Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 109. Полномочия верховной рады Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства

1. Верховная Рада Украины осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства в процессе:

1) определение основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период

2) рассмотрения проекта и принятия закона о государственно бюджете Украины

3) внесение изменений в закон о государственно бюджете Украины

4) выполнение закона о государственно бюджете Украины, в том числе путем заслушивания отчетов о выполнении государственно бюджета Украины (включая отчеты главных распорядителем средств державного бюджета об использовании ими бюджетных средств и результатах выполнения соответствующих бюджетных программ)

5) рассмотрения годового отчета об исполнении закона в государственно бюджете Украины

6) использование кредитов (займов), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Верховная Рада Украины осуществляет контроль за деятельностью счетной палаты Относительно выполнения им полномочий, определенных Конституцией Украины.

2. К полномочиям Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета относятся:

1) подготовка вопроса об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период и Предварительное рассмотрение проекта закона о государственно бюджете Украины

2) предоставление в представленных на рассмотрение верховной рады Украины законопроектов выводов Относительно их влияния на показатели бюджета и соответствия законам, Которые регулируют бюджетные отношения

3) Предварительное рассмотрение годового отчета об исполнении закона о государственно бюджете Украины и подготовка проекта решения о этого отчета для рассмотрения верховной Радой Украины

4) Предварительное рассмотрение информации Кабинет министров Украины, центрального органа вот-вот от исполнительной власти, Который обеспечивает формирования гос бюджетной политики, центрального органа вот-вот от исполнительной власти, реализующего Государственную политику в сфере казначейских обслуживания бюджетных средств, других Центральных органов вот-вот от исполнительной власти в выполнении закона о государственно бюджете Украины в течение соответствующего бюджетного периода

5) взаимодействие со счетной палатой (включая Предварительное рассмотрение заключений и предложений счетной палаты).

По обращению Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета органы вот-вот от исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют информацию о ГОСУДАРСТВЕННОМ бюджете и местных бюджетах Необходимую ему для подготовки и предварительного рассмотрения бюджетных вопросов.

3. Комитеты верховной рады Украины принимают участие в рассмотрении вопроса об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период и проекта закона о государственно бюджете Украины, а также предварительно рассматривают вопрос о выполнении Государственно бюджета Украины (включая выводы и предложения счетной палаты по использованию средств государственно бюджета Украины) в части, отнесенной к компетенции комитетов.

Комментарий

1. В пункте 33 статьи 85 Конституции Украины указано, что к полномочиям верховной рады Украины относится осуществление парламентская контроля в пределах, определенных настоящей Конституцией. Отдельным направлением такого контроля, организация и осуществление которого детализируются в Бюджетный кодексе Украины, является контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Поскольку парламент является одним из основных участников бюджетного процесса, Который и участвует в бюджетной деятельности на всех его стадиях, то соответственно и контроль за соблюдением бюджетного законодательства он осуществляет на каждой стадии бюджетного процесса.

При составлении проекта державного бюджета на Соответствующий бюджетный год, то есть на первой стадии бюджетного процесса, полномочия верховной рады Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, в частности Бюджетного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения в Украине, реализуются при проведении парламентская слушаний по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период, по результатам которых в согласование со статьей 33 Бюджетного кодекса и в порядке, определенном Регламентом верховной рады Украины, парламентом должно приниматься постановление об одобрение или принятие к сведению основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.

На второй стадии бюджетного процесса, то есть во время рассмотрения и принятия закона о государственно бюджете Украины, контрольные функции верховной рады Украины состоит в том, что именно она, согласно статье 85 Конституции Украины, наделена полномочиями утверждать Государственный бюджет Украины, Который в согласование со статьей 92 Основного Закона устанавливается исключительно законом Украины. Парламент, при подготовке проекта закона о государственно бюджете Украины к первому, второму и третьему чтению, рассмотрения его в ЭТИХ чтениях, проверяет проект и другие материалы, прилагаемые к нему, Указанные в статье 38 Бюджетного кодекса, в согласование бюджетном законодательству. По результатам такого контроля принимаются определенные меры, способствующие предупреждению совершения нарушений на последующих стадиях бюджетного процесса, особенно во время выполнения. В частности, если обнаружено, например, несоответствие проекта закона о государственно бюджете Украины на следующий год Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период или требованиям составления проекта государственно бюджета Украины, установленным бюджетными кодексом Украины, то Верховная Совет Украины по результатам обсуждения проекта закона в государственно бюджете Украины на следующий год может принять решение о его отклонении.

Контроль верховной рады Украины по соблюдением бюджетного законодательства на первой и второй стадиях бюджетного процесса играет важную роль, позволяет выявить отклонения от запланированных нормативов, нарушения бюджетного законодательства, Которые еще не привели к негативным последствиям. Это, в свою очередь, позволяет внести определенные коррективы в проект закона, с целью предупреждения негативных последствий в будущем. Такой контроль называется предыдущего, поскольку он проводится в принятия управленческого решения, в данном случае закон Украины о государственно бюджете Украины на Соответствующий время.

