З А К О Н У К Р А И Н Ы
О Концепции Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 3, ст.12)
Верховная Рада Украины постановляет : 1. Одобрить Концепцию Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (прилагается). 2. Кабинету Министров Украины: обеспечить разработку Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза не позднее 30 апреля 2003 года; в проектах закона о Государственном бюджете Украины на 2003 год и последующие годы предусмотреть средства на финансирование Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. 3. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 21 ноября 2002 N 228-IV
Одобрены Законом Украины от 21 ноября 2002 года N 228-IV КОНЦЕПЦИЯ Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптация законодательства Украины к законодательству Европейского Союза - это поэтапное принятие и внедрение нормативно-правовых актов Украины, разработанных с учетом законодательству Европейского Союза. Законодательство Европейского Союза состоит из: Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 года ( 994_017 ), Договора об учреждении Европейского общества по атомной энергии 1957 года ( 994_027 ), Единого европейского акта 1986 года ( 994_028 ), Маастрихтского договора 1992 года ( 994_029 ), Амстердамского договора < br> 1997 года, Ниццкого договора 2000 года, с последующими изменениями и дополнениями; регламентов, директив, решений и других актов нормативного характера, принимаемых институтами Европейского Союза; международных договоров, одной из сторон которых является Европейское сообщество (Европейский Союз); решений Суда Европейского сообщества, в которых дается официальное толкование соответствующих правовых норм. Эта Концепция определяет предпосылки разработки Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, ее главные задачи, принципы формирования, выполнения и финансирования, а также структуру . Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО АДАПТАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНА Государственная политика Украины по адаптации законодательства формируется как составная часть правовой реформы в Украине и направляется на обеспечение единых подходов к нормопроектирования, обязательного учета требований законодательства Европейского Союза при нормопроектировании, подготовки квалифицированных специалистов, создание надлежащих условий для институционального, научно-образовательного, нормопроектного, технического, финансового обеспечения процесса адаптации законодательства Украины. Важным фактором проведения правовой реформы и интеграции Украины в Европейский Союз будет формирование и выполнение Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (далее - Общегосударственная < br> программа), а также создание эффективного механизма ее реализации. На момент разработки данной Концепции уже создана основная политико-правовое и организационное основу для проведения адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза: Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами от 14 июня 1994 ( 998_012 ) определены приоритетные направления приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; Общей стратегией относительно Украины, одобренной Европейской Советом на Хельсинском саммите 11 декабря 1999 года ( 994_492 ), Европейский Союз поддержал процесс экономических преобразований в Украины и постепенного приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в определенных приоритетных сферах; Стратегией интеграции Украины в Европейский Союз, утвержденной Указом Президента Украины от 11 июня 1998 N 615 ( 615/98 ), определены основные положения внешнеполитической стратегии по интеграции Украины в европейское правовое пространство, цели и этапы правовой адаптации; Программой интеграции Украины в Европейский Союз ( n0001100-00 ), одобренной Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года N 1072 ( 1072/2000 ), определены пути и темпы реализации отдельных приоритетов, которые должны быть обусловлены ходом проведения экономических реформ и направлены на достижение критериев, вытекающих из целей валютного, экономического и политического союза государств - членов Европейского Союза и сформулированы Европейским Советом на Копенгагенском саммите в июне 1993 года; Указом Президента Украины от 30 августа 2000 года N 1033 ( 1033/2000 года a >) с целью координации деятельности органов государственной власти по вопросам адаптации законодательства при Президенте Украины создан Национальный совет по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; на выполнение Указа Президента Украины от 9 февраля 1999 N 145 ( 145/99 ) "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности органов исполнительной власти" Кабинетом Министров Украины введена единая система планирования, координации и контроля за нормотворческой деятельностью и работой по адаптации законодательства органов исполнительной власти, утверждена Концепция адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Кроме того, Кабинет Министров Украины ежегодно разрабатывает и утверждает план работы по адаптации законодательства, а также предусматривает в проекте Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный год расходы на финансирование мероприятий для его выполнения. Раздел III ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Общегосударственная программа - это комплекс взаимосвязанных задач по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, направленных на реализацию государственной политики и приоритетных направлений создания современной правовой системы Украине путем совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти и введение единой системы планирования, координации и контроля работы по адаптации законодательства. Целью Общегосударственной программы является создание предпосылок к подготовки законодательного поля для вхождения Украины в Европейский Союз. Главными задачами Общегосударственной программы: обеспечение соответствия законодательства Украины обязательствам, вытекающим из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и