З А К О Н У К Р А И Н Ы
О железнодорожном транспорте (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1996, N 40, ст. 183) {Вводится в действие Постановлением ВР N 274/96-ВР от 04.07.96, ВВР, 1996, N 40, ст. 184} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2921-III ( 2921 -14 ) от 10.01.2002, ВВР, 2002, N 16, ст.114 N 860-IV ( 860 - 15 ) от 22.05.2003, ВВР, 2003, N 37, ст.300 N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181 N 1377-IV ( 1377-15 ) от 11.12.2003, ВВР, 2004, N 15, ст.228 N 2705-IV ( 2705-15 ) от 23.06.2005, ВВР, 2005, N 33, ст.427 N 3370-IV ( 3370-15 a >) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 885-VI ( 885-17 ) от 15.01.2009, ВВР, 2009, N 24, ст.299 N 2742-VI ( 2742-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 22, ст.146 N 2753-VI ( 2753-17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 18, ст.128 N 5099-VI ( 5099-17 ) от 05.07 .2012}
{В тексте Закона слово "государственной" исключено из Закона N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003} {В тексте Закона слова "Министерство транспорта Украины" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти в области транспорта" в соответствующем падеже согласно закону N 885-VI ( 885-17 ) от 15.01.2009}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, его роль в экономике и социальной сфере Украины, регламентирует его отношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими видами транспорта, пассажирами, отправителями и получателями грузов, багажа, грузобагажа и почты с учетом специфики функционирования этого вида транспорта как единого производственно-технологического комплекса.
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение основных понятий В этом Законе основные понятия употребляются в таком значении: железнодорожный транспорт - производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, предназначен для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозках во внутреннем и международном сообщениях и предоставление других транспортных услуг всем потребителям без ограничений по признакам формы собственности и видов деятельности и т.п.; железная дорога - уставное территориально-отраслевое объединение, состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которое, при централизованном управлении, осуществляет перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной сети; прямое железнодорожное сообщение - перевозка грузов и пассажиров в пределах двух и более железных дорог Украины; прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляется железными вместе с другими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь; международное железнодорожное сообщение - перевозка пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты между Украиной и иностранными государствами; косвенное международное сообщение - перевозки между Украиной и государствами с переоформлением транспортного документа в процессе транспортировки; груз - материальные ценности, которые перевозятся железнодорожным транспортом в специально предназначенном для этого грузовом подвижном составе; багаж - вещи и другие материальные ценности, отправляемые пассажиром за отдельную плату при наличии проездных документов в багажном вагоне следует в том же направлении, что и пассажир ; грузобагаж - груз, который перевозится в пассажирских и почтово-багажных поездах; транспортные средства - железнодорожный подвижной состав (вагоны всех видов, локомотивы, моторейковий транспорт) и контейнеры; промышленный железнодорожный транспорт - транспортно-технологический комплекс, который обеспечивает системное перемещения грузов в процессе производства (между производствами, производственными циклами, отдельными операциями или предприятиями в целом) и взаимодействие с железнодорожным транспортом общего пользования и не относится к него; подъездные пути - железнодорожные пути, предназначенные для транспортного обслуживания одного или нескольких предприятий, организаций и учреждений во взаимодействии с железнодорожным транспортом общего пользования. Статья 2. Железнодорожный транспорт в народнохозяйственном комплексе и социальной сфере государства Железнодорожный транспорт является одной из важных базовых отраслей экономики Украины, обеспечивает ее внутренние и внешние транспортно-экономические связи и потребности населения в перевозках. Деятельность железнодорожного транспорта как части единой транспортной системы страны способствует нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию и укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Украине. Железные во взаимодействии с другими видами транспорта должны своевременно и качественно осуществлять перевозки пассажиров и грузов, обеспечивать безопасность движения, развивать сферу транспортного обслуживания народного хозяйства и населения . Статья 3. Законодательство о железнодорожном транспорте Законодательство о железнодорожном транспорте общего пользования состоит из Закона Украины "О транспорте" ( 232/94-ВР ), настоящего Закона, Устава железных дорог Украины, утверждается Кабинетом Министров Украины, и других актов законодательством Украины. Нормативные документы, определяющие порядок и условия перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта общего пользования, безопасности движения, охраны труда, обеспечения общественного порядка, пересечения железнодорожных путей другими видами транспорта и коммуникациями, пожарной безопасности, санитарные нормы и правила на железнодорожном транспорте Украины, является обязательными для