Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 116. Порушення бюджетного законодавства
1. Порушенням бюджетного законодавства визнається порушення учасником бюджетного процесса установленных настоящим Кодексом или иным бюджетными законодательством норм Относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджета и отчетности в его исполнении, а именно:
1) включение недостоверных данных в бюджетные запросы
2 ) нарушение установленных сроков представления бюджетных запросов или их непредставлением
3) определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей
4) планирование поступлений или расходов державного бюджета (местного бюджета), не отнесенных к таким этим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины
5) нарушение установленного порядка или сроков представления проекта закона о государственно бюджете Украины (проекта решения о местном бюджете) на рассмотрение верховной рады Украины (верховной рады Автономной Республики Крым, местного совета)
6) нарушение установленного порядка или сроков рассмотрения проекта и принятия закона о государственно бюджете Украины (решения в местном бюджете)
7) принятие решения о местном бюджете с нарушением требований настоящего Кодекса или закона в государственно бюджете Украины (в том числе по составлению бюджета в части межбюджетных трансфертов, доходов и расходов местных бюджетов, Которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов)
8) нарушение требований этого Кодекса Относительно утверждения державного бюджета (местного бюджета) с дефицитом или профицитом
9) включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, НЕ отнесенных к таким этим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины
10) Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейских счета (за исключением средств, что получаемых учреждениями Украины, Которые функционируют за рубежом), а также аккумулирования их на счетах органов, что контролируют взимания поступлений бюджета
11) Зачисление доходов бюджета к другому, чем определено этим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины, бюджета, в том числе вследствие осуществления разделения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров
12) осуществление государственных (местных) заимствований, предоставления государственных (местных) гарантий с нарушением требований настоящего Кодекса
13) принятие решений, Которые привели к превышения предельных объемов державного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий
14) размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований настоящего Кодекса
15) создание внебюджетных фондов, нарушение требований настоящего Кодекса об открытие внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств
16) нарушение порядка или сроков представления, рассмотрения и утверждения смет и других документов, применяемых в процессе выполнения бюджета, утверждение в смете показателей, НЕ подтвержденных расчетами и экономическими обоснование
17) нарушение порядка или сроков представления и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе)
18) нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований к распорядителем бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств
19) нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах государственно казначейства Украины
20) взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышения полномочий, установленных настоящим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины
21) нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств, включая необоснованны отказ в регистрации или несвоевременную регистрации бюджетных обязательств
22) нарушение требований этого Кодекса при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги по счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты
23) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также необоснованны отказ в проведении платежа органами гос казначейской службы Украины
24) Нецелевое использование бюджетных средств
25) нарушение требований этого Кодекса при осуществлении расходов державного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступлением в силу закона о государственно бюджете Украины (несвоевременного принятия решения о местном бюджете)
26) предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований настоящего Кодекса и/или установленных условий кредитования бюджета
27) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки этому Кодекса
28) осуществление расходов, кредитование местного бюджета, Которые в согласовании с реальным Кодексом Должны проводится из второго бюджета
29) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышения вопреки этому Кодекса или закона о государственно бюджете Украины
30) нарушение требований этого Кодекса Относительно выделения средств из резервного фонда бюджета
31) нарушение установленных требований по применению бюджетной классификации
32) включение недостоверных данных в отчеты об исполнении державного бюджета (местного бюджета), годового отчета об исполнении закона о государственно бюджете Украины (решения о местном бюджете), а также нарушение порядка и сроков представления таких отчетов
33) нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности в выполнении бюджетов
34) нарушение установленных порядка или сроков представления финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также представления такой отчетности в неполно объеме
35) несоответствие данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета
36) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также нарушение порядка и сроков представления таких отчетов
37) издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону
38) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки этому Кодекса или закона о государственно бюджете Украина
39) нарушение требований статьи 28 настоящего Кодекса Относительно обнародования и доступности информации о бюджете
40) другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.
