З А К О Н У К Р А И Н Ы
активно проводить аварийно-спасательные работы, принимать все необходимые меры для спасения людей, оказание им неотложной медицинской и другой помощи, не допускать неоправданных рисков; выполнять требования соответствующих уставов, положений, правил и т.д. по вопросам проведения аварийно-спасательных работ; быть готовыми к проведению работ, связанных со спасением пострадавших людей и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свои профессиональные способности, постоянно поддерживать свое физическое и психологическое состояние на должном уровне; содержать в надлежащем состоянии доверенные им средства индивидуальной и коллективной защиты и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другие обязанности спасателей определяются соответствующими уставами, должностными инструкциями и т.. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб указываются в контрактах, заключаемых с ними во время их приема на работу. Статья 24. Права спасателей Спасатели имеют право на: повышение уровня своих теоретических знаний, практических навыков и мастерства за счет рабочего времени; питание за счет средств аварийно-спасательных служб во время дежурства продолжительностью свыше 12 часов или денежную компенсацию его; обязательное личное страхование. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, течение года принимали участие в проведении сложных аварийно-спасательных работ, перечень которых определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, должны ежегодно проходить санаторно-курортное лечение, предусматривающий медико-психологическую реабилитацию. Указанное санаторно-курортное лечения, обеспечение медицинским обслуживанием и необходимыми медикаментами, а также проезд к месту лечения (туда и обратно) осуществляются за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, а также средств, поступающих от предоставление дополнительных услуг аварийно-спасательными службами. Возмещение за неиспользованное санаторно-курортное лечение запрещается. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на: исчерпывающую и достоверную информацию, в том числе об объектах, на которых проводятся аварийно-спасательные работы, необходимую для выполнения ими своих обязанностей; беспрепятственный допуск на территорию и объекты, пострадали; экипировку и оснащение согласно технологии проведения указанных работ; питание за счет средств предприятий, учреждений и организаций, на которых проводятся работы, или соответствующего органа местного самоуправления; использования в порядке, предусмотренном настоящим Законом, для спасения людей и в случае крайней необходимости средств связи, транспорта, других материальных средств предприятий, учреждений и организаций, находящихся в зоне проведения аварийно-спасательных работ; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта для проезда к месту проведения аварийно-спасательных работ. Спасатели имеют право создавать в установленном порядке свои профессиональные союзы. Статья 25. Страхование спасателей Спасатели в случае зачисления их в штат профессионального аварийно-спасательной службы или привлечение в индивидуальном порядке или в составе объектовой аварийно-спасательной службы к проведения аварийно-спасательных работ подлежат обязательному личному страхованию на случай заболевания, частичной или полной потери трудоспособности, гибели (смерти), вызванных исполнением обязанностей спасателей, указанных в контрактах, заключенных под время их приема на работу, или договорах о проведения аварийно-спасательных работ, к которым они привлекаются. Страховыми событиями для спасателей является гибель (смерть) во время исполнения ими обязанностей, указанных в контрактах или договорах о проведении аварийно-спасательных работ, к которым они привлекались, смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, травмы или увечья или заболевания в период и в связи с исполнением ими указанных в контрактах или договорах обязанностей, а также потеря трудоспособности, возникшая в результате выполнения этих обязанностей или проведения таких работ. Связь страхового события с выполнением спасателями обязанностей, указанных в контрактах или договорах, устанавливается при расследовании указанных случаев согласно законодательству. Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и общественные организации, которые создают аварийно-спасательные службы, за счет средств , выделяемых на содержание этих служб. Страхование спасателей, привлеченных к проведению аварийно-спасательных работ в индивидуальном порядке или в составе объектовых аварийно-спасательных служб, осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которые привлекли спасателей к проведению этих работ, за счет средств, выделяемых на их проведение. Страхование осуществляется на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности, которую занимает спасатель, но не менее одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан. Порядок и условия обязательного личного страхования спасателей устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Статья 26. Оплата труда спасателей Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется в порядке, определенном законодательством. Оплата труда спасателей, которые были вовлечены в индивидуальном порядке или в составе объектовых аварийно-спасательных служб, за время их участия в проведении аварийно- спасательных работ, а также за время необходимой профессиональной подготовки осуществляется согласно заключенным договорам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекли спасателей к проведению указанных работ, за счет средств, выделяемых на проведение аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из расчета среднемесячного заработка по месту основной работы, но не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования других, предусмотренных настоящим Законом, гарантий, льгот и компенсаций для спасателей. Статья 27. Условия предоставления жилья спасателям Жилье спасателям может предоставляться на льготных условиях согласно законодательству. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб жилье может предоставляться также в установленном порядке на условиях, предусмотренных контрактами, заключаемыми с ними при приеме на работу, в которых могут указываться льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива. О предоставлении указанных льгот спасателю профессиональных аварийно-спасательных служб обязательно сообщаются местные органы исполнительной власти, а также определяется источник возмещения убытков за предоставленные льготы. Должностным лицам профессиональных аварийно-спасательных служб, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, могут в установленном порядке предоставляться служебные жилые помещения. Спасатели государственных аварийно-спасательных служб пользуются правом на первоочередное установление квартирных телефонов, устройства детей в детские дошкольные учреждения. Статья 28. Пенсионное обеспечение спасателей Пенсионное обеспечение личного состава профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется согласно законодательству. Статья 29. Правовые и социальные гарантии На личный состав аварийно-спасательных служб, обслуживающего предприятия, учреждения и организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии прав граждан на охрану труда, установленные законодательством об охране труда для работников этих предприятий, учреждений и организаций. За спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб после их выхода на пенсию при общем стаже работы в этих службах на должностях спасателей более 20 лет, а также в случае увечья, наступило во время или в результате выполнения служебных обязанностей, сохраняется право на льготы согласно настоящему Закону. Решением органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных организаций, создающих профессиональные аварийно-спасательные службы, для спасателей могут устанавливаться дополнительные гарантии социальной защиты. Статья 30. Социальная защита семей спасателей По семьями погибших (умерших) спасателей сохраняется право на получение жилья, в том числе на условиях, предусмотренных заключенным со спасателями контрактами. Аварийно-спасательная служба должна вместе с соответствующим центральным органом исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственной администрацией, органом местного самоуправления, общественной организацией в течение шести месяцев со дня гибели (смерти) спасателей решить вопрос обеспечения их семей жильем. За детьми погибших (умерших) спасателей до достижения ими совершеннолетия, а также за нетрудоспособными членами семьи, находились на их иждивении, сохраняется право на льготы по оплаты жилья, коммунальных услуг, топлива, предусмотренные контрактами, которые были заключены со спасателями, за счет средств соответствующей аварийно-спасательной службы. Статья 31. Гарантии социальной защиты граждан, которые привлекаются на добровольных началах к проведению аварийно-спасательных работ Привлечение граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется при наличии решения уполномоченного руководителя по ликвидации чрезвычайной ситуации, их письменного согласия и обязательного личного страхования за счет бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. На граждан, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ, распространяются права, предусмотренные частью третьей статьи 24 настоящего Закона. Статья 32. Ответственность в сфере спасательного дела В случае проведения аварийно-спасательных работ неаттестованными аварийно-спасательными службами, допуска к ним аттестованных спасателей соответствующие должностные лица этих служб несут ответственность согласно законодательству. По непрофессиональное проведение аварийно-спасательных работ, умышленное причинение вреда здоровью граждан во время их выполнения, а также окружающей природной среде, материальным и культурным ценностям спасатели несут соответственно гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Спасатели, которые выполняют свои функции согласно предоставленным им правами и соответственно к своим обязанностям, не несут ответственности за причиненные убытки при проведении аварийно -спасательных работ. Раздел VI МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности аварийно-спасательных служб
Статья 33. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется за счет средств государственного и местного бюджетов, предприятий, учреждений, организаций, в том числе общественных, создают аварийно-спасательные службы, средств от предоставления дополнительных платных услуг, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц, других не запрещенных законодательством источников. Финансирование медико-психологической реабилитации спасателей государственных аварийно-спасательных служб (формирований), подчиненных центральным органам исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на содержание этих служб (формирований). Объемы финансирования медико-психологической реабилитации спасателей государственных аварийно-спасательных служб (формирований) определяются центральным органам исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сферах гражданского защиты, спасательного дела , и подлежат согласованию в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Часть вторая статьи 33 в редакции Закона N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Финансирование медико-психологической реабилитации других аварийно-спасательных служб, определенных в статье 8 настоящего Закона, осуществляется за счет их собственных средств. Статья 34. Научное обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб Научные исследования по проблемам организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ, создания для этого технических средств и оборудования, разработка индивидуальных и коллективных средств защиты спасателей осуществляются на договорных условиях научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими предприятиями, учреждениями и организациями по заказу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной дела, или согласованным с ним заказу других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
{Часть вторая статьи 34 исключена на основании Закона N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006}
Статья 35. Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб Медицинское обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется специально созданными медицинскими подразделениями, входящих в их состав, или по договорам на медицинское обслуживание - лечебными заведениями местом дислокации этих служб. Все спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, а также медицинские осмотры после проведения аварийно-спасательных работ по счет средств, выделяемых на содержание этих служб. Периодичность медицинских осмотров и порядок их проведения устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования государственной политики в сфере здравоохранения. За время прохождения медицинского осмотра за спасателями сохраняются место работы и среднемесячного заработка. {Часть вторая статьи 35 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} По просьбе спасателя проводится внеочередной медицинский обзор, если спасатель считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с выполнением им профессиональных обязанностей. В случае участия в проведении в течение года аварийно-спасательных работ, круглосуточном дежурстве спасатели личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы обязаны один раз в год пройти курс медико-психологической реабилитации. После проведения аварийно-спасательных работ, которые были связанные с гибелью людей, а также при получении любой травмы профессиональным спасателем личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы ему обязательно предоставляется гарантированное обеспечения соответствующим лечением и психологическим восстановлением в санаторно-курортных учреждениях, в которых созданы центры медико-психологической реабилитации. Центры