Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 15. Повноваження центрального органу виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері земельних відносин
К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений, относятся:
а) осуществление нормативно-правового обеспечения в сфере земельных отношений
б) обеспечение проведения земельной реформы
в) разработка и обеспечение реализации общегосударственных, региональных программ использования и охраны земель;
г) обеспечение осуществления землеустройства, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) обеспечение проведения государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, ведения и администрирования Государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований таких программ и проектов
д) разработка экономического механизма регулирования земельных отношений
е) участие в разработке мероприятий по развитию рынка земель
есть) международное сотрудничество в области земельных отношений
же ) решение других вопросов, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.
Комментарий
Общая характеристика. Согласно к постановлению КМУ от 31.01.2007 N 69 центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов - Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины) реорганизован в Государственное агентство земельных ресурсов Украины (Госземагентство Украины). В свою очередь, Госземагентство Украины было впоследствии реорганизован в Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (сокращенно - также " Госкомзем Украины "), которое, в свою очередь, согласно Указу Президента от 09.12.2010 N 1085/2010 реорганизован снова в Государственное агентство земельных ресурсов Украины (см.: Указ Президента " О Государственном агентстве земельных ресурсов Украины " от 08.04.2011 N 445/2011).
В соответствии со ст. 17 Закона Украины " О центральных органах исполнительной власти " орган образуется как агентство в случае, если большинство его функций составляют полномочия по управлению объектами ' объектами государственной собственности, которые принадлежат к сфере его управления.
Структуру Госземагентства составляют центральный аппарат и территориальные органы (главные управления земельных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе, управления (отделы) земельных ресурсов в городах областного и районного значения, отделы (управления) земельных ресурсов в районах, межрайонные управления (отделы), междугородные управления (отделы), горрайонные управления (отделы) - положение утв. приказом Госкомзема от 17.06.2008 N 123), инженеры-землеустроители сел, поселков. Наряду с областными главными управлениями в АРК действует Республиканский комитет по земельным ресурсам АРК, который является республиканским органом исполнительной власти, функционально подчиняется Госземагентству Украины и входит в единую систему государственных органов земельных ресурсов (Положение утв. постановлением Совета Министров АРК от 25.05.2010 N 200).
В Киеве, Севастополе, Симферополе, Харькове, Николаеве, Черновцах и других городскими советами созданы управления земельных ресурсов за пределами единой системы органов земельных ресурсов, взяли на себя функции центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсив85. Это приводит к возникновению конфликтов и коллизии компетенции.
Согласно Указу Президента " О Государственном агентстве земельных ресурсов Украины " от 08.04.2011 N 445/2011 деятельность Госземагентства направляется и координируется КМУ через Министра аграрной политики и продовольствия Украины. Это проявляется в том, что с текущего года основные полномочия по утверждению руководящих нормативных документов в области использования и охраны земель осуществляет именно Минагрополитики. Госземагентство призвано реализовывать основные функции управления, порядок осуществления которых определяется Минагрополитики (например, порядок проведения денежной оценки земель, сбор информации для ведения государственного земельного кадастра, порядок осуществления инвентаризации земель, осуществления государственной экспертизы землеустроительной документации и т.д.).
К пункту " а ". Пунктом предусмотрены полномочия по " внесение предложений о формировании государственной политики в области земельных отношений и обеспечение ее реализации ".
На наш взгляд, " внесение предложений & quot; нельзя считать полномочиями, ведь вносить предложения могут любые суб ' объекты, и само по себе внесение предложений не влечет за собой каких-либо правовых последствий (кроме случаев их подачи как обращений граждан, когда у адресата возникает обязанность ' Связь рассмотреть предложение и ответить на нее - см.. Закон Украины " Об обращениях граждан ").
Что же касается " обеспечения реализации " государственной политики в области земельных отношений, представляется, оно также не является полномочием, а должно рассматриваться как задача.
К пункту " бы ". На центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов возложена " координация работ по проведению земельной реформы ". Данное положение носит декларативный характер и не несет нормативной нагрузки, особенно, учитывая, что идентично " полномочия " положено и на КМУ (п. " г " ст. 13 ЗКУ). Отрицательно, на наш взгляд, следует оценить то, что в основной части ЗКУ закреплены положения о земельной реформе, которая должна быть временной мерой.
