З А К О Н У К Р А И Н Ы
О статусе депутатов местных советов (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2002, N 40, ст.290) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1314-IV ( 1314 -15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 14, ст.196 N 1522-IV ( 1522 - 15 ) от 19.02.2004, ВВР, 2004, N 22, ст.316 N 2854-IV ( 2854-15 ) от 08.09.2005, ВВР, 2005, N 51, ст.552 N 3266-IV ( 3266-15 ) от 22.12.2005, ВВР, 2006, N 16, ст.133 N 3590-IV ( 3590-15 ) от 04.04.2006, ВВР, 2006, N 21, ст.171 N 575-V ( 575-16 a >) от 11.01.2007, ВВР, 2007, N 12, ст.110 N 602-V ( 602-16 ) от 12.01.2007, ВВР, 2007, N 13, ст.134} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 11-рп/2008 ( v011p710-08 ) от 27.05.2008} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 806-VI ( 806 -17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.260 N 2487-VI ( 2487 - 17 ) от 10.07.2010, ВВР, 2010, N 35-36, ст.491 N 4652-VI ( 4652 -17 ) от 13.04.2012 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012}
Этот Закон соответственно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ), другими законами Украины определяет правовой статус депутата сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета (далее - местный совет) как представителя интересов территориальной громады, избирателей своего избирательного округа и равноправного члена местного совета, устанавливает гарантии депутатской деятельности и порядок отзыва депутата местного совета. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о статусе депутатов местных советов Статус депутата местного совета определяется Конституцией Украине ( 254к/96-ВР ), настоящим Законом и другими законами Украины. Статья 2. Депутат местного совета - представитель интересов территориальной громады, избирателей своего избирательного округа 1. Депутат сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета (далее - депутат местного совета) является представителем интересов территориальной громады села, поселка, города или их общин, который согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и Закона Украины "О выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей "( 14/98-ВР ) избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования на срок, установленный Конституцией Украины " ( 254к/96-ВР ). {Часть первая статьи 2 с изменениями, внесенными Законом N 806-VI ( 806-17 ) от 25.12.2008} 2. Депутат местного совета как представитель интересов территориальной громады, избирателей своего избирательного округа обязан выражать и защищать интересы соответствующей территориальной общины и ее части - избирателей своего избирательного округа, выполнять их поручения в пределах своих полномочий, предоставленных законом, принимать активное участие в осуществлении местного самоуправления. Статья 3. Депутат местного совета - полномочный и равноправный член соответствующего совета 1. Депутат местного совета является полномочным и равноправным членом соответствующего совета - представительного органа местного самоуправления. 2. Депутат местного совета в соответствии с настоящим Законом наделяется всей полнотой прав, необходимых для обеспечения его реального участия в деятельности совета и его органов. Статья 4. Возникновение и срок полномочий депутата местного совета 1. Депутат местного совета приобретает свои полномочия в результате избрания его в совет в соответствии с Законом Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" ( 14/98-ВР ). 2. Полномочия депутата местного совета начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего совета с момента официального объявления итогов выборов соответствующей территориальной избирательной комиссией и заканчиваются в день открытия первой сессии этого совета нового созыва, кроме предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата местного совета или совета, в состав которой он избран. 3. Полномочия депутата местного совета, избранного вместо того выбывшего депутата, или на повторных выборах, начинаются со дня заслушивания на очередном после выборов депутата местного совета пленарном заседании соответствующего местного совета сообщения территориальной избирательной комиссии об итогах выборов. 4. Информация об итогах выборов приходится территориальной избирательной комиссией до сведения соответствующего местного совета. Споры относительно приобретения полномочий депутатов местного совета решаются судом. Статья 5. Досрочное прекращение полномочий депутата местного совета 1. Полномочия депутата местного совета прекращаются досрочно при наличии перечисленных оснований, засвидетельствованных официальными документами, без принятия решения соответствующего совета в случае: 1) его отзыва избирателями в установленном настоящим Законом порядке;
{Пункт 2 части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
3) прекращения его гражданства Украины или выезда на постоянное проживание за пределы Украины; 4) избрания или назначения его на должность, занятие которой согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и законом несовместимо с выполнением депутатских полномочий; 5) избрание его депутатом другого местного совета; 6) признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим; 7) вступления в законную силу обвинительного приговора суда, по которому осужден к лишению свободы, или вступления в законную силу решению суда о привлечении его к ответственности за коррупционное правонарушение; {Пункт 7 части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} 8) его смерти. 2. Полномочия депутата местного совета могут прекращаться досрочно также по решению соответствующего совета в связи: 1) с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда, которым осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы; 2) с личным заявлением депутата местного совета о сложении им депутатских полномочий. 3. Споры о досрочном прекращении полномочий депутата местного совета решаются судом.
