З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об утверждении Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года
Кварциты и кварцевый песок для металлургии и производства стекла Этот вид сырья относится к категории Г. В Украину для производства огнеупоров (динаса, муллита, мертель, ферросплавов и кристаллического кремния) используются кварциты, кварцитоподибни песчаники и кварцевый песок. Они обнаружены и разрабатываются в разновозрастных геологических образованиях территории Украины. В этом направлении предусматриваются: поисковая оценка ресурсов месторождения кварцитов на Севостянивський площади Южного Донецкого бассейна для нужд черной металлургии; оценка запасов высококачественных кварцитов украинских кристаллического щита и его склонов для нужд цветной металлургии Украины; оценка ресурсов и запасов песка стеклянного в пределах перспективных участков Полтавской и смежных областей. Полевой шпат Этот вид сырья относится к категории Г. На территории Украины в пределах Украинского кристаллического щита широко развиты полевошпат породы архей-протерозоя. Пегматиты 33 полей локализации тяготеют к массивам гранитов различных комплексов, где образуют скопления преимущественно жильных тел средней мощностью 3-8 метров, часто дифференцированной строения. Блочная и Пегматитовая зоны этих жил составляют промышленный интерес как полевошпатовое сырье. Создан минерально-сырьевой комплекс в течение многих лет не обеспечивает потребности промышленности Украины в полевошпатового сырья, поэтому каждый завозилось около 300 тыс. тонн полевошпатового концентрата из редкоземельных месторождений Карелии и Узбекистана. Месторождения, разрабатываемые в Украину, поставляющие сырье низкого качества. Для решения проблемы полевошпатового сырья необходимо выполнить работы по технологии обогащения щелочных каолинов, а также провести поиск и разведку новых месторождений высококачественной полевошпатового сырья. В этом направлении предусматриваются: прогнозная оценка сырья на месторождениях пегматита, что разрабатываются, - Балка Великого Лагеря в Приазовье и месторождений щелочных каолинов - Просянивське в Днепропетровской области и Дибровский в Житомирской области; внедрение отечественных технологий обогащения щелочных каолинов; проведение поисков и поисково-оценочных работ в перспективных районах. Графит Этот вид сырья относится к категории В. Месторождения кристаллического графита обнаружены в пределах Украинского кристаллического щита, где образуют украинских графитоносну провинцию. Государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено шесть месторождений кристаллического графита с общими запасами 17,4 млн тонн графита. Разрабатывается одно Завальивське месторождение с общими запасами 6,8 млн тонн графита. Готовится к разработке Балахивське месторождение, общие запасы которого составляют 2,1 млн тонн графита. В этом направлении предполагается поисковая оценка запасов и ресурсов графита на перспективных участках и на флангах известных месторождений. Техногенная сырье Этот вид сырья относится к категории Г. В процессе добычи, обогащения, переработки, транспортировки, хранения полезных ископаемых образуются промышленные отходы в виде вскрышных пород, хвостов флотации и гравитации, фосфогипса, дефеката, металлургических шлаков, золошлаков, различных шламов, ила, сточных вод и т.п.. Ежегодный объем отходов составляет в Украине только в твердой фазе 0600000000 куб. метров. На площади более 50 тыс. гектаров накоплено около 8,6 млрд куб. метров (23-25 ??млрд тонн) твердых промышленных отходов, из которых 0,1-0,12 млрд куб. метров используются ежегодно для производства преимущественно строительных материалов и минеральных удобрений, а остальные остается в отвалах. За предыдущие годы почти во всех областях Украины были проведены рекогносцировочные работы в местах накопления отходов. В этом направлении предусматриваются: продолжение работ по формированию базы данных техногенных месторождений Украины; геолого-экономическая оценка техногенных накоплений находятся в государственной или коммунальной собственности. Геологические, эколого-геологические и другие исследования территории Украины Геологическое картирование территории Украины Геологическое картирование территории дает возможность оценивать перспективы развития сырьевой базы, сочетать рациональное использования недр с экологической безопасностью и создавать условия для устойчивого развития государства. Получение положительного эффекта от выполнения гидрогеологических, экологических и инженерно-геологических работ и исследований достигается лишь в случае, если они выполняются на надежной геологической основе соответствующего масштаба . С учетом этого геологические карты определенных масштабов является необходимой основой: поисково-разведочных работ по различным видам полезных ископаемых изучение геологических особенностей территорий с целью стратегического планирования развития регионов; специализированных геологических исследований с целью наземного подземного строительства, в том числе не связанного с разработкой месторождений полезных ископаемых, определении мест захоронения опасных веществ и т.п. ; оценки эколого-геологических условий и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного происхождения в рамках конкретной территории и прогноза этих явлений на будущее целевого картирования инженерно-геологических и гидрогеологических условий с оценкой их изменений в пространстве и времени; оценки и прогнозирования состояния геологической среды в пределах техногенно нагруженных территорий, прежде всего в рамках горнодобывающих регионов; определение особенностей развития и прогноза опасных эндогенных и экзогенных геологических процессов и явлений и выявление активных геодинамических зон и зон разуплотнения горных пород; регионального прогнозирования повышения сейсмичности под влиянием изменений инженерно-геологических условий в регионах со значительным влиянием хозяйственной деятельности на геологическую среду (горнопромышленные районы, промышленно-городские агломерации , зоны влияния АЭС и т.