З А К О Н У К Р А И Н Ы
О жилищно-коммунальных услугах (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 47, ст.514) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 882-VI ( 882 -17 ) от 15.01.2009, ВВР, 2009, N 24, ст.297 N 2404-VI ( 2404 - 17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 40, ст.524 N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010, ВВР, 2010, N 49, ст.571 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2010, N 40, ст.524 N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011, ВВР, 2012, N 12-13, ст.76 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 4231-VI ( 4231-17 ) от 22.12.2011, ВВР, 2012, N 37, ст.445 N 4434-VI ( 4434-17 a >) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 42, ст.526 N 5400-VI ( 5400-17 ) от 02.10.2012 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства "в соответствующем падеже согласно Закону N 5459-VI ( 5459 -17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: жилищно-коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, домах и сооружениях, комплексах домов и сооружений согласно нормативам, норм, стандартов, порядков и правил; авария - повреждение инженерных сетей, оборудования или конструктивных элементов сооружений, возникшее по техногенным или естественных причин, препятствующих их дальнейшей эксплуатации соответствии с техническими условиями ; балансодержатель дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса зданий и сооружений (далее - балансодержатель) - владелец или юридическое лицо, которое по договору с собственником содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию согласно законом; исполнитель - субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю согласно с условиями договора; производитель - субъект хозяйствования, который производит или создает жилищно-коммунальные услуги; собственник помещения, здания, сооружения, жилого комплекса или комплекса зданий и сооружений (далее - собственник) - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения помещением, домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений, зарегистрированное в установленном законом порядке; внутридомовые системы - сети, арматура на них, приборы и оборудование, средства учета и регулирования потребления жилищно-коммунальных услуг, которые находятся в пределах дома, сооружения; средство учета - прибор, техническое устройство для учета количественных и / или качественных показателей жилищно-коммунальной услуги, который имеет нормированные метрологические характеристики; количественный показатель жилищно-коммунальных услуг - единица измерения для вычисления объема полученной потребителем услуги, определенная в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил согласно законодательству; коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, газо-и электроснабжением, отоплением, а также вывоз бытовых отходов в порядке, установленном законодательством; непреодолимая сила - действие чрезвычайной ситуации техногенного, природного или экологического характера, которая делает невозможным предоставление соответствующей услуги в соответствии с условиями договора; нормы потребления - количественные показатели потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные согласно законодательству соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; потребитель - физическое или юридическое лицо, которое получает или намерение получить жилищно-коммунальную услугу; точка распределения - место передачи услуги от одного лица к другой, оборудованное средствами учета и регулирования; управляющий - лицо, которое по договору с собственником или балансодержателем осуществляет управление домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений (далее - управления домом ) и обеспечивает его надлежащую эксплуатацию соответствии с законом и условиями договора; содержание домов и придомовых территорий - хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребности физического или юридического лица относительно обеспечения эксплуатации и / или ремонта жилых и нежилых помещений, зданий и сооружений, комплексов домов и сооружений, а также содержание близлежащей к ним (придомовой) территории согласно требованиям нормативов, норм, стандартов, порядков и правил согласно законодательству; качество жилищно-коммунальной услуги - совокупность нормированных характеристик жилищно-коммунальной услуги, который определяет ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя согласно законодательству. Статья 2. Государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на таких принципах: 1) обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития населенных пунктов; 2) создание и поддержание конкурентной среды при выработке и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля в сфере деятельности естественных монополий; 3) обеспечение функционирования предприятий, учреждений и организаций, производящих, выполняют и / или предоставляют жилищно-коммунальные услуги, на условиях самофинансирования и достижения уровня экономически обоснованных расходов на их производство, 4) регулирование цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определен настоящим Законом, с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, природных особенностей соответствующего региона и технических возможностей; 5) обеспечение равных возможностей доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей независимо от социального, имущественного положения, возраста, местонахождения и формы собственности юридических лиц и т.д. 6) соблюдение установленных стандартов, нормативов, норм, порядков и правил относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг; 7) обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан. Статья 3. Предмет регулирования настоящего Закона. Субъекты в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Предметом регулирования настоящего Закона являются правоотношения, возникают между производителями, исполнителями, потребителями в процессе создания, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг. 2. Субъектами этого Закона являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, владельцы, производители, исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг. Статья 4. Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на Конституции Украины ( 254к/96 -ВР ) и состоит из нормативно-правовых актов в области гражданского, жилищного законодательства, настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг. 2. Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Украины, то применяются правила международных договоров. Раздел II ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ {Название раздела II с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 5. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, других государственных органов в сфере жилищно-коммунальных услуг {Название статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 1. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: 1) обеспечение формирования государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг; 2) организация в пределах его полномочий разработки государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг; 3) разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь ресурсов, используемых при производстве, транспортировке и поставке жилищно-коммунальных услуг; 4) разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжения и водоотведения, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирования в сфере коммунальных услуг), стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также по эксплуатации, текущего и капитального ремонтов, реконструкции объектов жилищного фонда; 5) разработка типовых договоров; 6) координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг; 7) нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжения и водоотведения, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирования в сфере коммунальных услуг); 8) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг соответствии с законом. {Часть первая статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Законам N 882-VI ( 882-17 ) от 15.01.2009, N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010, N 5400-VI ( 5400-17 ) от 02.10.2012, в редакции Закона N 5459 - VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 2. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относятся: 1) реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг; 2) организация в пределах его полномочий реализации государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг; 3) содействие созданию исполнителями / производителями систем управления качеством жилищно-коммунальных услуг согласно национальных или международных стандартов; 4) организация и выполнения в пределах полномочий работ по стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия в области жилищно-коммунальных услуг; 5) проведение мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги; 6) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг соответствии с законом. {Часть статьи 5 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 3. Центральные органы исполнительной власти участвуют в формировании и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг в пределах своих полномочий, определенных законами. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты населения, организует работу относительно назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно -коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. {Часть третью статьи 5 дополнен абзацем вторым согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10 .2012} {Часть третья статьи 5 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 4. Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики, формирует в пределах своей компетенции государственную политику относительно установления цен на электроэнергию и природный газ, тарифов на их транспортировку и снабжение предприятиям и организациям, производят и предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению. {Абзац первый части статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07. 2011} Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, является государственным коллегиальным органом, осуществляющим регулирования деятельности в сфере теплоснабжения (кроме деятельности субъект ведения хозяйства, которые осуществляют комбинированное производство тепловой и электрической энергии и / или используют нетрадиционные или возобновляемые источники энергии), централизованного водоснабжения и водоотведения, переработки и захоронения бытовых отходов для объектов, обслуживают населенные пункты с численностью населения свыше 100 тысяч человек, и объектов с мощностью переработки или захоронения более 50 тысяч тонн или 200 тысяч метров кубических бытовых отходов в год. {Часть статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07. 2010; с изменениями, внесенными согласно Законам N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, N 5400 -VI ( 5400-17 ) от 02.10.2012} {Статья 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610 - VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 6. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно- коммунальных услуг 1. К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся: 1) обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере; 2) разработка и реализация региональных и местных программ, участие в разработке и реализации государственных программ в этой сфере; 3) лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности соответствии с законом; 4) взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и регулирования цен / тарифов в пределах своих полномочий; 5) привлечение внебюджетных источников финансирования для обеспечения выполнения государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг; 6) осуществление контроля цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги и мониторинга состояния расчетов за них; 7) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг соответствии с законами. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся: 1) утверждение и реализация местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и региональных программ; 2) установление цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги соответствии с законом; 3) утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением; 4) определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере жилищно -коммунального хозяйства; 5) управление объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации ; 6) обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества; 7) установление удобного для населения режима работы производителей и исполнителей; 8) информирование населения в соответствии с законодательством о реализации местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о соответствии качества жилищно-коммунальных услуг нормативам, нормам, стандартам и правилам; 9) заключение договоров с предприятиями различных форм собственности на выработку и / или выполнение жилищно-коммунальных услуг; 10) осуществление контроля за соблюдением законодательства о защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг; 11) проведение мониторинга выполнения местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства; 12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг соответствии с законами. Раздел III РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Статья 8. Нормативное регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Стандарты, нормативы, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, регламентируют изготовление и выполнение жилищно-коммунальных услуг с учетом социальных, экономических, природно-климатических и других условий регионов и населенных пунктов. 