Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы реализации государственной политики в сфере занятости населения, гарантии государства по защите прав граждан на труд и реализации их прав на социальную защиту от безработицы. Статья 1. Определение терминов 1. В этом Законе термины употребляются в таком значении: 1) безработица - социально-экономическое явление, при котором часть лиц не имеет возможности реализовать свое право на труд и получение заработной платы (вознаграждения) как источника существования 2) безработный - лицо в возрасте от 15 до 70 лет, из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готова и способна приступить к работе 3) вакансия - свободная должность (рабочее место), на которую может быть трудоустроено лицо 4) ваучер - документ установленного образца, дающий лицу в соответствии с настоящим Законом право на переподготовку, подготовку на следующем образовательно-квалификационном уровне, специализацию, повышение квалификации в учебных заведениях или у работодателя 5) свободно избранная занятость - реализация права гражданина свободно выбирать вид деятельности, не запрещенный законом (в частности такой, который не связан с выполнением оплачиваемой работы), а также профессию и место работы в соответствии со своими способностями и потребностями 6) государственное регулирование занятости - формирование и реализация государственной политики в сфере занятости населения с целью создания условий для обеспечения полной и продуктивной свободно избранной занятости и социальной защиты в случае наступления безработицы 7) занятость - не запрещена законодательством деятельность лиц, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей с целью получения дохода (заработной платы) в денежной или иной форме, а также деятельность членов одной семьи, которые осуществляют хозяйственную деятельность или работают в субъектов хозяйствования, основанных на их собственности, в том числе безвозмездно 8) зарегистрированный безработный - лицо трудоспособного возраста, зарегистрированная в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, как безработный и готова и способна приступить к работе 9) конкурентоспособность работника - совокупность качеств личности, характеризующие ее способность работать, уровень владения знаниями, умениями и навыками 10) молодой сотрудник - гражданин Украины в возрасте до 35 лет, выпускник профессионально-технического или высшего учебного заведения, в шестимесячный срок после окончания обучения трудоустроился самостоятельно или по направлению учебного заведения или территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, и продолжает работать в течение трех лет по квалификации, которую он приобрел во время учебы, в том числе независимо от места первого трудоустройства 11) неполная занятость - занятость работника на условиях рабочего времени, меньше нормы времени, предусмотренной законодательством, и может устанавливаться по договору между работником и работодателем с оплатой труда пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки 12) новое рабочее место - рабочее место, созданное в связи с созданием нового предприятия (кроме того, что созданный путем прекращения) или увеличением штатной численности работников при отсутствии сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также созданное путем модернизации или изменения технологии производства, требующие новых знаний, навыков и умений работника 13) лица трудоспособного возраста - лица старше 16 лет, не достигшие статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" пенсионного возраста 14) полная занятость - занятость работника по норме рабочего времени, предусмотренной согласно законодательству, коллективным или трудовым договором 15) трудоустройство - комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение реализации права человека на труд 16) трудоспособные лица - лица старше 16 лет, проживающих на территории Украины и по состоянию здоровья способны к активной трудовой деятельности 17) продуктивная занятость - занятость, что позволяет обеспечить эффективное общественное производство и удовлетворить потребности работника на уровне не менее установленных законодательством гарантий 18) профессиональное обучение - приобретение и усовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков лица в соответствии с его способностей, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда 19) рынок труда - система правовых, социально-трудовых, экономических и организационных отношений, возникающих между лицами, ищущими работу, работниками, профессиональными союзами, работодателями и их организациями, органами государственной власти в сфере удовлетворения потребности работников в занятости, а работодателей - в найме работников в соответствии с законодательством 20) рабочее место - место (помещение), на котором работник постоянно или временно находится в процессе трудовой деятельности и которое определено, в частности на основании трудового договора (контракта) 21) социальную защиту в случае наступления безработицы - комплекс мероприятий, предусмотренный общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы и законодательством о занятости населения 22) предприятие, которое предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве, - зарегистрированное в установленном законом порядке юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, а также физическое лицо - предприниматель, оказывающие услуги по посредничества в трудоустройстве в Украине и / или за рубежом в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства 23) трудовая миграция - перемещение лица, связанное с пересечением государственной границы или границ административно-территориальной единицы с целью выполнения или поиска работы 24) частичная безработица - вынужденное временное сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции по причинам экономического, технологического и структурного характера без прекращения трудовых отношений. 