их государствами-членами от 14 июня 1994 года ( 998_012 ), других международных договоров, касающихся сотрудничества Украины с Европейским Союзом; развитие законодательства Украины в направлении его приближения к законодательства Европейского Союза и обеспечения высокого уровня подготовки в Украине проектов законов и других нормативно-правовых актов; создание правовой базы для интеграции Украины в Европейского Союза; создание на законодательном уровне общегосударственного механизма адаптации законодательства, который определял бы цели и сферы, этапы адаптации законодательства, составными элементами которого должно быть финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение; обеспечение системности и согласованности в работе органов государственной власти при осуществлении мероприятий по адаптации законодательства; совершенствование порядка планирования нормотворческой работы на основе долгосрочной программы развития законодательства Украины с целью его приближения к законодательству Европейского Союза; выработки единых, обязательных для всех субъектов права законодательной инициативы правил подготовки проектов нормативно-правовых актов в процессе адаптации законодательства; совершенствование информационного обеспечения работы по адаптации законодательства; совершенствование кадрового обеспечения в органах государственной власти, подготовка специалистов, отвечающих особым квалификационным требованиям, предъявляемым к участникам процесса адаптации законодательства; повышение уровня владения официальными языками государств - членов Европейского Союза государственных служащих; совершенствование порядка подготовки ежегодных предложений по объемов финансирования мероприятий по адаптации законодательства в рамках Государственного бюджета Украины. Общегосударственная программа должна предусматривать: ежегодную разработку общего для Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины плана работы по адаптации законодательства, в том числе совместное определение в планируемом году перечня законодательных актов Европейского союза, потребуют перевода, и объемов расходов на финансирование работы по адаптации законодательством Украины; внесения в законов и других нормативно-правовых актов Украина, регламентирующие вопросы нормотворческой деятельности, соответствующих положений, которые обеспечат введение обязательного для всех субъектов объектов права законодательной инициативы порядке разработки проектов нормативно-правовых актов Украины по учетом основных положений законодательства Европейского Союза; организацию общегосударственной системы обучения и повышения квалификации государственных служащих по вопросам европейского права, а также адаптацию учебных программ юридических учебных заведений к соответствующим европейских программ, в том числе повышение уровня знание иностранных языков; создание общегосударственной информационной сети по вопросам европейской интеграции и права, обеспечение свободного доступа участников процесса адаптации законодательства Украины к базе данных законодательству Европейского Союза; основания национальной информационной сети судебных решений по целью обеспечения доступа к примерам судебной практики и возможности их публичного обсуждения; совершенствование порядка разработки и внедрение ежегодной Программы переводов законодательных актов Европейского Союза, предоставления таким переводам официального статуса и принятия мер по привлечения технической помощи на осуществление мероприятий по перевода законодательных актов Европейского Союза, что предусмотрено статьей 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами; проведение комплексных научных исследований по вопросам адаптации законодательства, результатом которых должны стать, в частности, проведение сравнительно-правового исследования соответствия законодательства Украины законодательству Европейского Союза в определенных приоритетных сферах, изучение опыта государств Центральной и Восточной Европы в направлении приближения их законодательства к законодательству Европейского Союза, разработки глоссария терминов права Европейского Союза; приоритетное направление ресурсов в рамках Национальной Индикативной программы TACIS для Украины на 2002-2003 и последующие года или других европейских программ технической помощи на поддержку процесса адаптации законодательства Украина с законодательством Европейского Союза. Раздел IV ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Общегосударственная программа формируется на основе правовой и евроинтеграционной политики Украины в целом и направляется на обеспечения рационального использования научного потенциала, материальных и финансовых ресурсов для создания современной правовой системы с целью решения комплекса текущих и перспективных задач развития Украины как независимого демократического государства с рыночной экономикой. Общегосударственная программа должна обеспечить системность, комплексность и согласованность развития процесса адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Общегосударственная программа формируется исходя из долгосрочных приоритетов экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития страны с учетом мировых достижений науки и тенденций в сфере европейской интеграции и права и направлена ??