2. Стандарты, нормативы, нормы, порядки ( 481-2005-п ) и правила ( 630-2005-п , 1070-2008-п ) в сфере жилищно-коммунальных услуг разрабатывают и утверждают Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере технического регулирования, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий и согласно законодательству. {Часть вторая статьи 8 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 3. Другие центральные органы исполнительной власти утверждают нормативно-правовые акты в сфере жилищно-коммунальных услуг, выдаются в пределах их полномочий после согласования или совместно с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и регистрируются в установленном законодательством порядке. Статья 9. Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляют центральные органы исполнительной власти и другие уполномоченные на это органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления соответствии с их полномочиями. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} 2. Указанные в части первой настоящей статьи органы могут привлекать к своей работе на общественных началах представителей органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов и т.п. . 3. Результаты проверок соответствия соблюдения стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг и выводы, полученные в результате работы комиссий, созданные по инициативе или при участии органов местного самоуправления и / или органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов т.д., должны беспрепятственно предоставляться для ознакомления этим представителям по их обращению. Статья 10. Сертификация и лицензирование в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Для подтверждения соответствия соблюдения требований кодексов установившейся практики, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил физические и юридические лица - исполнители определенных видов жилищно-коммунальных услуг получают сертификат соответствия качества этих услуг по законом. 2. Порядок выдачи и лишения сертификата, срок его действия, а также исчерпывающий перечень видов жилищно-коммунальных услуг, подлежат сертификации, устанавливает Кабинет Министров Украины. 3. Определенные виды хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг подлежат лицензированию согласно закона. Статья 11. Общественные слушания и общественный контроль в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Общественные слушания в сфере жилищно-коммунальных услуг проводятся в порядке, определенном уставом территориальной общины. 2. С целью обеспечения прав населения на получение информации относительно соблюдения требований законодательства, а также стандартов, нормативов, норм и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг органы местного самоуправления соответственно своим полномочий: 1) не реже одного раза в год через средства массовой информации информируют население о состоянии и планах, проектах развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства соответствующего населенного пункта; 2) привлекают представителей органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилищных комплексов и т.п., которые зарегистрированы в установленном порядке, в участия в обсуждении состояния и планов, проектов развития, реформирования жилищно-коммунального хозяйства соответствующего населенного пункта; 3) готовят предложения органам местного самоуправления по согласования интересов территориальных общин и исполнителей / производителей в случае возникновения разногласий при определении потребности территориальной общины в этих услугах, их количества, качества и стоимости. 3. Предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. Раздел IV ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ Статья 12. Классификация жилищно-коммунальных услуг 1. Жилищно-коммунальные услуги делятся по: 1) функциональному назначению; 2) порядку утверждения цен / тарифов. Статья 13. Распределение жилищно-коммунальных услуг в зависимости от функционального назначения 1. В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на: 1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвод, газо-и электроснабжения, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов т.п.) ; 2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоза бытовых отходов и т.д.); 3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансе, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и т.п.); 4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций т.д. ). 2. Примерные перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав зависимости от функционального назначения определяются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Статья 14. Распределение жилищно-коммунальных услуг за порядком утверждения цен / тарифов 1. Зависимости от порядка утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги они делятся на три группы: 1) первая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают уполномоченные центральные органы исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных законом, - национальная комиссия , что осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг и национальная комиссия, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики; {Пункт 1 части первой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Законами N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, N 5459-VI ( 5459-17 a >) от 16.10.2012} 2) вторая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории; 3) третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон). 2. Цены / тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются центральными органами исполнительной власти, национальными комиссиями, которые осуществляют государственное регулирование в соответствующих сферах, и органами местного самоуправления согласно их полномочий, определенных законом. {Часть вторая статьи 14 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 15. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг 1. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг устанавливаются с целью обеспечения санитарно-гигиенических требований проживания людей и их пребывания в помещениях, обеспечения технических требований к эксплуатации здания (сооружения), поддержки несущей способности конструкций и эксплуатационных характеристик внутридомовых сетей и систем. 2. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, определяют минимальный перечень, минимальные требования к количеству и качества жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины. 3. К перечню минимально необходимых жилищно-коммунальных услуг не могут включаться услуги, цены / тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон). Статья 16. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг 1. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства. 2. Перечень жилищно-коммунальных услуг потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения). 