{Часть четвертая статьи 5 исключен на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
{Часть пятая статьи 5 исключен на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
{Часть шестая статьи 5 исключен на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного совета выборы или замещение депутата, досрочно прекратил полномочия, проводятся в соответствии с Законом Украины "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей "( 2487-17 ). {Часть статьи 5 в редакции Закона N 602-V ( 602-16 ) от 12.01.2007} < br> Статья 6. Сочетание депутатской деятельности с выполнением производственных или служебных обязанностей 1. Депутат местного совета осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. 2. Депутат местного совета, избранный секретарем сельского, поселкового, городского совета, председателем, заместителем председателя районного, областного, районного в городе совета, работает в соответствующем совете на постоянной основе и не может совмещать свою служебную деятельность с другой работой, в том числе на общественных началах (за исключением преподавательской, научной и творческой во внерабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль, если иное не предусмотрено законом. 3. По решению областной, Киевской и Севастопольской городских советов депутат, избран председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, может работать в совете на постоянной основе. Статья 7. Несовместимость статуса депутата местного совета с некоторым должностям и видам деятельности 1. Депутат местного совета, который находится на посту руководителя местного органа исполнительной власти или на другой должности, на которую распространяются требования Конституции ( 254к/96-ВР ) и законов Украины по ограничению совместительства, не может совмещать свою служебную деятельность на этой должности с должностью сельского, поселкового, городского председателя, секретаря сельского, поселкового, городского совета, председателя и заместителя председателя районного в городе, районного, областного совета, а также с другой работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппарате. 2. Депутат местного совета не может использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. 3. Депутат местного совета не может иметь другого представительского мандата. Статья 8. Депутатская этика 1. Депутат местного совета как представитель интересов территориальной громады, избирателей своего избирательного округа и член совета, осуществляя депутатские полномочия, должен придерживаться таких правил депутатской этики: 1) руководствоваться общегосударственными интересами и интересами территориальной громады или избирателей своего избирательного округа, от которых он избран; 2) не использовать депутатский мандат в личных интересах или в корыстных целях; 3) руководствоваться в своей деятельности и поведении общепризнанными принципами порядочности, чести и достоинства; (Пункт 3 части первой статьи 8 в редакции Закона N 1522-IV (< a"/laws/show/1522-15" target = _blank> 1522-15 ) от 19.02.2004) 4) не разглашать сведения, составляющие государственную или иную тайну, охраняемую законом, других сведений из вопросов, которые рассматривались на закрытых заседаниях совета или его органов < br> и не подлежат по их решению разглашению, и сведений, к тайне личной жизни депутата местного совета или избирателя, охраняемой законом, стали ему известны в связи с его участием в депутатских проверок; 5) не допускать оскорбительных высказываний, не использовать в публичных выступлениях недостоверные или непроверенные сведения относительно органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан , предприятий, учреждений и организаций, их руководителей и других должностных или служебных лиц, депутатских групп, фракций, отдельных депутатов местных советов; 6) не принимать каких-либо гонораров, подарков, не получать вознаграждений прямо или косвенно за действия, связанные с осуществлением им депутатских полномочий. 2. Регламентом совета или уставом соответствующей территориальной общины могут быть установлены также иные правила депутатской этики и меры воздействия в отношении тех депутатов местных советов, которые нарушают эти правила. 3. На депутатов местных советов распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3206-17 ). {Статья 8 дополнена частью третьей согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 9. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата местного совета 1. После вступления депутатом местного совета полномочий ему выдаются удостоверение и нагрудный знак. 2. Образцы удостоверений и нагрудных знаков депутата местного совета, а также Положения о них утверждаются Верховной Радой Украине. Раздел II Депутат местного совета - представитель интересов ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ, ИЗБИРАТЕЛЕЙ СВОЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА Глава 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ депутата местного совета в избирательном округе Статья 10. Обязанности депутата местного совета в избирательном округе 1. В избирательном округе депутат местного совета обязан: 1) поддерживать связь с избирателями, соответствующей