З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об охране земель
Статья 37. Основные требования к охране плодородия почв Собственники и землепользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять меры по охране плодородия почв, предусмотренные настоящим Законом и другими правовыми актами Украины. Использование земельного участка способами, которые приводят к ухудшение их качества, запрещается. На землях сельскохозяйственного назначения может быть ограничена деятельность по: выращивания определенных сельскохозяйственных культур, применения отдельных технологий их выращивания или проведения отдельных агротехнических операций; распашка сенокосов, пастбищ; использования деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земельных участков; необоснованно интенсивного использования земель. С целью осуществления контроля за динамикой плодородия почв систематически проводится их агрохимическое обследование, выдаются агрохимические паспорта, в которых фиксируются начальные и текущие уровни обеспечения питательными веществами почв и уровни их загрязнения. Данные агрохимической паспортизации земель используются в процессе регулирования земельных отношений при: передаче в собственность или предоставлении в пользование, в том числе в аренду, земельного участка; смене собственника земельного участка или землепользователя; проведении денежной оценки земель; определении размеров платы за землю; осуществлении контроля за состоянием плодородия почв. Форму агрохимического паспорта и порядок его ведения устанавливает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирования государственной политики в сфере земельных отношений. {Часть шестая статьи 37 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 38. Охрана земель при осуществлении мелиорации Мелиорация земель осуществляется по проектам, утвержденным в установленном законодательством порядке. Предприятия, учреждения и организации при проведении мелиорации земель обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предотвращения подтопления, заболочению, засолению, загрязнению почв, ветровой и водной эрозии мелиорированных земель, их деградации, ухудшения состояния водных объектов. Порядок осуществления строительства, эксплуатации и обеспечения экологической безопасности при проведении мелиорации земель устанавливается Законом Украины "О мелиорации земель" ( 1389-14 ). Статья 39. Охрана плодородия почв при использовании осадков сточных вод Использование для удобрения почв осадков сточных вод накапливаются на водоочистных сооружениях, осуществляется с разрешения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Часть первая статьи 39 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Применение осадков сточных вод не допускается на землях природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, землях водного фонда и других территориях, подлежащих особой охране, и на земельных участках, используемых для выпаса скота, выращивания овощей и фруктов, а также на земельных участках, где содержание любой из токсичных веществ превышает предельно допустимую концентрацию. Ввоз на таможенную территорию Украины осадков сточных вод запрещается. Статья 40. Охрана земель при применении пестицидов и агрохимикатов Применение пестицидов и агрохимикатов осуществляется соответствии с Законом Украины "О пестицидах и агрохимикатах" ( 86/95-ВР ). Статья 41. Охрана земель при ведении лесного хозяйства При ведении лесного хозяйства лесопользователи, независимо от формы собственности и хозяйствования, обеспечивающих сохранение и повышения плодородия почв, их надлежащее экологическое состояние соответствии с требованиями законодательства Украины . Заготовка древесины на склонах должна проводиться на основе экологобезопасных и почвозащитных технологий, сводящих к минимуму разрушение почвенного покрова земельных участков. Статья 42. Охрана земель при ведении водного хозяйства При ведении водного хозяйства охрана земель водного фонда осуществляется путем ограничения антропогенного воздействия на них и соблюдения особого режима их использования в соответствии с законом. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации водохозяйственных объектов предусматриваются меры, направленные на предотвращение подтопления, заболочению, засолению и загрязнения продуктивных земель , ухудшению качества почв. Запрещается сброс сточных вод и вод, которые забираются из загрязненных источников, если в результате этого может произойти деградация и загрязнение почв опасными веществами. Особенности использования земель водного фонда и водоохранных зон устанавливаются законом. Статья 43. Особенности охраны земель водного фонда, предоставленных для рыбохозяйственных целей Охрана земель водного фонда, предоставленных для рыбохозяйственных целей, осуществляется путем принятия мер по предотвращению ухудшению водных живых ресурсов, а также затопление, подтопление и заболочению производительных земель, прилегающих к водным объектов. Осуществление мероприятий (проведение мелиоративных работ, внесение органических, минеральных удобрений и т.