п.); развития и рационального использования минерально-сырьевой базы регионов (поиск и разработка новых полезных ископаемых, в том числе газогидратов акватории Черного моря). Несмотря на определенные достижения в решении указанных проблем и обеспечении потребностей экономики, а также в обеспечении экологической безопасности и фактического состояния изученности, полученные преимущественно под время проведения геологического изучению ранее закартированы площадей масштаба 1:200000 (ГДП-200) и отражены на картах, входящих в комплект Государственной геологической карты Украины масштаба 1:200000 (Госгеолкарты-200), они в полной степени не обеспечивают потребностей настоящего. Сейчас около 75 процентов территории Украины охвачены работами, связанными с созданием Госгеолкарты-200 (от подготовительного периода ГДП-200 к уже выданных комплектов карт). Во многом среднемасштабные карты не отвечают современным требованиям. В странах Европейского Союза выдаются карты геологического содержания масштаба 1:50000 и крупнее. С учетом этого приоритетными видами геологического картирования территории Украины: завершения работ по ГДП-200 с целью составления Госгеолкарты-200; проведение геологической съемки и геологического изучению площадей масштаба 1:50000 с целью создания Госгеолкарты-50 как многоцелевой основы недропользования и другого хозяйства; издание комплектов Госгеолкарты-200 и Госгеолкарты-50, а также сводных мелкомасштабных карт геологического содержания территории Украины и отдельных регионов. С целью изучения перспектив потенциальных рудоносных структур и площадей отношении определенных видов полезных ископаемых, оценки их прогнозных ресурсов и выделения площадей (участков), перспективных для выявления месторождений этих полезных ископаемых, предусмотрено проведение геологопрогнозного картирования, основные объемы которого будут выполнены при реализации второго этапа Программы. В этом направлении предусматриваются: геологическое изучению площадей в масштабе 1:200000 на площади 120 тыс. кв. километров; геологическая съемка в масштабе 1:50000 на площади 300 тыс. кв. километров; геолого-прогнозное картирование в масштабе 1:200000 на площади 50 тыс. кв. километров; подготовка геофизических основ под геологическое изучению площадей в масштабах 1:200000 и 1:50000 на площади 80 тыс. кв. километров; гидрогеологическое и инженерно-геологическое картирование в масштабе 1:200000 на площади около 190 тыс. кв. километров; гидрогеологическое и инженерно-геологическое картирование в масштабе 1:50000 на площади около 18 тыс. кв. километров; обобщение геолого-геофизической информации по результатам проведенных ранее работ с составлением комплектов карт шельфа Черного и Азовского морей в масштабе 1:500000; проведение комплексного геологического, инженерно-геологического и эколого-геологического картирования шельфа Черного и Азовского морей в масштабе 1:200000 с составлением комплектов карт многоцелевого назначения; геологическая съемка шельфа в масштабе 1:50000 в прибрежных акваториях Черного и Азовского морей. Работы по геологическому картированию выполняются комплексно с необходимыми объемами геофизических (опережающих и сопровождающих геологическое картирование), геохимических, аэрокосмических, лабораторно-аналитических и других исследований с обязательным их научно-методическим сопровождением отраслевой и академической наукой. Основным результатом региональных геологических, гидрогеологических, эколого-геологических исследований есть комплекты карт разных масштабов общего и целевого содержания, предназначенные для дальнейших геологоразведочных и природоохранных работ, потребностей строительства, сельского хозяйства, добывающих и других видов хозяйственной деятельности. Всего на период одов предусмотрено издание комплектов Госгеолкарты-200 на более 100 листах и ?? Госгеолкарты-50 на более 600 листах. Гидрогеологические, инженерно-геологические и эколого-геологические работы Доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении населения Украины составляет лишь около 30 процентов, тогда как в государствах Евросоюза водоснабжения для коммунальных потребностей преимущественно базируется на подземных водах, удельный вес которых в общем водопотреблении для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд составляет 70 процентов. время разведанные месторождения подземных вод Украины освоены лишь на 20-25 процентов. Значительное количество разведанных месторождений не используется, а некоторые из них уже непригодны для эксплуатации в связи с застройкой территории, добычей гравийно-галечных отложений Карпатских рек, загрязнением водоносных горизонтов в пределах мелиоративных систем, на участках расположения фильтрующих накопителей, техногенных отвалов, свалок и т.д.. Указанные обстоятельства обусловливают настоятельную необходимость проведения переоценки прогнозных и перспективных ресурсов, а также эксплуатационных запасов подземных вод с целью определения реальных перспектив обеспечения потребностей государства в экологически чистой питьевой воде. Остаются актуальными проблемы обеспечения качественной питьевой водой южных и восточных регионов государства, горнопромышленных районов (Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской областей, Автономной Республики Крым, Донецкого бассейна, Криворожского бассейна, Прикарпатье и т.