2. Термины "работодатели", "работники", "лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно", "стороны социального диалога", "молодежь" и "неформальное профессиональное обучение работников" употребляются в значении, приведенном в законах Украины "Об организациях работодателей" , "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование ", " О социальном диалоге в Украине ", "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" и " О профессиональном развитии работников ". Статья 2. Законодательство Украины о занятости населения 1. Отношения в сфере занятости населения регулируются Конституцией Украины , настоящим Законом, Кодексом законов о труде Украины , Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины , Законом Украины" Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы ", другими актами законодательства. 2. В случае если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о занятости населения, применяются правила международного договора. 1. Каждый имеет право на свободно избранную занятость. 2. Принуждение к труду в любой форме запрещается. Добровольная незанятость лица не может быть основанием для привлечения его к ответственности. 3. Занятость населения обеспечивается путем установления отношений, регламентируемых трудовыми договорами (контрактами), осуществления предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законом. 4. Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, которые признаны в Украине беженцами, которым предоставлено убежище в Украине, которые признаны лицами, нуждаются в дополнительной защите, которым предоставлено временная защита, а также те, что получили разрешение на иммиграцию в Украину, имеют право на занятость на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины. Иностранцы и лица без гражданства, которые прибыли в Украину для трудоустройства на определенный срок, принимаются работодателями на работу на основании разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, выданного в порядке, определенном настоящим Законом, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 1. К занятому населению относятся лица, работающие по найму на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (в том числе члены личных крестьянских хозяйств), проходящих военную или альтернативную (невоенную) службу , на законных основаниях работают за рубежом и имеющие доходы от такой занятости, а также лица, обучающиеся по дневной форме в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях и совмещают учебу с работой. К занятому населению также относятся: неработающие трудоспособные лица, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или за лицом преклонного возраста, по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, и получают помощь, компенсацию и / или надбавку в соответствии с законодательством родители - воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством лицо, проживающее вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, и получает денежную помощь на уход за ним в соответствии с законодательством. 2. К занятому населению не относятся иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине и занятость которых связана с обеспечением деятельности иностранных посольств и миссий или выполнением своих профессиональных или трудовых обязанностей перед работодателем - нерезидентом. Статья 5. Гарантии в сфере занятости населения 1. Государство гарантирует в сфере занятости: 1) свободное избрании места применения труда и вида деятельности, свободный выбор или изменение профессии 2) получение заработной платы (вознаграждения) в соответствии с законодательством 3) профессиональную ориентацию с целью самоопределения и реализации способности лица к труду 4) профессиональное обучение в соответствии со способностями и с учетом потребностей рынка труда 5) подтверждение результатов неформального профессионального обучения лиц по рабочим профессиям 6) бесплатное содействие в трудоустройстве, выборе подходящей работы и получении информации о ситуации на рынке труда и перспективы его развития 7) социальную защиту в случае наступления безработицы 8) защита от дискриминации в сфере занятости, необоснованного отказа в найме на работу и незаконного увольнения 9) дополнительное содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан. Статья 6. Право человека на выбор места, вида деятельности и рода занятий 1. Каждый имеет право на свободный выбор места, вида деятельности и рода занятий, которое обеспечивается государством путем создания правовых, организационных и экономических условий для такого выбора. 2. Реализация права на выбор места, вида деятельности и рода занятий осуществляется путем самостоятельного обеспечения лицом своей занятости или обращения с целью трудоустройства к работодателю или при содействии центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, или субъекта хозяйствования , который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве. Статья 7. Право человека на профессиональную ориентацию 1. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию, которое обеспечивается путем предоставления комплекса профориентационных услуг по выбору или смене профессии, вида деятельности и других профориентационных услуг. 