п.), направленных на сохранение и воспроизведения естественной рыбопродуктивности земель, занятых ставками, озерами и другими водными объектами, проводится с обязательным соблюдением требований природоохранного законодательства Украине. Статья 44. Охрана земель при сооружении и эксплуатации линейных инженерных сооружений При сооружении и эксплуатации линейных инженерных сооружений (дорог, трубопроводов, линий электропередачи и связи, а также других линейных инженерных сооружений) специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны земель осуществляют постоянный контроль за состоянием почвенного покрова на этих и прилегающих к ним земельных участках. Предприятия, учреждения и организации трубопроводного транспорта несут ответственность за загрязнение земель опасными веществами, транспортируемых по трубопроводам, и возмещают ущерб, причиненный собственникам земельных участков и < br> землепользователям, в том числе арендаторам, в порядке ( 284-93-п ), определенном Кабинетом Министров Украины. Статья 45. Охрана земель и почв от загрязнения опасными веществами Хозяйственная и иная деятельность, которая приводит к загрязнению земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ, запрещается. В случае выявления фактов загрязнения почв опасными веществами специально уполномоченные органы исполнительной власти в области охраны земель принимают меры к ограничению, временной запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, привлечение виновных к ответственности согласно закону и проведения в установленном порядке работ по дезактивации, восстановление загрязненных земель, консервации угодий и определения режимов их дальнейшего использования. Особенности режима и порядка использования загрязненных земель соглашаются с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, центральным органом исполнительной власти , реализующей государственную политику в сфере земельных отношений, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. {Часть третья статьи 45 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Нормативы предельно допустимых концентраций опасных веществ в почвах, а также перечень этих веществ устанавливает Кабинет Министров Украины. Статья 46. Охрана земель и почв от загрязнения отходами При осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, обеспечиваются: выполнения мероприятий по предупреждению или уменьшению объемов образования отходов и экологически безопасное обращение с ними; максимальное сохранение почвенного покрова на основе выбранного оптимального варианта территориального размещения объектов обращения с отходами; снятие плодородного слоя почвы, его складирование, хранение и использования при рекультивации земель, улучшении малопродуктивных земель и благоустройстве населенных пунктов; предотвращения негативного влияния объектов обращения с отходами, используемых для сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов на почвенный покров прилегающих территорий; рекультивация земельных участков после ликвидации объектов обращения с отходами. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, деятельность которых связана с накоплением отходов, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специальные объекты, используемые для их сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения. Запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на землях природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, может создавать опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. В районах возможного загрязнения земель опасными отходами, в том числе аварийными, выбросами от стационарных и передвижных источников по решению местной государственной администрации или органа местного самоуправления проводятся постоянные или периодические обследования химического состава почв с целью выявления и определения их негативного влияния на здоровье человека, а также отдельных видов природных ресурсов и окружающей среды в целом. Размещение, сбора, хранения, обработки, утилизации и удаления, обезвреживания и захоронения отходов осуществляются соответствии с требованиями Закона Украины "Об отходах" ( 187/98-ВР ). Статья 47. Охрана земель от эрозии и оползней Использование эрозионно-и оползнеопасных земельных участков разрешается при условии принятия мер по их противоэрозионной и противооползневого защиты, предусмотренных законодательством Украины. С целью защиты земель от эрозии и оползней в землеустроительной, градостроительной и другой документации предусматриваются мероприятия по обеспечения противоэрозионной и противооползневой устойчивости территории. Запрещается распашка склонов крутизной более 7 градусов (кроме участков для лугов, облесение и осуществления почвозащитных мероприятий). На склонах крутизной от 3 до 7 градусов ограничивается размещение пропашных культур, черного пара и т.д.. Собственники земельных участков и землепользователи, в том числе арендаторы, обязаны осуществлять грунтоохоронних мероприятия по предотвращения ухудшения их качественного состояния и качественного состояния смежных земельных участков и окружающей среды в целом. Статья 48. Охрана земель в процессе градостроительной деятельности Территориальное развитие жилой и общественной застройки в пределах населенных пунктов, а также сооружение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры осуществляются с учетом требований рационального использования земель. Размещение и строительство объектов жилищно-коммунального, промышленного, транспортного, другого назначения осуществляются соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документации и проектов этих об объектов. Застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных потребностей, осуществляется после возникновения права собственности или пользования, в том числе на условиях аренды, земельным участком, в порядке, предусмотренном законом. Определение территорий и выбор земель для градостроительных нужд и сооружения конкретных объектов осуществляется на основании утвержденной градостроительной документации, документации по землеустройства, схем планирования территорий преимущественно на землях несельскохозяйственного назначения. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются меры по: максимального сохранения площади земельных участков с почвенным и растительным покровом; снятие и складирование в определенных местах плодородного слоя почвы с последующим использованием его для улучшения малопродуктивных угодий, рекультивации земель и благоустройству населенных пунктов и промышленных зон; < br> недопущения нарушения гидрологического режима земельных участков; соблюдение экологических требований, установленных законодательством Украине, при проектировании, размещении и строительстве объектов. Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для градостроительных нужд осуществляются с учетом необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных и лесных угодий и почвенного покрова в установленном законом порядке. Статья 49. Охрана земель при применении новых технических средств и технологий При размещении, проектировании, строительстве и вводе в действие новых и реконструированных объектов, применении новых технических средств и технологий, которые оказывают негативное влияние на экологическое состояние, предусматриваются мероприятия по предотвращению опасным экологическим и санитарно-гигиеническим последствий, рационального использования и охраны земель. Размещение объектов, которые оказывают негативное влияние на экологическое состояние и качество земельных ресурсов, проводится с учетом результатов интегральной оценки этого влияния и разработки соответствующих мер по предотвращению опасным экологическим и санитарно-гигиеническим последствий и рационального использования и охраны земель только после проведения государственной экологической экспертизы в порядке, определенном законом. Статья 50. Охрана земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения Охрана земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения осуществляется путем включения этих земель в состав экологической сети, ограничения их изъятие (выкупа) для других нужд и ограничения антропогенного воздействия на такие земли. Порядок использования земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного и другого природоохранного назначения и создания экологической сети устанавливается законом. Статья 51. Консервация земель Консервации подлежат деградированные и малопродуктивные земли, хозяйственное использование которых экологически опасно и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненные земельные участки, на которых невозможно получить экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках является опасным для их здоровья. Консервация земель осуществляется по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления на основании договоров с собственниками земельных участков. Основанием для принятия решений о консервации земель является представления органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель. Порядок консервации земель ( z0117-03 ) устанавливается законодательством Украины. Статья 52. Рекультивация земель рекультивации подлежат земли, подвергшиеся изменениям в структуре рельефа, экологическом состоянии почв и материнских пород и в гидрологическом режиме вследствие проведения горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ. При проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, отделена грунтовая масса подлежит снятию, складированию, сохранению и переносу на нарушенные или малопродуктивные земельные участка согласно рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель и повышения плодородия почв. При снятии почвенного покрова осуществляется послойное снятие и раздельное складирование верхнего, наиболее плодородного слоя почвы, и других слоев почвы в соответствии со структурой почвенного профиля, а также материнской породы. Объем почвенной массы, подлежащей снятию и раздельном складированию, определяется в проектах рекультивации нарушенных земель. Рекультивация земельных участков осуществляется путем послойного нанесения на малопродуктивные земельные участки или участки без почвенного покрова снятой почвенной массы, а в случае необходимости - и материнской породы в порядке, который обеспечивает наибольшую производительность рекультивированных земель. Работы по снятию, складированию, хранению и нанесение почвенной массы на затронутые земельные участки осуществляются счет физических и юридических лиц, по инициативе или вине которых возбуждено почвенный покров, а работы по нанесению снятой почвенной массы на малопродуктивные земли осуществляются по желанию владельцев или землепользователей, в том числе арендаторов, этих земельных участков за их счет. Статья 53. Запрет вывоза почвенной массы за пределы территории Украины Вывоз почвенной массы за пределы территории Украины, кроме образцов для проведения научных исследований, запрещается. Статья 54. Мониторинг земель и почв Мониторинг земель и почв проводится с целью своевременного выявления изменения состояния земель и свойств грунтов, оценки осуществление мероприятий по охране земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, предотвращения влияния негативных процессов и ликвидации последствий этого воздействия. зависимости от целей наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным. Для ведения мониторинга земель на национальном уровне решению центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах земельных отношений, охраны окружающей среды, на всей территории Украины создается сеть опытных земельных участков и участков с эталонными почвами с целью проведения на них необходимых наблюдений, измерений и обследований экологического состояния земель, изменения показателей полезных свойств грунтов под воздействием хозяйственной и других видов деятельности. {Часть третья статьи 54 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Ведение мониторинга земель осуществляют центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, при участии центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды. {Часть четвертая статьи 54 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Полученная информация направляется органам исполнительной власти и органам местного самоуправления для разработки научно обоснованных рекомендаций и своевременного принятия решений по улучшения охраны земель, предупреждению негативных изменений их состояния и соблюдения требований экологической безопасности. С целью своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов ведется мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения. Мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения включает: агрохимическое обследование почв; контроль изменений качественного состояния почв; агрохимической паспортизации земельных участков. Агрохимическая паспортизация пахотных земель осуществляется через каждые 5 лет, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений - через каждые 5-10 лет. Сплошное грунтовое обследование проводится через каждые 20 лет. Мониторинг почв на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере земельных отношений. {Часть десятая статьи 54 с изменениями, внесенными Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Порядок проведения мониторинга земель ( 661-93-п ) устанавливает Кабинет Министров Украины. Раздел VII ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ И ПОЧВ Статья 55. Финансирование мероприятий по охране земель и почв Финансирование мероприятий по охране земель и почв осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, в том числе средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, от платы за землю, а также средств землевладельцев и землепользователей и других источников, не запрещенных законом. Расходы Государственного бюджета Украины на финансирование мероприятий по охраны земель и почв определяются отдельной строкой. За счет Государственного бюджета Украины осуществляются: реализация мероприятий, предусмотренных общегосударственными программами использования и охраны земель и повышения плодородия почв; выполнение мероприятий, направленных на устранение причин и последствий негативного воздействия на земельные ресурсы и почвы результате стихийного бедствия или в случае невозможности установления виновных в этом физических и юридических лиц, и рекультивация земель, нарушенных в период до 1990 года; строительство и реконструкция противоэрозионных, гидротехнических и противооползневых сооружений, мелиоративных систем в соответствии с законом; создание новых и реконструкция существующих защитных лесонасаждений; проведение систематических обследований земель и почв; выполнение мероприятий по утилизации или уничтожения (обезвреживания) неузнаваемости и непригодных к использованию химических препаратов; экономическое стимулирование внедрения мероприятий по использования и охраны земель и повышения плодородия почв соответствии с общегосударственными программами; осуществление других мероприятий по охране земель. За счет местных бюджетов осуществляются: реализация мероприятий региональных программ использования и охраны земель; освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных потребностей; улучшение сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий; выполнение работ по восстановлению земель, если это произошло не по вине владельцев и пользователей земельных участков; строительство и реконструкция противоэрозионных, гидротехнических и противооползневых сооружений, мелиоративных систем в соответствии с законом; реализация мероприятий по охране земель вокруг объектов обращения с отходами, которые используются для их сбора, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов, находящихся в собственности территориальных общин; экономическое стимулирование внедрения мероприятий по использования и охраны земель и повышения плодородия почв соответствии с региональными программами; осуществление других мероприятий по охране земель. За счет средств землевладельцев и землепользователей осуществляются: организационно-хозяйственные, организационные и технологические противоэрозионные мероприятия на их земельных участках; мероприятия по охране земель, сохранению и повышению плодородия почв; проведение подготовительных работ и составление проектов консервации земель; мероприятия по восстановлению состояния эродированных, деградированных и возбужденных по их вине земель и органично сочетающихся с ними других природных ресурсов и объектов окружающей среды, предотвращения зарастания сельскохозяйственных угодий сорняками, кустарниками и мелколесьем. Раздел VIII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства Украины об охране земель Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства Украины об охране земель, несут ответственность согласно законом. Применение мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности не освобождает виновных от возмещения вреда, причиненного земельным ресурсам. Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства Украины об охране земель, подлежит возмещению в полном объеме. Раздел IX Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона: подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом; привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону; обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом. 3. В течение года со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законы Украины об утверждении Общегосударственной программы использования и охраны земель и об утверждении Национальной программы охраны плодородия почв.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 19 июня 2003 N 962-IV
|