территориальной общиной, трудовыми коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты местного совета, а также коллективами других предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти, расположенными на соответствующей территории; 2) не реже одного раза в полугодие информировать избирателей о работу местного совета и его органов, о выполнении планов и программ экономического и социального развития, других местных программ, местного бюджета, решений совета и поручений избирателей; 3) участвовать в общественных слушаниях по вопросам, к его избирательного округа, в организации выполнения решений совета и его органов, поручений избирателей, в массовых мероприятиях, что проводятся органами местного самоуправления на территории общины или избирательного округа; (Пункт 3 части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1522-IV ( 1522-15 ) от 19.02.2004) 4) изучать общественное мнение; изучать потребности территориальной общины, информировать о них совет и его органы, принимать непосредственное участие в их решении; 5) определить и обнародовать дни, часы и место приема избирателей, других граждан; вести регулярный, не реже одного раза в месяц, прием избирателей, рассматривать предложения, обращения, заявления и жалобы членов территориальной громады, принимать меры по обеспечения их оперативного решения. 2. Депутат местного совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван ими в установленном этим Законом порядке. Статья 11. Права депутата местного совета в избирательном округе 1. В избирательном округе депутат местного совета имеет право: 1) официально представлять избирателей своего избирательного округа и интересы территориальной общины в местных органах исполнительной власти, соответствующих органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности по вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления соответствующего уровня; 2) участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях других местных советов и их органов, общих собраниях граждан по месту проживания, заседаниях органов самоорганизации населения, проводятся в пределах территории его избирательного округа; 3) возбуждать перед органами и организациями, предусмотренными пунктом 1 части первой настоящей статьи, и их должностными лицами, а также руководителями правоохранительных и контролирующих органов вопросы, затрагивающих интересы избирателей, и требовать их решения; 4) доступа к средствам массовой информации коммунальной формы собственности с целью обнародования результатов собственной депутатской деятельности и информирования о работе совета в порядке, установленном соответствующим советом; (Часть первую статьи 11 дополнена пунктом 4 согласно Закону N 1522-IV ( 1522-15 ) от 19.02 .2004) 5) вносить на рассмотрение органов и организаций, предусмотренных пунктом 1 части первой настоящей статьи, и их должностных лиц предложения по вопросам, связанных с его депутатскими < br> полномочиями в избирательном округе в соответствии с законом, принимать участие в их рассмотрении. 2. При осуществлении депутатских полномочий депутат местного совета имеет также право: 1) на депутатское обращение, депутатский запрос, депутатское вопросы; 2) на безотлагательный прием; 3) требовать устранения нарушений законности и установления правового порядка. 3. Депутат местного совета является ответственным перед избирателями своего избирательного округа и им подотчетен. В своей работе в избирательном округе взаимодействует с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами самоорганизации населения, трудовыми коллективами, объединениями граждан. Глава 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ депутата местного совета СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ в избирательном округе Статья 12. Рассмотрение депутатом местного совета предложений, заявлений и жалоб граждан 1. Депутат местного совета рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, поступивших к нему, принимает меры к их своевременному, обоснованного решения; изучает причины, порождающие жалобы граждан и вносит свои предложения по их устранению в органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан систематически ведет прием граждан. 2. Депутат местного совета может направлять полученные им предложения, заявления и жалобы в соответствующие органы, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, объединений граждан, если решение вопросов относится к их полномочий, < br> обязаны рассмотреть их в соответствии с законом и о результатах уведомить заявителя, а также депутата местного совета. 3. Депутат местного совета в пределах своих полномочий осуществляет контроль за рассмотрением соответствующими органами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, органами объединений граждан направленных им предложений, заявлений, жалоб избирателей. 4. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации государственной и коммунальной форм собственности, их должностные лица обязаны содействовать депутату местного совета в организации приема граждан, рассмотрении их предложений , заявлений, жалоб, в создании других необходимых для его депутатской деятельности условий. Статья 13. Депутатское обращение 1. Депутатское обращение - изложенное в письменной форме требование депутата местного совета по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также руководителей правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, осуществить определенные действия, принять меры или дать официальное разъяснение по вопросам, отнесенным к их компетенции . 2. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также руководители правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, в которым обратился депутат местного совета, обязаны в десятидневный срок рассмотреть затронутый им вопросы и предоставить ему ответ, а в случае необходимости дополнительного изучения или проверки дать ему ответ не позднее чем в месячный срок . 3. Если депутатское обращение по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный срок, депутату местного совета обязаны письменно уведомить об этом с обоснованием мотивов необходимости продления срока рассмотрения. 4. Депутат местного совета может принять участие в рассмотрении своего обращения, о чем местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, должны ему уведомить, но не позднее чем за пять календарных дней. 5. Если депутат местного совета не доволен результатами рассмотрения своего обращения или если местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, уклоняются от решения поднятого в обращении вопроса в установленный срок, он имеет право внести депутатский запрос в соответствии со статьей 22 настоящего Закона. Статья 14. Право депутата местного совета на неотложный прием и на получение необходимой информации 1. Депутат местного совета на территории соответствующего совета имеет право на безотлагательный прием должностными лицами местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, по вопросам депутатской деятельности. 2. Должностные лица местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на территории соответствующего совета, на обращение депутата местного совета придают ему справочные материалы и другую информацию, необходимые для осуществления депутатских полномочий. 3. Порядок посещения депутатом местного совета предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной или другой тайной, охраняемой законом, устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами. Статья 15. Право депутата местного совета требовать устранения нарушения законности 1. Депутат местного совета как представитель интересов территориальной громады, избирателей своего избирательного округа при выявления нарушения прав и законных интересов граждан или других нарушений законности имеет право требовать прекращения нарушений, а в необходимых случаях обратиться к соответствующих местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также в правоохранительные и контролирующие органы и их руководителей с требованием принять меры по пресечению нарушений законности. 2. В случае выявления нарушения законности депутат местного совета имеет право на депутатское обращение к руководителям соответствующих правоохранительных или контролирующих органов. 3. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, объединения граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, к которым обратился депутат местного совета, обязаны немедленно принять меры к устранению нарушения, а в случае необходимости - до привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата местного совета. 4. В случае непринятия соответствующих мер должностные лица местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководители правоохранительных и контролирующих органов, к которым обратился депутат местного совета, несут административную или уголовную ответственность, установленную законом. Статья 16. Отчеты депутата местного совета перед избирателями и встречи с ними 1. Депутат местного совета периодически, но не реже одного раза в год, обязан отчитываться о своей работе перед избирателями соответствующего избирательного округа, объединениями граждан. Рада определяет ориентировочные сроки проведения отчетов депутатов местного совета перед избирателями. 2. Отчет депутата местного совета должен содержать сведения о его деятельность в совете и в ее органах, в которых он избран, а также о его работе в избирательном округе, о принятых советом и его органами решения, о ходе их выполнения, о личном участии в обсуждении, принятии и в организации выполнения решений совета, его органов, а также поручений избирателей своего избирательного округа. 3. Отчет депутата местного совета может быть проведено в любое время по требованию собраний избирателей по месту жительства, трудовой деятельности или учебы, а также органов самоорганизации населения. 4. Депутат местного совета не позднее чем за семь дней сообщает избирателей о времени и месте проведения отчета через местные средства массовой информации или иным способом. 5. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной форм собственности обязаны содействовать депутатам местных советов в организации их отчетов (встреч) перед (с) избирателями путем предоставления помещений, информационных и других справочных материалов, необходимых депутату местного совета, на просьбе депутата осуществлять другие мероприятия, связанные с проведением его отчета (встречи) перед (с) избирателями, в том числе содействовать оповещению избирателей о времени и месте его (ее) проведения. Решение по организации отчетов (встреч) депутата с избирателями принимается на заседании местного совета. (Часть пятая статьи 16 в редакции Закона N 1522-IV ( 1522-15 ) от 19.02.2004) < br> 6. Депутат местного совета информирует совет и его исполнительные органы о результатах обсуждения его отчета, замечаний и предложений, высказанных избирателями в адрес совета и его органов, а также о поручения, данные депутату в связи с его депутатской деятельностью. 7. Расходы, связанные с проведением отчетов депутатов местного совета перед избирателями и их встреч с ними, осуществляются счет соответствующих местных бюджетов в пределах утвержденных на эти цели расходов. 8. Отчеты и встречи депутатов местного совета с избирателями освещаются средствами массовой информации. Статья 17. Поручение избирателей 1. Избиратели могут давать своему депутату местного совета поручения на собрании во время его отчетов или встреч по вопросам, вытекающие из потребностей соответствующего избирательного округа или территориальной громады в целом. 2. Поручения избирателей не должны противоречить законодательству Украине, а их выполнение должно принадлежать к ведению местных советов и их органов. 3. Поручение избирателей депутату местного совета должен быть поддержано большинством участников собрания. 4. Поручения избирателей, выполнение которых требует принятия соответствующим советом или его исполнительным органом решения, финансовых или других материальных затрат, приходящихся депутатом местного совета до сведения соответствующего совета или его органов. 5. Совет и его органы анализируют поручения избирателей, данные депутатам местного совета, и с учетом материальных, в том числе и финансовых, возможностей принимают соответствующие решения по их реализации. Решения по этим вопросам доводятся до сведения депутатов местного совета и территориальной громады. 6. Поручения избирателей учитываются при разработке планов и программ экономического и социального развития соответствующей территории, местных экономических программ, составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. (Статья 17 дополнена частью шестой согласно Закону N 1522-IV ( 1522-15 ) от 19.02.2004 ) 7. Депутат местного совета принимает участие в организации выполнения поручений избирателей как единолично, так и в составе постоянных и временных комиссий совета или в составе образованной с этой целью депутатской группы, может привлекать к их выполнению органы самоорганизации населения, а также избирателей соответствующего избирательного округа. 8. Контроль за выполнением поручений избирателей осуществляется соответствующими советами, их органами и депутатами местных советов. Органы, которые в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию поручений избирателей, один раз в год информируют совет о ходе их выполнения. 9. Депутат местного совета периодически информирует своих избирателей о результатах рассмотрения советом и его исполнительными органами поручений избирателей и непосредственное участие в организации их выполнения. Раздел III Депутат местного совета - Полномочный ЧЛЕН СОВЕТА Глава 1 полномочия депутата местного совета в Раде Статья 18. Обязанности депутата местного совета в совете и ее органах Депутат местного совета обязан: 1) соблюдать Конституцию ( 254к / 96-ВР ) и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, регламента совета и других нормативно-правовых актов, определяющих порядок деятельности совета и его органов; 2) принимать участие в работе совета, постоянных комиссий и других ее органов, в состав которых он входит, всесторонне содействовать выполнению их решений; 3) выполнять поручения совета, его органов, сельского, поселкового, городского головы или председателя совета; информировать их о исполнения поручений. Статья 19. Права депутата местного совета в совете и его органах 1. Депутат местного совета пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях совета и его органов, в состав которых он входит. Депутат местного совета приобретает права решающего голоса с момента признания его полномочий. Каждый депутат местного совета в совете и его органах, в состав которых он входит, имеет один голос. Депутат местного совета, который не входит в состав соответствующего органа совета, может участвовать в его работе с правом совещательного голоса. 