Комментарий :
1. Основанием ответственности за главой 18 Бюджетного кодекса Украины является Установленный факт совершения участником (участниками) бюджетного процесса нарушения бюджетного законодательства, основные признаки которого приведены в ст. 116 комментируемого Кодекса.
Нарушение бюджетного законодательства - это действие или бездействие участника бюджетного процесса, повлекшей нарушение установленного законодательством порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджетов и отчетов об их выполнении.
Действие или бездействие образуют объективную сторону бюджетного правонарушения, то есть те его признаки, характеризующие именно поведение участников бюджетного процесса. Большинство правонарушений характеризуются бездействием виновных лиц, Отдельные же (такие, например, как Нецелевое использование бюджетных средств) совершаются активными действиями.
В ст. 116 отсутствуют указания на субъективную сторону бюджетного правонарушения, то есть, прежде всего, на то - обязательно наличие вины правонарушителя, которая ее форма (умысел или неосторожность), необходимо устанавливать мотивы совершения правонарушения и т.п.. Сейчас анализ практики привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения свидетельствует о том, что бюджетные правонарушения могут вчинюватися (Относительно действий физических лиц) как умышленно, так и неосторожно.
Субъектами правонарушений выступают участники бюджетного процесса, то есть органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (см. комментарий к ст. 19 БК), кроме верховной рады Украины. В случае принятия верховной Радой Украины бюджетных законов, нормы которых НЕ соответствуют Конституции Украины, эти нормы в установленном порядке могут быть признаны Конституционным Судом Украины неконституционным. Такие нормы теряют силу со дня принятия этого Решения Конституционным Судом Украины (см. Закон Украины "О конституционном Суде Украины", а также Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно представлению 55 народных депутатов Украины Относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений ст. ст. 58, 60 Закона Украины "О государственно бюджете Украины на 2001 год" и Верховного Суда Украины Относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений п.п. 2 - 5, 8, 9 ч. 1 ст. 58 Закона Украины "О государственно бюджете Украины на 2001 год "и пп. 1 п. 1 Закона Украины "О Некоторых мерах по экономии бюджетных средств" (дело Относительно льгот, компенсаций и гарантий) от 20 марта 2002 г. N 5-рп/2002. Дело N 1-15/2002).
Объектом бюджетного правонарушения является бюджетная система Украины, ее принципы, правовые основы функционирования, бюджетный процесс и межбюджетные отношения. Предметом выступают бюджетные средства, - принадлежащие соответственно с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета.
2. Ст. 116 БК содержит общее определение бюджетного правонарушения. Однако анализ содержания следующих статей Кодекса, а также норм других законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что существуют такие виды конкретных бюджетных правонарушений:
Виды бюджетных правонарушений, ответственность за Которые предусмотрена непосредственно статьями БК:
1) включение недостоверных данных в бюджетные запросы
2) нарушение установленных сроков представления бюджетных запросов или их непредставлением
3) определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей
4) планирование поступлений или расходов державного бюджета (местного бюджета), не отнесенных к таким этим Кодексом или законом в государственно бюджете Украины
5) нарушение установленного порядка или сроков представления проекта закона о государственно бюджете Украины (проекта решения о местном бюджете) на рассмотрение верховной рады Украины (верховной рады Автономной Республики Крым, местного совета)
6) нарушения установленного порядка или сроков рассмотрения проекта и принятия закона о государственно бюджете Украины (решения о местном бюджете)
7) принятие решения о местном бюджете с нарушением требований настоящего Кодекса или закона о государственно бюджете Украины (в том числе по составления бюджета в части межбюджетных трансфертов, доходов и расходов местных бюджетов, Которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов)
8) нарушение требований этого Кодекса Относительно утверждения державного бюджета (местного бюджета) с дефицитом или профицитом
9) включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таким этим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины
10) Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейских счета (По исключением средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующем за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, Которые контролируют взимание поступлений бюджета
11) Зачисление доходов бюджета в другой, чем определено настоящим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины, бюджета, в том числе в результате осуществления разделения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров
12) осуществление государственных (местных) заимствований, предоставления государственных (местных) гарантий с нарушением требований настоящего Кодекса
13) принятие решений, Которые привели к превышения предельных объемов державного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (Местных) гарантий
14) размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований настоящего Кодекса
15) создание внебюджетных фондов, нарушение требований этого Кодекса Относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств
16) нарушение порядка или сроков представления, рассмотрения и утверждения смет и других документов, применяемых в процессе выполнения бюджета, утверждение в смете показателей, НЕ подтвержденных расчетами и экономическими Обоснование
17) нарушение порядка или сроков представления и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе)
18) нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований в распорядителем бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств
19) нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах государственно казначейства Украины
20) принятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышения полномочий, установленных настоящим Кодексом или законом о государственно бюджете Украины
21) нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств, включая необоснованны отказ в регистрации или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств
22) нарушением требований настоящего Кодекса при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты
23) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами государственно казначейства Украины
24) Нецелевое использование бюджетных средств
25) нарушение требований этого Кодекса при осуществлении расходов державного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступлением в силу закона о государственно бюджете Украины (несвоевременного принятия решения в местном бюджете)
26) предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований настоящего Кодекса и/или установленных условий кредитования бюджета
27) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки этому Кодекса
28) осуществление расходов, кредитования местного бюджета, в согласовании с реальным Кодексом Должны проводится из второго бюджета
29) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки этому Кодекса или закона о государственно бюджете Украины
30) нарушение требований этого Кодекса Относительно выделения средств из резервного фонда бюджета
31) нарушение установленных требований по применению бюджетной классификации
32) включение недостоверных данных в отчеты об исполнении державного бюджета (местного бюджета), годового отчета об исполнении закона о государственно бюджет Украины (решения о местном бюджете), а также нарушение порядка и сроков представления таких отчетов
33) нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов
34) нарушение установленных порядка или сроков представления финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также представления такой отчетности в неполно объеме
35) несоответствие данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета
36) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также нарушение порядка и сроков представления таких отчетов
37) издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону
38) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки этому Кодекса или закона о государственно бюджете Украины
39) нарушение требований статьи 28 настоящего Кодекса Относительно обнародования и доступности информации о бюджете
40) другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.
Бюджетные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (КоАП):
1) включение недостоверных данных в бюджетные запросы, что привело к утверждению необоснованных бюджетных назначений или необоснованных бюджетных ассигнований (Ч. 1 ст. 16412 КоАП)
2) нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги по счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты (Ч. 1 ст. 16412 КоАП)
3) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также необоснованны отказ в проведении платежа органами государственно казначейства Украины (ч. 1 ст. 16412 КоАП)
4) нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении расходов державного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступлением в силу закона о государственно бюджете Украины (несвоевременного принятия решения в местном бюджете) на Соответствующий час (ч. 1 ст. 16412 КоАП)
5) принятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышения полномочий, установленных бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч (Ч. 3 ст. 16412 КоАП)
6) включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, НЕ отнесенных к таким бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
7) Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейских счета (за исключением средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующем за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, Которые контролируют взимание поступлений бюджета (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
8) Зачисление доходов бюджета в другой, чем определено бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, бюджета, в том числе в результате осуществления разделения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
9) осуществление государственных (местных) заимствований, предоставления государственных (местных) гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
10) принятия решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий (Ч. 3 ст. 16412 КоАП)
11) размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
12) создание внебюджетных фондов, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины Относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
13) предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины и/или установленных условий кредитования бюджета (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
14) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки Бюджетному кодексу Украины (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
15) нарушение требований Бюджетного кодекса Украины в выделение средств из резервного фонда бюджета (ч. 3 ст. 16412 КоАП)
16) осуществление расходов, кредитование местного бюджета, согласно Бюджетному кодексу Украины Должны проводится из второго бюджета (ч. 5 ст. 16412 КоАП)
17) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч; Нецелевое использование бюджетных средств (ч. 5 ст. 16412 КоАП) издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону (ч. 5 ст. 16412 КоАП)
18) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч (ч. 5 ст. 16412 КоАП).
