З А К О Н У К Р А И Н Ы
О природно-заповедном фонде Украины {Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 34, ст.502} {Вводится в действие Постановлением ВР N 2457-XII ( 2457-12 ) от 16.06.92, ВВР, 1992, N 34, ст.503} {С изменениями, внесенными согласно Декретом N 12-92 от 26.12.92, ВВР, 1993, N 10, ст. 76 Законами Украины N 3180-XII ( 3180-12 ) от 05.05.93, ВВР, 1993, N 26, ст.277 N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99, ВВР, 2000, N 4, ст. 26 N 1377-IV ( 1377-15 ) от 11.12.2003, ВВР, 2004, N 15, ст.228 N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010, ВВР, 2010, N 11, ст.112 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, ВВР, 2012, N 2-3, ст.3}
{В тексте Закона слова "Министерство охраны окружающей природной среды Украины", "Республика Крым", "Академия наук Украины", "Республиканский бюджет < br> Республики Крым "во всех падежах заменены соответственно словами" центральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды "," Автономная Республика Крым "," Национальная академия наук Украины ", " бюджет Автономной Республики Крым "в падежах согласно Закону N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12 .99}
Этот Закон определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов. Природно-заповедный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и выделенные с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды. В связи с этим законодательством Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное достояние, относительно которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства Украины о природно-заповедном фонде Украины Задачей законодательства Украины о природно-заповедном фонде Украина является регулирование общественных отношений по организации, охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда, воспроизведение природных комплексов, управления в этой отрасли. Статья 2. Законодательство Украины о природно-заповедном фонде Отношения в области охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда, воспроизводства его природных комплексов регулируются Законом Украины "Об охране окружающей среды "( 1264-12 ), настоящим Законом и иными актами законодательством Украины. Статья 3. Классификация территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины К природно-заповедного фонда Украины относятся: природные территории и объекты - природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища; искусственно созданные объекты - ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства. Заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства зависимости от их экологической и научной, историко-культурной ценности могут быть общегосударственного или местного значения. {Часть вторая статьи 3 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} зависимости от происхождения, других особенностей природных комплексов и объектов, объявляемых заказниками или памятниками природы, цели и необходимого режима охраны: заказники подразделяются на ландшафтные, лесные, ботанические, общезоологические, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, гидрологические, общегеологические, палеонтологические и карстово-спелеологические; памятники природы подразделяются на комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические и геологические. Законодательством Автономной Республики Крым может быть установлены дополнительные категории территорий и объектов природно-заповедного фонда. Статья 4. Формы собственности на территории и объекты природно-заповедного фонда Территории природных заповедников, заповедные зоны биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, предоставленные национальным природным паркам, являются собственностью Украинского народа. {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Региональные ландшафтные парки, зоны - буферная, антропогенных ландшафтов, регулируемого заповедного режима биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, включенные в состав, но не предоставленные национальным природным паркам, заказники, памятники природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства могут находиться как в собственности Украинского народа, так и в формах собственности, предусмотренных законодательством Украины. {Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Ботанические сады, дендрологические парки и зоологические парки, созданы до принятия этого Закона, не подлежат приватизации. В случае изменения форм собственности на землю, на которой находятся заказники, памятники природы, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства, землевладельцы обязаны обеспечивать режим их охраны и сохранения с соответствующей перерегистрацией охранного обязательства. Статья 5. Правовые основы функционирования территорий и объектов природно-заповедного фонда Задача, научный профиль, характер функционирования и режим территорий и объектов природно-заповедного фонда определяются в положениях о них, которые разрабатываются в соответствии с настоящим Законом, < br> и утверждаются: {Абзац первый части первой статьи 5 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - для территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения; органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на местах, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды - для территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения. {Абзац третий части первой статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Задача, особенности природоохранного режима памятников природы и заповедных урочищ определяются на основе этого Закона непосредственно в их первичных учетных документах. Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки общегосударственного значения, а также региональные ландшафтные парки являются юридическими лицами . {Часть третья статьи 5 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки местного значения и парки-памятники садово-паркового искусства соответствии с законодательством Украины могут быть признаны юридическими лицами . Статья 6. Охрана территорий и объектов, имеющих особую экологическую, научную, эстетическую, хозяйственную, а также историко- культурную ценность Территории и объекты, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую, хозяйственную, а также историко-культурную ценность, подлежат комплексной охране, порядок осуществления которой < br> определяется положением по каждой из таких территорий или объектов, которое в соответствии с настоящим Законом и законодательством Украины о охране памятников истории и культуры утверждается центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной < br> среды и центральным органом исполнительной власти в области культуры. {Статья 6 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Статья 7. Земли природно-заповедного фонда Земли природно-заповедного фонда - это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющие особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда. Земли природно-заповедного фонда Украины, а также земли территорий и объектов, имеющих особую экологическую, научную, эстетическую, хозяйственную ценность и является в соответствии со статьей 6 этого Закона объектами комплексной охраны, относятся к землям природно-заповедного фонда и другого природоохранного или историко-культурного назначения. {Часть вторая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} На землях природно-заповедного фонда и другого природоохранного или историко-культурного назначения запрещается любая деятельность, которая негативно влияет или может негативно влиять на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов или препятствует их использованию по целевому назначению. {Часть третья статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Границы территорий и объектов природно-заповедного фонда устанавливаются в натуре в соответствии с законодательством. К установления границ территорий и объектов природно-заповедного фонда в натуре их границы определяются в соответствии с проектами создания территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Статья 7 дополнена частью по закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} На использование земельного участка или его части в пределах природно-заповедного фонда могут быть установлены ограничения (обременение) в объеме, предусмотренном законом или договором. Ограничения (обременения) подлежит государственной регистрации и действует в течение срока, установленного законом или договором. Нанесенные в результате ограничения (обременения) в землепользовании потери возмещаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Часть шестая статьи 7 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} {Статья 7 в редакции Закона N 1377-IV ( 1377-15 a >) от 11.12.2003} Статья 8. Основные средства сохранения территорий и объектов природно-заповедного фонда Сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонда обеспечивается путем: установление заповедного режима; организации систематических наблюдений за состоянием заповедных природных комплексов и объектов; проведение комплексных исследований с целью разработки научных основ их сохранения и эффективного использования; соблюдение требований по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда при осуществлении хозяйственной, управленческой и другой деятельности, разработки проектной и проектно-планировочной документации, землеустройства, лесоустройства, проведения экологических экспертиз; внедрение экономических рычагов стимулирования их охраны; осуществление государственного и общественного контроля за соблюдением режима их охраны и использования; установление повышенной ответственности за нарушение режима их охраны и использования, а также за уничтожение и повреждение заповедных природных комплексов и объектов; проведение широкого международного сотрудничества в этой сфере; проведение других мероприятий с целью сохранения территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Статья 9. Виды использования территорий и объектов природно-заповедного фонда Территории и объекты природно-заповедного фонда с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства Украине, могут использоваться: в природоохранных целях; в научно-исследовательских целях; в оздоровительных и других рекреационных целях; в образовательно-воспитательных целях; для нужд мониторинга окружающей природной среды. Установленные частью первой настоящей статьи основные виды использования, а также заготовка древесины, лекарственных и других ценных растений, их плодов, сена, выпас скота, охота, рыболовство и другие виды использования могут осуществляться только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению территорий и объектов природно-заповедного фонда, установленным требованиям охраны, воспроизводства и использования природных комплексов и отдельных объектов. Статья 9-1. Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется в пределах лимита и на основании разрешения на специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда. Список установленных настоящим Законом видов использования природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда и порядок их использования определяются режимом территорий и объект объектов природно-заповедного фонда. Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения осуществляется в пределах лимита на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, утвержденным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а также на основании разрешений. Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и территориальными органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения осуществляется в пределах лимита на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, утвержденного органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и территориальными органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также на основании разрешений. Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения (кроме полезных ископаемых) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых местными советами по согласованию с территориальными органами центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов и установление лимитов на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения определяется Кабинетом Министров Украине. Выдача разрешений на специальное использование природных ресурсов осуществляется на безвозмездной основе. Выдача разрешений осуществляется на основании ходатайства (заявки) природопользователя, согласованного с владельцем или постоянным пользователем земельного участка и заинтересованными органами. Разрешение на специальное использование природных ресурсов может быть аннулировано органом, который его выдал, в случае: резкого ухудшение состояния окружающей среды вследствие природопользования, ликвидации предприятия , учреждения или организации, получившей разрешение, нарушение условий природопользования и режима территории природно-заповедного фонда; потери или повреждения разрешения, не дает возможности определить содержание разрешения. Осуществление хозяйственной и иной деятельности по декларативному принципу запрещено. Разрешение выдается после утверждения лимитов в течение месяца со момента подачи ходатайства. Основаниями для отказа в выдаче разрешения является отсутствие утвержденного в установленном порядке лимита, нарушение условий природопользования и режима территории природно-заповедного фонда. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть обжаловано в центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды или в суд. Принятие решения об отказе в выдаче разрешения на специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется в месячный срок. Заявление об обжаловании решения об отказе в выдаче разрешения подается в центральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды в течение срока, не превышает десять дней со дня получения соответствующего решения. Заявление рассматривается в десятидневный срок. О результатах рассмотрения заявитель уведомляется в письменной форме. {Закон дополнен статьей 9-1 согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Статья 10. Права граждан по вопросам охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда Граждане Украины по вопросам охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют право на: участие в обсуждении проектов законодательных актов по вопросам развития заповедного дела, формирования природно-заповедного фонда; участие в разработке и реализации мер по их охране и эффективного использования, предотвращение негативного воздействия на них хозяйственной деятельности; внесение предложений о включении в состав природно-заповедного фонда наиболее ценных природных территорий и объектов; знакомство с территориями и объектами природно-заповедного фонда, осуществления других видов пользований с соблюдением установленных требований заповедного режима; участие в осуществлении общественного контроля за охраной заповедных территорий и объектов, внесение предложений о привлечения к ответственности виновных в нарушении требований охраны территорий и ' объектов природно-заповедного фонда. Законодательством Украины могут быть определены и другие права граждан по вопросам охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда. Раздел II УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ И использования природно-заповедного ФОНДА Статья 11. Специально уполномоченный орган государственного управления в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда Специально уполномоченным органом государственного управления в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда является центральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Для обеспечения государственного управления территориями и объектами природно-заповедного фонда могут создаваться специальные подразделения центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его органов на местах, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды. {Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Статья 12. Управление территориями и объектами природно-заповедного фонда Управление природными заповедниками, биосферными заповедниками, национальными природными парками, ботаническими садами, дендрологических и зоологических парках общегосударственного значение, а также региональными ландшафтными парками осуществляется их специальными администрациями. Специальные администрации возглавляют руководители, которые назначаются по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, а на территории Автономной Республики Крым - также Председателем Совета министров Автономной Республики Крым. {Часть первая статьи 12 в редакции Закона N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Специальные администрации могут создаваться также для управления ботаническими садами, дендрологических парков, зоологическими парками местного значения и парками-памятниками садово-паркового искусства по решению органов, в ведении которых они находятся. В состав специальной администрации по управлению территориями и объектами природно-заповедного фонда входят соответствующие научные подразделения, службы охраны, хозяйственного и другого обслуживания. Специальные администрации осуществляют управления территориями и объектами природно-заповедного фонда в соответствии с положениями о территории и объекты природно-заповедного фонда и проектов организации территорий и объектов природно-заповедного фонда. {Статья 12 дополнена новой частью согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Управление территориями и объектами природно-заповедного фонда, для которых не создаются специальные администрации, осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся эти территории и объекты. Статья 13. Участие объединений граждан в управлении территориями и объектами природно-заповедного фонда Объединение граждан, уставами которых предусмотрена деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право на участие в управлении территориями и объектами природно-заповедного фонда путем: внесение предложений по организации новых территорий и объектов природно-заповедного фонда, обеспечения их сохранности, эффективного использования и воспроизводства природных комплексов и объектов ; содействие государственным органам в их деятельности в этой сфере; участия в установленном порядке в проведении экологической экспертизы объектов, негативно влияющих могут негативно повлиять на состояние территорий и объектов природно-заповедного фонда; участия в контроле за соблюдением режима таких территорий и объектов; осуществление в соответствии с законодательством Украины других мероприятий, предусмотренных их уставами. Раздел III РЕЖИМ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ природно-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА Статья 14. Определение режима территорий и объектов природно-заповедного фонда Режим территорий и объектов природно-заповедного фонда - это совокупность научно обоснованных экологических требований, норм и правил, определяющих правовой статус, назначение этих территорий и объектов, характер допустимой деятельности в них, порядок охраны, использования и воспроизведение природных комплексов. Режим территорий и объектов