п.). Актуальны также работы по дальнейшему поиску и разведке новых месторождений питьевых, технических, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод. На территории Украины продолжаются накопления твердых бытовых и промышленных отходов, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, выбросы в атмосферу горнодобывающих и промышленных предприятий, что в отдельных регионах превышают предельно концентрации и защитные возможности почв, горных пород и подземных вод. Все это обусловило загрязнения подземных вод основных водоносных горизонтов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения (Донецкий бассейн, Криворожский бассейн, Прикарпатье, Крым, Приазовье, Приднепровье т.п.). На 80 процентах территории Украины верхняя часть горных пород земной коры возбуждено влиянием горных работ, промышленно-городской застройки, мелиорации земель, гидротехнического строительства, что обусловило загрязнение подземных водных ресурсов, развитие и активизацию опасных экзогенных геологических процессов (оползней, оседания и просадки, подтопления, карстовых процессов и т.п.) и повышение сейсмичности. Эколого-геологические проблемы многих регионов существенно усложняются негативными последствиями закрытия горнодобывающих предприятий, шахт и разрезов. На региональном уровне недостаточно исследовано влияние на условия жизнедеятельности зон тектонических нарушений, повышенной миграции в их пределах радона, паров ртути, метана, углекислого газа, развития геофизических полей и их влияние на устойчивость сооружений и формирования инженерно-геологических условий, особенно в горнопромышленных регионах. Учитывая указанные проблемы в направлении гидрогеологических, инженерно-геологических и эколого-геологических работ предусматриваются: исполнения переоценки прогнозных и перспективных ресурсов, а также эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, лечебных, теплоэнергетических и промышленных нужд; < br> проведение поиска и разведки питьевых, технических, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод для обеспечения потребностей народного хозяйства; продолжение ежегодного бурение артезианских разведывательно-эксплуатационных скважин (примерно 100) с целью обеспечения населения экологически чистой питьевой водой, прежде в регионах, пострадавших от последствий стихийного бедствия, в южных и восточных регионах страны, в регионах с ограниченными ресурсами питьевой воды, а также на территориях с интенсивным техногенной нагрузкой; исполнения эколого-геологических исследований на территориях, имеют интенсивную техногенную нагрузку, с целью определения факторов и количественных показателей его воздействия на геологическую среду с разработкой мероприятий по минимизации такого воздействия на условия жизнедеятельности в пределах этих территорий; продолжение инженерно-геологических работ по выявлению и оценки развития опасных геологических процессов, прежде подтопления, как процесса, имеющего региональное развитие и способствует активизации других опасных экзогенных геологических процессов (оползней, проседания и оседание земной поверхности, карста и суффозии и т.п.) и обусловливает повышение сейсмической безопасности; проведение оценки риска региональных изменений инженерно-сейсмогеологических условий в пределах горнопромышленных районов Украины, расположения АЭС, гидротехнических сооружений, промышленно-городских агломераций; выполнения специальных исследований по обеспечению рационального и экологически безопасного недропользования, ликвидационный тампонаж поисково-разведочных и эксплуатационных скважин с целью предотвращения загрязнения подземных вод; проведение мониторинга геологической среды (геохимического состояния ландшафтов, подземных вод с оценкой их ресурсов, экзогенных геологических процессов и т.п.); продолжение специальных эколого-геологических исследований в прибрежных акваториях Черного и Азовского морей, прежде всего в районах устья реки Дунай, Днепровского лимана, островов Змеиного и Тузлы. Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечение работ современным техническим оборудованием, приборами и аппаратурой, должны соответствовать мировому техническому уровню. Все указанные работы требуют научно-методического сопровождение отраслевых и академических научных учреждений. Геологоразведочные работы на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Проведение геологических, геофизических и буровых работ многими странами в последние годы показало, что шельфовые зоны и континентальные склоны являются высокоперспективных на множество видов минерального сырья, в том числе нефть и газ. Эти работы подтверждают практическую возможность освоения шельфа, а также его экономическую ценность. Украина как морская держава проводит различные геологические исследования в акватории в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины. Стратегия развития геологоразведочных работ на континентальном шельфе Черного и Азовского морей заключается в проведении средне-и мелкомасштабного (соответственно 1:200000 и 1:50000) геологического картирования дна морей. Оно проводится с целью получения комплексной и графически систематизированной геологической (геолого-еофизичнои) информации, необходимой для создание соответствующей основы, обеспечивает решение проблем изучение и освоение дна акваторий (береговых зон) , в частности рационального природопользования, оценки минерально-сырьевых ресурсов, а также всех видов исследований моря, охраны окружающей среды, для подводного строительства, в том числе нефте-и газопроводов, сооружений для разведки и добычи углеводородов, геологического изучения, прогноза, поисков и добычи полезных ископаемых, для нужд Министерства иностранных дел Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины и т.