З А К О Н У К Р А И Н Ы
О жилищно-коммунальных услугах 8) на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен / тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство. 2. Производитель обязан: 1) заключить договор с исполнителем (потребителем) об условиях предоставления жилищно-коммунальных услуг; 2) выработать жилищно-коммунальные услуги в соответствии с условиями договора, стандартов, нормативов, норм и правил; 3) проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества; 4) внедрять ресурсосберегающие и новейшие технологии производства жилищно-коммунальных услуг; 5) осуществлять технологический учет материальных и энергетических ресурсов; 6) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуру тарифов, нормы потребления, режим предоставление жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.. Статья 23. Права собственника 1. Владелец имеет право держать на балансе и управлять должным ему имуществом. 2. Владелец имеет право поручать полностью или частично распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом в соответствии с закона и договора балансодержателя или управляющему. 3. В случае совместной собственности нескольких совладельцев решения по содержанию на балансе и / или управление имуществом принимается соответствии с законом. Статья 24. Права и обязанности балансодержателя 1. Балансодержатель имеет право: 1) осуществлять функции содержания на балансе переданного ему по договору с собственником имущества и управлять им или передавать договору полностью или частично функции управления управляющему; 2) определять порядок содержания, эксплуатации и ремонта имущества; 3) заключать договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг; 4) принимать решения об использовании средств на выполнение капитального и текущего ремонтов; 5) осуществлять хозяйственную деятельность в порядке, определенном законом; 6) обращаться в суд об обращении взыскания на имущество лиц, которые отказываются оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещать нанесенный ущерб имуществу, находится у него на балансе. 2. Балансодержатель обязан: 1) заключать договор с владельцем (совладельцами) на содержание на балансе соответствующего имущества; 2) содержать на балансе имущество, определенное договором с владельцем (совладельцами) 3) вести бухгалтерскую, статистическую и другую, предусмотренную законодательством, отчетность в соответствии с законодательством; 4) обеспечивать управление имуществом собственными силами или заключать договор с юридическим лицом на управление имуществом; 5) обеспечить условия для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов согласно установленным стандартам, нормативов, норм и правил; 6) обеспечить надлежащие эксплуатацию и содержание имущества, находится на его балансе. Статья 25. Права и обязанности управляющего 1. Управляющий имеет право: 1) осуществлять управление домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений и обеспечивать их надлежащую эксплуатацию; 2) заключать договоры с производителями, исполнителями, потребителями в порядке, установленном законом; 3) контролировать выполнение условий договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг; 4) получать плату за выполнение собственных функций; 5) доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и т.д. в порядке, определенном законом и договору; 6) обращаться в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и в суд в пределах полномочий, определенных законом и договором, для обеспечения надлежащего выполнения условий договора производителями, исполнителями и потребителями. 2. Управляющий обязан: 1) обеспечивать эксплуатацию дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений и объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях, согласно условиям заключенных договоров, стандартами, нормативами, нормами и правилам; 2) придерживаться условий договоров с участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг; 3) требовать безоговорочного выполнения условий договора, стандартов, нормативов, норм и правил от исполнителей услуг; 4) требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг от потребителей; 5) предоставлять необходимую информацию потребителям и регистрировать обращения потребителей в установленном законодательством порядке в случае возникновения аварий или временного прекращения выполнения любой услуги, предусмотренной договором ; 6) контролировать состояние обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, проведение перерасчетов размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества; 7) осуществлять обзор основных конструктивных элементов, ограждающих конструкций зданий и сооружений, инженерных сетей, объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях (внешних и внутридомовых систем, подъездных путей и тротуаров), и составлять соответствующие акты; 8) обеспечивать осуществление профилактических, текущих, капитальных и аварийных ремонтов согласно установленным стандартам, нормативам, нормам и правилам требований относительно сроков и регламентов; < br> 9) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимость, общую стоимость месячного платежа, структуре цен / тарифов, нормы потребления, режиме предоставления услуг, их потребительские свойства и т.