природно-заповедного фонда определяется в соответствии с настоящим Законом с учетом их классификации и целевого назначения. С целью определения и обоснования мероприятий по осуществлению соответствии с законодательством и требованиями международных договоров природоохранной, научно-исследовательской, рекреационной, хозяйственной деятельности, охраны, воспроизводства и использования природных комплексов и объектов, которые предполагается осуществить в течение пяти лет, а также стратегии развития объекта природно-заповедного фонда на десять лет разрабатывается проект организации территории объект объекта природно-заповедного фонда. {Статья 14 дополнена частью третьей согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ Статья 15. Статус и задачи природных заповедников Природные заповедники - природоохранные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучения природных процессов и явлений, происходящих в них, разработки научных основ охраны окружающей среды, эффективного использования природных ресурсов и экологической безопасности. Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами полностью изымаются из хозяйственного использования и предоставляются заповедникам в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства Украины. Основными задачами природных заповедников является сохранение природных комплексов и объектов на их территории, проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей среды, разработка на их основе природоохранных рекомендаций, распространение экологических знаний, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды и заповедного дела. На природные заповедники возлагается координация и проведения научных исследований на территориях заказников, памятников природы, заповедных урочищ в регионе. Статья 16. Требования по охране природных комплексов и объектов природных заповедников На территории природных заповедников запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, противоречит целевому назначению заповедника, нарушает естественное развитие процессов и явлений или создает угрозу вредного влияния на его естественные комплексы и объекты, а именно: строительство сооружений, путей, линейных и других объектов транспорта и связи, не связанных с деятельностью природных заповедников, разведение костров, устройство мест отдыха населения, стоянка транспорта, а также проезд и проход посторонних лиц, прогон домашних животных, передвижение механических транспортных средств, за исключением дорог общего пользования, лесосплав, пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над землей, преодоления самолетами звукового барьера над территорией заповедника и другие виды искусственного шумового воздействия, превышающих установленные нормативы; геологоразведочные работы, разработка полезных ископаемых, порущення почвенного покрова и гидрологического и гидрохимического режимов, разрушение геологических отложений, применение химических средств, все виды лесопользования, а также заготовка кормовых трав, лекарственных и других растений, цветов, семян, тростника, выпаса скота, отлов и уничтожение диких животных, нарушение условий жительства их, гнездования, другие виды пользования растительным и животным миром, приводящие к нарушению природных комплексов; охота, рыболовство, туризм, интродукция новых видов животных и растений, проведение мероприятий по увеличению численности отдельных видов сверх допустимой научно обоснованную емкость угодий, сбор коллекционных и других материалов, за исключением материалов, необходимых для выполнения научных исследований. {Абзац четвертый части первой статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} {Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} Для сохранения и восстановления коренных природных комплексов, научно-исследовательских работ и других задач в природном заповеднике согласно проекту организации его территории и охраны природных комплексов допускается: выполнения восстановительных работ на землях с нарушенными коренными природными комплексами, а также осуществление мероприятий по предотвращение изменений природных комплексов заповедника результате антропогенного воздействия - восстановление гидрологического режима, сохранения и восстановления растительных сообществ, исторически сложившихся видов растений и животных, которые исчезают и т.д.; осуществление противопожарных и санитарных мероприятий, не нарушают режима заповедника; сооружения в установленном порядке зданий и других объектов, необходимых для выполнения поставленных перед заповедником задач, сбор коллекционных и других материалов, выполнения работ, предусмотренных планами долгосрочных стационарных научных исследований, проведение экологической образовательно-воспитательной работы. Проектом организации территории природного заповедника и охраны его природных комплексов может быть предусмотрено выделение земельных участков для удовлетворения хозяйственных потребностей заповедника и его работников в сенокосах, выпасах, огородах и топливе соответствии с установленными нормативами. Проекты организации территории природных заповедников и охраны их природных комплексов разрабатываются специализированными проектными организациями и утверждаются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды . В случае срочной необходимости по ходатайству научно-технического совета природного заповедника с разрешения центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды на территории природного заповедника могут проводиться мероприятия, направленные на охрану природных комплексов, ликвидации последствий аварий, стихийного бедствия и в других целях, не предусмотренные Проектом организации территории природного заповедника и охраны его природных комплексов. Для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, в результате которых возникает прямая угроза жизни людей или уничтожение заповедных природных комплексов, особенно срочные меры осуществляются по решению дирекции природного заповедника. ГЛАВА 2. Биосферный заповедник Статья 17. Статус и задачи биосферных заповедников Биосферные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями международного значения, создаются с целью сохранения в естественном состоянии наиболее типичных природных комплексов биосферы, осуществления фонового экологического мониторинга, изучение окружающей природной среды, его изменений под действием антропогенных