З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об аварийно-спасательных службах (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 4, ст. 25) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2171-III ( 2171 -14 ) от 21.12.2000, ВВР, 2001, N 9, ст. 38 N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09.2008, ВВР, 2009, N 9, ст.117 < br> N 2555-VI ( 2555-17 ) от 23.09.2010, ВВР, 2011, N 6, ст.41 N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012 N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
{В тексте Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сферах гражданского защиты, спасательного дела" в соответствующем падеже согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012}
Настоящий Закон определяет организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, обязанности, права, гарантии социальной защиты и ответственность спасателей , а также вопросы международного сотрудничества в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на территории или объекте на ней или на водном объекте (далее - объекты и территории ), вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, привело (может привести) к гибели людей и / или значительных потерь; авария - опасное событие техногенного характера, повлекло гибель людей или создает на объекте или территории угрозу жизни и здоровью людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде; катастрофа - крупная по масштабам авария или другое событие, приводит к тяжелым, трагическим последствиям; зона чрезвычайной ситуации - территория, где сложилась чрезвычайная ситуация; водный объект - сформированный природой или созданный искусственно объект ландшафта, где сосредотачиваются воды (озеро, река, море, водохранилище, канал и т.д.); < br> аварийно-спасательная служба - совокупность организационно объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и отдельных их последствий, проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ; профессиональная аварийно-спасательная служба - аварийно-спасательная служба, личный состав которой работает на постоянной, а спасатели этого состава - также на профессиональной основе, которая предусматривает специальную физическую и психологическую подготовку личного состава; специальная (военизированная) аварийно-спасательная служба - профессиональная аварийно-спасательная служба, основанная на принципах единоначалия, централизации управления, уставной дисциплины, личной ответственности; специализированная аварийно-спасательная служба - профессиональная аварийно-спасательная служба, имеющая подготовлен и снабжен личный состав для ликвидации отдельных классов и подклассов чрезвычайных ситуаций (тушение газовых фонтанов, оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим, водолазные работы и т.п.) и соответствующие аварийно-спасательные средства {Абзац десятый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} аварийно-спасательное формирование - структурное подразделение аварийно-спасательной службы, предназначен для проведения аварийно-спасательных работ; аварийно-спасательные службы общественных организаций - аварийно-спасательные службы, созданные объединениями и союзами объединений граждан вспомогательное подразделение аварийно-спасательной службы - структурное подразделение аварийно-спасательной службы, предназначен для обеспечения деятельности по выполнению возложенных на нее задач; спасатель - лицо, имеющее соответствующую специальную подготовку, аттестована на способность к проведению аварийно-спасательных работ и непосредственно принимает в них участие, имеет специальную физическую и психологическую подготовку и отвечает за ее поддержания; аварийно-спасательные средства - технические средства специального назначения, научно-техническая продукция и другие объекты права интеллектуальной собственности (средства связи, техника, оборудование, снаряжение, материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии проведения аварийно-спасательных работ, программные продукты и базы данных и другие средства), которые используются при проведении аварийно-спасательных работ ; аварийно-спасательные работы - работы, направленные на поиск, спасения и защиту людей (в том числе оказание им неотложной медицинской помощи), а также материальных и культурных ценностей и защиту окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций, требуют привлечения работников, имеющих специальную подготовку, средства индивидуальной защиты и оснастки; медицинское обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение неотложной медицинской помощью пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации в ячейки события и во время их эвакуации в лечебные учреждения, а также, при необходимости, спасателей, сохранения оптимальной трудоспособности и социальной активности спасателей, материально-техническое оснащение медицинскими средствами аварийно-спасательных служб (формирований). {Часть первая статьи 1 дополнен абзацем согласно закону N 587-VI ( 587-17 ) от 24.09. 2008} В профессиональной аварийно-спасательной службе, специальной (военизированной) аварийно-спасательной службе, специализированной аварийно-спасательной службе, аварийно-спасательных формированиях вводится специальная физическая и психологическая подготовка личного состава. Статья 2. Законодательство в сфере спасательного дела Отношения в сфере спасательного дела регулируются настоящим Законом, законами Украины "О Гражданской обороне" ( 2974-12 ), "Об охране труда" ( 2694-12 ), Постановлением Верховной Рады Украины от 22 февраля 1996 "Об утверждении Положения о резервном фонде Кабинета Министров Украины" ( 62 / 96-ВР ) и другими нормативно-правовыми актами. Статья 3. Задачи и функции аварийно-спасательных служб Основными задачами аварийно-спасательных служб являются: проведение при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах и ??