З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, N 32, ст.225) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1420-IV ( 1420 -15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2005, N 3, ст.76 N 1014-V ( 1014 - 16 ) от 11.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.442 N 1900-VI ( 1900-17 ) от 16.02.2010, ВВР, 2010, N 19, ст.151 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012 N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012}
Этот Закон с целью дальнейшего укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Украины, обеспечения конституционных прав военнослужащих определяет статус, основные задачи, организацию и принципы деятельности Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, права, обязанности, меры социальной и правовой защиты и ответственность ее военнослужащих. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Статус и назначение Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины Военная служба правопорядка в Вооруженных Силах Украины (далее - Служба правопорядка) - специальное правоохранительное формирование в составе Вооруженных Сил Украины, предназначенное для обеспечения правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих Вооруженных Сил Украины в местах дислокации воинских частей, в военных учебных заведениях, учреждениях и организациях (далее - воинские части), военных городках, на улицах и в общественных местах для предотвращение преступлений, другим правонарушений в Вооруженных Силах Украины, пресечения, для защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов военнослужащих, военнообязанных во время прохождения ими сборов, работников Вооруженных сил Украины, для выявления, пресечения и расследования коррупционных правонарушений, совершенных воинскими должностными лицами Вооруженных Сил Украины, а также для защиты имущества Вооруженных Сил Украины от хищений и других противоправных посягательств, а также для участия в противодействии диверсионным проявлениям и террористическим актам на военных объектах. {Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Законам N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04. 2012, N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности Службы правопорядка Служба правопорядка в своей деятельности руководствуется Конституцией Украине ( 254к/96-ВР ), настоящим Законом и иными изданными в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Деятельность Службы правопорядка строится на принципах законности, уважения к личности, ее прав и свобод, социальной справедливости, централизованного руководства и единоначалия, взаимодействия с общественностью. Статья 3. Основные задачи Службы правопорядка Основными задачами Службы правопорядка являются: выявление причин, предпосылок и обстоятельств преступлений и других правонарушений, совершенных в воинских частях и на военных объектах; розыск лиц, которые самовольно оставили воинские части (места службы); предупреждения совершения и пресечение преступлений и других правонарушений в Вооруженных Силах Украины; участие в охране военных объектов и обеспечении общественного порядка и воинской дисциплины среди военнослужащих в местах дислокации воинских частей, военных городках, на улицах и в общественных местах
{Абзац пятый части первой статьи 3 исключен на основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
осуществление в пределах своей компетенции меры по выявлению, пресечения и расследования коррупционных правонарушений {Часть первую статьи 3 дополнена абзацем согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} защиту имущества Вооруженных Сил Украины от хищений и других преступных посягательств; обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств; участие в гарнизонных мероприятиях; выполнения в предусмотренных законом случаях решений о содержании военнослужащих на гауптвахте {Абзац части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1420-IV ( 1420-15 ) от 03.02.2004} обеспечение исполнения уголовного наказания в отношении военнослужащих, которые по приговору суда осуждены к содержанию в дисциплинарном батальоне; содействие в пределах своей компетенции органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам предварительного расследования и суда, органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам военного управления, предприятиям, учреждениям, организациям в выполнении возложенных на них в соответствии законам обязанностей {Абзац части первой статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} участие в противодействии диверсионным проявлениям и террористическим актам на военных объектах. При принятии решения о введении в Украине или в отдельных ее местностях режима военного или чрезвычайного положения на Службу правопорядка дополнительно возлагаются задачи по: участия в борьбе с вражескими диверсионно-разведывательными группами на территории Украины; организации сбора, сопровождения и охраны военнопленных; обеспечение соблюдения комендантского часа в гарнизонах; охраны военных объектов, военных городков и их населения, содействие его эвакуации; восстановление и поддержание порядка и дисциплины в воинских частях; контроля за движением транспортных средств и перевозкой грузов Вооруженных Сил Украины. Запрещается возлагать на Службу правопорядка задачи, не предусмотренные настоящим Законом. Никакие исключительные обстоятельства или приказы или распоряжение должностных лиц не могут быть основанием для любых незаконных действий или бездействия военнослужащих Службы правопорядка. Статья 4. Содействие Службе правопорядка в выполнении ею своих задач Военное командование и органы военного управления Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных соответствии с законами Украины, а также другие органы государственной власти и органы местного самоуправления, военнослужащие и граждане обязаны содействовать Службе правопорядка в выполнении ею своих задач. Статья 5. Организация Службы правопорядка Численный состав органов управления, подразделений Службы правопорядка, их дислокация определяются Министром обороны Украины исходя