З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об охране земель (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2003, N 39, ст.349) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 1443-VI ( 1443 -17 ) от 04.06.2009, ВВР, 2009, N 47-48, ст.719 N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011, ВВР, 2012, N 2-3, ст.3 N 4444-VI ( 4444-17 ) от 23.02.2012, ВВР, 2012, N 49, ст.555 N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны земель с целью обеспечения их рационального использования, восстановлению и повышению плодородия почв, других полезных свойств земли, сохранение экологических функций почвенного покрова и охраны окружающей среды. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Охрана земель и другие основные понятия и термины Охрана земель - система правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения для < br> несельскохозяйственных нужд, защита от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв, повышение продуктивности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения . Примененные в настоящем Законе другие понятия и термины в таком значении: агроландшафтов - ландшафт, основу которого составляют сельскохозяйственные угодья и лесные насаждения, в частности лесополосы и другие защитные насаждения; агрохимическое обследование почв - обязательное сплошное обследование сельскохозяйственных угодий с целью государственного контроля за изменением показателей плодородия и загрязнения почв; предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ - максимально допустимое количество загрязняющих веществ в почвах, которая не вызывает негативных экологических последствий для их плодородия, общего состояния окружающей среды, качества сельскохозяйственной продукции и здоровья человека; гумус - органическая составная часть почвы, которая образуется в процессе биохимического разложения растительных и животных остатков и формирует ее плодородие; грунт - естественно-историческое органо-минеральное тело образовалось на поверхности земной коры и является центром крупнейшей концентрации питательных веществ, основой жизни и развития человечества благодаря ценной своей свойства - плодородия; грунтовая масса - снят плодородный слой почвы; грунтовое обследование - определение генетического строения и свойств грунтов, структуры почвенного покрова; почвоутомление - нарушение биоэнергетического режима почв и резкое снижение урожайности сельскохозяйственных культур вследствие их бессменного выращивания или частого возвращения на предыдущее поле севооборота, что приводит к ухудшению качественного состояния почв, накопление в почвах специфических болезнетворных микроорганизмов и семян сорняков {Часть вторую статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 1443-VI ( 1443-17 ) от 04.06.2009} деградация почв - ухудшение полезных свойств и плодородия почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов; деградация земель - естественное или антропогенное упрощение ландшафта, ухудшения состояния, состава, полезных свойств и функций земель и других органически связанных с землей природных компонентов ; загрязнения почв - накопление в почвах веществ, негативно влияющим на их плодородие и другие полезные свойства; земельные ресурсы - совокупный природный ресурс поверхности суши как пространственного базиса расселения и хозяйственной деятельности, основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве; земля - ??поверхность суши с почвами, полезными ископаемыми и другими природными элементами, органично сочетаются и функционируют вместе с ней; консервация земель - прекращение хозяйственного использования на определенный срок и лугов или облесение деградированных и малопродуктивных земель, хозяйственное использование которых экологически и экономически неэффективным, а также техногенно загрязненных земельных участков, на которых невозможно получать экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках является опасным для их здоровья; охрана почв - система правовых, организационных, технологических и других мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводства плодородия и целостности почв, их защита от деградации, ведения сельскохозяйственного производства с соблюдением почвозащитных технологий и обеспечением экологической безопасности окружающей среды; нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную и экологическую ценность из-за нарушения почвенного покрова вследствие производственной деятельности человека или действия природных явлений; природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионные и другие виды районирования (зонирования) земель - это деление территории с учетом природных и агробиологических требований по выращиванию сельскохозяйственных культур, а также территорий, имеющие соответствующее сходство по определенным признакам; плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, воздухе и тепле в достаточных количествах для их нормального развития, которые в совокупности являются основным показателем качества почвы. Статья 2. Земля как объект охраны Объектом особой охраны государства являются все земли в пределах территории Украины. Статья 3. Принципы государственной политики в сфере охраны земель Основными принципами государственной политики в сфере охраны земель являются: обеспечение охраны земель как основного национального богатства Украинского народа; приоритет требований экологической безопасности при использовании земли как пространственного базиса, природного ресурса и основного средства производства; возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства Украины об охране земель; нормирования и планомерное ограничение влияния хозяйственной деятельности на земельные ресурсы; сочетание мер экономического стимулирования и юридической ответственности в области охраны земель; публичность в решении вопросов охраны земель, использовании средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов на охрану земель. Статья 4. Правовое регулирование в сфере охраны земель Правовое регулирование в сфере охраны земель осуществляется соответствии с Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), Земельного кодекса Украины ( 2768-14 a >), настоящего Закона, других нормативно-правовых актов, принимаемых в соответствии с ними. Раздел II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Статья 5. Органы, осуществляющие регулирование в области охраны земель Регулирование в области охраны земель осуществляют Верховная Рада Украина, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления , местные государственные администрации, а также специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти в пределах полномочий, установленных законом. Специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в области охраны земель являются: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе; центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды; центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику по обеспечению надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды. {Часть вторая статьи 5 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 6. Полномочия Верховной Рады Украины в области охраны земель К полномочиям Верховной Рады Украины в области охраны земель относятся: определение основ государственной политики в области использования и охраны земель; утверждение общегосударственных программ по использованию и охраны земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с Конституции Украины ( 254к/96-ВР ). Статья 7. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым в области охраны земель К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым на территории республики в области охраны земель относятся: обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; участие в реализации общегосударственных программ по использования и охраны земель; утверждение и участие в реализации региональных (республиканских) программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв; координация деятельности районных и городских (городов республиканского значения) советов в области охраны земель; координация осуществления контроля за использованием и охраной земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 8. Полномочия областных советов в области охраны земель К полномочиям областных советов в области охраны земель относятся: обеспечение реализации государственной политики по использованию и охраны земель; участие в реализации общегосударственных программ по использования и охраны земель на соответствующей территории; утверждение и участие в реализации региональных программ по использования и охраны земель, повышения плодородия почв; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 9. Полномочия Киевского и Севастопольского городских советов в области охраны земель К полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов в области охраны земель на их территории относятся: утверждение и участие в реализации целевых программ, схем и документации по землеустройству по охране земель; участие в реализации общегосударственных программ по использования и охраны земель на их территории; организация и осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности; установления ограничений (обременений) в использовании, временная запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель; осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков; < br> экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 10. Полномочия районных советов в области охраны земель К полномочиям районных советов в области охраны земель на территории района относятся: обеспечение реализации государственной политики по использованию и охраны земель; участие в реализации региональных программ по использованию и охраны земель, повышения плодородия почв; координация деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, на территориальном уровне {Абзац четвертый статьи 10 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} организация землеустройства и утверждение документации по землеустройства по охране земель в соответствии с законом; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 11. Полномочия районных в городах советов в области охраны земель Полномочия районных в городах советов в области охраны земель определяют городские советы. Статья 12. Полномочия сельских, поселковых, городских советов в области охраны земель К полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области охраны земель на территории сел, поселков, городов относятся: разработка, утверждение и реализация целевых программ и документации по землеустройству относительно охраны земель в соответствии с закона; установления ограничений (обременений) в использовании, временная запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель; осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности; экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Украины в области охраны земель К полномочиям Кабинета Министров Украины в области охраны земель относятся: реализация государственной политики в области использования и охраны земель; разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель; разработка и утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов в области охраны земель; установление порядка проведения мониторинга земель; координация деятельности органов исполнительной власти в области охраны земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 14. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в области охраны земель К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым на территории республики в области охраны земель относятся: обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель; участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и республиканских программ в области охраны земель; осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков; < br> координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Совет министров Автономной Республики Крым осуществляет возложенные на нее полномочия самостоятельно и через органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. {Статья 14 дополнена частью второй согласно Закону N 3530-VI ( 3530-17 ) от 16.06.2011} Статья 15. Полномочия местных государственных администраций в области охраны земель К полномочиям местных государственных администраций в области охраны земель относятся: обеспечение реализации государственной политики по использованию и охраны земель; участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ в области использования и охраны земель; осуществление контроля за использованием средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков; < br> координация осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель в соответствии с законом; установления ограничений (обременений) в использовании, временная запрет (остановка) использования земельного участка гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими требований законодательства в области охраны земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. Статья 16. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений в области охраны земель К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере земельных отношений, в области охраны земель, относятся: участие в реализации общегосударственных и региональных программ охраны земель; осуществление мониторинга и охраны земель; обеспечение проведения мониторинга почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения; обеспечение осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионной и других видов районирования (зонирования) земель; внедрения рекомендаций и мероприятий по обеспечению плодородия почв и применения агрохимикатов; обеспечение подготовки и осуществления организационных, экономических, экологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану земель, их защиту от вредного антропогенного воздействия, соблюдения режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, других территорий и объектов экосети; осуществление мероприятий по совершенствованию порядка ведения учета и подготовки отчетности по регулированию земельных отношений, использования и охраны земель, формирования экосети; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. {Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4444-VI ( 4444-17 ) от 23.02.2012, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 17. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, и центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в области охраны земель К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды в области охраны земель, относятся: участие в разработке общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; участие в подготовке нормативно-правовых актов в области охраны земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в области охраны окружающей среды в области охраны земель, относятся: участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; согласовании проектов землеустройства по отводу земельных участков; определение перечня земель, на которых применяются ограничения по выращиванию генетически модифицированных сортов растений; участие в осуществлении природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионной и других видов районирования (зонирования) земель; участие в разработке и осуществлении мероприятий по экономическому стимулирование использования и охраны земель; осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. {Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4444-VI ( 4444-17 ) от 23.02.2012, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 17-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, в области охраны земель , относятся: осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства об использовании и охране земель по: консервации деградированных и малопродуктивных земель; сохранению водно-болотных угодий; выполнение экологических требований при предоставлении в собственность и пользования, в том числе в аренду, земельных участков; осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, отходами, сточными водами; соблюдение режима использования земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения, а также территорий, подлежащих особой охране; соблюдение экологических нормативов по вопросам использования и охраны земель; установки и использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также о соблюдении режима использования территорий; ведения строительных, дноуглубительных работ, добычи песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда; обращение в административный суд о применении мер реагирования в виде ограничения или остановки (временно) или деятельности предприятий и объектов независимо от их подчинения и форм собственности в соответствии с законом, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране земель; подачи исков о возмещении вреда и потерь, причиненных вследствие нарушения законодательства Украины об охране земель; решение других вопросов в области охраны земель в соответствии с закона. {Закон дополнен статьей 17-1 согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Статья 18. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений в области охраны земель К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивает формирование государственной политики в сфере земельных отношений в области охраны земель, относятся: разработке общегосударственных и региональных программ восстановления плодородия почв; обеспечение формирования государственной политики по использованию и охраны земель; организация разработки в установленном законом порядке стандартов, норм и правил по охране и повышению плодородия почв; разработка рекомендаций и мероприятий по обеспечению плодородия почв и применения агрохимикатов; разработка механизмов экономического стимулирования внедрения мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв; утверждении порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о пестициды и агрохимикаты в отрасли растениеводства; утверждении порядка получения документов, материалов и другой информации, необходимой для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; утверждении методических рекомендаций для сельскохозяйственных предприятий любой формы собственности вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрение новейших ресурсо-энергосберегающих технологий и современных технических средств и оборудования; решение других вопросов в области охраны плодородия почв соответствии с законом. {Статья 18 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 a >) от 16.10.2012} Статья 