территориях аварийно-спасательных работ; ликвидация чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий; выполнение работ по предотвращению возникновения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и защиты от них населения и территорий; защита окружающей среды и локализация зоны влияния вредных и опасных факторов, возникающих при аварий и катастроф. В соответствии с возложенными на них задачами основными функциями аварийно-спасательных служб являются: обеспечение готовности своих органов управления, сил и средств к действиям по назначению; поиск и спасание людей на пораженных объектах и ??территориях, представления в возможных пределах неотложной, в том числе медицинской, помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, на месте происшествия и во время эвакуации в лечебные заведений; ликвидация особо опасных проявлений чрезвычайных ситуаций в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, оползней, затоплений, радиационного и бактериального заражения, других опасных проявлений; контроль за готовностью объектов и территорий, которыми обслуживаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в разработке и согласовании планов реагирования на чрезвычайные ситуации на объектах и ??территориях, которыми обслуживаются; участие в проведении экспертизы проектных решений по улучшения защиты объектов и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, требующих аварийно-спасательного обслуживания; участие в подготовке решений по вопросам создания, размещения, определения объемов материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация ремонта и технического обслуживания аварийно-спасательных средств, разработка и производство их отдельных образцов; пропаганда в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участие в подготовке работников предприятий, учреждений и организаций и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Задачи и функции конкретных аварийно-спасательных служб определяются их уставами или положениями, которые согласовываются с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной дела, и утверждаются согласно законодательству. Статья 4. Основные принципы государственной политики относительно деятельности аварийно-спасательных служб Государственная политика относительно деятельности аварийно-спасательных служб осуществляется на основе следующих принципов: постоянная готовность аварийно-спасательных служб к проведению аварийно-спасательных работ; постоянное поддержание высокого уровня профессионализма спасателей, соответствия требований к качеству подготовки личного аварийно-спасательных служб международным стандартам в этой сфере; рациональная дислокация аварийно-спасательных служб и их формирований с учетом потенциальной опасности объектов и территорий; координация деятельности и государственной поддержки аварийно-спасательных служб всех форм собственности; единоначалие и централизованность руководства государственными аварийно-спасательными службами; оправданный риск и ответственность руководителей аварийно-спасательных служб по обеспечению безопасности во время проведения аварийно-спасательных работ; приоритетное осуществление мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций; использование экономических методов в управлении деятельностью аварийно-спасательных служб; отбор личного состава аварийно-спасательных служб по состоянию здоровья, постоянное поддержание необходимого физического и психологического уровня подготовки спасателей; социальная защищенность личного состава аварийно-спасательных служб; использование позитивного мирового опыта организации деятельности аварийно-спасательных служб и проведения аварийно-спасательных работ. Статья 5. Сфера деятельности аварийно-спасательных служб, созданных на профессиональной основе Аварийно-спасательные службы обслуживают отдельные территории, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, на которых существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Постоянному и обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами подлежат: предприятия, организации добычи и переработки твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, эксплуатации продуктопроводов, а также те, что строят, эксплуатируют или ликвидируют подземные выработки и сооружения различного назначения; сооружения транспортных предприятий, организаций с повышенными требованиями к уровню безопасности их эксплуатации (морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, метрополитен и др.); металлургические, химические, радиационно опасные, взрыво-и пожароопасные и другие предприятия, организации с вредными и опасными условиями труда, а также те, что применяются в своем производстве или хранят сильнодействующие ядовитые вещества; рекреационные зоны и другие территории в период массового отдыха людей или занятий промыслом, который не противоречит законодательству, в том числе места туристической активности; районы ответственности Украины за организацию обслуживания воздушного движения; водные объекты Украины, в том числе в зоне ответственности Украины в Черном и Азовском морях, на реках Днепре и Дунае. Перечень объектов и отдельных территорий, подлежащих постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами, определяется согласно законодательством. Объекты и отдельные территории, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию коммунальными и аварийно-спасательными службами общественных организаций, определяются центральным органом исполнительной власти , что обеспечивает формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, органом местного самоуправления, создают эти службы, и