п.. С целью расширения минерально-сырьевой базы за счет участия в международных проектах по освоению перспективных участков мирового океана Правительством Украины подана официальная заявка о намерении Украины присоединиться к совместной международной организации "Интерокеанметал". В этом направлении предусматриваются: в акватории Черного и Азовского морей: геолого-съемочные работы среднемасштабные - на всей территории шельфа; геолого-съемочные работы крупномасштабные - в береговых зонах и на некоторых отдельных участках; поисковые работы (как сопутствующие) на строительные материалы, сапропель, россыпи титана и циркония, благородные и цветные металлы, минеральные соли и грязи; международное сотрудничество в области геологического изучения дна Черного и Азовского морей; поиск в акватории Черного и Азовского морей месторождений углеводородного сырья, в том числе газогидратов; сапропеля, строительных материалов и изучение золотоносности; поиск и разведка в Мировом океане месторождений полиметаллических и железо-марганцевых конкреций, отработка техники, технологии их добычи и переработки. Предполагается проведение работ по счет негосударственных инвестиций, объемы которых на втором этапе выполнения Программы составляют более 7 млрд гривен (приложение 2). Глубинное исследование недр Последняя четверть XX века для многих стран (Россия, США, Германия, Япония, Канада, Франция, Швеция, Великобритания, Китай т.п.) отметилась реализацией нового этапа изучения земли - континентального бурения в научных целях. Результаты континентального бурения позволили по-новому подойти к решения фундаментальных проблем эволюции земной коры и решения отдельных практических вопросов геомеханики и температурного режима пород. Все глубоких и сверхглубоких скважин после завершения бурения предусматривается переоборудовать на мониторинговые геологические лаборатории (полигоны или геообсерватории), поскольку эти объекты являются уникальными искусственными каналами в земной коре и несут разноплановую информацию для всех отраслей науки о Земле. В этом направлении предполагается создание и функционирование в Криворожском бассейне мониторинговой геологической лаборатории на базе Криворожского сверхглубокой (5422 метра) скважины. Главным задачей этой лаборатории является регистрация и сбор данных о вариациях различных полей в скважине в интервале 2800-5300 метров и вокруг с целью получения информации об изменениях характеристик геологического среды на разных глубинах и во времени , что и будут учтены при проектировании и строительстве подземных объектов для экологически безопасной утилизации активных промышленных отходов, а также использованы в случае решения других теоретических и практических проблем геологии. Геофизические исследования Геофизические исследования по прогнозированию землетрясений Сейсмическое положение окружающей среды в регионах, где сосредоточено большое количество месторождений полезных ископаемых и прогнозных ресурсов минерального сырья, в частности углеводородов на шельфе Черного и Азовского морей, требует надлежащего учета и оценки рисков, связанных с сейсмическими явлениями. С целью обеспечения функционирования единой сети гидрогеодеформацийного мониторинга и вариаций геофизических полей, необходимой для реализации долгосрочного и среднесрочного прогноза геодинамического состояния территории Украины, создание банка гидрогеодеформацийних и других геофизических данных для оценки риска геодинамических событий, повышения безопасности деятельности промышленных предприятий, в том числе горнодобывающих и проживания населения в сейсмоопасных регионах, на период до 2030 года в этом направлении предусматриваются: проведения режимных сейсмологических и связанных с ними геофизических наблюдений; исполнения сейсмопрогностичних исследований на основе комплексного анализа сейсмологических и геолого-геофизических данных оперативный анализ параметров землетрясений на территории Украины и сопредельных территориях, сильных землетрясений на планете , а также ядерных взрывов на иностранных испытательных полигонах; оперативное обеспечение центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, территории которых расположены в сейсмоопасных районах, информации о землетрясениях и их возможные последствия ; образования центрального банка геофизических данных, в частности для обеспечения межрегионального и международного обмена геофизической информацией; разработка карт сейсмического районирования территории Украины; информационное обеспечение работ по сейсмическому районированию территории Украины, оценки потенциальной сейсмической опасности, сейсмостойкого строительства, а также фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблем землетрясений. Региональные геофизические исследования Комплекс региональных геофизических исследований включает методы, позволяющие получать сведения о физическом состоянии литосферы и ее связь с тектонической строением регионов распространения месторождений полезных ископаемых . Комплекс геофизических и геохимических методов включает сейсмологические исследования, изучения гравиметрического поля, магнитные наблюдения и тому подобное. Целью региональных геофизических (и геохимических) исследований вдоль геотраверсив является получение предварительных данных о тектонической строение, структуру, распространение геологических образований, особенности их внутреннего строения и вещественного состава, прогноз перспективных участков и предварительные выводы относительно закономерностей размещения полезных ископаемых. Указанные исследования также проводятся в случае поиска месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов, а также для решения конкретных задач при прогнозно-геологических исследований. Комплексирование геофизических методов выполняется с учетом геологических задач, в том числе по поиску конкретных видов полезных ископаемых, а также с учетом геологического строения района, глубины залегания структурного этажа подлежит изучению, и т.