из условий дислокации войск (сил). Предельная численность военнослужащих и работников Службы правопорядка не может превышать 1,5 процента общей численности Вооруженных Сил Украины. Финансирование Службы правопорядка осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на содержание Вооруженных Сил Украины и предусматриваются в смете Министерства обороны Украины отдельной строкой. Служба правопорядка создается на базе соответствующих структурных подразделений и служб Министерства обороны Украины, функции которых настоящим Законом возложены на Службу правопорядка. Служба правопорядка состоит из: 1) органов управления: Главного управления Службы правопорядка Вооруженных Сил Украины; Центрального управления Службы правопорядка по городу Киеву и Киевской области и территориальных управлений Службы правопорядка; зональных отделов (отделений) Службы правопорядка; 2) подразделений Службы правопорядка: охраны военных объектов; патрульно-постовой службы; безопасности дорожного движения;
{Абзац пятый пункта 2 части пятой статьи 5 исключено основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
специального назначения; специальных подразделений по борьбе с коррупцией {Пункт 2 части пятой статьи 5 дополнен абзацем седьмым согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} 3) Учебного центра Службы правопорядка. Решение о создании соответствующих подразделений Службы правопорядка принимает Министр обороны Украины. Общее руководство Службой правопорядка осуществляет Министр обороны Украины начальнику Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины. {Часть седьмая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 1900-VI ( 1900-17 ) от 16.02.2010} Непосредственное руководство Службой правопорядка осуществляет Главное управление Службы правопорядка Вооруженных Сил Украины. Зоны деятельности органов управления и подразделений Службы правопорядка определяет Министр обороны Украины. Начальник Главного управления Службы правопорядка Вооруженных Сил Украины и его заместители, начальники Центрального и территориальных управлений Службы правопорядка и их заместители назначаются на должности Министром обороны Украины по представлению начальника Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украине. {Часть десятая статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 1900-VI ( 1900-17 ) от 16.02.2010} Начальники управлений Главного управления Службы правопорядка Вооруженных Сил Украины и начальники отделов Центрального и территориальных управлений, начальники зональных отделов (отделений) Службы правопорядка, их заместители, командир дисциплинарного батальона, руководители подразделений охраны военных объектов, патрульно-постовой службы, безопасности дорожного движения, специального назначения, начальник Учебного центра Службы правопорядка назначаются на должности начальником Генерального штаба - Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины по представлению начальника Главного управления Службы правопорядка. {Часть одиннадцатая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законами N 1900-VI ( 1900-17 ) от 16.02.2010, N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Статья 6. Привлечение к выполнению отдельных задач по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих других воинских частей Вооруженных Сил Украины < br> В отдельных случаях к выполнению задач Службы правопорядка по охране военных объектов, обеспечения военной дисциплины среди военнослужащих на улицах и в общественных местах, предупреждение правонарушений , совершаемые военнослужащими, и их пресечения могут временно привлекаться военнослужащие других воинских частей Вооруженных Сил Украины. При выполнении указанных задач на них распространяются права, гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные для военнослужащих Службы правопорядка. Непосредственное руководство при выполнении этих задач возлагается на соответствующее должностное лицо Службы правопорядка. Порядок привлечения военнослужащих других воинских частей Вооруженных Сил Украины к выполнению отдельных задач Службы правопорядка, указанных в части первой настоящей статьи, определяется Министром обороны Украины. Участие военнослужащих Службы правопорядка и других воинских частей Вооруженных Сил Украины в осуществлении мероприятий правового режима военного и чрезвычайного положения регулируется соответствующими законами. Раздел II ПРАВА И ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ПРАВОПОРЯДКА Статья 7. Права военнослужащих Службы правопорядка Военнослужащим Службы правопорядка во время выполнения возложенных на них задач предоставляется право: 1) требовать от военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украина, военнообязанных во время прохождения ими сборов и от других лиц в военной форме одежды, уволенных с военной службы в запас или отставку с правом его ношения, соблюдение общественного порядка, правил ношения военной формы одежды, пресечения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению < br> задач и функций Службы правопорядка, а в случае невыполнения указанных требований применять меры принуждения, предусмотренные статьями 9-11 настоящего Закона; 2) проверять у военнослужащих и военнообязанных во время прохождения ими сборов, а на территории воинских частей (военных объектов) и в других лиц документы, удостоверяющих их личность, и другие документы, необходимые для выяснения вопросов, относятся к компетенции Службы правопорядка, а также в случае подозрения их в совершении преступлений или иных правонарушений; 3) вызвать лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, для дачи объяснений по делам о правонарушениях, которые находятся в ее производстве; {Пункт 3 статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 4) задерживать и держать военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законов Украины, военнообязанных во время прохождения ими сборов на гауптвахтах Службы правопорядка с целью применения временного пресечения, кроме случаев, определенных воинскими уставами Вооруженных Сил Украины, на сроки, установленные