законодательством. Статья 6. Права аварийно-спасательных служб Государственные и коммунальные аварийно-спасательные службы в случае осуществления мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных их последствий имеют право: обследовать с целью профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций объекты и территории, которые ими обслуживаются; подавать владельцам предприятий, учреждений и организаций, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предложения по улучшению противоаварийного состояния объектов и территорий и устранению выявленных нарушений требований безопасности; отменять собственные согласования планов реагирования на чрезвычайные ситуации или их отдельные позиции в случае несоответствия фактическому состоянию безопасности объекта или территории; использовать на договорных началах средства связи, транспорта и другие материально-технические ресурсы предприятий, учреждений и организаций для спасения людей и выполнения срочных работ или доставки в зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального оснащения и грузов; бесплатно и беспрепятственно получать от предприятий, учреждений и организаций, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения возложенных на аварийно-спасательную службу задач; беспрепятственного доступа на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций; требовать от всех лиц, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдение правил, введенных установленными мерами безопасности; участвовать в работе комиссий по расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и ??территориях, которыми обслуживаются. Аварийно-спасательные службы, создаваемые общественными организациями, имеют права, предусмотренные абзацами пятым - девятым, а аварийно-спасательные службы, создаваемые < br> предприятиями, учреждениями и организациями, - абзацами шестым - девятым части первой настоящей статьи, а также права, определяются их уставами или положениями о них. Статья 7. Предоставление дополнительных услуг аварийно-спасательными службами Государственные и коммунальные аварийно-спасательные службы могут предоставлять по договорам на платной основе дополнительные услуги, не противоречат и не мешают их основной деятельности, такого характера : противоаварийной назначения; требующих применения умений спасателей, специальных средств защиты и оснастки; по разработке, изготовлению и внедрению оборудования для проведения аварийно-спасательных работ. Перечень дополнительных услуг, условия их предоставления государственными и коммунальными аварийно-спасательными службами, а также порядок использования полученных за предоставление этих услуг средств определяются законодательством. Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ Статья 8. Виды аварийно-спасательных служб, их статус Аварийно-спасательные службы могут быть специализированными или неспециализированными, созданными на профессиональной или непрофессиональной основе. Соответствии со спецификой деятельности профессиональные аварийно-спасательные службы могут быть специальными (военизированными). Аварийно-спасательные службы подразделяются на государственные, коммунальные, аварийно-спасательные службы общественных организаций и аварийно-спасательные службы предприятий, учреждений, организаций (далее - объекту аварийно-спасательные службы). Особым видом аварийно-спасательных служб есть службы медицины катастроф, которые действуют в составе центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф системы экстренной медицинской помощи, создаются органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления областей, городов Киева и Севастополя соответствии с законом. Основной задачей служб медицины катастроф является предоставление пострадавшим в экстремальных ситуациях (стихийное бедствие, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотии, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнение и т.п.) экстренной медицинской помощи. Координацию деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф на случай возникновения экстремальных ситуаций осуществляют центральная и территориальные координационные комиссии, которые образуются согласно законодательству. Организационно-методическое обеспечение деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения. Типовое положение о центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф утверждается Кабинетом Министров Украины. {Часть третья статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000, N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012, в редакции Закона N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} Государственные, коммунальные и аварийно-спасательные службы общественных организаций являются юридическими лицами. Статья 9. Создание аварийно-спасательных служб Государственные аварийно-спасательные службы создаются как профессиональные центральными органами исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализуют государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, другими центральными органами исполнительной власти. {Часть первая статьи 9 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Коммунальные аварийно-спасательные службы создаются как профессиональные для аварийно-спасательного обслуживания территорий и объектов коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления, в том числе по предложениям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. На предприятиях, в учреждениях, организациях с вредными и опасными условиями труда и повышенным риском возникновения аварии могут создаваться специализированные объектовые аварийно-спасательные службы по работников этих предприятий, учреждений и организаций за согласованию с государственной или коммунальной аварийно-спасательной