З А К О Н У К Р А И Н Ы
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 40, ст.337) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1419-IV ( 1419 -15 ) от 03.02.2004, ВВР, 2004, N 19, ст.259 N 3421-IV ( 3421 - 15 ) от 09.02.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.199 N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008, ВВР, 2009, N 9, ст.117 N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера "во всех падежах заменены словами" центральный орган исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты "в соответствующем падеже согласно Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет организационные и правовые основы защиты граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находятся на территории Украины, защиты объектов производственного и социального назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное < br> аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей и / или значительных материальных потерь; зона чрезвычайной ситуации - отдельная территория, где сложилась чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера; авария - опасное событие техногенного характера, повлекло гибель людей или создает на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводит к разрушения зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушения производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде; катастрофа - крупная по масштабам авария или другое событие, приводит к тяжким последствиям; объект повышенной опасности - объект, который согласно закону считается на котором есть реальная угроза возникновения аварии и / или чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера; потенциально опасные мероприятия - мероприятия (показы вооружения и военной техники, парады, тренировки, обучения), которые проводятся в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и военной техники, которые могут создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; (Статья 1 дополнена абзацем седьмым согласно Законом N 1419-IV ( 1419-15 ) от 03.02.2004) защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических и других мероприятий по предотвращению и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и ликвидации их последствий, реализуются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, добровольными формированиями и направлены на защиту населения и территорий, а также материальных и культурных ценностей и окружающей среды; предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регулирование техногенной и природной безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера на основе данных мониторинга, экспертизы, исследований и прогнозов возможного хода событий с целью недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера или смягчения ее возможных последствий; ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - проведение комплекса мероприятий, включающих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и направлены на прекращение действия опасных факторов, спасения жизни и сохранения здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера - скоординированные действия подразделений единой государственной системы по реализации планов локализации и ликвидации аварии (катастрофы), уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, с целью предоставления неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей, а также спасателям в случае необходимости; зона возможного поражения - отдельная территория, на которой после возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера возникает угроза жизни или здоровью людей и причинения потерь ; оповещения - доведение сигналов и сообщений органов управления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, аварий, катастроф, эпидемий, пожаров и т.п. к центральным и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и населения; система оповещения - комплекс организационно-технических мероприятий, аппаратуры и технических средств оповещения, аппаратуры, средств и каналов связи, предназначенных для своевременного доведения сигналов и информации о возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и населения; классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система, согласно которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы в зависимости от их характера; классификационный признак чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - техническая или другая характеристика аварии или катастрофы позволяет отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера ; аварийно-спасательная служба - совокупность организационно объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и отдельных их последствий, проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ; медико-психологическая реабилитация - комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), лиц, привлеченных к выполнения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, а также пострадавших вследствие такой чрезвычайной ситуации, прежде несовершеннолетних {Статья 1 дополнена абзацами восемнадцатым согласно Закону N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008} < br> дорожно-транспортное происшествие - событие, которое произошло во время движения дорожного транспортного средства, вследствие которого погибли или получили травмы люди или причинен материальный ущерб. Уровень чрезвычайной ситуации при дорожно-транспортном происшествии определяется согласно порядка классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера ( 368-2004-п ), который утверждается Кабинетом Министров Украины {Статья 1 дополнена абзацем девятнадцатым по закону N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008} пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера (далее - пострадавшие) - лица, здоровью которых причинен вред вследствие чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера . {Статья 1 дополнена абзацем двадцатым согласно Закону N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008}