факторов. Биосферные заповедники создаются на базе природных заповедников, национальных природных парков с включением в их состав территорий и объектов природно-заповедного фонда других категорий и других земель и включаются в установленном порядке в Всемирной сети биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера. {Часть вторая статьи 17 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Статья 18. Структура территории и особенности управления биосферными заповедниками Для биосферных заповедников устанавливается дифференцированный режим охраны, воспроизводства и использования природных комплексов согласно функциональным зонированием: заповедная зона - включает территории, предназначенные для сохранения и восстановления наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительного и животного мира, ее режим определяется согласно требований, установленных для природных заповедников; буферная зона - включает территории, выделенные с целью предотвращения негативного влияния на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях, ее режим определяется соответствии с требованиями, установленными охранных зон природных заповедников; зона антропогенных ландшафтов - включает территории традиционного землепользования, лесопользования, водопользования, мест поселения, рекреации и других видов хозяйственной деятельности; в ней запрещается охота. {Абзац четвертый части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} {Часть первая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} В пределах территории биосферных заповедников могут выделяться зоны регулируемого заповедного режима, в состав которых включаются региональные ландшафтные парки, заказники, заповедные урочища с соблюдением требований по их охраны, установленных настоящим Законом. Зонирование территории биосферных заповедников проводится соответствии с проектом организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов. {Статья 18 дополнена новой частью согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} В проекте организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов определяются и обосновываются меры по осуществлению природоохранной, научно-исследовательской, рекреационной, хозяйственной деятельности согласно законодательства и международных договоров. {Статья 18 дополнена новой частью согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Проекты организации территории биосферных заповедников и охраны их природных комплексов разрабатываются специализированными проектными организациями и утверждаются центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды . {Статья 18 дополнена частью по закону N 1287-XIV ( 1287 -14 ) от 14.12.99} Статья 19. Особенности деятельности биосферных заповедников Научные исследования, наблюдения за состоянием окружающей среды и другая деятельность биосферных заповедников осуществляются с учетом международных программ. ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ Статья 20. Статус и задачи национальных парков Национальные природные парки являются природоохранными, рекреационными, культурно-образовательными, научно-исследовательскими учреждениями общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения, воспроизводства и эффективного использования природных комплексов и объектов, имеющих особую природоохранную, оздоровительную, историко-культурную, научную, образовательную и эстетическую ценность. Участки земли и водного пространства со всеми природными ресурсами и объектами изымаются из хозяйственного использования и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном настоящим Законом и другими актами законодательства Украины. В состав территорий национальных природных парков могут включаться участки земли и водного пространства других землевладельцев и землепользователей. На национальные природные парки возлагается выполнение таких основных задач: сохранения ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов; создание условий для организованного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов; проведение научных исследований природных комплексов и их изменений в условиях рекреационного использования, разработка научных рекомендаций по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; проведение экологической образовательно-воспитательной работы. Статья 21. Структура территории и требования по охране природных комплексов и объектов национальных природных парков На территории национальных природных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и других ценностей природных комплексов и объектов, их особенностей устанавливается дифференцированный режим по их охране, воспроизводству и использованию согласно функциональным зонированием: заповедная зона - предназначена для охраны и восстановления наиболее ценных природных комплексов, режим которой определяется соответствии с требованиями, установленными для природных заповедников; зона регулируемой рекреации - в ее пределах проводятся краткосрочный отдых и оздоровление населения, осмотр особенно живописных и памятных мест; в этой зоне разрешается устройства и соответствующее оборудование туристических маршрутов и экологических троп, здесь запрещаются рубки леса главного пользования, промышленное рыболовство, охота, иная деятельность, которая может негативно повлиять на состояние природных комплексов и объектов заповедной зоны; {Абзац третий части первой статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1826-VI ( 1826-17 ) от < br> 21.01.2010} зона стационарной рекреации - предназначена для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, других объектов обслуживания посетителей парка, здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, не связанная с целевым назначением этой функциональной зоны или может вредно повлиять на состояние природных комплексов и объектов заповедной зоны и зоны регулируемой рекреации {Абзац четвертый части первой статьи 21 с изменениями, < br> внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} хозяйственная зона - в ее пределах проводится хозяйственная деятельность, направленная на выполнение возложенных на парк задач, находятся населенные пункты, объекты коммунального назначения парка, а также земли других землевладельцев и землепользователей, включены в состав парка, на которых хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований и ограничений, установленных для зон антропогенных