службой, обслуживающий это предприятие, учреждение и организацию. Общественные организации с целью выполнения своих уставных задач и целей могут создавать в установленном порядке свои профессиональные аварийно-спасательные службы. Создание, реорганизация, ликвидация, а также перепрофилирование государственных, коммунальных и аварийно-спасательных служб общественных организаций осуществляются по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной дела. Государственные, коммунальные и аварийно-спасательные службы общественных организаций действуют на основании своих уставов, которые утверждаются соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями , что создают эти службы. Государственные, коммунальные и аварийно-спасательные службы общественных организаций приобретают статус юридического лица со дня их государственной регистрации в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц . Уставы государственных, коммунальных и аварийно-спасательных служб общественных организаций, которые подаются государственному регистратору, должны быть согласованы с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной < br> дела. {Часть седьмая статьи 9 в редакции Закона N 2555-VI ( 2555-17 ) от 23.09.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Объектовые аварийно-спасательные службы действуют на основе положений о них, которые утверждаются органами управления соответствующих предприятий, учреждений и организаций по согласованию с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела. Статья 10. Организационная структура аварийно-спасательных служб В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления и их силы (аварийно-спасательные формирования и вспомогательные подразделения), обеспечивающие решение возложенных на эти службы задач. Структура и штатное расписание государственных аварийно-спасательных служб утверждаются центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых они принадлежат. Структура и штатное расписание коммунальных и аварийно-спасательных служб общественных организаций определяются органами местного самоуправления и общественными организациями, создающих эти службы. Структура объектовых аварийно-спасательных служб утверждается руководителями предприятий, учреждений и организаций, на которых они создаются. Статья 11. Аттестация аварийно-спасательных служб Все аварийно-спасательные службы и спасатели подлежат обязательной аттестации на способность к проведению аварийно-спасательных работ. Аттестованные аварийно-спасательные службы вносятся в специальный реестр аварийно-спасательных служб. аттестованных аварийно-спасательные службы и спасатели к проведения аварийно-спасательных работ не допускаются. Порядок аттестации аварийно-спасательных служб и спасателей, а также ведение реестра аварийно-спасательных служб, временного приостановления деятельности аттестованных аварийно-спасательных служб и спасателей определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной дела, по согласованию с заинтересованными другими центральными органами исполнительной власти. Статья 12. Комплектование и подготовка личного состава аварийно-спасательных служб Личный состав аварийно-спасательных служб комплектуется на контрактной основе и делится на основной и вспомогательный. К основному личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, которые организуют и выполняют аварийно-спасательные работы и обеспечивают готовность аварийно-спасательных служб к их проведения. К вспомогательному личного состава профессиональной аварийно-спасательной службы относятся работники, которые обеспечивают ее деятельность, связанную с выполнением возложенных на аварийно-спасательную службу задач и профессиональную и медико-психологическую подготовку спасателей , и прикриплени к этих служб. Основной личный состав специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб делится на руководящий и рядовой (далее - оперативный личный состав). Оперативный личный состав обеспечивается форменной одеждой за нормами и образцами, что утверждаются Кабинетом Министров Украины. Для проведения поисковых, аварийно-спасательных и восстановительных работ основной личный состав всех аварийно-спасательных служб обеспечивается специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. Порядок комплектования и оснащения основного личного состава аварийно-спасательных служб, профессиональной подготовки и проверки готовности его к действиям и форма контракта, заключаемого со спасателями при принятии их на работу, устанавливаются Кабинетом Министров Украина. Уровень подготовки основного личного состава профессиональных аварийно-спасательных служб, объем знаний, умений и практических навыков спасателей определяется государственными стандартами образования по соответствующим профессиям и учебным программам , требования которых должны быть гармонизированы с международными нормами. Документом, подтверждает качество подготовки, является сертификат, который отвечает международным образцам и позволяет в случае необходимости привлекать спасателей к выполнению работ в составе международных аварийно-спасательных формирований без дополнительной подготовки. Образец сертификата и порядок его выдачи утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела. Объектовые аварийно-спасательные службы комплектуются инженерно-технических и других опытных работников, которые получили необходимые знания и навыки в проведении аварийно-спасательных работ и способны по состоянию здоровья выполнять работы в экстремальных условиях. Статья 13. Особенности труда и отдыха спасателей Трудовые отношения в профессиональных аварийно-спасательных службах регулируются законодательством Украины. Особенности труда и отдыха оперативного личного состава специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб регулируются соответствующими уставами, которые утверждаются центральными органами исполнительной власти, создающих эти службы, а трудовая дисциплина - Уставом о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб, который утверждается Кабинетом Министров Украины. Профессиональные аварийно-спасательные службы обеспечивают постоянную круглосуточную готовность своих формирований к немедленному выезду на объекты и территории для спасения людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В отдельных случаях (ликвидация аварии и катастрофы, выезд дежурных подразделений на аварийно-спасательные работы или за пределы обслуживаемого района аварийно-спасательной службой и т.