всех юридических и физических лиц на территории Украине. Статья 4. Управление железнодорожным транспортом В целях обеспечения государственных и общественных интересов, свободы предпринимательства и формирования рынка транспортных услуг, безопасности перевозок, охраны окружающей среды Кабинет Министров Украины определяет условия и порядок организации деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, способствует его приоритетном развитии, оказывает поддержку в удовлетворении потребностей железных дорог в подвижном составе, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах. Железная дорога является основным организационным звеном на железнодорожном транспорте. Создание, реорганизация, ликвидация и определения территориальных границ железных дорог, назначение и освобождение их руководителей осуществляются решениями Кабинета Министров Украины представлению центрального органа исполнительной власти в области транспорта. Полномочия, права и обязанности железных дорог определяются этим Законом, их уставами. Утверждение уставов железных дорог осуществляется центральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики и Антимонопольным комитетом Украины. (Часть третья статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003) Создание, реорганизация и ликвидация предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав железных дорог, утверждение их уставов (положений), а также заключение контрактов (трудовых договоров) с их руководителями осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством Украины, а также уставами железных дорог. Управление железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта, принадлежащих к общегосударственной собственности, осуществляется органом управления железнодорожным транспортом - МПС Украины (далее - < br> Укрзализныця), подчиненным центральному органу исполнительной власти в области транспорта. Управление процессом перевозок во внутреннем и международном сочетаниях, а также регулирования производственно-хозяйственной деятельности в сфере организации и обеспечения этого процесса железными, предприятиями, учреждениями и организациями проводятся централизованно и принадлежат исключительно к компетенции Укрзализныци, осуществляющее функции хозяйствующего субъекта. Статья 5. Имущество железнодорожного транспорта Имущество, закрепленное за железными, предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного транспорта общего пользования, является общегосударственной собственностью. Управление имуществом предприятий железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Укрзализныцей в пределах полномочий, определенных действующим законодательством Украины. Решение о закреплении транспортных средств и их безвозмездной передаче одной железной дорогой или предприятием железнодорожного транспорта общего пользования другим железным дорогам и предприятиям без изменения формы собственности принимаются МПС. Передача в аренду, обмен и предоставление бесплатно во временное пользования, а также вывода из эксплуатации подвижного состава и контейнеров, находящихся в государственной собственности, осуществляются железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования по согласованию с МПС. Приватизация целостных имущественных комплексов, предприятий и структурных подразделений, не связанных с деятельностью железных дорог, отдельных инвентарных объектов и объектов незавершенного строительства , принадлежащих железным дорогам и предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляется по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта и Укрзализныцей соответствии с действующим законодательством Украины по вопросам приватизации. Статья 6. Земли железнодорожного транспорта и охранные зоны Земли, предоставляемых в пользование для нужд железнодорожного транспорта, определяются в соответствии с Земельным кодексом Украины ( 2768-14 ) и Закона Украины "О транспорте" ( 232/94 -ВР ). (Часть первая статьи 6 в редакции Закона N 1377-IV ( 1377-15 ) от 11.12.2003) К землям железнодорожного транспорта относятся земли полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, станциями со всеми постройками и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого , грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации; под защитными и укрепляющими насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и иными сооружениями, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного < br> транспорта. (Часть вторая статьи 6 в редакции Закона N 1377-IV ( 1377-15 ) от 11.12.2003) Для обеспечения в пределах полосы отвода нормальной эксплуатации железнодорожных путей, линий электропередач и связи, других устройств и объектов железнодорожного транспорта общего пользования, а также в местах, где есть опасность оползней, оползней, размывов, селей, снигозанесень и других опасных воздействий, устанавливаются охранные зоны. Охранные зоны - участки земли, прилегающие к землям железнодорожного транспорта общего пользования и необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объект объектов железнодорожного транспорта. Порядок установления охранных зон, их размеры и режим пользования определяются Кабинетом Министров Украины. Статья 7. Отношения железных дорог с местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (Название статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003) Отношения железных дорог с местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления основываются на налоговой и договорной основах соответствии с действующим законодательством Украины. (Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003) К компетенции этих органов относятся: контроль за работой железнодорожного пригородного пассажирского транспорта и вокзалов, согласовании тарифов в пригородных сообщениях, согласования вопроса относительно пунктов остановок, закрытие железнодорожных станций для обслуживания пассажиров, автомобильных переездов через железнодорожные пути. На местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления возлагается организация выполнения работ по благоустройства привокзальных площадей, сооружение и благоустройства подъездов к железнодорожным станциям, обеспечения их телефонной связью и транспортным сообщением с населенными пунктами за месту расположения станций, предотвращения правонарушений на железных дорогах. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с железными дорогами с целью улучшения использования транспортных средств владельцами грузов, слаженной работы с другими видами транспорта, развития (в том числе на долевых началах) транспортной и социальной инфраструктуры по обслуживания пассажиров и экономики регионов. Органы управления железнодорожным транспортом вместе с соответствующими местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления решают вопросы эксплуатации малодеятельных убыточных железнодорожных участков, станций, а также железнодорожных подъездных путей, находящихся на балансе железных дорог. (Часть четвертая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Законом N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003) В случае непринятия органами местного самоуправления (в течение 6 месяцев после обращения дороги) решений о компенсацию убытков из местных бюджетов или за счет предприятий, которые обслуживаются этими участками, станциями и подъездными путями, Укрзализныця по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта имеет право принять решение о закрытии малодеятельных убыточных железнодорожных участков, станций и железнодорожных подъездных путей . (Часть пятая статьи 7 с изменениями, внесенными согласно Закону N 860-IV ( 860-15 ) от < br> 22.05.2003)
Р а з д е л II ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Статья 8. Основы организации перевозок на железнодорожном транспорте Перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом общего пользования организуется на договорных началах. Для обеспечения выполнения договорных обязательств осуществляется перспективное и текущее планирования перевозок. Условия и порядок организации перевозок, в том числе в прямом смешанном сообщении с участием железных дорог и других видов транспорта, нормативы качества грузовых перевозок (сроки доставки , безопасность перевозок, сохранность грузов) и обслуживания пассажиров, отправителей и получателей грузов определяются Уставом железных дорог Украины, Правилами перевозок грузов и Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины. Хозяйственная деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством. (Статья 8 дополнена частью третьей согласно Законом N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006) Статья 9. Тарифы на железнодорожные перевозки Установление тарифов на перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (за исключением пригородных пассажирских перевозок) в пределах Украины осуществляется на основании бюджетной, ценовой и тарифной политики в порядке, определяет Кабинет Министров Украины. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении устанавливаются соответствующими железными по согласованию с местными органами исполнительной власти. При уровне тарифов, не обеспечивают рентабельности этих перевозок, убытки железных дорог компенсируются из местных бюджетов. Тарифы на перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами и действующим законодательством Украины. Расчеты за работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, почты, по которым не осуществляется государственное регулирование тарифов, производятся по свободным тарифам, которые определяются по договоренности сторон в порядке, не противоречит законодательству о защите экономической конкуренции. (Часть четвертая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003) Для защиты интересов отдельных категорий граждан пассажирских перевозках, в том числе пригородных, могут предусматриваться льготные тарифы. Убытки железнодорожного транспорта общего пользования от их использования возмещаются железным дорогам за счет государственного или местных бюджетов в зависимости от того, каким органом принято решение о введении соответствующих льгот. Статья 10. Основы производственно-финансовой и инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте Предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования осуществляют свою деятельность на основе сочетания принципов государственного регулирования и рыночных отношений. Экономические взаимоотношения между железными дорогами, включая распределение доходов (прибыли) от перевозок, расчеты, связанные с необеспечением сохранности груза и повреждений технических средств, расчеты с заводами по ремонту подвижного состава и выпуск запасных частей, другими предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного транспорта общего пользования, связанными с организацией и обеспечением процесса перевозок, регулируются исходя из единой технологии работы в порядке, определяет Укрзализныця, а также на основании соглашений между этими предприятиями, учреждениями и организациями, которые заключаются соответствии с указанным порядком. Доходы железных дорог за перевозку грузов и пассажиров в прямом сообщении формируются с учетом их конкретного вклада в процесс перевозок. Организация расчетов за эти перевозки и использования подвижного состава осуществляется через единую систему расчетов путем открытия единого текущего счета Укрзализныци со специальным режимом использования. (Часть третья статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2921-III ( 2921-14 ) от 10.01.2002) Планы деятельности и перспективы развития предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав железных дорог, соглашаются с железными, а планы деятельности и перспективы развития железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций - с МПС. Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования и местного сообщения осуществляются в установленном порядке за счет средств Государственного бюджета Украины в пределах лимитов государственных капитальных вложений. Строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием населения региона, приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железных дорог с привлечением средств местных бюджетов, а также других не запрещенных законодательством средств. Строительство и реконструкция железнодорожных станций и других объектов железнодорожного транспорта, связанных со строительством или реконструкцией промышленных предприятий, осуществляются за счет средств предприятий или средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на указанные цели. (Часть седьмая статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 860-IV ( 860-15 ) от 22.05.2003 ) Для решения общеотраслевых проблем развития железнодорожного транспорта при Укрзализныци создается целевой фонд инвестиционных ресурсов. Расчеты отправителей и получателей груза, грузобагажа и почты с предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования за перевозку, дополнительные сборы за грузовые операции и пользование подвижным составом, а также за штрафы, пеню, неустойки осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом железных дорог Украины, другими актами законодательства Украины и международными договорами. Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования имеют право на залог имущества переданных им для перевозок грузов для обеспечения гарантии надлежащей провозной оплаты и других платежей за перевозку в порядке, что определяет Кабинет Министров Украине. Отраслевой контроль финансово-экономической деятельности железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Укрзализныцей, которая направляет в соответствующие органы их сводную бухгалтерскую отчетность. Кабинет Министров Украины ежегодно устанавливает Укрзализныци государственный заказ по перевозкам пассажиров и грузов, введение новых мощностей, модернизации технических средств, порядка и размеров выделения необходимых для этих потребностей средств из Государственного бюджета Украины. Р а з д е л III БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, ОХРАНА ГРУЗОВ И ОБЪЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Статья 11. Безопасность на железнодорожном транспорте Железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта общего пользования обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, пользуются его услугами, а также безопасность движения поездов, охране окружающей среды согласно действующему законодательству Украине. Безопасность движения поездов - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы и содержание в постоянной исправности железнодорожных сооружений, путей, подвижного состава, оборудования , механизмов и устройств. Размещение объектов, связанных с производством, хранением, нагрузкой, транспортировкой и разгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и материалов, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, определяется соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами в отношении объектов, расположенных на землях железнодорожного транспорта общего пользования. Места пересечения железнодорожных путей трубопроводами, линиями связи и электропередач, другими коммуникациями должны соглашаться с МПС. Подвижной состав, оборудование и другие технические средства, поставляются железнодорожному транспорту, должны соответствовать требованиям безопасности движения, сохранности грузов, охраны труда, экологической безопасности и иметь соответствующий сертификат. Государственный надзор за безопасностью движения поездов на железнодорожном транспорте Украины осуществляют центральный орган исполнительной власти в области транспорта, Укрзализныця и их органы на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Статья 12. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте Железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта общего пользования обеспечивают сохранность грузов, багажа и грузобагажа в пути следования и на железнодорожных станциях согласно действующему законодательству Украины. Охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте общего пользования, рассмотрение дел о административных правонарушениях и наложение административных взысканий осуществляются ведомственной военизированной охраной МПС России, работники которой при исполнении служебных обязанностей имеют права, предусмотренные Положением о ведомственной военизированной охране Укрзализныци и действующим законодательством Украины, применять огнестрельное оружие и специальные средства (наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества) в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины, а