2. Лица имеют право на бесплатные услуги по профессиональной ориентации в целях избрания или изменения вида деятельности, места работы, режима труда. Статья 8. Право человека на профессиональное обучение 1. Каждый имеет право на профессиональное обучение, которое реализуется путем первичной профессиональной подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации, стажировки в профессионально-технических, высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования, непосредственно на рабочих местах на производстве или в сфере услуг с целью получения лицом соответствующего квалификации или приведения ее уровня в соответствие с требованиями современного производства и сферы услуг. Статья 9. Право человека на социальную защиту в случае наступления безработицы 1. Каждый имеет право на социальную защиту в случае наступления безработицы реализуется путем: 1) участия в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, которое предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы 2) предоставление бесплатных социальных услуг, в частности, информационно-консультационных и профориентационных, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации с учетом спроса на рынке труда, содействие в трудоустройстве, в частности, путем финансовой поддержки самозанятости и реализации предпринимательской инициативы в соответствии с законодательством p > 3) предоставление особых гарантий работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труда 4) предоставление дополнительной гарантии занятости отдельным категориям населения, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда. Статья 10. Право лица на трудовую деятельность за рубежом 1. Граждане Украины имеют право заниматься трудовой деятельностью за рубежом, если такая деятельность не запрещена законодательством Украины и государства пребывания. 2. Права граждан Украины, которые работают за границей, защищаются законодательством Украины и государства пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 11. Право человека на защиту от проявлений дискриминации в сфере занятости населения 1. Государство гарантирует лицу право на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости населения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, пола, возраста, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам. 2. Не считается дискриминацией осуществления мероприятий по дополнительному содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан. 3. Запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, предъявлять требования, предпочитающих одной из статей, а также требовать от лиц , которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни. Ограничения относительно содержания объявлений (рекламы) о вакансиях (прием и работу) и ответственность за нарушение установленного порядка их распространения устанавливаются Законом Украины "О рекламе" . Статья 12. Право лица на доступ к информации в сфере занятости населения 1. Каждый имеет право на бесплатное получение информации о предложении и спросе на рабочую силу, в частности о свободных рабочих места (должности), возможности и условия трудоустройства на территории Украины и за рубежом, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и другие услуги, предусмотренные законодательством. P > 2. Государство обеспечивает доступ к информации в сфере занятости населения через органы государственной власти и средства массовой информации. Статья 13. Право лица на защиту прав в сфере занятости населения 1. Каждый имеет право на обжалование решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физических лиц, применяющие наемный труд, а также действий или бездействия должностных лиц, привели к нарушению права человека на занятость, в соответствии с законодательством. Статья 14. Категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству 1. К категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся: 1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и имеет на иждивении детей в возрасте до шести лет воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и / или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности) 2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу 3) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения 4) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, освободилась из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимается на работу; 5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту согласно статье 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" осталось 10 и менее лет 6) инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ; 7) лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу. 2. Для трудоустройства указанных в части первой настоящей статьи граждан (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании ", норматив трудоустройства на работу которых устанавливается согласно Законом Украины" Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине ") предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота в размере 5 процентов среднесписочной численности штатных работников за предшествующий календарный год. 3. Работодатели самостоятельно рассчитывают квоту, указанный в части второй настоящей статьи, с учетом численности граждан, на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и принадлежат к таким, что неконкурентоспособные на рынке труда (кроме инвалидов), и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи, о чем работодатели информируют ежегодно центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в установленном им порядке. Раздел II Статья 15. Принципы и цели, основные направления государственной политики в сфере занятости населения 1. Государственная политика занятости населения базируется на принципах: 1) приоритетности обеспечения полной, продуктивной и свободно избранной занятости в процессе реализации активной социально-экономической политики государства 2) ответственности за формирование и реализацию политики в сфере занятости населения 3) обеспечение равных возможностей населения в реализации конституционного права на труд 4) содействие эффективному использованию трудового потенциала и обеспечения социальной защиты населения от безработицы. 