З А К О Н У К Р А И Н Ы
О сельскохозяйственной совещательной деятельности (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 38, ст.470) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2754-VI ( 2754 -17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 18, ст.129 N 5462-VI ( 5462 - 17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства "в соответствующем падеже согласно закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые основы осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности в Украине, регулирует отношения в этой сфере и направлен на улучшение благосостояния сельского населения и развитие сельской местности. Статья 1. Основные термины и понятия В этом Законе приведенные ниже термины и понятия употребляются в таком значении: консультационные услуги - услуги, предоставляемые субъектами сельскохозяйственной совещательной деятельности субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, сельскому населению, а также органам местного самоуправления и органам исполнительной власти; квалификационное свидетельство сельскохозяйственного советника, сельскохозяйственного эксперта-консультанта (далее - квалификационное свидетельство) - документ, подтверждающий достаточный профессиональный уровень подготовки сельскохозяйственного советника, сельскохозяйственного эксперта-консультанта по программе базовой подготовки для самостоятельного осуществления сельскохозяйственной совещательной деятельности; сертификат сельскохозяйственной совещательной службы (далее - сертификат) - документ, удостоверяющий право субъекта сельскохозяйственной совещательной деятельности на предоставление консультационных услуг путем внесения его в Реестр сельскохозяйственных совещательных служб (далее - Реестр совещательных служб); сельская местность - территории, находящиеся за пределами городов и является преимущественно зонами сельскохозяйственного производства и сельской застройки; сельскохозяйственная совещательная деятельность (далее - совещательная деятельность) - совокупность действий и мероприятий, направленных на удовлетворения потребностей личных крестьянских и фермерских хозяйств, хозяйственных обществ, других сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и хозяйствования, а также сельского населения в повышении уровня знаний и совершенствовании практических навыков прибыльного ведения хозяйства; сельскохозяйственная совещательная служба (далее - совещательная служба) - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, структурное подразделение аграрного учебного заведения, научно-исследовательского учреждения, которые внесены в Реестр совещательных служб, осуществляющих совещательную деятельность, в составе которых работает не менее трех советников, которые прошли регистрацию соответствии с законодательством и внесены в Реестр советников; { абзац седьмой статьи 1 в редакции Закона N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010} сельскохозяйственный советник (далее - советник) - физическое лицо, на профессиональной основе проводит совещательную деятельность, сдала квалификационный экзамен и получила квалификационное свидетельство и внесена в Реестр сельскохозяйственных советников и сельскохозяйственных экспертов-советников (далее - Реестр советников) сельскохозяйственный эксперт-советник (далее - эксперт-советник) - физическое лицо, которое проводит совещательную деятельность не на постоянной основе, имеет достаточный профессиональный уровень и получила квалификационное свидетельство в соответствии с требованиями законодательства и предоставляет консультационные услуги по запросу совещательных служб и советников и соответствует требованиям, предусмотренным настоящим Законом. Экспертами-советников являются работники учреждений науки и образования, другие узкоспециализированные специалисты, которые внесены в Реестр советников; социально направленные консультационные услуги - услуги, предоставляемые субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельскому населению за счет средств государственного и местных бюджетов; субъекты сельскохозяйственной совещательной деятельности (далее - субъекты совещательной деятельности) - советники, эксперты-советники, совещательные службы. Статья 2. Законодательство, регулирующее совещательную деятельность Консультативная деятельность регулируется Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), Хозяйственным кодексом Украины ( 436-15 ), Гражданским кодексом Украины ( 435-15 ), настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами Украины. Статья 3. Сфера действия Закона Положения настоящего Закона распространяются на правоотношения, возникающие в процессе осуществления консультационной деятельности. Статья 4. Основные задачи и методы совещательной деятельности Основными задачами совещательной деятельности являются: повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков прибыльного ведения хозяйства субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, и сельского населения в условиях рыночной экономики ; предоставления субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельскому населению совещательных услуг по вопросам экономики, технологий, управления, маркетинга, учета, налогов, права, экологии и т.п.; предоставление консультационных услуг органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по вопросам подготовки и реализации планов социально-экономического развития, формирования гражданского общества; распространение и внедрение в производство современных технологий, новейших достижений науки и техники; содействия развитию несельскохозяйственного предпринимательства в сельской местности, в том числе сельского зеленого туризма, занятости сельского населения и т.п.; работа с сельской молодежью, инициирование и реализация молодежных программ; другие задачи, определенные законом. Основными методами совещательной деятельности являются: обучение субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, и сельского населения; исследования социально-экономических проблем сельской местности и разработка вариантов их решения; демонстрационные показы форм и методов работы субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельской местности, и сельского населения; информационное обеспечение субъектов хозяйствования, которые осуществляющих деятельность в сельской местности, сельского населения т.