З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об охране атмосферного воздуха (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1992, N 50, ст.678) {Вводится в действие Постановлением ВР N 2708-XII ( 2708-12 ) от 16.10.92, ВВР, 1992, N 50, ст.679} {С изменениями, внесенными Законом N 75/95-ВР от 28.02.95, ВВР, 1995, N 13, ст. 85} {В редакции Закона N 2556-III ( 2556-14 ) от 21.06.2001, ВВР, 2001, N 48, ст.252} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1745-IV ( 1745 -15 ) от 03.06.2004, ВВР, 2004, N 36, ст.434 N 2756-VI ( 2756 - 17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, ВВР, 2012, N 2-3, ст.3 N 5456-VI ( 5456 - 17 ) от 16.10.2012 - изменения вступают в силу с 18.11.2012, за исключением положений, касающихся передачи полномочий от территориальных органов центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, областным, Киевской, Севастопольской городским государственным администрациям, органам исполнительной власти Автономной Республики Крым, которые вступают силу с 18.05.2013 - см.. пункт 1 раздела II Закона N 5456-VI от 16.10.2012}
{В тексте Закона: слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов" во всех падежах заменены словами " центральный орган исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды "в соответствующем падеже слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения "в соответствующем падеже по закону N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012 }
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей природной среды. Этот Закон направлен на сохранение и восстановление природной состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечения экологической безопасности и предотвращения вредного влияния атмосферного воздуха на здоровье 'я людей и окружающую среду. Этот Закон определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны атмосферного воздуха. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов, находится за пределами жилых, производственных и других помещений; охрана атмосферного воздуха - система мер, связанных с сохранением, улучшением и восстановлением состояния атмосферного воздуха, предотвращением и снижением уровня его загрязнения и влияния на него химических соединений, физических и биологических факторов; загрязнение атмосферного воздуха - изменение состава и свойств атмосферного воздуха в результате поступления или образования в нем физических, биологических факторов и (или) химических соединений, могут неблагоприятно влиять на здоровье человека и состояние окружающей среды; загрязняющее вещество - вещество химического или биологического происхождения, присутствует или поступает в атмосферный воздух и может прямо или косвенно оказывать негативное влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды; выброс - поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ; нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха - группа нормативов, соблюдение которых предотвращает возникновение опасности для здоровья человека и состояния окружающей среды от влияния вредных факторов атмосферного воздуха; норматив содержания загрязняющего вещества в отработанных газах и влияния физических факторов передвижного источника - предельно допустимое количество загрязняющего вещества в отработанных газах передвижного источника, отводимой в атмосферный воздуха; норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества стационарного источника - предельно допустимый выброс загрязняющего вещества или смеси этих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выброса; технологический норматив допустимого выброса загрязняющего вещества - предельно допустимый выброс загрязняющего вещества или смеси этих веществ, который определяется в месте его выхода из оборудования; норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимый максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует негативное влияние на здоровье 'я человека и состояние окружающей среды; норматив предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников - норматив, который устанавливается для каждого стационарного источника акустического, электромагнитного, ионизирующего и других физических и биологических факторов на уровне, за которого физическое и биологическое воздействие всех источников в этом районе с учетом перспектив его развития в период срока действия установленного норматива не приведет к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха (наиболее строгим нормативом) источник выброса - объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ . Статья 2. Законодательство об охране атмосферного воздуха Отношения в области охраны атмосферного воздуха регулируются настоящим Законом, Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 ) и другими нормативно-правовыми актами. Статья 3. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха соответствии с законом осуществляют: Кабинет Министров Украины; центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды {Абзац третий статьи 3 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды; {Абзац четвертый статьи 3 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения {Абзац статьи 3 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения {Абзац статьи 3 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, другие центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Раздел II СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 4. Задача стандартизации и нормирование в области охраны атмосферного воздуха Стандартизация и нормирование в области охраны атмосферного воздуха проводятся с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований к охране атмосферного воздуха от загрязнения и обеспечения экологической безопасности. Стандартизация и нормирование в области охраны атмосферного воздуха направлены на: обеспечение безопасной окружающей среды и предотвращения экологических катастроф; реализацию единой научно-технической политики в области охраны атмосферного воздуха; установление единых требований к оборудованию и сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения; обеспечение безопасности объектов и предотвращения возникновению аварий и катастроф; внедрения и использования экологически безопасных технологий. Стандарты в области охраны атмосферного воздуха разрабатываются, принимаются, одобряются, пересматриваются, меняются, их действие прекращается в порядке, установленном законом. Статья 5. Нормативы в области охраны атмосферного воздуха В области охраны атмосферного воздуха устанавливаются следующие нормативы: нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха; нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников; нормативы предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников; нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и влияния физических факторов передвижных источников; технологические нормативы допустимого выброса загрязняющих веществ. Законодательством могут устанавливаться и другие нормативы в области охраны атмосферного воздуха. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны атмосферного воздуха устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно закону. Статья 6. Нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха Для оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха устанавливаются нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха и нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия физических и < br> биологических факторов в пределах населенных пунктов, в рекреационных зонах, в других местах проживания, постоянного или временного пребывания людей, объектах окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности граждан и окружающей среды: нормативы качества атмосферного воздуха; предельно допустимые уровни воздействия акустического, электромагнитного, ионизирующего и других физических факторов и биологического воздействия на состояние атмосферного воздуха населенных пунктов. Для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха. Статья 7. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и их совокупности, содержащиеся в составе пылегазовоздушной смеси, отводимых от отдельных типов оборудования, сооружений и поступают в атмосферный воздух от стационарных источников, устанавливаются с целью обеспечения соблюдения нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха с учетом экономической целесообразности, уровня технологических процессов, технического состояния оборудования, газоочистных установок. Для действующих и проектируемых отдельных типов оборудования и сооружений в зависимости от времени разработки и введения в действие, наличии научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются: норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества стационарного источника; технологические нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ или их смеси, которые определяются в месте их выхода из оборудования. В технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществам относятся: текущие технологические нормативы - для действующих отдельных типов оборудования, сооружений на уровне предприятий с наилучшей существующей технологией производства аналогичных по мощности технологических процессов; перспективные технологические нормативы - для новых и что проектируются, строятся или модернизируются, отдельных типов оборудования, сооружений с учетом достижений на уровне передовых отечественных и мировых технологий и оборудования.
Статья 8. Нормативы предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников Нормативы предельно допустимых уровней воздействия на атмосферный воздуха устанавливаются для каждого стационарного источника по всем создаваемых им видах физических и биологических факторов. Нормативы предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов устанавливаются на уровне, при котором физический и биологический влияние всех источников в этом районе, с учетом перспектив его развития , в период срока действия установленного норматива не приведет к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха (по наиболее строгим нормативом). Статья 9. Нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов передвижных источников Для каждого типа передвижных источников, эксплуатируемых на территории Украины, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и воздействия физических факторов этих источников, которые разрабатываются с учетом современных технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижение уровней влияния физических факторов, очистки отработанных газов и экономической целесообразности. Раздел III МЕРЫ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 10. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности по охране атмосферного воздуха Предприятия, учреждения, организации и граждане - субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и деятельность которых связана с воздействием физических и биологических факторов на его состояние, обязаны: осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие меры по обеспечению выполнения требований, предусмотренных стандартами и нормативами экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ и т.п.; принимать меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и уменьшения влияния физических факторов; обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и уменьшения уровней влияния физических и биологических факторов; осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями физического влияния и вести их постоянный учет; заранее разрабатывать специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и принимать меры для ликвидации причин, последствий загрязнения атмосферного воздуха; обеспечивать осуществление инструментально-лабораторных измерений параметров выбросов загрязняющих веществ стационарных и передвижных источников и эффективности работы газоочистных установок; обеспечивать разработку методик выполнения измерений, учитывают специфические условия выброса загрязняющих веществ; использовать метрологически аттестованные методики выполнения измерений и поверенные средства измерительной техники для определения параметров газопылевого потока и концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и выбросах стационарных и передвижных < br> источников; осуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки газопылевого потока от загрязняющих веществ и снижения влияния физических и биологических факторов, оснащение их средствами измерительной техники, необходимыми для постоянного контроля за эффективностью очистки, соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия физических и биологических факторов и других требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха; своевременно и в полном объеме платить экологический налог. {Абзац одиннадцатый части первой статьи 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010} Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.