2. Целью государственной политики в сфере занятости населения являются: 1) обеспечение равных возможностей лицам в реализации их права на труд 2) содействие повышению профессионального уровня трудоспособного населения в соответствии с общественными потребностями 3) содействие занятости населения, в том числе в сельской местности и на депрессивных территориях 4) обеспечение экономики квалифицированными кадрами 5) сбалансирования спроса на рабочую силу (создание надлежащего количества рабочих мест) и ее предложения (создание условий для профессионального развития, достойных условий для труда) 6) приоритетность обеспечения полной и продуктивной свободно избранной занятости 7) обеспечение социальной защиты лиц в случае наступления безработицы 8) усиление социальной и правовой защиты граждан Украины, работающих за рубежом, в том числе путем активизации международного сотрудничества, заключения договоров, касающихся вопросов защиты прав трудовых мигрантов. 3. Основными направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются: 1) создание условий для развития экономики и содействия созданию новых рабочих мест 2) удовлетворение спроса приоритетных отраслей экономики в высококвалифицированных работниках 3) усиление мотивации к легальной и продуктивной работы 4) активизация предпринимательской инициативы и самостоятельной занятости населения 5) усовершенствование системы профессионального обучения с учетом интересов личности, потребностей экономики и рынка труда 6) содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в профессиональном развитии работников 7) сбалансирования спроса и предложения по объему и уровню квалификации рабочей силы на рынке труда путем системного прогнозирования потребностей экономики 8) содействие занятости граждан 9) обеспечение создания равных возможностей для реализации субъектами хозяйствования инфраструктурных проектов и целевых программ, финансируемых за счет государственных средств 10) координация и контроль деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве 11) возвращение безработных к продуктивной занятости 12) международное сотрудничество в сфере обеспечения социальной защиты граждан Украины, работающих за рубежом 13) взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и профессиональных союзов в целях обеспечения полной и продуктивной свободно избранной занятости, в частности осуществление мероприятий по содействию занятости населения 14) обеспечение эффективного и целевого использования средств, направленных на реализацию государственной политики в сфере занятости населения 15) осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда ( часть первая статьи 14 настоящего Закона) 16) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда (часть первая статьи 14 настоящего Закона) 17) обеспечение сотрудничества центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве, других посредников по трудоустройству и учреждений социальной, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов, центров социальных служб для молодежи 18) защита внутреннего рынка труда путем регулирования привлечения к работе иностранных работников. Статья 16. Реализация государственной политики в сфере занятости населения 1. Государство обеспечивает реализацию политики в сфере занятости населения путем: 1) проведение налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной, бюджетной, социальной, внешнеэкономической и инновационной политики с целью расширения сферы применения труда, обеспечения полной, продуктивной, свободно избранной занятости, повышения уровня квалификации и конкурентоспособности рабочей силы 2) определение в общегосударственных программах экономического и социального развития, программах экономического и социального развития Автономной Республики Крым, областей, районов, городов показателей развития рынка труда и занятости населения и их оценки по результатам реализации таких программ 3) включение в систему регулирования рынка труда меры по введению стимулирования отечественного производства для создания новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики и сельской местности 4) содействие повышению конкурентоспособности рабочей силы и занятости населения 5) социальной защиты граждан в случае наступления безработицы 6) содействие самозанятости населения путем стимулирования открытия собственного бизнеса, в том числе в сельских населенных пунктах и ??на депрессивных территориях 7) развития сельского аграрного туризма, кластеров народных художественных промыслов 8) создание условий для обеспечения повышения конкурентоспособности рабочей силы и ее мобильности 9) прогнозирования и оценки влияния на рынок труда политики в сфере занятости 10) лицензирование деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей. Статья 17. Органы, обеспечивающие формирование и реализацию государственной политики в сфере занятости населения 1. Формирование и реализацию государственной политики в сфере занятости населения обеспечивают в пределах своих полномочий Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики, другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы местного самоуправления. 2. Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в сфере занятости населения является центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики. 3. С целью реализации государственной политики занятости Кабинет Министров Украины разрабатывает и утверждает основные направления реализации государственной политики в сфере занятости населения на среднесрочный период, в которых определяются пути и способы решения проблем занятости населения и предусматриваются меры по консолидации усилий всех сторон социального диалога, направленных на регулирования процессов, происходящих на рынке труда, для повышения уровня занятости населения. Основные направления реализации государственной политики в сфере занятости населения разрабатываются на основании основных прогнозных параметров социально-экономического развития Украины, государственных, отраслевых и региональных программ в части их влияния на сферу занятости населения, на развитие трудового потенциала с определением механизма их реализации. Координацию и контроль за выполнением основных направлений реализации государственной политики в сфере занятости населения осуществляет центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики при участии центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. Ответственность за выполнение основных направлений реализации государственной политики в сфере занятости населения возлагается на министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, органы местного самоуправления. Статья 18. Территориальные и местные программы занятости населения 1. Территориальные и местные программы занятости населения направленные на реализацию основных направлений государственной политики в сфере занятости населения в регионах и являются составляющими программ их социально-экономического развития. 