д.) < br> личный состав аварийно-спасательных служб, который по графику находится на отдыхе, может привлекаться в установленном порядке к выполнению своих служебных обязанностей. Возложение спасателей во время выполнения аварийно-спасательных работ не предусмотренных для них обязанностей не допускается. Работникам аварийно-спасательных служб запрещается организовывать забастовки или участвовать в них. Раздел III координации и управления деятельностью аварийно-спасательной службы Статья 14. Органы координации деятельности аварийно-спасательных служб Органами координации деятельности аварийно-спасательных служб являются: Кабинет Министров Украины; центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сферах гражданского защиты, спасательного дела. {Абзац третий статьи 14 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 15. Органы управления деятельностью аварийно-спасательных служб Органами управления деятельностью аварийно-спасательных служб являются: центральные органы исполнительной власти, обеспечивающих формирования и реализуют государственную политику в сферах гражданского защиты, спасательного дела {Абзац второй статьи 15 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} министерства и другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся аварийно-спасательные службы; Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации; органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия, учреждения, организации, создающие аварийно-спасательные службы. Статья 16. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательной дела: обеспечивает проведение в жизнь соответствующей государственной политики; руководит спасательной делом на государственном уровне создает профессиональные аварийно-спасательные службы и осуществляет руководство их деятельностью; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ограничения их последствий в своих полномочий, принимает соответствующие нормативно- правовые акты; утверждает порядок разработки и утверждения планов реагирования на чрезвычайные ситуации и планов взаимодействия в случае их возникновения; координирует работу министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти в сфере спасательного дела, деятельность всех аварийно-спасательных служб; налаживает международное сотрудничество по вопросам спасательной дела, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт в этой сфере, обеспечивает выполнение соответствующих международных договоров; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Решение центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирования государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, о проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. {Статья 16 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 a >) от 16.10.2012} Статья 16-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела: обеспечивает и отвечает в установленном порядке за соблюдения необходимого физического и психологического уровня подготовки спасателей; контролирует осуществление органами местного самоуправления делегированных полномочий органов исполнительной власти в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации по деятельности созданных ими аварийно-спасательных служб; организует в установленном порядке обучение и аттестацию аварийно-спасательных служб и спасателей; обеспечивает в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб и их готовностью к реагированию на чрезвычайные ситуации; в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение работ, связанных с ликвидацией аварий, последствий катастроф и стихийных бедствия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. {Закон дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} Статья 17. Полномочия министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, права и обязанности предприятий, учреждений и организаций в сфере спасательного дела Министерства и другие центральные органы исполнительной власти в сфере спасательного дела: участвуют в реализации соответствующей государственной политики; создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы и осуществляют руководство их деятельностью; разрабатывают и реализуют комплексные меры по повышению эффективности работы, материально-технического и финансового обеспечения аварийно-спасательных служб, относящихся к сфере их управления; < br> организуют в установленном порядке обучение и аттестацию личного состава аварийно-спасательных служб; осуществляют ведомственный контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб, обеспечением их постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ и мероприятий по предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации ; осуществляют другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в области охраны труда: {Абзац первый части второй статьи 17 в редакции Закона N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} организует и осуществляет государственный надзор за готовностью профессиональных аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации аварий; участвует в разработке и согласовывает нормативные документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в пределах соответствующих территорий: участвуют в реализации государственной политики в сфере спасательного дела; вносят предложения по созданию при необходимости коммунальных аварийно-спасательных служб, координируют их деятельность; организуют в установленном порядке обучение и аттестацию личного состава коммунальных и аварийно-спасательных служб общественных организаций; осуществляют контроль за деятельностью созданных коммунальных и аварийно-спасательных служб общественных организаций, обеспечением их постоянной готовности к проведению аварийно-спасательных работ и мероприятий по предотвращению и реагирования на чрезвычайные ситуации. Органы местного самоуправления в пределах соответствующих территорий: создают в установленном порядке коммунальные аварийно-спасательные службы; формируют внебюджетные целевые средства местного самоуправления и региональные и местные материальные резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и осуществляют мероприятия по материально-техническому обеспечению деятельности коммунальных аварийно-спасательных служб. Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, которые имеют объекту аварийно-спасательные службы или которые обслуживаются соответствующими аварийно-спасательными службами, а также права и обязанности общественных организаций, создающих аварийно-спасательные службы, определяются их уставами или договорами между указанными предприятиями, учреждениями, организациями и аварийно-спасательными службами. Статья 18. Руководство аварийно-спасательными работами Для ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от ее уровня уполномоченным руководителем по ликвидации этой ситуации назначается: Кабинетом Министров Украины в случае возникновения чрезвычайной ситуации государственного уровня - Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министр или руководитель одного из центральных органов исполнительной власти или его первый заместитель; Советом министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в случае возникновения чрезвычайной ситуации регионального уровня - первый заместитель или один из заместителей Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций или руководитель их соответствующего структурного подразделения по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения {Абзац третий части первый статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} районной государственной администрацией, исполнительным органом городского совета в случае возникновения чрезвычайной ситуации местного уровня - один из заместителей председателя районной государственной администрации, исполнительного органа городского совета или руководитель их соответствующего структурного подразделения по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения {Абзац четвертый части первой статьи 18 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5459-VI ( 5459-17 ) от 16.10.2012} исполнительным органом сельского, поселкового совета или соответственно руководителем предприятия, учреждения, организации в случае возникновения чрезвычайной ситуации объектового уровня - один из руководителей сельского, поселкового совета или предприятия, учреждения и организации соответствии с утвержденным распределением обязанностей. Уполномоченный руководитель по ликвидации чрезвычайной ситуации образует рабочий орган - штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о штабе по ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждается Кабинетом Министров Украины. Уполномоченный руководитель по ликвидации чрезвычайной ситуации назначается с учетом заранее разработанных планов реагирования на чрезвычайные ситуации. Указанными планами обязательно предусматривается специальное обучение и периодическое тренировки лиц, которые могут назначаться уполномоченными руководителями по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Раздел IV ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 19. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется: согласно планам реагирования на чрезвычайные ситуации на объектах и ??территориях, обслуживаемых ими; по планам взаимодействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации на других объектах и ??территориях; по решению органов, осуществляющих управление деятельностью аварийно-спасательных служб, на основании обращений Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления , предприятий, учреждений и организаций, на территориях и объектах которых сложилась чрезвычайная ситуация. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Украины осуществляется решению Кабинета Министров Украины на основании международных договоров Украины. Статья 20. Общие принципы деятельности аварийно-спасательных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций Аварийно-спасательные службы при ликвидации чрезвычайных ситуаций должны обеспечить: оперативное определение обстановки, сложившейся в результате чрезвычайной ситуации, зоны поражения объекта или территории и основные направления действий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации ; принятия срочных мер для поиска и спасания людей на пораженных объектах и ??