Бюджетные правонарушения, ответственность за Которые предусмотрена уголовным кодексом Украины (далее - УК):
1) Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах или особо крупных размерах (ст. 210 УК)
2) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу Украины или законом в государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, если предметом ЭТИХ действий были бюджетные средства в крупных размерах или особо крупных размерах (ст. 210 УК)
3) издание служебной лицом нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах или особо крупных размерах (ст. 211 УК).
3. Бюджетными нарушениями по прямому указанию ст. 116 БК является (наряду с Указанными действиями и бездействием) также любое другое несоблюдение участником бюджетного процесса установленного БК и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета. Таким образом, каждая бюджетно-правовая норма, устанавливающая правила осуществления бюджетного процесса на различных его стадиях, в случае ее нарушения является нормой, которая одновременно определяет состав бюджетного правонарушения. Изложенное обусловливает классификацию бюджетных правонарушений по стадиям бюджетного процесса.
В зависимости от стадии бюджетного процесса бюджетные правонарушения делятся на:
1) стадия составления проектов бюджетов:
а) нарушение установленных сроков представления главными распорядителем бюджетных средств бюджетных запросов министерств финансов Украина, Министерства финансов Автономной Республики Крым, Местным финансовым органам или непредставлением их вообще
б) включение распорядитель бюджетных средств недостоверных данных в бюджетные запросы
в) нарушения распорядителем бюджетных средств требований инструкций по подготовке бюджетных запросов
г) представление решения в местном бюджете с нарушением установленного порядка и сроков; непредставлением или представление с нарушением установленных сроков национальным банком Украины проекта основных принципов денежно-кредитной политики и проекта сметы своих доходов и расходов на следующий бюджетный период
2) стадия рассмотрения и принятия проекта закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, решение о местном бюджете:
а) нарушение установленного порядка и сроков рассмотрения и принятия решения в местный бюджет
б) принятия соответствующих советом решения о местном бюджете, а не соответствует положениям и показателям закона о государственно бюджете Украины
в) принятия соответствующих советом решения о создание специального фонда в составе местного бюджета в случае, когда такое создание не предусмотрено законом о государственно бюджете Украины
г) принятие решения о признании главными распорядителем бюджетных средств учреждений и организаций, статус которых НЕ соответствует статье 22 Бюджетного кодекса Украины
г) планирование расходов местных бюджетов, а не отнесенных к таким бюджетными кодексом Украины и законом о государственно бюджете Украина
д) принятия соответствующих советом решения о зачисления в доходы местных бюджетов налогов, сборов (обязательных платежей), что противоречит Бюджетному кодексу Украины и закона о государственно бюджете Украины
е) принятие решения о местном бюджете с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины и закона о государственно бюджете Украины по формированию бюджета в части делегированных государственных полномочий
3) стадия исполнения бюджета, в том числе внесение в случае потребности изменений в закон о государственно бюджете Украины, решения о местном бюджете:
а) Нецелевое использование бюджетных средств
б) невыполнение требований законодательства Относительно зачисления доходов:
4) Зачисление средств в специальный фонд бюджета с источников, НЕ определенных законом о государственно бюджете Украины, решением о местном бюджете
5) Зачисление доходов державного и местных бюджетов на любые счета, кроме единого казначейских счета державного бюджета и местных бюджетов, и аккумулирование их на счетах органов взыскания
в) несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами:
6) осуществление расходов державного и местных бюджетов вопреки требованиям части первой ст. 46 и ст. 79 Бюджетного кодекса Украины
7) невыполнение требований законодательства по предоставления и возврату бюджетных средств, полученных на возвратное основе
8) несоблюдение установленного порядка выполнения платежных документов по операциям с бюджетными средствами
9) невозврата распорядитель бюджетных средств сумм субвенций, использованных не по целевому назначению в течение бюджетного года