также гарантии правовой и социальной защиты. {Часть вторая статьи 12 с изменениями, внесенными Законом N 2742-VI ( 2742-17 ) от 02.12.2010} Положение ( 7-94-п ) о ведомственной военизированной охрану Укрзализныци утверждает Кабинет Министров Украины. Охрана защитных лесонасаждений осуществляется ведомственной лесной охраной дистанций защитных лесонасаждений, положение о которой утверждает Укрзализныця. Статья 13. Организация работы железнодорожного транспорта в условиях чрезвычайных обстоятельств Организация работы железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования в условиях чрезвычайных обстоятельств осуществляется согласно действующему законодательству Украины. Укрзализныця имеет право вводить по согласованию с центральным органом исполнительной власти в области транспорта, временные ограничения перевозок в отдельные районы во время стихийного бедствия, возникновения других чрезвычайных обстоятельств, скопления неразгруженными транспортных средств в пунктах назначения. Статья 14. Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта Мобилизационная подготовка железнодорожного транспорта общего пользования является важной государственной задачей по укреплению безопасности государства и осуществляется в мирное время с целью заблаговременной подготовки для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, неотложных потребностей общественного производства и населения в перевозках в особый период. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Управление мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется МПС. Ответственность за надлежащее состояние мобилизационной подготовки и гражданской обороны на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта общего пользования несут их руководители. Р а з д е л IV ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Статья 15. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируются на основании Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ), Положение "О дисциплину работников железнодорожного транспорта Украины" ( 55-93 -п ), другими актами законодательства Украины о труде. Особенности условий труда, социально-бытового и жилищного обеспечения, режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно эт "связана с движением поездов, устанавливаются МПС согласно действующему законодательством Украины по согласованию с отраслевыми профсоюзами. Работники железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющих обслуживание пассажиров, трудоустраиваются на предприятия пассажирского железнодорожного транспорта общего пользования по контрактной форме трудового договора. Перечень категорий работников железнодорожного транспорта, трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора ( 764-97 - п ), утверждается Кабинетом Министров Украины. Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов проводится предприятиями и организациями железнодорожного транспорта общего пользования в размере четырех процентов от числа работников, занятых на подсобно-вспомогательных работах. Статья 16. Социальная защита работников железнодорожного транспорта Социальная защита работников железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в установленном порядке согласно действующему законодательству Украины. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и члены их семей (иждивенцы) пользуются правом на бесплатный проезд железнодорожным транспортом. Порядок и условия предоставления этих и других льгот устанавливаются Кабинетом Министров Украины, коллективными договорами и соглашениями. За работниками предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые были переведены на другую работу в этой области или в другие отрасли вследствие трудового увечья или профессионального заболевания или если они вышли на пенсию по инвалидности или по возрасту, сохраняются право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом и другие льготы, установленные законодательными актами Украины для работников железнодорожного транспорта, коллективными договорами и соглашениями. Работникам железнодорожного транспорта общего пользования, которые в соответствии с действующим законодательством Украины нуждаются улучшении жилищных условий, на индивидуальное и кооперативное строительство или приобретение жилья предприятиями и организациями < br> железнодорожного транспорта общего пользования может предоставляться беспроцентный кредит на срок до 20 лет за счет соответствующих собственных средств предприятий железнодорожного транспорта общего пользования. Железнодорожники и члены их семей пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в ведомственных учреждениях здравоохранения. Это право сохраняется за ними и после выхода на пенсию. Пенсионное обеспечение работников железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется согласно действующему законодательством Украины. Укрзализныця имеет право за счет собственных средств создавать негосударственный пенсионный фонд и выплачивать железнодорожникам отраслевую пенсию на основании действующего законодательства Украины. Статья 17. Дисциплина, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) на предприятиях железнодорожного транспорта Дисциплина работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется действующим законодательством Украины и Положением "О дисциплине работников железнодорожного транспорта Украина" ( 55-93-п ). Коллективные трудовые споры по вопросам внедрения на предприятиях железнодорожного транспорта общего