Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 103. Зміст добросусідства
1. Собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначения, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т.д.).
2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие).
3. Власники та землекористувачі земельних ділянок зобов'язані співпрацювати при вчиненні дій, спрямованих на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т.п.).
Комментарий :
Общая характеристика. Правила добрососедства, в т.ч. закрепленные в комментируемой статье, касаются "соседних" землевладельцев и землепользователей (не только смежных), т.е. всех, чья деятельность может оказать негативное влияние на другие земельные участки.
Для регулирования соседских отношений важное значение имеют общие положения ст. 13 ГКУ относительно границ осуществления гражданских прав. В частности, "не допускаются действия лица, совершаемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах "(т. н." шиканы "). Проявлением действия этого правила в соседских отношениях может быть, например, запрет возведение сооружений, возводимых владельцем земельного участка с целью досадить соседям (запрет на такие сооружения - "Neidbau" - была прямо предусмотрена, например, строительными уставами и городскими правами некоторых городов Германии) 285.
К ч.1. Положение комментируемой части имеют, к сожалению, характер призыва, а не формально-юридического предписания. Конечно, полностью формализовать отношения соседства невозможно, однако термин "маленькие неудобства "является явно непригодным для регулирования этих отношений. "Маленькие неудобства" будут наноситься только тогда, когда земельный участок не будет использоваться вообще.
Поэтому буквально толковать комментируемое норму считаем невозможным. По нашему мнению, в комментируемой части говорится о невозможности использования лицом своего права в ущерб другим лицам. В соответствии со ст. 13 ГКУ при осуществлении своих прав лицо обязано воздерживаться от действий, которые могли бы нарушить права других лиц, нанести ущерб окружающей среде или культурному наследию, не допускаются действия лица, совершаемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При осуществлении своих прав лицо должно также соблюдать моральных основ общества.
На наш погляд, з урахуванням історичного та зарубіжного досвіду при формулюванні законодавчих положень о правилах добрососедства целесообразно установить общее правило, по которому землевладелец обязан использовать свою собственность "разумно": если собственность используется незаконно или "глупо" - владелец несет ответственность за вред, причиненный другим. Напротив, владелец обязан принимать меры, чтобы избежать ущерба от "умных" действий соседей (например, строительство жилья с соответствующей инфраструктурой увеличило капель; владелец ниже по течению обязан принять разумные меры для избежания причинения ему вреда). Между тем, хотя такие правила не закреплены прямо, они с необходимостью вытекают из общих принципов права.
Таким образом, недопустимо такое осуществление прав собственников земельных участков или землепользователей, которое создает соседу неудобства вопреки определенным существующим правилам или сверх пределов обычного соседства.
Особенности некоторые виды использования земельных участков с учетом возможного негативного влияния определены нормативно. Так, ДБН Б.2.4-1-94 "Планировка и застройка сельских поселений" предусматривает минимальные допустимые расстояния от деревьев и кустарников до границ земельного участка, зданий и сооружений в сельской местности. Например, от наружных стен зданий и сооружений, границ соседних участков деревья должны высаживаться не ближе 5 м, кустарники - 1.5 м. Приведенные нормативы касаются деревьев с диаметром кроны не более 5 м и должны быть соответственно увеличены для деревьев с кроной большего диаметра, при этом деревья не должны мешать проезду и работе пожарных автомобилей (п. 4.13). Указанные ДБН содержат и другие положения в указанной части.
Так, суд правильно удовлетворил иск об уборке гаража, что хотя и построен на участке ответчика, но вплотную к границе земельного участка истца. Такое размещение нарушает правила ДБН 360-92 ** 286. Аналогично, было удовлетворено иск об обязательстве ответчика снести похозяйственную сооружение, которая находилась за 0,9 м от границы (вместо 1 м, определенного п. 3.25 ДБН 360-92 **), а также ближе 5,85 м от здания истицы (противопожарный разрыв согласно приложению 3.1 ДБН 360-92) 287.
Вполне возможен и такой недопустимое воздействие, прямо не противоречит каким-то нормам. В таком случае суду необходимо руководствоваться оценочным критериям "границ неудобств обычного соседства".
До ч. 2. Коментована частина доповнює оціночні критерії для визначення забороненого впливу на суміжні участки, определены в ч. 1 данной статьи. Запрещается такое влияние, что, хотя при других условиях был бы правомерным, в конкретных условиях приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению. Примерами такого влияния могут быть выбросы в окружающую среду промышленного предприятия. Хотя предприятие может иметь все необходимые разрешения на выбросы, если они приводят к невозможности использования прилегающих земель сельскохозяйственного назначения, соответствующая деятельность должно быть в силу комментируемой нормы запрещена.
К ч.3. Одной из неотъемлемых и существенных признаков земельного участка является ее недвижимость или неизменность местоположения. С этим могут быть связаны определенные неудобства в ее использовании. Для решения такой проблемы законодатель установил обязанность владельцев и пользователей земельных участков сотрудничать при внедрении мероприятий, которые не всегда могут быть реализованы одним владельцем, землепользователем самостоятельно (рациональная организация границ и площади земельных участков, проведения севооборотов, хранения общих пограничных знаков и т.п.).
Цей обов'язок продубльовано і у ст. ст. 91, 96 ЗКУ.
Вместе с тем, нельзя не отметить низкую степень формализации обязанности, значительно затрудняет принуждение к его выполнению. Предусмотрен обязанность по "содействие обмену" вообще не может пониматься буквально, поскольку при таком понимании он нарушать общие принципы осуществления права собственности и принцип добровольного распоряжения объектами такого права.