законом: подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых (подсудимых), скрывающихся от органов предварительного расследования или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; { абзац второй пункта 4 статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} совершивших действия, создающие реальную угрозу для окружающих, или изъявивших неповиновение законному требованию военнослужащего Службы правопорядка; 5) задерживать лиц в военной форме одежды, которые имеют выраженные признаки психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для окружающих, с незамедлительным сообщением < br> лечебного учреждения или командиров (начальников) военнослужащих для решения вопроса относительно их немедленного осмотра в соответствующих лечебных учреждениях; 6) в соответствии с требованиями этого и других законов Украины проводить личный досмотр или обыск задержанных лиц, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, досмотр вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или являются опасными для окружающих; 7) составлять протоколы об административных правонарушениях отношении военнослужащих в случае и в порядке, предусмотренных законами Украины, а также в случае совершения административных правонарушений другими лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи; 8) в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях ( 80731 - 10 , 80732-10 ), передавать материалы об административных правонарушениях в органов (должностных лиц ), уполномоченных рассматривать дела о таких административных правонарушениях; 9) передавать материалы о дисциплинарных правонарушениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, на рассмотрение соответствующих командиров (начальников) воинских частей ;
{Пункт 10 статьи 7 исключен на основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
11) вести учет уголовных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Украины и проводить периодические сверки с данными соответствующих прокуратур; {Пункт 11 статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 12) в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, застали на месте преступления, заходить в жилые и другие помещения, принадлежащие гражданам, на территорию и в помещения государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности с последующим уведомлением об этом прокурора течение 24 часов; 13) в установленном порядке входить на территорию и в помещения воинских частей и осматривать их; 14) входить на военные объекты и участки местности, охраняются караулами, с целью пресечения преступлений, преследования военнослужащих и других лиц, подозреваемых в совершении < br> преступления, с разрешения лиц, которым стражи подчинены, и в присутствии дежурного воинской части или его помощника; 15) находиться на военных объектах, территории и в помещениях воинских частей в установленном законами порядке для обеспечения безопасности военнослужащих и других граждан, предупреждения или пресечения преступления, выявление и задержание лиц, его совершивших; 16) получать на письменный запрос от воинских частей, а также от предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчинения и формы собственности, в том числе от общественных организаций, сведения, необходимые в делах о преступлениях и в связи с материалами о правонарушении, находящихся в производстве Службы правопорядка; 17) вносить в пределах своей компетенции соответствующим органам исполнительной власти, военному командованию, органам военного управления, органам местного самоуправления, общественным организациям или должностным лицам предприятий , учреждений и организаций независимо от их подчинения и формы собственности представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствуют. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено лицу, его направила; 17-1) проводить в пределах компетенции специальную проверку отношении лиц, претендующих на занятие военных должностей в Вооруженных Силах Украины, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; {Статья 7 дополнена пунктом 17-1 согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} 18) в рамках своей компетенции в случае необходимости временно ограничивать или запрещать доступ военнослужащих и других лиц на отдельные участки местности или объекты для обеспечения государственной тайны, общественного порядка и безопасности, охраны жизни и здоровья людей, сохранности вещественных доказательств; 19) при проведении мероприятий по задержанию лиц, подозреваются в совершении преступления, а также при обстоятельствах, угрожают жизни и здоровью людей, ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; останавливать и осматривать с этой целью транспортные средства, проверять у водителей документы на право пользования и управления ними; 20) останавливать военные транспортные средства Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законов Украины, в случае нарушения их водителями правил дорожного движения, при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также сведений о то, что он используется с противоправной целью не за назначению, с целью их осмотра и проверки у водителей документов на право пользования и управления транспортными средствами, дорожных писем, соответствия грузов, товарно-транспортным документам. Проводить технический осмотр транспортных средств Вооруженных Сил Украины; 21) регулировать дорожное движение на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения колонн военных транспортных средств; организовывать и обеспечивать сопровождение этих колонн и транспортных средств специального назначения ( z0875-08 ); 22) направлять в случае необходимости на медицинское освидетельствование водителей военных транспортных средств. Задерживать и отстранять от управления военными транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также тех, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами, употреблять относительно водителей другие мероприятия, предусмотренные законодательством; 23) использовать предусмотренные соответствующими нормативно-правовыми актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать использование военных транспортных средств, техническое состояние которых грозит безопасности дорожного движения или окружающей среды или номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном законодательством порядке военные транспортные средства для временного содержания на специальных площадках или стоянках ; 24) проверять в воинских частях выполнения контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; 25) принимать участие в расследовании дорожно-транспортных приключений, совершенных с участием водителей транспортных средств Вооруженных Сил Украины, лиц, которые руководили транспортными средствами Вооруженных Сил Украина во время совершения ДТП; 26) способствовать командирам воинских частей в устранении нарушений правил содержания путей, которые находятся на территориях дислокации воинских частей, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ или мероприятий на указанных путях, если при этом не соблюдаются требования правил дорожного движения; 27) вносить соответствующим органам внутренних дел предложения об аннулировании разрешений на приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов, а также специальных средств самообороны, выданных военнослужащим и другим гражданам, проживающим на территориях дислокации воинских частей и злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги без назначения врача, болеют психическими заболеваниями, и в других случаях , предусмотренных законом. Орган управления Службы правопорядка, направил предложения, сообщается о последствия их рассмотрения не позднее чем в месячный срок; 28) в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке изымать у военнослужащих и других лиц, которые незаконно находящихся на территории воинской части или военного объект объекта или осуществляют противоправные действия, предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы по признаками подделки и передавать их соответствующим органам исполнительной власти;
{Пункт 29 статьи 7 исключен на основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
30) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежат воинским частям (кроме транспортных средств специального назначения), для проезда к месту происшествия, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, преследования правонарушителей и их доставки в соответствующее подразделение Службы правопорядка, в орган внутренних дел; 31) во время служебных командировок военнослужащие Службы правопорядка имеют право заказывать и вне приобретать билеты на все виды транспорта, размещаться в гостиницах с предъявлением служебного удостоверения и удостоверения о командировки. В случае неотложных служебных поездок военнослужащие Службы правопорядка обеспечиваются билетами на все виды транспорта независимо от наличия мест; 32) хранить, носить и применять специальные средства и оружие в установленном законом порядке. Статья 8. Функции Службы правопорядка На Службу правопорядка возлагается осуществление следующих функций: 1) предупреждать, выявлять, пресекать преступления и другие правонарушения, совершенные в воинских частях, а также в других местах военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими сборов и работниками Вооруженных Сил Украины время выполнения ими служебных обязанностей; {Пункт 1 статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 2) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и другие правонарушения, совершенные в воинских частях, а также в других местах лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи , своевременно принимать по ним обоснованные и законные решения;
{Пункт 3 статьи 8 исключен на основании Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012}
4) пресекать административные правонарушения и осуществлять производства по делам об административных правонарушениях, отнесены к компетенции Службы правопорядка Кодексом Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 , 80732-10 ); 5) выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений в Вооруженных Силах Украины, принимать меры по их устранению, участвовать в правовом воспитании военнослужащих, работников Вооруженных Сил Украины; 5-1) информировать общественность о принятых мерах по предотвращения и противодействия коррупции и о лицах, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений; {Статья 8 дополнена пунктом 5-1 согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} 6) разыскивать и задерживать военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законов Украины, которые самовольно оставили воинские части или месту службы или не появились в срок без уважительных причин на военную службу, а также тех, скрывающихся от органов досудебного расследования или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; {Пункт 6 статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 7) участвовать в проведении профилактической работы среди военнослужащих, склонных к совершению правонарушений, способствовать военному командованию, органам военного управления в обеспечении воинской дисциплины среди военнослужащих ; 8) обеспечивать в предусмотренных законом случаях выполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих, которые по приговору суда осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской или к уголовного наказания в виде ареста; (Пункт 8 статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1420-IV ( 1420-15 ) от < br> 03.02.2004) 9) предотвращать диверсионным проявлениям и террористическим актам на военных объектах; 10) взаимодействовать с воинскими формированиями, образованными соответствии с законами Украины, органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, в том числе обмениваться с ними информации для выявления правонарушений; {Пункт 10 статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} 11) проводить розыск огнестрельного оружия, боевых припасов к нее или взрывчатых веществ, похищенных или утраченных в военных частях; 12) выполнять в установленном законом порядке и в пределах своей компетенции поручения следователя, прокурора, постановления