2. Депутат местного совета имеет право: 1) избирать и быть избранным в органы соответствующего совета; 2) официально представлять избирателей в соответствующем совете и его органах; 3) предлагать вопросы для рассмотрения их советом и его органами; 4) вносить предложения и замечания в повестку дня заседаний совета и его органов, порядка рассмотрения обсуждаемых вопросов и их сути; 5) вносить на рассмотрение совета и его органов предложения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью; 6) вносить на рассмотрение совета и его органов проекты решений по вопросам, относящимся к их ведению, поправки к ним; 7) высказываться по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаются советом; 8) ставить вопрос о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове, роспуске органов, образованных советом, и освобождение должностных лиц местного самоуправления; 9) участвовать в дебатах, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, содокладчикам, председательствующему на заседании; 10) вносить предложения о заслушивании на пленарном заседании совета отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетных или подконтрольных совету, а также по вопросам, отнесены к компетенции совета, других органов и должностных лиц, действующих на ее территории; 11) поднимать в совете и его органах вопрос о необходимости проверки работы подотчетных и подконтрольных совету органов, предприятий, учреждений, организаций; 12) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; 13) знакомиться с текстами выступлений в стенограммах или протоколах заседаний совета и его органов до их опубликования; 14) оглашать на заседаниях совета и его органов тексты обращений, заявлений, предложений граждан или их объединений, если они имеют общественное значение; 15) объединяться с другими депутатами местного совета в депутатские группы, фракции, которые действуют согласно регламенту совета. 3. Депутат местного совета может передать председательствующему тексты своего непроизнесенного выступления, предложений и замечаний по обсуждаемому вопросу для включения в протокол заседания совета или ее органа, в котором он участвует. 4. Порядок реализации указанных прав депутатов местных советов определяется настоящим Законом, другими законами Украины, которые регулируют деятельность местных советов и их органов, а также регламентом соответствующего совета. Глава 2 сессионном И ПОЗАСЕСИЙНИ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕПУТАТА местного совета в совете и его органах Статья 20. Участие депутата в сессиях местного совета и заседаниях ее органов 1. На сессиях местного совета депутаты местного совета на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к ведению соответствующего совета. 2. Депутат местного совета, кроме секретаря совета, председателя районного в городе, районного, областного совета и их заместителей, должен входить в состав одной из постоянных комиссий, образуются советом. Депутат местного совета по поручению соответствующего совета или постоянной комиссии, в состав которой он избран, принимает непосредственное участие в подготовке вопросов для рассмотрения на сессиях совета и заседаниях постоянной комиссии. 3. Депутат местного совета обязан присутствовать на пленарных заседаниях совета, заседаниях постоянной комиссии и других органов совета, в состав которых он входит. В случае невозможности присутствовать на заседании депутат местного совета сообщает об этом лицо, возглавляющее соответствующий орган. 4. Совет, в который избран депутат, имеет право заслушивать его отчеты о выполнении решений совета, на пленарных заседаниях периодически информирует депутатов местного совета о ходе выполнения решений, принятых советом, реализации предложений и замечаний, внесенных ими, а также по другим важным вопросам деятельности совета и его органов. 5. В случае пропуска депутатом в течение года более половины пленарных заседаний совета или заседаний постоянной комиссии, членом которой он является, невыполнение им без уважительных причин решений и поручений совета и его органов соответствующий совет может обратиться к избирателям с < br> предложением об отзыве такого депутата в установленном законом порядке. Статья 21. Депутатский запрос и депутатское вопрос 1. Депутатский запрос - это поддержана советом требование депутата местного совета к должностным лицам совета и его органов, сельского, поселкового, городского головы, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных или зарегистрированы на соответствующей территории, а депутата городского (города областного значения), районного, областного совета - также председателю местной государственной администрации, его заместителей, руководителей отделов и управлений по вопросам, отнесенным к ведению совета. 2. Депутатский вопрос - это средство получения депутатом местного совета информации или разъяснения по той или иной проблемы. Ответ на вопрос может быть объявлено на сессии совета или дано депутату местного совета в индивидуальном порядке. Вопрос не включается в повестку дня сессии, не обсуждается и решение по нему не принимается. Статья 22. Порядок рассмотрения депутатского запроса 1. Депутатский запрос может быть внесен депутатом местного совета или группой депутатов предварительно или на пленарном заседании совета в письменной или устной форме. Запрос подлежит включению в повестку дня пленарного заседания совета. 2. Депутатский запрос обсуждается в случае необходимости на пленарном заседании местного совета. 3. Рада может обязать соответствующий орган подать в установленный ею срок отчет о выполнении решения по запросу депутата местного совета. 