Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 14. Повноваження центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування государственной политики в сфере охраны окружающей среды, в области земельных отношений

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, в области земельных отношений относятся:

а) участие в разработке общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;

б) участие в формировании государственной политики в области охраны и рационального использования земель;

в) организация мониторинга земель

г) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Комментарий :

Общая характеристика. Полномочия центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов регламентируются прежде в. 20 Закона Украины " Об охране окружающей природной среды " и другими актами экологического законодательства.

В настоящее время центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов является Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды Украины). В состав Министерства, кроме центрального аппарата, входят его территориальные органы (действуют согласно положению, что утв. приказом Минприроды от 19.12.2006 N 548), направляется через Министра экологии и природных ресурсов и Государственная экологическая инспекция (Указ Президента Украины " О Положение о Государственной экологической инспекции Украины " от 13.04.2011 N 454/2011).

К пункту " а ". Согласно данному пункту, центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов участвует в разработке и реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель.

Разработка общегосударственных программ использования и охраны земель возложена на КМУ, а фактически она осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (см. п. " г " ст. 13 ЗКУ, п. " в " ст. 15, ст. 177 ЗКУ и комментарии к п. " г " ст. 13 ЗКУ, п. " в " ст. 15, ст. 177 ЗКУ). Разработка региональных программ возложена на Совет министров Автономной Республики Крым, областные государственные администрации (см. п. " бы " ст. 16 п. " бы " ст. 17 ч. 1 ст. 178 ЗКУ и комментарии к п. " бы " ст. 16 п. " бы " ст. 17 ч. 1 ст. 178 ЗКУ).

К пункту " бы ". Комментируемое пункт (а также ст. 17 Закона Украины " Об охране земель ") возлагает на центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов организации мониторинга земель. Очевидно, имеется в виду то, что на Минприроды Украины возлагается организационная интеграция субъектов ' объектов системы мониторинга окружающей среды в целом - см.. п. 12 Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды, утв. постановлением КМУ от 30.03.98 N 391. Относительно мониторинга земель и их соотношение с мониторингом окружающей среды см.. главу 33 " Мониторинг земель " ЗКУ и комментарий к ней.

К пункту " в ". Данным пунктом предусмотрено участие центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов " в разработке нормативных документов в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв ". Формы и порядок такого участия законодательство не определяет (см. ст. 165 ЗКУ и комментарий к ней).

Относительно понятия & quot ; нормативный документ " см.. п. 1.2.4 комментария к ст. 3 ЗКУ.

К пункту " г ". П. " г " ст. 14 ЗКУ предусматривает осуществление центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов " государственной экологической экспертизы землепользования ".

Государственная экологическая экспертиза " организуется и проводится эколого-экспертными подразделениями, специализированными учреждениями, организациями или специально создаваемыми комиссиями специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, его органов на местах с привлечением других органов государственной исполнительной власти " (ч. 1 ст. 13 Закона Украины " Об экологической экспертизе "). Согласно ст. 14 Закона, о ' объектами государственной экологической экспертизы могут быть разного рода проектные материалы и документация, которые могут иметь экологически значимое влияние, а также " экологические ситуации, сложившихся в отдельных населенных пунктах и Перечисленные о ' объекты только с большой долей условности можно считать " землепользованием ", поэтому положение комментируемого пункта выглядят не совсем корректными.

Проведение государственной экологической экспертизы регламентируется в первую очередь Законом Украины " Об экологической экспертизу ", постановлениями КМУ " О перечне видов деятельности и о ' объектов, представляющих повышенную экологическую опасность " от 27.07.95 N 554 (помещены в перечень ' объекты подлежат обязанности ' обязательно государственной экологической экспертизе), " О Порядке передачи документации на государственную экологическую экспертизу " от 31.10.95 N 870, " О нормативах расходов на проведение государственной экологической экспертизы " от 13.06.96 N 644.

К пункту & ; quot г ". Пунктом предусмотрены полномочия по " внесение предложений по формированию государственной политики в области охраны и рационального использования земель ". Собственно говоря, " внесение предложений " вряд ли можно считать полномочиями, ведь вносить предложения могут любые суб ' объекты, и само по себе внесение предложений не тянет за собой никаких правовых последствий (кроме случаев их подачи как обращений граждан, когда у адресата возникает обязанность ' Связь рассмотреть предложение и ответить на нее - См.. ст. 14 Закона Украины " Об обращениях граждан ").

К пункту & quot д ". Осуществление центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов " международного сотрудничества по вопросам охраны земель " возможно без специальной упоминания об этом в законе. Порядок заключения договоров Украины межведомственного характера, в частности, в сфере охраны земель, определен постановлением КМУ " Об утверждении Положение о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Украины межведомственного характера " от 17.06.94 N 422.

К пункту " е ". Перечень полномочий центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области земельных отношений, приведен в ст. 14 ЗКУ, не является исчерпывающим, на что указывает п. " е " комментируемой статьи. П. 4 Положения о Минприроды, утв. постановлением КМУ от 02.11.2006 N 1524, предусматривает 44 направления деятельности министерства, и большинство из них в той или иной степени эт ' связана с земельными отношениями. Прежде всего, чрезвычайно существенной является роль Минприроды в осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель (см. ст. 188 ЗКУ и комментарий к ней).