медико-психологической реабилитации создаются при действующих санаторно-курортных учреждениях. Перечень центров медико-психологической реабилитации и порядок прохождения медико-психологической реабилитации, соответствие санаторно-курортных заведений требованиям медико-психологической реабилитации, а также перечень этих заведений определяются в соответствующем положении, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах гражданского защиты, спасательного дела. {Часть шестая статьи 35 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Негосударственные аварийно-спасательные службы вправе заключать договоры с соответствующими центрами на основе соглашений, утверждать их с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сферах гражданского защиты, спасательного дела. {Часть седьмая статьи 35 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 35-1. Общегосударственные программы в сфере спасательного дела С целью внедрения основных принципов государственной политики о деятельности государственных аварийно-спасательных служб (формирований), обеспечения их перспективного развития на уровне ведущих мировых достижений, а также обеспечения эффективной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, целенаправленного использования бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, каждые пять лет разрабатываются и утверждаются пятилетние общегосударственные программы технического и материального < br> переоснащение государственных аварийно-спасательных служб, подчиненных центральным органам исполнительной власти, обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, за счет средств Государственного бюджета Украины. Разработка и утверждение общегосударственных программ осуществляется согласно Закону Украины "О государственных целевых программах" ( 1621-15 ). {Раздел VI дополнен статьей 35-1 согласно Закону N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459 - 17 ) от 16.10.2012} Раздел VII НАДЗОР, КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ аварийно-спасательной службы
Статья 36. Надзор и контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб Государственный надзор осуществляют: центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в области охраны труда, - по готовности аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации аварий; {Абзац второй части первой статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012 } центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного надзора и контроля в сфере пожарной и техногенной безопасности, - за деятельностью аварийно-спасательных служб. {Абзац третий части первой статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб, обеспечением их постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ и работ по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции осуществляют центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и предприятия, учреждения и организации, в том числе общественные, создающих аварийно-спасательные службы. Статья 37. Отчетность о деятельности аварийно-спасательных служб и учет чрезвычайных ситуаций Отчетность о деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела . Отчет о деятельности аварийно-спасательных служб подается ежеквартально в Кабинет Министров Украины. Учет чрезвычайных ситуаций, в том числе аварий на производственных объектах, осуществляют соответствующие предприятия, организации и центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в области охраны труда, согласно законодательством. Формы государственной статистической отчетности по этим аварий утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в области статистики, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области охраны труда . {Часть вторая статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Учет аварий и чрезвычайных ситуаций, которые произошли вследствие стихийного бедствия на объектах непроизводственного назначения и на территории Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, осуществляют соответствующий орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, соответствующие структурные подразделения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Формы государственной статистической отчетности по этим аварий и чрезвычайных ситуаций утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере статистики, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда. {Часть третья статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Раздел VIII МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 38. Представительство в международных организациях Представительство в международных организациях интересов Украины по вопросов, связанных с организацией и выполнением аварийно-спасательных работ, а также работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, другими органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. Статья 39. Порядок оказания помощи иностранным государствам с ликвидации чрезвычайных ситуаций Условия подачи другим помощи при чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий определяются международными договорами Украины. Порядок привлечения аварийно-спасательных служб для представления помощи иностранным государствам по ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий и пересечения государственной границы Украины определяются законодательством Украины и международными договорами. Статья 40. Получение Украиной помощи для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий Условия получения Украиной помощи для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий определяются международными договорами и законодательством Украины. Льготы по налогообложению и обложения ввозной пошлиной оборудования, средств связи, транспортных средств, средств индивидуальной и коллективной защиты спасателей и других материально- технических ценностей, предназначенных для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, передаются как помощь другими государствами и международными организациями, определяются соответствующими законами. Использования указанного имущества не по назначению запрещается. Раздел IX Заключительные положения
1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок: подготовить и внести в Верховную Раду Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с Законом Украины "Об аварийно-спасательных службах"; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить приведение в соответствие с настоящим Законом нормативно-правовых актов центральных и местных органов исполнительной власти. 3. Кабинету Министров Украины в месячный срок образовать рабочую группу из представителей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, центрального органа исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, и центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения для решения вопрос о создании медико-психологических центров при действующих санаторно-курортных учреждениях.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 14 декабря 1999 N 1281-XIV
|