Статья 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарных источников Для обеспечения экологической безопасности, создание благоприятного среды жизнедеятельности, предотвращению вредного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую среду осуществляется регулирование выбросов наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. Перечень загрязняющих веществ пересматривается Кабинетом Министров Украины не реже одного раза в пять лет за предложением центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирования государственной политики в области охраны окружающей среды, и центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения. {Часть вторая статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} По представлению областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды и центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, органы местного самоуправления с учетом особенностей экологической ситуации региона, населенного пункта могут дополнительно устанавливать перечень загрязняющих веществ, за которыми осуществляется регулирование их выбросов на соответствующей территории. {Часть третья статьи 11 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} По представлению областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды и центрального органа исполнительной власти, реализующей государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, органы местного самоуправления, в случае превышения нормативов экологической безопасности, на соответствующей территории утверждают соответствии с законом программы оздоровления атмосферного воздуха, осуществляют мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха. {Часть четвертая статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, выданного субъекту хозяйствования, объект которого принадлежит до второй или третьей группы, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере < br> санитарного и эпидемического благополучия населения. {Часть пятая статьи 11 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456 - 17 ) от 16.10.2012} Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться на основании разрешения, выданного субъекту хозяйствования, объект которого относится к первой группы, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Часть статьи 11 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} К первой группе относятся объекты, которые взяты на государственный учет и имеют производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления. Ко второй группе относятся объекты, которые взяты на государственный учет и не имеют производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления. К третьей группе относятся объекты, не относящиеся к первой и второй групп. {Часть статьи 11 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Перечень учреждений, организаций и учреждений, которым предоставляется право на разработку документов, обосновывающих объемы выбросов для предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются при условии: непревышения течение срока их действия установленных нормативов экологической безопасности; непревышение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников; соблюдение требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ. Если по результатам наблюдений за состоянием атмосферного воздуха или расчетным данным установлено зоны, где в результате причинам объективного характера установлено превышение нормативов экологической безопасности, принимается решение о поэтапном снижении выбросов загрязняющих веществ предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности. Продолжительность каждого этапа и необходимо уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ на каждом этапе устанавливаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирования и реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, областными, Киевской, < br> Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения . {Часть десятая статьи 11 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Статья 12. Ограничение, временный запрет (остановка) или прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и воздействия физических и биологических факторов на его состояние Хозяйственная или иные виды деятельности, связанные с нарушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней влияния физических и биологических факторов на его состояние, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (остановлена) или прекращена в соответствии с законодательством. Статья 13. Регулирование уровней влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйствования обязаны принимать необходимые меры для предотвращения и недопущения превышения установленных санитарными нормами уровней воздействия физических и биологических факторов на среду жизнедеятельности человека. {Статья 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1745-IV ( 1745-15 ) от 03.06.2004, текст статьи 13 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 14. Регулирование выбросов загрязняющих веществ и влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха при отсутствии нормативов < br> Выбросы загрязняющих веществ, для которых не установлены соответствующих нормативов экологической безопасности, допускаются в исключительных случаях только с разрешения, выданного субъекту хозяйствования, объект объект которого относится к первой группе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, а ко второй или третьей группы, - областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Текст статьи 14 в редакции Закона N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Статья 15. Мероприятия по охране атмосферного воздуха при возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Предприятия, учреждения, организации и граждане - субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ или воздействия физических и биологических факторов, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера или в чрезвычайных экологических ситуаций, обязаны предварительно разработать и согласовать специальные меры по охране атмосферного воздуха в соответствии с законом. В случае возникновения таких чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений, организаций и граждане - субъекты предпринимательской деятельности обязаны немедленно в порядке, определенном Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" ( 1809-14 ), уведомить об этом органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и принять меры к охраны атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения. Статья 16. Регулирование деятельности, влияет на погоду и климат Деятельность, направленная на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, может осуществляться предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности только по разрешениям, выданным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды, или его территориальными органами, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок согласования и выдачи разрешений ( 301-2002-п ) устанавливается Кабинетом Министров Украины. {Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Предприятия, учреждения, организации и граждане - субъекты предпринимательской деятельности обязаны в соответствии с международными договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украина, сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использования химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой, а также проводить работу по уменьшению выбросов веществ, накопление которых в атмосферном воздухе может привести к негативных изменений климата.