4. Орган или должностное лицо, к которым обращен депутатский запрос, обязаны в установленный советом срок дать официальный письменный ответ на него соответствующему совету и депутату местного совета. Если запрос по объективным причинам не может быть рассмотрен в установленный советом срок, то орган или должностное лицо обязаны письменно уведомить совету и депутату местного совета, который внес запрос, и предложить другой срок, который не должен превышать один месяц со дня получения запроса. Ответ на запрос в случае необходимости рассматривается на пленарном заседании совета. 5. Депутат местного совета имеет право дать оценку ответа на свой депутатский запрос. По результатам ответа на депутатский запрос может быть проведено обсуждение, если на этом настаивает не менее 1/4 присутствующих на заседании депутатов местного совета. должностных лиц, к которым обращен запрос, своевременно информируют о дату и время обсуждения ответа на запрос советом. Они либо уполномоченные ими лица имеют право присутствовать на этом заседании совета. По результатам рассмотрения ответа на депутатский запрос совет принимает соответствующее решение. Статья 23. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета 1. Предложения и замечания, высказанные депутатами местного совета на сессиях совета или переданные в письменной форме председательствующему на пленарных заседаниях, рассматриваются советом или по его поручению постоянными комиссиями совета или направляются на рассмотрение подотчетным и подконтрольным органам и должностным лицам местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям соответствующих предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, которые обязаны рассмотреть эти предложения и замечания в сроки, установленные советом, и о результатах рассмотрения сообщить непосредственно депутатов местного совета, которые внесли предложения или высказали замечания, а также соответствующий совет. 2. Совет и его исполнительные органы обеспечивают выполнение предложений и замечаний депутатов местного совета, одобренных советом, информируют депутатов о реализации предложений и замечаний, внесенных ими на сессиях советов. Статья 24. Право депутата местного совета ставить вопрос о проверке деятельности исполнительных органов совета, местных государственных администраций, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, участвовать в осуществлении контроля за выполнением решений совета 1. Депутат местного совета имеет право поднимать в совете и его органах вопрос о необходимости проведения проверок по вопросам, отнесенных к компетенции соответствующего совета, деятельности расположенных на территории предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, исполнительных органов совета, а депутаты областных, районных советов - соответствующих местных государственных администраций в части полномочий, делегированных им областными, районными советами, а также по поручению совета или его органов принимать участие в проверках исполнения решений совета. 2. Депутат местного совета имеет право вносить предложения по устранению недостатков и нарушений руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, и органов, деятельность которых проверялась в соответствии с частью первой настоящей статьи, а также органам, которым они подчинены, ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушения. В случае выявления нарушений законодательства Украины депутат местного совета обращается по этому поводу в соответствующие органы государственной власти. 3. О результатах проверки и предложений по ним депутат местного совета докладывает совету или его органа, по поручению осуществлялась проверка. 4. Депутат местного совета по поручению совета участвует в депутатских проверках по вопросам, относящимся к ведению совета, осуществлении контроля за выполнением решений совета. Статья 25. Депутатские группы 1. Для совместной работы по осуществлению депутатских полномочий в избирательных округах депутаты местных советов могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы. 2. Депутаты местного совета объединяются в депутатские группы по единству территории их избирательных округов, общности проблем, они решают, или другим признакам. 3. Полномочия депутатских групп являются производными от полномочий депутата местного совета, предусмотренных настоящим Законом. 4. Членство депутата местного совета в депутатской группе не освобождает его от ответственности за совершение своих депутатских полномочий в избирательном округе. Статья 26. Порядок образования депутатских групп 1. Депутатская группа может быть образована в любое время течение срока полномочий совета данного созыва по решению собрания депутатов местного совета, которые изъявили желание войти в ее состава. Депутатская группа состоит не менее чем из трех депутатов местного совета. Депутатская группа в районной, городской, районной в городе, областной, Киевской и Севастопольской городских советах состоит не менее чем из пяти депутатов. 2. Депутаты местного совета, которые входят в состав депутатской группы, избирают лицо, возглавляющее депутатскую группу. 3. Депутатская группа регистрируется соответствующим местным советом по представлению лица, возглавляющего депутатскую группу, к которому прилагается подписанное депутатами этой группы письменное уведомление об образовании депутатской группы с указанием ее названия, персонального состава и партийной принадлежности членов группы и депутатов, уполномоченных представлять группу. 