З А К О Н У К Р А И Н Ы
Ботанические сады общегосударственного значения являются научно-исследовательскими природоохранными учреждениями. Ботаническим садам местного значения в установленном порядке может быть предоставлен статус научно-исследовательского учреждения. Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются ботаническим садам в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства Украины. Статья 32. Структура территории и основные требования к режима ботанических садов На территории ботанических садов запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожает сохранению коллекций флоры. В рамках ботанических садов для обеспечения необходимого режима охраны и использования могут быть выделены зоны: экспозиционная - ее посещения разрешается в порядке, устанавливается администрацией ботанического сада; научная - в состав зоны входят коллекции, экспериментальные участки и т.п., на посещение ее имеют право только сотрудники ботанического сада в связи с выполнением ими служебных обязанностей , а также специалисты других учреждений с разрешения администрации сада заповедная - посещение ее запрещается, кроме случаев, когда оно связано с проведением научных наблюдений; административно-хозяйственная. Зонирование территории ботанических садов проводится в соответствии в Положение о ботаническом саде и Проекта организации территории ботанического сада, разрабатывается специализированными научными и проектными учреждениями и утверждается органом, в подчинении которого находится ботанический сад, по согласованию с: центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - по ботанических садов общегосударственного значения; органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей среды - по ботанических садов местного значения. {Абзац третий части третьей статьи 32 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} ГЛАВА 9. дендрологический парк Статья 33. Статус и задачи дендрологических парков Дендрологические парки создаются с целью сохранения и изучения в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций для наиболее эффективного научного, культурного, рекреационного и другого использования. дендрологического парка общегосударственного значения является научно-исследовательскими природоохранными учреждениями. дендрологического парка местного значения в установленном порядке может быть предоставлен статус научно-исследовательского учреждения. Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются дендрологический парк в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства Украине. Статья 34. Основные требования относительно режима дендрологических парков На территории дендрологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожает сохранению дендрологических коллекций. На территории дендрологических парков может быть проведено зонирования в соответствии с требованиями, установленными для ботанических садов. Проект организации территории дендрологического парка разрабатывается специализированными научными и проектными учреждениями и утверждается органом, в подчинении которого находится дендрологический парк, по согласованию с: центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - по дендрологических парков общегосударственного значения; органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей среды - по дендрологических парков местного значение. {Абзац третий части третьей статьи 34 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06 .2011} ГЛАВА 10. зоологический парк Статья 35. Статус и задачи зоологических парков Зоологические парки создаются с целью организации экологической образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких, экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе. Зоологические парки общегосударственного значения являются природоохранными культурно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями. {Часть вторая статьи 35 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Земельные участки со всеми природными ресурсами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются зоологическим паркам в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства Украине. Статья 36. Структура территории и основные требования к режима зоологических парков На территории зоологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожает сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков. На территории зоологических парков с целью обеспечения выполнения поставленных перед ними задач выделяются зоны: экспозиционная - предназначена для стационарного содержания животных и использования в культурно-познавательных целях; научная - в ее пределах проводится научно-исследовательская работа; посещение зоны разрешается в порядке, устанавливаемом администрацией парка; рекреационная - предназначена для организации отдыха и обслуживания посетителей парка; хозяйственная - зона, где размещаются вспомогательные хозяйственные объекты. Проект организации территории зоологического парка разрабатывается специализированными научными и проектными организациями и утверждается органом, в подчинении которого находится зоологический парк, по согласованию с: центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - по зоологических парков общегосударственного значения; органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей среды - по зоологических парков местного значение. {Абзац третий части третьей статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06 .2011} Зоологические парки могут организовывать передвижные экспозиции животных, иметь в своем составе подсобные хозяйства, создаются для обеспечения животных кормами. Глава 11. ПАРК-ПАМЯТКА САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА Статья 37. Статус и задачи парков-памятников садово-паркового искусства парк-памятник садово-паркового искусства объявляются наиболее выдающиеся и ценные образцы паркового строительства с целью охраны их и использование в эстетических, воспитательных, научных, природоохранных и оздоровительных целях. Парки-памятники садово-паркового искусства общегосударственного значение являются природоохранными рекреационными учреждениями. Объявления парков-памятников садово-паркового искусства производится с изъятием в установленном порядке или без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов в их владельцев или пользователей. На территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования. Статья 38. Основные требования относительно режима парков-памятников садово-паркового искусства На территории парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожает их сохранению . На территории парков-памятников садово-паркового искусства обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкции и ухода с подсадкой деревьев и кустарников идентичного видового состава, вместо погибших, принимаются меры по предотвращению самосева, сохранения композиций из деревьев, кустарников и цветов, травяных газонов. На территории парков-памятников садово-паркового искусства может проводиться зонирование в соответствии с требованиями, установленными для ботанических садов. Содержание и реконструкция парков-памятников садово-паркового искусства осуществляется по проектам, которые разрабатываются специализированными научными и проектными учреждениями и утверждаются органами, в подчинении которых находятся эти парки, по согласованию с: центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - по парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения; органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей среды - по парков-памятников садово-паркового искусства местного значения. {Абзац третий части четвертой статьи 38 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Собственники или пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных парками-памятниками садово-паркового искусства, берут на себя обязательства по обеспечение режима их охраны и сохранения. Раздел IV ОХРАННЫЕ ЗОНЫ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ природно-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 39. Задача охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда Для обеспечения необходимого режима охраны природных комплексов и объектов природных заповедников, предотвращения негативного влияния хозяйственной деятельности на прилегающих к ним территориях устанавливаются охранные зоны. В случае необходимости охранные зоны могут устанавливаться на территориях, прилегающих к отдельным участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, а также вокруг заказников, пам ' лотков природы, заповедных урочищ, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и парков-памятников садово-паркового искусства. Размеры охранных зон определяются в соответствии с их целевым назначения на основе специальных обследований ландшафтов и хозяйственной деятельности на прилегающих территориях. Статья 40. Основные требования относительно режима охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда Режим охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется с учетом характера хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, на основе оценки ее влияния на окружающую природную среду. В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов, охота, развитие хозяйственной деятельности, может привести к негативному влиянию на территории и объекты < br> природно-заповедного фонда. Оценка такого воздействия осуществляется на основе экологической экспертизы, проводимой в порядке, установленном законодательством Украины. {Часть вторая статьи 40 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Положение, определяющие режим каждой из охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда, утверждаются государственными органами, принимающими решения об их выделении. Охранные зоны территорий и объектов природно-заповедного фонда учитываются при разработке проектно-планировочной и проектной документации. {Часть четвертая статьи 40 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Раздел V НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ И объектам природно-заповедного ФОНДА Статья 41. Цель научных исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда Научно-исследовательская работа на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков и других территориях и об "объектах природно-заповедного фонда проводится с целью изучения природных процессов, обеспечение постоянного наблюдения за их изменениями, экологического прогнозирования, разработки научных основ охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и особо ценных объект объектов. Статья 42. Основные принципы обеспечения организации научных исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда Основные направления научных исследований на территориях природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков определяются с учетом программ и планов научно-исследовательских работ, которые утверждаются Национальной академией наук Украины и центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Для ведения научных исследований в составе администрации природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения создаются соответствующие научные подразделения, структура, штаты, смету расходов которых утверждаются органами, в ведении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда. В случае необходимости научные подразделения могут создаваться также в составе администрации региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков местного значения, а также парков -памятников садово-паркового искусства. Научные исследования на территории природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков- памятников садово-паркового искусства могут осуществляться другими научно-исследовательскими учреждениями и организациями на основе единых программ и планов научно-исследовательских работ или специальных соглашений между этими учреждениями и организациями и администрациями государственных заповедников и других территорий и объектов природно-заповедного фонда. В случае отсутствии администраций ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков местного значения и парков-памятников садово-паркового искусства такие соглашения заключаются заинтересованными научными учреждениями и организациями с органами, в ведении которых находятся указанные объекты природно-заповедного фонда. На территории заказников, памятников природы, заповедных урочищ и других территориях и объектах природно-заповедного фонда, где созданы специальные научные подразделения, исследования < br> организуются природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, ботаническими садами и дендрологического парка общегосударственного значения, расположенными в этих регионах. Координацию научных исследований на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины осуществляет Национальная академия наук Украины совместно с центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Для решения научных и научно-технических проблем в природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, ботанических садах создаются научные или научно-технические