2. Территориальные и местные программы занятости населения разрабатываются местными государственными администрациями и подаются на утверждение Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским советам. 3. В территориальных и местных программах занятости населения определяются основные показатели рынка труда и меры, направленные на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы на территориальных рынках труда, социальной защиты безработных, обеспечение занятости граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. 4. Координация работы по осуществлению мероприятий, предусмотренных программами занятости населения, возлагается на центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики, органы социального диалога в сфере занятости, Министерство труда и социальной защиты населения Автономной Республики Крым, структурные подразделения в сфере труда и социальной защиты областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и органы местного самоуправления. Статья 19. Органы социального диалога в сфере занятости 1. Для подготовки согласованных решений по осуществлению политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости, советы по профессиональной ориентации и другие органы социального диалога. 2. Порядок формирования органов социального диалога в сфере занятости, полномочия и организация их работы определяются в соответствии со статьей 9 Закона Украины "О социальном диалоге в Украине" . Статья 20. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в сфере занятости населения 1. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в сфере занятости населения осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, Фонда социальной защиты инвалидов, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и других источников в соответствии с законодательством. Раздел III Статья 21. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции 1. Деятельность центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, направляется и координируется Министром - руководителем центрального органа исполнительной власти в сфере социальной политики. 2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы. Территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах являются юридическими лицами публичного права. К сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, могут принадлежать предприятия, учреждения и организации. 3. Финансирование деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции и выполнения им функций, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" , осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. 4. Услуги, которые предоставляются территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в соответствии с возложенными на них задач является бесплатным. Статья 22. Задачи и функции центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальных органов 1. Основными задачами центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальных органов являются: 1) реализация государственной политики в сфере занятости населения и трудовой миграции 2) внесение предложений Министру - руководителю центрального органа исполнительной власти в сфере социальной политики по формированию государственной политики в сфере занятости населения 3) содействие гражданам в подборе подходящей работы 4) предоставление работодателям услуг по подбору работников 5) участие в организации проведения общественных и других работ временного характера 6) содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности, в частности путем предоставления индивидуальных и групповых консультаций 7) участие в реализации мероприятий, направленных на предотвращение массового высвобождения работников, профилактика наступления страхового случая, содействие мобильности рабочей силы и занятости населения в регионах с высокими показателями безработицы, монофункциональных городах и населенных пунктах, зависящих от градообразующих предприятий 8) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных с учетом текущей и перспективной потребности рынка труда 9) проведение профессиональной ориентации населения 10) дополнительное содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан неконкурентоспособны на рынке труда 11) осуществление контроля за использованием работодателями и безработными средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. 2. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его территориальные органы в соответствии с возложенными на них задачами: 1) осуществляют управление и оперативное распоряжение финансовыми ресурсами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы в пределах утвержденного бюджета Фонда в соответствии с Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" , управления имуществом 2) обеспечивают функционирование Единой информационно-аналитической системы, в частности, формируют базу данных о свободных рабочих места (должности) на основании информации, поступившей от работодателей и субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве 3) ведут учет лиц, которые обращаются за содействием в трудоустройстве, и предоставляемых им услуг 4) осуществляют регистрацию безработных, ведут учет предоставленных им услуг 5) организуют профессиональное обучение зарегистрированных безработных с учетом текущей и перспективной потребности рынка труда 6) организуют работу по подтверждению профессиональной квалификации по результатам неформального профессионального обучения по рабочим профессиям 7) информируют население, органы исполнительной власти и учебные заведения о спросе и предложения рабочей силы на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и в случае наступления безработицы 8) осуществляют в установленном законодательством порядке сбора, обработки, представления и распространения административных данных о спросе и предложения рабочей силы на рынке труда, предоставления социальных услуг населению и работодателям 9) анализируют показатели спроса и предложения рабочей силы и вносят центральному органу исполнительной власти в сфере социальной политики предложения по прогнозированию развития рынка труда 10) участвуют в разработке основных направлений реализации государственной политики в сфере занятости населения на среднесрочный период, территориальных программ занятости населения и их исполнении 11) содействуют трудоустройству безработных на предприятиях, которые привлекаются к реализации государственных целевых программ и инфраструктурных проектов, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины 12) взаимодействуют с работодателями по вопросам определения текущей и перспективной потребности в рабочей силе, профессионального обучения населения и укомплектования свободных рабочих мест 13) ведут перечень субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве 14) осуществляют обмен информацией с Пенсионным фондом Украины для обеспечения выполнения требований настоящего Закона и Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы " 15) участвуют в проведении научных исследований по вопросам занятости населения, функционирования рынка труда и социальной защиты населения от безработицы, изучают международный опыт с целью внедрения инновационных форм содействия занятости населения, выступают заказчиком научных работ, исследований и методического обеспечения 16) участвуют в международном сотрудничестве для решения проблем занятости населения, социальной защиты граждан от безработицы и трудовой миграции 17) выдают работодателям разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства с ведением учета таких разрешений 18) проводят расследование страховых случаев и обоснованности выплаты материального обеспечения в порядке, установленном центральными органами исполнительной власти в сфере социальной политики, государственной налоговой политики и Пенсионным фондом Украины. Такое расследование осуществляется путем сверки данных, указанных в документах страхователя, с базой данных Пенсионного фонда Украины и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной налоговой политики, а в случае необходимости - путем проведения выездных плановых и внеплановых проверок страхователей 19) осуществляют контроль за использованием средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, применяют в установленном законодательством порядке финансовые санкции и налагают административные штрафы 20) предоставляют бесплатно предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физическим лицам, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, консультации по вопросам трудоустройства инвалидов; 21) обеспечивают предоставление социальных услуг и выплату материального обеспечения в соответствии с Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" a > и настоящего Закона. Статья 23. Единая информационно-аналитическая система центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции 1. Единая информационно-аналитическая система центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, функционирует для: 1) информационной поддержки реализации государственной политики в сфере занятости населения 2) создание целостной системы информационного взаимодействия государственных органов власти, осуществляющих мероприятия по содействию занятости населения 3) проведение мониторинга рынка труда, анализа спроса и предложения рабочей силы 4) обеспечение выполнения центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, возложенных на него функций и задач. 2. К Единой информационно-аналитической системы центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, включается информация, поступившая от его территориальных органов в процессе своей деятельности, в частности от граждан, работодателей, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве, и органов государственной власти. 3. Информация по Единой информационно-аналитической системы центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, предоставляется и используется в соответствии с законами Украины "Об информации" и "О защите персональных данных" . Раздел IV Статья 24. Мероприятия по содействию занятости населения 1. Мероприятия по содействию занятости населения направляются на: 1) обеспечение соответствия уровня профессиональной квалификации трудоспособных лиц потребностям рынка труда 2) создание условий для активного поиска работы безработными 3) повышение конкурентоспособности лиц на рынке труда. 2. К мерам по содействию занятости населения относятся: 1) профессиональная ориентация и профессиональное обучение 2) стимулирование деятельности работодателей, направленной на создание новых рабочих мест и трудоустройства безработных 3) создание условий для самозанятости населения и поддержка предпринимательской инициативы 4) содействие обеспечению молодежи первым рабочим местом и внедрение стимулов для стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физических лиц, применяющих наемный труд, учащейся молодежи 5) содействие занятости инвалидов 6) обеспечение участия безработных в общественных работах и ??