ландшафтов биосферных заповедников. {Абзац пятый части первой статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} {Часть первая статьи 21 с изменениями, внесенными Законом N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99} На территории зоны регулируемой рекреации, стационарной рекреации и хозяйственной зоны запрещается любая деятельность, которая приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды и снижение рекреационной ценности территории национального природного парка. Зонирование территории национального природного парка, рекреационная и иная деятельность на его территории проводятся соответствии с Положением о национальном природном парке и Проекта организации территории национального природного парка, охраны, воссоздания и рекреационного использования его природных комплексов и объектов, утверждается центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. {Часть третья статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1287-XIV ( 1287-14 ) от 14.12.99 } Статья 22. Рекреационная деятельность на территории национальных природных парков Рекреационная деятельность на территории национальных природных парков организуется специальными подразделениями администрации парков, а также другими предприятиями, учреждениями и организациями на основании договоров с администрацией парка. ГЛАВА 4. Региональный ландшафтный парк Статья 23. Статус и задачи региональных ландшафтных парков Региональные ландшафтные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями местного или регионального значения, создаются с целью сохранения в естественном состоянии типичных или уникальных природных комплексов и объектов , а также обеспечение условий для организованного отдыха населения. Региональные ландшафтные парки организуются с изъятием или без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их владельцев или пользователей. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} В случае необходимости изъятия земельных участков, водных и других природных объектов для нужд региональных ландшафтных парков осуществляется в порядке, установленном законодательством Украине. На региональные ландшафтные парки возлагается выполнение таких задач: сохранения ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов; создание условий для эффективного туризма, отдыха и других видов рекреационной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов; содействия экологической образовательно-воспитательной работе. Статья 24. Структура территории и требования по охране природных комплексов и объектов региональных ландшафтных парков На территории региональных ландшафтных парков с учетом природоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной и других ценностей природных комплексов и объектов, их особенностей проводится зонирование с учетом требований, установленных для территорий национальных природных парков. {Часть первая статьи 24 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Проект организации территории регионального ландшафтного парка, охраны, воссоздания и рекреационного использования его природных комплексов и объектов и порядок его реализации утверждаются государственным органом, принял решение о организацию парка. ГЛАВА 5. ЗАКАЗНИКИ Статья 25. Статус и задачи заказников заказника объявляются природные территории (акватории) с целью сохранения и воспроизводства природных комплексов или их отдельных компонентов. Объявление заказников производится без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их собственников или пользователей. Статья 26. Основные требования относительно режима заказников На территории заказника ограничивается или запрещается охота и деятельность, противоречащую целям и задачам, предусмотренным положением о заказнике. {Часть первая статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Хозяйственная, научная и иная деятельность, которая не противоречит целям и задачам заказника, проводится с соблюдением общих требований по охране окружающей природной среды. Собственники или пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных заказником, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения. ГЛАВА 6. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ Статья 27. Статус и задачи памятников природы Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные образования, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, познавательное и культурное значение, с целью сохранения их в естественном состоянии. {Часть первая статьи 27 с изменениями, внесенными Законом N 1826-VI ( 1826-17 ) от 21.01.2010} Объявления памятников природы осуществляется без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их владельцев или пользователей. Статья 28. Основные требования относительно режима памятников природы На территории памятников природы запрещается любая деятельность, угрожает сохранению или приводит к деградации или изменения первоначального их состояния. Собственники или пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных памятниками природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения. ГЛАВА 7. заповедных урочищ Статья 29. Статус и задачи заповедных урочищ заповедных урочищ объявляются лесные, степные, болотные и другие обособленные целостные ландшафты, которые имеют важное научное, природоохранное и эстетическое значение, с целью сохранения их в естественном состоянии. Объявления заповедных урочищ производится без изъятия земельных участков, водных и других природных объектов у их владельцев или пользователей. Статья 30. Основные требования относительно режима заповедных урочищ На территории заповедных урочищ запрещается любая деятельность, нарушает естественные процессы, происходящие в природных комплексах, включенных в их состав, согласно требований , установленными для природных заповедников. Собственники или пользователи земельных участков, водных и других природных объектов, объявленных заповедными урочищами, берут на себя обязательства по обеспечению режима их охраны и сохранения. ГЛАВА 8. ботанические сады Статья 31. Статус и задачи ботанических садов Ботанические сады создаются с целью сохранения, изучения, акклиматизации, размножения в специально созданных условиях и эффективного хозяйственного использования редких и типичных видов местной и мировой флоры путем создания, пополнения и сохранения ботанических коллекций, ведения научной, учебной и просветительной работы.
|