д.. Право на получение совещательных услуг имеют физические и юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сельской местности, сельское население, а также органы местного самоуправления и органы исполнительной власти. Статья 5. Финансирование совещательной деятельности Консультативная деятельность может проводиться за счет средств государственного и местных бюджетов, а также средств субъектов хозяйствования. Финансирование совещательной деятельности может осуществляться счет грантов, международной технической помощи, средств международных программ и проектов, благотворительных взносов физических и юридических лиц, других источников, не запрещенных законом. Статья 6. Социально направленные совещательные услуги Социально направленные совещательные услуги, предоставляемые за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, ежегодно определяются государственной целевой программой сельскохозяйственной совещательной деятельности в пределах расходов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства и местными программами социально-экономического развития. Органы местного самоуправления могут определять дополнительные социально направленные консультационные услуги, которые предоставляются за счет средств местных бюджетов, в соответствии с местными программами социально-экономического развития. Предоставление социально направленных совещательных услуг, финансируются за счет средств государственного бюджета и местных бюджетов, проводится на конкурсной основе. Участие в конкурсе по предоставлению социально направленных совещательных услуг могут принимать только субъекты совещательной деятельности, признанные таковыми в соответствии с настоящим Законом. Консультативная деятельность в части предоставления социально направленных совещательных услуг является неприбыльной деятельностью. Предоставление консультационных услуг, не предусмотренные государственной целевой программой сельскохозяйственной совещательной деятельности, осуществляется за счет их заказчиков. Статья 7. Регулирование совещательной деятельности Государственное регулирование совещательной деятельности осуществляют Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере сельского хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, а также другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с законом. К полномочиям Верховной Рады Украины в области совещательной деятельности относятся: определение основ государственной политики в области совещательной деятельности; утверждение общегосударственных программ совещательной деятельности; решение других вопросов в области совещательной деятельности соответствии с Конституцией Украины. К полномочиям Кабинета Министров Украины в области совещательной деятельности относятся: реализация государственной политики в области совещательной деятельности; разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ совещательной деятельности; утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов в области совещательной деятельности; координация деятельности органов исполнительной власти в области совещательной деятельности; решение других вопросов в области совещательной деятельности соответствии с законом. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере сельского хозяйства, относятся: обеспечение формирования государственной политики в области совещательной деятельности; участие в разработке общегосударственных программ совещательной деятельности; осуществление нормативно-правового обеспечения в области совещательной деятельности; решение других вопросов в области совещательной деятельности соответствии с законом. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере сельского хозяйства, относятся: участие в реализации общегосударственных программ совещательной деятельности; осуществление государственного регулирования в области совещательной деятельности; создание, ведение реестров советников, экспертов-советников и совещательных служб и выдача сертификата на право предоставления совещательных услуг; координация деятельности саморегулируемой организации, объединяет субъектов совещательной деятельности; решение других вопросов в области совещательной деятельности соответствии с законом. Общественная регулирования совещательной деятельности осуществляется всеукраинской общественной профессиональной организацией, объединяющей субъектов совещательной деятельности. По решению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере сельского хозяйства, всеукраинской общественной профессиональной организации, объединяющей субъектов совещательной деятельности, может быть предоставлен статус саморегулируемой организации (далее - саморегулируемая организация). Порядок признания статуса саморегулирующей организации центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, устанавливает Кабинет Министров Украины. Саморегулируемая организация может: участвовать в разработке государственных целевых программ сельскохозяйственной совещательной деятельности; вести реестры советников, совещательных служб; осуществлять методическое обеспечение субъектов совещательной деятельности, разрабатывать и внедрять правила их поведения; участвовать в профессиональной подготовке субъектов совещательной деятельности; проводить сбор, обобщение и предварительный анализ информации о деятельности субъектов совещательной деятельности. {Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010, текст статьи 7 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 8. Государственная поддержка совещательной деятельности В Государственном бюджете Украины на соответствующий год отдельной строкой предусматриваются средства для финансирования государственной целевой программы сельскохозяйственной совещательной деятельности, предоставления социально направленных совещательных услуг.