на решение таких важных социальных проблем, как экономическое реформирования, демократизация общества, создание условий для интеграции Украины в Европейский Союз в соответствии с требованиями внешнеполитического курса государства. Формирование и реализация Общегосударственной программы должны осуществляться с соблюдением следующих основных принципов: согласованности приоритетов адаптации законодательства с основными направлениям правовой реформы в государстве, Стратегией ( 615/98 ) и Программой интеграции Украины в Европейский Союз ( n0001100-00 ), Программой деятельности Кабинета Министров Украина, другими общегосударственными и национальными программами; постепенности и планомерности приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза; интегральной единства процесса адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза по общим нормотворческим процессом в Украине; тесного взаимодействия Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины в процессе адаптации законодательства, координации разработки и реализации планов Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины относительно целей, этапов, ресурсов и объектов работ в указанной сфере; системности формирования и выполнения Общегосударственной программы; сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования; максимально эффективного использования международной технической помощи. Реализация принципов согласованности, постепенности и планомерности процесса приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза предусматривает определение приоритетных направлений его развития и концентрацию усилий органов государственной власти Украины в этих направлениях, а также необходимость учета положительных и нежелательных последствий применения в Украине законодательных актов, разработанных с учетом законодательства Европейского Союза. Процесс адаптации должен охватывать все сферы законодательства Украине, но приоритеты не должны быть постоянными, а должны определяться на определенный этап и корректироваться в зависимости от ситуации. В Общегосударственной программе приоритеты должны предоставляться законодательным актам Украины, приближение которых к соответствующим законодательных актов Европейского Союза способствовать правовому обеспечению мероприятий по формированию рыночных отношений, конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата, создание современной рыночной инфраструктуры, банковской, налоговой и таможенной систем, создание благоприятной среды жизнедеятельности человека, защиты окружающей среды и рационального природопользования, защиты прав потребителей, развития < br> предпринимательской деятельности, приоритетных отраслей экономики (агропромышленный, топливно-энергетический комплексы, транспорт, связь и информатизация), включая систему защиты прав интеллектуальной собственности и персональных данных, сферу занятости и охраны труда, а также по разработке национальных технических правил и стандартов, гармонизированных с европейскими и международными, укрепление экономических связей Украины и государств - членов Европейского Союза. Особым приоритетом является всестороннее защите прав и свобод человека. Необходимо также учитывать рекомендации Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом и Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом, а также их украинских частей . Адаптация законодательства Украины является планомерным процессом, включает несколько последовательных этапов, на каждом из которых имеет достигаться определенная степень соответствия законодательства Украины законодательству Европейского Союза. С учетом этого должна формироваться и Общегосударственная программа. На первом этапе адаптации законодательства Украины, продолжается в данный период, в Общегосударственной программе преимущество должно предоставляться мерам, направленным на обеспечение: развития в соответствии с требованиями, определенными в Декларации, принятой Европейским Советом на Копенгагенском саммите в июне 1993 года, правовой системы в Украине, которая бы способствовала достижению стабильности в обществе, гарантировала верховенство права, права человека и обеспечивала функционирование рыночной экономики; приведения законодательства Украины в соответствие с требованиями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами, других международных договоров, касающихся сотрудничества Украины и Европейского Союза; развития законодательства Украины по определенным Общегосударственной программой приоритетными сферами в направлении его постепенного приближения к законодательству Европейского Союза; выборочному пересмотру законодательства Украины в приоритетных сферах адаптации с целью соблюдения законодательству Европейского Союза. Начало следующего этапа процесса адаптации законодательства, под время которого Украина должна обеспечить более высокую степень соответствия своего законодательства законодательству Европейского Союза, будет связан, в частности , с обретением Украиной членства в Всемирной торговой организации, созданием зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом, заключением Соглашения о ассоциированном членстве Украины в Европейском Союзе или другими событиями такого рода. При формировании Общегосударственной программы за основу необходимо принимать объективные потребности Украины в нормативном регулировании. С целью постепенного приближения законодательства Украины необходимо в процессе нормотворческой деятельности учитывать законодательные акты Европейского Союза настолько, насколько это целесообразно для Украины, учитывая экономические, политические , финансовые и социальные последствия принятия соответствующих правовых норм, адаптированных к требованиям законодательства Европейского Союза. В основу оценки влияния законодательства Украины, адаптированного к законодательству Европейского Союза, необходимо положить комплексный подход, основанный на учете не только ресурсных показателей, но и влияния этого процесса в целом на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе на рост объема производства валового внутреннего продукта. Реализация принципа интегральной единства с общим нормотворческим процессом в Украине предусматривает, что Общегосударственная программа должна вводиться в рамках общего процесса планирования, координации и контроля нормотворческой работы в Украина на всех ее стадиях, а именно при: планирования нормотворческой работы; подготовке проектов законодательных актов Украины; проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов относительно их соответствия требованиям действующего законодательства Украины; принятие законодательных актов Украины; внедрение и имплементация законодательства Украины. Общегосударственная программа должна формироваться