п.. Раздел VI ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Статья 26. Существенные условия договора между исполнителем / производителем и потребителем 1. Существенными условиями договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг являются: 1) наименование сторон; 2) предмет договора; 3) исчерпывающий перечень жилищно-коммунальных услуг, тарифы и их составляющие на каждую из этих услуг, общая стоимость услуг; 4) порядок оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги; 5) порядок перерасчетов размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества; 6) права и обязанности сторон; 7) порядок контроля и отчета сторон; 8) порядок измерения объемов и определения качества предоставленных услуги 9) определение точек распределения, в которых происходит передача услуг от исполнителя / производителя потребителю; 10) порядок обслуживания сетей и распределение полномочий по их эксплуатации и восстановления (ремонта) 11) условия доступа в квартиру, дом, помещение, на земельный участок для устранения аварий, неполадок, осмотра сетей, снятия контрольных показателей средств учета; 12) порядок осуществления ремонта; 13) ответственность сторон и штрафные санкции за невыполнение условий договора; 14) порядок разрешения споров; 15) перечень форс-мажорных обстоятельств; 16) срок действия договора; 17) условия изменения, пролонгации, прекращения действия договора; 18) дата и место заключения договора. 2. Кроме существенных договор может содержать другие условия по соглашению сторон. Договор не может содержать условий, вводящих дополнительные виды оплаты услуг, не предусмотренных типовыми договорами на предоставление жилищно-коммунальных услуг, утвержденными Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011} 3. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг вступает силу с момента его заключения. 4. В случае если исполнитель не является производителем, отношения между ним и производителем регулируются отдельным договором, который заключается соответствии с требованиями настоящей статьи. 5. Процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон. 6. В случае исчезновения потребности в получении услуги или отказа потребителя от пользования услугой исполнителя / производителя потребитель вправе расторгнуть договор в порядке, установленном законом. Статья 27. Применение конкурсных основ при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и заключении договоров 1. Заключение договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг согласно установленному перечню для объектов государственной или коммунальной собственности осуществляется по результатам конкурса. 2. Перечень жилищно-коммунальных услуг, право на осуществление которых приобретается на конкурсных началах, определяет орган местного самоуправления. 3. Организатором конкурса является владелец или балансодержатель или уполномоченное им лицо. Организатор конкурса обязан обнародовать конкурсные условия. Конкурсные условия должны содержать: 1) перечень жилищно-коммунальных услуг, на предоставление которых объявлен конкурс; 2) требования к участникам конкурса; 3) требования к объемам предоставления жилищно-коммунальных услуг; 4) требования к качеству выполнения с учетом действующих стандартов, нормативов, норм и правил; 5) срок, на который заключается договор, и основания его расторжения; 6) информацию об объекте конкурса по предоставлению жилищно-коммунальной услуги. 4. Условия предоставления жилищно-коммунальных услуг могут содержать дополнительную информацию о состоянии объекта предоставления услуги или желательные формы ее предоставления. Статья 28. Порядок проведения конкурса при заключении договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг 1. Конкурс проводится не ранее чем через 30 дней со дня обнародования официальной информации о нем. Официальная информация должна включать сведения о месте и времени проведения конкурса (тендера), название и адрес учреждения, фамилию и должность, номер телефона лица, у которого можно ознакомиться с условиями выполнения жилищно-коммунальных услуг. 2. В случае если в конкурсе на предоставление жилищно-коммунальных услуг приняла участие только одно лицо, договор на осуществление соответствующих видов деятельности заключается на срок, не превышает 12 месяцев. 3. В случае нарушения законодательства при проведении конкурса или подписании договора результаты конкурса и / или договора признаются недействительными в суде и назначается новый конкурс не позднее через 10 дней после вступления в силу решения суда. 4. Победитель конкурса имеет право, по желанию, заключать субподрядные договоры без проведения дополнительных конкурсов. 5. В случае если конкурс организован для объекта частной формы собственности, организатор конкурса должен проводить его соответствии с настоящим Законом. 6. Конкурс на предоставление жилищно-коммунальных услуг может проводиться по решению суда. 7. Порядок подготовки и проведения конкурсов ( 631-2005-п , 1173-2011-п ), типовые договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг ( 938-2006-п ) утверждает Кабинет Министров Украины. Статья 29. Особенности заключения договоров в многоквартирном доме 1. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом. 2. В случае если балансодержатель не является исполнителем, он заключает договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг с другим исполнителем. 