советы, в состав которых включаются ведущие ученые и специалисты. Состав таких советов, их задачи и порядок деятельности определяются органами, в подчинении которых находятся объекты природно-заповедного фонда указанных категорий. Соответствующие научные и научно-технические советы могут создаваться также при дендрологических и зоологических парках. Учебно-воспитательная работа учебных заведений на территориях и объектах природно-заповедного фонда производится на основе соглашений, заключенных с их администрациями или предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся указанные < br> территории и объекты. Статья 43. Летопись природы территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины Основной формой обобщения результатов научных исследований и наблюдений за состоянием и изменениями природных комплексов, выполненных в природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, является их летописи природы, материалы которых используются для оценки состояния окружающей среды, разработка мероприятий по охраны и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. Порядок подготовки и программа Летописи природы утверждаются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с Национальной академией наук Украины. {Статья 43 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287-14 a >) от 14.12.99} Раздел VI ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 44. Экономические средства обеспечения организации и функционирования природно-заповедного фонда Эффективная организация и функционирование природно-заповедного фонда обеспечиваются на основе использования таких экономических средств: экономического обоснования организации и развития природно-заповедного фонда; экономической оценки территорий и объектов природно-заповедного фонда, ведения их кадастра; дифференцированного определения источников и нормативов финансирования организации и функционирования природно-заповедного фонда; предоставление соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям, обеспечивающих функционирование природно-заповедного фонда, налоговых и других льгот; компенсации в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде. Статья 45. Экономическое обоснование и оценка территорий и объектов природно-заповедного фонда Экономическое обоснование развития природно-заповедного фонда, а также экономическая оценка природных комплексов и объектов, входящих в его состав, осуществляются в соответствии с кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе специальных методик, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Статья 46. Финансирование мероприятий, связанных с функционированием территорий и объектов природно-заповедного фонда {Название статьи 46 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Финансирование мероприятий по природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков общегосударственного значения осуществляется за счет государственного бюджета Украины. Для этой цели могут также привлекаться средства бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан. Финансирование мероприятий по региональных ландшафтных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков местного значения осуществляется за счет бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов . Для этой цели могут также привлекаться средства внебюджетных и благотворительных фондов, средства предприятий, учреждений, организаций и граждан. Расходы, связанные с обеспечением режима охраны заказников, памятников природы, заповедных урочищ и парков-памятников садово-паркового искусства, осуществляются < br> счет предприятий, учреждений, организаций, других землевладельцев и землепользователей, на территории которых они находятся. В случае необходимости проведения специальных мероприятий, направленных на предотвращение уничтожения или повреждения природных комплексов территорий и объектов природно-заповедного фонда указанных категорий, могут выделяться средства: государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения. {Абзац третий части четвертой статьи 46 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Выкуп земельных участков, находящихся в частной и коммунальной собственности, для общественных потребностей под территории и объекты природно-заповедного фонда осуществляется в порядке, определенном законом, за счет: Государственного бюджета Украины - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения. {Статья 46 дополнена частью пятой по закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Статья 47. Собственные средства объектов природно-заповедного фонда средства (в том числе в иностранной валюте), полученные естественными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, региональными ландшафтными парками, ботаническими садами, дендрологическими парками, зоологическими парками, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в подчинении которых находятся на территории и объекты природно-заповедного фонда других категорий, от научной, природоохранной, туристско-экскурсионной, рекламно-издательской и иной деятельности в пределах заповедных территорий и объектов, которые не противоречат их целевому назначению, являются их собственными средствами. Эти средства не подлежат изъятию и используются для осуществления мероприятий по охране соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда. За посещение территорий и объектов природно-заповедного фонда их администрации, а также предприятия, учреждения, организации и граждане, в ведении которых находятся эти территории и объекты, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами могут устанавливать плату. Статья 48. Экологические фонды объектов природно-заповедного фонда Для финансирования природоохранных мероприятий могут создаваться целевые экологические фонды природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков. В этих фондов поступают: часть штрафов и денежных взысканий за вред, причиненный им в результате нарушения законодательства о природно-заповедном фонде, в размере 70 процентов общей суммы штрафов и денежных взысканий; средства, полученные от реализации конфискованного или изъятого соответствии с законодательством имущества, которое было орудием или предметом экологического правонарушения на их территории; часть платежей предприятий, учреждений и организаций за загрязнения соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда, определяется на основании эколого-экономической оценки их воздействия на окружающую среду; целевые и иные добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, в