18-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в области охраны земель К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в области охраны земель, относятся: 1) осуществление государственного контроля по использованию и охраны земель по: ведением государственного учета и регистрации земель, достоверностью информации о наличии и использовании земель; выполнением условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова , своевременного проведения рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель; соблюдением правил, установленного режима эксплуатации противоэрозионных, гидротехнических сооружений, сохранением защитных насаждений и межевых знаков; размещением, проектированием, строительством и вводом в действие объектов, которые отрицательно влияют или могут негативно повлиять на состояние земель; осуществлением мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, засоления, солонцювання, высушивания, уплотнения и других процессов, которые приводят к ухудшению состояния земель, а также по недопущению владельцами и пользователями земельных участков порчи земель путем их загрязнение химическими и радиоактивными веществами и сточными водами, засорение промышленными, бытовыми и другими отходами, зарастания кустарниками, мелколесьем и сорняками; 2) решение других вопросов в области охраны плодородия почв соответствии с законом. {Раздел II дополнен статьей 18-1 согласно Закону N 4444-VI ( 4444-17 ) от 23.02.2012, в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 a >) от 16.10.2012} Раздел III КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Статья 19. Государственный контроль за использованием и охраной земель Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, а за соблюдением требований законодательства об охране земель - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды. {Часть первая статьи 19 в редакции Закона N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об охране земель осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивает реализацию государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законом. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, проводит мониторинг плодородия почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения. {Часть четвертая статьи 19 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} {Статья 19 в редакции Закона N 4444-VI ( 4444 - 17 ) от 23.02.2012} Статья 20. Самоуправляющийся контроль за использованием и охраной земель Самоуправляющийся контроль за использованием и охраной земель осуществляют сельские, поселковые, городские, районные и областные советы. Статья 21. Общественный контроль за использованием и охраной земель Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляют общественные инспекторы, которые назначаются соответствующими органами местного самоуправления, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществление государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, и действуют на основании < br> положения, утвержденного центральными органами исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сферах земельных отношений, охраны окружающей среды. {Статья 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Раздел IV СИСТЕМА МЕР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Статья 22. Система мер в области охраны земель Система мер в области охраны земель включает: государственную комплексную систему наблюдений; разработку общегосударственных и региональных (республиканских) программ использования и охраны земель, документации по землеустройству в области охраны земель; создание экологической сети; осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионной и других видов районирования (зонирования) земель; экономическое стимулирование внедрения мероприятий по охране и использования земель и повышения плодородия почв; стандартизации и нормирования. Статья 23. Государственная комплексная система наблюдений Государственная комплексная система наблюдений включает топографо-геодезические, картографические, почвенные, агрохимические, радиологические и другие обследования и разведки состояния земель и почв, их мониторинг. На базе данных государственной комплексной системы наблюдений формируются национальный, региональный и местный банки данных о состояние земель и почв. Статья 24. Общегосударственная и региональные программы использования и охраны земель Общегосударственная программа использования и охраны земель разрабатывается в соответствии с программами экономического, научно-технического и социального развития Украины и охраны окружающей среды. Общегосударственная программа использования и охраны земель определяет состав и объемы первоочередных и перспективных мероприятий по охраны земель, а также объемы и источники ресурсного обеспечения выполнения работ по их реализации. Региональные программы использования и охраны земель разрабатываются в соответствии с общегосударственной программы по учетом местных особенностей. Выполнение общегосударственной и региональных программ использования и охраны земель обеспечивается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с полномочий, определенных законом. Статья 25. Документация по землеустройству в области охраны земель Документацией по землеустройству в области охраны земель являются схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охране земель административно-территориальных образований, землевладений и землепользований, что включают мероприятия эколого-экономической оптимизации использования и охраны земель, совершенствование соотношения и размещения земель и сельскохозяйственных угодий, систем севооборота, сенокосо-и пастбищеоборотов. В случае необходимости в составе схем землеустройства может разрабатываться проект землеохоронних мероприятий для конкретной земельного участка. Проектом землеохоронних мероприятий определяются виды, объемы, порядок осуществления финансирования этих мероприятий. Согласно видов и объемов землеохоронних работ устанавливаются экологических ограничения по использованию земель. Документацией по землеустройству должны предусматриваться ограничения относительно хозяйственного использования земель, которые выполняют важные экосистемных функции (склоны, водоохранные зоны и т.