10) размещение бюджетных средств на банковских депозитах или передача в доверительное управление (открытие счетов вне системы государственно казначейства Украины), если иное не предусмотрено законом
11) проведение предварительной оплаты (авансовых платежей) по товары (работы, услуги) по счет бюджетных средств с нарушением законодательства; несоблюдение условий предоставления гарантий по выполнению долговых обязательств
12) несоблюдение порядка и условий осуществления заимствований в местные бюджеты
13) несоблюдение законодательства при возвращению налогоплательщику излишне или чрезмерно уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей)
г) нарушение при взятие бюджетных обязательств:
14) взятие бюджетных обязательств без установления соответствующих бюджетных ассигнований
15) взятие бюджетных обязательств сверх объемов установленных бюджетных ассигнований
16) взятие бюджетных обязательств без надлежаще полномочий
17) необоснованны отказ в регистрации или Несвоевременная регистрация бюджетных обязательств
г) нарушение при ведении и представления документов, применяемых в бюджетном процессе:
18) несоответствие данных, приведенных в документах, применяемых в бюджетном процессе, данным бухгалтерского учета
19) несоблюдение установленных сроков представления органа государственно казначейства Украины документов, применяемых в бюджетном процессе
20) несоблюдение установленных порядка и сроков утверждения смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств и внесения в них изменений
д) несоблюдение требований законодательства о внесения изменений в закон о государственно бюджете Украины, решения о местном бюджете
е) другие бюджетные правонарушения на стадии исполнения бюджетов: осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление по счет бюджетных средств ссуды юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о государственно бюджете Украины
21) осуществление в течение бюджетного периода расходов на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов
22) осуществление расходов, НЕ отнесенных в местные бюджеты бюджетными кодексом Украины и законом о государственно бюджете Украины, за счет местных бюджетов
23) создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями
24) несоблюдение порядка выделения и использования средств из резервного фонда бюджета
25) несоблюдение требований закона о государственно бюджете Украины, решения о местном бюджете
26) принятие решений, Которые привели к превышения предельных размеров державного долга (Долгая Автономной Республики Крым, органов местного само управления) и предоставление гарантий по выполнению долговых обязательств
27) несоблюдение установленных сроков доведения уполномоченными органами сведений об объемах бюджетных ассигнований в распорядителем бюджетных средств
28) издание нормативно-правовых актов, Которые изменяют доходы и расходы бюджета, с нарушением установленного законом порядке
29) превышение объемов расходов на обслуживание долга местных бюджетов более на 10% расходов общего фонда соответствующего местного бюджета в течение любого бюджетного периода, в котором осуществлялось обслуживание долга
4) стадия подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета и принятие решения по нему:
а) несоблюдение установленных порядка и сроков по предоставления и/или рассмотрения отчета об исполнении закона о государственно бюджете Украины, решения о местном бюджете
б) несоблюдение главными распорядителем, распорядителем бюджетных средств и получателями бюджетных средств срока представления финансовой отчетности
в) представление финансовой отчетности распорядителем бюджетных средств и получателями бюджетных средств с нарушением установленного срока, с недостовернымы данными и/или не в полном объеме
г) несоответствие данных, указанных в финансовой отчетности, данным бухгалтерского учета.
4. Бюджетный кодекс различает такие последствия бюджетных правонарушений: меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства (см. комментарии к ст. ст. 117, 120); привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства (см. комментарий к ст. 121).
5. Ответственность за бюджетные правонарушения наступает при:
1) выявление факта правонарушения уполномоченными на то органами
2) соблюдение процессуальных требований Относительно порядка засвидетельствования факта бюджетного правонарушения
3) применение уполномоченными на то органами и должностным лицами санкций, предусмотренных Действующим законодательством.