Статья 17. Мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспортных и других передвижных средств и установок и влияния их физических факторов С целью предотвращения и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха транспортными и другими передвижными средствами и установками и влияния связанных с ними физических факторов осуществляются: разработки и выполнения комплекса мероприятий по снижению выбросов, обезвреживания вредных веществ и уменьшение физической воздействия при проектирования, производства, эксплуатации и ремонта транспортных и других передвижных средств и установок; перевода транспортных и иных передвижных средств и установок на менее токсичные виды топлива; рациональное планирование и застройка населенных пунктов с соблюдением нормативно определенного расстояния до транспортных путей; выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города транспортных предприятий, грузового транзитного автомобильного транспорта; ограничение въезда автомобильного транспорта и других транспортных средств и установок в селитебные, курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные и природно-заповедные зоны, места массового отдыха и туризма; улучшение состояния содержания транспортных путей и уличного покрытия; внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения; совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечения постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях; внедрение и совершенствование деятельности контрольно-регулировочных и диагностических пунктов и комплексных систем проверки нормативов экологической безопасности транспортных и других передвижных средств и установок. Проектирование, производство и эксплуатация транспортных и других передвижных средств и установок, содержание загрязняющих веществ в отработанных газах которых превышает нормативы или уровни воздействия физических факторов, запрещаются . Статья 18. Выполнение требований к охране атмосферного воздуха при применении пестицидов и агрохимикатов Предприятия, учреждения, организации и граждане - субъекты предпринимательской деятельности обязаны соблюдать правила и требований транспортировки, хранения и применения пестицидов и агрохимикатов с целью недопущения загрязнения атмосферного воздуха. Статья 19. Выполнение требований к охране атмосферного воздуха при добыче недр и проведение взрывных работ Добыча недр и взрывные работы должны проводиться с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха способами, согласованными с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды, центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законом. Статья 20. Выполнение требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами Складирование, размещение, хранение или транспортировка промышленных и бытовых отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами и веществами с неприятным запахом или другого вредного воздействия , допускается только при наличии специального разрешения на определенных местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления территориях, с соблюдением нормативов экологической безопасности и дальнейшей утилизации или удаления. Не допускается сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, за исключением случаев, когда это осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований, установленных законодательством о охране атмосферного воздуха. Собственники или уполномоченные ими органы предприятий, учреждений, организаций и граждане - субъекты предпринимательской деятельности обязаны обеспечивать переработку, утилизацию и своевременное вывоз отходов , загрязняющих атмосферный воздух, на предприятия, использующие их как сырье или на специально отведенные места или объекты. Статья 21. Предотвращение и снижение шума С целью предотвращения, снижения и достижения безопасных уровней производственных и других шумов должны обеспечиваться: создание и внедрение малошумных машин и механизмов; совершенствование конструкций транспортных и иных передвижных средств и установок и условий их эксплуатации, а также содержание в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных путей, уличного покрытия; размещения предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов с источниками шума при планировании и застройки населенных пунктов в соответствии с установленными законодательством санитарно-гигиенических требований, строительных норм и карт шума; производство строительных материалов, конструкций, технических средств строительство жилья, объектов социального назначения и строительство сооружений с необходимыми акустическими свойствами; организационные меры для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая внедрения рациональных схем и режимов движения транспорта и других передвижных средств и установок в пределах населенных пунктов. Граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях снижение бытового шума в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.
Статья 22. Организационно-экономические мероприятия по обеспечению охраны атмосферного воздуха Для обеспечения охраны атмосферного воздуха внедряются организационно-экономические меры, предусматривающие: экологический налог {Абзац второй статьи 22 с изменениями, внесенными Законом N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010} возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха; предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - субъектам предпринимательской деятельности налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго-и ресурсосберегающих технологий, применение мер по регулирования деятельности, влияющим на климат, осуществление других природоохранных мероприятий с целью сокращения выбросов загрязняющих веществ и уменьшение уровней влияния физических и биологических факторов на атмосферный воздух; участие государства в финансировании экологических мероприятий и строительстве объектов экологического назначения. Раздел IV СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИЕ ИЛИ могут влиять на СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 23. Условия проектирования, строительства и реконструкции предприятий и других объектов, которые оказывают или могут влиять на состояние атмосферного воздуха Проектирование, строительство и реконструкция предприятий и других объектов, которые оказывают или могут влиять на состояние атмосферного воздуха, совершенствования существующих и внедрения новых технологических процессов и оборудования осуществляются с обязательным соблюдением норм экологической безопасности, государственных санитарных требований и правил на запланированных для строительства и реконструкции предприятиях и других объектах, а также с учетом накопления и трансформации загрязнения в атмосфере, его трансграничного переноса особенностей климатических условий. Согласование проектов застройки, строительства и реконструкции предприятий и других объектов, которые влияют или могут влиять на состояние атмосферного воздуха, осуществляется центральным органом исполнительной власти , который реализует государственную политику в сфере архитектуры и градостроительства, с учетом выводов центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, а на территории Автономной Республики Крым - органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды, центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, и других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенных законом. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не отвечают установленным законодательством требованиям об охране атмосферного воздуха, запрещаются.