{Часть вторая статьи 8 исключен на основании Закона N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010}
Порядок использования средств государственной целевой программы сельскохозяйственной совещательной деятельности определяется Кабинетом Министров Украины. В государственных целевых программах, направленных на развитие сельского хозяйства и сельской местности, предполагается финансирования совещательной деятельности в размере не менее 5 процентов средств, предусмотренных для этих программ. Субъекты совещательной деятельности участвуют в выполнении государственных целевых программ на конкурсной основе в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере сельского хозяйства. В случае необходимости субъекты совещательной деятельности могут привлекать к участия в осуществлении консультационной деятельности других советников или специалистов, а также субъектов предпринимательской деятельности. {Часть пятая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Органы местного самоуправления и местные государственные администрации соответствии с программами социально-экономического развития ежегодно предусматривают в проектах местных бюджетов средства для осуществления консультационной деятельности. Статья 9. Реестры советников и совещательных служб Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, создает и ведет реестры советников и совещательных служб, определяет порядок предоставления информации из них и обеспечивает бесплатный доступ к данным этих реестров через свой официальный сайт. Информация из реестров советников и совещательных служб является открытой и доступной для юридических и физических лиц. Положение о реестрах советников и совещательных служб, форма сертификата, порядок его выдачи, приостановления и / или аннулирования утверждаются Кабинетом Министров Украины. Решение о внесении заявителя в Реестр совещательных служб и выдаче ему сертификата или об отказе во внесении в этот Реестр и выдачи сертификата принимается центральным органом исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере сельского хозяйства, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления и соответствующих документов. Основаниями для отказа во внесении в Реестр совещательных служб и выдачи сертификата является: несоответствие представленных документов требованиям законодательства; выявление в представленных документах недостоверной информации. Решение о приостановлении действия сертификата принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, в случае нарушения консультативной службой требований обов ' Обязательным минимального количества советников в составе совещательной службы. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, принимает решение о возобновлении действия сертификата после устранения консультативной службой нарушений, повлекших приостановление его действия. Решение об исключении консультационной службы из Реестра совещательных служб и аннулирования сертификата принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, в случае : представление консультативной службой заявления об исключении из Реестра совещательных служб и аннулирования сертификата; наличия сведений о прекращении юридического лица как консультационной службы; непредставление в установленный срок информации об изменениях к документам, которые прилагаются к заявлению о внесении в Реестр совещательных служб и получение сертификата. Действие сертификата прекращается со дня принятия центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, решения о его аннулировании. Сертификат выдается сроком на пять лет. Стоимость сертификата не может превышать затраты центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, на рассмотрение заявления о включения в Реестр совещательных служб , печать и его выдачу. Решение об отказе во внесении в Реестр совещательных служб и выдачи сертификата, приостановление действия сертификата, исключение из Реестр совещательных служб и аннулирования сертификата может быть обжаловано в суда. {Текст статьи 9 в редакции Закона N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010} Статья 10. Профессиональная подготовка советников и экспертов-советников Профессиональная подготовка советников и экспертов-советников состоит из обучения по программам базовой подготовки и повышения квалификации. Обучение советников и экспертов-советников по программам базовой подготовки осуществляется высшими учебными заведениями на заказ центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере сельского хозяйства , совещательных служб, саморегулируемой организации и т.д.. Повышение квалификации советников и экспертов-советников осуществляется не реже одного раза в пять лет и является условием для осуществления профессиональной деятельности в сфере сельскохозяйственного дорадництва . {Часть третья статьи 10 в редакции Закона N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010} Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере сельского хозяйства, осуществляет финансирование профессиональной подготовки советников и экспертов-советников согласно государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием на соответствующий год в пределах ассигнований, утвержденных в государственном бюджете на указанные цели. {Часть четвертая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2754-VI ( 2754-17 ) от 02.12.2010} Статья 11. Квалификационное свидетельство Положение о квалификационное свидетельство ( z0838-05 ), его форму и порядок выдачи, приостановления действия и / или аннулирования утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере сельского хозяйства. {Статья 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 12. Ограничения использования терминов "сельскохозяйственная совещательная служба", "сельскохозяйственный советник", "сельскохозяйственный эксперт-советник " Предприятия, учреждения и организации не имеют права использовать в своих наименованиях термин "сельскохозяйственная совещательная служба" и не подлежат государственной регистрации, в том числе как субъект объекты предпринимательской деятельности, под наименованиями, которые включают этот срок, если их деятельность не соответствует определению "сельскохозяйственная совещательная деятельность", предусмотренном настоящим Законом. Физические лица не имеют права называться сельскохозяйственными советников или сельскохозяйственными экспертами-советниками, если они не выполнили требований, предусмотренных настоящим Законом. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу с 1 января 2005 года. 2. Юридические лица, используют термин "сельскохозяйственная совещательная служба" в своем названии и деятельности которых не соответствует требованиям настоящего Закона, обязаны изменить свою название в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. 3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона: внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 17 июня 2004 N 1807-IV
|
|