Статья 2. Законодательство Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Законодательство Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из настоящего Закона, Закона Украины" О правовом режиме чрезвычайного состояния " ( 1550-14 ) и других нормативно-правовых актов. Статья 3. Основные задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Основными задачами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются: осуществление комплекса мероприятий по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера; обеспечение готовности и контроля за состоянием готовности к действий и взаимодействия органов управления в этой сфере, сил и средств, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них. Статья 4. Основные принципы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляется на принципах: приоритетности задач, направленных на спасение жизни и сохранения здоровья людей и окружающей среды; безусловного предпочтения рациональной и превентивной безопасности; свободного доступа населения к информации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; личной ответственности и заботы граждан о собственной безопасность, неукоснительного соблюдения ими правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера; ответственности в пределах своих полномочий должностных лиц за соблюдения требований настоящего Закона; обязательности заблаговременной реализации мероприятий, направленных на предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и минимизации их негативных психосоциальных последствий; учета экономических, природных и других особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; максимально возможного, эффективного и комплексного использования имеющихся сил и средств, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования. Статья 5. Права граждан Украины в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Граждане Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера имеют право на: получение информации о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, которые возникли или могут возникнуть, и о меры необходимой безопасности; обеспечение и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в случае их возникновения; обращения в местные органы исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; компенсацию согласно закону вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; компенсации за работу в зонах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; социально-психологическую поддержку и медицинскую помощь, в том числе по заключению Государственной службы медицины катастроф и / или врачебно-трудовой комиссии, на медико-реабилитационное восстановление в < br> случае получения тяжелых физических и психологических травм; другие права в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера соответствии с законами Украины. Статья 6. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, пользуются теми же правами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украине, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Статья 7. Виды, уровни и критерии классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера классифицируются по характеру происхождения, степени распространения, размером людских потерь и материального ущерба. зависимости от характера происхождения событий, которые могут обусловить возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории Украины, определяются такие виды чрезвычайных ситуаций: техногенного характера; природного характера. зависимости от объемов причиненных чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера последствий, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ее последствий, определяются следующие уровни чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера: государственный; региональный; местный; объектовый. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются отдельным законом. Критерии классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера устанавливаются Кабинетом Министров Украины на основе анализа информации о техногенную и экологическую обстановку, угрозы существующих и вероятных техногенных и природных катастроф, опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Р а з д е л II ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Статья 8. Информирование и оповещения Информирование и оповещения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера является основным принципом и главным и неотъемлемым элементом всей системы мер такой защиты. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера составляют сведения о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, которые прогнозируются или возникли, с определением их классификации, границ распространения и последствий, а также способы и методы реагирования на них. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов в этой сфере является гласной и открытыми, если иное не предусмотрено законом. {Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы местных советов обязаны предоставлять населению через средства массовой информации оперативную и достоверную информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, о возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, методы и способы их защиты, принятие мер по обеспечению безопасности. {Часть четвертая статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Оповещение об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и постоянное информирование населения о них обеспечиваются путем: заблаговременного создания и поддержания в постоянной готовности общегосударственной и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения; организационно-технического соединения территориальных систем централизованного оповещения и систем оповещения на объектах хозяйствования; заблаговременного создания и организационно-технического соединения с системами наблюдения и контроля постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения в зонах возможного катастрофического затопления, районах размещения радиационных и химических предприятий, других объектов повышенной опасности; централизованного использования общегосударственных и отраслевых систем связи, радиоведущий, телевизионного оповещения, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации. Статья 9. Наблюдение С целью своевременной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предотвращения и реагирования на них соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти осуществляются: создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и контроля с включением в них существующих сил и средств контроля; организация сбора, обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнения пищевых продуктов, продовольственного сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществами, микроорганизмами и другими биологическими агентами. Статья 10. Укрытие в защитных сооружениях укрытие в защитных сооружениях, в случае необходимости, подлежит населения в соответствии с его принадлежности к группам (работающая смена, населения, проживающего в опасных зонах). Создание фонда защитных сооружений обеспечивается путем: комплексного освоения подземного пространства городов и населенных пунктов для взаимно размещения в нем сооружений и помещений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом необходимости приспособления и использования части помещений для укрытия населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; обследования и постановки на учет подземных и наземных зданий и сооружений, отвечающие требованиям защиты, сооружений подземного пространства городов, горных выработок и естественных полостей; дооборудование с учетом реальной обстановки подвальных и других заглубленных помещений; строительства заглубленных сооружений, отдельно стоящие от объектов производственного назначения и предназначенные для защиты; массового строительства, в период угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, простых хранилищ и укрытий; строительства отдельных хранилищ и противорадиационных укрытий. Список таких хранилищ, укрытий и защитных сооружений, необходимо строить, ежегодно определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и утверждается Кабинетом Министров Украине. Имеющийся фонд защитных сооружений используется для хозяйственных, культурных и бытовых нужд в порядке ( 253-2009-п ), который определяется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и утверждается Кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 11. Эвакуационные мероприятия В условиях неполного обеспечения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, основным средством защиты населения является эвакуация и размещение его в < br> зонах, которые являются безопасными для проживания людей и животных. Эвакуации подлежит население, проживающее в населенных пунктах, находящихся в зонах возможного катастрофического затопления, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, в районах возникновения стихийного бедствия, аварий и катастроф (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей). зависимости от обстановки, которая сложилась на время чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, может быть проведено общую или частичную эвакуацию населения временного или необратимый характер. Общая эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украине для всех категорий населения и планируется на случай: возможного опасного радиоактивного загрязнения территорий вокруг атомных электростанций (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей, проживающих в зоне поражения) возникновение угрозы катастрофического затопления местности с четырехчасовым добегания прорывной волны. Частичная эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Эвакуационные мероприятия осуществляются Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. При проведении частичной эвакуации заблаговременно вывозится не занятое в сферах производства и обслуживания населения: дети, учащиеся учебных заведений, воспитанники детских домов, вместе с преподавателями и воспитателями, студенты, пенсионеры и инвалиды, содержатся в домах престарелых, вместе с обслуживающим персоналом и членами их семей. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера эвакуация населения планируется на случай: аварии на атомной электростанции с возможным загрязнением территории; всех видов аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ; угрозы катастрофического затопления местности; лесных и торфяных пожаров, землетрясений, оползней, других геофизических и гидрометеорологических явлений с тяжелыми последствиями угрожают населенным пунктам. Проведение организованной эвакуации, проявлений паники и недопущения гибели людей обеспечивается путем: планирование эвакуации населения; определение зон, пригодных для размещения эвакуированных из потенциально опасных зон; организации оповещения руководителей предприятий и населения о начало эвакуации; организации управления эвакуацией; всестороннего жизнеобеспечения в местах безопасного расселения эвакуированного населения; обучение населения действиям при проведении эвакуации. Эвакуация населения проводится способом, который предусматривает вывоза основной части населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера всеми видами имеющегося транспорта, а в случае его отсутствия или недостаточности, а также в случае разрушения транспортных путей - организованный вывод населения пешим ходом по заранее разработанным маршрутам. Статья 12. Инженерная защита При проектировании и эксплуатации сооружений и других объектов хозяйствования, последствия деятельности которых могут вредно повлиять на безопасность населения и окружающей среды, обязательно разрабатываются и осуществляются мероприятия инженерной защиты с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Мероприятия инженерной защиты населения и территории должны предусматривать: учета при разработке генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства возможных проявлений в отдельных регионах и на отдельных территориях опасных и катастрофических явлений; рациональное размещение объектов повышенной опасности с учетом возможных последствий их деятельности в случае возникновения аварий для безопасности населения и окружающей среды; строительство домов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности; разработка и осуществление мер безаварийного функционирования объектов повышенной опасности; создание комплексной схемы защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования от опасных природных процессов; разработка и осуществление региональных и местных планов предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; организации строительства противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения; реализацию мероприятий санитарной охраны территории. Статья 13. Медицинская защита Мероприятия предотвращения или уменьшения степени поражения людей, своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим и их лечения, обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера должны предусматривать: планирование и использование существующих сил и средств учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и хозяйствования; введение в действие Национального плана социально-психологических мероприятий при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; развертывания в условиях чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера необходимого количества лечебных учреждений; заблаговременное применение профилактических медицинских препаратов и санитарно-эпидемиологических мероприятий; контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источниками