3. Процедура согласования условий договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон. Раздел VII Основные принципы тарифообразования и оплаты ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Статья 30. Принципы государственного регулирования цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1. Государственное регулирование цен / тарифов базируется на следующих основных принципах: 1) доступности жилищно-коммунальных услуг для всех потребителей и равенства правовых гарантий; 2) нормативного регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям по ценам / тарифам, утвержденным в установленном законом порядке; 3) соответствия уровня цен / тарифов размера экономически обоснованных расходов на их производство; 4) открытости, доступности и прозрачности структуры цен / тарифов для потребителей и общества; 5) соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличия, количества и качества; 6) ответственности исполнителей / производителей за несоблюдение требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил; 7) гарантии социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги и опережения роста доходов населения над ростом цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги; 8) создание условий для привлечения, использования по назначению и возврата вложенных инвестиций, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на сокращение себестоимости производства (предоставление) жилищно -коммунальных услуг, энергосбережения, модернизацию производства и повышение качества предоставляемых услуг. {Часть первую статьи 30 дополнена пунктом 8 согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} Статья 31. Порядок формирования и утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги 1. Порядок формирования тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг второй группы (пункт 2 части первой статьи 14 настоящего Закона) определяет Кабинет Министров Украины. {Часть первая статьи 31 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} 2. Исполнители / производители осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг и подают их органам, уполномоченным осуществлять установления тарифов. Порядок доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен / тарифов, изменении цен / тарифов с обоснованием его необходимости и об учете соответствующей позиции территориальных общин ( z1380-12 ) разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере ЖКХ. {Часть вторая статьи 31 дополнен абзацем вторым согласно Закону N 4231-VI ( 4231-17 ) от 22.12 .2011} В состав экономически обоснованных затрат на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг включается инвестиционная составляющая - расходы на возмещение инвестиционных ресурсов, привлеченных по инвестиционным программам, и их стоимость. {Часть вторую статьи 31 дополнена абзацем третьим согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02 .2012} Порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ (комплекс мероприятий для повышения уровня надежности и обеспечения эффективной работы / эксплуатации систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, конструктивных элементов жилых домов и общежитий, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления и ливневой канализации и технических устройств домов, содержащий обязательства исполнителя / производителя по строительства или реконструкции или модернизации объектов в этой сфере, улучшение качества услуг), реализуемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных предприятий, учреждений и организаций, а также за счет кредитов, предоставленных под государственные гарантии, порядок контроля за их реализацией, а также предельный уровень стоимости инвестиций, которые могут привлекаться по инвестиционным программам, которые включаются при расчета экономически обоснованных затрат, и предельный срок действия инвестиционных программ до момента полного погашения обязательств за ними утверждаются Кабинетом Министров Украины. {Часть вторую статьи 31 дополнена абзацем согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02 .2012} Инвестиционная программа должна содержать перечень мероприятий, сроки и график их реализации с соответствующими расчетами и обоснованием, а также указанием источников финансирования. {Часть вторую статьи 31 дополнена абзацем пятым согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} Размер инвестиционной составляющей цены / тарифа утверждается органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов. {Часть вторая статьи 31 дополнена абзацем шестым согласно Законом N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02 .2012} В случае уменьшения себестоимости производства (предоставления) жилищно-коммунальных услуг в результате реализации соответствующей инвестиционной программы получены средства направляются на восстановление активов предприятия по перечню, определенным финансовым плану, по согласованию с органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов. {Часть вторая статьи 31 дополнена абзацем седьмым Законом N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} {Часть вторая статьи 31 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} 3. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере не ниже экономически обоснованных расходов на их производство (предоставление). {Абзац первый части третьей статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} При установлении цен / тарифов на услуги, которые производятся субъектами естественных монополий, деятельность которых регулируется национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг и национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, в соответствии с законодательством, полномочия органов местного самоуправления распространяются исключительно на тариф (составляющую тарифа), который (которая) не подлежит установлению этими национальными комиссиями. {Абзац второй части третьей статьи 31 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} < br> {Часть третья статьи 31 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} < br> 4. В случае установления органом местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, что исключает получения прибыли, орган, который их утвердил, обязан возместить из соответствующего местного бюджета исполнителям / производителям разницу между установленным