д.. Региональные геофизические исследования планируется проводить на суше и в акваториях Черного и Азовского морей вместе с геологическими организациями других стран. Техническое переоснащение На сегодня значительная часть предприятий геологической отрасли находится в положении, отличающийся существенным износом и моральная устарелость многих позиций технического оснащения, заметная доля которого приобретена еще в времен СССР. Наметилась тенденция отставания отрасли по этим показателям от ведущих стран мира, а по отдельным позициям даже от стран ближнего зарубежья, существенно тормозит развитие минерально-сырьевой базы в целом. Программой предусматривается направить на техническое переоснащение отрасли средства в объеме до 30 процентов расходов на геологоразведочные работы в течение одов. В последующие оды на техническое переоснащение направить средства в объеме до 10 процентов расходов на геологоразведочные работы. При этом предусматривается концентрация усилий в следующих направлениях: буровые станки и буровое оборудование; геофизическая аппаратура и оборудование, в том числе сейсморазведочных техника, суда для морских работ, обеспечение геофизических исследований скважин и полевой геофизики; оборудование для эколого-геологических исследований; другое технологическое оборудование для выполнения геологоразведочных работ, автотранспорт для полевых работ, а также геодезическое оборудование; лабораторное оборудование, в том числе спектрометр ICP-MS типа NEPTUNE; техническое и программное обеспечение обработки информации реконструкция производственных помещений. Раздел IV МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ Нормативно-правовое обеспечение Выполнение Программы требует совершенствования нормативно-правовых актов, в частности подготовки новой редакции Кодекса Украины о недра, усовершенствование методики расчетов начальной цены продажи специальных разрешений на пользование недрами , критериев определения победителей конкурсов (аукционов) на пользование недрами и на право заключения соглашений о разделе продукции, ответственности пользователей недр за выполнение инвестиционных соглашений, проектной документации на разработку месторождений, ликвидации последствий недропользования, осуществление вторичных сделок купли-продажи прав на пользование недрами в соответствии с практикой развитых стран мира. Научное обеспечение Для научного обеспечения выполнения Программы предусматриваются: научное сопровождение геологоразведочных работ от прогнозной оценки нефтегазоносных районов к поиску и разведки месторождений углеводородного сырья; научно-методических исследований, направленных на повышения эффективности геологоразведочных работ по металлических и неметаллических полезных ископаемых, угля, метана угольных месторождений; разработка новых и совершенствование действующих методик по регионального изучения недр; подготовка научных разработок и методических рекомендаций по комплексного изучения недр; разработка новейших методик технологического обогащения руд, совершенствование технических средств сооружения колонковых и глубоких разведочных скважин; научная разработка и внедрение новейших экологически чистых и безопасных технологий в процессы использования полезных ископаемых и реабилитации земель, на которых осуществлялся добычу полезных ископаемых разработки новых методик по оценке прогнозных и перспективных ресурсов подземных вод, поисков и оценки запасов месторождений подземных вод в условиях техногенной нагрузки на геологическую среду в Украине, а также эксплуатационных запасов подземных вод с целью оперативного обеспечения дальнейшего совершенствования водоснабжения за счет этих запасов потребностей общества; разработка и усовершенствование методики, осуществления научного сопровождения работ по гидрогеологии, инженерно-геологического и эколого-геологического картирования и картографирование мониторинга экологического состояния геологической среды, мониторинга геохимического состояния ландшафтов, прогнозирования развития экзогенных процессов в условиях интенсивного освоения территории, а также научное сопровождение при проведение указанных работ. Этапы выполнения Программы Программа рассчитана на период до 2030 года и будет выполняться в три этапа. Первый этап - оды. На первом этапе предусматривается осуществление комплекса первоочередных организационных, правовых и научно-технических мероприятий, направленных на решение важнейших проблем обеспечения горнодобывающих предприятий минеральным сырьем, формирования оптимального распределения задач и программ развития и использования минерально-сырьевой базы за каждой из четырех категорий полезных ископаемых и по конкретным видам сырья, а также создание благоприятных условий для привлечения к финансированию геологического изучения недр отечественных и зарубежных инвестиций. {Абзац третий подразделения раздела IV с изменениями, внесенными согласно Закону N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012} Кроме того, на первом этапе предусматривается провести коренное техническое переоснащение предприятий геологической отрасли для их успешной и эффективной деятельности в условиях рыночной экономики. Второй этап - оды: формирование сбалансированной нормативно-правовой базы для дальнейшего выполнения Программы; осуществление основных мероприятий, направленных на совершенствование структуры и функциональной нагрузки составляющих минерально-сырьевого комплекса, связанных с использованием стратегически важных для экономики Украины полезных ископаемых ; утверждение и выполнение программ, контрольных производственных и финансовых годовых показателей