З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 40, ст.338) (С изменениями, внесенными согласно Законам N 393-IV ( 393 -15 ) от 26.12.2002, ВВР, 2003, N 13, ст.90 N 662-IV ( 662 - 15 ) от 03.04.2003, ВВР, 2003, N 27, ст.209)
(В тексте Закона слова "Пограничные войска Украины" во всех падежах заменены словами "Государственная пограничная служба Украина" в соответствующем падеже согласно закону N 662-IV ( 662-15 ) от 03.04.2003)
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основы участия граждан в охране общественного порядка и государственной границы Граждане Украины согласно Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) имеют право создавать в установленном настоящим Законом порядке общественные объединения для участия в охране общественного порядка и государственной границы, содействие органам местного самоуправления, правоохранительным органам, Государственной пограничной службе Украины и органам исполнительной власти, а также должностным лицам в предотвращении и пресечении административных правонарушений и преступлений, защите жизни и здоровья граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, а также в спасении людей и имущества во время стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств (далее - общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы). Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут быть созданы на началах общественной самодеятельности как сводные отряды общественных формирований, специализированные отряды (группы) содействия милиции и Государственной пограничной службе Украины, ассоциации общественных формирований и т.п.. Статья 2. Правовая основа деятельности общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы Правовой основой деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы является Конституция Украины, этот Закон, другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украина, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и государственной границы, борьбы с преступностью и административными правонарушениями, а также положения (уставы) этих формирований. Статья 3. Основы организации и деятельности общественных формирований Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются и действуют совместно с правоохранительными органами, Государственной пограничной службой Украины, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, соблюдая принципов гуманизма, законности, гласности, добровольности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, равноправия членов этих формирований. Координацию деятельности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в соответствии местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Повседневная (оперативная) деятельность таких формирований организуется, направляется и контролируется соответствующими органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы не имеют права заниматься предпринимательской или другой деятельностью с целью получения прибыли. Использование общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Украины для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Законом, запрещается. Р а з д е л II ОСНОВЫ создании общественных формирований по охране ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ Статья 4. Порядок создания общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются на добровольных началах по месту работы, учебы или жительства граждан. Решение о создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы принимается на собрании (конференциях) граждан. На собрание могут быть приглашены представители трудовых коллективов, учебных заведений, правоохранительных органов, подразделений Государственной пограничной службы Украины и общественности. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы создаются в составе не менее 10 человек. Местные государственные администрации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы предоставляют всевозможную помощь и поддержку в создании общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы. Статья 5. Положение (устав) общественного формирования по охраны общественного порядка и государственной границы Общественное формирование по охране общественного порядка и государственной границы действует на основе положения (устава) о нем. Положение (устав) общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы должно содержать: 1) название, цели, задачи общественного формирования и его юридический адрес; 2) сведения о структуре формирования и территорию, в пределах которой оно вести свою деятельность; 3) определение порядка создания и деятельности руководящих и исполнительных органов (штабов, координационных советов, правлений), их полномочий; 4) условия и порядок приема граждан в общественной формирования и выбытия из него; 5) уставные права и обязанности членов общественного формирования; 6) источники поступления, порядок использования средств и другого имущества общественного формирования; 7) порядок возмещения расходов на использование частного автомототранспорта или в случае нанесения ущерба имуществу члена общественного формирования при исполнении им своих обязанностей; 8) порядок внесения изменений и дополнений в положения (устава); 9) порядок прекращения деятельности общественного формирования и решения вопросов, связанных с его ликвидацией. В положении (уставе) могут быть предусмотрены иные нормы, касаются особенностей создания и деятельности общественного формирования. Положение (устав) согласовывается с руководством соответствующего территориального органа внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины, а также исполнительного органа совета, на территории которого действует это общественное формирование. Статья 6. Регистрация положения (устава) общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Для регистрации общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы его учредители представляют в соответствующего исполнительного органа сельского, поселкового, городского, районного в городе совета по месту его деятельности решение о его создания, поддержанное соответствующим органом внутренних дел или подразделением Государственной пограничной службы Украины, согласовано с этими органами положение (устав), информацию о составе руководящего органа, а также список членов формирования. В случае если деятельность указанного общественного формирования распространяется на территорию двух и более административно-территориальных единиц, необходимые документы подаются для регистрации в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, на территории которой будет находиться руководящий орган такого формирования. Регистрационный сбор указанными формированиями не уплачивается. Учетные документы, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются соответствующим исполнительным органом сельского, поселкового, городского, районного в городе совета в месячный срок со дня их поступления. В случае необходимости орган, осуществляющий регистрацию, проводит проверку сведений, указанных в представленных ему документах. Решение о регистрации или отказе в ней сообщается учредителю письменно в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. Во время рассмотрения вопроса о регистрации имеют право присутствовать представители указанного общественного формирования. О намерении внести изменения в уставные документы после их регистрации общественное формирование сообщает регистрирующий орган не позднее чем за 5 суток до проведения собрания (конференции) общественного формирования , на котором должен рассматриваться вопрос о внесения таких изменений. Об изменениях, внесенных в уставные документы после регистрации, общественное формирование сообщает регистрирующий орган в 5-дневный срок. Перерегистрация общественных формирований осуществляется в порядке, установленном для их регистрации. После регистрации общественное формирования приобретает статус юридического лица. Статья 7. Отказ в регистрации В регистрации общественному формированию по охране общественного порядка и государственной границы может быть отказано, если уставные документы противоречат действующему законодательству. Решение об отказе в регистрации должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано в установленном порядке в суда. Статья 8. Прекращение деятельности общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы Деятельность общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы может быть прекращена путем принудительного роспуска или самороспуска соответствии с законом. В случае нарушения общественным формированием требований действующего законодательства относительно его деятельности по заявлению регистрирующего органа или прокурора его деятельность может быть запрещена по решению суд в установленном законом порядке . Суд рассматривает заявление регистрирующего органа или прокурора о запрете деятельности общественного формирования и принимает решение в срок до 30 дней с момента поступления заявления в суд. Р а з д е л III ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И ИХ ЧЛЕНОВ Статья 9. Основные задачи общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Основными задачами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются: 1) в сфере охраны общественного порядка: оказания помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предотвращении административным проступкам и преступлениям; информирование органов и подразделений внутренних дел о совершенных или те, готовящихся преступлениях, места концентрации преступных группировок; содействие органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений, розыска лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств, участие в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; 2) в сфере охраны государственной границы: предоставления помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украине в выявлении и задержании лиц, нарушивших или пытаются нарушить государственную границу или осуществляющих другую противоправную деятельность на границе; < br> содействие военнослужащим Государственной пограничной службы Украины в охране государственной границы, исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, проведение совместно с ними пропуска граждан к местам отдыха и работы; предоставления помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении условий и причин, которые могут привести к преступной деятельности на границе, и принятие мер к их устранению; участие в наблюдении за местами работы и отдыха вблизи границы и за пограничными инженерными сооружениями; участие в мероприятиях Государственной пограничной службы Украины с профилактики нарушений или попыток нарушения государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконного перемещения через государственную границу грузов, предметов, материалов и другого имущества; 3) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций: неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений; участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядке в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств. Статья 10. Права общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы Для выполнения задач, определенных в настоящем Законе, общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы и их члены имеют право: 1) принимать участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы вместе с работниками милиции, военнослужащими Государственной пограничной службы Украины, а в сельской местности - самостоятельно путем выполнения конкретных поручений руководителя соответствующего органа внутренних дел или подразделения Государственной пограничной службы Украины; 2) принимать совместно с работниками милиции меры к прекращения административных правонарушений и преступлений; 3) представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях; 4) взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, участвующих в мероприятиях, направленных на: ведения индивидуально-профилактической работы с лицами, склонными к совершению административных правонарушений и преступлений; оказания помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории городов, других населенных пунктов; охрану природы и памятников истории и культуры; обеспечение безопасности дорожного движения; 5) вносить в органы государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности предложения по предотвращению административным правонарушений и преступлений, возникновению причин и условий, способствующих их совершению; 6) поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы. Статья 11. Формы и методы работы общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы осуществляют свою деятельность под контролем органов внутренних дел, подразделений Государственной пограничной службы Украине путем: В случае гибели членов общественного формирования при выполнения ими возложенных на них задач по охране общественного порядка и государственной границы членам семьи погибшего или лицам, находящихся на его иждивении, за счет средств, выделяемых на финансирование деятельности общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, выплачивается единовременное пособие в размере не меньше пятилетнего среднего заработка погибшего за основному месту работы, а также в соответствии с действующим законодательства назначается пенсия в связи с потерей кормильца. В случае увечья, причиненного члену общественного формирования, или установления инвалидности, наступившей вследствие выполнения им обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, в порядке, определенном настоящим Законом, ему выплачивается единовременное пособие в размере от трехлетнего до пятилетнего среднего заработка (в зависимости от степени потери трудоспособности) и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством. Средства, израсходованные в связи с этим на лечение члена общественного формирования, взимаются с виновного лица в установленном порядке. За членами общественных формирований, пострадавших от преступного деяния, за исключением случая причинения такого вреда при превышении ими пределов необходимой обороны, сохраняются место работы (должность ) и средняя заработная плата на весь период до восстановления трудоспособности или признания их в установленном порядке инвалидами. Одноразовые помощи члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или членам его семьи, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, а также ущерб, нанесенный его имуществу или имуществу членов его семьи в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, могут быть соответственно выплаченные или компенсированы в полном объеме за счет средств соответствующего местного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц в установленном законом порядке. Члены указанных общественных формирований могут быть застрахованы за счет средств соответствующих местных бюджетов на случай гибели или смерти на сумму десятилетнего среднего заработка по основному месту работы, а в случае ранения, контузии, травм или увечья, заболевания или инвалидности, произошедших в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы, - в размере от годовой до п ' пятилетней средней заработной платы в зависимости от степени потери работоспособности. (Часть восьмую статьи 17 исключен на основании Закона N 393-IV ( 393-15 ) от 26.12.2002) Статья 18. Меры поощрения и взыскания в отношении членов общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы За активное участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы поощряются органами внутренних дел, подразделениями Государственной пограничной службы Украины, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления путем объявления благодарности или выдаче ценной подарка или денежного вознаграждения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации по представлению руководящих органов общественных формирований могут предоставлять членам этих объединений льготные путевки в санатория или дома отдыха, дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 5 дней и другие виды поощрения и льготы, определенные собранием трудового коллектива, за счет собственных средств. По представлению руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы члены этих формирований, принимают наиболее активное участие в охране общественного порядка, имеют преимущественное право на поступление в учебные заведения системы Министерства внутренних дел Украины, Государственной пограничной службы Украины, принятия на службу в органы внутренних дел или Государственной пограничной службы Украины. За особые заслуги при выполнении своего общественного долга и выявления при этом мужества и героизма члены общественного формирования отмечаются в установленном порядке государственными наградами. В указанном порядке могут поощряться другие граждане Украине, которые подают активную помощь органам внутренних дел и подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выполнении возложенных на них задач. К членам общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, которые недобросовестно относятся к выполнения своих обязанностей, могут применяться по решению общего собрания или руководящего исполнительного органа этого объединения взыскания в виде предупреждения, выговора, исключение из членов общественного формирования. Р а з д е л VI Обеспечение деятельности общественных формирований С ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ Статья 19. Обеспечение деятельности общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы Органы местного самоуправления и местные государственные администрации имеют право решать вопросы обеспечения деятельности общественных формирований, предоставлять им служебные помещения, необходимый инвентарь и средства связи . Служебные помещения предоставляются общественным формированием в месячный срок после их регистрации. Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы могут пользоваться на договорных началах имуществом предприятий, учреждений, организаций и других владельцев, в том числе транспортными средствами , инвентарем и средствами связи. Органы внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины в случае необходимости могут оказывать на договорных основе общественным формированием на период их дежурства или проведения целевых мероприятий мобильные радиотехнические и специальные средства, другие предметы экипировки нарядов. Р а з д е л VII НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА общественного формирования по охране ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ Статья 20. Контроль за деятельностью общественных формирований по охраны общественного порядка и государственной границы Контроль за деятельностью общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном законом. Органы, которые проводят регистрацию указанных общественных формирований, осуществляющих контроль за соблюдением ими требований положения (устава). Представители этих органов имеют право наблюдать за проведением общественными формированиями мероприятий, требовать необходимые документы, получать объяснения. Контроль за источниками и размерами поступлений средств в этих общественных формирований осуществляется согласно закону. В случае нарушения финансовой дисциплины со стороны общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы оно несет ответственность согласно закону. Статья 21. Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы Надзор за соблюдением и применением законов общественными формированиями по охране общественного порядка и государственной границы осуществляется в порядке, определенном Конституцией ( 254к/96-ВР ) и законами Украины. Р а з д е л VIII Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Кабинету Министров Украины в месячный срок после вступления силу настоящего Закона: утвердить типовое положение (устав) об общественных формирования по охране общественного порядка и государственной границы; подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведения законов Украины в соответствие с настоящим Законом; привести свои решения в соответствие с настоящим Законом; обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти Украины их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 22 июня 2000 N 1835-III
|
|