том числе международных и зарубежных, и граждан. Средства указанных экологических фондов могут использоваться только для целевого финансирования мероприятий, направленных на обеспечения охраны заповедных природных комплексов и объектов, развитие научных исследований, международного сотрудничества, эколого-образовательных работ. Их распределение осуществляется советом фонда, в состав которой включаются представители администрации соответствующих природных заповедников, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, а также государственных органов по охране окружающей среды, общественных экологических объединений, ведущие ученые и специалисты. В состав таких советов биосферных заповедников могут включаться представители соответствующих международных организаций, известные зарубежные ученые и специалисты. Положение об экологических фондах природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков утверждается центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Статья 49. Предоставление налоговых и других льгот Предоставление налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом Украины ( 2755-17 ). {Часть первая статьи 49 в редакции Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} {О приостановлении действия части первой статьи 49 см.. Декрет N 12-92 от 26.12.92}
{Часть вторая статьи 49 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010}
{Часть третья статьи 49 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010}
Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки в случае расширения их территорий за счет земель сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других угодий, являющихся государственной собственностью, освобождаются от возмещения связанных с этим потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного производства. В случае включения в состав их территорий земель, находящихся в коллективной или частной собственности, возмещения связанных с этим производственных затрат осуществляется за счет: государственного бюджета - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значение. Возмещение убытков собственникам земли и землепользователям и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства регулируется Земельным кодексом и другими законодательными актами Украине. {Часть пятая статьи 49 в редакции Закона N 3180-12 a > от 05.05.93}
{Часть шестая статьи 49 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010}
{Часть седьмая статьи 49 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010} {Статья 49 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3180-12 a > от 05.05.93} Статья 50. Экологическое страхование природно-заповедного фонда Для компенсации ущерба, причиненного на территориях и объектах природно-заповедного фонда в результате стихийных природных явлений или промышленных аварий и катастроф, проводится обязательное государственное или коммерческое экологическое страхование заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. В порядке, определяемом законодательством Украине, могут быть установлены и другие виды страхования природно-заповедного фонда. Раздел VII ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ территорий и объектов природно-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 51. Подготовка и представление ходатайств о организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда Подготовка и представление ходатайств о создании или объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда могут осуществляться органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, научными учреждениями, природоохранными общественными объединениями или другими заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Ходатайство представляются в государственные органы, уполномоченных проводить их предварительное рассмотрение. Ходатайство должно содержать обоснование необходимости создания или объявлении территории или объекта природно-заповедного фонда определенной категории, характеристику природоохранной, научной, эстетической и иной ценности природных комплексов и объектов, предлагаются для заповедника, сведения о местонахождении, размеры, характер использования, владельцев и пользователей природных ресурсов, а также соответствующий картографический материал. В ходатайств прилагаются документы, подтверждающие и дополняют обоснование необходимости создания или объявления территорий или объектов природно-заповедного фонда. Статья 52. Предварительное рассмотрение ходатайств о создания или объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда Ходатайство о необходимости создания или объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда предварительно рассматривается в месячный срок: для территорий и объектов общегосударственного значения - центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; для территорий и объектов местного значения - органами этого центрального органа исполнительной власти на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды. {Абзац третий части первой статьи 52 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от < br> 16.06.2011} {Часть первая статьи 52 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} В случае одобрения ходатайств центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его органами на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охраны окружающей природной среды производится их согласования с собственниками и первичными пользователями природных ресурсов в пределах территорий, рекомендованных для заповедника. {Часть вторая статьи 52 с изменениями, внесенными Законом N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} На основании результатов согласования ходатайств центральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды обеспечивает разработку специализированными проектными и научными учреждениями проектов создания природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, заказников, памятников природы, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения. Разработка проектов создания региональных ландшафтных парков, заповедных урочищ, а также заказников, памятников природы и парков-памятников садово-паркового искусства местного значения обеспечивается органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды. {Часть четвертая статьи 52 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Обеспечение разработки проектов создания ботанических садов, дендрологических парков и зоологических парков может быть поручено заинтересованным государственным органам или учреждениям.