других работах временного характера. 3. Работодателю, в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных платы за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных платы за каждое такое лицо ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются фактические расходы в размере 50 процентов суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен , в порядке , определенном Кабинетом Министров Украины. В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию. Порядок предоставления работодателю права на уменьшение размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и зачисления стажа лицам, трудоустроенным согласно этой части, утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 25. Содействие занятости населения при реализации государственных целевых программ, предусматривающих создание новых рабочих мест, и инфраструктурных проектов 1. Инициатор разработки государственных целевых программ, которыми предусматривается создание новых рабочих мест, и инфраструктурных проектов определяет объемы создания новых рабочих мест в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, и согласовывает объемы трудоустройства безработных на созданные новые рабочие места с территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции. 2. Распорядители средств, указанные в государственных целевых программах, предусматривающих создание новых рабочих мест, и инфраструктурных проектах, подают в центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, перечень работодателей, которые вовлечены в реализацию таких программ и проектов . Такие работодатели могут заключать с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, договор о трудоустройстве определенного количества безработных при реализации соответствующих программ и проектов. 3. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, проводит мониторинг трудоустройства безработных на созданные новые рабочие места при реализации государственных целевых программ и инфраструктурных проектов и подает по его результатам данные центральному органу исполнительной власти в сфере социальной политики для информирования Кабинета Министров Украины. Статья 26. Стимулирование трудоустройства граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда 1. Работодателю, трудоустраивает на новое рабочее место граждан, указанных в части первой статьи 14 данного Закона (кроме тех, которые определены пунктом 7 части первой статьи 14 ), и которым предоставлен статус безработного, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, сроком не менее чем на два года ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующую человека в месяц, за который он оплачен. Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства лица за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, средств Государственного бюджета Украины для обеспечения молодежи, получившей профессионально-техническое или высшее образование, первым рабочим местом по полученной профессии (специальности) и Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, который зарегистрирован в установленном порядке в качестве безработного, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается), в определенном Кабинетом Министров Украины порядке. 2. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью первой настоящей статьи, по инициативе работодателя или по соглашению сторон до истечения двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма выплаченных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты инвалидов в зависимости от источника компенсации или на его рабочее место по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью первой настоящей статьи, по соглашению сторон на его рабочее место по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный. 3. Указанное в части первой настоящей статьи компенсация не выплачивается в случае, когда работодатель: 1) имеет задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и / или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование 2) признан в установленном порядке банкротом или относительно него возбуждено дело о банкротстве. Статья 27. Стимулирование самозанятости населения и создания новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства 1. Для стимулирования самозанятости населения, предпринимательской инициативы центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, обеспечивает предоставление бесплатных индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности с привлечением на общественных началах работников органов государственной власти в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере социальной политики. Безработным из числа застрахованных лиц, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность, выплачивается пособие по безработице единовременно для организации такой деятельности. В случае прекращения или неосуществления предпринимательской деятельности в течение двух лет со дня государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя такое лицо не имеет права на очередное получение пособия по безработице единовременно для организации предпринимательской деятельности. 2. Субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают безработных сроком не менее чем на два года по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующую человека в месяц, за который он оплачен. Компенсация выплачивается за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты инвалидов (в случае трудоустройства инвалида, который зарегистрирован в установленном порядке в качестве безработного, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается) в течение одного года со дня трудоустройства безработного в порядке и по перечню приоритетных видов экономической деятельности, определенных Кабинетом Министров Украины. | |
Сторінки: [ 1 ] 2 3 следующая страница» |