развития и использования минерально-сырьевой базы по категориям полезных ископаемых на период до 2020 года; < br> просмотр и корректировка Программы в 2019 году для обеспечения ее сбалансированного выполнения на третьем этапе (оды); определение приоритетов государственной минерально-сырьевой политики относительно использования стратегически важных для экономики Украина полезных ископаемых относительно направлений и механизмов привлечения отечественных и иностранных инвестиций; формирование перспективных планов финансирования процессов выполнения Программы и определение соотношения государственных финансовых ресурсов, кредитно-банковских ресурсов, собственных фондов предприятий, организаций и учреждений минерально-сырьевого комплекса, внутренних и внешних инвестиций в общем объеме финансирования мероприятий по выполнению Программы. Третий этап - оды: реализация основного объема перспективных целей и задач Программы; ускоренное развитие минерально-сырьевой базы, прогрессивное рост темпов и объемов использования стратегически важных для экономики Украины полезных ископаемых; увеличение объемов экспорта сырья, промежуточных и конечных продуктов ее переработки; постепенное уменьшение зависимости от импорта сырья, в том числе за счет выполнения работ украинскими специалистами за рубежом; превращения Украины в государство, являющееся важной составляющей мирового минерально-сырьевого комплекса по объемам использования стратегически важных полезных ископаемых и по масштабам привлечения иностранных инвестиций. Международное сотрудничество Международное сотрудничество по вопросам геологического изучения и использования недр унификации национального законодательства с законодательством Европейского Союза. Для оперативного решения проблем недропользования стран СНГ и разработка первоочередных мер по координации и развития сотрудничества в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов Государственная служба геологии и недр Украины вести деятельность в рамках Межправительственного совета стран СНГ. С целью изучения иностранного, прежде европейского, опыта организации геологических служб, ознакомления с новейшими научно-техническими разработками в области геологического изучения недр, гармонизации законодательства в сфере недропользования Государственная служба геологии и недр Украины также принимать участие в деятельности Ассоциации геологических служб стран Европы. Развитие двустороннего сотрудничества в области геологии и использования недр с другими странами будет способствовать экономному и комплексному использованию минеральных ресурсов Украины, привлечению новых методик и технологий исследования геологического строения недр, применяющих геологические службы и геологоразведочные компании развитых стран, а также позволит предотвратить многие негативным геологическим последствиям, связанным с добычей и переработкой полезных ископаемых на приграничных территориях ( Закарпатье, Донецкий бассейн и т.д.). Ожидаемые результаты выполнения Программы Ожидаемыми результатами выполнения Программы являются: открытие и разведка новых месторождений топливно-энергетического сырья; создание собственного производства необходимых видов минерального сырья, ввозимых из других стран и без которых невозможна работа действующих металлургических и других предприятий (хромовые и хромоникелевые руды , флюорит, фосфатное сырье, форстерит огнеупоры) развитие собственной минерально-сырьевой базы важнейших стратегических видов полезных ископаемых (золота и других благородных металлов, скандия, лития, редких земель и др.); подготовка новых месторождений для выгодной эксплуатации в будущем собственными силами Украины и с использованием зарубежных инвестиций; проведение силами специализированных государственных различных видов геологоразведочных работ (в том числе разведочных и эксплуатационных) в странах третьего мира; комплексная геологическая, гидрогеологическая, инженерно-геологическая и эколого-геологическая оценка, картирование и картографирование территории Украины; переоценка прогнозных и перспективных ресурсов питьевых подземных вод, определения реальной схемы водоотбора подземных вод, которая позволит определить перспективы обеспечения пресными подземными водами потребителей в разных регионах Украина и в связи с этим конкретные планы проведения поисково-разведочных работ для решения проблем водоснабжения населения. Раздел V ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ Предполагается, что объем общего финансирования Программы составит 189 053 990 000 гривен, из них: средств государственного бюджета - 26119130000 гривен; других источников финансирования - 162 934 860 000 гривен; в том числе: первый этап выполнения Программы (оды) соответственно - 1730420000 гривен и 10689700000 гривен; второй этап выполнения Программы (оды) соответственно - 8952040000 гривен и 55882620000 гривен; третий этап выполнения Программы (оды) соответственно - 15436670000 гривен и 96362540000 гривен.
Приложение 1 Программе ПАСПОРТ Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы УКРАИНА НА ПЕРИОД ДО 2030 года