{Часть шестая статьи 52 исключен на основании Закона N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99}
Проекты создания территорий и объектов природно-заповедного фонда передаются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды или его органами на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды в установленном порядке уполномоченным принимать решения о создании или объявления территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Часть шестая статьи 52 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Статья 53. Принятие решений о создании или объявления территорий, объектов природно-заповедного фонда и их охранных зон Решение о создании природных заповедников, национальных природных парков, а также относительно других территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения принимаются Президентом Украины. {Часть первая статьи 53 с изменениями, внесенными Законом N 3180 -12 от 05.05.93} Решение о создании биосферных заповедников принимается с соблюдением требований международных договоров и программ, участником которых является Украина. {Часть вторая статьи 53 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Решение об организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и установления охранных зон территорий и объектов природно-заповедного фонда принимается Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами. {Часть третья статьи 53 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99, N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Порядок отвода земельных участков природным заповедникам, биосферным заповедникам, национальным природным паркам, региональным ландшафтным паркам, а также ботаническим садам, дендрологический парк, зоологическим паркам определяется земельным Кодексом Украины. {Часть четвертая статьи 53 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3180 -12 от 05.05.93} Территории и объекты природно-заповедного фонда или их части создаются или объявляются без изъятия земельных участков, занимаемых, передаются под охрану предприятиям, < br> учреждениям, организациям и гражданам органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды с оформлением охранного обязательства. {Часть пятая статьи 53 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Статья 54. Изменение границ, категории и отмены статуса территорий и объектов природно-заповедного фонда Изменение границ, категории и отмены статуса территорий и объектов природно-заповедного фонда производится в соответствии с статей 51-53 этого Закона по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на основании соответствующего экспертного заключения. {Статья 54 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Статья 55. Резервирование ценных заповедных природных территорий и объектов С целью недопущения уничтожения или разрушения в результате хозяйственной деятельности ценных заповедных природных территорий и объектов до принятия в установленном порядке решений об организации или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда и выделения необходимых для этого средств проводится их резервирования. Территории, которые резервируются с целью последующего завещания, остаются в ведении их землевладельцев и землепользователей и используются по целевому назначению с соблюдением особых требований охраны окружающей природной среды , определяемых решениями о резервировании. При этом владельцам и пользователям природных ресурсов с целью возмещения убытков, связанных с ограничением хозяйственной деятельности, могут устанавливаться льготы с учетом статьи 49 настоящего Закона. Решение о резервировании принимаются органами, уполномоченными принимать решения о создании и объявления соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда на основе в порядке, предусмотренном статьями 52 и 53 настоящего Закона. {Часть третья статьи 55 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Раздел VIII ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ природно-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 56. Определение государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда является системой необходимых и достоверных сведений о природных, научные, правовые и другие характеристики территорий и объектов, что входят в состав природно-заповедного фонда. Статья 57. Назначение государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда ведется с целью оценки состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния территорий и объектов, входящих в него, организации их охраны и эффективного использования, планирования научных исследований, а также обеспечение государственных органов, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций соответствующей информацией, необходимой для решения вопросам социально -экономического развития, размещения производительных сил и в других целях, предусмотренных законодательством Украины. Статья 58. Содержание государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда содержит сведения о правовом статусе, принадлежности, режим, географическое положение, количественные и качественные характеристики этих территорий и объектов, их природоохранную, научную, образовательную, воспитательную, рекреационную и иную ценность. Статья 59. Порядок ведения кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда ведется центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и его органами на местах за счет государственного бюджета. Для ведения государственного кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда могут использоваться также средства