Статья 24. Санитарно-защитные зоны С целью обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека в районах жилой застройки, массового отдыха и оздоровления населения при определении мест размещения новых, реконструкции действующих предприятий и других об объектов, которые оказывают или могут влиять на состояние атмосферного воздуха, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Если вследствие нарушения установленных границ и режима санитарно-защитных зон возникает необходимость в отселении жителей, выводе из этих зон объектов социального назначения или осуществлении других мер, предприятия, учреждения, организации и граждане - субъекты предпринимательской деятельности, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления должны решать вопрос о финансировании необходимых работ и мероприятий и сроки их реализации. Статья 25. Государственная экологическая и санитарно-гигиеническая экспертиза Для определения безопасности для здоровья человека и экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве новых и реконструкции действующих предприятий и других объектов производится государственная экологическая и санитарно-гигиеническая экспертизы в порядке, определенном законодательством. Статья 26. Соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при внедрении открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем Внедрение открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применение новой техники, импортного оборудования, технологий и систем, если они не соответствуют требованиям, установленным законодательством о охране атмосферного воздуха, запрещается. В случае нарушения указанных требований такая деятельность прекращается в соответствии с закона, а виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии закону. Раздел V КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 27. Контроль в области охраны атмосферного воздуха Контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется с целью обеспечения соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Статья 28. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по экологии и природных ресурсов, а также другими органами исполнительной власти. {Часть первая статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Порядок осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха определяется в соответствии с законом. Статья 29. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной и иной деятельности, если она производит вредное влияние на состояние атмосферного воздуха.
Статья 30. Общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха Общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей среды соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" ( 1264-12 ). {Статья 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5456-VI ( 5456-17 ) от 16.10.2012} Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И МОНИТОРИНГ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 31. Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха Государственном учета в области охраны атмосферного воздуха подлежат: объекты, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха; виды и объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух; виды и степени влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха. Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Статья 32. Мониторинг в области охраны атмосферного воздуха Мониторинг в области охраны атмосферного воздуха проводится с целью получения, сбора, обработки, хранения и анализа информации о выбросах загрязняющих веществ и уровень загрязнения атмосферного воздуха, оценки и прогнозирования его изменений и степени опасности и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений в области охраны атмосферного воздуха. Мониторинг в области охраны атмосферного воздуха является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды. Порядок организации и проведения мониторинга в области охраны атмосферного воздуха устанавливается Кабинетом Министров Украине. Раздел VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха Лица, виновные в нарушении прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников в атмосферный воздух и нормативов предельно допустимого воздействия физических и биологических факторов стационарных источников; превышении нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников; выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в соответствии закону; превышении объемов выбросов загрязняющих веществ установленных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; несоблюдении требований, предусмотренных разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; осуществлении незаконной деятельности, что негативно влияет на погоду и климат; внедрении открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупки в других государствах и эксплуатации технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, которые не отвечают требованиям, установленным законодательством об охране атмосферного воздуха; нарушении установленных законодательством правил складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения пестицидов и агрохимикатов, повлекло загрязнение атмосферного воздуха; проектировании и строительстве объектов с нарушением установленных законодательством норм и требований к охране атмосферного воздуха; невыполнении распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха; непредоставлении предусмотренной законодательством своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники загрязнения, а также сокрытии или искажении сведений о состоянии атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздуха, экологическую обстановку, которая сложилась в результате загрязнения атмосферного воздуха; несоблюдении норм экологической безопасности, государственных санитарных норм при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов , совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования, - несут ответственность по закону. Законами может быть установлена ??ответственность и за другие виды правонарушений в области охраны атмосферного воздуха. Споры по вопросам охраны атмосферного воздуха решаются в установленном законом порядке. Статья 34. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха
|