суда и постановлений судей; 13) осуществлять в пределах своей компетенции надзор за дорожным движением военных транспортных средств, контроль за исполнением в Вооруженных Силах Украины требований законодательства по вопросам обеспечения безаварийного использования техники; вести учет и распределение номерных знаков, регистрации военных транспортных средств Вооруженных Сил Украины; 14) согласовывать в установленном законодательством порядке с соответствующими органами перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Украине, обеспечивать их сопровождение и контроль за соблюдением особых условий, правил, норм и стандартов по организации перевозки указанных грузов; 15) участвовать в выполнении задач военными частями в случае их привлечения в установленном законом порядке к проведению работ при введении режима военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях; 16) обеспечивать сохранность найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц, содержащихся на гауптвахте, документов, вещей, ценностей и другого имущества, а также передавать органам внутренних дел документы и вещи гражданских лиц, задержанных на территории воинских частей (военных объектов); 17) охранять и конвоировать задержанных или заключенных под стражу военнослужащих и военнообязанных во время прохождения ими сборов, а также отбывающих наказание в дисциплинарном батальоне; 18) предоставлять в пределах своей компетенции помощь органам государственной власти, органам местного самоуправления, военном командованию, органам военного управления и их представителям, общественным организациям в производстве их законной деятельности в случае противодействия им или опасности со стороны правонарушителей - военнослужащих Вооруженных Сил Украины; 19) сообщать не позднее чем в трехдневный срок о совершении военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов преступлений и других правонарушений командиров (начальников) воинских частей, личный состав которых принадлежат такие лица, а соответствующего прокурора - немедленно; {Пункт 19 статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5288-VI ( 5288-17 ) от 18.09.2012} 20) уведомлять органы государственной власти и органы местного самоуправления, военное командование, органы военного управления, общественность по месту службы или работы лица, в том числе гражданских лиц, незаконно пребывающих на территории воинской части или военного объекта и сделали противоправные действия, о совершении ими правонарушения, производство отношении которого относится к компетенции Службы правопорядка; 21) участвовать в подготовке и проведении гарнизонных мероприятий. Раздел III ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Статья 9. Условия и пределы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия Служба правопорядка имеет право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных этим и другими законами Украины. Использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования, если есть такая возможность. Без предупреждения физический влияние, специальные средства и оружие могут применяться только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью военнослужащих и других лиц. Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лиц преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, военнослужащих Службы правопорядка, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления. Военнослужащие Службы правопорядка имеют право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих Службы правопорядка, если другие способы не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. В случае невозможности избежать применения физической силы она не должна превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на Службу правопорядка задач и функций, и должна сводиться к минимально возможного причинения вреда здоровью правонарушителей и других граждан. В случае причинения им вреда военнослужащие Службы правопорядка обеспечивают оказание необходимой первой медицинской помощи пострадавшим в кратчайший срок. О применении физической силы, специальных средств, ранения или смерти, которые произошли вследствие применения физического влияния и специальных средств, а также обо всех случаях применения оружия военнослужащий Службы правопорядка в течение 24 часов обязан письменно доложить непосредственному начальнику для уведомления прокурора в установленном законом порядке. Превышение полномочий при применении мер физического воздействия, специальных средств и оружия влечет ответственность, установленную законом. Статья 10. Применение специальных средств во время осуществления служебных обязанностей Военнослужащие Службы правопорядка при осуществлении служебных обязанностей имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, вещества слезоточивого и раздражающего действия, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и прочие специальные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в таких случаях: 1) для защиты военнослужащих, других лиц и самозащиты от нападения и других действий, которые создают угрозу их жизни или здоровью; 2) для пресечения массовых беспорядков в воинских частях, а также групповых нарушений общественного порядка военнослужащими; 3) для отражения нападения без применения оружия на военные городка, военные объекты, здания, помещения, сооружения и транспортные средства Вооруженных Сил Украины или их освобождение в случае захвата; 4) для задержания, конвоирования к месту расположения органа управления или подразделения Службы правопорядка, в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения, а также содержания лиц, < br> взятых под стражу, если они оказывают сопротивление военнослужащим Службы правопорядка или есть основания считать, что они могут сбежать или причинить вред окружающим или себе; 5) для освобождения заложников, захваченных на территории воинской части. Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом обстоятельств, характера преступления или иного правонарушения и лица, их совершает. Перечень специальных средств и правила их применения ( 83-2003 - п ) утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства обороны Украины, согласованным с Министерством внутренних дел Украины, Министерством здравоохранения Украины и Генеральной прокуратурой Украины. Статья 11. Применение огнестрельного оружия Применение огнестрельного оружия является крайней мерой и допускается в случае, когда другие меры оказались неэффективными или если по условиям обстановки применение других мер является невозможным. Военнослужащие Службы правопорядка, кроме определенных воинскими уставами Вооруженных Сил Украины порядка и правил применения оружия и физической силы, имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты военнослужащих, других граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождение заложников, захваченных на территории воинской части, < br> 2) для отражения группового или вооруженного нападения на военнослужащего Службы правопорядка или членов его семьи или иного нападения, если их жизни или здоровью угрожает опасность; 3) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, помещения, сооружения, транспортные средства воинских частей, а также освобождение их в случае увлечения; 4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступлений и которая пытается убежать; 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожает применением оружия и других предметов, угрожает жизни и здоровью военнослужащего Службы правопорядка; 6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или военнослужащего Службы правопорядка. Военнослужащие срочной службы в случаях, указанных в этой статье, применяют огнестрельное оружие по приказу своего непосредственного командира (начальника), за исключением непосредственной угрозы жизни и здоровью военнослужащего. Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие, если от этого могут пострадать посторонние лица. Военнослужащие Службы правопорядка имеют право использовать оружие также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и военнослужащего Службы правопорядка. Военнослужащие Службы правопорядка имеют право получить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в обстановке, могут возникнуть предусмотренные законом основания для ее применения. Попытки лица, которое задерживается военнослужащим Службы правопорядка с приведенной в готовность огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом определенную им расстояние, или прикоснуться к его оружия дают военнослужащему Службы правопорядка право применять огнестрельное оружие в соответствии с этим Законом. Раздел IV комплектованию личного состава, ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СЛУЖБЕ ПРАВОПОРЯДКА Статья 12. Личный состав Службы правопорядка Служба правопорядка комплектуется офицерским составом, прапорщиками, сержантами и солдатами соответствии с Законом Украины "О воинской обязанности и военной службе" ( 2232-12 ), а также работниками Вооруженных Сил Украины. {Часть первая статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007} Военнослужащие, которые отбираются на военную службу в Службу правопорядка на должности офицеров, прапорщиков и сержантского и рядового состава, проходят отбор и проверку профессиональной пригодности службы в этой Службе. После профессионального отбора в соответствии с требованиями, которые утверждаются Министерством обороны Украины, кандидаты получают профессиональную подготовку по профессиональным направлениям в Учебном центре Службы правопорядка. Статья 13. Прохождение военной службы в Службе правопорядка Порядок и сроки прохождения военной службы военнослужащими правопорядка, назначение военных званий и увольнения их с военной службы определяются в соответствии в Закон Украины "О воинской обязанности "Связь и военной службе" ( 2232-12 ), соответствующих положений о прохождении военной службы. {Статья 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007} Раздел V СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ПРАВОПОРЯДКА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СЛУЖБЫ ПРАВОПОРЯДКА Статья 14. Социальная и правовая защита военнослужащих и работников Службы правопорядка Социальная и правовая защита военнослужащих и работников Службы правопорядка и членов их семей осуществляется соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей "( 2011-12 ) и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним. Статья 15. Ответственность военнослужащих Службы правопорядка Военнослужащий Службы правопорядка в своих полномочий, предоставленных этим Законом и другими законами, самостоятельно принимает решение, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, и несет за свои противоправные действия или бездействие ответственность в установленном законом порядке. Раздел VI КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛУЖБЫ ПРАВОПОРЯДКА Статья 16. Контроль за деятельностью Службы правопорядка Контроль за деятельностью Службы правопорядка, соблюдения ею законодательства осуществляется Министром обороны Украины. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека Службой правопорядка осуществляется Верховной Радой Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и законов Украины. Статья 17. Надзор за соблюдением законности в деятельности Службы правопорядка Надзор за соблюдением законности в деятельности Службы правопорядка осуществляется органами прокуратуры Украины. Раздел VII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. До приведения законодательства Украины в соответствие с этим Законом законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей < br> настоящему Закону. 2. Кабинету Министров Украины в месячный срок подготовить и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законодательных актов Украины в соответствие с настоящим Законом; разработать и утвердить нормативно-правовые акты, предусмотренные настоящим Законом; обеспечить подготовку и принятие Министерством обороны Украина правовых актов, необходимых для реализации настоящего Закона; осуществить соответствующие мероприятия в связи с созданием Службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 7 марта 2002 N 3099-III
|
|