Государственного, республиканского Автономной Республики Крым и местных фондов охраны окружающей природной среды. {Часть вторая статьи 59 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287 -14 ) от 14.12.99} Первичный учет кадастровых сведений относительно территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется администрациями природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, региональных ландшафтных парков , ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков общегосударственного значения, а также предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся другие территории и объекты природно-заповедного фонда, за их счет . Формами кадастровой документации являются карточки первичного учета и государственные кадастры территорий и объектов природно-заповедного фонда городов, районов, областей, Автономной Республики Крым и Украины. Содержание кадастровой документации и сроки подачи документов первичного учета определяются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Раздел IX ОХРАНА ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ ПРИРОДНО-заповедного фонда, КОНТРОЛЬ за соблюдением их режима Статья 60. Организация охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда Охрана природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков, а также ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово- паркового искусства общегосударственного значения, а также региональных ландшафтных парков, управляемых специальными администрациями, возлагается на службы их охраны, входящих в состав службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины. Положение о службе государственной охраны природно-заповедного фонда Украины утверждается Кабинетом Министров Украины ( 1127-2000-п ). {Часть первая статьи 60 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда других категорий возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. В случае необходимости их охрана может полагаться на службы государственной охраны расположенных вблизи природных заповедников, биосферных заповедников, национальных природных парков и региональных ландшафтных парков. {Часть вторая статьи 60 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Органы местного самоуправления, местные государственные администрации, исполнительные органы местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природно-заповедного фонда, выполнению возложенных на них задач. {Часть третья статьи 60 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Статья 61. Состав и полномочия службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины {Название статьи 61 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Служба государственной охраны природно-заповедного фонда Украины имеет статус правоохранительного органа. Порядок деятельности службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины, а также перечень подразделений и должностей работников, входящих в ее состав, определяются Кабинетом Министров Украины. Службы государственной охраны на местах возглавляют руководители администраций территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Часть первая статьи 61 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99, в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Должностные лица службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины имеют право: {Абзац первый части второй статьи 61 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} требовать от граждан и должностных лиц объяснения в связи с нарушением режима территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон; проверять у граждан и должностных лиц удостоверение на право пребывания, использования природных ресурсов и осуществления иной деятельности в пределах соответствующих территорий и объектов природно-заповедного фонда; доставлять нарушителей установленного режима с целью выяснения лица; составлять протоколы о нарушении требований законодательства, отправлять их соответствующим органам для привлечения виновных лиц к ответственности; изымать у нарушителей предметы и орудия незаконного использования природных ресурсов, транспортные средства, соответствующие документы; проводить личный досмотр лиц, вещей, транспортных средств и проверку орудий и продукции полученной в результате природопользования; беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, суда и другие транспортные средства в пределах соответствующих территорий, объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон для проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природно-заповедный фонд; вносить предложения в соответствующие государственные органы об прекращения, приостановления или ограничения любой деятельности, нарушает требования законодательства о природно-заповедном фонде, давать обязанности "обязательные для исполнения предписания с целью устранения нарушений, выявленных в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Часть вторая статьи 61 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Должностные лица службы государственной охраны природно-заповедного фонда Украины при исполнении служебных обязанностей имеют право на ношение формы установленного образца, табельного оружия и других специальных средств в соответствии с законодательством Украины. {Часть третья статьи 61 в редакции Закона N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Законодательством Украины обеспечивается правовой и социальной защита должностных лиц службы государственной охраны и других служб, осуществляют охрану территорий и объектов природно-заповедного фонда. |