К пункту " в ". Хотя разработка общегосударственных программ использования и охраны земель возложена на КМУ (п. " г " ст. 13 ЗКУ, ст. 177 ЗКУ), а региональных - в Совет министров Автономной Республики Крым, областные государственные администрации (см. п. " бы " ст. 16 п. " бы " ст. 17 ч. 1 ст. 178 ЗКУ), фактически такая разработка осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, который, согласно комментируемым пунктом, имеет полномочия по " участия в разработке таких программ ". Так, проект Общегосударственной программы использования и охраны земель на 2005 - 2015 рр.86 подготовлено Госкомземом (предшественником Госземагентства). Программа одобрена КМУ и представлена пункта " г ". О ведении центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов " государственного земельного кадастра, в том числе государственной регистрации земельных участков " см.. главу 34 " Государственном земельном кадастре " ЗКУ.
К пункту & quot г ". Об осуществлении центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов " землеустройства, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель " см.. главу 31 " Землеустройство ", главу 32 " Контроль за использованием и охраной земель ", главу 33 " Мониторинг земель " ЗКУ и комментарий к главам 31, 32, 33 ЗКУ.
К пункту " д ". В комментируемом пункте под осуществлением центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов " государственной экспертизы программ и проектов по вопросам землеустройства, государственного земельного кадастра, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов " подразумевается проведение государственной землеустроительной экспертизы. Подробнее см.. ч. 3 ст. 186 ЗКУ и комментарий к ней.
К пункту " е ". Разработка экономического и правового механизма регулирования земельных отношений является важной задачей центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, однако вряд ли его можно отнести к полномочиям: само по себе разработка механизма (в форме проектов определенных нормативно-правовых актов) не является " полномочиям " и может осуществляться любыми субъектами ' объектами.
Участие Госземагентства в подготовке проектов актов КМУ регламентируется разделом 6, законопроектная работа - разделом 8, подготовка актов Президента Украины - разделом 9 Регламента Кабинета Министров Украины, утв. постановлением КМУ от 18.07.2007 N 950.
Процедура подготовки Госземагентством Украины собственных актов специально нормативно не регламентируется.
К пункту " является ". Участие в разработке и осуществлении мер по развитию рынка земель трудно отнести к полномочиям - на наш взгляд, эта задача центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Формой такого участия, как представляется, является прежде всего нормотворческая работа (см. предыдущий пункт данной статьи и комментарий к нему).
Относительно пункта & quot ж ". В настоящее время Госземагентство осуществляет ряд международных проектов, в частности, активно сотрудничает с немецкими специалистами в области сельского хозяйства и земельных отношений - Обществом с ограниченной ответственностью по реализации и управления землей (BVVG) в рамках ТРАНСФОРМ-проекта " Консультирование по вопросам разработки государственных рычагов регулирования сельскохозяйственного земельного рынка " и при поддержке Федерального министерства по вопросам защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства (BMVEL). Сотрудничество предусматривает организацию государственного управления в области земельных отношений и создание государственного земельного фонда, создание системы продажи земель государственной собственности; разработку проекта Закона Украины " О земельных сервитуты " тощо88.
Подробнее о международном сотрудничестве Госземагентства см.. официальную Интернет-страницу этого органа - http://www.dkzr.gov.ua.
Относительно пункта " с ". Перечень полномочий центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, приведен в ст. 15 ЗКУ, не является исчерпывающим, на что указывает п. " с " комментируемой статьи. В самом ЗКУ предусмотрены, в частности, полномочия данного органа по определению видов межевых знаков и порядка восстановления границ (ч. 2 ст. 106 ЗКУ), утверждении положения об общественных инспекторах по контролю за использованием и охраной земель (ст. 190 ЗКУ) и т.д.. Обзор полномочия центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов указанные в Положении о нем (Положение о Государственном агентстве земельных ресурсов Украина утв. Указом Президента от 08.04.2011 N 445/2011).