д.). Владельцы земли и землепользователи обеспечивают выполнение мероприятий по охране земель и соблюдения экологических ограничений в использовании земель, предусмотренных проектом землеустройства. Статья 26. Природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионные и другие виды районирования (зонирования) земель Природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионные и другие виды районирования (зонирования) земель включают: разделение земель по целевому назначению с учетом природных условий, агробиологических требований сельскохозяйственных культур, развития хозяйственной деятельности и приоритета требований экологического безопасности; установление требований по рациональному использованию земель согласно района (зоны) определение территорий, требующих особой защиты от антропогенного воздействия; установка в пределах отдельных зон необходимых видов экологических ограничений в использовании земель или грунтов с учетом их геоморфологических, природно-климатических, почвенных, противоэрозионных и других особенностей согласно экологического района (зоны). Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионной и других видов районирования (зонирования) земель ( 681-2004-п ) определяет Кабинет Министров Украине. Статья 27. Экономическое стимулирование внедрения мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв Государство осуществляет экономическое стимулирование мероприятий по охране и использования земель и повышения плодородия почв землевладельцами и землепользователями путем: предоставление налоговых и кредитных льгот физическим и юридическим лицам, осуществляющим за собственные средства мероприятия по защите земель от эрозии, повышения плодородия почв и другие меры, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель; освобождение землевладельцев и землепользователей от платы за землю, за земельные участки, на которых выполняются работы по мелиорации, рекультивации, консервации земель и другие работы по охраны земель на период временной консервации, строительства и сельскохозяйственного освоения земель в соответствии с утвержденной документации по землеустройству; компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям недополученной части дохода вследствие консервации деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земель; применение ускоренной амортизации основных фондов землеохоронного и природоохранного назначения. Компенсация расходов, понесенных землевладельцами и землепользователями на улучшение экологического состояния земель и повышения плодородия почв, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в соответствии с общегосударственных и региональных программ охраны земель. Основанием для рассмотрения вопроса об экономическом стимулировании мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв является заявление или ходатайство землевладельцев и землепользователей в органы исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере охраны земель, за местонахождению земельного участка. К заявлению или ходатайству прилагается заключение центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, о улучшения экологического состояния земель и повышения плодородия почв согласно данным агрохимического паспорта земельного участка. {Часть четвертая статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Законом N 5462-VI ( 5462-17 ) от 16.10.2012} Порядок экономического стимулирования мероприятий по использованию и охраны земель и повышения плодородия почв устанавливает Кабинет Министров Украины. Раздел V государственных стандартов и нормативов В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ Статья 28. Стандартизация и нормирование в области охраны земель Стандартизация и нормирование в области охраны земель заключаются в обеспечении экологической и санитарно-гигиенической безопасности граждан путем определения требований относительно качества земель, плодородия почв и допустимой антропогенной нагрузки и хозяйственного освоения земель. Статья 29. Стандартизация в области охраны земель К нормативным документам по стандартизации в области охраны земель относятся: термины, понятия классификации; методы, методики и средства определения состава и свойств земель; требования к сбору, учету, обработки, хранения, анализа информации о качестве земель, прогнозирования изменения плодородия почв; требования по рациональному использованию и охране земель; технические условия относительно процессов и услуг в сфере охраны земель; метрологические нормы, правила, требования к организации работ; другие нормативные документы по стандартизации в области охраны земель. Нормативные документы в области охраны земель разрабатываются, утверждаются, проверяются и пересматриваются в порядке, установленном Законом Украины "О стандартизации" ( 2408-14 ). Статья 30. Нормативы в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв В области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливаются следующие нормативы: предельно допустимого загрязнения почв; качественного состояния почв; оптимального соотношения земельных угодий; оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах {Часть первую статьи 30 дополнен абзацем согласно Закону N 1443-VI ( 1443-17 ) от 04.06.2009} показателей деградации земель и почв. Нормативы в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливает Кабинет Министров Украины. Статья 31. Нормативы предельно допустимого загрязнения почв Нормативы предельно допустимого загрязнения почв определяются с целью установления критериев пригодности земель для использования по целевому назначению. В нормативов предельно допустимого загрязнения почв относятся: предельно допустимые концентрации в почве химических веществ, остаточных количеств пестицидов и агрохимикатов, тяжелых металлов т.п.; максимально допустимые уровни загрязнения почв радиоактивными веществами. Статья 32. Нормативы качественного состояния почв Нормативы качественного состояния почв устанавливаются с целью предотвращения их истощения и используются для осуществления контроля за качественным состоянием почв. Нормативы качественного состояния почв определяют уровень загрязнения, оптимальное содержание питательных веществ, физико-химические свойства и т.