размером цен / тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг. {Часть четвертая статьи 31 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479 -17 ) от 09.07.2010} 5. Расходы на возмещение потерь предприятий, которые связаны с установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, что делает невозможным получение прибыли, финансируемых за счет средств соответствующего местного бюджета. {Часть пятая статьи 31 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479 - 17 ) от 09.07.2010; дополнительно см.. Закон N 2404-VI ( 2404-17 ) от 01.07.2010} 6. Установление цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство без соответствующего возмещения не допускается и может быть обжаловано в суде. {Часть шестая статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} 7. Центральные органы исполнительной власти, национальные комиссии, осуществляющих государственное регулирование в соответствующей сфере, несут ответственность за последствия установления или регулирования цен / тарифов, которые изменяются ими согласно их полномочий. {Часть седьмая статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 8. В случае изменения цен / тарифов на услуги / товары центральными органами исполнительной власти, национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере, которые привели к непредвиденные расходы исполнителей / производителей, центральные органы исполнительной власти обязаны возместить в полном объеме убытки, обусловленные такими изменениями, в течение текущего финансового года и до утверждения нового бюджета. {Часть восьмая статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 9. Споры относительно формирования и утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также возмещение потерь предприятий, связанных с утверждением цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, решаются в судебном порядке. 10. В случае изменения в течение срока действия цен / тарифов объема отдельных составляющих экономически обоснованных расходов по причинам, не зависят от исполнителя / производителя, в частности, увеличение или уменьшение налогов и сборов, минимальной заработной платы, арендной платы и амортизационных отчислений, повышения или снижение цен на топливно-энергетические и другие материальные ресурсы, исполнители / производители производят корректировку установленных цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги и представляют на утверждение в орган, уполномоченного осуществлять установление таких цен / тарифов. При этом пересчет цен / тарифов может производиться путем корректировки только тех составляющих структуры цен / тарифов, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения или уменьшения. При корректировке дополнительно учитывается компенсация потерь (или изъятия необоснованно полученных доходов) от использования не скорректированной на изменение стоимости отдельных расходов цены / тарифа в период к установлению скорректированных цен / тарифов. Орган, уполномоченный осуществлять установление цен / тарифов, обязан принять решение о корректировке тарифа не позднее чем через 10 дней со дня получения соответствующего представления. {Статья 31 дополнена частью десятой по закону N 4434-VI ( 4434-17 ) от 23.02.2012} Статья 32. Плата за жилищно-коммунальные услуги 1. Плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется ежемесячно согласно условиям договора в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. {Часть первая статьи 32 в редакции Закона N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011} 2. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен / тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке. 3. Размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависимости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства. 4. В платежном документе должны быть предусмотрены графы для указания текущих и предыдущих показаний средств учета потребления коммунальных услуг, разности этих показаний или утвержденными нормами, цены / тарифа на данный вид коммунальных услуг и суммы, подлежащей уплате за предоставленную услугу. 5. В случае изменения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги исполнитель / производитель не менее чем за 15 дней до введения их в действие сообщает об этом потребителям со ссылкой на решение соответствующих органов. {Часть пятая статьи 32 в редакции Закона N 4231-VI ( 4231 - 17 ) от 22.12.2011} 6. Платежный документ может содержать графы, в которых указываются суммы к уплате за предоставленные услуги, не проплаченные полностью потребителем в предыдущий расчетный период. Платежный документ не может содержать графы, в которых указываются суммы за оплату услуг, не предусмотренных договором, или суммы доплат за предоставленные услуги сверх те, которые предусмотрены действующим тарифам. {Статья 32 дополнена частью шестой согласно Закону N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011} Раздел VIII Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме частей четвертой, пятой, седьмой и восьмой статьи 31 настоящего Закона, вступающих в силу с 1 января 2005. Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с ним до 1 января 2006 года. Договоры, не приведены в соответствие с настоящим Законом в указанный срок, теряют силу. 2. Кабинета Министров Украины: а) в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по внесении изменений в законы, вытекающие из настоящего Закона; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом; б) в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона разработать типовые договоры, предусмотренные настоящим Законом.
Президент Украины Л. КУЧМА г. Киев, 24 июня 2004 N 1875 IV
|