пользования новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и быта, заключения и выполнения коллективных договоров и других соглашений между собственником или уполномоченным органом управления предприятием и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом решаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украине. Р а з д е л V Транспортное обеспечение внешнеэкономической СВЯЗЕЙ УКРАИНЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА Статья 18. Транспортное обеспечение внешнеэкономических связей Украины Укрзализныця, дороги и другие предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта общего пользования могут выступать как субъекты внешнеэкономической деятельности и осуществлять ее на основании действующего законодательства Украина и международных договоров Украины. Для обеспечения внешнеэкономических связей Украины железной дороги осуществляют международные перевозки в прямом железнодорожном, прямом смешанном и косвенном международном сочетаниях. Перевозки грузов и пассажиров в прямом и косвенном международном и прямом смешанном сообщениях регулируются действующим законодательством Украины и международными договорами Украины. Железные при международных перевозках имеют право на возмещения расходов, связанных с дополнительными услугами, не предусмотренные международными договорами, за счет грузоотправителя и грузополучателя на основе договоров. Субъекты внешнеэкономической деятельности, которые поставляют продукцию на экспорт с перевозками ее железными дорогами Украины, могут отчислять часть валютных средств железным дорогам в счет провозной платы и на возмещения расходов на дополнительные услуги. Обязательной продаже иностранной валюты и налогообложению средств в иностранной валюте, полученных железными международных перевозки, подлежат средства, оставшиеся в железных после отчислений иностранным железным дорогам, которые участвуют в этих перевозках. Статья 19. Развитие инфраструктуры железных дорог по транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности Украины Железные должны осуществлять развитие инфраструктуры транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности Украина, повышать пропускную и перерабатывающую способность пограничных передаточных пунктов, приводить парк подвижного состава и контейнеров , выходящих на иностранную сеть железных дорог, в соответствие с международными стандартами и требованиями. Статья 20. Международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта Осуществление сотрудничества с организациями железнодорожного транспорта иностранных государств, правовая защита по железнодорожному транспорта Украины и представительство Украины в соответствующих международных организациях железнодорожного транспорта общего пользования возлагаются на Укрзализныцю. Статья 21. Взаимоотношения предприятий железнодорожного транспорта с владельцами железнодорожных подъездных путей Отношения предприятий железнодорожного транспорта с владельцами железнодорожных подъездных путей, порядок и условия эксплуатации этих путей, обращения подвижного состава, не принадлежащего к железнодорожному транспорта общего пользования, определяются Уставом железных дорог Украины и заключенными на его основе договорами. Владельцы железнодорожных подъездных путей, сооружений и оборудования, погрузочно-разгрузочных комплексов, не относятся к железнодорожному транспорту общего пользования своими пропускными и грузоперерабатывающие возможностями, должны обеспечивать необходимые объемы перевозок, нагрузки и разгрузки транспортных средств, их хранения и эффективное использования. Владельцы железнодорожных подъездных путей осуществляют их содержание на уровне, обеспечивающем безопасность выполнения работ, эффективное использования подвижного состава, сохранения вагонного парка и груза, перевозимого. Развитие существующих и строительство новых станций железных дорог в связи со строительством или реконструкцией подъездных путей проводятся владельцами этих путей за свой счет. Р а з д е л VI ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Статья 22. Права и обязанности железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта Железные предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта общего пользования имеют право: а) устанавливать границы зон повышенной опасности; б) в случае несвоевременной оплаты за перевозку взимать с грузоотправителей (грузополучателей) пеню в размере и порядке, установленных Уставом железных дорог Украины; в) требовать от грузоотправителей и грузополучателей безусловного соблюдения требований и норм по использованию средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, тары, специализированных контейнеров, которые исключают повреждение подвижного состава, сооружений и устройств путевого хозяйства и обеспечивают сохранность грузов. Права железных дорог, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования (перевозчиков) на приняты к перевозке грузы защищаются наравне с правами грузовладельцев. Перевозчики вправе требовать возврата груза, находящегося в чужом незаконном владении, а также на возмещения убытков, причиненных хищением, уничтожением или его порчей (для возможности возврата владельцу груза). В случае порчи, уничтожения, хищения груза, владелец которого неизвестный, вред компенсируется перевозчику в порядке, установленном Уставом железных дорог Украины. Перевозчики обязаны обеспечивать: своевременное качественное перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа и почты развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, транспортных услуг; сохранность грузов грузов; охране окружающей среды от вредного воздействия железнодорожного транспорта общего пользования. Возмещение ущерба пользователям услуг железнодорожного транспорта общего пользования в случае нарушения договорных обязательств осуществляется в порядке, устанавливаемом Уставом железных дорог Украины и контролируется центральным органом исполнительной власти в области транспорта в. Перевозчики не имеют права отказывать пассажиру и грузоотправителю в перевозке, кроме случаев, предусмотренных Уставом железных дорог Украины. Статья 22-1. Обязанности пассажира и перевозчика при перевозки пассажира в международном железнодорожном сообщении При перевозке в международном железнодорожном сообщении пассажир обязан иметь надлежащим образом оформленные документы, необходимые для въезда в государства следования, государств по маршруту следования, и предъявить их перевозчику по его требованию. Перевозчик при перевозке пассажира в международном железнодорожном сообщении, помимо обязанностей, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, обязан до начала такой перевозки проверить наличие у пассажира паспортного документа, удостоверяющий личность предъявителя, или документа, который его заменяет, и отказать в перевозке пассажиру, который по его требованию не предъявил необходимые документы. {Часть вторая статьи 22-1 в редакции Закона N 5099-VI ( 5099-17 ) от 05.07.2012} Отказ перевозчика от договора международного железнодорожного перевозки пассажира по его требованию не предъявил документы, указанные в части второй настоящей статьи, не влечет за собой обязанность перевозчика возместить пассажиру причиненный в связи с этим вред. {Часть третья статьи 22-1 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5099-VI ( 5099-17 ) от 05.07.2012} За невыполнение обязанности проверить перед началом перевозки пассажира в международном железнодорожном сообщении наличии у него документов, указанных в части второй настоящей статьи, повлекшее перевозка или попытке перевозки пассажира через государственную границу Украины без необходимых документов, перевозчик несет ответственность, предусмотренную законом. {Часть четвертая статьи 22-1 в редакции Закона N 5099-VI ( 5099-17 ) от 05.07.2012} {Закон дополнен статьей 22-1 согласно Закону N 2753-VI ( 2753-17 ) от 02.12.2010} Статья 23. Ответственность за нарушение договорных обязательств при перевозках В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договором об организации перевозок грузов перевозчики несут ответственность за неполную и несвоевременную подачу вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок, а грузоотправители - за неиспользование предоставленных транспортных средств в порядке и размерах, определяемых Уставом железных дорог Украины. Перевозчики также несут ответственность за сохранность груза, багажа, грузобагажа с момента его принятия и до выдачи получателю, а также за соблюдение срока их доставки в пределах, определенных Уставом железных дорог Украины. По несохранность (утрату, недостачу, порчу, повреждение) принятого к перевозке груза, багажа, грузобагажа перевозчики несут ответственность в размере фактически причиненного вреда, если не докажут, что утрата, недостача, порча, повреждения возникли по не зависящим от них причинам. Статья 24. Ответственность за повреждение транспортных средств Отправители, получатели грузов и владельцы подъездных путей несут материальную ответственность согласно действующему законодательству Украине за повреждение контейнеров и подвижного состава перевозчиков, а перевозчики - за утрату и повреждение транспортных средств, им не принадлежат, в размере фактически причиненного ущерба. Статья 25. Возмещение убытков, причиненных железнодорожном транспорта Убытки, возникшие в случае нарушения бесперебойной работы и безопасности движения на железнодорожном транспорте общего пользования результате блокирования его коммуникаций и других умышленных незаконных действий, убытки по повреждение и уничтожение лесонасаждений, инженерных сооружений, земляного полотна и путей возмещаются виновными юридическими и физическими лицами в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины. Статья 26. Акты, претензии и иски Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, багажа, грузобагажа, пассажиров, удостоверяются актами. Требования грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров в перевозчиков нарушенных прав и законных интересов рассматриваются в претензионном или исковом порядке. (Часть вторая статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2705-IV ( 2705-15 ) от 23.06.2005) Порядок и сроки составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков определяются Уставом железных дорог Украины соответствии с действующим законодательством Украины. Р а з д е л VII Заключительные положения Статья 27. Язык служебного делопроизводства и общения на железнодорожном транспорте Служебное делопроизводство, учетная, отчетная, коммерческая и техническая документация, телеграфная связь, правовая и научно-техническая информация, а также информация и реклама на железнодорожных станциях , вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, служебное общение на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, перевозкой пассажиров и грузов, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Украины о языках и международных соглашений.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 4 июля 1996 N 273/96-ВР
|
|