6. Выявление и подтверждения фактов бюджетных правонарушений возложенных на:
1) Счетную палату (см.: ст. 110 БК, Закон Украины "О счетной палате" от 11 июля 1996 года (с изменениями); Стандарт счетной палаты "Порядок подготовки и проведения проверок и оформления их результатов", утвержденные постановлением Коллегии счетной палаты Украины N 28-6 от 27 декабря 2004)
2) Министерство финансов Украины (см.: ст. 111 БК, Положение о Министерстве финансов Украины, утвержденное постановлением Кабинет министров Украины N 1837 от 27 декабря 2006 года (с изменениями, внесеннымы согласно постановления Кабинет министров Украины N 101 от 27 февраля 2008))
3) Государственное казначейство (см.: ст. 112 БК, Положение о государственно Казначейства, утвержденными постановлением Кабинет министров Украина N 1232 от 21 декабря 2005 года (с изменениями, внесеннымы согласно постановления Кабинет министров Украины N 676 от 26 апреля 2007)) гос контрольно-ревизионной службе (См.: ст. 113 БК, Закон Украины N 2939-XII "О гос контрольно-ревизионной службе в Украине" от 26 января 1993, с последующими изменениями, Положение о Главном контрольно-ревизионное управления Украины, утвержденно постановлением Кабинет министров Украины N 884 от 27 июня 2007 года (с изменениями, внесеннымы согласно постановления Кабинет министров Украины N 1053 от 3 декабря 2008))
4) Правоохранительные органы - органы гос налоговой службы Украины, Службы безопасности Украины, гос таможенное службы, органы внутренних дел (см. законы, устанавливающие полномочия соответствующих правоохранительных органов, а также Уголовно-процессуальный кодекс Украины).
7. Органами, имеющих право налагать санкции за бюджетное правонарушение, являются:
1) Кабинет Министров Украины (ч. 1 ст. 122 БК)
2) министр финансов Украины (ч. 1 ст. 117 и ст. 124 БК)
3) руководитель органа государственно казначейства Украины (ч. 1 ст. 117 и ст. 124 БК)
4) руководитель органа гос контрольно-ревизионной службы Украины (ч. 1 ст. 117 и ст. 124 БК)
5) министр финансов Автономной Республики Крым (ст. 124 БК)
6) руководитель местного финансового органа (ч. 1 ст. 117 и ст. 124 БК)
7) председатель Совета министров Автономной Республики Крым (ч. 2 ст. 122 БК)
8) главы областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций (Ч. 2 ст. 122 БК)
9) председатели районных государственных администраций, голови исполнительном органа городских (города республиканского Автономной Республики Крым или города областного значения) советов (ч. 3 ст. 122 БК)
10) главы исполнительных органов городских городов районного значения, поселковых и сельских советов (ч. 1 ст. 117 БК)
11) главные распорядитель бюджетных средств (ч. 1 ст. 117 БК)
12) судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в нарушениях, предусмотренных ст. 16412 КоАП (ст. 221 КоАП)
13) суды первой инстанции в нарушениях, предусмотренных ст. ст. 210 и 211 УК (Закон Украины "О судоустройству и статусе судей ").
8. При осуществлении своих полномочий должностные лица соответствующих органов Должны также предупреждать и выявле правонарушения, что, как правило, сопровождают бюджетные правонарушения:
1) Злоупотребление властью или служебным положением
2) использование своего служебного положения в корыстных целях, а также, в согласовании с законодательством считаются коррупционнымы
3) превышение власти или служебных полномочий
4) предвзятость или приверженность любого субъекта хозяйства или конкретного лица
5) служебный подлог
6) служебная халатность
7) получение, дача и провокация взятки
8) безосновательный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, Умышленное задержания ее, предоставление недостоверной информации, необоснованное ограничение доступа к такой информации
9) разглашение гос и/или служебной тайны или информации, НЕ подлежащей разглашению (см.: Стандарт державного финансового контроля за внедрением бюджетных средств, державного и коммунального имущества. Предупреждение правонарушений со стороны субъектов державного финансового контроля и их должностных лиц, утвержденные приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины N 168 от 9 августа 2002).