территориях и оказания неотложной медицинской и другой помощи пострадавшим; определение опасных факторов и соблюдение личным составом требований правил безопасности при проведении аварийно-спасательных работ; создание необходимых условий для поддержания работоспособности личного состава; сосредоточения в зоне чрезвычайной ситуации необходимых сил, средств, резервов и своевременный ввод их в действие по назначению; оперативное устранение осложнений, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций; координацию действий своих аварийно-спасательных формирований. Во время ликвидации чрезвычайных ситуаций ведется оперативно-техническая документация и составляется отчет о работе аварийно-спасательной службы, связанную с ликвидацией чрезвычайной ситуации, который является составной частью материалов по расследованию чрезвычайной ситуации. Виды и образцы оперативно-технической и отчетной документации устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сферах гражданской защиты, спасательного дела, по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти. Расходы на проведение отдельных аварийно-спасательных работ, понесенные государственными и коммунальными аварийно-спасательными службами во время ликвидации чрезвычайной ситуации, подлежат обязательному возмещению ( полностью или частично) соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Аварийно-спасательным службам общественных организаций возмещаются непосредственные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации (стоимость топлива, износа оборудования и т.п.). Виды аварийно-спасательных работ, расходы на проведение которых подлежат возмещению, и порядок возмещения этих расходов определяются Кабинетом Министров Украины. Возмещение причиненного предприятиям, учреждениям и организациям, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, ущерб в случае привлечения к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций их транспортных средств , оборудования, другого имущества осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины. Материальные убытки, связанные с повреждением необходимыми функциональными действиями во время ликвидации чрезвычайной ситуации имущества, находящегося на объектах и ??территориях, где непосредственно проводятся аварийно-спасательные работы, аварийно-спасательная служба соответствующим юридическим и физическим лицам не возмещает. Статья 21. Непосредственное руководство аварийно-спасательными работами Во время ликвидации чрезвычайной ситуации в подчинение уполномоченного руководителя по ликвидации чрезвычайной ситуации переходят все аварийно-спасательные службы и формирования, привлекаются к ликвидации чрезвычайной ситуации. Распоряжение уполномоченного руководителя по ликвидации чрезвычайной ситуации является обязательными для выполнения всеми субъектами, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации, а также гражданами и организациями, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации . До прибытия уполномоченного руководителя по ликвидации чрезвычайной ситуации его обязанности исполняет руководитель специализированной аварийно-спасательной службы, прибывшей в зону чрезвычайной ситуации первым. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность уполномоченного руководителя по ликвидации чрезвычайной ситуации в отстранении его в установленном порядке от исполнения обязанностей и при условии принятия на себя руководства по ликвидации чрезвычайной ситуации или к назначению другого уполномоченного руководителя. зависимости от обстоятельств в зоне чрезвычайной ситуации, уполномоченный руководитель по ликвидации чрезвычайной ситуации самостоятельно принимает решение о: проведение эвакуационных мероприятий; приостановлении деятельности объектов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, и ограничения доступа людей в эту зону; привлечение в установленном порядке к проведению работ необходимых транспортных средств, иного имущества предприятий, учреждений и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, формирований аварийно- спасательных служб общественных организаций, а также граждан с их согласия; остановки аварийно-спасательных работ, если возникла повышенная угроза жизни спасателей и других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уполномоченный руководитель по ликвидации чрезвычайной ситуации, руководители аварийно-спасательных служб имеют право на исчерпывающую и достоверную информацию о чрезвычайной ситуации для организации работ по ее ликвидации и обязаны информировать соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления о принятых ими для этого меры. После ликвидации чрезвычайной ситуации уполномоченный руководитель по ликвидации чрезвычайной ситуации подает органу, который назначил, отчет о принятых и хода событий во время ликвидации чрезвычайной ситуации . Статья 22. Содействие деятельности аварийно-спасательных служб Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны содействовать деятельности аварийно-спасательных служб по месту их дислокации во время следования к зонам чрезвычайных ситуаций и при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности в предоставлении им необходимых транспортных и других материальных средств и услуг. Аварийно-спасательные службы в случае следования к месту чрезвычайной ситуации вне обеспечиваются билетами на перевозки личного состава, а также транспортными средствами для перевозки спасателей, специального оборудования и другого имущества. Водители транспортных средств аварийно-спасательных служб цвето-графическим обозначением установленного образца, специальными звуковыми и световыми сигналами при следовании в зону чрезвычайной ситуации имеют право беспрепятственного проезда, внеочередного приобретения топлива и смазочных материалов. При необходимости в проведении ремонта эти транспортные средства обслуживаются на соответствующих предприятиях независимо от формы собственности очередь. Раздел V ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА, ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПАСАТЕЛЕЙ
Статья 23. Обязанности спасателей Спасатели обязаны: быть инициативными, самоотверженными и настойчивыми при ликвидации чрезвычайной ситуации;
|