На третьей стадии бюджетного процесса - исполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в Закон о государственно бюджете Украины, парламент также Соответствующие контрольные полномочия.

Верховная Рада Украины осуществляет контроль за выполнением государственно бюджета Украины как непосредственно, так и через Счетную палату. Так, в Верховную Раду Украины, во время представления Кабинет министров Украины проекта закона о государственно бюджете Украины на следующий ч, представляется доклад о ходе исполнения государственно бюджета Украины текущего года, предоставляет возможность парламента контролировать процесс выполнения.

Во время такого этапа, как внесение изменений в закон о государственно бюджете Украины, контрольные полномочия верховной рады Украина реализуются путем проверки предложенных субъект объектами законодательной инициативы изменений на соответствие бюджетному законодательству. При проведении такой проверки парламент не допустит, чтоб изменения, Которые вносятся в закон о государственно бюджете Украины, вносили изменения в другие Законодательные акты Украины. В таком случае сначала вносятся изменения в Соответствующий закон, и только после того рассматриваются предложения об изменениях в закон о государственно бюджете Украины в согласование с положениями Регламента верховной рады Украины.

Контрольные функции на четвертой стадии бюджетного процесса, в согласование Конституции Украины (ст. 85) и Бюджетного кодекса Украины (ст. 62), парламент осуществляет при рассмотрении отчета об исполнении закона о государственно бюджете Украины, подает ему Кабинет министров Украины, по результатам обсуждения которого принимается решение. Свои выводы Относительно поступления и использования средств государственно бюджета Украины за предыдущий ч предоставляет Счетная палата Украины. При рассмотрении отчета могут быть заслушаны главные распорядитель бюджетных средств Относительно использования ими средств государственно бюджета Украины и результатов выполнения соответствующих бюджетных программ.

На пленарных заседании верховной рады Украины годовой отчет об исполнении закона о государственно бюджете Украины за предыдущий год рассматривается НЕ позднее чем в двухнедельный срок со дня получения указанных выводов счетной палаты. В данном случае контроль за соблюдением бюджетного законодательства в утверждение годового отчета об исполнении закона в государственно бюджете Украины осуществляет Счетная палата, действует от имени верховной рады Украины.

При рассмотрении годового отчета об исполнении закона о государственно бюджете Украины за предыдущий год заслушиваются доклад Министра финансов Украины и содоклад Председателя счетной палаты и голови бюджетного комитета парламент, проводится полное обсуждение и принимается постановление по отчету об исполнении закона о государственно бюджете Украины.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины Верховная Рада Украины утверждает решение о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, НЕ предусмотренных Государственным бюджетом Украины, а также осуществляет контроль за их использованием. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи БК Украины, Верховная Рада Украины в течение всего времени выполнения бюджета осуществляет мониторинг использование кредитов (займов), привлеченных от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Верховная Рада Украины также осуществляет контроль за деятельностью счетной палаты Относительно выполнения им полномочий, установленных Законом Украины " О счетной палате ", этим Кодексом и другими законами Украины.

2. Важную роль в осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства играют постоянные комитеты парламента, участвующих в бюджетном процессе при подготовке к рассмотрения в верховной Раде Украины проекта Закон о государственно бюджете Украины и отчета в выполнении государственно бюджета Украины в части, отнесенной к их компетенции. Кроме этого они, в пределах, установленных Действующим законодательством, готовят и предварительно рассматривают вопросы о выполнении государственно бюджета Украины (включая выводы и предложения счетной палаты по результатам контроля за соблюдением бюджетного законодательства).

Общие направления деятельности комитетов верховной рады Украины определяются Конституцией Украины и Регламентом верховной рады Украины. Их задача и функции, в том числе и на соответствующих стадиях бюджетного процесса, конкретизируются в Законе Украины " В комитет верховной рады Украины " (в редакции Закона N 3277-IV от 22.12.2005 г., с изменениями и дополнениями), положениях о соответствующих комитета, Которые утверждаются верховной Радой Украины.

Одной из основных функций комитетов, на первой стадии бюджетного процесса, участие в составлении проекта закона Украины о государственно бюджете Украины, и на второй - участие в его принятии. В статье 27 Закона Украины " В комитет верховной рады Украины ", которая называется " Контрольная деятельность комитетов в бюджетном процессе ", определены права и обязанности 'связки комитетов в бюджетном процессе. Так, комитеты, на первой и второй стадиях бюджетного процесса, Имеют право: выступления на парламентско слушаниях по вопросам бюджетной политики, на выступление своего представителя в обсуждении вопроса при рассмотрении проекта закона в государственно бюджете Украины в первом чтении. В то же время, на них возложенных обязанность 'связь при подготовке проекта закона о государственно бюджете Украины на первое чтение рассмотреть проект закона в Государственный бюджет Украины, сформировать свои предложения, передать их в комитет по вопросам бюджета и назначить своих представителей для работы в нем.