1. Концепция Программы одобрена постановлением Кабинета Министров Украины от 9 марта 1999 года N 338 ( 338-99-п ). 2. Программа утверждена Законом Украины от 21 апреля 2011 N 3268-VI. 3. Государственный заказчик - Министерство экологии и природных ресурсов Украины. 4. Руководитель Программы - председатель Государственной службы геологии и недр Украины. 5. Исполнитель мероприятий Программы - Государственная служба геологии и недр Украины. 6. Сроки выполнения Программы: оды. 7. Прогнозные объемы и источники финансирования: -------------------------------------- ---------------------------- | Источники | Объем | В том числе по годам | | финансирование | финансирование, | -------------------------------- --- | | млн гривен | первый этап | второй этап | третий этап | | ----------- + ----------- + ----------- | | 2011-2012 | 2013-2020 | 2021-2030 | | -------------- + ------------- + -------- --- + ----------- + ----------- | | Государственный | 26119,13 | 1730,42 | 8952,04 | 15436,67 | | бюджет | | -------------- + ------------- + -------- --- + ----------- + ----------- | | Другие источники | 162934,86 | 10689,7 | 55882,62 | 96362,54 | | -------------- + ------------- + -------- --- + ----------- + ----------- | | Всего | 189053,99 | 12420,12 | 64834,66 | 111799,21 | -------------------------------------- ----------------------------
Приложение 2 Программе ЗАДАЧИ И МЕРЫ по выполнению Общегосударственной программы минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года
| Наименование | Наименование | Значение показателя | Наименование мероприятия | Главный | Источники | Прогнозный | В том числе по годам | | задачи | показателя | --------------------------------- ------ | распорядитель | финансирования | объем | | всего | в том числе по годам | бюджетных | (государственный, | финансовых | | ------------------------------ | средств | местный | ресурсов | ----------------------------------------- | | первый этап | второй | третий | бюджет, | для | первый этап | второй | третий | | этап | этап | др.) | выполнения | этап | этап | | ------------- + ------- + -------- | задач, | ------------------- + ---------- + ---------- | | 2011 | 2012 | 2013 - | 2021 - | млн | 2011 | 2012 | 2013 - | 2021 - | | 2020 | 2030 | гривен | 2020 | 2030 | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | 1. Топливно-энергетические ресурсы | | 1. Наращивание | прирост запасов | проведения | Минприроды | | минерально-| и ресурсов (по | геологоразведочных | | сырьевой базы | средства государственного | работ | | нефти, газа, | бюджета): | | конденсата | нефти и | 72,5 | 3 | 3,1 | 26,4 | 40 | государственный | 7287,2 | 265,45 | 245,45 | 2487 , 29 | 4289,01 | | конденсата, млн | бюджет | | тонн | 538,57 | 22,29 | 23,03 | 196,11 | 297,14 | другие | 88873,57 | 2822,73 | 3008,02 | 30481,43 | 52561,39 | | источники | | | газа, млрд куб. | 287 | 11,6 | 11,8 | 103,6 | 160 | государственный | 6084,73 | 223,26 | 204,55 | 2072,74 | 3574,18 | | метров | бюджет | | | 2056,83 | 83,13 | 84,57 | 742,47 | 1146,67 | другие | 74061,3 | 2352,27 | 2506,68 | 25401,19 | 43801,16 | | источники | | | Всего | государственный | 13341,93 | 488,71 | 450 | 4560,03 | 7863,19 | | бюджет | | ------------ + ---------- + ---- ----- + --------- + ---------- + ---------- | | другие | 162934,87 | 5175 | 5514,7 | 55882,62 | 96362,55 | | источники | | ------------ + ---------- + ---- ----- + --------- + ---------- + ---------- | | вместе | 176296,8 | 5625 | 5964,7 | 60442,65 | 104225,74 | | 2. Наращивание | запасы | 1000 | 10 | 20 | 470 | 500 | проведения | - "- | государственный | 186,12 | 5,06 | 6,33 | 64,14 | 110,59 | | минерально-| промышленных | геологоразведочных | бюджет | | сырьевой базы | категорий, млн | работ | | уголь | тонн | | каменного | ---------------- + -------- + ------ + ------ + ------- + -------- | ---------- + --------- + - ------- + ---------- + ---------- | | прирост запасов, | 572,4 | 25 | 30 | 206,4 | 311 | 204,73 | 5,57 | 6,96 | 70,55 | 121,65 | | млн тонн | | ---------------- + -------- + ------ + --- --- + ------- + -------- | ---------- + --------- + ----- ---- + ---------- + ---------- | | оценка запасов и | 1602,6 | 70 | 90 | 571,8 | 870,8 | 223,34 | 6,08 | 7,59 | 76 , 96 | 132,71 | | перспективных | | ресурсов, млн | | тонн | | 3. Наращивание | запасы | 100 | 4 | 6 | 40 | 50 | проведения | Минприроды | государственный | 148,89 | 4,05 | 5,06 | 51,31 | 88,47 | | минерально-| промышленных | геологоразведочных | бюджет | | сырьевой базы | категорий, млн | работ | | угля бурого | тонн | | ---------------- + -------- + ------ + --- --- + ------- + -------- | ---------- + --------- + ----- ---- + ---------- + ---------- | | прирост запасов, | 103 | 1,5 | 4,5 | 41 | 56 | 55,84 | 1,52 | 1,9 | 19,24 | 33,18 | | млн тонн | | ---------------- + -------- + ------ + --- --- + ------- + -------- | ---------- + --------- + ----- ---- + ---------- + ---------- | | оценка запасов и | 670 | 30 | 50 | 220 | 370 | 111,68 | 3,04 | 3,8 | 38,48 | 66,36 | | перспективных | | ресурсов, млн | | тонн | | 4. Наращивание | оценка запасов и | 17 | 1 | 1,5 | 8 | 6,5 | поиски и разведка в | - "- | -" - | 130,28 | 3,54 | 4,43 | 44,89 | 77 , 42 | | минерально-| ресурсов, млн | рамках перспективных | | сырьевой базы | тонн | участков Харьковской, | | торфа | Полтавской и | | Сумской областей | | 5. Наращивание | прирост запасов | 9,5 | 0,3 | 0,3 | 3 | 5,9 | разведка месторождения | - "- | -" - | 186,12 | 5,06 | 6,33 | 64,14 | 110,59 | | минерально-| и ресурсов, | опытно-промышленной | | сырьевой базы | млрд куб. | Эксплуатацией | | метана угольных | метров | | месторождений | оценка запасов | 23,4 | 0,7 | 0,7 | 10 | 12 | проведения | - "- | -" - | 223,34 | 6,08 | 7,59 | 76,96 | 132,71 | | и ресурсов | геологоразведочных | | отдельных участков, | работ | | млрд куб. метров | ----------- + ------------ + ---------- + ------ --- + --------- + ---------- + ---------- | | вместе | 1470,34 | 40 | 49,99 | 506,67 | 873,68 | | 6. Наращивание | обеспечение | 11,4 | 0,5 | 0,5 | 4,2 | 6,2 | проведения | Минприроды | государственный | 335,35 | 8,67 | 11,42 | 115,72 | 199,54 | | минерально-| текущей | геологоразведочных | бюджет | | сырьевой базы | эксплуатации | работ | | урана | месторождений запасами | | промышленных | | категорий, | | условных | | единиц | | | прирост запасов, | 68,7 | 3 | 3 | 25,4 | 37,3 | разведка и подготовка | - "- | -" - | 670,7 | 17,35 | 