3. Коммунальные услуги предоставляются потребителям бесперебойно, исключительно за исключением времени перерывов на: 1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем / производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями соответствии с нормативными документами. Допустимая продолжительность перерывов в предоставлении услуг, их периодичность устанавливаются Кабинетом Министров Украины на основании стандартов, нормативов, норм, порядков и правил эксплуатации, проведения испытаний тепловых сетей, текущего и капитального ремонтов, реконструкции объектов жилищного фонда; 2) межотопительный период для систем отопления, решение о начале и окончании которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями исходя из климатических условий согласно с правилами и другими нормативными документами; 3) ликвидацию последствий аварий или действия обстоятельств непреодолимой силы. Перерыв в предоставлении коммунальных услуг, которая возникла вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, должна быть ликвидирована в сроки, которые определяются нормативными документами. Если ликвидация последствий аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы требует более суток, исполнитель / производитель совместно с органами местного самоуправления осуществляет меры по уменьшению ее негативного влияния на потребителей. {Часть третья статьи 16 в редакции Закона N 3569-VI ( 3569-17 ) от 05.07.2011} 4. В случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель / производитель обязан сообщить через средства массовой информации о таком перерыве потребителя не позднее чем за 10 дней (по исключением перерыва, возникшего вследствие аварии или действия обстоятельств < br> непреодолимой силы). В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг. Исполнитель / производитель обязан проводить перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае перерыва в их предоставлении, непредоставлении или предоставлении не в полном объеме в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Часть четвертая статьи 16 в редакции Закона N 3569-VI ( 3569 -17 ) от 05.07.2011} 5. В случае превышения нормативно установленных сроков, за исключением форс-мажорных обстоятельств, исполнитель / производитель несет ответственность согласно закону. 6. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украине, имеют право временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий. 7. Срок действия решения относительно ограничения других параметров и нормативов потребительских свойств, режимов предоставления жилищно-коммунальных услуг не может превышать один год. Статья 17. Порядок доступа к жилью и иного владения для ликвидации аварий, проведения осмотров технического состояния, проверки показаний средств учета 1. Потребитель обязан обеспечить доступ к сети, арматуры, средств учета, распределительных систем представителей исполнителя / производителя при наличии у них соответствующего удостоверения: 1) для ликвидации аварий - круглосуточно; 2) для установки и замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических и профилактических осмотров, снятия контрольных показателей средств учета и т.п. - согласно существенными условиями договора. 2. Работники исполнителя / производителя должны уважать права потребителей, находиться (посещать) только в тех помещениях, где расположено оборудование, проверка, ремонт, обзор которого происходит. 3. В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, может быть осуществлено проникновение в жилье и другое владение лица для проведения в них осмотра и ликвидации аварий без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ) в порядке, установленном настоящей статьей. 4. Если потребитель отсутствует и при этом нет возможности установить связь с ним с целью его информирования о необходимости немедленного прибытия в помещение или он отказывается допустить в занимаемые им помещения представителей исполнителя / производителя и при этому есть объективные основания считать, что авария, неполадки, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям, произошли именно в этих помещениях, - доступ в помещения происходит без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ). 5. Представитель исполнителя / производителя предупреждает потребителя, присутствует, но отказывается допустить в жилье и другое владения, об осуществлении несанкционированного доступа. 6. Во время осуществления несанкционированного доступа и до полного завершения работ, определенных частью седьмой настоящей статьи, должны присутствовать: представитель исполнителя / производителя, представитель балансодержателя / управляющего, органов внутренних дел, аварийно-ремонтной бригады и потребитель из любого из смежных помещений. 7. Во время несанкционированного доступа на аварийно-ремонтную бригаду возлагаются следующие обязанности: 1) обеспечение доступа в помещение путем нарушения конструктивной целостности входных дверей или окон в помещении после согласования своих действий с другими участниками несанкционированного доступа 2) осуществление осмотра места аварии, неполадки, невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям; 3) проведение ремонтных и восстановительных работ; 4) срочное восстановление конструктивной целостности входных дверей, окон помещения, которые были повреждены во время несанкционированного доступа, и проведение ремонтных и восстановительных работ, но не более чем в течение суток с момента проведения несанкционированного доступа; 5) соблюдение прав граждан, проживающих в этих помещениях, минимизация негативных последствий несанкционированного доступа, в частности относительно их имущества и ограничения доступа только помещениями, необходимыми для проведения работ. 8. Представитель исполнителя / производителя составляет акты о проведении несанкционированного доступа и о проведении ремонтных и восстановительных работ, которые подписываются всеми участниками несанкционированного доступа. В актах обязательно указываются: основания для несанкционированного доступа, отметка о предупреждении потребителя с указанием времени и лиц, которые вели переговоры с потребителем, в случае, если они были проведены, причина и место возникновения аварии, неполадки, перечень выполненных работ, фамилия, имя, отчество и должности участников несанкционированного доступа. Оригиналы составленных актов сохраняются у исполнителя / производителя, другим участникам несанкционированного доступа выдаются копии, заверенные печатью исполнителя. 9. Представитель исполнителя / производителя опечатывает восстановленные двери, окна собственной печатью и ставит подпись, время и дату опечатывания. Статья 18. Оформление претензий потребителей к исполнителям 1. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.. 2. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позднее срока, определенного договором. 3. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей. 4. Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает письменно потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий. 5. Споры относительно удовлетворения претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное решение спора путем удовлетворения предъявленной претензии. 6. В случае установления по результатам анализа факта ухудшения нормированных показателей качества воды, расходы потребителя, которые он осуществил при оплате стоимости проведения анализа воды, подлежат компенсации за счет исполнителя / производителя. Раздел V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Статья 19. Участники договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг 1. Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах. 2. Участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг являются: владелец, потребитель, исполнитель, производитель. 3. Производитель услуг может быть их исполнителем. 4. Особыми участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг является балансодержатель и управляющий, которые в зависимости от гражданско-правовых соглашений могут быть потребителем, исполнителем или производителем. Статья 20. Права и обязанности потребителя 1. Потребитель имеет право: 1) получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг; 2) получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимость, общую стоимость месячного платежа, структуру цены / тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.; 3) на возмещение убытков, причиненных его имуществу и / или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг ; 4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг; 5) на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством; < br> 6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и / или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период < br> фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; 7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ; < br> 8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 2. Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя. 3. Потребитель обязан: 1) заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора; 2) своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, возникли по собственной вине; 3) обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу; 4) за собственный счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, вышедших из строя по его вине; 5) оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом; 6) придерживаться правил пожарной и газовой безопасности, санитарных норм; 7) допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя / производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и < br> инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показателей средств учета; 8) придерживаться требований жилищного и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг; 9) своевременно проводить подготовку жилого дома, квартиры (в котором он проживает или которое принадлежит ему на праве собственности) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период; 10) в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах. Статья 21. Права и обязанности исполнителя 1. Исполнитель имеет право: 1) разрабатывать и представлять на утверждение расчеты относительно уровня цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги первой и второй группы (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 настоящего закона) в порядке, установленном законодательством; 2) предлагать при заключении договора цены / тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 настоящего Закона); 3) принимать участие в конкурсах на обретение права выполнять жилищно-коммунальные услуги на определенной территории согласно этому Закона; 4) требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг; 5) требовать от потребителя своевременного проведения работ по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя, или возмещение стоимости этих работ; 6) получать компенсацию за предоставленные согласно закону отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии из оплаты жилищно-коммунальных услуг и возвращать их в случае непредоставления таких услуг или льгот; 7) на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен / тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство; 8) доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний средств учета в порядке, определенном законом и договором. 2. Исполнитель обязан: 1) обеспечивать своевременность и соответствующее качество жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора, в том числе путем создания систем управления качеством соответствии с национальными или международных стандартов {Пункт 1 части второй статьи 21 в редакции Закона N 882-VI ( 882-17 ) от < br> 15.01.2009} 2) осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений; 3) подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору; 4) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимость, общей стоимости месячного платежа, структуре цен / тарифов, нормы потребления, режим предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.; 5) своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период; 6) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества; 7) содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры по ликвидации аварийных ситуаций, устранения нарушений качества услуг в сроки , установленные договором и / или законодательством; 8) платить потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определенном договором или законодательством; 9) вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ; 10) своевременно за собственный счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине. Статья 22. Права и обязанности производителя 1. Производитель имеет право: 1) разрабатывать и представлять на утверждение уполномоченным органам цены / тарифы на жилищно-коммунальные услуги первой и второй групп (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 настоящего Закона ) 2) предлагать при заключении договора цены / тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 настоящего Закона); 3) заключать договоры с органами местного самоуправления на производство и создание жилищно-коммунальных услуг; 4) требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных услуг от исполнителей; 5) принимать участие в конкурсах на обретение права производства жилищно-коммунальных услуг на определенной территории; 6) выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к соответствующим централизованным инженерным сетям в установленном законодательством порядке; 7) получать информацию о местных программах развития жилищно-коммунального хозяйства и другие отраслевые программы для соответствующих территорий;
|