с учетом указанных принципов, а также опыта государств Центральной и Восточной Европы по вопросам приближения их законодательства к законодательству Европейского Союза и на основе предварительно проведенного всеобъемлющего сравнительно-правового исследования соответствия законодательства Украины законодательству Европейского Союза. Проекты Общегосударственной программы и годовых планов работы по адаптации законодательства готовятся Кабинетом Министров Украины и согласуются с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам Европейской интеграции. Раздел V СТРУКТУРА ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Общегосударственная программа должна состоять из отдельных разделов, которые определяются в соответствии с приоритетными сферами адаптации законодательства и должны содержать, в частности: описание законодательства Украины в соответствующей области; анализ соответствующего законодательства Европейского Союза и политики Европейского Союза в этой сфере, а также перечень важнейших законодательных актов Европейского Союза, которые должны быть учтены в процессе адаптации ; оценку соответствия законодательства Украины законодательству Европейского Союза; определение мер по адаптации законодательства с указанием проектов нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны, или законодательных актов, в которых должны быть внесены изменения и дополнения, или которые должны быть признаны утратившими силу; экономическую, социальную и политическую оценку изменений, которые ожидаются в связи с осуществлением соответствующих мероприятий в этой сфере, определения институциональных изменений (создание новых институтов или изменение характера уже существующих) и других последствий, вызванных вступлением в силу новыми правовыми нормами, включая изменение административных или судебных процедур, изменение процедур контроля за соблюдением технических норм и т.д.; определение потребности в новых кадрах, оборудовании и информационной сети, необходимые для осуществления мероприятий по адаптации законодательства, а также мероприятия по их подготовке и повышения квалификации , в том числе интенсивное повышение уровня знание иностранных языков; прогнозируемые сроки выполнения мероприятий по адаптации законодательства; перспективные объемы расходов на осуществление мероприятий по адаптации законодательства (расходы на подготовку нормативно-правовых актов, обучения, институциональные изменения, проведения сравнительно-правовых исследований, разработки глоссария терминов европейского права, обеспечение необходимым оборудованием и т.п.). Раздел VI ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Введение Общегосударственной программы потребует разработки действенных механизмов институционального совершенствования структуры евроинтеграционных органов Украины, обеспечения надлежащего профессионального уровня работников органов государственной власти, в том числе повышение уровня знания иностранных языков (языков государств - членов Европейского Союза), технического оснащения этих органов, внедрение эффективного механизма судебной защиты прав и интересов участников правоотношений, возникающих на основе этих норм, осуществления мер по формированию общественного мнения относительно необходимости интеграции Украины в Европейский Союз. С целью обеспечения выполнения Общегосударственной программы необходимо предусмотреть: ежегодную разработку общего для Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины плана работы по адаптации законодательства; формирование и реализацию отраслевых и региональных программ сотрудничества с государствами - членами Европейского Союза, государствами Центральной и Восточной Европы в направлении приближения законодательства Украины к законодательству Европейского Союза с целью координации соответствующей работы и изучения опыта, приобретенного в этой сфере. Кадровое обеспечение выполнения Общегосударственной программы потребует, в частности: пересмотра учебных программ по юридическим вопросам с целью их адаптации к программам государств - членов Европейского Союза, а также введения специализации по вопросам законодательства Европейского Союза в рамках учебные программы высших учебных заведений Украины, повышение квалификации по вопросам законодательства Европейского Союза работников органов государственной власти; разработки для специалистов, обеспечивающих процесс адаптации законодательства Украины, программ изучения иностранных языков и ознакомления с юридической терминологией в актах законодательства Европейского Союза, разработки глоссария терминов законодательства Европейского Союза. Информационное и научное обеспечение выполнения Общегосударственной программы включает, в частности: организацию работы по научному исследованию процессов унификации и гармонизации права в Украине и государствах - членах Европейского Союза, государствах Центральной и Восточной Европы, является кандидатами в члены Европейского Союза; организацию работы по переводу актов законодательства Европейского Союза и предоставление консультаций по вопросам использования юридической терминологии и методологии; постоянное информирование органов государственной власти о законодательство Европейского Союза, изменения и дополнения к нему, обеспечения эффективного и полного доступа к европейским правовых, библиографических и других баз данных участников процесса адаптации законодательства Украины. Финансирование мероприятий, направленных на выполнение Общегосударственной программы, на каждом этапе будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, не запрещенных законодательством Украины. Для надлежащей организации этой работы ежегодно предусматриваться соответствующие расходы в Государственном бюджете Украины. Раздел VII ОЖИДАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Выполнение Общегосударственной программы будет способствовать достижению критериев для заключения соглашения об ассоциации с Европейским Союзом и дальнейшего вхождения Украины в Европейский Союз.
|
|