22,84 | 231,43 | 399,08 | | условных | к промышленному | | единиц | освоение Криничанского | | и Новогурьивського | | месторождений | | | - "- | 46,7 | 2 | 2 | 17,3 | 25,4 | разведка и передача в | -" - | - "- | 558,91 | 14,46 | 19,03 | 192,86 | 332,56 | | промышленное освоение | | Апрельский, | | Партизанского, | | Кировского и Летнего | | месторождений | | | вместе | 1564,96 | 40,48 | 53,29 | 540,01 | 931,18 | | Итого по | 179339,1 | 5744,19 | 6067,98 | 61489,33 | 106030,6 | | разделу 1 | | в том числе | государственный | 16397,23 | 569,19 | 553,19 | 5606,71 | 9668,05 | | бюджет | | ------------ + ---------- + ---- ----- + --------- + ---------- + ---------- | | другие | 162934,87 | 5175 | 5514,7 | 55882,62 | 96362,55 | | источники | | 2. Металлические полезные ископаемые | | 7. Наращивание | прирост запасов | 850 | 50 | 50 | 300 | 450 | проведения | - "- | государственный | 52,24 | 1,76 | 1,76 | 17,88 | 30,84 | | минерально-| природно богатых | геологоразведочных | бюджет | | сырьевой базы | железных руд, | работ в пределах месторождения | | руд черных | млн тонн | "Сухая Балка" | | металлов | прирост запасов | 5100 | 250 | 250 | 2000 | 2600 | поисковая оценка | 62,7 | 2,12 | 2,12 | 21,46 | 37 | | естественно богатых | ГРУШКОВСКОЕ, | | железных руд, | Секретарского и | | млн тонн | Новоселицкого проявлений, | | разведка Песчанского, | | Савранского, | | Байбузивського и | | Молдавского месторождений в | | Среднем Побужье | | | - "- | 600 | 50 | 50 | 200 | 300 | переоценка ресурсов | Минприроды | государственный | 36,59 | 1,24 | 1,24 | 12,52 | 21,59 | | перспективных объектов | бюджет | | в Приазовье | | | прирост запасов | 690 | 50 | 50 | 240 | 350 | разведка Сергиевского, | - "- | -" - | 41,8 | 1,41 | 1,41 | 14,31 | 24,67 | | и ресурсов | Новоукраинского, | | железных руд, | Северо-Терсянського | | млн тонн | и Павловского месторождений | | (Запорожская область) | | | - "- | 180 | 20 | 20 | 60 | 80 | поисково-| -" - | - "- | 15,67 | 0,53 | 0, 53 | 5,36 | 9,25 | | оценочных работ | | (участка Ленина N 1, 2 | | и 3) | | | прирост ресурсов | 30 | 2 | 3 | 5 | 20 | оценка ресурсов | - "- | -" - | 31,35 | 1,06 | 1,06 | 10,73 | 18,5 | | марганцевых руд, | карбонатных марганцевых | | млн тонн | руд в междуречье Ингул - | | Ингулец | | | - "- | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | проведения поисков в | -" - | - "- | 36,59 | 1,24 | 1, 24 | 12,52 | 21,59 | | пределах Костромской | | участка | | Днепропетровской | | области | | | прирост запасов | 11,4 | 0,5 | 0,5 | 4,2 | 6,2 | подготовка к | - "- | -" - | 52, 24 | 1,76 | 1,76 | 17,88 | 30,84 | | и ресурсов | промышленного освоения, | | хромитовых руд, | утверждения запасов | | млн тонн | отдельных участков | | Капитановского рудного | | узла | | | прирост запасов | 4,6 | 0,4 | 0,4 | 1,2 | 2,6 | поисковая оценка и | Минприроды | государственный | 26,12 | 0 , 88 | 0,88 | 8,94 | 15,42 | | и ресурсов | разведка Пушкивського, | бюджет | | хромитовых руд, | Северо-| | | млн тонн | Липовенькивського и | | Липнягивського месторождений | | в Среднем Побужье | | | итого | 355,3 | 12 | 12 | 121,6 | 209,69 | | 8. Наращивание | прирост ресурсов | 4,8 | 0,5 | 0,5 | 1,2 | 2,6 | поисковая оценка | - "- | государственный | 7,81 | 0,25 | 0,26 | 2,68 | 4,62 | | минерально-| бокситовых руд, | рудопроявлений в пределах | бюджет | | сырьевой базы | млн тонн | палеодепресий в | | руд цветных и | Приднестровье | | легирующих металлов | прирост запасов | 6,8 | 0,5 | 0,6 | 2 | 3,7 | определения промышленного | - "- | -" - | 3,91 | 0,13 | 0,13 | 1,34 | 2,31 | | и ресурсов | значения и подготовка | | медных руд, млн | к разведке | | тонн | перспективных участков, | | оценка запасов и | | ресурсов меди | | Рафаловского рудного | | узла | | | - "- | 1,5 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 0,8 | разведка месторождения меди | -" - | - "- | 46,89 | 1,52 | 1,59 | 16,07 | 27,71 | | в пределах Волынского | | рудного района | | | - "- | 1,2 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,6 | разведка месторождения меди | -" - | - "- | 23,43 | 0,76 | 0,79 | 8,03 | 13,85 | | в пределах Северо-| | | Ратновской участка | | | прирост ресурсов | 0,9 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,4 | поиски в пределах | - "- | -" - | 11 , 73 | 0,38 | 0,4 | 4,02 | 6,93 | | медных руд, млн | перспективных | | тонн | рудопроявления Донбасса | | (Бахмутский котловина) | | и зеленокаменных | | структур | | (Днепропетровская | | область) | | | оценка и | 650 | 10 | 20 | 270 | 350 | проведения | Минприроды | государственный | 27,33 | 0,88 | 0,92 | 9,37 | 16 , 16 | | прирост ресурсов | геологоразведочных | бюджет | | никеля, | работ в пределах | | кобальта, | Деренюхивсько-| | | сопутствующих | Липовенькивськои зоны в | | платиноидов, | Среднем Побужье | | золота, а также | | бокситов, | | талька, | | вермикулита, | | тыс. тонн | | | прирост запасов | 120 | 4 | 6 | 50 | 60 | подготовка к | - "- | -" - | 15,64 | 0,51 | 0,53 | 5,36 | 9,24 | | и ресурсов | промышленного освоения, | | никеля, | оценка запасов и | | кобальта, | ресурсов промышленных | | сопутствующих | категорий | | платиноидов, | Захиднолащивського и | | золота, а также | Схиднолиповенькивського | | бокситов, | месторождений | | талька, | | вермикулита, | | тыс. тонн | | | прирост запасов | 200 | 20 | 20 | 60 | 100 | геолого-экономическая | - "- | -" - | 23,43 | 0,76 | 0,79 | 8,03 | 13,85 | | и ресурсов | оценка промышленного | | сульфидных | значение Прутивського | | медно-никелевых | месторождения и определения | | руд, тыс. тонн | целесообразности его | | разведки | | | прирост ресурсов | 1000 | 50 | 100 | 400 | 450 | поисково-| - "- | -" - | 35,16 | 1,14 | 1,19 | 12,05 | 20,78 | | никеля, кобальта | оценочных работ в | |