Кроме того, в согласование с Действующим законодательством, комитеты наделены правом внесения предложений к постановление об одобрение или Принятие к сведению основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.

Да, полномочия комитетов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства реализуются при рассмотрении ими проекта закона о государственно бюджете Украины, по результатам которого они формируют свои предложения к нему и передают их в Комитет верховной рады Украины по вопросам бюджета, участия в обсуждении выводов и предложений к проекту закона о государственно бюджете Украины, подготовке проекта закона в государственно бюджете Украины к первому чтению, его рассмотрении в верховной Раде Украины.

Участие комитетов верховной рады на третьей стадии бюджетного процесса предполагает осуществления ими контроля за выполнением государственно бюджета Украины в части, отнесенной к предметам их ведения, для обеспечения целесообразности, экономносты и эффективности использования государственных средств в порядке, установленном законом.

В Бюджетный кодексе не определена роль комитетов верховной рады Украины на третьей стадии бюджетного процесса при внесение изменений в закон о государственно бюджете Украины. Но в регламенте верховной рады Украины отмечается, что проект закона о внесение изменений в закон о государственно бюджете Украины рассматривается комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, Который готовит проект соответствующего заключения.

Комитеты Имеют право готовит и предварительно рассматривать вопрос об отчете об исполнении государственно бюджета Украины. Участие каждого комитета в осуществлении указанной функции неодинакова, поскольку зависит от задач, Которые они выполняют. Так, в согласование с Регламентом верховной рады Украины комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, совместно со счетной палатой рассматривают, Поданные Кабинет министров Украины, годовой отчет о выполнении Закона о государственно бюджете Украины и готовят заключения по поступлению средств в Государственный бюджет Украины и их использования в течение 15 дней со дня представления отчета в Верховную Раду.

В контрольной деятельности комитетов, то по результатам обсуждения вопросов на их заседаниях , большинством голосов присутствующих кроме случаев, предусмотренных вышеуказанным законом, принимаются рекомендации.

При осуществления контрольных функций комитеты верховной рады Украины Имеют право в порядке контроля за законностью, экономичностью и эффективностью расходов, осуществляемых из державного бюджета, заслушивать Первого вице-'премьер-министра, вице-' премьер-министров, министров, руководителей государственных органов, а также органов местного самоуправления, представителей в "объединений граждан, отдельных граждан. В порядке выполнения контрольных полномочий, по письменному приглашению комитета, на его заседания обязательства 'связанные прибытий на слушания Указанные лица, другие должностные лица и дать раз "объяснения по вопросам, рассматриваемым комитетом.

Если вопросы относятся к ведению нескольких комитетов, то они могут по их инициативе, а также по поручению верховной рады Украины рассматриваться комитетами совместно.

3. О важной роли верховной рады Украины в осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства на третьей стадии бюджетного процесса, непосредственно во время выполнения бюджета, свидетельствует то, что ее контрольные полномочия именно на этой стадии конкретизированы в Бюджетный кодексе Украины и реализуются при заслушиваниы отчетов о состоянии выполнения государственно бюджета Украины, в том числе заслушиваниы отчетов распорядителем бюджетных средств об использовании ими средств государственно бюджета Украины.

Контроль верховной рады Украины по выполнением государственно бюджета Украины носит систематический характер, поскольку парламент постоянно получает информацию о его выполнении. Так, Государственное казначейство Украины представляет верховной Раде Украины месячный отчет в сводных показателях исполнения государственно бюджета Украины и квартальный отчет о выполнении государственно бюджета Украины. Вот органов взыскания Верховная Совет Украины получает информацию о потерях доходов бюджета.

К полномочиям верховной рады Украины по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится и осуществление контроля за внедрением средств резервного фонда державного бюджета, формой которого является предусмотренное Действующим законодательством ежемесячная отчетность Кабинет министров Украины перед верховной Радой Украины в расходование средств резервного фонда державного бюджета. Согласно Порядка использования резервного фонда бюджета (утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 415 от 29.03.2002 г.) информацию (отчет) в использовании средств из резервного фонда державного бюджета представляет верховной Раде Украины также Государственное казначейство Украины.