п.. Статья 33. Нормативы оптимального соотношения земельных угодий Нормативы оптимального соотношения земельных угодий устанавливаются для предотвращения чрезмерного антропогенному воздействию на них, в том числе чрезмерной распаханности сельскохозяйственных угодий. В нормативов оптимального соотношения земельных угодий относятся: оптимальное соотношение земель сельскохозяйственного, природно-заповедного и другого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, рекреационного назначения, а также земель лесного и водного фондов; оптимальное соотношение пашни и многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ, а также земель под полезащитные лесополосы в агроландшафтах. Статья 33-1. Нормативы оптимального соотношения культур в севооборотах в разных природно-сельскохозяйственных регионах Нормативы оптимального соотношения культур в севооборотах у разных природно-сельскохозяйственных регионах устанавливаются для достижения высоких и стабильных урожаев и предотвращения истощения и потери плодородия почв вследствие почвоутомления. Нормативы оптимального соотношения культур в севооборотах определяют структуру посевных площадей для различных природно-сельскохозяйственных регионов и перечень установленных культур для выращивания в этих регионах. {Закон дополнен статьей 33-1 согласно Закону N 1443-VI ( 1443-17 ) от 04.06.2009} Статья 34. Нормативы показателей деградации земель и почв Нормативы показателей деградации земель устанавливаются для каждой категории земель с целью предотвращения ухудшения их состояния и используются для осуществления контроля за использованием и охраной земель. К нормативам показателей деградации земель относятся показатели предельно допустимого ухудшения состояния и свойств земельных ресурсов вследствие антропогенного воздействия и негативных природных явлений, а также нормативы интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения. Использование в сельскохозяйственном производстве сельскохозяйственной техники, удельное давление ходовых частей на грунт которой превышает нормативы, запрещается. Показатели интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются с учетом данных агрохимической паспортизации земель. При установлении показателей интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения определяются сельскохозяйственные культуры, выращивание которых ограничивается или запрещается, а также технологии и отдельные агротехнические операции по их выращивания. Показатели интенсивности использования земель сельскохозяйственного назначения используются в процессе составления проектно-технологической документации на выращивание сельскохозяйственных культур. Раздел VI ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 35. Требования к собственников и землепользователей, в том числе арендаторов, земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности Владельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, земельных участков при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны: соблюдать требования земельного и природоохранного законодательством Украины; проводить на земельных участках хозяйственной деятельности способами, которые не наносят вредного воздействия на состояние земель и плодородие почв; повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли на основе применения экологобезопасных технологий возделывания и техники, осуществления других мероприятий, которые уменьшают негативное воздействие на почвы, предотвращают безвозвратной потере гумуса, питательных элементов и т.д.; придерживаться стандартов, нормативов при осуществлении противоэрозионных, агротехнических, агрохимических, мелиоративных и других мероприятий, связанных с охраной земель, сохранением и повышением плодородия почв ; предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о применении пестицидов и агрохимикатов; содействовать систематическому проведению изыскательских, исследовательские, разведочных работ за состоянием земель, динамикой плодородия почв; своевременно информировать соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о состоянии, деградации и загрязнения земельных участков; обеспечивать соблюдения установленного законодательством Украины режима использования земель, подлежащих особой охране; обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению и придерживаться установленных ограничений (обременений) на земельный участок; обеспечивать защиту земель от эрозии, истощения, загрязнения, засорения, засоления, осолонцевания, подкисление, переувлажнения, подтопления, зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем; принимать меры по предотвращению негативного и екологонебезпечному влияния на земельные участки и ликвидации последствий этого воздействия. Статья 36. Охрана земель при осуществлении хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения Охрана земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается на основе реализации комплекса мероприятий по сохранения производительности сельскохозяйственных угодий, повышение их экологической устойчивости и плодородия почв, а также ограничения их изъятия (выкупа) для несельскохозяйственных нужд. Изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения допускается только при условии обоснования целесообразности такого изменения в порядке, определенном законом. В случае изъятия (выкупа) земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд обеспечивается приоритет максимального сохранения продуктивных земель. Чересполосица и конфигурация земельных участков, создающие препятствия в эффективном их использовании и осуществлении природоохранных мероприятий, а также нарушают ландшафтную целостность территории, подлежат упорядочению согласно утвержденной проектной документации по землеустройству. Защита земель сельскохозяйственного назначения от эрозии, селей, подтопления и других видов деградации осуществляется на основе реализации мероприятий, предусмотренных государственными и региональными программами, в соответствии с рабочими проектов рекультивации, защиты земель от эрозии и другой документации по землеустройству.
|