4. Депутатские группы могут образовываться на определенный ими период, но не более чем на срок полномочий соответствующих советов. 5. Организация деятельности депутатских групп определяется соответствующим местным советом. 6. Деятельность депутатской группы прекращается: 1) в случае выбытия отдельных депутатов местного совета, вследствие чего ее численность становится меньше, чем установлено частью первой настоящей статьи; 2) в случае принятия депутатами местного совета, которые входят в ее состав, решения о роспуске депутатской группы; 3) по истечении срока, на который депутаты местного совета объединились в депутатскую группу, или срока полномочий соответствующих советов. 7. Совет содействует деятельности зарегистрированных ею депутатских групп, координирует их работу и может заслушивать сообщения об их деятельность. 8. Другие вопросы деятельности депутатских групп определяются регламентом совета. Статья 27. Депутатские фракции 1. Депутатские фракции местных советов формируются на партийной основе депутатами местных советов (кроме депутатов сельских, поселковых советов). {Часть первая статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Законом N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010 } 2. Депутаты сельских и поселковых советов на основе единства взглядов или партийного членства могут объединяться в депутатские фракции местных советов. В состав депутатских фракций могут входить также беспартийные депутаты сельского и поселкового совета, поддерживающие политическую направленность фракций.
{Часть третья статьи 27 исключен на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
4. Депутат местного совета может входить в состав только одной депутатской фракции. После соответствующего оформления материалов об образовании депутатской фракции председательствующий на пленарном заседании соответствующего местного совета информирует депутатов местного совета о регистрации такой депутатской фракции, ее количественном составе.
{Часть пятая статьи 27 исключена на основании Закона N 2487-VI ( 2487-17 ) от 10.07.2010}
6. Другие вопросы создания и деятельности депутатских фракций определяются регламентом местного совета. {Статья 27 в редакции Закона N 602-V ( 602-16 a >) от 12.01.2007} Статья 28. Права депутатских групп, фракций Депутатские группы, фракции имеют право: 1) на пропорциональное представительство в постоянных и временных комиссиях совета; 2) предварительно обсуждать кандидатуры должностных лиц, избирает, назначает или утверждает совет; 3) на гарантированное выступление своего представителя на пленарном заседании совета по каждому вопросу повестки дня сессии совета; 4) объединять усилия с другими группами, фракциями для создания большинства в совете или оппозиции; 5) осуществлять иные права, предусмотренные законами Украины. Статья 29. Участие депутата местного совета в работе других органов местного самоуправления Депутат местного совета имеет право участвовать с правом совещательного голоса в работе других органов местного самоуправления при рассмотрении ими вопросов и принятии решений, затрагивающих интересы избирателей его избирательного округа или территориальной общины, от которых он избран. Статья 29-1. Помощники-консультанты депутата местного совета 1. Депутат местного совета может иметь до пяти помощников-консультантов, работающих на общественных началах. 2. Персональный подбор кандидатур на должность помощника-консультанта депутата местного совета, организацию их работы и распределение обязанностей между ними осуществляет лично депутат местного совета, который несет ответственность относительно правомерности своих решений. 3. Условия деятельности и количество помощников-консультантов депутата местного совета определяются Положением о помощника-консультанта депутата местного совета, которое утверждается соответствующим советом. 4. Помощником-консультантом депутата местного совета может быть только гражданин Украины, имеющий общее среднее образование. Помощник-консультант депутата местного совета в своей работе руководствуется Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) и законодательством Украине, а также Положением о помощнике-консультанте депутата соответствующего местного совета. 5. Помощник-консультант депутата местного совета имеет право: 1) входить и находиться в помещениях соответствующего местного совета по предъявлению удостоверения помощника-консультанта, соблюдая установленный порядок; 2) получать присланную на имя депутата местного совета почтовую и телеграфную корреспонденцию, отправлять ее по поручению депутата местного совета; 3) по поручению депутата местного совета участвовать в организации изучения общественного мнения, потребностей территориальной общины, информировать о них депутата соответствующего местного совета и вносить предложения относительно путей их решения; 4) по письменному обращению депутата местного совета и по согласия должностных лиц органов местного самоуправления пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой.
|