Аудит использования средств резервного фонда государственно бюджет от имени верховной рады Украины осуществляет Счетная палата, при проведении контроля уделяет внимание объема, структуре и направлениям расходов резервного фонда бюджета, проверяет обоснованность обращений, ходатайств в выделение средств из резервного фонда, целесообразность, законность выделения таких средств, финансировании и результаты использования средств резервного фонда, эффективность управления средствами резервного фонда державного бюджета, эффективность использования и использование их по целевому назначению. Счетная палата самостоятельно планирует проведение таких проверок или по обращению верховной рады Украины, других уполномоченных органов. О результатах контрольного мероприятия, в установленные законодательством сроки, сообщается Верховная Рада Украины, значит он, Анализируя материалы счетной палаты, имеет возможность осуществить контроль за внедрением средств резервного фонда державного бюджета.

4. Ключевую роль в осуществлении предоставленной комитетам верховной рады Украины функции - участие в составлении проекта закона в государственно бюджете Украины, его принятие, контроле за исполнением державного бюджета, рассмотрении отчета об исполнении государственно бюджета, играет Комитет верховной рады Украины по вопросам бюджета.

Контрольные функции Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета в соответствующих сферах определены в постановлении верховной рады Украины " О перечне, количественно составе и предметах ведения комитетов верховной рады Украины "пятого созыв " (N 8-V от 11.07.2006 г.), с последующими изменениями и дополнениями. Так, указанный комитет осуществляет контрольные функции по вопросам: гос бюджетной политики и межбюджетных отношений; государственно бюджета Украина (включая вопросы доходов, расходов бюджета, контроля за исполнением бюджета) бюджетного процесса; оценки соответствия законопроектов требованиям Бюджетного кодекса Украины и т. д. (П. 1 пп. 11 приложения к указанного постановления " Предметы ведения комитетов верховной рады Украины "пятого созыв и Специальной контрольной комиссии верховной рады Украины по вопросам приватизации ").

Полномочия Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета по контролю за соблюдением бюджетного законодательства реализуются при подготовке соответствующих выводов, Которые получают статус бюджетных выводов верховной рады Украины.

Законодательством предусматривается, что народные депутаты, комитеты разрабатывают свои предложения по Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и направляют их в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, т.е. в Комитет по вопросам бюджета, не позднее чем за три дня до рассмотрения вопроса об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период верховной Радой, Который обобщает поступившие, и готовит проект постановления верховной рады в одобрение или принятие к сведению основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период. Контрольные функции Комитета по вопросам бюджета реализуются на разных стадиях бюджетного процесса. На второй стадии бюджетного процесса, во время представления проекта закона о государственно бюджете Украины на следующий год верховной Раде Украины, Председатель Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета Выступает с докладом о согласование проекта закона о государственно бюджете Украины на следующий год Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и требованиям Бюджетного кодекса Украины. Комитет верховной рады Украины по вопросам бюджета проверяет проект закона о государственно бюджете Украины, Который подается Кабинет министров Украины, на соответствие Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и готовит Соответствующий вывод.

На Комитет верховной рады Украины по вопросам бюджета возложенных функция доработки проекта закона Украины в Государственный бюджет Украины, что указывает на основную роль в осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства на второй стадии бюджетного процесса.

Выполнение законопроектной функции, которая заключается в разработке проектов законов, других актов верховной рады Украины, предшествующих их рассмотрении, подготовке заключен и предложений по ним, доработке по поручению верховной рады Украины отдельных законопроектов по результатам их рассмотрения на первом и последующих чтениях, обобщении замечаний и предложений, поступивших к законопроектам (ст. 12 Закона Украины " В комитет верховной рады Украина ") более детализированное в Бюджетный кодексе Украины Относительно Комитета верховной рады Украины по вопросам бюджета, согласно которому он наделен полномочиями проверять законопроекты, Представленные на рассмотрение верховной рады Украины, на соответствие бюджетному законодательству. Так, каждый законопроект после его регистрации НЕ позднее как в п 'пятидневный срок направляется Председателем верховной рады Украины или в согласование с распределения обязанность 'связей Первым заместителем, заместителем Председателя верховной рады Украина в Комитет по вопросам бюджета, для проведения экспертизы Относительно его влияния на показатели бюджета и соответствия законам, Которые регулируют бюджетные отношения.

Кроме того, Комитет верховной рады Украины по вопросам бюджета осуществляет Предварительное рассмотрение годового отчета о выполнении закона о государственно бюджете Украины и готовит проект решения по данному отчету для рассмотрения верховной Радой Украины. Он также предварительно Рассматривает информацию Кабинет министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственному казначейства Украины, вторых Центральных органов вот-вот от исполнительной власти в состоянии выполнения закона в государственно бюджете Украины в течение соответствующего бюджетного периода.

Для подготовки и предварительного рассмотрения бюджетных вопросов Комитет ВР по вопросам бюджета имеет право Получить любую Необходимую ему для этого информацию в государственный и местные бюджеты от органов вот-вот от исполнительной власти и органов местного самоуправления.