водоснабжения; контроль за состоянием атмосферного воздуха и осадков; заблаговременное создание и подготовку специальных медицинских формирований; накопление медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества и техники; контроль за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией; подготовку медицинского персонала и общее медико-санитарное обучения населения. Для обеспечения своевременного оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера гражданам, спасателям и лицам, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, в составе которых действуют службы медицины катастроф как особый вид аварийно-спасательных служб . Координацию деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф на случай чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляют специальные комиссии общегосударственного (регионального, местного, объектового) уровня, образующихся согласно с настоящим Законом. Организационно-методическое обеспечение деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения. {Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012, в редакции Закона N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} Типовое положение о центре экстренной медицинской помощи и медицины катастроф утверждается Кабинетом Министров Украины. {Часть третья статьи 13 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012, в редакции Закона N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} Пострадавшее населения, а также лица, привлеченные к выполнению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, и спасатели по заключению центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф и / или медико-социальной экспертной комиссии гарантировано обеспечиваются соответствующим лечением и психологическим восстановлением в санаторно-курортных учреждениях, при которых созданы центры медико-психологической реабилитации. Несовершеннолетние лица, пострадали в чрезвычайной ситуации (в том числе вызванной дорожно-транспортным происшествием), а также в которых вследствие чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера (в том числе вызванной дорожно-транспортным приключением) погиб один из родителей или оба родителя, гарантированно обеспечиваются соответствующим лечением и психологическим восстановлением в санаторно-курортных заведениях, при которых созданы центры медико-психологической реабилитации. {Часть четвертая статьи 13 в редакции Закона N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008, с изменениями, внесенными согласно Закону N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} Центры медико-психологической реабилитации создаются при санаторно-курортных учреждениях независимо от формы собственности и подчинения. Перечень санаторно-курортных учреждений, при которых создаются центры медико-психологической реабилитации, а также их соответствие требованиям медико-психологической реабилитации каждые два года определяются в порядке ( 859-2009-п ), установленном Кабинетом Министров Украины. Указанный перечень утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. {Часть пятая статьи 13 в редакции Закона N 587-VI ( 587 - 17 ) от 24.09.2008 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Медико-психологическая реабилитация спасателей и пострадавших в не определенных и не утвержденных в соответствии с части пятой этой статьи санаторно-курортных и других учреждениях запрещается. {Статья 13 дополнена частью шестой по Законом N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008} Статья 14. Биологическая защита Защита от биологических средств поражения включает своевременное выявление факторов биологического заражения в зависимости от их вида и степени поражения, проведения комплекса административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных противоэпидемических и медицинских мероприятий. Биологическая защита предусматривает: своевременное использование коллективных и индивидуальных средств защиты; введение режимов карантина и обсервации; обеззараживания очага поражения; необходимо обеззараживания людей, животных и т.п.; своевременную локализацию зоны биологического поражения; проведение экстренной и специфической профилактики; соблюдения противоэпидемического режима предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования и населением. Статья 15. Радиационный и химический защиту Радиационный и химический защита включает мероприятия по выявлению и оценки радиационной и химической обстановки, организации и осуществления дозиметрического и химического контроля, разработки типовых режимов радиационной защиты, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию и проведение специальной обработки. Выполнение требований радиационной и химической защиты обеспечивается путем: заблаговременного накопления и поддержания в готовности средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического и химического контроля, объемы и места хранения которых определяются в соответствии установленным зон опасности, обеспечения указанными средствами прежде личного состава формирований, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также персонала радиационно и химически опасных объектов хозяйствования и населения, проживает в зонах опасного заражения и вокруг них; своевременного внедрения средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах хозяйствования; создание унифицированных средств защиты, приборов и комплектов дозиметрического и химического контроля; предоставления населению возможностей приобретать в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и дозиметров; заблаговременного приспособления объектов бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, имущества и транспорта; разработка общих критериев, методов и методик наблюдений относительно оценки радиационной и химической обстановки; заблаговременного создания и использования средств коллективной защиты населения от радиационной и химической опасности; приспособление имеющихся средств коллективной защиты от других видов угрозы для защиты от радиационной и химической опасности. Статья 16. Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера направлена ??на обеспечение: безопасности продукции (работ, услуг) и материалов для жизни и здоровья людей и окружающей среды; качества продукции (работ, услуг) и материалов в соответствии с уровня развития науки, техники и технологий; единстве принципов измерения; безопасности объектов хозяйствования с учетом риска возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Статья 17. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Государственная экспертиза проектов и решений по техногенной безопасности объектов производственного и социального назначения, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и повлиять на состояние защиты населения и территорий от их последствий, организуется и проводится в соответствии с законом. Статья 18. Государственный надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера организуются центральными органами исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими уполномоченными на это центральными органами исполнительной власти. {Статья 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 19. Декларирование безопасности объектов повышенной опасности Декларирование безопасности объектов повышенной опасности осуществляется с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также обеспечение готовности к локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций < br> техногенного и природного характера и их последствий. Порядок разработки декларации безопасности объектов повышенной опасности, ее содержание, методика определения рисков и их приемлемые уровне устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Р а з д е л III ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти по вопросам предотвращения и реагирования на ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Статья 20. Единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера (далее - единая государственная система), которая состоит из территориальных и функциональных подсистем. Положение о единой государственной системе утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 21. Функционирование единой государственной системы Защита населения и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера обеспечивается путем координации функционирования постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы. Функциональные подсистемы создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и защиты населения и территорий в случае их возникновения. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования функциональных подсистем защиты населения и территорий определяются положениями об этих подсистемы, утвержденными соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. Территориальные подсистемы создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в пределах их территорий . Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем защиты населения и территорий определяются положениями об этих подсистемы, утвержденным Советом министров Автономной Республики Крым , областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере защиты. Статья 22. Режим функционирования единой государственной системы зависимости от обстановки, степени распространения прогнозируемой или такой, возникшей чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера по решению соответственно Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования системы защиты населения и территорий: режим повседневного функционирования - в условиях нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологического), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий т.п.; режим повышенной готовности - в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологического), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, за наличии возможности возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Режим чрезвычайного положения вводится согласно законов Украины. Р а з д е л IV СИЛЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Статья 23. Состав сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера В состав сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера входят соответствующие силы и средства центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, единая государственная система, а также добровольные спасательные формирования, привлекаемые к проведение соответствующих работ. Профессиональные аварийно-спасательные службы и специальные (военизированной) аварийно-спасательные службы, из которых состоят указанные силы и средства, укомплектовываются с учетом необходимости проведения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности. В случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера силы постоянной готовности привлекаются для срочного реагирования. Статья 24. Привлечение частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных соответствии с законами Украины, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законом могут привлекаться части и подразделения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украина. Условия привлечения частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украине, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера определяются Президентом Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), законов Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" ( 1550-14 ) и "О Вооруженных Силах Украины "( 1934-12 ). Статья 25. Деятельность предприятий, учреждений и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера: планируют и осуществляют необходимые меры для защиты своих работников, объектов хозяйствования и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; разрабатывают планы локализации и ликвидации аварий (катастроф) с последующим согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты , пожарной и техногенной безопасности {Абзац третьей статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} поддерживают в готовности к применению силы и средства с предотвращения возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; создают и поддерживают материальные резервы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; обеспечивают своевременное оповещение своих работников о угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Статья 26. Участие объединений граждан в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Объединение граждан могут участвовать в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "Об аварийно- спасательные службы ". Р а з д е л V ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА Статья 27. Государственные органы управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Государственными органами управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются: Кабинет Министров Украины; центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сфере гражданской защиты {Абзац третий статьи 27 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} другие центральные органы исполнительной власти {Абзац четвертый статьи 27 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом;
|