Неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей негосударственных организаций - учредителей (соучредителей) средств массовой информации и руководителей самих средств массовой информации, нарушения норм настоящего Закона могут быть обжалованы в соответствии с Гражданским ( 1540-06 ), Гражданский процессуальный кодексы Украины ( 1501-06 , 1502-06 , 1503-06 , 1504 -06 , 1505-06 ) и Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 , 80732-10 ) с целью защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, а также разрешение споров между организациями и трудовых споров. Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов Невыполнение должностными лицами и другими работниками государственной власти и органов местного самоуправления норм этого Закона, других законодательных актов, указанных в нем, влечет за собой уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность согласно законодательству Украины.
Р а з д е л VI Заключительные положения 1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1998 года. 2. До приведения других законодательных актов в соответствие с настоящим Законом они применяются и действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. 3. Кабинету Министров Украины в четырехмесячный срок со дня принятия настоящего Закона представить в Верховную Раду Украины проект соответствующих изменений и дополнений в законы Украины по вопросам таможенного, валютного регулирования, предпринимательской деятельности, охраны труда, пенсионного обеспечения, судопроизводства и т.п.. 4. Нормативно-правовые акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с настоящим Законом Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти в трехмесячный срок после принятия этого Закона и подлежат регистрации в новой редакции согласно нормам законодательства. В такой же срок Кабинет Министров Украины разрабатывает и утверждает новые нормативно-правовые акты, вытекающие из настоящего Закона, с целью установления порядка и регулирования реализации его норм.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 23 сентября 1997 N 540/97-ВР
|
|