Земельный кодекс Украины (ЗК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 32. Приватизація земельных участков членами фермерских хозяйств

1. Гражданам Украины - членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (Пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета.

2. Действие части первой настоящей статьи не распространяется на граждан, которые раньше приобрели право на земельную долю (пай).

Комментарий

Общая характеристика . Право на приватизацию земельных участков для ведения фермерского хозяйства, предусмотренное комментируемой статьей, не тождественно праву на получение земельной доли (пая) в процессе дележки коллективных сельскохозяйственных предприятий, предусмотренном Указами Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства" от 10.11.94 N 666 (сейчас недействителен) и "О порядке деления земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и организаций" от 08.08.95 N 720, несмотря на законодательное уравнивание размеров соответствующих земельных участков. В первом случае речь идет о передаче земель из государственной или коммунальной собственности членам фермерского хозяйства, во втором - с коллективной собственности членам коллективного сельскохозяйственного предприятия. Следует также отличать приватизацию земельных участков для ведения фермерского хозяйства от приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, когда земельный участок передается из земель государственной или коммунальной собственности работникам государственного или коммунального сельскохозяйственного предприятия (ст. 25 ЗКУ).

статья регулирует отношения только по приватизации земельных участков членами фермерских хозяйств, и только тех земельных участков, ранее предоставленных этим лицам в пользование.

Следует отметить, что это не отрицает возможности получения в частную собственность для ведения фермерского хозяйства земельного участка лицом, не имеет земельного участка в пользовании. Такая возможность следует прежде всего положений ст. ст. 118 и 121 ЗКУ, предусматривающих право каждого гражданина на получение земельных участков для ведения фермерского хозяйства.

Подекуди існує практика118 визнання недійсними за позовами прокурорів державних актів, виданих у процедуре приватизации земельных участков членам фермерских хозяйств, по тем мотивам, что граждане, получившие земельный участок, не были родственниками других членов хозяйства (в одном случае - вышли из его членов на момент выдачи государственного акта119), следовательно, приватизировали земельный участок незаконно. Речь шла о земельных участках, которые были частью земельных массивов, в свое время предоставленных главам фермерских хозяйств в постоянное пользование.

Такой подход следует признать полностью ошибочным, поскольку право на приватизацию земельного участка не зависит от членства в фермерском хозяйстве (См., в частности, ст. 121 ЗКУ).

Порядок приватизации земельных участков членами фермерских хозяйств определяется ст. 118 ЗКУ.

Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев члены фермерских хозяйств используют земельные участки большего размера, чем они имеют право бесплатно приватизировать. По данным Госземагентства Украины по состоянию на сентябрь 2005 г. в стране числилось 46387 фермерских хозяйств, которые использовали на праве собственности и пользования 3467 тыс. га земель. По сравнению с 1993 г. средний размер земельных участков фермерских хозяйств увеличился почти в четыре раза и сейчас составляет 74,7 га (в 1993 г. - 19,9 га) 120.

Излишки земельных участков, как нам представляется , могут быть выкуплены пользователями в соответствии со ст. 128 ЗКУ, а также руководствуясь постановлением КМУ от 24.01.2000 N 118 "О порядке выкупа земельных участков гражданами (сверх нормы, которая приватизируется бесплатно) для ведения фермерского или личного подсобного хозяйства "в части, не противоречащей ЗКУ.

К ч.1. Размер земельного участка, что может быть безвозмездно приватизирована согласно комментируемой статьи, должен быть не более размера "земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета ". В случаях, когда на территории совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, земли которых подлежат делению, следует обращаться к положениям п. "а" ч. 1 ст. 121 ЗКУ, согласно которой в данном случае "размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району ".

Согласно Указу Президента Украины "О порядке деления земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственных предприятий и организаций "от 08.08.95 N 720, определивший основы исчисления размеров земельных долей (паев), пай исчисляется не в физических, а в условных (кадастровых) гектарах, и в стоимостном выражении (подробнее см.. комментарий к п. п. 16, 17 гл. X "Переходные положения ЗКУ). Из этого следует, что именно в таких единицах должен определяться и размер земельного участка, приватизируется.

Нетрудно заметить, что существует по крайней мере два возможных пути вычисления среднего размера земельной доли (пая) по нескольким хозяйствам или среднего по району. В первом случае средний размер земельной доли может быть получен путем простого вывода среднего арифметического, т.е. путем суммирования стоимости одной земельной доли (пая) по отдельным хозяйствам и их разделения на количество господарств121. Во втором случае средний размер земельной доли можно вывести путем выведения средневзвешенной величины, т.е. путем суммирования общего стоимости земельных долей (паев) по всем хозяйствам и деления полученной суммы на количество долей (паев) 122. Земельный кодекс не определяет, каким образом должен применяться в данном случае. Представляется, что более правильным будет применение второго подхода как более объективного: при таком подходе будет обеспечен более справедливое распределение земельных участков.

К ч.2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи право на получение земельных участков для ведения фермерского хозяйства не те члены фермерских хозяйств, что ранее "получили право на земельную долю (пай)". Такая норма должна способствовать справедливому распределению земельных участков между гражданами Украины, предотвращать злоупотребления правами на приватизацию земельных участков. Данное формулировка лишает права на приватизацию земельного участка для ведения фермерского хозяйства лиц, получивших долю (пай) из земель как коллективной собственности (см. п. п. 16, 17 гл. X "Переходные положения" ЗКУ), так и в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий (ст. 25 ЗКУ).

Разом із тим, як видається, в силу призначення даної норми не можна вважати, що вона позбавляє права на приватизацию земельных участков для ведения фермерских хозяйств тех лиц, которые приобрели право на земельную долю (пай) в землях, переданных в свое время в коллективную собственность, вторичным путем, различными видами гражданско-правовых соглашений (сделок), например, унаследовав право на пай.